Скачать 145.35 Kb.
|
«Модель духовно-нравственного развития обучающихся в условиях кадетского воспитания в общеобразовательном учреждении" I. Основание Сегодня с особой остротой мы осознаем, что одной из насущных государственных задач современной России является духовно-нравственное воспитание обучающихся. Задача воспитания гражданина и патриота России выдвинута в ряду важнейших в приоритетном национальном проекте «Образование», в Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева к Федеральному Собранию. В последние годы произошла переоценка духовно-нравственных ценностей. Разрушение прежних идеалов, их размывание привело к образованию духовного вакуума и заполнению его ценностями, противоречащими общечеловеческой морали: рост бездуховности, преступность, отчуждение личности от национально -патриотических основ. Ведется много абстрактных разговоров о русской национальной идее. Особую тревогу вызывает распространение прагматизма, часто отодвигающего на задний план вопросы сохранения и развития культуры, формирования духовно богатой личности подростка. Вот почему сегодня очень важно задуматься о создании таких социальных условий, которые помогли бы возродить культурные и духовно-нравственные ценности общества и каждой конкретной личности. Формирование личности подростка в кадетском корпусе в этих условиях может стать одним из перспективных направлений решения проблемы духовно-нравственного воспитания граждан. Сегодня наша страна вступила в полосу возрождения значимых традиций. Созидание настоящего и строительство будущего невозможно без знания прошлого. Возрождение кадетских корпусов и обращение к накопленному опыту весьма полезны и ценны для современного образования. Уровень социальной зрелости подростков не соответствует предъявляемым обществом требованиям - недостаточное развитие способности к самосовершенствованию и самовыражению, слабое проявление общественной активности, пассивное отношение к происходящим в обществе преобразованиям. В связи с вышесказанным, существующий опыт духовно-нравственного развития кадет и формирования гражданской позиции мог бы стать основой для разработки перспективной молодежной политики государства. Механизм социализации в кадетских корпусах более действенен и эффективен в формировании таких качеств, как: личная дисциплинированность и исполнительность, ответственность, готовность точно и своевременно выполнить просьбу, решительность, выдержка и самообладание, устойчивость в ситуациях повышенной напряженности, высокая работоспособность, физическая выносливость. Успешная социальная адаптация воспитанника к жизнедеятельности кадетского корпуса предполагает его поисковую активность, осознание и освоение им нового социального статуса кадета, соответствующего ролевого поведения, идентификацию воспитанника и учебной группы в процессе совместной деятельности, принятие норм, ценностей, традиций кадетского корпуса. К показателям социальной адаптированности кадет относятся: успешность в учебе; осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни; баланс индивидуальных и групповых интересов; самоконтроль поведения; адекватное отношение к педагогическим воздействиям; активное участие в жизни кадетского коллектива; удовлетворенность своим социальным статусом. Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России. Цель создания эффективной модели духовно-нравственного развития обучающихся в условиях кадетского воспитания в ОУ через:
1. организационные – активная позиция педагога и учащихся в процессе духовно-нравственного развития и воспитания; этапы движения учащегося в образовательном процессе; формы и методы организации духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе и во внеурочное время; 2. содержательные подразумевают виды деятельности учащихся в процессе духовно-нравственного развития и воспитания – учебная, внеучебная; принципы построения образовательного процесса; информационное и коммуникационное обеспечение процесса духовно-нравственного воспитания личности в учебное и внеучебное время; 3. мотивационные – определяются проведением коммуникативных тренингов для формирования мотивации к совместной деятельности педагогов и учащихся; организацией ученических конференций, литературных рингов, турниров, спектаклей, концертов, конкурсов чтецов, экскурсоводов, презентацией социального проекта, написанием творческих работ, организацией школьных выставок, конкурсов, олимпиад, викторин, тематических декад, участием в актах гражданской направленности, деловых и правовых играх, дебатах.
В процессе деятельности школы по воспитанию духовно-нравственных основ личности младшего школьника решаются следующие задачи:
проявлениям, самооценке и самоконтролю поведения. Нормативно правовая база Данная модель разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации), Федеральным Законом «Об образовании РФ», Национальной доктриной образования, Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989 г., «Всеобщей декларацией прав человека», Гражданским кодексом РФ, «Основами законодательства РФ о культуре», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (серия «Стандарты второго поколения» основана в 2008 году и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования и культуры. МБОУ «СОШ №10 Кадетский корпус юных спасателей» реализует поставленные цели и задачи с учетом следующих направлений: 1. Личностно-ориентированная система влияний на младшего школьника: учет особенностей развития личности каждого учащегося, уровня сформированности его интересов, этических норм и ценностных ориентаций. 2. Принцип соответствия требованиям современного общества и общественно значимым ценностям. Применительно к первой ступени школы реализация этого принципа обеспечивает отказ от идеологического отбора содержания образования; признание демократического стиля общения обучающихся и учителя; раскрытие перед учащимися роли культуры в развитии общества. 3. Нравственная ценность отбора содержания является также важнейшим принципом воспитательной работы образовательного учреждения. Так, тематика уроков литературного чтения и внеурочной деятельности касается проблем культуры поведения, нравственного выбора, оценки положительных и отрицательных поступков героев художественных произведений. Работа с фольклорными формами призвана зарождать чувство гордости перед историей и культурой народа, осознание вклада национальных культур народов России в создание и развитие общей культуры российского общества как поликультурного явления. Уроки по предметам «Окружающий мир» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призваны раскрыть многообразие культурных ценностей (традиций, верований, обрядов, трудовой деятельности и пр.) разных народов, проживающих в нашей стране. Воспитывать толерантность, уважительное отношение к другой культуре и религии. 4. Принцип разнообразия и альтруистичности деятельности реализуется посредством организации разнообразной деятельности детей: младшие школьники принимают участие в подготовке и организации труда, игры, общения, которые направлены на помощь, содействие, сопереживание объектам окружающего мира, проявление альтруистических чувств и бескорыстных поступков. Школьники участвуют в следующих общешкольных мероприятиях:
5. Принцип учета потребности обучающихся данной социальной группы, их социальные роли. Процесс воспитания должен быть организован таким образом, чтобы дети осваивали социальные роли, с которыми впервые сталкиваются в школьной жизни: «ученик», «член классного (школьного) коллектива», «одноклассник», «участник деятельности». Содержание духовно-нравственного воспитания и социализации учащихся начальной школы Воспитание и социализация требуют внимательного отношения к каждому ученику. Уклад жизни кадетского корпуса моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом устойчивых, традиционных нравственных начал. С момента присвоения статуса «Кадетский корпус» сложились в корпусе свои традиции - утренние построения, введена единая форма одежды, приветствие учителя перед началом урока, торжественное обещание кадет, посвящение в кадеты, участие в параде Победы. Здесь готовят юношей и девушек для служения Отчизне верой и правдой на государственном поприще, здесь формируется нация. Младший школьник испытывает большое доверие к учителю, старшим кадетам. Для младшего школьника оценки имеют нравственное значение. Именно педагог, старший кадет не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся на начальном этапе обучения осуществляется на основе:
Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения, обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:
В основе модели духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы МБОУ «СОШ №10 «Кадетский корпус юных спасателей» и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий. Цели и задачи воспитания осуществляются в процессе согласования ценностей и целей, а также взаимодействия учителей, учащихся, родителей при осуществлении следующих видов деятельности:
Взаимодействие школы с общественными организациями При разработке и осуществлении программ воспитания и социализации учащихся начальной школы МБОУ «СОШ №10 «Кадетский корпус юных спасателей» взаимодействует с общественными организациями гражданско-патриотической, культурной, экологической и иной направленности, детско-юношескими и молодежными движениями, организациями, объединениями, разделяющими в своей деятельности базовые национальные российские ценности и готовыми содействовать достижению национального педагогического идеала. Корпус сотрудничает с ГУ МЧС РФ по Алтайскому краю, Управлением МЧС РФ по г.Рубцовску, пожарными частями, воинской частью № 6720, МОУ ДОД СЮТур, спортивным комплексом «Юбилейный», городскими библиотеками, художественной ,музыкальной, спортивными школами. Это необходимо для создания достаточных условий духовно-нравственного развития младшего школьника, его воспитания и полноценной социализации в контексте формирования идентичности гражданина России, более полной реализации собственной программы воспитания и социализации обучающихся. Ожидаемые результаты духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы Каждое из основных направлений воспитания и социализации младших школьников должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России. Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Тест «Я- личность в классе» Анкета «Отношение учащихся к школе, себе и к другим» Тест «Оцени себя» Оценка адаптированности ребёнка к школе (В.И.Чирков,О.Л.Соколова,О.В.Сорокина) Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лусканова Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Методика «Кто прав?» (Г.А.Цукрман) Опросник Е.Кургановой Методика «Кто я?» (М.Кун) Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Методика социальной активности ребёнка (А.Н.Свиридов) Оценка реализации личностного потенциала (А.Н.Свиридов) Методика личностного роста школьников (Степанов П.В, Григорьев Д.В) Модель выпускника кадетского корпуса Выпускник нашей школы представляет собой компетентную, социально адаптированную личность, способную к эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях информационного общества.
Учитывая основные ценности и цели образования, а также содержание его социально-педагогической миссии, наиболее целесообразным представляется выбор модели выпускника кадетского корпуса, соответствующий следующим ожиданиям основных субъектов образования:
1 Концепция современной модели образования Алтайского края до 2020 года |
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» Минобрнауки России от 06. 10. 2009 №373, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых... |
Пояснительная записка Статус документа Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России |
||
Пояснительная записка к системе учебников «Школа России» (для 1-4... Реализация идеологической основы фгос — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в системе... |
Пояснительная записка к системе учебников «Школа России» (для 1-4... Реализация идеологической основы фгос — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в системе... |
||
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России А. Я. Данилюк России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности... |
Рабочая программа по русскому языку 1 класс умк «Школа России» Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования... |
||
Рабочая программа по литературному чтению класс Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личнисти гражданина России, планируемых результатов начального общего образования... |
Рабочая программа по физической культуре разработана на основе Федерального... Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы В. И. Лях «Физическая культура», утвержденной... |
||
Рабочая программа по физической культуре разработана на основе Федерального... Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы В. И. Лях «Физическая культура», утвержденной... |
Рекомендательный список литературы по теме Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. М.:... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |