Программа развития воспитания в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 7 имени Героя России Марка Евтюхина г.Североморска Мурманской области
Актуальность программы
Современная социокультурная ситуация, изменения, происходящие в российском обществе в последние десятилетия, характеризуются ослаблением внимания к вопросам духовно-нравственного воспитания, формирования мировоззрения подрастающего поколения. Однако модернизация образования направлена не только на изменение организации учебной деятельности, но и коренным образом меняет отношение к содержанию воспитания в современном образовании.
Под воспитанием в образовательном учреждении понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.
Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.
Воспитательная компонента в деятельности образовательного учреждения становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование «воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности» и т.д. Воспитательная компонента деятельности образовательного учреждения должна являться неотъемлемой составляющей общего социокультурного пространства Российской Федерации, Мурманской области, ЗАТО г. Североморск, МБОУСОШ № 7.
Необходимость Программы развития воспитания в МБОУСОШ № 7 (далее - Программа) обусловлена необходимостью усиления участия образовательных учреждений, всех общественных институтов в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок у обучающихся. Для этого требуется разработка системы мер по формированию воспитательной компоненты на межведомственной основе.
Основания для разработки Программы
-
Конституция Российской Федерации;
-
Всеобщая декларация прав человека;
-
Конвенция о правах ребенка;
-
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года;
-
Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2015 г.;
-
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
-
Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599;
-
Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761;
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. №2148-р;
- Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Министерства образования и науки Российской Федерации;
- Долгосрочная целевая программа «Развитие образования Мурманской области» на 2012-2015 годы;
- Долгосрочная целевая программа «Дети Кольского Заполярья» на 2012-2016 годы;
- Долгосрочная целевая программа «Профилактика наркомании и алкоголизма в молодежной среде» на 2012-2016 годы;
- Программа развития воспитания в образовательных учреждениях Мурманской области;
- Ведомственная целевая программа «Развитие образования ЗАТО г. Североморск на 2011-2013 годы»;
-Муниципальная программа «Развитие образования ЗАТО г.Североморск на 2014-2016 гг. ».
Методологическим основанием Программы является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая определила Национальный воспитательный идеал: «Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Программа развития воспитания в системе образования МБОУСОШ № 7 базируется на принципах Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Министерства образования и науки Российской Федерации и Программы развития воспитания в образовательных учреждениях Мурманской области, ЗАТО г.Североморск.
Целевые группы Программы
Приоритетными целевыми группами реализации Программы являются обучающиеся, работники образования и социальной сферы, представители общественных объединений, муниципальные служащие, родители и члены семьи.
Основными разработчиками и участниками реализации перспективных программ и проектов Программы являются:
- психологи, социальные педагоги, организаторы воспитательной деятельности в МБОУСОШ № 7, управление образования администрации ЗАТО г. Североморск, МБУО ИМЦ;
-
общественные институты: органы общественного управления всех уровней, детские и молодёжные организации и объединения, объединения родительской общественности, профессиональные сообщества, попечительские советы;
-
структуры различной ведомственной принадлежности, отвечающие за работу с детьми и молодёжью.
Основные принципы реализации Программы
Программа:
- осуществляется на основе качественно нового представления о роли и значении воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта;
- включает формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий и технологий, повышение эффективности взаимодействия учебной и внеучебной деятельности, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания;
- учитывает принцип гуманистической направленности воспитания, обеспечивающий отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, поддерживающий субъектно-субъектный характер в отношении взаимодействия, устанавливающий равноправное партнерство между всеми участниками образовательной деятельности, включающий оказание психолого-педагогической помощи учащимся в процессе социализации;
- соблюдает принцип личностной самоценности, который рассматривает каждого субъекта образовательного процесса (школьник, педагог, семья) как индивидуальность;
- учитывает принцип культуросообразности, который базируется на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнической культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям, предусматривает построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни в стране и в отдельном регионе;
- основывается на принципе личностно-значимой деятельности, предполагающей участие учащихся общеобразовательных учреждений в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами и жизненными установками;
- учитывает принцип коллективного воспитания, проявляющийся во взаимодействии детей и взрослых в процессе совместного решения задач по формированию у учащихся опыта самопознания, самоопределения и самореализации;
- соблюдает принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности, оказании помощи молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении;
- учитывает необходимость создания дополнительных условий для социализации детей с особенными потребностями в обучении и ограниченными возможностями; проведение мероприятий, направленных на комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, детьми-мигрантами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции в школьном пространстве и в социуме в целом;
- опирается на природосообразность и природоспособность, что предполагает научное понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов; воспитание обучающихся осуществляется сообразно полу, возрасту, наклонностям; создание условий для формирования ответственности за последствия своих действий и поведения;
- опирается на принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания; установление связи между субъектами внеучебной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий;
- основывается на принципе вариативности воспитательных систем, направленных на удовлетворение потребностей обучающихся в различных социально ориентированных моделях воспитательных организаций, нацеленности системы воспитания на формирование вариативности способов мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности, готовности к деятельности в различных ситуациях;
- сохраняет преемственность в воспитании, заключающуюся в непрерывности процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне образования), в развитии необходимости личностного присвоения учащимися культурно-исторических ценностей и традиций своего народа;
- осуществляется на основе государственно-общественного управления воспитанием, предполагающего разделение полномочий и консолидацию усилий органов государственной и муниципальной власти и общественных институтов в решении проблем воспитания молодого поколения;
- соблюдает принцип демократизма, суть которого заключается в переходе от системы с однонаправленной идеологией и принудительных воздействий на субъекта воспитания к системе, основанной на взаимодействии, педагогике сотрудничества всех участников образовательного процесса;
- опирается на принцип толерантности, признания наличия плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;
- учитывает духовную составляющую жизни ребенка, проявляющуюся в формировании у школьников духовных ориентиров, не противоречащих ценностным установкам традиционных религий, в соблюдении общечеловеческих норм гуманистической морали, в интеллектуальности и менталитете российского гражданина;
- определяет эффективность как формирование навыков социальной адаптации, самореализации, способности жить по законам общества, не нарушая права и свободы других людей, установившихся норм и традиций;
- предполагает применение воспитывающего обучения как использование воспитательного потенциала содержания изучаемых учебных дисциплин - как основных, так и дополнительных образовательных программ - в целях личностного развития школьников, формирования положительной мотивации к самообразованию, а также ориентации на творческо-практическую внеучебную деятельность;
- основывается на принципе социальности как ориентации на социальные установки, необходимые для успешной социализации человека в обществе;
- предполагает принцип "социального закаливания" как включения школьников в ситуации, которые требуют проявления волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, приобретения социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
Сроки и этапы реализации Программы
1 этап: 2013-2015 годы.
Подготовка проектов нормативно-правовых актов и разработка механизмов межведомственного взаимодействия для реализации Программы.
Популяризация Программы. Повышение квалификации и переподготовка кадров.
2 этап: 2016-2018 годы.
Организация разработки и проведения муниципальных и общественных проектов по реализации Программы.
Организация информационно-методического сопровождения реализации Программы.
Повышение квалификации и переподготовка кадров.
3 этап: 2019-2020 годы.
Повышение квалификации и переподготовка кадров.
Информационно-аналитическая деятельность.
Мониторинг эффективности Программы.
Современное состояние воспитания
В Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 7 имени Героя России Марка Евтюхина созданы условия для эффективной воспитательной деятельности. В 2011 году началась реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Интеграция общего и дополнительного образования детей, осуществляемая в МБОУСОШ № 7, позволяет реализовать федеральный государственный образовательный стандарт, определяющий воспитательный идеал гражданина Российской Федерации.
Основная воспитательная цель школы: развитие личности широко образованного, высоконравственного, глубоко мыслящего человека, с независимым, самостоятельным мышлением, новым сознанием, ориентированным в современных условиях жизни, способного к сотрудничеству и прогнозированию своих поступков, конкурентноспособного на рынке труда.
Задачи:
1.Формирование личности обучающегося как социально активного гражданина и патриота своей школы, города, Отечества.
2.Воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности и всего общества.
3.Создание условий формирования у обучающихся ценностного отношения к своему здоровью, здоровому образу жизни и негативного отношения к вредным и пагубным для здоровья привычкам: курению, токсикомании, употреблению алкоголя и наркотических средств.
4.Повышение уровня воспитанности обучающихся, побуждение их к саморегуляции поведения, соответствующего общечеловеческим нормам.
5.Развитие ученического самоуправления.
6.Координация деятельности и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, социума, ученического самоуправления для развития интеллектуальных и индивидуальных способностей обучающихся.
7.Развитие форм досуговой деятельности.
8.Совершенствование форм работы по профилактике правонарушений, преступлений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних.
9.Обеспечение повышения роли родительской общественности на всех уровнях социального партнёрства.
Согласно основной воспитательной цели и задачам, поставленным на учебный год, разрабатывается План основных мероприятий. План включает в себя 5 основных направлений в работе :патриотическое, военно-патриотическое, нравственно-эстетическое, общественно-трудовое, учебно-познавательное, спортивно-оздоровительное. Каждое направление предполагает достижение определённой цели.
Составляются планы совместной работы школы с подразделением по профилактике правонарушений, преступлений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних; план совместных мероприятий МБОУСОШ №7 и инспекции Госпожнадзора по противопожарной безопасности; план совместной работы с ГИБДД по предупреждению нарушений ПДД; план совместной работы с шефами по военно-патриотическому воспитанию. Хорошие творческие связи установились у нас с библиотеками ЦБС: с центральной детской библиотекой, с библиотекой № 1, с центральной библиотекой на ул.Кирова.
Согласно плана в школе проводятся традиционные мероприятия : вечер встречи выпускников; Дни памяти Героя России Марка Евтюхина; праздничные концерты ко Дню учителя и 8 Марта; праздник «Прощание с начальной школой» (4 классы), праздник «Последний звонок»(9,11 классы) , субботники ( городские и школьные)
Организуются тематические недели и декады:
-в сентябре акция «Внимание -дети!»( с посещением школы инспектором ГИБДД для посвящения в пешеходы обучающихся 1-х классов)
-в октябре «Экологический марафон», включающий классные часы ,конкурс рисунков об осени, конкурс экологических плакатов , изготовление кормушек для птиц, конкурс рисунков «Красная книга Кольского полуострова» и т.д.
-в ноябре «Антиникотиновая неделя», включившая в себя классные часы «Минздрав предупреждает…» ; конкурс рисунков «Дети велят не курить»; проведение рейдов против курильщиков, конкурс экспресс-плакатов «Курить –здоровью вредить», беседа с курильщиками «Письмо курящей девушке».
Правовая неделя: классные часы «Ты и закон» «Флаг наш и герб» для формирования у обучающихся юридической грамотности и позитивного правосознания.
-в декабре декада «SOS».Проводятся классные часы, беседы «Оставайся на линии жизни!», распространение листовок среди учащихся школы ; встречи на родительских собраниях с начальником отдела по делам молодёжи Э.А.Мироновым, встречи обучающихся с волонтёрами отдела по делам молодёжи, выставка рисунков «Спорт без наркотиков», спортивные соревнования в начальной школе, конкурс экспресс- плакатов, интернет-урок на сайте Федеральной службы по обороту над наркотиками, проведение социологического опроса «Курение и здоровье» ( 6-10 классы)
-в феврале месячник военно-патриотической работы .
-в марте –традиционные Дни памяти М.Н.Евтюхина
-в апреле проводится благотворительная акция «Спаси ребёнка» с организацией ярмарки-продажи для сбора денег в фонд акции.
-в мае проходит Вахта Памяти, посвящённая Великой Победе: акция «Забота» с поздравлением ветеранов ВОВ и тыла с Днём победы; акция «Память» - приведение в порядок захоронений погибших в войне , поездка в Долину Славы , участие в митинге 9 Мая, участие в легкоатлетической эстафете, участие в марш-броске Победы в Долину Славы.
В течение года проводятся трудовые десанты по подготовке школы к новой четверти. Традиционно в апреле-мае месяце проходит благоустройство школьной территории и общегородские субботники.
Организуется работа классных пресс-центров. Выпускаются поздравительные газеты к праздникам, организуются конкурсы рисунков, экспресс - плакатов. Традиционным стал школьный конкурс «Визитных карточек» классов.
Проводятся тематические классные часы. Традиционно проводятся конкурсы чтецов.
Школа принимает участие во всех городских мероприятиях . Традиционно и активно сотрудничество школы со многими организациями и специалистами: отдел по делам молодёжи, следственный комитет при прокуратуре Мурманской области, музей города, Дом детского творчества, КДН и ЗП, ПДН,ГИБДД, военкомат,кабинет врача-нарколога, ВУЗы и колледжи г.Североморска и г.Мурманска
Продолжена работа органов ученического самоуправления – «Мост -молодёжное объединение самостоятельных и талантливых» Для участия в процессе самоуправления привлечены учащиеся с 8 по 11 классы.
В МБОУСОШ № 7 работают школьные кружки . Руководители кружков работают по программам, которые получили рецензию методиста Дома детского творчества им.Саши Ковалёва. Наиболее эффективными и результативными являются кружки «Художественная вышивка» , «Салон современной одежды» Участники этих кружков ежегодно принимают активное участие в городских и школьных конкурсах, занимают призовые места.
В школе сложилась определённая система работы по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних
В течение года ведётся работа по профилактике безнадзорности и правонарушений. Для работы в этом направлении разработана программа «Путь к успеху» . Организуются встречи на классных часах с инспекторами ПДН, специалистами КДН и ЗП. Систематически посещаются неблагополучные семьи и учащиеся, состоящие на учётах в ОДН ,КДН, ВШУ, социальными педагогами, классными руководителями. Администрация школы ходатайствует о привлечении родителей к административной ответственности за невыполнение родителями обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей. Организован контроль успеваемости и посещения уроков учащимися, состоящими на учёте в ОДНКДН,ВШУ. Школа принимает участие в акциях «Досуг», «Подросток» , «Дети и интернет» , «Паспорт»
В школе работает Совета по профилактике правонарушений, где обсуждаются вопросы правонарушений, заслушиваются учащиеся «группы риска», учителя о работе с неблагополучными семьями и о работе по профилактике правонарушений.
В МБОУСОШ № 7 организована деятельность общественных инспекторов (уполномоченных) по защите прав ребенка, проводятся мероприятия, направленные на профилактику суицидального поведения.
|