Рабочая программа по дисциплине «Русская литература XVIII века» принята на заседании кафедры русской литературы, протокол №1 от «30» августа 2012 г. Разработчик: д ф. н. Е. М. Дзюба




Скачать 253.57 Kb.
Название Рабочая программа по дисциплине «Русская литература XVIII века» принята на заседании кафедры русской литературы, протокол №1 от «30» августа 2012 г. Разработчик: д ф. н. Е. М. Дзюба
Дата публикации 24.09.2014
Размер 253.57 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет


Факультет филологический

Кафедра русской литературы

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической

деятельности
__________________Г.А.Папуткова

«___»_____________20___г.


рабочая ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ

Б3.В.13. История русской литературы 2

Русская литература ( XVIII век)



Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование

Профиль подготовки: Русский язык и литература

Квалификация (степень): бакалавр

Форма обучения: очная, 5 года

Н. Новгород

2012

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование, утвержденного 17 января 2011 г., номер государственной регистрации 46.

  2. Учебного плана по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование, утвержденного 17 января 2011 г., профилю подготовки «Русский язык и литература», утвержденного12 апреля 2011 г.


Рабочая программа по дисциплине «Русская литература XVIII века» принята на заседании кафедры русской литературы, протокол № 1 от «30» августа 2012 г.


Разработчик: д.ф.н. Е. М. Дзюба

СОГЛАСОВАНО

Зав. кафедрой русской литературы

_________________/В.Т.Захарова/

«____»_______________201__г.
СОГЛАСОВАНО

Зав. кафедрой русского языка

________________/Н.Е.Петрова/

«___» ___________201__г.

СОГЛАСОВАНО

Директор библиотеки

_________________/ /

«____»_______________201__г.


  1. Цели и задачи дисциплины

Целью данного курса является изучение особенностей развития литературного процесса XVIII века в соответствии с основными историко- и теоретико-литературными закономерностями формирования и существования русской литературы.

Задачи дисциплины:

- изучение основных периодов становления и развития русской литературы XVIII века;

-изучение литературного процесса XVIII века в аспекте исторической поэтики;

- определение ценностных ориентиров русского писателя в социокультурном пространстве XVIII века;

- анализ творчества крупнейших представителей художественно-эстетических систем, представленных в литературном процессе XVIII века, а также отдельных произведений, позволяющих наиболее полно охарактеризовать поэтику текста;

-выявление и анализ наиболее значимых для формирования национального облика литературы тем и образов; анализ взаимодействия с западноевропейской литературной традицией

- современное литературоведческое прочтение классических произведений XVIII века.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Для освоения курса студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения курсов «Введение в литературоведение» и «Истории древнерусской литературы», полученные в результате их изучения в 1 семестре. Содержание предмета и полученные в результате его освоения знания, умения и навыки в дальнейшем применяются при изучении курса «История русской литературы», а также в практике школьного преподавания.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих:

ОК-1- Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

ОК-2-Способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы

ОК-3- Способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества

ОПК-3- Владение основами речевой профессиональной культуры

В результате освоения данной дисциплины студент должен:

знать:

- новейшие достижения литературоведческой науки в области изучения литературного процесса XVIII века и творчества отдельных писателей и развития;

уметь:

- анализировать художественные тексты, выявлять особенности художественно-эстетической системы, к которой они принадлежат, обнаруживать связь литературных явлений с социокультурными и историческими особенностями развития России; вести сравнительно-типологический анализ развития западноевропейского и отечественного литературного процесса в обозначенных хронологических границах.

владеть:

- навыками современного литературоведческого анализа художественного текста с позиций исторической поэтики, культурой филологического мышления.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего зач.ед.

Всего часов

Семестр 2

Общая трудоемкость дисциплины

3

108

108

Аудиторные занятия

36

36

в т.ч. занятия в активной

и интерактивной формах

2

2

Лекции

18

18

Практические занятия

18

36

Самостоятельная работа

36

36

Вид итогового контроля Экзамен




36

36


5. Содержание дисциплины

5.1. Тематический план

Раздел дисциплины

Количество часов

Итого по




Лекции

Практи-ческие занятия

Самостоя-тельная работа

Экзамен

разделам дисциплины

  1. Раздел 1. Русская литература первой трети XVIII века (Петровская эпоха)

2

4

10




16

1.1 Периодизация русской литературы XVIII века; ее специфические особенности и жанровый состав. Творчество Ф. Прокоповича

2




4




6

1.2. «Гистория о российском матросе Василии Кориотском»: жанр повести и его эволюция




2

3




5

1.3. Жанр стихотворной сатиры в творчестве А. Д. Кантемира




2

3




5

Раздел2. Литературная теория и практика классицизма

4

8

10




22

2.1. Классицизм как художественно-эстетическая система. Ода М. В. Ломоносова «На взятие Хотина» (1739)

4




2




6

2.2. Идея состязательности как новое явление в русском искусстве: поэтическое соревнование В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова Ломоносова и А. П.Сумарокова ( переложение 143 псалма)




2

2




4

2.3.Манифесты русского классицизма: «Эпистола о стихотворстве» А. П. Сумарокова; ода 1747 года и «Разговор с Анакреоном» М. В. Ломоносова




2

2




4

2.4. Трансформация жанра оды и эволюция образа автора в лирике Г. Р. Державина




2

2




4

2.5. .Комедиография Д. И. Фонвизина: от «Бригадира к «Недорослю». Поэтика жанра




2

2




4

Раздел 3. Журналистика XVIII века (журналы Н. И. Новикова, М. Д. Чулкова, Екатерины II, И. А. Крылова)

4




4




12

3.1. Основные темы и идеи сатирической журналистики; жанровый состав журналов Н. И. Новикова («портреты», «рецепты», формирование очеркового жанра). Образ нового автора в журналах М. Д. Чулкова « И то, и сио», «Парнасский Щепетильник»

2




2




4

3.2. Журналистика 80–90-х годов XVIII века. Журнальная деятельность И. А. Крылова. Повесть «Ночи». Шутотрагедия «Подщипа».

2




2




4

Раздел4.Русская литература последней трети XVIII века. Теория и практика русского сентиментализма

8

6

12




26

4.1.Литературный процесс последней трети XVIII века: новые тенденции в литературе (жанр и автор). Формирование новой эстетики в трудах Н. М. Карамзина и М. Н. Муравьева. Философия и поэтика сентиментализма. Русский роман последней трети XVIII века: Ф. А. Эмин «Письма Ернеста и Доравры», М. Д. Чулков «Пригожая повариха», А. Е. Измайлов «Евгений, или Пагубные следствия дурного воспитания и сообщества». Лирические жанры в литературе русского сентиментализма (И. И. Дмитриев, М. Н. Муравьев и др.).

4




2




6

4.2. Жанр травелога в творчестве Н. М. Карамзина и А. Н. Радищева

4




2




6

4.3. «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева: структура жанра. Путешественник и его «сочувственники»




2

2




4

4.4.Система персонажей в «Путешествии из Петербурга в Москву»: принципы создания образов крестьян и помещиков.




2

2




4

4.5. Жанр повести в литературе русского сентиментализма. Новаторство Н. М. Карамзина в повести «Бедная Лиза». Современные литературоведческие и литературные интерпретации темы «бедной Лизы»




2

2




4

  1. Итого:

18

18

36

36

108


5.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Русская литература первой трети XVIII века (Петровская эпоха).

1.1 Периодизация русской литературы XVIII века; ее специфические особенности и жанровый состав. Творчество Ф. Прокоповича

Уникальность литературного процесса XVIII столетия. Проблемы национальной идентификации и формирование новых подходов к литературному творчеству. Роль личности Петра I в формировании нового облика культуры и литературной жизни страны. Традиционалистский (нормативный) тип художественного сознания: доминанта категорий стиль и жанр в русской литературе XVIII века. Четыре периода развития русской литературы XVIII века: литературные направления, жанровый состав, формирование нового типа писателя.

Литературная деятельность Ф. Прокоповича. Трагедокомедия «Владимир» Философское и политическое обоснование монархии («Правда воли монаршей»).

1.2. «Гистория о российском матросе Василии Кориотском»: жанр повести и его эволюция. Отличие гистории – повести о современной действительности от традиции древнерусской повести. Жанровые признаки «гистории»: признаки жанра сказки, путешествия, накопление романных черт в тексте «гистории» (их признаки). Идея внесословной ценности человека – ведущая идея времени.

1.3. Жанр стихотворной сатиры в творчестве А. Д. Кантемира. Жанровые признаки стихотворной сатиры XVIII века: драматизация повествования, лиро-эпический характер сатир. Проблематика постпетровского периода в сатирах Кантемира.

Особенности реализации авторского «я» в сатирах Кантемира. Особенности авторского стиля сатирика: черты предклассмицизма и классицизма в сатирах Кантемира. Предисловия и примечания к сатирам в составе художественного целого произведения.

Сатирический пафос. Образная система сатир А. Д. Кантемира: типология персонажей, основные приемы создания образа-персонажа(саморазоблачение героя, портретная характеристика, «говорящая » деталь). Интерес к силлабической поэзии в творчестве современных авторов: образ Кантемира в литературе.

Раздел 2. Литературная теория и практика классицизма

2.1. Классицизм как художественно-эстетическая система. Ода М. В. Ломоносова «На взятие Хотина» (1739).

Классицизм как художественно-эстетическая система (изображение должного, выбор между правдой и правдоподобием, конфликт между страстью и долгом, идеализация персонажа). Социальные и философские истоки классицизма в России. Философия деизма. Актуальные проблемы происхождения и становления понятия и особенностей художественного сознания поэта-классициста. Отечественный классицизм и эпоха Просвещения. Появление литературной теории и теоретиков классицизма ( Эпистола I и Эпистола II А. П. Сумарокова). Стремление к рационализации всех областей жизни, в том числе художественной. Отношение поэт и власть. Реформа стихосложения в трудах В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова как отражение идеи защиты национальной специфики литературы («Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих знаний», 1735; «Письмо о правилах российского стихотворства», 1739).

Основные классицистические жанры в русской литературной практике: ода, трагедия, героическая поэма. «Одна на взятие Хотина», 1739 года как первая правильная ода классицизма: образная система первой оды М. В. Ломоносова; сочетание стилевых особенностей барокко и классицизма.

2.2. Идея состязательности как новое явление в русском искусстве: поэтическое соревнование В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова и А. П.Сумарокова ( переложение 143 псалма). Соревнование с образцом как практика становления мастерства автора в литературе классицизма.

2.3.Манифесты русского классицизма: «Эпистола ( II) о стихотворстве» А. П. Сумарокова; ода 1747 года и «Разговор с Анакреоном» М. В. Ломоносова.

Основные идеи системы оды Ломоносова: формирование эстетического идеала, представление автора о назначении искусства, идея патриотизма.

2.4. Трансформация жанра оды и эволюция образа автора в лирике Г. Р. Державина. Теория история жанра оды; пути и способы трансформации одического содержания. Рациональное и витийственное направление в русской оде ( М. В. Ломоносов и А. П. Сумароков). Типология одического жанра: похвальные, победно-патриотические, философские оды.

Формирование нового автора в одах Г. Р. Державина: «забавный русский слог»; изменение концепции роли поэта и назначения поэзии («истину царям с улыбкой говорил»); живописные картины, похвала и сатира в пределах текста оды. Ода Г. Р. Державина « Фелица». Образ автора и его изсменения в стихотворениях «Фелица», «Признание», «Евгению. Жизнь Званская». Исповедальные и автобиографические интонации в стихотворениях Г. Р. Державина «К моему первому соседу», « Храповицкому»).

Жанровые ориентации поэзии Г. Р. Державина: послание, элегия, ода.

Философская лирика Г Р. Державина: мысли о смерти и бессмертии

(«Памятник», «Река времен»); назначении и месте человека в мироздании

(«Бог», «Водопад»); полемические размышления поэта в стихах «На смерть князя Мещерского».

2.5.Комедиография Д. И. Фонвизина: от «Бригадира к «Недорослю». Поэтика жанра. Функции комедии ( А. П. Сумароков) Жанровые разновидности комедии в отечественной драматургии: комедия-памфлет, трехактные и пятиактные комедии. Традиции западноевропейской и отечественной драматургии в творчестве Д. И.Фонвизина. Проблема воспитания просвещенного дворянина в комедиях Д. И. Фонвизина. Новаторство писателя в создании жанровой разновидности социально-бытовой комедии. Фонвизин – мастер бытовой детали. «Бригадир» как социально-бытовая и нравоописательная пьеса. Жанровые черты комедии положений в пьесе «Бригадир». Полемика с двором Екатерины в социально-политической комедии «Недоросль»: Старордум и Правдин; внесценические персонажи пьесы. Просветительская программа автора и ее реализация в образной системе пьесы: прием «экзамена»; герой и героиня-философы ( Правдин, Стародум. Милон, Софья). Признаки классицизма и реалистическое новаторство автора: образы Митрофана и Простаковой. Роль второстепенных персонажей пьесы, дифференциация речевых характеристик героев.

Раздел 3. Журналистика XVIII века (журналы Н. И. Новикова, М. Д. Чулкова, Екатерины II, И. А. Крылова)

3.1. Основные темы и идеи сатирической журналистики; жанровый состав журналов Н. И. Новикова («портреты», «рецепты», формирование очеркового жанра)

Принципы сатирического изображения и их отражение в отечественной журналистике XVIII века. Полемика « Всякой всячины» и «Трутня»: две программы подхода и использования сатирического пафоса, историко-литературные и социально-нравственные перспективы полемики ( проблема типизации). Жанровый состав журналов Н. И. Новикова «Трутень», «Живописец», «Пустомеля», «Кошелек»: очерк ( рецепт, портрет), повесть; пародия и травестия как приемы формирования сатирического отношения к явлению. «Письма к Фалалею», «Отрывок из путешествия в И*Т*» – знаковые произведения русской литературы XVIII века. Нравоописательные зарисовки, типизация. Речевая дифференциация в журнальных публикациях.

Образ нового автора в журналах М. Д. Чулкова « И то, и сио», «Парнасский Щепетильник». Формирование контрклассицистической эстетики на страницах журналов М. Д. Чулкова ( ирои-комические поэмы «На семик», «На качели», «Плачевое падение стихотворцев»). Появление образа демократического героя, его совпадение с образом автора-издателя.

3.2. Журналистика 80–90-х годов XVIII века. Журнальная деятельность И. А. Крылова. Шутотрагедия «Подщипа». Развитие традиций сатирической журналистики 1769-1774 гг. в журнальной деятельности И. А. Крылова: журналы «Почта духов», «Зритель». Традиции «восточной повести» в «Каибе» И. А. Крылов, скептическая оценка возможности просвещенного правления; полемика с сентиментализмом и классицизмом. Повесть И. А. Крылова «Ночи»: очередной этап трансформации образа автора в русской литературе XVIII века: полемика с идеями века Просвещенья ( пародия на стихи Державина, посвященные Фелице). Образ героя-либертина в повести Крылова.

Раздел 4. Русская литература последней трети XVIII века. Теория и практика русского сентиментализма

4.1.Литературный процесс последней трети XVIII века: новые тенденции в литературе (жанр и автор). Формирование новой эстетики в трудах Н. М. Карамзина и М. Н. Муравьева. Философия и поэтика сентиментализма. Русский роман последней трети XVIII века: Ф. А. Эмин «Письма Ернеста и Доравры», М. Д. Чулков «Пригожая повариха», А. Е. Измайлов «Евгений, или Пагубные следствия дурного воспитания и сообщества».

Смена эстетических приоритетов в литературном процессе 60 –70-х годов XVIII века. Культ чувства, культ природы, культ простого человека. Философские и социально-исторические истоки сентиментализма. Природа сентиментализма в западноевропейском литературном процессе и в русской литературе: сходство и различия. Формирование основных оппозиций (преромантизм). Понятие сентиментальной иронии. Жанровый состав литературного процесса последней трети XVIII века: травелоги Н. М. Карамзина и А. Н. Радищева; дневники («Дневник одной недели» А. Н. Радищева), эпистолярные жанры; сентименталистская повесть. Лирические жанры: песня, романс, элегия, баллада. Лирические жанры в литературе русского сентиментализма: песня, романс, элегия, баллада (И. И. Дмитриев, М. Н. Муравьев и др.). Тематика, лирический герой; образная система ( аллегории и символы, метафоры, тип пейзажа; лирический сюжет). Стихотворение И. И. Дмитриева «Стонет сизый голубочек»: традиционные фольклорные и литературные образы песни, символические образы; способы выражения лирического «я».

Стихотворение М. Н. Муравьева «Богине Невы»: переосмыслении традиционных топосов, способы выражения лирического «я».

4.2. Жанр травелога в творчестве Н. М. Карамзина и А. Н. Радищева

Жанр литературного путешествия и его истоки. Концепция путешествия у Н. М. Карамзина и А. Н. Радищева. Отношение путешественников к государству и его институтам, социальному закону, отношение к народу. Литературность и естественность в тексте травелога Карамзина и Радищева. Цель путешествия. Функция сна в тексте «Путешествия из Петербурга в Москву». Функция пейзажа в тексте «Писем русского путешественника».

4.3. «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева: структура жанра. Путешественник и его «сочувственники»

Жанровый состав книги А. Н. Радищева: притча, анекдот, нравоописательный очерк, путевой очерк, похвальное слово, утопия, ода, путешествие.

Автор и его «сочувственники»: крестицкий дворянин, семинарист, господин Ч; посвящение А. М. Кутузову.

4.4.Система персонажей в «Путешествии из Петербурга в Москву»: принципы создания образов крестьян и помещиков. Рационалистические приемы конструирования образа-персонажа. Взаимодействие автора и персонажа. Речевая характеристика: главы « Зайцово», «Любани», « Едрово», «Вышний Волочок»; « Похвальное слово Ломоносову».

4.4. Жанр повести в литературе русского сентиментализма. Новаторство Н. М. Карамзина в повести «Бедная Лиза». Современные литературоведческие и литературные интерпретации темы «бедной Лизы».

Образ чувствительного автора; тип сентиментального пейзажа, его структура; соотношение образов Эраста и Лизы; жанровые признаки сентиментальной повести Н. М. Карамзина ( притчевая установка в тексте «Бедной Лизы»). Развитие темы «бедной Лизы» в отечественной сентиментальной прозе: повести /Г. П. Каменева, П. И. Шаликова, А. Е. Измайлова и .т.д. Интерпретация текста Карамзина в работах А. Л. Зорина и В. И. Тюпы; истоки сюжета «бедной Лизы» в творчестве И. В. Гете; образ Лизы в литературе и искусстве: рассказ Л. Добычина «Встречи с Лиз», опера Л. Десятникова и балет на музыку Л. Десятникова «Бедная Лиза». Преромантические повести Н. М. Карамзина « Наталья, боярская дочь»,

«Сиерра-Морена», «Остров Борнгольм».

5.3. Разделы дисциплины и связь с формируемыми компетенциями

Наименование компетенций

№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций

1

2

3

4

ОК-1, ОК-2

+

+

+

+

ОПК-3

+

+

+

+


6. Образовательные технологии

При изучении дисциплины «История русской литературы XVIII века» рекомендуется применение развивающих технологий, проектных технологий, программированного обучения, интерактивных методов обучения.

Темы занятий, проводимых в активных и интерактивных формах:

1.Лирические жанры в литературе русского сентиментализма (Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев)
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1. Основная литература:
1.Гуковский, Г.А. Русская литература XVIII века: Учеб. для студентов вузов: Рек. м-вом образования РФ /Г.А.Гуковский.- М.: Аспект-Пресс, 2003.- 453 с.- (Классический учебник).

2. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века: Учеб. для студентов вузов, обуч-ся по филол. спец. /Лебедева Ольга Борисовна,- М.: Академия; Высш. шк., 2000.- 415 с.; М.: Высш. Шк., 2003.- 415 с

3. Федоров В.И. История русской литературы XVIII век: Учеб. для студентов вузов, обуч-ся по спец. 032900 «Рус. яз. и лит.»: Допущено М-вом образования РФ / В.И.Федоров; Под ред. В.И.Коровина.- М.: Владос, 2003.- 367 с.- ( Учеб. для вузов).

4. Татаринова, Л.Е. Русская литература и журналистика XVIII века: Учеб. / Л.Е.Татаринова.- 3-е изд., перераб. И доп.- М.: Проспект, 2001.- 368 с.

5. Дзюба Е.М. «Славенские» истории, или жанр романа в творчестве М.Д.Чулкова, М.И.Попова, В.А.Левшина: Моногр. / Е.М.Дзюба; Нижегор. гос. пед. ун-т.- Н.Новгород: НГПУ, 2006.- 257 с.


7.2. Дополнительная литература:

6. Серман И. З. Литературное дело Карамзина. М.. 2007.

7.Дзюба Е. М. Жанр повести и его художественное осмысление в
русской литературе XVIII века// Типология художественного сознания
в русской литературе XVIII- XX вв.: Учебное пособие. – Н. Новгород,
2010.

8. Дзюба Е. М. Жанровая ситуация «порог романа» в русской литературе
конца XVIII- первой трети XIX в// Типология художественного
сознания в русской литературе XVIII-XX вв. Учебное пособие. – Н.

Новгород, 2010.

9.Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма: Эстетические и

художественные искания. Л.. 1984.

10.Моисеева Г. Н. Русские повести первой трети XVIII века. М.;Л., 1965. –
С.39-56.

11.Федоров В. И. Литературные направления в русской литературе XVIII
века. М., 1979.

12.Демин А. С. Русская литература второй половины XVII – начала
XVIII века Новые художественные представления о мире,
природе, человеке. М., 1977.


www. rvb/18 vek

Русская виртуальная библиотека// Электронная библиотека XVIII- начала XIX века// XVIII век. В. Литвинов, И. Пильщиков

www.libpushkinskijdom.ru

Электронная библиотека ИРЛИ (Пушкинский дом) РАН

www.biblioclub.ru

ЭБС «Университетская библиотека онлайн»

www.elibrary.ru

Научная электронная библиотека

www.ebiblioteka.ru

Универсальные базы данных изданий


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Реализация дисциплины требует наличия учебной аудитории.

Оборудование учебного кабинета: тесты, методические пособия, справочники.

Технические средства обучения: мультимедийное оборудование.
9. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, конспектов, рефератов, исследований.


Формируемые компетенции и используемые оценочные средства

Наименование компетенций

Показатели сформированности компетенции

№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций

1

2

3

4

ОК-1 - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

Знает: Воспроизводит и корректно использует основные понятия, связанные с изучением литературного процесса последней трети Х1Х в.

Умеет: анализировать художественное произведение в единстве формы и содержания

Владеет: навыками самостоятельного анализа текстов художественной литературы


Письменная домашняя работа

Письменная домашняя работа

Письменная домашняя работа

Письменная домашняя работа

ОК- 2 Способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы.

Знает: периодизацию русской литературы, основные факты творческих биографий русских писателей, основные этапы творческой эволюции изучаемых авторов.

Умеет: понимать сущность взаимодействия различных типов художественного сознания в литературном процессе, соотносить художественное творчество различных авторов с литературно-эстетическими теориями эпохи. Владеет: способностью оценивать роль и место конкретного художественного произведения в литературном процессе.

Тест


Тест

Тест

Тест

ОПК – 3 Владение основами речевой профессиональной культурой

Знает: базовые термины и теоретические понятия, необходимые для осмысления истории русской литературы.

Умеет: выявить структурные компоненты художественного текста, различные средства художественной выразительности, сравнивать тексты и определять их место в творчестве конкретного автора.

Владеет: понятийным аппаратом современного литературоведения, культурой филологического мышления, грамотной речью.


Подготовка индивидуального задания, ответ на занятии

Подготовка индивидуального задания, ответ на занятии



Подготовка индивидуального задания, ответ на занятии



Подготовка индивидуального задания, ответ на занятии




Контрольные вопросы к экзамену


  1. Литературный процесс в России XVIII в.: особенности типологии художественного сознания эпохи. Периодизация русской литературы XVIII века.

  2. Русская литература Петровской эпохи: авторы, жанры, тип литературного героя. «Гистория о российском матросе Васили Кориотском».

  3. Феофан Прокопович: личность и творчество. Трагедокомедия «Владимир».

  4. Жанр стихотворной сатиры в творчестве А.Д. Кантемира. Сатиры «К уму своему» («На хулящих учение»), «На зависть и гордость дворян злонравных» («Филарет и Евгений»).

  5. В. К. Тредиаковский – особенности художественного эксперимента («Письмо от российской поэзии к Аполлину», жанровый репертуар, «Езда в остров Любви»).

  6. Русский классицизм: особенности возникновения, специфика существования. Философские и эстетические истоки.

  7. Ода М. В. Ломоносова «На взятие Хотина» (1739): особенности поэтики

  8. Поэтическое соревнование В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова: переложение 143 псалма. Идея состязательности.

  9. История и теория жанра оды.

  10. Ода М. В. Ломоносова «На день восшествия… Елизаветы Петровны» (1747). Поэтика жанра.

  11. Трансформация жанра оды в творчестве Г.Р. Державина: ода «Фелица».

  12. Жанровое новаторство в лирике Г.Р. Державина: автобиографическое начало, изменение жанрового репертуара; «живописность» стихов поэта («Видение мурзы», «Властителям и судиям», «Моему первому соседу», «Храповицкому», «На смерть князя Мещерского», «Водопад», «Бог», Евгению. Жизнь Званская»).

  13. А. П. Сумароков – теоретик русского классицизма. Эпистола II. «О стихотворстве»(1748).

  14. Жанр классицистической трагедии в творчестве А. П. Сумарокова (система персонажей, типологическая характеристика конфликта).

  15. Трагедия «Димитрий Самозванец» А.П. Сумарокова как образец русской классицистической трагедии.

  16. Развитие жанра трагедии в литературе русского классицизма. Жанр трагедии в творчестве Я. Б. Княжнина. Трагедия «Вадим Новгородский» Образ Вадима в драматургии XVIII века (Екатерина, П. А. Плавильщиков).

  17. Жанр комедии в русской драматургии XVIII века: е6го задачи, эстетические принципы. Комедиография А. П. Сумарокова.

  18. Комедия Д.И. Фонвизина «Бригадир»: проблематика и поэтика.

  19. Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»: жанровая разновидность, тип конфликта; особенности образной системы. Черты классицизма, признаки реалистического новаторства.

  20. Комедия В.В. Капниста «Ябеда»: проблематика и поэтика жанра.

  21. Шутотрагедия И.А. Крылова «Подщипа» («Трумф»): пародия и травестия жанра.

  22. Пьеса П. А. Плавильщикова «Сиделец». Трансформация жанра классицистической комедии.

  23. Жанр героической поэмы в творчестве М, М. Хераскова: «Россияда» (1779).

  24. Теория и история жанра ирои-комической поэмы в литературном процессе России XVIII века.

  25. Ирои-комическая поэма В.И. Майкова «Елисей, или Раздраженный Вакх»: поэтика жанра.

  26. Шутливая поэма И.Ф. Богдановича «Душенька».Художественная специфика «легкой поэзии». Черты поэтики рококо.

  27. Русская сатирическая журналистика XVIII века. Журналы Н. И. Новикова «Трутень», Пустомеля«, «Живописец», «Кошелек»: жанровый состав, концепция сатирического изображения, жанры. «Отписки крестьянские», «Отрывок из путешествия в И Т», «Письма к Фалалею».

  28. Концепция образа Автора в журналах М. Д. Чулкова «И то, и сио», «Парнасский Щепетильник».

  29. Сатирическая журналистика 80-90-х годов XVIII века: «Почта духов» И. А. Крылова, «Зритель» И. А. Крылова, А. И. Клушина, П. А. Плавильщикова. («Похвальная речь память моему дедушке», восточная повесть «Каиб»).

  30. Повесть И. А. Крылова «Ночи» (ж. «Зритель»).

  31. Русская литература периода сентиментализма. Сентиментализм как литературное направление и эстетическая система. Жанры сентиментализма.

  32. Роман М, Д. Чулкова «Пригожая повариха» (1770): поэтика жанра.

  33. Концепция образа Автора в романе М. Д, Чулкова «Пригожая повариха».

  34. Жанр травелога в русской литературе последней трети XVIII века: «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина.

  35. Дилогия Н. М. Карамзина о поисках счастья: повести «Бедная Лиза» и «Наталья, боярская дочь». Особенности поэтики.

  36. Жанровое своеобразие книги А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

  37. Образная система «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева («сочувственники» путешественника).

  38. Образная система «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева (принципы создания образов крестьян и помещиков).



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине «Русская литература XVIII века» принята на заседании кафедры русской литературы, протокол №1 от «30» августа 2012 г. Разработчик: д ф. н. Е. М. Дзюба icon Рабочая программа по дисциплине «Русская литература Х1Х в. (ч. 3)»...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «Русская литература XVIII века» принята на заседании кафедры русской литературы, протокол №1 от «30» августа 2012 г. Разработчик: д ф. н. Е. М. Дзюба icon Рабочая программа по дисциплине «Русская литература Х1Х в. (ч. 3)»...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «Русская литература XVIII века» принята на заседании кафедры русской литературы, протокол №1 от «30» августа 2012 г. Разработчик: д ф. н. Е. М. Дзюба icon Рабочая программа по дисциплине принята на заседании кафедры русской...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «Русская литература XVIII века» принята на заседании кафедры русской литературы, протокол №1 от «30» августа 2012 г. Разработчик: д ф. н. Е. М. Дзюба icon Рабочая программа по дисциплине «Русская литература ХХ века ч. 1»...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «Русская литература XVIII века» принята на заседании кафедры русской литературы, протокол №1 от «30» августа 2012 г. Разработчик: д ф. н. Е. М. Дзюба icon Рабочая программа по дисциплине «Литература и искусство Нижегородского...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «Русская литература XVIII века» принята на заседании кафедры русской литературы, протокол №1 от «30» августа 2012 г. Разработчик: д ф. н. Е. М. Дзюба icon Рабочая программа по дисциплине «История русской литературы XIX века...
Целью данного курса является изучение указанного периода развития русской литературы с учетом современных теоретико и историко-литературных...
Рабочая программа по дисциплине «Русская литература XVIII века» принята на заседании кафедры русской литературы, протокол №1 от «30» августа 2012 г. Разработчик: д ф. н. Е. М. Дзюба icon Рабочая программа по дисциплине «История русской литературы XIX века...
Целью данного курса является изучение указанного периода развития русской литературы с учетом современных теоретико и историко-литературных...
Рабочая программа по дисциплине «Русская литература XVIII века» принята на заседании кафедры русской литературы, протокол №1 от «30» августа 2012 г. Разработчик: д ф. н. Е. М. Дзюба icon Рабочая программа по дисциплине «Детская литература» принята на заседании...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «Русская литература XVIII века» принята на заседании кафедры русской литературы, протокол №1 от «30» августа 2012 г. Разработчик: д ф. н. Е. М. Дзюба icon Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы к....
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «Русская литература XVIII века» принята на заседании кафедры русской литературы, протокол №1 от «30» августа 2012 г. Разработчик: д ф. н. Е. М. Дзюба icon Рабочая программа по дисциплине «Методы полевых исследований по ботанике»...
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции