Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики




Скачать 157.12 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики
Дата публикации21.05.2014
Размер157.12 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Культура > Документы

Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации


Министерство образования и науки Российской Федерации


Государственный университет

Высшая школа экономики

Санкт – Петербургский филиал

Программа дисциплины

Кафедра менеджмента
Коммуникология – наука общения: Межкультурное общение
Для специальностей факультета менеджмента
Курс _1__
Автор: преп. Михаил Анатольевич Морозов, магистр коммуникологии (США)



Согласовано: УМО

«____» ____________ 200 г.


Одобрено на заседании кафедры

Зав. кафедрой

«____» ____________ 200 г.
Утверждено Советом факультета

Председатель

«____» ___________ 200 г.

Санкт – Петербург

2008


I Пояснительная записка.
Автор программы: Морозов М.А., магистр коммуникологии (США), преподаватель
Требования к студентам:

  • предшествующий уровень образования студента – среднее (общее) образование, среднее специальное образование; для образовательной программы второго образования – высшее образование;

  • изучение предыдущих предметов коммуникологического цикла – межличностного общения.


Аннотация:

Курс межкультурного общения составлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к этой дисциплине в вузах США, где этот курс является обязательным элементом программы обучения по специальности «Коммуникология – наука общения». Курс межкультурного общения развивает и дополняет понимание студентами процессов общения, переводя основное внимание с механизмов межличностного взаимодействия на механизмы взаимодействия культур в процессе дискурса. Теоретическая и практическая составляющие подготавливают учащихся к изучению других предметов по направлению «коммуникология – наука общения», таких как «Конфликтология», «Убеждение», «Деловое общение», «Организационное общение», «Коммуникативный аудит организации».

Межкультурное общение активно преподается в Российской Федерации и вводится в учебные планы многих специальностей практически всех направлений, связанных с общением. Знание межкультурного общения требуется специалистам, работающим с людьми современного многокультурного общества: преподавателям, юристам, психологам, социологам, менеджерам, социальным работникам. Знания межкультурного общения могут использоваться как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности каждого человека.

Наука межкультурное общение является базовой наукой в специализации науки коммуникологии «Межкультурное, международное и политическое общение». Она была выделена в отдельную дисциплину в 1970-ых годах. Межкультурное общение описывает методы установления понимания (разделенного значения) между представителями различных культур и изучает таксономии и паттерны, взгляды, нормы, ценности и сценарии поведения в различных макро- и микрокультурах (национальных общностях и группах людей, занятых совместной деятельностью в течение долгого времени и имеющих общие ценности, нормы и поведение).

Как и остальные предметы коммуникологического цикла в СПб ГУ-ВШЭ, данный курс межкультурного общения составлен в соответствии с положениями Чикагской школы символического интеракционизма Джорджа Герберта Мида. Автор курса является «наследником» основателя Чикагской школы коммуникологии по линии Мид – Блумер – Гечас – Осмус – Морозов, и строго придерживается в преподавании философии, предлагаемой Чикагской школой коммуникологии, которая признает неизмеримость процесса человеческого общения, пропагандирует постепенное накопление веса отношения к людям и явлениям, а также подход к процессу общения с позиции «безусловного положительного отношения».

Учебная программа по курсу межкультурного общения описывает модели и максимы межкультурного общения, таксономии паттернов межкультурного общения, особенности восприятия, вербального и невербального общения с представителями других культур, межкультурные отношения, межкультурный конфликт и межкультурную компетентность.
Продолжительность курса:

Дисциплина «Межкультурное общение» объемом 54 часа, включая лекции (20 часов), семинары (20 часов) и самостоятельную работу студентов (14 часов), изучается слушателями в соответствии с учебно-тематическим планом.

Курс «Межкультурное общение» составляет 40 часов, из них 20 – лекции и 20 часов – практические занятия.

Цель курса: Формирование у учеников основных понятий межкультурного общение, изучение основных методик синхронического и диахронического исследования культур, механизмов межличностного взаимодействия в ходе процесса межкультурного общения. Знания, полученные при изучении курса межкультурного общения помогут менеджерам быстрее находить контакт с представителями различных культур, научиться анализировать и предсказывать механизмы общения в конкретных ситуациях, определять и анализировать ценности, взгляды и нормы различных культур, устанавливать и развивать межкультурные личные отношения.

Учебная программа по межкультурному общению составлена на основе требований программы высшего профессионального образования по предмету «Конфликтология» в вузах США.

Учебная задача дисциплины
Общая задача курса: ознакомить студентов с основными теориями в области межкультурного общения и научить работать с ситуациями межкультурного общения, с целью создания межкультурного общения.
В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

  • понятийный аппарат дисциплины, что необходимо для дальнейшего изучения дисциплин специализации, таких как конфликтология, убеждение, деловое общение, организационное общение, коммуникативный аудит организации;

  • теоретический материал дисциплины: основные максимы и модели межкультурного общения, основные процессы межкультурного общения, классификация культурных явлений, анализ ценностей, норм и поведения в различных культурах, механизмы межличностного межкультурного взаимодействия, механизмы установления и развития межкультурных отношений.

уметь:

  • использовать теоретический материал по межкультурному общению на практике;

  • уметь успешно взаимодействовать с окружающими людьми;

  • проводить анализ коммуникативных ситуаций с использованием арсенала теоретических и практических коммуникологических концепций;

  • уметь прогнозировать на базе данных исследования поведение и поступки людей.

иметь представление:

- о сущности концепций межкультурного общения;

- о природе и проявлениях межкультурных процессов в повседневном общении,

- о законах межкультурного общения на уровне поведения человека

обладать навыками:

- межличностного и группового межкультурного общения;

- анализа ситуаций межкультурного общения;

- прогнозирования развития межличностных межкультурных отношений.

Формы работы студентов:

Посещение лекционных занятий, участие в семинарских занятиях и заключительной «Лаборатории общения».

В самостоятельную работу студента по освоению дисциплины входит:

  • чтение и анализ дополнительной литературы по философии, психологии, антропологии, культурологи и т.п., посвященной проблемам общения;

  • подготовка докладов и выступлений на семинарские занятия;

  • выполнение одной контрольной работы по курсу.


Виды контроля:

  • текущий контроль: оценивается самостоятельная работа студентов на семинарских занятиях (доклады, анализ научных фактов, современных публикаций, написание контрольной работы и т.д.);

  • итоговый контроль: осуществляется в форме зачета.

Результирующая оценка рассчитывается по накопительной системе за работу в течение модуля::

  • выступления и участие в дискуссиях на семинарских занятиях (0,1);

  • контрольная работа – (0,2)

  • зачет (0,2)

Итоговая оценка проставляется в зачетную ведомость.

Знания студентов оцениваются по десятибалльной системе:

от 4 до 10 баллов – зачет

от 1 до 3 баллов – неаттестация предмета.

II Содержание программы.

Тема 1 Императивы, гипотезы и аксиомы межкультурного общения

Определение культуры, понятие микрокультуры и макрокультуры, системные характеристики культуры. Жизненная необходимость межкультурного общения. Максимы Маршалла Маклуэна. Культура как динамический интерактивный процесс. Теория избегания неопределенности. Парадигма Триандиса. Компетентность межкультурного общения. Этика межкультурного общения. Основные культурные слои.
Тема 2. Контексты межкультурного общения

Физический контекст. Ситуационный контекст. Временной контекст. Социопсихологический контекст. Культурный контекст. Знания, мотивация и действия. Микроконтекст культуры.
Тема 3. Глубинные структуры межкультурного общения

Нагрузка. Сценарии межкультурного общения. Мера приватности. Государственный контроль культуры. Социальный контроль культуры. Роли в микрокультуре. Социальная идентичность. Семья и культура. Религия и культура. СМИ и культура. Фольклор, искусство и культура. Школа и культура.
Тема 4. Паттерны и таксономии

Взгляды, мнения, нормы и ценности. Континуум ФиФ. Таксономия Стюарта-Беннета. Таксономия Холла. Таксономия Хофстеда. Паттерны подавления. Миноритарная и мажоритарная идентичность. Интеллект. Предрассудки. Этноцентризм. Расизм.
Тема 5. Восприятие и межкультурное общение.
Пассивное восприятие. Активное восприятие, картина мира и перцептивные кубики. Мышление в межкультурном общении. Влияние демографических характеристик на восприятие. Язык и уровень знаний. Категоризация. Обработка информации при восприятии. Теория атрибуции в межкультурном общении. Еще раз о таксономии Хофстеда. Факторы восприятия в межкультурном общении. Свойства восприятия. Самоосуществляющееся пророчество и культура. Имплицитная теория личности. Эффект гало и эффект рогов. Эффект первичности и недавности. Эффект последовательности. Вес отношения.
Тема 6. Вербальное межкультурное общение

Функции языка и речи. Стратификация. Универсальные и отличные черты языка и речи. Ограниченный и распространенный код. Выбор языка общения. Акцент, диалект, жаргон и арго. Элементы структуры разговора. Роль тишины. Перевод.
Тема 7. Невербальное межкультурное общение

Характеристики невербальных кодов. Невербальные универсалии и вариации. Отличия жестов. Отличия расстояния. Отличия вокалики. Отличия тактилики. Отличия окулистики. Отличия хронимики. Отличия объектики. Отличия олфакторики.
Тема 8. Межкультурные отношения

Стадии развития межкультурной идентичности. Формирование идентичности. Маркированная и немаркированная культурная идентичность. Формирование межкультурных отношений. Чужие, знакомые и друзья. Ассертивность и эмпатия. Эпизоды межкультурных отношений. Самораскрытие в межкультурных отношениях. Вежливая ложь в межкультурных отношениях.
Тема 9. Межкультурный конфликт.

Определение и части межкультурного конфликта. Ориентация конфликта во времени. Два культурных взгляда на конфликт. Паттерны конфликта по Тинг-Туми. Стили и тактики ведения конфликта. Продуктивный диалог. Пол и конфликт.
Тема 10. Компетенция в межкультурном общении

Свобода выбора. Власть и проблемы межкультурного общения. Культурный шок. Определение компетенции. Советы по продуктивному общению. Этика межкультурного общения.

III. ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

Тема 1.

«Новая культура» - рассказ о новых впечатлениях в культуре.

«Чужак» - высказывание предположений о культуре неизвестного человека.

«Странная профессия» - рассказ об интересных профессиях

«Да просто поговорили» - разговор на ограниченную тематику и обмен мнениями.

Вопросы для повторения.

Вопросы для критического мышления.

Вопросы для этического мышления.

Четыре ситуации межкультурного общения для анализа.
Тема 2.

«Пребывание за границей» - рассказ об опыте общения

«Инстинкт» - статьи с описанием инстинктивного поведения в других культурах, анализ.

«Непривычный контекст» - как отреагировали бы мы на смену привычного контекста.

Вопросы для повторения.

Вопросы для критического мышления.

Вопросы для этического мышления.

Четыре ситуации межкультурного общения для анализа.
Тема 3.

«Шутливая реклама» - придумывание рекламных объявлений.

«Ассоциации» - ассоциации, которые вызывают определенные слова.

«Отчет о мероприятии» - рассказ о посещении межкультурного мероприятия.

Вопросы для повторения.

Вопросы для критического мышления.

Вопросы для этического мышления.

Четыре ситуации межкультурного общения для анализа.
Тема 4.

«Мой дом» - рассказ о проявлении культуры в доме участника.

«Поговорки» - рассказ о значении какой-либо поговорки.

«Цвета» - использование названий цветов в устойчивых выражениях.

Вопросы для повторения.

Вопросы для критического мышления.

Вопросы для этического мышления.

Четыре ситуации межкультурного общения для анализа.
Тема 5.

«Вспомнить все» - вспоминание «давно забытых» эпизодов общения.

«Прилагательные» - ассоциации с определенными прилагательными.

«Культура клуба» - рассказ о клубе по интересам.

«Пошел я тут раз...» - отчет о внезапном попадании в определенную культуру.

Вопросы для повторения.

Вопросы для критического мышления.

Вопросы для этического мышления.

Четыре ситуации межкультурного общения для анализа.
Тема 6.

«Язык старый и молодой» - перевод на молодежный сленг.

«Использование иностранных слов» - упражнение на перевод на русский язык

«А в ответ – тишина» - реакция людей на тишину.

Вопросы для повторения.

Вопросы для критического мышления.

Вопросы для этического мышления.

Четыре ситуации межкультурного общения для анализа.
Тема 7.

«Типичный жест» - анализ жестов в общении

«Невербальное общение в фильме» - просмотр фильма без звука.

«Запахи» - анализ восприятия и предпочтения запахов.

«Маска, я вас знаю!» - рассказ об известном человеке из другой культуры и его общении.

Вопросы для повторения.

Вопросы для критического мышления.

Вопросы для этического мышления.

Четыре ситуации межкультурного общения для анализа.
Тема 8.

«Моя межкультурная идентичность» - анализ своего поведения.

«Пространственная схема отношений» - рисование графика развития межкультурных отношений.

«Создание третьей культуры» - нахождение общего между непохожими культурами.

«Я тебе вот что скажу!» - навыки формирования эмпатии.

«Свидание вслепую» - рассказ о возможном свидании с представителем другой культуры.

Вопросы для повторения.

Вопросы для критического мышления.

Вопросы для этического мышления.

Четыре ситуации межкультурного общения для анализа.
Тема 9.

«Как я зла!» - анализ межкультурного конфликта в фильме.

«Я к вам пишу...» - анализ «письма» о конфликте представителя одной культуры другой.

«Телевизор» - описание и анализ межкультурного конфликта в телевизионной передаче.

Вопросы для повторения.

Вопросы для критического мышления.

Вопросы для этического мышления.

Четыре ситуации межкультурного общения для анализа.
Тема 10.

«Что хуже всего, что лучше всего» - пять самых ужасных и самых радостных вещей в межкультурном общении.

Подготовка к Фестивалю Культур.

Вопросы для повторения.

Вопросы для критического мышления.

Вопросы для этического мышления.

Четыре ситуации межкультурного общения для анализа.

1Y. Учебно-методическое обеспечение
Литература:
Базовый учебник:
Морозов, М.А. «Межкультурное общение». На правах рукописи.
Основная литература:

  1. Садохин, А. П. «Теория и практика межкультурной коммуникации». Юнити, 2004.

  2. Громова, Н. М. «Межкультурное деловое общение в сфере межнационального сотрудничества». Всероссийская Академия внешней торговли.

  3. Леонтович, О. А. «Русские и американцы: парадоксы межкультурного общения». Гнозис, 2005.


Дополнительная литература:


  1. Воронкова, Л.П. Словарь культуролога. М.: Диалог МГУ, 1997.

  2. Мамонтов, С. П. «Основы культурологии». М.: Олимп, 1999.

  3. История мировой культуры: Наследие Запада. Античность. Средневековье. Возрождение. М.: РГГУ, 1998.

  4. Философия культуры: Становление и развитие. СПб.: Лань, 1998.

  5. Харрис, Р. «Психология массовых коммуникаций». 4-е изд. СПб: Издательский дом «Нева».

  6. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. - Воронеж: Истоки, 1996.

  7. Елизарова Г.В. Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе обучения иноязычному общению//Дисс….на соиск. уч. степени докт. пед. наук. - СПб, 2001.

  8. Фурманова В.П. Межкультурная коммуникация и культурно-языковая прагматика в теории и практике преподавания иностранных языков: Яз. вуз// Дис. … на соиск. уч. степени докт. пед. наук:13.00.02. - М., 1994. - 475 с.

  9. Гудков Д.Б. Межкультурная коммуникация: лекционный курс для студентов РКИ. - М.:изд-во МГУ. - 2000. - С.

  10. Халеева И.И. Интеркультура - третье измерение межкультурного взаимодействия (из опыта подготовки переводчиков)//Актуальные проблемы межкультурной коммуникации. - М., 1999. - С. 5-15.

  11. Сысоев П.В. Культурное самоопределение личности в контексте диалога культур. - Тамбов: изд-во ТГУ им. Державина, 2001.



  1. Тематический расчет часов.


(содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов)




№ п/п



Наименование тем

Аудиторные часы

Формы контроля

Сам. работа



Всего часов

Лек

ции

Сем.или пр. занятия

Все

го








1.

Тема 1. Императивы, гипотезы и аксиомы межкультурного общения.


2

5

7










2.

Тема 2. Контексты межкультурного общения.


4

6

10










3.

Тема 3. Глубинные структуры межкультурного общения.


4

6

10










4.

Тема 4. Паттерны и таксономии.


4

5

9










5.

Тема 5. Восприятие и межкультурное общение.


4

5

9










6.

Тема 6. Вербальное межкультурное общение.


2

5

7










7.

Тема 7. Невербальное межкультурное общение.

2

5

7










8.

Тема 8. Межкультурные отношения.

2

5

7










9.

Тема 9. Межкультурный конфликт.

2

6

8










10.

Тема 10. Компетенция в межкультурном общении.

2

5

7










7

Итого


28

53

81










8

Текущий контроль











Эссе, 2 реферата







9.

Итоговый контроль











зачет








Автор программы М. А. Морозов

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки Российской...
Теоретическая и практическая составляющие подготавливают учащихся к изучению других предметов по направлению «коммуникология – наука...

Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки Российской...
Теоретическая и практическая составляющие подготавливают учащихся к изучению других предметов по направлению «коммуникология – наука...

Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки Российской...
Теоретическая и практическая составляющие подготавливают учащихся к изучению других предметов по направлению «коммуникология – наука...

Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconРоссийской Федерации Государственный Университет- высшая школа экономики факультет Экономики
Итоговый государственный междисциплинарный экзамен по направлению «Экономика» специализация «Управление рисками и страхование» включает...

Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconМинистерство образования и науки российской федерации
Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации...

Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconМинистерство образования и науки российской федерации
Федерации 13 января 2009 г., регистрационный №13065), с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской...

Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ
В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-фз "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание...

Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconМетодические указания по курсу Новосибирск 2004 ббк ю 937. 4 Удк 152. 26 (075)
Министерство образования и науки российской федерации новосибирский государственный университет

Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconМинистерство образования и науки российской федерации
Российская газета, 2009, №55) (с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта...

Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconЗ. Б. Кипкеева
Министерство образования российской федерации ставропольский государственный университет

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции