Анатолий Алексин «Самый счастливый день».
Урок по литературе в 4 классе.
Форма: Урок открытых мыслей.
Цели:
1. Раскрыть тему произведений, характеры героев, их взаимоотношения;
2. Развивать память, внимание, мышление, устную и письменную речь, сообразительность;
3. Прививать любовь к слову, воспитывать чуткое отношение к родителям, близким, родным, положительные качества.
Оборудование: портрет, рисунки учащихся, сочинения, эпиграф.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Постановка задач.
Сегодня на уроке мы завершаем изучение произведений А.Г.Алексина, мы поговорим о прочитанных рассказах и об их героях.
3. Слово учителя с элементами беседы.
Итак, у нас сегодня очередная встреча на уроке литературы. Это один из уроков, когда можно поговорить на любую тему, высказать свою точку зрения. Я хочу поговорить с вами о взаимоотношении вас и ваших родителей в семье, о ваших совместных делах, победах, а, может быть, и, неудачах.
Это очень важная тема, и я хочу, чтобы на этом уроке прозвучали ваши собственные мысли, мнения, пусть это будут мысли «вслух». Потому-то наш урок и будет называться – урок открытых мыслей. А поможет нам в этом писатель Анатолий Георгиевич Алексин и его произведение «Самый счастливый день»
Эпиграфом к нашему уроку послужат следующие строки:
Тому, кто в юности своей
Не чтил отца и мать
Почета от своих детей
Не суждено узнать.
(туркменская пословица).
- К этим строчкам мы вернемся позже, а сейчас давайте вспомним рассказ А.Г.Алексина «Самый счастливый день».
- О ком этот рассказ?
- Что произошло в семье мальчика?
- Что решил сделать мальчик, чтобы помирить родителей? (Подтвердить текстом). Удалось ли это ему?
- Как вы объясните название рассказа?
- О каком дне написал мальчик в своем сочинении? ( Подтвердить текстом). Почему именно об этом дне написал мальчик?
- О каких качествах характера героя мы можем сказать?
- Могли бы вы назвать один из дней своей жизни тоже счастливым?
4. Чтение сочинений.
- Какой из дней считается самым счастливым в вашей жизни, мы узнали из ваших сочинений, которые вы писали на прошлом уроке. Тема сочинений была одноименная – «Самый счастливый день». У кого-то это был день рождения, Новый год; у кого-то – запомнившаяся поездка, а у кого-то – просто случай из жизни. Мы выбрали лучшие и сейчас просим авторов их зачитать: (перечисление авторов работ).
- Почему счастливые дни в ваших жизнях отличаются друг от друга?
- Кто как понимает счастье?
- Что такое счастье для каждого из вас?
(Выставка рисунков).
- Во всех ваших сочинениях прослеживается одна тема. Описывая свои путешествия, поездки, праздники, разочарования, вы всегда упоминаете своих близких, семью, родителей. А кто нам поможет в трудную минуту? А кто порадуется вместе с нами даже за маленькую победу?
5. Синоним слову помощь. (Выручка).
- Вот на этих основах должна строиться любая семья.
- А теперь вернемся к эпиграфу.
- Какой мы можем сделать вывод? Почему выбраны в качестве эпиграфа эти слова?
(Записать в тетрадях свои мысли по этому поводу).
Вывод: необходимо относится к родителям, близким, родным с любовью, вниманием, уважением, оказывать посильную помощь.
6. Чтение рассказа учащимися. Чтение по ролям.
Стр. 204-209
7. Подведение итогов.
Итак, наш урок завершен, но разговор, надеюсь, нет. Многие высказали свое мнение свои мысли и сделали для себя выводы. Я верю, что вы задумались серьезно над этими вопросами и впредь будете бережней, с уважением относится к своим близким, родным, родителям, беречь свою семью.
8. Домашнее задание. Сочинение на любую из тем: «Самый счастливый день в моей жизни», «Традиции моей семьи» или «Семья – 7Я»
АЛЕКСИН, АНАТОЛИЙ ГЕОРГИЕВИЧ (р. 1924)
(наст. фамилия Гоберман), русский прозаик, драматург. Родился 3 августа 1924 в Москве, в семье активного участника Гражданской войны, репрессированного в 1937. В детстве выступал в пионерской печати со стихами (собраны в книге Рожок, 1951; совместно с С.Баруздиным). В годы Великой Отечественной войны работал на стройке; в 1950 окончил индийское отделение Московского института востоковедения. Тогда же издал сборник повестей Тридцать один день, одобренный К.Г.Паустовским и сразу определивший Алексина как создателя т.н. «юношеской повести». Многочисленные произведения Алексина (повести Саша и Шура, 1956; Необычные похождения Севы Котлова, 1958; Говорит седьмой этаж, 1959; Коля пишет Оле, Оля пишет Коле, 1965; Поздний ребенок, 1968; Звоните и приезжайте!, 1970; Третий в пятом ряду, 1975; Безумная Евдокия, 1976; Сердечная недостаточность, 1979; Домашний совет, Ивашов, Дневник жениха, все 1980; Здоровые и больные, 1982; Прости меня, мама..., 1989, и др., а также пьесы, как правило, инсценировки повестей, Мой брат играет на кларнете, 1968; В стране вечных каникул, 1970; Обратный адрес, 1971; Десятиклассники, 1974; Пойдем в кино, 1977; Поздний ребенок, 1983, и др.) – это непосредственные и жизнеподобные, не лишенные мелодраматизма и сентиментальности, изложенные, как правило, от первого лица, повествования о столкновении детей и подростков с миром взрослых. Произведения Алексина пользуются популярностью в силу драматургической стремительности их построения, остроте коллизий, психологической и бытописательской наблюдательности, доброму юмору, актуальным сюжетам, узнаваемым персонажам и обстоятельствам (семья, школа, пионерский лагерь, военная игра, первая любовь, детский хор – повесть Позавчера и послезавтра, 1974; труппа юношеского театра – повесть Действующие лица и исполнители, 1975; воспоминания о годах сталинской репрессии – повесть Игрушка, 1988; литературная и житейская «проба» подростка – Очень страшные истории: Детективные повести, которые сочинил Алик Деткин, 1969–1992).
Коллективный портрет юных поколений 1950–1980-х годов, предложенный Алексиным, не лишен идеализации – и в то же время объективного морального диагноза, поставленного с позиций нравственного максимализма, отвергающего (в духе усердно культивируемой в советской ментальности 1960–1970-х годов «романтики») расчетливость, узкий прагматизм, эгоизм, черствость и себялюбие.
Признанный и публикой и критикой (в т.ч. зарубежной – произведения Алексина изданы во многих странах мира), писатель вел активную литературно-общественную деятельность (секретарь СП РСФСР в 1970–1989, один из организаторов детских и юношеских журналов, член редколлегии журнала «Юность», президент ассоциации «Мир – детям мира» и т.п.); удостоен премии Ленинского комсомола (1970, за сценарий документального фильма Право быть ребенком), Государственных премий РСФСР (1974, за пьесы, поставленные на сцене Центрального детского театра) и СССР (за ряд повестей), а также нескольких международных премий и знаков отличия. В 1982 Алексин был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.
С 1993 писатель живет в Израиле, где издал роман-хронику о судьбах еврейской семьи в России 20 в. Сага о Певзнерах (1994), книгу мемуаров Перелистывая годы (1997) и другие произведения, основные темы которых связаны с российской действительностью. |