Скачать 182 Kb.
|
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Грамматика как аспект преподавания русского языка как иностранного (морфология) По направлению подготовки 032700.68 «Филология»Квалификация (степень) «магистр»МП «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания» 1. Цели освоения дисциплины: Освоение дисциплины «Грамматика как аспект преподавания русского языка как иностранного (морфология)» преследует достижение цели – приобрести необходимую теоретическую и практическую лингводидактическую подготовку в области преподавания русского языка как иностранного, являющуюся определяющим условием для будущей плодотворной педагогической деятельности в образовательной сфере «Филология». Для достижения основной цели решаются следующие конкретные задачи: 1) изучение современной русской грамматической системы в аспекте преподавания русского языка как иностранного (РКИ); 2) приобретение необходимой теоретической и практической лингводидактической подготовки в области функциональной грамматики (морфологии) и преподавания РКИ в целом; 3) формирование лингводидактического мышления, осознание теснейшей взаимосвязи лингвистики и дидактики, что является определяющим условием для будущей плодотворной педагогической деятельности в области преподавания РКИ; 4) освоение метаязыка функциональной грамматики как одного из важнейших разделов функциональной лингвистики как науки; 5) овладение культурой системного научного мышления; развитие способности к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей её достижения; 6) формирование навыков, позволяющих демонстрировать знание основных положений и концепций в области функциональной грамматики в аспекте преподавания РКИ; 7) освоение основ методики преподавания практической грамматики в иноязычной аудитории. 2. Место дисциплины в структуре ООП: Вариативная часть. Данная дисциплина предназначена для магистрантов, обучающихся по образовательной программе «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания». Для освоения дисциплины необходимы знания, навыки и умения, приобретенные в бакалавриате, а также знания, навыки и умения, приобретенные и параллельно приобретаемые в курсах магистерской программы «История и методология изучения русского языка как иностранного», «Актуальные проблемы изучения русского языка как иностранного». Дисциплина занимает важное место в программе подготовки магистра, поскольку:
3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: М-ОНК-2; М-СК-2, М-СК-4; М-ПК-1, М-ПК-2, М-ПК-4, М-ПК-7, М-ПК-12;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
4. Структура и содержание дисциплины. 4.1. Структура дисциплины. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачётные единицы (108 часов)
4.2. Содержание дисциплины Введение. Теоретические основы курса. Предмет грамматики. Функционально-коммуникативная (ФКГ) и традиционная грамматика, предназначенная для носителей русского языка. Основные направления ФКГ. Специфика функционального подхода. Функциональная морфология (ФМ) и её связь со смежными дисциплинами. Место функциональной морфологии в системе функциональных дисциплин РКИ. Соотношение традиционной формально-описательной и ФМ. ФМ и функциональный синтаксис. ФМ и лексическая семантика. ФМ и словообразование. ФМ и лингводидактика. Функционально-коммуникативная лингводидактическая модель русского языка. Первичные и вторичные функции языковых явлений. «Отрицательный» языковой материал (Л.В. Щерба). Слово как объект изучения ФМ. Части речи и их классификации. Место частей речи в ФМ. Части речи в ономасиологическом и семасиологическом освещении. Части речи и морфологические категории (МК). Функциональное взаимодействие МК в рамках одной части речи и на уровне различных частей речи. Имя существительное (ИС) как часть речи. Роль ИС в формировании предложения-высказывания. Предметность: денотативный и сигнификативный аспекты. Грамматическая специфика субстантивной предметности. Лексико-грамматические разряды существительных и их значение для реализации МК существительного. Функциональные и парадигматические связи МК существительного. Грамматический род ИС. МК рода и ФСП биологического пола. Асемантические показатели грамматического рода и их потенциальная семантизация в условиях контекста. Функциональное взаимодействие собственно морфологических родовых показателей с синтаксическими, лексическими, словообразовательными средствами указания на биологический пол. Учёт в преподавании РКИ случаев совпадения / несовпадения в русском и других языках родовых характеристик существительных. Одушевлённость-неодушевлённость и проблема выделения соответствующего ФСП. Номинативное содержание одушевлённости и лексико-грамматические разряды личных имён и зоонимов. Расхождения между номинативной и формально-грамматической одушевлённостью. МК одушевлённости-неодушевлённости и её функциональная связь с МК рода, числа, падежа. Возможные корреляты МК одушевлённости-неодушевлённости в других языках. Число и ФСП количественности. Выражение формами числа значений единичности и расчлененной множественности обозначаемых предметов. Нерасчленённая множественность предметов. Функциональное соотношение собирательных ИС и числовых форм исчисляемых ИС. Особенности использования формы множественного числа при обозначении реальной единичности предмета и наоборот. Закономерности образования форм числа. Падеж и проблема ФСП падежности. МК падежа в системно-описательной морфологии и в ФМ. Регулярные и нерегулярные типы образования субстантивных падежных форм. Варианты падежных окончаний. Соотношение падежной (предложно-падежной) формы и синтаксемы (Г.А. Золотова). Структурные и функциональные типы предлогов. Основные позиции употребления падежных форм. Функции и значения падежей. Имя прилагательное (ИП). Особенности функционирования ИП в русском языке. Особенности формирования МК рода, числа и падежа ИП. Специфика презентации класса ИП в иноязычной аудитории. Понятие о родовых окончаниях и типах склонения. Место ИП в ФСП предельности, интенсивности, качественности, сравнительности и др. (А.В. Бондарко). Качественные, относительные ИП и их функционально-семантические особенности. Особенности образования и функционирования краткой и полной форм качественных и относительных ИП. ИП, выступающие только в полной или только в краткой форме. Употребление полной и краткой форм в функции обособленного определения и в функции сказуемого. Конструктивно обусловленные случаи обязательного или предпочтительного употребления краткой или полной формы ИП. Местоимение и местоименные слова. Особенности функционирования местоимений в русском языке. Семантический и функциональный принципы деления местоимений на разряды. Основные функции местоимений: дейктическая, анафорическая, катафорическая. Особенности словоизменения местоимений. Особенности их значения и употребления. Глагол. Основные формы и МК русского глагола в зеркале других языков. Категория вида и способы глагольного действия (СГД), страдательные формы глаголов и категория залога; категория спряжения, система времён, категория лица и числа, различия в функциях отдельных категорий. Индикатив. Функционирование видовременных форм. Системное употребление временных форм. Транспозиция форм времени. Императив. Инфинитив. Семантические разряды глаголов. Словоизменительные классы глаголов. Отглагольные формы. Причастие и деепричастие. Система русских причастий и деепричастий в зеркале других языков. Образование и значение причастий и деепричастий. Краткая форма страдательных причастий. Изофункциональность страдательных и действительных возвратных причастий. Функционирование форм причастий. Функционирование деепричастий. Типичные ошибки иностранных учащихся при употреблении русских причастий, причастных и деепричастных оборотов. Глаголы движения (ГД), их грамматическая специфика. Состав ГД. Семантические различия двух групп ГД. Особенности образования видовременных форм ГД. Особенности функционирования ГД с приставками и без приставок. Употребление глаголов движения с приставками пространственного и непространственного значения. Виды глагола и способы глагольного действия (СГД). Способы образования видовых пар глаголов; особенности функционирования глагольного вида в простом и сложном предложении. Функционирование глагольного вида при выражении модальных значений. СГД и способы их образования; семантика наиболее частотных групп СГД. Наречие. Специфика наречия как неизменяемого класса слов. Образование и функционирование степеней сравнения наречий. Семантические разряды наречий. Функционирование наречий. Синтаксические позиции наречий. Числительные в практической грамматике. Разряды числительных. Определённо-количественные, неопределённо-количественные, собирательные, порядковые числительные. Сочетания числительных с существительными. Служебные части речи. Предлоги. Союзы. Частицы. Междометия и междометные высказывания. Роль частиц в содержательном аспекте предложения для выражения в первую очередь модусных и прагматических смыслов. Семантика и функционирование частиц. 5. Рекомендуемые образовательные технологии Курс разработан с опорой на такие принципы современных образовательных технологий, как личностная ориентированность материала, диалогичность, моделирование потенциально актуальных профессиональных ситуаций, межпредметность, креативность и др. Наряду с традиционными лекционными и семинарскими занятиями предполагается использование интерактивных форм обучения, в том числе с привлечением сетевых технологий, аудио- и видеотехники. Курс предполагает использование активных и интерактивных форм обучения и профессионального общения, в том числе с привлечением сетевых технологий. Письменные домашние задания выполняются как в письменной, так и в электронной форме и высылаются преподавателю по e-mail. Планируется также совместный анализ программ, учебных планов, учебных пособий по русской практической грамматике для различных контингентов иностранных учащихся, использование материалов кафедрального Интернет-сайта http://www.philol.msu.ru/~didactling_rki, электронных корпусов русского языка, в частности «Национального корпуса русского языка» (www.ruscorpora.ru), и других Интернет-ресурсов. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Самостоятельная работа студентов обеспечивается списками основной и дополнительной литературы, включающей теоретические работы по проблемам обучения русской грамматике в иноязычной аудитории, а также учебные пособия по русской практической грамматике для иностранных учащихся. Текущий контроль проходит в форме аудиторных и внеаудиторных письменных заданий (контрольных работ). Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины – экзамен, по результатам которого студентам ставится оценка (от «неудовлетворительно» до «отлично»). Вопросы к экзамену
Экзаменационный билет включает два теоретических вопроса и два практических задания. Одно из них предполагает краткий сопоставительный анализ сходных языковых явлений, вызывающих трудности у иностранных учащихся, например: по ошибке – из-за ошибки. Второе практическое задание связано с поиском и анализом ошибки, сделанной в речи иностранного учащегося, например: *Я люблю русского народа. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература:
б) дополнительная литература
в) Интернет-ресурсы и программное обеспечение: Энциклопедия Кругосвет: www.krugosvet.ru Национальный корпус русского языка: www.ruscorpora.ru Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ: www.gramota.ru Кафедральный Интернет-сайт http://www.philol.msu.ru/~didactling_rki 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Программа составлена в соответствии с требованиями ОС МГУ по направлению«Филология». РазработчикФилологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, кафедра дидактической лингвистики и теории преподавания русского языка как иностранного, доцент Ф.И. Панков |
Программа учебной дисциплины Лексикология в практике преподавания... ... |
Программа учебной дисциплины Грамматика как аспект преподавания рки... Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания» |
||
Программа учебной дисциплины Культура России в контексте преподавания... Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания» |
Программа учебной дисциплины Научный дискурс в преподавании русского... Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания» |
||
Программа учебной дисциплины Словообразование в практике преподавания... Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания» |
Программа учебной дисциплины Лексикология в практике преподавания... Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания» |
||
Программа учебной дисциплины функциональная морфология русского языка... Данная дисциплина предназначена для магистрантов, обучающихся по образовательной программе «Русский язык: функционально-коммуникативный... |
Учебной дисциплины прикладные аспекты преподавания русского языка... Приобретение представления о методических и лингвистических основах преподавания рки, о целях и задачах преподавания русского языка... |
||
Программа учебной дисциплины Звучащая речь в системе обучения русскому... Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания» |
Программа учебной дисциплины Современные концепции учебника русского... Целями освоения дисциплины «Современные концепции учебника русского языка как иностранного» являются |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |