Материалы для подготовки к олимпиаде школьников История языка




Скачать 203.58 Kb.
Название Материалы для подготовки к олимпиаде школьников История языка
Дата публикации 08.10.2014
Размер 203.58 Kb.
Тип Материалы для подготовки
literature-edu.ru > Литература > Материалы для подготовки
Материалы для подготовки к олимпиаде школьников

История языка
I. Генетические связи современного русского языка. Происхождение современного русского литературного языка. Графика

Русский язык в кругу других индоевропейских и славянских языков. Основные признаки родства современного русского языка с индоевропейскими, особенно с изучаемыми в школе английским, французским, немецким, и славянскими языками. Генетическое сходство трех восточнославянских языков: русского, украинского и белорусского. Восточнославянские языковые особенности.

Современный русский литературный язык, его основные признаки. Понятие нормы. История формирования норм современного русского литературного языка.

Происхождение современной русской азбуки. Основные принципы славянской графики, орфографии и пунктуации. Развитие русской графики в связи с изменениями языка. Появление новых букв. Начертательные изменения. Особенности современной русской графики. Черты древнерусской графики, сохранившейся в современном русском языке. Небуквенные графические средства русского письма.
Тренировочные задания

1) Древнерусский язык распался на три самостоятельных языка: русский, малорусский (украинский) и белорусский. Слово «белорусский» означало:

А. язык светловолосых людей

Б. язык людей, живущих в белых жилищах

В. язык людей, живущих на западе Руси

Г. язык людей, живущих праведно

(задание олимпиады «Менделеев», 9-11 классы)
2) В XIV веке единый общевосточнославянский язык распался на три самостоятельных языка, одним из которых был русский. Одновременно с ним из единого языка-предка выделился также:

А. болгарский язык

Б. белорусский язык

В. польский язык

Г. сербский язык

(задание олимпиады «Менделеев», 9-11 классы)
3) Кириллические буквы были созданы на основе:

А. знаков русского потайного письма

Б. букв греческого алфавита

В. букв коптского алфавита

Г. букв латинского алфавита

(задание олимпиады «Менделеев», 9-11 классы)
4) В современном русском языке одно слово от другого отделяется пробелом. В древнерусской письменности пробелы между словами отсутствовали, текст писался в одну строку. Как древнерусские книжники находили границу между словами?

(задание олимпиады «Менделеев», 9-11 классы)
5) Какие из приведенных ниже слов современного русского языка отмечены фонетическими чертами невосточнославянского происхождения:

(а) барабан, (б) между, (в) стена, (г) филин, (д) остолоп, (е) колючий, (ж) колющий, (з) межа, (и) псалтырь, (к) борона, (л) душа, (м) алтын.

(Возможно несколько правильных ответов)

(задание олимпиады «Менделеев», 9-11 классы)
II. Орфография

История русской орфографии: основные орфографические реформы, логика реформирования. Принципы современной русской орфографии, отражение в них исторических процессов.

Тренировочные задания

1) В последней четверти 17 века царь Алексей Михайлович издал следующий указ: «Буде кто в челобитье своем напишет в чьем имени или прозвище, не зная правописания, вместо О – А, или вместо А – О, или вместо Ъ – Ь, или вместо h – Е, или вместо И – I, или вместо У – О, или вместо О – У, или иные в письмах наречия, подобные тем, по природе тех городов, где кто родился и по обыклостям своим говорить и писать навык, того в бесчестье не ставить». О расширении сферы применения какого принципа орфографии этот указ свидетельствовал?

А. фонетического

Б. фонематического

В. морфологического

Г. традиционного

(задание олимпиады «Менделеев», 9-11 классы)
2) Из приведенных ниже слов выберете те слова, написание которых в современном русском языке совпадает с древнерусским:

1. житие, 2. чин, 3. мышь, 4. книги, 5. бью, 6. вести (глагол), 7. мышка, 8. мысль, 9. дать, 10. конь, 11. конец, 12. день, 13. крепкий, 14. лесть, 15. весело, 16. псалтирь, 17. новый, 18. власть, 19. время, 20. зима.

(задание олимпиады «Менделеев», 9-11 классы)
3) Проанализируйте правила написания буквы И в корнях слов после шипящих (Ж, Ш, Щ, Ч) и Ц. О каком качестве шипящих и Ц в древнерусском языке свидетельствуют эти правила?

(задание олимпиады «Менделеев», 9-11 классы)
4) В школах России до 1918 г. учащимся рекомендовали заучивать следующий стишок:
Белый, бледный, бедный бес
Убежал, бедняга, в лес.
Лешим по лесу он бегал,
Редькой с хреном пообедал и т.д.
Как Вы думаете, какое орфографическое правило можно было запомнить с помощью этого текста?

(задание межрегиональной олимпиады МПГУ, 9-11 класс)
5) В церковной азбуке есть буква «ук», которая состоит из двух частей, не связанных

друг с другом лигатурой: ОУ. В современном алфавите сохранилась другая подобная ей

составная буква. Приведите ее печатный вариант, а также древнее и современное название. Объясните появление именно такого начертания этой буквы.

(задание межрегиональной олимпиады, г.Ульяновск, 9 класс)
III. Лексика и этимология

История слов современного русского языка: происхождение слова, изменение значения, расширение – сужение сферы функционирования, изменение стилистической окраски.

Этимологический анализ слова. Вычленение единого смыслового ядра слов современного русского языка.
Тренировочные задания

1) Объясните, почему написание слова свидетель является исторической ошибкой?

(задание всероссийской дистанционной олимпиады по русскому языку «Пишем правильно», 1-4 класс)
2) Назовите, какие слова стали употребляться в современном русском языке вместо устаревших слов: хлябь, диамант, изограф, инфантерия.

(задание всероссийской дистанционной олимпиады по русскому языку «Лексика и фразеология», 1-11 класс)
3) Каково происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, извините?

(задание дистанционной олимпиады всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество» в рамках национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России», 8-11 класс)
4) «Два сапога пара». Найдите неправильное объяснение этимологии слова.

САБО – «обувь для занятия самбо»

ЛАПОТЬ – «обувь на лапу»

ЧЕРЕВИКИ – «обувь, которая изготовлялась с использованием меха с живота (чрева) животного»

БОСОНОЖКИ – «их надевают на босую ногу»

ШЛЁПАНЦЫ – «ими шлёпают при движении»

ВАЛЕНКИ – «при их изготовлении валяют шерсть»

КОНЬКИ – «от слова «конь», потому что стальные полозья спереди раньше украшали фигурками, похожими на лошадиную голову, и они так же, как и кони, «везли»»

САПОГ – «обувь, которую можно надевать в любую погоду»

(задание дистанционной олимпиады всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество» в рамках национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России», 8-11 класс)
5) Встретились как-то слова пышка, опыт, пустой, попытка, пыхтеть, пухнуть, испытание, пускать, пух, пышный, пустыня, опушка, пушка. И показалось им, что они похожи друг на друга. Решили они обратиться к этимологическому словарю с вопросом, есть ли среди них родственники. Помогите словам – найдите среди них группы возможных родственников.

(задание дистанционной олимпиады всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество» в рамках национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России», 8-11 класс)
6) Определите значение слова помешательство в реплике из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Какую мысль хотел выразить Бобчинский? Как эту же мысль высказали бы в этой же ситуации сейчас?

[Ремарка:] Написавши [записку жене, городничий] отдает Добчинскому, который подходит к двери, но в это время дверь обрывается и подслушивавший с другой стороны Бобчинский летит вместе с нею на сцену. Все издают восклицания. Бобчинский подымается.

[Хлестаков:] Что? Не ушиблись ли вы где-нибудь?

[Бобчинский:] Ничего, ничего-с, без всякого-с помешательства, только сверх носа небольшая нашлепка! Я забегу к Христиану Ивановичу: у него-с есть пластырь такой, так вот оно и пройдет.

(задание олимпиады «Ломоносов», 7-9 класс)
7) Прочитайте фрагмент стихотворения Е.А.Баратынского «Смерть».

Каково значение выделенных слов? Укажите, к какой части речи они относятся, и назовите их морфологические характеристики. Есть ли в тексте другие устаревшие слова или формы слов? Ели да, то приведите их, указав, что устарело – значение слова или его форма.

Когда возникнул мир цветущий

Из равновесья диких сил,

В твое храненье всемогущий

Его устройство поручил.
И ты летаешь над твореньем,

Согласье прям его лия

И в нем прохладным дуновеньем

Смиряя буйство бытия.
Ты укрощаешь восстающий

В безумной силе ураган,

Ты, на брега свои бегущий,

Вспять возвращаешь океан.

(задание олимпиады «Ломоносов», 10-11 класс)
8) Все современные славянские языки восходят к единому языку-предку – общеславянскому языку. Слова, образованные от одного общеславянского корня, получили в результате фонетических и морфологических изменений в каждом языке разный облик и разошлись в своем значении, сохранив, тем не менее, следы первоначальной смысловой близости. Проанализируйте значение приведенных ниже слов современного русского языка и сгруппируйте их в зависимости от происхождения.

I.

1. рывок, 2. обида, 3. извлечь, 4. бурьян, 5. рдеть, 6. целый, 7. буря, 8. привлекательный, 9. руда, 10. перерыв, 11. исцелять, 12. видеть, 13. волокно, 14. целина, 15. бурлить, 16. рвать, 17. рыжий, 18. облако, 19. зависть, 20. ров, 21. буйный, 22. волокита

II.

А. *cěl «полный», «неповрежденный»

Б. *velk/volk «тащить», «тянуть»

В. *ry «рыть», «разрывать», «раскрывать с силой»

Г. *rudh «красный»

Д. *burj «быстро, сильно развиваться»

Е. *vid «воспринимать органами зрения»

(задание олимпиады «Менделеев», 9-11 классы)
IV. Фонетика

Развитие фонетической системы современного русского языка. Источники сведений об истории фонетической системы: письменные памятники, данные современного русского литературного языка, данные диалектов современного русского языка.

Система гласных. Основные тенденции развития системы гласных. Исчезнувшие звуки древнерусского языка, их следы в современном русском языке.

Система согласных. Основные тенденции развития системы согласных. История отдельных согласных звуков.
Тренировочные задания

1) В древнерусском языке слово не могло начинаться со звуков:

А. [jе]

Б. [ja]

В. [о]

Г. [jу]

(задание олимпиады «Менделеев», 9-11 класс)
2) Звук е современного русского языка, обозначаемый буквой Е, восходит к трем различным звукам древнерусского языка, которые передавались буквами Ь, Е и h. В современном языке сохранились следы разного происхождения звука е. Разделите следующие слова с буквой Е на три группы (А, Б, В) в зависимости от происхождения (буква, на которую следует обратить внимание, выделена жирным шрифтом):

1. медовый, 2. бесёнок, 3. темень, 4. световой, 5. певец, 6. нарекать, 7. пень, 8. накрепко, 9. пришелец, 10. поверье, 11. жестокий, 12. день, 13. телятина, 14. цена, 15. озеро, 16. плести, 17. снеговик, 18. растекаться, 19. смешной, 20. песец.

(задание олимпиады «Менделеев», 9-11 класс)

3) Слово океан в народной речи иногда произносится как окиян. Зафиксирован такой вариант и в художественной литературе, например у А.С. Пушкина в «Сказке о царе Салтане»:
А какое ж это диво? –
Где-то вздуется бурливо
Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой…
Почему старое заимствование из греческого языка океан превращается в русской речи в окиян? Случаен ли этот факт?

(межрегиональная олимпиада МПГУ, 9-11 класс)

4) Приведите ряды однокоренных слов, в которых реализуются следующие исторические чередования согласных фонем:

д / ж / жд –

г / з / ж –

к / ц / ч –

ск / ст / щ –

г / щ –

п / п’ / пл’ –

зг / зж –

(задание олимпиады «Юные таланты», Пермский государственный университет, 9-11 класс)
V. Морфология

История формирования современной морфологической системы русского языка.

История имени существительного: утраченные формы, способы выражения этого грамматического значения в современном русском языке. «Разносклоняемые» существительные.

История имени прилагательного: полные и краткие формы, особенности их значения и употребления.

История местоимений. Личные местоимения.

Числительные. Формирования современной системы числительных.

История современных спрягаемых и неспрягаемых глагольных форм.

Следы прежнего состояния морфологической системы в современном русском языке.

Тренировочные задания

1) Деепричастия современного русского языка по своему происхождению являются:

А. формами причастий

Б. формами прилагательных

В. наречиями

Г. формами существительных

(задание олимпиады «Менделеев», 9-11 класс)
2) В исходной системе древнерусского языка существовало четыре формы прошедшего времени. Из них значение «прошедшего действия, которое совершилось раньше другого действия в прошлом» передавала:

А. форма аориста

Б. форма имперфекта

В. форма перфекта

Г. форма плюсквамперфекта

(задание олимпиады «Менделеев», 9-11 класс)
3) В древнерусском языке была особая звательная форма, которая употреблялась при обращении. Есть ли в современном разговорном языке подобная форма? Если есть, то укажите её. Сохранились ли в современном языке старые звательные формы? Если да, то у каких слов и как эти формы используются?

(задание олимпиады «Ломоносов», 10-11 класс)
4) В «Российской грамматике» М.В.Ломоносова сказано: «Числительные двое, трое, четверо, десятеро и проч. во всех падежах требуют существительнаго в родительном множественном: двое мещан, трое беглых, девятеро разбойников. Но сие употребляется только о людях, и то по большой части ниских. Ибо не прилично сказать: трое бояр, двое архиереев: но три боярина, два архиерея. В бездушных вещех, которыя только во множественном употребительны, полагаются сии числительныя с окончанием на И, согласными падежами: двои сани <�…> А не свойственно сказать: пятеры столы; но пять столов. Также кроме человека о прочих животных не говорится: шестеры лошади, двои слоны; несвойственно, но шесть лошадей, два слона. Существительные бездушных вещей единственного числа не имеющие, склоняются с сими числительными по общему правилу согласия: двои часы, двоих часов, двоим часам, двоими часами, о двоих часах».

О каком правиле здесь идет речь? Напишите, в чем состоят отличия этой формулировки правила от правила современного русского языка.

(задание XVII всероссийской олимпиады, 11 класс)
5) Найдите «исторических родственников» следующих слов, опираясь на морфемный анализ: силком, пешком, вотчина, польза, союз.

(межрегиональная олимпиада МПГУ, 9-11 класс)

6) А. И тихая луна, как лебедь величавый,

Плывет в сребристых облаках. 

Б. Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плывёт.
Из приведенных отрывков видно, что А.С. Пушкин употреблял слово лебедь как в мужском, так и в женском роде. С чем это связано? Какова современная норма и чем обусловлена «победа» одного варианта над другим? 

(межрегиональная олимпиада МПГУ, 9-11 класс)

7) В рукописях XII – XVII вв. встречаются сложные числительные:
Денегъ полудесята рубля: на полушестынадцати гривенки: полтретьядцать десятинъ.
Какое количество обозначает каждое из этих числительных? Есть ли в современном русском языке слова, восходящие к сложным числительным этого типа?
(межрегиональная олимпиада МПГУ, 9-11 класс)
8) Какой частью речи является слово себе и в каком значении оно употребляется в следующих предложениях:

Он бежит себе в волнах на раздутых парусах. (А.С. Пушкин).
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет вперед и лаю твоего совсем не примечает. (И.А. Крылов).
Все сидит в халате да трубку знай себе покуривает. (Н.В. Гоголь).

(межрегиональная олимпиада МПГУ, 9-11 класс)
9) Одно из слов – дверь, горсть, тень, лошадь, постель, кровать – изменило в ходе истории свой род; однако некоторые следы того, что ранее оно было другого рода, сохранились. Найдите это слово. Свой ответ обоснуйте.

(задание олимпиады «Юные таланты», Пермский государственный университет, 9-11 класс)
10) В русских литературных текстах до XIX века употреблялись необычные слова, которые сохранились в современных северных диалектах. К какой части речи можно отнести эти слова? Ответ обоснуйте.

1) При вспоможении его [двоюродного брата] тотчас был приискан пансион и учитель и тотчас с ними обо всем нужном условленось и договоренось (А. Болотов).

2) Но как одно от другого не далеко, то, может, в сказании ошибенось (В. Татищев).

(задание олимпиады «Юные таланты», Пермский государственный университет, 9-11 класс)
VI. Синтаксис и пунктуация

Исторические основы современных синтаксических конструкций. Следы древнерусского синтаксиса в современном русском языке: конструкции с причастиями, инфинитивами, двойными падежами, числительными.

Система пунктуационных знаков современного русского языка, её происхождение. Функции пунктуационных знаков. Пунктуационная система древнерусского языка, её развитие. Формирование современного конструктивно-синтаксического принципа русской пунктуации. История отдельных пунктуационных знаков.
Тренировочные задания

1) Система пунктуационных знаков современного русского языка складывалась постепенно, однако знак «точка с запятой» (;) встречался уже в древнейших текстах. В ранний период древнерусского языка этот знак употреблялся:

А. с тем же значением, что и в современном русском языке

Б. со значением современного восклицательного знака

В. со значением современного вопросительного знака

Г. со значением знака современных скобок

(задание олимпиады «Менделеев», 9-11 классы)
2) В  букварях и орфографических пособиях XVII – XIX вв. этот знак называли единитный, единительный, знак единительства. Как называется этот знак сегодня?

1) дефис

2) запятая

3) кавычки

4) тире

(задание олимпиады «Юные таланты», Пермский государственный университет, 9-11 класс)
VII. Перевод древнерусского текста

Задания по переводу и анализу текста являются комплексными заданиями, в которых проверяются знания учащихся по всем приведенным выше разделам.

Тренировочные задания

1)

1.Переведите текст на современный русский язык.

2. Сделайте лексический комментарий к подчеркнутым словам.

Разумьно послушати подобаеть пьря судиямъ, неудобь бо есть правьды изобрести скоро отъбегающе или отъгоняюще; разумеваи пьря мьдьльно, твори же рассуждения не тъщяся.

(Изборник 1076г.)

(задание межрегиональной олимпиады, г.Ульяновск, 9 класс)
2)

1.Переведите текст на современный русский язык.

2. Сделайте лексический комментарий к подчеркнутым словам.

Яко же и при гуслехъ не довлееть единою струною песнь творити, но по всемъ преходити съ чиномь подобьнымь, тако и при душевнеи добродетели не довлееть намъ единъ законъ на спасение, но подобаеть намъ весь законъ соблюсти подробнy.

(Книга «Пчела»)

(задание межрегиональной олимпиады, г.Ульяновск, 10 класс)
3)

1.Переведите текст на современный русский язык.

2. Сделайте лексический комментарий к подчеркнутым словам.

Сь слышавъ Дионисии царь, яко два уноши мъного молвиста на нь и на царьство его въ пирy, и повеле възъвати я къ собе на обедъ. Видъ же единого упивъшася и мъного суетная глаголяша, а другаго съ страхомь пьюща и съ блюденьемь, оного отпyсти, зане пьяница естьствомь былъ, а оного посече, яко злоyмьника и волею блудяща.

(Книга «Пчела»)

(задание межрегиональной олимпиады, г.Ульяновск, 11 класс)
4)

1.Переведите текст на современный русский язык.

2. Сделайте лексический комментарий к подчеркнутым словам.

Рече старець Иосифъ: истинное сродство се есть, еже подобитися добродетелию Богови, сродному угодная творити, ему спострадати во всемъ. Рече паки: достоить иноку, въ общемъ житии живущу, едино брашно оставляти и глаголати: сие часть Христа моего. Рече паки: аще которыи брать совершитъ довлеяся трапезною пищею, отъ сего не осуженъ будетъ, яко съ благословениемь предлагаема суть. Горе же таино ядущему, и вещи, и сребреникы особно имущему. Се есть милостыня обще живущимъ, еже пострадати другъ другу, и претерпети смутившемуся на нь брату, и не въздати зъла за зъло.

(По Волоколамскому патерику)

(задание XVII всероссийской олимпиады, 10 класс)
5)

1.Переведите текст на современный русский язык.

2. Сделайте лексический комментарий к подчеркнутым словам.

Поведа намъ отьць Васиянъ. Стоящу ми на Москве въ соборнои церкви преславныя владычица нашея Богородица честнаго ея Успения, видехъ некоего человека, молящася прилежно великому мученику Никите и пытающу, где есть образъ его. Азъ же, искусенъ сыи въ таковыхъ, видехъ веру человека и необычное моление его, приступивъ, въпросихъ его вину таковаго моления. Онъ же рече: отче, азъ много время болезнию одержимъ и всегда моляся и призывая мученика Никиту. Много же нудимъ быхъ отъ своихъ, еже призъвати чародея въ домъ свои, азъ же никакоже восхотехъ. Въ нощи же слышахъ, яко врата дому моего отверзошася, и се мужъ светелъ езде на коне, приближися ко окну и рече ми: въстани и изыде ко мне! Азъ же двигъся и обретохъ себе здрава, изыдохъ изъ храмины, никому же слышавшу, и поклонихся ему до земля: Господи, ты кто еси. Онъ же рече ми: азъ есмь Христовъ мученикъ Никита и посланъ отъ Него исцелити тебе сего ради, яко не введе чародее въ домъ свои, но на Бога упование свое положи. И дасть ти Богъ еще приложение животу двадесть и пять летъ.

(По Волоколамскому патерику)

(задание XVII всероссийской олимпиады, 11 класс)
Рекомендуемый список литературы

1. Виноградов В.В. История слов (около 1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связанных). М., 1994; изд. 2-е, исправленное: М., 1999. Доступ: http://slovari.ru , www.krotov.info , http://burnLib.com , http://bookshunt.ru

2. Григорьева Т.М. Три века русской орфографии. М., 2004. Доступ: www.booksgarden.ru , www.twirpx.com , www.magentabook.com

3. Осипов Б.И. Учителю об истории русского письма. Омск, 1999; изд. 2-е, переработанное: Омск, 2000. Доступ: www.razym.ru , www.cross-kpk.ru

4. Откупщиков Ю.В. К истокам слова. СПб., 2005. Доступ: www.lib.mn , http://rutracker.org/forum/veiwtopic.php , www.twirpx.com

5. Откупщиков Ю.В. Очерки по этимологии. СПб., 2001. Доступ: www.twirpx.com , www.knigka.info , http://rutracker.org/forum/veiwtopic.php , www.eknigi.org

6. Панов М.В. Занимательная орфография. М., 2007; М., 2010. Доступ: www.letibit.net , www.depositfiles.com , www.turbobit.net , http://mirknig.com , http://fondknig.com

7. Панов М.В. И всё-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии. М., 1963. М., 2007. Доступ: www.twirpx.com , http://betwobe.ru

8. Энциклопедический словарь юного филолога: языкознание. Составитель М.В.Панов. М., 1984. Доступ: www.publ.lib.ru , www.twirpx.com , www.pedlib.ru , www.burnlib.com , www.lib.rus.ec , www.dic.academic.ru , www.log-in.ru , www.lib.sibnet.ru , www.9knig.ru , www.kodges.ru

9. Энциклопедический словарь юного лингвиста. Составитель М.В.Панов. М., 2006 (дополненное и переработанное издание «Энциклопедического словаря юного филолога» 1984 года). Доступ: www.aboutes.ru , www.arhiv-books.ru , www.rudocs.exdat.com , www-books-5.ru , www.e2-book-12.ru
Словари

1. Волина В.В. Откуда пришли слова. Занимательный этимологический словарь. Книга для детей, учителей и родителей. М., 1996. Доступ: http://rl-team.net , www.skachatkpved.ru

2. Фасмер М. Этимологический словарь славянских языков. Перевод с нем. и дополнения О.Н.Трубачева. Т.I-IV. М., 1964-1973 (или 1987, 2003). Доступ: www.vasmer.narod.ru , www.fasmerbook.com , www.razym.ru , www.maxiwarez.ru , www.review3d.ru , www.etymolog.ru , www.vipbook.info , www.torrentino.com , www.enc-dic.com

3. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь русского языка: 13560 слов: Т.1-2. М., 1993; изд. 2-е, стереотипное: М., 1994. Доступ: www.review3d.ru , www.etymolog.ru , www.twirpx.com , www.chernykh-etym.com , www.imwerden.info , www.book.tr200.net

4. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. М., 1994. Доступ: www.twirpx.com , www.books.sh , www.books-center.ru , www.bookluck.ru , www.readall.ru , www.gurusitesbomba.ru , www.bookall.ru , www.103school.ucoz.com

5. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1961; изд.2-ое: М., 1972. Доступ: www.twirpx.com , www.rutracker.org , www.gretxen.ru , www.kodges.ru , www.zerton.ru , http://mirknig.com , www.turbobit.net , www.depositfiles.com , www.unibytes.com

6. Школьный этимологический словарь русского языка. Составители Шанский Н.М., Боброва Т.В. М., 2001; М., 2004. Доступ: www.slovari.yandex.ru , www.mnoogoknig.ru , www.twirpx.com , www.bookluck.ru , www.bookall.ru , www.readrus.ru , www.speakrus.ru

7. Школьный этимологический словарь. М., 2010. Доступ: www.blackwick.ru

8. Этимологический словарь русского языка. Составитель Г.А.Крылов. СПб., 2005. Доступ: www.softportal.ts6.ru , www.razym.ru , www.book.tr200.net , www.katushka.net , www.knigka.info , www.rutracker.org , www.bizbook.ukoz.ru , www.burnlib.com , www.vseslova.com


Сайты для подготовки к олимпиаде

Сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»: www.school-collection.edu.ru
Сайт Rusolimp: www.rusolimp.kopeisk.ru

На сайте для подготовки школьников к олимпиаде по русскому языку по истории языка есть следующие разделы: теория, проверь себя, контрольные вопросы, словарь терминов.
Сайт «Мой русский язык»: www.moirus.ru

На сайте для подготовки школьников к олимпиаде по русскому языку, ЕГЭ и ГИА содержатся тесты, а также задания к олимпиаде.
Сайт Перовой Инессы Николаевны – учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ №13 с УИОП» г. Электросталь Московской области: www.peressa2009.narod2.ru

На сайте размещены разнообразные материалы, связанные с преподаванием и изучением в школе русского языка и литературы, подготовкой к ЕГЭ и ГИА, а также выделена отдельная страница «Олимпиада по русскому языку». Она содержит задания к различным олимпиадам по русскому языку и литературе, ключи к заданиям, презентации к занятиям по подготовке к олимпиаде по русскому языку.
Сайт центра дополнительного образования «Снейл»: www.nic-snail.ru или СНЕЙЛ.РФ

Центр «Снейл» (лицензия на осуществление образовательной деятельности А №0002367 от 19.09.2012) проводит дистанционные конкурсы, предметные олимпиады, предметные недели, турниры для школьников, а также конкурсы для учителей, для всей семьи, конкурсы-игры.

На этом сайте с 22.01.2013 по 08.02.2013 будет проводиться всероссийская дистанционная неделя филологии; 14.12.2012 – олимпиада по русскому языку «Пишем правильно» (2-11 классы); 13.03.2013 – олимпиада по русскому языку. Лексика и фразеология (1-11 классы); 05.04.2013 – олимпиада по русскому языку. Культура речи (2-11 классы).
Сайт «Олимпиада школьников «Ломоносов»»: www.lomonosov.msu.ru

На сайте проводится ежегодные олимпиады школьников «Ломоносов», проходящие в два этапа: отборочный (заочный) и заключительный (очный). Кроме того, на сайте помещены задания для олимпиад прошлых лет с ответами.
Сайт «Светозар»: www.svetozar.ru

Это сайт открытой международной олимпиады по русскому языку. На нем размещены: задания всех туров открытой олимпиады, материалы по занимательной лингвистике русского языка, словарь юного филолога (объяснение основных филологических терминов), учебник, контрольные вопросы по основным темам.
Сайт «Словари XXI века»: www.slovari21.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Материалы для подготовки к олимпиаде школьников История языка icon О проведении муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников
В соответствии с Положением о Всероссийской олимпиаде школьников и в целях повышения качества подготовки учащихся, стимулирования...
Материалы для подготовки к олимпиаде школьников История языка icon Положение об Олимпиаде «Юный эрудит» для учащихся 7 классов
Настоящее Положение об Олимпиаде школьников «Юный эрудит» (далее – Олимпиада) определяет порядок ее проведения, организационно-методического...
Материалы для подготовки к олимпиаде школьников История языка icon Учебной дисциплины история и методология изучения и преподавания...
Древней Руси и России в разнее исторические периоды, выработать системный подход к рассмотрению языковых явлений и активных процессов...
Материалы для подготовки к олимпиаде школьников История языка icon Приказ по мку имц «Кизлярский район»
Положением о Всероссийской олимпиаде школьников, утвержденным приказом №695 от 02. 12. 2009. Минобрнауки России в целях повышения...
Материалы для подготовки к олимпиаде школьников История языка icon О проведении школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады...
В целях выявления и развития у учащихся творческих способностей, создания необходимых условий для поддержки одарённых детей и в соответствии...
Материалы для подготовки к олимпиаде школьников История языка icon Программа учебной дисциплины грамматика как аспект преподавания русского...
«История и методология изучения русского языка как иностранного», «Актуальные проблемы изучения русского языка как иностранного»....
Материалы для подготовки к олимпиаде школьников История языка icon «история русского языка (история русского литературного языка)»
«История русского языка (история русского литературного языка)» составлен на основе гос впо по направлению 050300. 62 Филологическое...
Материалы для подготовки к олимпиаде школьников История языка icon Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
В олимпиаде участвуют учащиеся 7–11 классов всех типов образовательных учреждений республики. Олимпиадные задания предусматривают...
Материалы для подготовки к олимпиаде школьников История языка icon Муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
В олимпиаде участвуют учащиеся 8 11 классов всех типов образовательных учреждений республики. Олимпиадные задания предусматривают...
Материалы для подготовки к олимпиаде школьников История языка icon Лексические явления
При создании данного материала использована работа Крюковой Марины Анатольевны, учителя русского языка и литературы моу "сош №99"...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции