Скачать 108.24 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» Естественно-географический факультет Кафедра «Биологии, химии и биолого-химического образования» УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической деятельности __________________Г.А. Папуткова «_____» 20 ____г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 3.3.7 Методы полевых исследований по ботанике Направление подготовки: 050100 Педагогическое направление Профиль подготовки: Биология и химия Квалификация (степень) выпускника: бакалавр Форма обучения: очная, 5 лет Н.Новгород 2012 Рабочая программа составлена на основе:
Рабочая программа по дисциплине «Методы полевых исследований по ботанике» принята на заседании кафедры «Биологии, химии и биолого-химического образования», протокол № 1 от 31 августа 2012 г. Разработчик: д. с.-х. наук, доцент каф. биологии, химии и биолого-химического образования ________________ /И.П. Уромова/ «______»_____________2012 г. СОГЛАСОВАНО Зав. кафедрой биологии, химии и биолого-химического образования _____________________/А.И. Дмитриев/ «______»______________2012 г. СОГЛАСОВАНО Зав. выпускающей кафедрой биологии, химии и Биолого-химического образования _____________________/А.И. Дмитриев/ «______»______________2012 г. СОГЛАСОВАНО Директор библиотеки ____________________/Т.А. Ефимова/ «_____»_______________2012 г. 1. Цели и задачи дисциплины Целью дисциплины является формирование теоретических и практических умений в области полевых ботанических исследований. Задачи дисциплины: - познакомить студентов с основными понятиями изучаемого курса «Методы полевых исследований по ботанике»; - сформировать представление о растительном покрове, как компоненте биосферы; - сформировать углубленное и систематизированное представление о фитоценозах (составе, структуре и продуктивности, почвенно-гидрологических условиях); - освоить основные методы полевых исследований. 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Цикл, к которому относится дисциплина: профессиональный. К исходным знаниям, необходимым для изучения дисциплины «Методы полевых исследований по ботанике», относятся знания в области ботаники. Дисциплина является основой для изучения таких областей знаний как фитоценология, охрана природы и рациональное природопользование, общая экология. 3. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих: - ОК-1 – владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; - ОК-4 – способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования. В результате освоения дисциплины студент должен : знать: - основные геоботанические понятия и термины; - принципы классификации фитоценозов; - основные типы лесов, лугов, болот, агрофитоценозов, водной растительности, особенности их видового состава, структуры, динамики и условий обитания. уметь: - пользоваться оборудованием для лабораторного анализа; - пользоваться оборудованием для изучения растительности; - проводить камеральную обработку материалов. владеть: - терминологией изучаемого курса; - основами методов полевого исследования фитоценозов 4.Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины 5.1. Тематический план
5.2. Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Методика флористических исследований Понятие «растительное сообщество (фитоценоз)», «растительность», «флора», «растительный покров». Охрана и рациональное использование растительных ресурсов. Повышение продуктивности кормовых угодий, лесов, водоемов. Организация мониторинга, охрана растительного покрова, исследования в биосферных заповедниках. Методы полевых исследований. Маршруты исследования. Топографические карты. Экология и география растений. Снаряжение флориста. Правила сбора растений, определение растений. Основные систематические единицы. Раздел 2. Методика геоботанических исследований Определение понятия «фитоценоз». Формирование фитоценоза. Открытые и замкнутые фитоценозы. Экотоп и биотоп. Взаимодействие растений, их классификация и их роль в фитоценозах. Флористическое богатство и видовая насыщенность. Ассоциация – основная единица растительности. Основные признаки ассоциации. Методы выделения ассоциации: доминантный и флористический. Соотношение ассоциаций, выделенных разными методами. Господствующие виды (доминанты) сопутствующие (ассектаторы). Понятие об эдификаторах. Типы геоботанических исследований. Рекогносцировочные. Маршрутные. Детально-маршрутные. Стационарные. Метод участков. Метод экологических рядов. Профильные линии. Снаряжение ботаника. Жизненные формы растений. Фанерофиты, хамефиты, гемикриптофиты, криптофиты, терофиты. Основные типы жизненных форм по Браун-Бланке: фитопланктон, фитоэдафон, терофиты, гидрофиты, геофиты, гемикриптофиты, хамефиты, фанерофиты, эпифиты. Метод составления названий ассоциаций. Анализ условий существования. Рельеф окружающей территории. Положение пробной площадки. Микрорельеф участка. Условия увлажнения. Почвенные условия. Окружение пробной площадки. Культурный режим и культурная история ассоциации. 5.3. Разделы дисциплины и связь с формируемыми компетенциями
6. Образовательные технологии При изучении дисциплины «Методы полевых исследований по ботанике» рекомендуется применение развивающих технологий. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 7.1. Основная литература
6.2. Дополнительная литература
7.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Реализация дисциплины требует наличия специализированной лаборатории с комплектом оборудования для проведения лабораторных и практических работ: гербарий, гербарная папка, высотомер, мерная вилка, рулетка, контурные карты, образцы почвенных монолитов, реактивы и лабораторная посуда. Технические средства обучения: мультимедийное оборудование. 9. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Формируемые компетенции и используемые оценочные средства
Вопросы к зачету
|
![]() |
Рабочая программа по дисциплине «Русская литература Х1Х в. (ч. 3)»... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() |
Рабочая программа по дисциплине «Русская литература Х1Х в. (ч. 3)»... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() |
Рабочая программа по дисциплине «История педагогики и образования»... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() |
Рабочая программа по дисциплине «Детская литература» принята на заседании... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() |
Рабочая программа по дисциплине принята на заседании кафедры русской... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() |
Рабочая программа по производственной практике принята на заседании... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() |
Рабочая программа по дисциплине «Иностранный язык (английский язык)»... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() |
Рабочая программа по дисциплине «Русская литература ХХ века ч. 1»... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() |
Рабочая программа по дисциплине «Литература и искусство Нижегородского... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() |
Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы к.... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |