Скачать 253.57 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет Факультет филологический Кафедра русской литературы УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической деятельности __________________Г.А.Папуткова «___»_____________20___г. рабочая ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ Б3.В.13. История русской литературы 2Русская литература ( XVIII век)Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование Профиль подготовки: Русский язык и литература Квалификация (степень): бакалавр Форма обучения: очная, 5 года Н. Новгород 2012 Рабочая программа составлена на основе:
Рабочая программа по дисциплине «Русская литература XVIII века» принята на заседании кафедры русской литературы, протокол № 1 от «30» августа 2012 г. Разработчик: д.ф.н. Е. М. Дзюба СОГЛАСОВАНО Зав. кафедрой русской литературы _________________/В.Т.Захарова/ «____»_______________201__г. СОГЛАСОВАНО Зав. кафедрой русского языка ________________/Н.Е.Петрова/ «___» ___________201__г. СОГЛАСОВАНО Директор библиотеки _________________/ / «____»_______________201__г.
Целью данного курса является изучение особенностей развития литературного процесса XVIII века в соответствии с основными историко- и теоретико-литературными закономерностями формирования и существования русской литературы. Задачи дисциплины: - изучение основных периодов становления и развития русской литературы XVIII века; -изучение литературного процесса XVIII века в аспекте исторической поэтики; - определение ценностных ориентиров русского писателя в социокультурном пространстве XVIII века; - анализ творчества крупнейших представителей художественно-эстетических систем, представленных в литературном процессе XVIII века, а также отдельных произведений, позволяющих наиболее полно охарактеризовать поэтику текста; -выявление и анализ наиболее значимых для формирования национального облика литературы тем и образов; анализ взаимодействия с западноевропейской литературной традицией - современное литературоведческое прочтение классических произведений XVIII века. 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Для освоения курса студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения курсов «Введение в литературоведение» и «Истории древнерусской литературы», полученные в результате их изучения в 1 семестре. Содержание предмета и полученные в результате его освоения знания, умения и навыки в дальнейшем применяются при изучении курса «История русской литературы», а также в практике школьного преподавания. 3. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих: ОК-1- Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения ОК-2-Способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы ОК-3- Способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества ОПК-3- Владение основами речевой профессиональной культуры В результате освоения данной дисциплины студент должен: знать: - новейшие достижения литературоведческой науки в области изучения литературного процесса XVIII века и творчества отдельных писателей и развития; уметь: - анализировать художественные тексты, выявлять особенности художественно-эстетической системы, к которой они принадлежат, обнаруживать связь литературных явлений с социокультурными и историческими особенностями развития России; вести сравнительно-типологический анализ развития западноевропейского и отечественного литературного процесса в обозначенных хронологических границах. владеть: - навыками современного литературоведческого анализа художественного текста с позиций исторической поэтики, культурой филологического мышления. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины 5.1. Тематический план
5.2. Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Русская литература первой трети XVIII века (Петровская эпоха). 1.1 Периодизация русской литературы XVIII века; ее специфические особенности и жанровый состав. Творчество Ф. Прокоповича Уникальность литературного процесса XVIII столетия. Проблемы национальной идентификации и формирование новых подходов к литературному творчеству. Роль личности Петра I в формировании нового облика культуры и литературной жизни страны. Традиционалистский (нормативный) тип художественного сознания: доминанта категорий стиль и жанр в русской литературе XVIII века. Четыре периода развития русской литературы XVIII века: литературные направления, жанровый состав, формирование нового типа писателя. Литературная деятельность Ф. Прокоповича. Трагедокомедия «Владимир» Философское и политическое обоснование монархии («Правда воли монаршей»). 1.2. «Гистория о российском матросе Василии Кориотском»: жанр повести и его эволюция. Отличие гистории – повести о современной действительности от традиции древнерусской повести. Жанровые признаки «гистории»: признаки жанра сказки, путешествия, накопление романных черт в тексте «гистории» (их признаки). Идея внесословной ценности человека – ведущая идея времени. 1.3. Жанр стихотворной сатиры в творчестве А. Д. Кантемира. Жанровые признаки стихотворной сатиры XVIII века: драматизация повествования, лиро-эпический характер сатир. Проблематика постпетровского периода в сатирах Кантемира. Особенности реализации авторского «я» в сатирах Кантемира. Особенности авторского стиля сатирика: черты предклассмицизма и классицизма в сатирах Кантемира. Предисловия и примечания к сатирам в составе художественного целого произведения. Сатирический пафос. Образная система сатир А. Д. Кантемира: типология персонажей, основные приемы создания образа-персонажа(саморазоблачение героя, портретная характеристика, «говорящая » деталь). Интерес к силлабической поэзии в творчестве современных авторов: образ Кантемира в литературе. Раздел 2. Литературная теория и практика классицизма 2.1. Классицизм как художественно-эстетическая система. Ода М. В. Ломоносова «На взятие Хотина» (1739). Классицизм как художественно-эстетическая система (изображение должного, выбор между правдой и правдоподобием, конфликт между страстью и долгом, идеализация персонажа). Социальные и философские истоки классицизма в России. Философия деизма. Актуальные проблемы происхождения и становления понятия и особенностей художественного сознания поэта-классициста. Отечественный классицизм и эпоха Просвещения. Появление литературной теории и теоретиков классицизма ( Эпистола I и Эпистола II А. П. Сумарокова). Стремление к рационализации всех областей жизни, в том числе художественной. Отношение поэт и власть. Реформа стихосложения в трудах В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова как отражение идеи защиты национальной специфики литературы («Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих знаний», 1735; «Письмо о правилах российского стихотворства», 1739). Основные классицистические жанры в русской литературной практике: ода, трагедия, героическая поэма. «Одна на взятие Хотина», 1739 года как первая правильная ода классицизма: образная система первой оды М. В. Ломоносова; сочетание стилевых особенностей барокко и классицизма. 2.2. Идея состязательности как новое явление в русском искусстве: поэтическое соревнование В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова и А. П.Сумарокова ( переложение 143 псалма). Соревнование с образцом как практика становления мастерства автора в литературе классицизма. 2.3.Манифесты русского классицизма: «Эпистола ( II) о стихотворстве» А. П. Сумарокова; ода 1747 года и «Разговор с Анакреоном» М. В. Ломоносова. Основные идеи системы оды Ломоносова: формирование эстетического идеала, представление автора о назначении искусства, идея патриотизма. 2.4. Трансформация жанра оды и эволюция образа автора в лирике Г. Р. Державина. Теория история жанра оды; пути и способы трансформации одического содержания. Рациональное и витийственное направление в русской оде ( М. В. Ломоносов и А. П. Сумароков). Типология одического жанра: похвальные, победно-патриотические, философские оды. Формирование нового автора в одах Г. Р. Державина: «забавный русский слог»; изменение концепции роли поэта и назначения поэзии («истину царям с улыбкой говорил»); живописные картины, похвала и сатира в пределах текста оды. Ода Г. Р. Державина « Фелица». Образ автора и его изсменения в стихотворениях «Фелица», «Признание», «Евгению. Жизнь Званская». Исповедальные и автобиографические интонации в стихотворениях Г. Р. Державина «К моему первому соседу», « Храповицкому»). Жанровые ориентации поэзии Г. Р. Державина: послание, элегия, ода. Философская лирика Г Р. Державина: мысли о смерти и бессмертии («Памятник», «Река времен»); назначении и месте человека в мироздании («Бог», «Водопад»); полемические размышления поэта в стихах «На смерть князя Мещерского». 2.5.Комедиография Д. И. Фонвизина: от «Бригадира к «Недорослю». Поэтика жанра. Функции комедии ( А. П. Сумароков) Жанровые разновидности комедии в отечественной драматургии: комедия-памфлет, трехактные и пятиактные комедии. Традиции западноевропейской и отечественной драматургии в творчестве Д. И.Фонвизина. Проблема воспитания просвещенного дворянина в комедиях Д. И. Фонвизина. Новаторство писателя в создании жанровой разновидности социально-бытовой комедии. Фонвизин – мастер бытовой детали. «Бригадир» как социально-бытовая и нравоописательная пьеса. Жанровые черты комедии положений в пьесе «Бригадир». Полемика с двором Екатерины в социально-политической комедии «Недоросль»: Старордум и Правдин; внесценические персонажи пьесы. Просветительская программа автора и ее реализация в образной системе пьесы: прием «экзамена»; герой и героиня-философы ( Правдин, Стародум. Милон, Софья). Признаки классицизма и реалистическое новаторство автора: образы Митрофана и Простаковой. Роль второстепенных персонажей пьесы, дифференциация речевых характеристик героев. Раздел 3. Журналистика XVIII века (журналы Н. И. Новикова, М. Д. Чулкова, Екатерины II, И. А. Крылова) 3.1. Основные темы и идеи сатирической журналистики; жанровый состав журналов Н. И. Новикова («портреты», «рецепты», формирование очеркового жанра) Принципы сатирического изображения и их отражение в отечественной журналистике XVIII века. Полемика « Всякой всячины» и «Трутня»: две программы подхода и использования сатирического пафоса, историко-литературные и социально-нравственные перспективы полемики ( проблема типизации). Жанровый состав журналов Н. И. Новикова «Трутень», «Живописец», «Пустомеля», «Кошелек»: очерк ( рецепт, портрет), повесть; пародия и травестия как приемы формирования сатирического отношения к явлению. «Письма к Фалалею», «Отрывок из путешествия в И*Т*» – знаковые произведения русской литературы XVIII века. Нравоописательные зарисовки, типизация. Речевая дифференциация в журнальных публикациях. Образ нового автора в журналах М. Д. Чулкова « И то, и сио», «Парнасский Щепетильник». Формирование контрклассицистической эстетики на страницах журналов М. Д. Чулкова ( ирои-комические поэмы «На семик», «На качели», «Плачевое падение стихотворцев»). Появление образа демократического героя, его совпадение с образом автора-издателя. 3.2. Журналистика 80–90-х годов XVIII века. Журнальная деятельность И. А. Крылова. Шутотрагедия «Подщипа». Развитие традиций сатирической журналистики 1769-1774 гг. в журнальной деятельности И. А. Крылова: журналы «Почта духов», «Зритель». Традиции «восточной повести» в «Каибе» И. А. Крылов, скептическая оценка возможности просвещенного правления; полемика с сентиментализмом и классицизмом. Повесть И. А. Крылова «Ночи»: очередной этап трансформации образа автора в русской литературе XVIII века: полемика с идеями века Просвещенья ( пародия на стихи Державина, посвященные Фелице). Образ героя-либертина в повести Крылова. Раздел 4. Русская литература последней трети XVIII века. Теория и практика русского сентиментализма 4.1.Литературный процесс последней трети XVIII века: новые тенденции в литературе (жанр и автор). Формирование новой эстетики в трудах Н. М. Карамзина и М. Н. Муравьева. Философия и поэтика сентиментализма. Русский роман последней трети XVIII века: Ф. А. Эмин «Письма Ернеста и Доравры», М. Д. Чулков «Пригожая повариха», А. Е. Измайлов «Евгений, или Пагубные следствия дурного воспитания и сообщества». Смена эстетических приоритетов в литературном процессе 60 –70-х годов XVIII века. Культ чувства, культ природы, культ простого человека. Философские и социально-исторические истоки сентиментализма. Природа сентиментализма в западноевропейском литературном процессе и в русской литературе: сходство и различия. Формирование основных оппозиций (преромантизм). Понятие сентиментальной иронии. Жанровый состав литературного процесса последней трети XVIII века: травелоги Н. М. Карамзина и А. Н. Радищева; дневники («Дневник одной недели» А. Н. Радищева), эпистолярные жанры; сентименталистская повесть. Лирические жанры: песня, романс, элегия, баллада. Лирические жанры в литературе русского сентиментализма: песня, романс, элегия, баллада (И. И. Дмитриев, М. Н. Муравьев и др.). Тематика, лирический герой; образная система ( аллегории и символы, метафоры, тип пейзажа; лирический сюжет). Стихотворение И. И. Дмитриева «Стонет сизый голубочек»: традиционные фольклорные и литературные образы песни, символические образы; способы выражения лирического «я». Стихотворение М. Н. Муравьева «Богине Невы»: переосмыслении традиционных топосов, способы выражения лирического «я». 4.2. Жанр травелога в творчестве Н. М. Карамзина и А. Н. Радищева Жанр литературного путешествия и его истоки. Концепция путешествия у Н. М. Карамзина и А. Н. Радищева. Отношение путешественников к государству и его институтам, социальному закону, отношение к народу. Литературность и естественность в тексте травелога Карамзина и Радищева. Цель путешествия. Функция сна в тексте «Путешествия из Петербурга в Москву». Функция пейзажа в тексте «Писем русского путешественника». 4.3. «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева: структура жанра. Путешественник и его «сочувственники» Жанровый состав книги А. Н. Радищева: притча, анекдот, нравоописательный очерк, путевой очерк, похвальное слово, утопия, ода, путешествие. Автор и его «сочувственники»: крестицкий дворянин, семинарист, господин Ч; посвящение А. М. Кутузову. 4.4.Система персонажей в «Путешествии из Петербурга в Москву»: принципы создания образов крестьян и помещиков. Рационалистические приемы конструирования образа-персонажа. Взаимодействие автора и персонажа. Речевая характеристика: главы « Зайцово», «Любани», « Едрово», «Вышний Волочок»; « Похвальное слово Ломоносову». 4.4. Жанр повести в литературе русского сентиментализма. Новаторство Н. М. Карамзина в повести «Бедная Лиза». Современные литературоведческие и литературные интерпретации темы «бедной Лизы». Образ чувствительного автора; тип сентиментального пейзажа, его структура; соотношение образов Эраста и Лизы; жанровые признаки сентиментальной повести Н. М. Карамзина ( притчевая установка в тексте «Бедной Лизы»). Развитие темы «бедной Лизы» в отечественной сентиментальной прозе: повести /Г. П. Каменева, П. И. Шаликова, А. Е. Измайлова и .т.д. Интерпретация текста Карамзина в работах А. Л. Зорина и В. И. Тюпы; истоки сюжета «бедной Лизы» в творчестве И. В. Гете; образ Лизы в литературе и искусстве: рассказ Л. Добычина «Встречи с Лиз», опера Л. Десятникова и балет на музыку Л. Десятникова «Бедная Лиза». Преромантические повести Н. М. Карамзина « Наталья, боярская дочь», «Сиерра-Морена», «Остров Борнгольм». 5.3. Разделы дисциплины и связь с формируемыми компетенциями
6. Образовательные технологии При изучении дисциплины «История русской литературы XVIII века» рекомендуется применение развивающих технологий, проектных технологий, программированного обучения, интерактивных методов обучения. Темы занятий, проводимых в активных и интерактивных формах: 1.Лирические жанры в литературе русского сентиментализма (Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев) 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 7.1. Основная литература: 1.Гуковский, Г.А. Русская литература XVIII века: Учеб. для студентов вузов: Рек. м-вом образования РФ /Г.А.Гуковский.- М.: Аспект-Пресс, 2003.- 453 с.- (Классический учебник). 2. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века: Учеб. для студентов вузов, обуч-ся по филол. спец. /Лебедева Ольга Борисовна,- М.: Академия; Высш. шк., 2000.- 415 с.; М.: Высш. Шк., 2003.- 415 с 3. Федоров В.И. История русской литературы XVIII век: Учеб. для студентов вузов, обуч-ся по спец. 032900 «Рус. яз. и лит.»: Допущено М-вом образования РФ / В.И.Федоров; Под ред. В.И.Коровина.- М.: Владос, 2003.- 367 с.- ( Учеб. для вузов). 4. Татаринова, Л.Е. Русская литература и журналистика XVIII века: Учеб. / Л.Е.Татаринова.- 3-е изд., перераб. И доп.- М.: Проспект, 2001.- 368 с. 5. Дзюба Е.М. «Славенские» истории, или жанр романа в творчестве М.Д.Чулкова, М.И.Попова, В.А.Левшина: Моногр. / Е.М.Дзюба; Нижегор. гос. пед. ун-т.- Н.Новгород: НГПУ, 2006.- 257 с. 7.2. Дополнительная литература: 6. Серман И. З. Литературное дело Карамзина. М.. 2007. 7.Дзюба Е. М. Жанр повести и его художественное осмысление в русской литературе XVIII века// Типология художественного сознания в русской литературе XVIII- XX вв.: Учебное пособие. – Н. Новгород, 2010. 8. Дзюба Е. М. Жанровая ситуация «порог романа» в русской литературе конца XVIII- первой трети XIX в// Типология художественного сознания в русской литературе XVIII-XX вв. Учебное пособие. – Н. Новгород, 2010. 9.Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма: Эстетические и художественные искания. Л.. 1984. 10.Моисеева Г. Н. Русские повести первой трети XVIII века. М.;Л., 1965. – С.39-56. 11.Федоров В. И. Литературные направления в русской литературе XVIII века. М., 1979. 12.Демин А. С. Русская литература второй половины XVII – начала XVIII века Новые художественные представления о мире, природе, человеке. М., 1977.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Реализация дисциплины требует наличия учебной аудитории. Оборудование учебного кабинета: тесты, методические пособия, справочники. Технические средства обучения: мультимедийное оборудование. 9. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, конспектов, рефератов, исследований.Формируемые компетенции и используемые оценочные средства
Контрольные вопросы к экзамену
|
Рабочая программа по дисциплине «Русская литература Х1Х в. (ч. 3)»... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Рабочая программа по дисциплине «Русская литература Х1Х в. (ч. 3)»... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Рабочая программа по дисциплине принята на заседании кафедры русской... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Рабочая программа по дисциплине «Русская литература ХХ века ч. 1»... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Рабочая программа по дисциплине «Литература и искусство Нижегородского... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Рабочая программа по дисциплине «История русской литературы XIX века... Целью данного курса является изучение указанного периода развития русской литературы с учетом современных теоретико и историко-литературных... |
||
Рабочая программа по дисциплине «История русской литературы XIX века... Целью данного курса является изучение указанного периода развития русской литературы с учетом современных теоретико и историко-литературных... |
Рабочая программа по дисциплине «Детская литература» принята на заседании... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы к.... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Рабочая программа по дисциплине «Методы полевых исследований по ботанике»... Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |