Скачать 208.33 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» Филологический факультет Кафедра русской литературы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ _Литература и искусство Нижегородского края наименование дисциплины Специальность: 050301.65 Русский язык и литература Специализация: Литературно-художественное краеведение Квалификация (степень) выпускника: учитель русского языка и литературы Форма обучения: очная Н. Новгород 2012 г. Рабочая программа составлена на основе:
Рабочая программа по дисциплине «Литература и искусство Нижегородского края» принята на заседании кафедры русской литературы, протокол № 10 от 22 июня 2012 г. Разработчик: д.филол.н. Шустов М.П. к.филол.н. Л.Л.Легошина СОГЛАСОВАНО Зав. кафедрой русской литературы_________________/ В.Т.Захарова/ «28» июня 2012 г. СОГЛАСОВАНО Декан _________________/ Г.С.Самойлова / «____»_______________201__г 1. Цели и задачи дисциплины 1.1.Цель освоения дисциплины: изучение литературы и искусства Нижегородского края. 1.2.Задачи дисциплины:
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Цикл (раздел) ООП: Дисциплина «Литература и искусство Нижегородского края» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин. Взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами ООП: Для освоения дисциплины «Литература и искусство Нижегородского края» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Русская литература», « Русский фольклор». Дисциплина « Литература и искусство Нижегородского края» логически связана с дисциплинами «Русский фольклор» и «История русской литературы» и позволяет сформировать представление об общих особенностях литературного процесса, связи истории отечественной литературы с основными фольклорными. 3. Требования к результатам освоения дисциплины В результате освоения данной дисциплины студент должен:
- владеть навыками практического применения полученных знаний в школьном и вузовском преподавании предмета, в организации экскурсионной деятельности. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины 5.1. Тематический план
5.2. Содержание разделов дисциплины 1.Народное искусство Нижегородского края (художественные промыслы). Крестьянский дом. «От утренней зари и до восхода солнца по заволжским деревням идет веселая плотницкая работа, оживляя тишину привольных весенних дней ритмичным стуком топора», – писал краевед Д.В.Прокопьев в 1930-е годы. Здесь сложились поговорки: «Топор всему делу голова», «топором плотник думает», «не соха платит оброк, а топор». Деревенская и городская архитектура. Дом как олицетворение покоя, гармонии, на века установленного порядка. Уподобление образа дома летящему коню. Резное убранство дома, подчеркивающее красоту и целесообразность выработанных веками форм крестьянского жилища. Техника «глухой» или «долбленой» резьбы. Краски резьбы: сочетание белого, синего, зеленого на севере у Катунок и Городца; красного, желтого и белого на юге (Великий Враг, Кстово, Безводное, Лысково). Параллель этим красочным гаммам в природе, быте, костюме народа. Зелень и синева любима у лесных жителей, яркие тона (желтый и красный) – ближе обитателям земледельческих пространств, радующихся широте спеющих полей под горячим летним солнцем. Золотая хохлома. Это яркое самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел возник в XVII веке в Нижегородской губернии и получил свое название от крупного села Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия. Заволжские монастыри и старообрядческие скиты как очаги художественного ремесла. В XVIII веке промысел приобрел массовый характер, в XIX столетии посуда и мебель с оригинальной окраской и росписью (способ «золочения») получили широкую известность и в России, и за рубежом. Современные художественные предприятия – «Хохломская роспись» в городе Семенов и «Хохломской художник» в селе Семино Ковернинского района. Две основные техники хохломской росписи – «верховое « и «фоновое» письмо с разновидностями: «травка», «фон», «кудрина». Основные цвета палитры истинной хохломы – черный, красный и зеленый. Самое распространенное хохломское изделие – расписная ложка. Городецкая роспись по дереву: лубяные лукошки, коробки для пряжи («мочесники»), дуги, детские стульчики и каталки. Славу промыслу принесли расписные прялки. Прялка – обязательный подарок невесте, символ женской судьбы, почитаемый предмет в деревне. Роспись на прялках (сюжеты, связанные со свадебными обрядами и фольклором). Новые сюжеты Городецкой росписи, отражавшие праздничный быт приволжской провинции (народные гулянья, поездки в бричке, угощения в интерьере, напоминающем залу богатого мещанского или купеческого дома) и др. Веселые тарарушки. Полховско-майданский художественный промысел – один из самых молодых в Нижегородской области. На основе токарного дела, издавна существовавшего в Вознесенском районе на юге Нижегородской области, в 1920-30-е годы было налажено производство расписных точеных игрушек – матрешек, яблок, грибов, свистулек-птичек, кубышек и прочих мелких сувениров, которые местные жители ласково называли «тарарушками». Стиль росписи определяет соединение красочных пятен с легким, изящным перовым рисунком – обводкой контуров и графической прорисовкой деталей. Основные орнаментальные мотивы – идиллический сельский пейзаж с мельницей или домиком на берегу реки; веточка алого шиповника, кисть винограда, букетик голубых незабудок. Павловские умельцы. Основанный в XVI столетии город Павлово на Оке – старинный центр металлообрабатывающих ремесел. Павловские замочки художественной работы. Замочки фигурные – в виде птиц и зверей, нарядное оружие с ложем из орехового дерева, украшенным золотом и гербами. Ножи столовые и перочинные с перламутровыми, черепаховыми и деревянными черенками. Портретные изображения на перламутровых плашках ручек, гравировка сложных рисунков - на металлических. В настоящее время Павловский завод сувениров специализируется на выпуске сувенирных складных ножей (более ста наименований). Серебряное кружево Казакова. Филигрань (скань) – один из древнейших видов художественной обработки металла. Узоры из витой проволоки, дополненные маленькими металлическими шариками-зернью, были известны еще ювелирам Киевской Руси. Костромское село Красное на Волге – крупный центр русского искусства филиграни. В 1938 г. в Казаковской артели «Металлист», входившей в Павловский куст промыслов Нижегородской области, был организован цех филигранных изделий. В 1970-е гг. – Казаковское ювелирное объединение с основным предприятием в селе Казаково Вачского района. Ассортимент продукции объединения – вазы, корзиночки-конфетницы, блюда, чаши-сухарницы, подстаканники. Балахнинские изразцы. Нарядное изразцовое убранство храмов – особенность древнерусского каменного зодчества с XVI века. Искусство изготовления изразцов – глиняных обожженных плиток с выступом («румпой») для крепления в стене (или в печи) – развивалось на нижегородской земле вплоть до 1880-х годов. г.Балахна – центр кирпичного производства. Балахнинские архитектурные изразцы имели рельефные узоры, которые оттискивались на глине специальными деревянными формами. Это фантастические птицы, вазы с цветами, сочные плоды и др. Богатая красочная гамма (зеленые, желто-золотистые, белые, сине-фиолетовые, голубые и охристо-коричневые тона). Расписной узор печных изразцов: вариации сложных рамок (картушей) с сетками, букетами и цветами в вазах; сюжеты с притчами, заимствованными из гравюр и лубочных картинок. Гончарное дело. Создание глиняного сосуда на гончарном круге – гончарство – древнейшее в мире ремесло. В Нижегородском крае очаги гончарного дела образовались в Василеве (современный Чкаловск), Городце, Арзамасе, Болдине, Богородске, Ардатове. Крупные изделия – корчаги, горшки – выпускались «синими» (Василево). Городецкие кувшины – изящная тонкостенная посуда с яркими цветочными узорами и ажурными поясками. Глиняные горшки из села Казариново густо покрывались лощеным геометрическим орнаментом. Искусство вышивки, ткачества и кружеплетения. Уникальные приемы нижегородских мастериц: вышивка крестом, гладью, тамбур, «белая строчка», «золотное шитье», «нижегородский гипюр», знаменитое в прошлом балахнинское кружево. «Золотное шитье» - наиболее оригинальный вид творчества в XVIII – XIX вв. Излюбленные мотивы золотного шитья – цветы-розетки, листья и гроздья винограда, символизирующие богатство и плодородие. А. В.Карпов как опытный аналитик нижегородских кустарных промыслов. Судьба и своеобразие нижегородских кустарных промыслов в работах Карпова. Судьба народных промыслов в нижегородской области. Резьба по дереву. Хохломская роспись. Валяный и кузнечный промыслы. Соляной и изразцовый промыслы Балахны. 2.«Литературные гнезда». Нижегородские древности. Легенда о граде Китеже – поэтическое сказание древней Руси. Светлоярская легенда оставила неизгладимый след в истории русской культуры (П. Мельников-Печерский, В. Короленко, А. Потехин, М. Пришвин, Д. Мережковский, З. Гиппиус, А. Майков, М. Волошин, Н. Римский-Корсаков, Н. Рерих, М. Нестеров, И. Глазунов и др.). Лаврентьевская летопись, созданная в Печерском монастыре в марте 1377 г. монахом Лаврентием «со товарищи». Это в ней сказано: «…блюдем русскые земли, каждо да удержит отчину свою!». Известные русские повести XV и XVII вв. – «О Петре и Февронии» и «О Савве Грудцыне». В них звучат имена «градов» и «весей» Нижегородского края. Особую страницу в литературной истории края занимают жития и устные рассказы о местных святых: Макарии Желтоводском (Унженском) и Евфимии Суздальском. Преподобный Серафим Саровский, один из наиболее почитаемых в Русской православной церкви святых, в первой трети XIX века проповедовал в дивеевских лесах. «Житие Аввакума». Духовная биография страстотерпца. Героический, подвижнический характер Аввакума. Страстная проповедь в защиту «древлего благочестия». «Книга обличений», «Книга бесед» как предвестие рождения новой русской литературы. Нижегородская земля богата литературными местами, связанными с именами русских писателей: А.Д.Улыбышев (село Лукино Богородского района), А.С.Пушкин (Большое Болдино), А.Плещеев (Княгинино), А.В.Сухово-Кобылин (Выкса), В.В.Розанов (Ветлуга), А.Луговой (Варнавино), К.Леонтьев (Арзамас), А.Н.Толстой (Зименки), М.Горький, С.Г.Скиталец, М.Кузмин (Васильсурск). Село Хрипуново в Ардатовском районе – родовое имение Чаадаевых. В биографиях многих писателей есть «нижегородский период». В пору Отечественной войны 1812 г. в Н.Новгороде жили некоторое время знаменитый историк и литератор Н.М.Карамзин, поэты: К.Н.Батюшков и В.Л.Пушкин, С.Н.Глинка и др. Середина XIX века. Здесь сложился интеллект и нравственный облик Н.А. Добролюбова. «Литературное гнездо» известно именами П.И.Мельникова-Печерского, В.И.Даля, М.И.Михайлова, Т.Г.Шевченко, П.В.Шумахера, М.В.Авдеева, Н.П.Вагнера и др. Вклад В.И.Даля в развитие нижегородской натуральной школы, его роль в собирании и изучении нижегородского фольклора. Художественные особенности далевской литературной сказки. Вклад Н.П.Вагнера в развитие литературной сказки. Роль А.С.Пушкина в развитии Нижегородского фольклора. Формирование философских взглядов К.Леонтьева на Арзамасской земле. Середина XIX века. Здесь сложился интеллект и нравственный облик Н.А. Добролюбова. С середины 80-х годов почти до конца века было в Нижнем, по выражению М.Горького, «время Короленко». В это время пишет для детей А.Н.Анненская («Теточка»), живут в Нижнем Новгороде и работают писатели-народники: Н.Е.Каронин-Петропавловский, И.И.Сведенцов (Иванович), С.Я.Елпатьевский. Проездом в городе появлялись А.Н.Радищев, А.С.Пушкин, Н.П.Огарев, три раза А.Н.Островский, несколько раз – Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, Гл.Успенский. Посещали Нижний Новгород Д.Григорович, И.Пущин, Ап.Григорьев, писатели-этнографы С.Максимов, П.Якушкин и др. Нижегородские поэты последних десятилетий XIX века – Л.Г.Граве (автор нежных и грустных стихов эпохи «Безвременья», А.Д.Мысовская (поэтесса и переводчица, сотрудничавшая одно время с А.Н.Островским). 90-е годы XIX века. Поэты Серебряного века: Б.Садовской, И.Рукавишников, В.Хлебников. Здесь также жил врач В.Я.Кокосов, создавший интереснейшую книгу очерков «Рассказы о Карийской каторге». Горьковская писательская организация: Н.Кочин, Г.Николаева, С.Малашкин, В.Костылева, С.Шуртаков, А.Бринский и др. Поэты – Б.Пильник, М.Шестериков, В.Автономов, А.Люкин, Ю.Адрианов, Ф.Сухов, Н.Глазков и др. Болдинская осень А.С.Пушкина. Большое Болдино – самое знаменитое литературное место на Нижегородской земле. «Сейчас еду в Нижний, то есть в Лукоянов, в село Болдино… Осень подходит. Это любимое мое время – здоровье мое обыкновенно крепнет – пора моих литературных трудов настает…» (А.С. Пушкин – П.А. Плетневу. 31 августа 1830 г.). Три болдинских осени оставили огромный след в истории отечественной культуры. 1830 г. «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», две последние главы «Евгения Онегина», поэма «Домик в Коломне», «Сказка о попе и работнике его Балде», «История села Горюхина», десятки стихотворений («Прощание», «Для берегов отчизны дальной…», «Заклинание», «Я здесь, Инезилья…» и др.), публицистика, литературно-критические статьи. 1833 г. «История Пугачева», «Медный всадник», «Пиковая дама», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», стихотворение «Осень», поэма «Анжело». 1834 г. «Сказка о золотом петушке». Литературный Арзамас. В Арзамасе некоторое время, в пору нашествия французов, жил Н.Полевой – известный литератор пушкинской поры. М.С.Жукова, автор популярных повестей, продолжательница традиций А.А.Бестужева-Марлинского. «Вечера на Карповке», «Черный демон», «Самопожертвование» и др. «Арзамасский ужас» Л.Н. Толстого (осень 1869 г). «Записки сумасшедшего». М.Горький (май-август 1902 г.). Завершена пьеса «На дне», начата работа над «Дачниками». Жизнь арзамасцев легла в основу повести «Городок Окуров». Гайдаровские места: дом детства писателя, здание гимназии, пединститут им. Гайдара, памятники Гайдару и его музей. Г. Арзамас – исток школы жизни А.Гайдара. П.Д.Боборыкин. Уроженец Нижнего, известный русский романист и мемуарист XIX века. Один из культурнейших людей своей эпохи. При оценке деятельности Боборыкина следует учитывать высказывание о нем А.П. Чехова: «Боборыкин – добросовестный труженик, его романы дают большой материал для изучения эпохи» и М.Горького: «…было принято не верить Боборыкину. Я – верил ему, находя в его книгах богатый бытовой материал». Наиболее известные романы Боборыкина: «В путь-дорогу», «Жертва вечерняя», «Солидные добродетели», «Дельцы», «Китай-город», «Василий Теркин». Повести: «По-американски», «Поддели», «Однокурсники», «Проездом». Боборыкин – автор многочисленных рассказов, пьес, очерков, философских и литературно-критических статей, театральных рецензий, исследования «Европейский роман в XIX столетии», мемуарных книг «Столицы мира», «За полвека». «Купеческий роман» Боборыкина «Василий Теркин» – художественная летопись жизни русской провинции конца XIX века. Тема Волги в романе. Хронотоп «провинциального города» в произведении (Нижний Новгород, Сормово, Балахна, Кладенец (Городец), Работки, Макарьев, Васильсурск, Казань). Нижний Новгород и его люди отражены в автобиографических романах Боборыкина: «В путь-дорогу», «Большой дом», в мемуарах «За полвека». Нижегородские годы Василия Розанова. В В.Розанове дар писателя-художника, мастера слова сочетался с глубиной философской мысли. Он создал особый литературный жанр – «уединенное», «Опавшие листья», «Сахарна», «Мимолетное», «Последние листья», «Апокалипсис нашего времени». М Горький называл В.Розанова «самым интересным человеком современности». Городок Ветлуга – родина выдающегося русского философа и писателя. Нижегородские годы (1872-1878), связанные с учебой в гимназии, - время отрочества и ранней юности Розанова. В его книгах отразились многочисленные впечатления гимназической жизни писателя-философа и приметы культурной жизни Нижнего Новгорода той поры. В нижегородской гимназии началась оставшаяся на всю жизнь любовь Розанова к Достоевскому. В Нижнем произошло знакомство с А.Сусловой, сыгравшей роковую роль в его жизни. Время В.Г.Короленко в Нижнем Новгороде. В.Г.Короленко – духовный лидер нижегородской интеллигенции в 1885-1896 г.г. Дома, улицы в Нижнем Новгороде, где в разное время жил Короленко – своеобразные вехи его жизни и творческой судьбы. Работа корреспондентом в «Волжском вестнике», «Русских ведомостях», «Русской мысли», (свыше 100 газетных статей о нижегородской жизни). Публицистика Короленко.(«Мултанское жертвоприношение»).Работа в Нижегородской губернской ученой архивной комиссии, исследование истории края. «Общество трезвых философов» - кружок В.Г.Короленко, в который входили А.А.Савельев, А.С.Гациский, П.К.Позерн, Н.Ф.Анненский, С.Я.Елпатьевский, А.И.Богданович и др. Благотворительная и просветительская деятельность Короленко. Нижегородский период – самый яркий и плодотворный период Короленко (за эти годы создана большая часть его очерков и рассказов).Образы нижегородцев, быт и нравы края отражены в таких произведениях, как «Река играет», «На затмении», «За иконой», «В облачный день» и др. Очерковые циклы, связанные с путешествиями по Нижегородской губернии, - замечательные страницы русской классики в этом жанре («Павловские очерки», «В пустынных местах», «В голодный год»). «Это мой самый любимый из современных писателей. Краски его колоритны и густы, язык безупречен, хотя местами и изыскан, образы благородны…» (А.П.Чехов - А.С. Суворину). М Горький в Нижнем Новгороде. Нижний Новгород – писательская родина М Горького. «Нижегородский период» в его биографии – период творческих поисков, мировоззренческого и художественного становления писателя. М. Горький и народники. Знакомство с Карониным (Петропавловским) – «одно из значительных впечатлений юности моей» (М.Горький). С.Г.Сомов и А.В.Чекин. Э.Алкина и В.Кларк. Духовное влияние на А.Пешкова Н.Ф.Анненского. Нижегородские друзья Горького: Метлины, Ланин, Васильев и др. Встреча Горького с Короленко, его первым литературным учителем. Работа в качестве постоянного корреспондента на Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставке 1896г. «Горьковский период» «Нижегородского листка» (опубликовано свыше40 произведений). Литературное наставничество Горького. «Кружок» Горького: А.А.Белозеров (псевдоним Андрей Одинокий), П.Клоков (псевдоним «Тихий»), Новиков и др. М.Горький и просветительские общества. «Столбы» - особая чайная- читальня для босяков, созданная по инициативе А.М.Горького. Статья «Для золотой роты». М Горький и Ф.Шаляпин. Начало дружбы. Участие в создании народного дома и народного театра. Жизнь Нижнего Новгорода отразилась в целом ряде произведений: «Герой», «Вечер у Шатова», «Вечер у Панашкина», «Вечер у Сухомяткина», «Из воспоминаний о В.Г.Короленко», «В.Г.Короленко», «Пожары», «Убийцы». Перипетии любви к О.Ю.Каминской раскрываются в рассказе М.Горького «О первой любви». Произведения Горького в газете «Волгарь»: «Нищенка», «Исключительный факт», «Убежал», «Пробуждение», «Сон Коли» (цикл «Маленькие истории»). Повесть «Горемыка Павел». Рассказы о босяках: «Емельян Пиляй», «Челкаш». Произведения, получившие признание во всем мире: «Коновалов», «Фома Гордеев», «Мещане», «На дне», «Песня о Буревестнике», «Васса Железнова», «Егор Булычев», «Мать», «Жизнь Клима Самгина». Н.И.Кочин как основоположник современной социально-психологической прозы. Неизвестный Кочин. Исторический роман Кочина и его судьба. Нижегородская военная проза и ее особенности. Нижегородский исторический роман. Б.Корнилов: трагическая судьба и поэтическое наследие. Рабочая поэзия А.И.Люкина. В.Шамшурин. Стихи и поэмы. Современная нижегородская поэзия (Б.Селезнев, Н.Симонов, С.Карасев и др.). 3.Литературоведение и фольклор. Нижегородские литературоведческие школы. Горьковедение на родине писателя и его основоположники (В.Н. Морохин, И.К.Кузьмичев и др.). Вклад И.К.Кузьмичева, С.И.Сухих в отечественное литературоведение. Нижегородское пушкиноведение и его представители (В.А.Грехнев, Н.М.Фортунатов В.В.Харчев и др.) Ученые-литературоведы НГПУ им.К.Минина и их вклад в отечественное литературоведение ( И.И.Ермаков, З.Е.Либинзон, В.В.Харчев, А.Л.Ященко и др.) «Нижегородская Атлантида» и ее место в общеевропейской культуре. Нижегородская фольклористика и ее представители. Роль В.М.Потявина в собирании и изучении Нижегородского фольклора. В.Н.Морохин как собиратель и исследователь нижегородской народной прозы. К.Е.Корепова- исследователь и собиратель нижегородского обрядового и детского фольклора. Роль и место НГПУ им.К.Минина в собирании и изучении нижегородского фольклора. 6. Образовательные технологии При изучении дисциплины «Литература и искусство Нижегородского края» рекомендуется применение развивающих технологий, проектных технологий, программированного обучения, интерактивных методов обучения. Предусмотрено, просмотр фрагментов народных промыслов; посещение музея областной Ленинской библиотеки, Нижегородского государственного художественного музея, Нижегородского этнографического музея, Нижегородского литературного музея им. А.М.Горького. Во время занятий демонстрируются слайды – репродукции произведений ИЗО, фотографии. Темы занятий, проводимых в активных и интерактивных формах: 1.Народные нижегородские промыслы – 2 часа 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 7.1. Основная литература:
7.2. Дополнительная литература: 1. Еремин А. Пушкин в Болдино,-Горький,1972. 2. Сухих С.И. Споры об авторстве « Тихого Дона».-Н.Новгород,1999. 3. Кузьмичев И.К. Николай Кочин. Очерк творчества.-Горький, 1972. 4. Харчев В.В.Народный характер.-Горький,1978. 5. Сухих С.И. Теоретическая поэтика А.А.Потебни.- Н.Новгород,2001. 6. Шустов М. А.С.Пушкин – создатель образцовой литературной сказки.- Н.Новгород, 2010. 7.Нижегородский текст русской словесности. Н.Н., 2007, 2009,2011. 7.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины Реализация дисциплины требует наличия учебной аудитории. Оборудование учебного кабинета: тесты, методические пособия, справочники, раздаточный учебно-методический материал. Технические средства обучения: мультимедийное оборудование (компьютер, ноутбук, проектор, экран, DVD-плеер, магнитофон). 8. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Контрольные вопросы к зачету (ч.1) 1.Земля нижегородская в ее легендах и преданиях. 2 Нижегородская фольклористика и ее особенности. 3.Вклад А.С.Пушкина в нижегородскую культуру. 4. А.В.Карпов как исследователь народного быта Нижегородской губернии. 5.Сказки казака Луганского и их своеобразие. 6.Замысел сказок Н.П.Вагнера и их своеобразие. 7.Вклад Н.И.Кочина в общероссийскую литературу. 8.Неизвестный Кочин( Его книга «Зона»). 9.Ю.А.Адрианов и его поэтические сборники. 10.Народный поэт А.И.Люкин. 11.Место нижегородской литературы в общероссийской культуре. 12.Натуральная литературная школа в Н.Новгороде. 13.Нижегородский купеческий роман. 14.Нижегородская ментальность в русской философии (В.Розанов, К.Леонтьев ). 15.Нижегородская военная проза. 16.Вклад нижегородцев в отечественное литературоведение. 17.И.К.Кузьмичев и его школа. 18.Изучение творчества М. Шолохова в Н.Новгороде. Книга С.И.Сухих. 19.Пушкиноведение в Н.Новгороде. 20.Горьковедение в Н.Новгороде. 21.Ученые-литературоведы НГПУ им.К.Минина и их вклад в общероссийскую культуру. 22.Нижегородские народные промыслы и их судьба. 23.Нижегородский исторический роман. Контрольные вопросы к зачету (ч.2) 1. Народное искусство Нижегородской области (крестьянский дом, золотая хохлома, Городецкая роспись). 2. Народное искусство Нижегородской области (Полховско-майданский художественный промысел, Павловские металлообрабатывающие ремесла, искусство филиграни (серебряное кружево Казакова). 3. Народное искусство Нижегородской области (Балахнинские изразцы, гончарное дело, искусство вышивки, ткачества и кружевоплетения). 4. Легенда о граде Китеже. 5. «Житие святого благоверного великого князя Александра Невского». 6. «Житие Аввакума». 7. «Житие преподобного Макара Унженского». 8.Литературные «гнезда» Нижегородской области. 9.Болдинская осень А.С.Пушкина. 10.Литературный Арзамас. 11.Творчество М.С.Жуковой. 12.В.Даль в Нижнем Новгороде. 13.Н.Добролюбов в Нижнем Новгороде. 14.П.И.Мельников-Печерский в Нижнем Новгороде. 15.Купеческий роман П.Д.Боборыкина. 16.Нижегородские годы Василия Розанова. 17.Короленко в Нижнем Новгороде. 18.Горький в Нижнем Новгороде. |
Рабочая программа по дисциплине «Детская литература» принята на заседании... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Рабочая программа по дисциплине «Русская литература ХХ века ч. 1»... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы» принята... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Рабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения»... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Рабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения»... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Рабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения»... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы к.... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Рабочая программа по дисциплине «Русская литература Х1Х в. (ч. 3)»... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Рабочая программа по дисциплине «Русская литература Х1Х в. (ч. 3)»... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Рабочая программа по дисциплине «История русской литературы XIX века... Целью данного курса является изучение указанного периода развития русской литературы с учетом современных теоретико и историко-литературных... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |