Задача воспитания гражданина и патриота России выдвинута в ряду важнейших в приоритетном национальном проекте «Образование»




Скачать 145.35 Kb.
Название Задача воспитания гражданина и патриота России выдвинута в ряду важнейших в приоритетном национальном проекте «Образование»
Дата публикации 14.05.2014
Размер 145.35 Kb.
Тип Задача
literature-edu.ru > Культура > Задача
«Модель духовно-нравственного развития обучающихся в условиях кадетского воспитания в общеобразовательном учреждении"

I. Основание

Сегодня с особой остротой мы осознаем, что одной из насущных государственных задач современной России является духовно-нравственное воспитание обучающихся.

Задача воспитания гражданина и патриота России выдвинута в ряду важнейших в приоритетном национальном проекте «Образование», в Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева к Федеральному Собранию.

В последние годы произошла переоценка духовно-нравственных ценностей. Разрушение прежних идеалов, их размывание привело к образованию духовного вакуума и заполнению его ценностями, противоречащими общечеловеческой морали: рост бездуховности, преступность, отчуждение личности от национально -патриотических основ. Ведется много абстрактных разговоров о русской национальной идее. Особую тревогу вызывает распространение прагматизма, часто отодвигающего на задний план вопросы сохранения и развития культуры, формирования духовно богатой личности подростка. Вот почему сегодня очень важно задуматься о создании таких социальных условий, которые помогли бы возродить культурные и духовно-нравственные ценности общества и каждой конкретной личности. Формирование личности подростка в кадетском корпусе в этих условиях может стать одним из перспективных направлений решения проблемы духовно-нравственного воспитания граждан.

Сегодня наша страна вступила в полосу возрождения значимых традиций. Созидание настоящего и строительство будущего невозможно без знания прошлого. Возрождение кадетских корпусов и обращение к накопленному опыту весьма полезны и ценны для современного образования.

Уровень социальной зрелости подростков не соответствует предъявляемым обществом требованиям - недостаточное развитие способности к самосовершенствованию и самовыражению, слабое проявление общественной активности, пассивное отношение к происходящим в обществе преобразованиям. В связи с вышесказанным, существующий опыт духовно-нравственного развития кадет и формирования гражданской позиции мог бы стать основой для разработки перспективной молодежной политики государства.

Механизм социализации в кадетских корпусах более действенен и эффективен в формировании таких качеств, как: личная дисциплинированность и исполнительность, ответственность, готовность точно и своевременно выполнить просьбу, решительность, выдержка и самообладание, устойчивость в ситуациях повышенной напряженности, высокая работоспособность, физическая выносливость. Успешная социальная адаптация воспитанника к жизнедеятельности кадетского корпуса предполагает его поисковую активность, осознание и освоение им нового социального статуса кадета, соответствующего ролевого поведения, идентификацию воспитанника и учебной группы в процессе совместной деятельности, принятие норм, ценностей, традиций кадетского корпуса. К показателям социальной адаптированности кадет относятся: успешность в учебе; осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни; баланс индивидуальных и групповых интересов; самоконтроль поведения; адекватное отношение к педагогическим воздействиям; активное участие в жизни кадетского коллектива; удовлетворенность своим социальным статусом.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Цель создания эффективной модели духовно-нравственного развития обучающихся в условиях кадетского воспитания в ОУ через:

  • выявление социально-педагогических условий эффективного использования возможностей школы и социальных партнеров в духовно-нравственном развитии обучающихся в учебной и внеучебной деятельности:

1. организационные – активная позиция педагога и учащихся в процессе духовно-нравственного развития и воспитания; этапы движения учащегося в образовательном процессе; формы и методы организации духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе и во внеурочное время;

2. содержательные подразумевают виды деятельности учащихся в процессе духовно-нравственного развития и воспитания – учебная, внеучебная; принципы построения образовательного процесса; информационное и коммуникационное обеспечение процесса духовно-нравственного воспитания личности в учебное и внеучебное время;

3. мотивационные – определяются проведением коммуникативных тренингов для формирования мотивации к совместной деятельности педагогов и учащихся; организацией ученических конференций, литературных рингов, турниров, спектаклей, концертов, конкурсов чтецов, экскурсоводов, презентацией социального проекта, написанием творческих работ, организацией школьных выставок, конкурсов, олимпиад, викторин, тематических декад, участием в актах гражданской направленности, деловых и правовых играх, дебатах.

  • обоснование принципов модели духовно-нравственного развития обучающихся: целеполагания, индивидуально-личностного развития, ориентации на гражданские ценности, нравственного примера педагога, социально-педагогического партнерства, интегративности программ гражданского воспитания, интерактивного обучения и воспитания, социальной востребованности воспитания;

  • определение уровней гражданской компетентности личности учащихся (недопустимый, критический, допустимый, оптимальный)

В процессе деятельности школы по воспитанию духовно-нравственных основ личности младшего школьника решаются следующие задачи:

  • формирование доступных младшему школьнику знаний о духовных ценностях, представленных в культуре народов России (языке, общественных явлениях, особенностях труда, народных традиций, фольклора, искусства);

  • осознание принадлежности к родному народу, стране, государству, интерес и чувство сопричастности современным событиям и истории России;

  • развитие толерантных чувств, уважительного отношения к другой национальности, вере, религии;

  • развитие готовности к нравственному поведению, культуре и этике взаимоотношений с окружающим миром (природой, другими людьми, обществом);

  • развитие положительных качеств личности, определяющих выполнение социальных ролей «ученика», «члена коллектива (семейного, школьного и др.);

  • воспитание способности к духовному самообогащению, рефлексивным

проявлениям, самооценке и самоконтролю поведения.

Нормативно правовая база

Данная модель разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации), Федеральным Законом «Об образовании РФ», Национальной доктриной образования, Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989 г., «Всеобщей декларацией прав человека», Гражданским кодексом РФ, «Основами законодательства РФ о культуре», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (серия «Стандарты второго поколения» основана в 2008 году и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования и культуры.

МБОУ «СОШ №10 Кадетский корпус юных спасателей» реализует поставленные цели и задачи с учетом следующих направлений:

1. Личностно-ориентированная система влияний на младшего школьника: учет особенностей развития личности каждого учащегося, уровня сформированности его интересов, этических норм и ценностных ориентаций.

2. Принцип соответствия требованиям современного общества и общественно значимым ценностям. Применительно к первой ступени школы реализация этого принципа обеспечивает отказ от идеологического отбора содержания образования; признание демократического стиля общения обучающихся и учителя; раскрытие перед учащимися роли культуры в развитии общества.

3. Нравственная ценность отбора содержания является также важнейшим принципом воспитательной работы образовательного учреждения. Так, тематика уроков литературного чтения и внеурочной деятельности касается проблем культуры поведения, нравственного выбора, оценки положительных и отрицательных поступков героев художественных произведений. Работа с фольклорными формами призвана зарождать чувство гордости перед историей и культурой народа, осознание вклада национальных культур народов России в создание и развитие общей культуры российского общества как поликультурного явления. Уроки по предметам «Окружающий мир» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призваны раскрыть многообразие культурных ценностей (традиций, верований, обрядов, трудовой деятельности и пр.) разных народов, проживающих в нашей стране. Воспитывать толерантность, уважительное отношение к другой культуре и религии.

4. Принцип разнообразия и альтруистичности деятельности реализуется посредством организации разнообразной деятельности детей: младшие школьники принимают участие в подготовке и организации труда, игры, общения, которые направлены на помощь, содействие, сопереживание объектам окружающего мира, проявление альтруистических чувств и бескорыстных поступков.

Школьники участвуют в следующих общешкольных мероприятиях:

  • «Помоги ближнему своему» – участие в помощи пожилым и больным людям, проживающим в микрорайоне (покупка и доставка продуктов; несложный бытовой труд; чтение прессы и т.п.);

  • «Братья наши меньшие» – забота о животных

  • «Мы – шефы детского сада» – участие в организации праздников, досугов, игр детского сада микрорайона; поделки игрушек, костюмов, атрибутов игр для малышей.

  • «Вырастим цветы для мам и бабушек» - уроки труда, кружковая работа.

  • «Мы помним! Мы гордимся!» - забота о ветеранах Вов, участие в организации праздников и др.

5. Принцип учета потребности обучающихся данной социальной группы, их социальные роли. Процесс воспитания должен быть организован таким образом, чтобы дети осваивали социальные роли, с которыми впервые сталкиваются в школьной жизни: «ученик», «член классного (школьного) коллектива», «одноклассник», «участник деятельности».

Содержание духовно-нравственного воспитания и социализации

учащихся начальной школы

Воспитание и социализация требуют внимательного отношения к каждому ученику. Уклад жизни кадетского корпуса моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом устойчивых, традиционных нравственных начал. С момента присвоения статуса «Кадетский корпус» сложились в корпусе свои традиции - утренние построения, введена единая форма одежды, приветствие учителя перед началом урока, торжественное обещание кадет, посвящение в кадеты, участие в параде Победы. Здесь готовят юношей и девушек для служения Отчизне верой и правдой на государственном поприще, здесь формируется нация.

Младший школьник испытывает большое доверие к учителю, старшим кадетам. Для младшего школьника оценки имеют нравственное значение. Именно педагог, старший кадет не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся на начальном этапе обучения осуществляется на основе:

  • нравственного примера педагога, старшего кадета (созданы шефские пары);

  • социально-педагогического партнерства;

  • индивидуально-личностного развития;

  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания (программа «Кадетская республика», «Семья», «Подросток»;)

  • социальной востребованности воспитания.

Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения, обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:

  • истории России, российских народов, своей семьи, рода;

  • жизненного опыта своих родителей, предков;

  • традиционных российских религий;

  • произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры;

  • периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;

  • фольклора народов России;

  • общественно полезной и личностно значимой деятельности;

  • учебных дисциплин;

  • других источников информации и научного знания.

В основе модели духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы МБОУ «СОШ №10 «Кадетский корпус юных спасателей» и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.

Цели и задачи воспитания осуществляются в процессе согласования ценностей и целей, а также взаимодействия учителей, учащихся, родителей при осуществлении следующих видов деятельности:

  • просветительская, обучающая деятельность;

  • создание детского коллектива и организация его деятельности;

  • различные виды культурно-творческой деятельности;

  • общественно-полезная, трудовая, созидательная деятельность;

  • поддержка детских инициатив, организация ученического самоуправления, детско-юношеских общественных объединений и организаций;

  • спортивно-оздоровительная деятельность;

  • создание уклада жизни образовательного учреждения, наличие годового круга традиций, событий, праздников;

  • освоение ценностей культуры;

  • активное участие детей в жизни города (школьные и городские конкурсы, соревнования, мероприятия, акции, гражданские и социальные проекты.

Взаимодействие школы с общественными организациями

При разработке и осуществлении программ воспитания и социализации учащихся начальной школы МБОУ «СОШ №10 «Кадетский корпус юных спасателей» взаимодействует с общественными организациями гражданско-патриотической, культурной, экологической и иной направленности, детско-юношескими и молодежными движениями, организациями, объединениями, разделяющими в своей деятельности базовые национальные российские ценности и готовыми содействовать достижению национального педагогического идеала. Корпус сотрудничает с ГУ МЧС РФ по Алтайскому краю, Управлением МЧС РФ по г.Рубцовску, пожарными частями, воинской частью № 6720, МОУ ДОД СЮТур, спортивным комплексом «Юбилейный», городскими библиотеками, художественной ,музыкальной, спортивными школами.

Это необходимо для создания достаточных условий духовно-нравственного развития младшего школьника, его воспитания и полноценной социализации в контексте формирования идентичности гражданина России, более полной реализации собственной программы воспитания и социализации обучающихся.

Ожидаемые результаты духовно-нравственного воспитания

учащихся начальной школы

Каждое из основных направлений воспитания и социализации младших школьников должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Тест «Я- личность в классе»

Анкета «Отношение учащихся к школе, себе и к другим»
Тест «Оцени себя»

Оценка адаптированности ребёнка к школе (В.И.Чирков,О.Л.Соколова,О.В.Сорокина)

Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лусканова

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде.

Методика «Кто прав?» (Г.А.Цукрман)

Опросник Е.Кургановой

Методика «Кто я?» (М.Кун)

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Методика социальной активности ребёнка (А.Н.Свиридов)

Оценка реализации личностного потенциала (А.Н.Свиридов)

Методика личностного роста школьников (Степанов П.В, Григорьев Д.В)

Модель выпускника кадетского корпуса

Выпускник нашей школы представляет собой компетентную, социально адаптированную личность, способную к эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях информационного общества.

  1. В современной ситуации определяющими качествами личности должны стать кругозор, компетентность и профессионализм, толерантность и гражданственность. Выпускник кадетского корпуса – это компетентный в гражданско-правовых аспектах член общества, осознающий свою сопричастность к судьбе России, уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении, креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни, разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни, уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата, осознающий себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.1

Учитывая основные ценности и цели образования, а также содержание его социально-педагогической миссии, наиболее целесообразным представляется выбор модели выпускника кадетского корпуса, соответствующий следующим ожиданиям основных субъектов образования:

  1. Профессионал – способный осознавать значение профессии и её место в системе общественного разделения труда. Умение жить в условиях рынка и информационных технологий, поскольку вхождение страны в рыночные отношения и развитие информационных ресурсов требуют от гражданина определенной предприимчивости, смекалки и инициативности, знания компьютерной техники и иностранных языков, готовности к жизни в современном мире, ориентация в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, понимание особенностей жизни в городе, ориентация в возможностях этой жизни для развития своих духовных запросов, ориентация в научном понимании мира.

  2. Семьянин- ответственный за себя и других, следующий этикету супружеских взаимоотношений, стремящийся к здоровому образу жизни, как главной ценности.

  3. Гражданин России- патриот, ощущающий ответственность за настоящее и будущее Отечества. Гражданин демократической России должен быть готов в любой момент защищать свою Родину, обладать твердыми моральными и нравственными принципами, знать Конституцию Российской Федерации, общественно-политические достижения государства, чтить государственную символику и национальные святыни народов, его населяющих, любить её историю и литературу, принимать активное участие в государственных праздниках.

  4. Выпускник Готовность к достижению высокого уровня образованности на основе осознанного выбора программ общего и профессионального образования.

  5. Свободная личность Уважительное отношение к национальным культурам народов Российской Федерации, владение родным языком и культурой, так как гражданин России, проживая в уникальных по своей многонациональности и конфессиональности государстве, в евразийской державе, являющейся ярчайшим примером синкретической цивилизации, должен всегда стремиться к укреплению межнациональных отношений в своей стране. Культурный кругозор и широта мышления, поскольку для того, чтобы принести реальную пользу в развитии экономики, социального обустройства, науки, культуры, образования и здравоохранения, гражданин должен уметь мыслить глобальными категориями. Выпускник должен владеть основами мировой культуры и кросс-культурной грамотности; воспринимать себя как носителя общечеловеческих ценностей, быть способным к творчеству в пространстве культуры, к диалогу в деятельности и мышлении, а так же проектировать и реализовать свои жизненные смыслы на основе общечеловеческих ценностей.

  6. Индивидуальность. Физическая развитость, ибо только ведущий здоровый образ жизни гражданин обновленной России может принести своей стране практическую пользу. Наличие коммуникативной культуры, владение навыками делового общения, выстраивание межличностных отношений, способствующих самореализации, достижению успеха в общественной и личной жизни. Способность к выбору профессии, ориентации в политической жизни общества, выбору социально ценных форм досуговой деятельности, к самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, защите своих прав и осознанию своих обязанностей на основе традиций национальной духовной культуры.

  7. Житель Земли. Готовность способствовать процветанию России, для чего гражданин страны, должен направлять все свои усилия и профессионализм на материальное и духовно-нравственное возрождение и обогащение своей Родины.




1 Концепция современной модели образования Алтайского края до 2020 года


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задача воспитания гражданина и патриота России выдвинута в ряду важнейших в приоритетном национальном проекте «Образование» icon Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»
Минобрнауки России от 06. 10. 2009 №373, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых...
Задача воспитания гражданина и патриота России выдвинута в ряду важнейших в приоритетном национальном проекте «Образование» icon Пояснительная записка Статус документа
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Задача воспитания гражданина и патриота России выдвинута в ряду важнейших в приоритетном национальном проекте «Образование» icon Пояснительная записка к системе учебников «Школа России» (для 1-4...
Реализация идеологической основы фгос — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в системе...
Задача воспитания гражданина и патриота России выдвинута в ряду важнейших в приоритетном национальном проекте «Образование» icon Пояснительная записка к системе учебников «Школа России» (для 1-4...
Реализация идеологической основы фгос — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в системе...
Задача воспитания гражданина и патриота России выдвинута в ряду важнейших в приоритетном национальном проекте «Образование» icon Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России А. Я. Данилюк
России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности...
Задача воспитания гражданина и патриота России выдвинута в ряду важнейших в приоритетном национальном проекте «Образование» icon Рабочая программа по русскому языку 1 класс умк «Школа России»
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования...
Задача воспитания гражданина и патриота России выдвинута в ряду важнейших в приоритетном национальном проекте «Образование» icon Рабочая программа по литературному чтению класс
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личнисти гражданина России, планируемых результатов начального общего образования...
Задача воспитания гражданина и патриота России выдвинута в ряду важнейших в приоритетном национальном проекте «Образование» icon Рабочая программа по физической культуре разработана на основе Федерального...
Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы В. И. Лях «Физическая культура», утвержденной...
Задача воспитания гражданина и патриота России выдвинута в ряду важнейших в приоритетном национальном проекте «Образование» icon Рабочая программа по физической культуре разработана на основе Федерального...
Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы В. И. Лях «Физическая культура», утвержденной...
Задача воспитания гражданина и патриота России выдвинута в ряду важнейших в приоритетном национальном проекте «Образование» icon Рекомендательный список литературы по теме
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. М.:...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции