Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики




Скачать 153.9 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики
Дата публикации14.06.2014
Размер153.9 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Курсовая работа > Документы

Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации


Министерство образования и науки Российской Федерации


Государственный университет

Высшая школа экономики

Санкт – Петербургский филиал

Программа дисциплины

Кафедра психологии
Коммуникология – наука общения: Конфликтология
Для специальностей факультета менеджмента
Курс _2__
Автор: преп. Михаил Анатольевич Морозов, магистр коммуникологии (США)



Согласовано: УМО

«____» ____________ 200 г.


Одобрено на заседании кафедры

Зав. кафедрой

«____» ____________ 200 г.
Утверждено Советом факультета

Председатель

«____» ___________ 200 г.

Санкт – Петербург

2006


I Пояснительная записка.
Автор программы: Морозов М.А., магистр коммуникологии (США), преподаватель
Требования к студентам:

  • предшествующий уровень образования студента – среднее (общее) образование, среднее специальное образование; для образовательной программы второго образования – высшее образование.

  • изучение предыдущих предметов коммуникологического цикла – межличностного и межкультурного общения


Аннотация:

Курс конфликтологии составлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к этой дисциплине в вузах США, где этот курс является обязательным элементом программы обучения по специальности «Коммуникология – наука общения». Курс конфликтологии развивает и дополняет понимание студентами процессов общения, переводя основное внимание с механизмов межличностного взаимодействия на причины развития разногласий в общении и способы их устранения. Теоретическая и практическая составляющие подготавливают учащихся к изучению других предметов по направлению «коммуникология – наука общения», таких как «Убеждение», «Деловое общение», «Организационное общение», «Коммуникативный аудит организации».

Конфликтология в России развивается стремительными темпами, и курсы конфликтологии вводятся в учебные планы многих специальностей практически всех направлений, связанных с общением. Знание конфликтологии требуется специалистам, работающим с людьми: преподавателям, юристам, психологам, социологам, менеджерам, социальным работникам. Знания конфликтологии могут использоваться как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности каждого человека.

Наука конфликтология является базовой наукой в том направлении коммуникологии, которое занимается анализом причин поломки механизмов эффективного взаимодействия. Выделенная в отдельную дисциплину в 1970-ых годах, конфликтология описывает механизмы создания процесса «диалектического интерактивного напряжения» между людьми и дает советы по нормализации степени этого полезного для отношений «напряжения». Конфликт рассматривается как системное явление, затрагивающее как предыдущий, так и последующий опыт человека, а также всех остальных участников взаимодействия в определенной социальной системе. Конфликтология предлагает порядка двадцати сценариев разрешения ситуации с чрезмерным ростом «диалектического интерактивного напряжения» а также несколько признанных алгоритмов анализа конфликта.

Как и остальные предметы коммуникологического цикла в СПб ГУ-ВШЭ, данный курс конфликтологии составлен в соответствии с положениями Чикагской школы символического интеракционизма Джорджа Герберта Мида. Автор курса является «наследником» основателя Чикагской школы коммуникологии по линии Мид – Блумер – Гечас – Осмус – Морозов, и строго придерживается в преподавании философии, предлагаемой Чикагской школой коммуникологии, которая признает неизмеримость процесса человеческого общения, пропагандирует постепенное накопление веса отношения к людям и явлениям, а также подход к процессу общения с позиции «безусловного положительного отношения».

Учебная программа по курсу конфликтологии описывает модели конфликта, его составные части, конфликтные цели, понятие власти в конфликте, системные характеристики конфликта, роль посредника в конфликте, конфликтные переговоры и саморегуляцию конфликта.
Продолжительность курса:

Дисциплина «Конфликтология» объемом 54 часа, включая лекции (20 часов), семинары (20 часов) и самостоятельную работу студентов (14 часов), изучается слушателями в соответствии с учебно-тематическим планом.

Курс «Конфликтология» составляет 40 часов, из них 20 – лекции и 20 часов – практические занятия.

Цель курса: выделение и разъяснение базовых разделов дисциплины «конфликтология», ознакомление с общими и специальными основами конфликтологических знаний, необходимых для более глубокого понимания и лучшего усвоения тех разделов предмета, которые связаны с политической, экономической и управленческой деятельностью.

Каждая область науки коммуникологии используется в различных видах человеческой деятельности. Курс «Конфликтология» изучает основные механизмы взаимодействия в конфликтном взаимодействии, с учетом личной истории участников, их восприятия друг друга, конфликтологических целей, восприятия наличия или отсутствия власти, и с использованием определенных стилей и тактик взаимодействия в рамках социальной системы. Знания, полученные при изучении «Конфликтологии» помогут менеджерам эффективнее руководить коллективом, осознать основные механизмы накопления динамического интерактивного напряжения и научиться снимать их, оценивать перспективы развития отношений в организации, использовать возможности для нормализации климата общения в организации посредством применения специальных стратегий и навыков.

Учебная программа по конфликтологии составлена на основе требований программы высшего профессионального образования по предмету «Конфликтология» в вузах США.
Учебная задача дисциплины
Общая задача курса: ознакомить студентов с основными теориями в области конфликтного взаимодействия и научить работать с ситуациями излишнего интерактивного напряжения.
В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

  • понятийный аппарат дисциплины, что необходимо для дальнейшего изучения дисциплин специализации, таких как убеждение, деловое общение, организационное общение, коммуникативный аудит организации;

  • теоретический материал дисциплины: определения и модели конфликтологии, восприятие конфликта, цели конфликта, власть в конфликте, стили и тактики конфликта, системные характеристики конфликта, алгоритм анализа конфликта, механизмы работы посредника и переговорщика, собственные методы регулирования конфликтной ситуации.

уметь:

  • использовать теоретический материал по конфликтологии на практике;

  • уметь успешно взаимодействовать с окружающими людьми;

  • проводить анализ коммуникативных ситуаций с использованием арсенала теоретических и практических коммуникологических концепций;

  • уметь прогнозировать на базе данных исследования поведение и поступки людей.

иметь представление:

- о сущности концепций конфликтологии;

- о природе и проявлениях конфликтологических процессов в повседневном общении,

- о законах конфликтологии на уровне поведения человека

обладать навыками:

- межличностного и группового общения;

- анализа межличностных ситуаций;

- прогнозирования развития межличностных отношений.

Формы работы студентов:

Посещение лекционных занятий, участие в семинарских занятиях и заключительной «Лаборатории общения».

В самостоятельную работу студента по освоению дисциплины входит:

  • чтение и анализ дополнительной литературы по философии, психологии, биологии и т.п., посвященной проблемам общения;

  • подготовка докладов и выступлений на семинарские занятия;

  • выполнение одной контрольной работы по курсу.


Виды контроля:

  • текущий контроль: оценивается самостоятельная работа студентов на семинарских занятиях (доклады, анализ научных фактов, современных публикаций, написание контрольной работы и т.д.);

  • итоговый контроль: осуществляется в форме зачета.

Результирующая оценка рассчитывается по накопительной системе за работу в течение модуля::

  • выступления и участие в дискуссиях на семинарских занятиях (0,1);

  • контрольная работа – (0,2)

  • зачет (0,2)

Итоговая оценка проставляется в зачетную ведомость.

Знания студентов оцениваются по десятибалльной системе:

от 4 до 10 баллов – зачет

от 1 до 3 баллов – неаттестация предмета.

II Содержание программы.

Тема 1 Основные аксиомы конфликтологии

Личная история человека и конфликт. Социализация и конфликт. Метафоры конфликта: дилемма ограничения конфликта и глубинного понимания источников конфликта. Положительные, нейтральные и отрицательные метафоры конфликта. Референтные рамки конфликта: культурная рамка конфликта и рамка пола. Модель «линза конфликта».
Тема 2. Определения и типы конфликта

Определения конфликта. Компоненты конфликта: выраженная борьба, несопоставимые цели, вмешательство в жизнь, несопоставимые интересы. Спираль конфликта. «Апокалипсис» по Джону Готтману. Преимущества конструктивного конфликта: учет изменений, научение новому, малая продолжительность, учет важности отношений. Краткий сценарий работы с восприятием конфликта по Джойс Хокер.
Тема 3. Цели конфликта

Межличностные и конфликтологические цели: типы и характеристики целей, примеры преобладания целей. Цели содержания, цели отношения, цели роли и цели процесса в конфликтологии. Цели на перспективу. Транзактные цели. Ретроспективные цели. Улучшение целей конфликта. Рамка сотрудничества для целей.
Тема 4. Власть в конфликте

Определение власти в конфликтологии. Власть «и…и» и власть «или…или». Отрицание власти. Релятивная теория власти. Источники власти в конфликте. Пассивная агрессия. Балансировка неравной власти. Ограничение власти. Взаимозависимость и власть. Власть спокойной настойчивости. Метод активного действия.
Тема 5. Стили и тактики конфликта

Определение стилей и тактик конфликта. Избегание. Соревновательный конфликт. Компромисс. Приспособление. Сотрудничество. Динамика общения и превращение стилей. Системная фиксация. Риторическая сензитивность по Родерику Харту.
Тема 6. Система конфликта.

Общая теория систем Берталанффи. Системная оценка конфликта по Грегори Бейтсону. Правила конфликта. Оценка конфликта при помощи метафор. Анализ микрособытий в конфликте. Шкала конфликта по Хокер-Уилмоту. Дерево Вэра. Схема Урбанович.
Тема 7. Переговоры в конфликте.

Конфликтологические переговоры. Переговоры и культура. Динамика переговоров или «сдвиг по Сельману». Социализация понятия «переговоры». Уровни сообщений в переговорах по Рою Андесу. Интегративные переговоры. Методика принципиальных переговоров по Ури и Фишеру. Язык сотрудничества. Трансформативный подход.
Тема 8. Вмешательство в конфликт

Парадигма изменения конфликтной рамки. Золотая середина Аристотеля. Преодоление избегания. Преобразование жалоб в просьбы. Конфликтологический рефрейминг. Метод Ганди. Методика работы с гневом в конфликте: Янг-Айзендрат, Таврис, Леви и Морган. Деление конфликта по Фоллетт и Фишеру. Сдерживание конфликта по Стюарту. Метод собачьей будки Готтмана.
Тема 9. Посредничество в конфликте

Критическая ситуация. Признаки потребности в посредничестве. Роль посредника. Оценка конфликта посредником. Функции посредника. Выбор переговорной тактики. Контроль за процессом. Переговорная джиу-джитсу. Реплики принципиальных переговоров. Укрощение грязных методов. Тактика позиционного давления.
Тема 10. Мастерская конфликта и конференция по коммуникологии.

Практическое решение конфликтологических задач.

III. ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

Тема 1.

«Расскажу тебе вот что…» - анализ влияния личной истории на стиль конфликта.

«На минном поле» - анализ метафор межличностного в конфликтологии.

«Что вы там видите, Холмс?» - применение модели «Линза конфликта» к разбору конфликтной ситуации.

Вопросы для повторения.

Вопросы для критического мышления.

Вопросы для этического мышления.

Четыре ситуации межличностного общения для анализа.
Тема 2.

«Собственное определение» - создание собственного определения конфликта.

«Межличностная спираль» - анализ межличностных причин развития конфликтологической спирали.

«Краткий бытовой конфликтоведик» - разбор ситуации межличностного конфликта по краткой методике Хокер.

Вопросы для повторения.

Вопросы для критического мышления.

Вопросы для этического мышления.

Четыре ситуации межличностного общения для анализа.
Тема 3.

«Опять межличка?» - упражнение на переформулирование межличностных целей в конфликтологические.

«Я вас внимательно слушаю» - работа в тройках по превращению целей.

«Мама мыла раму» - работа в тройках над совершенствованием референтных рамок конфликта на конкретных примерах.

Вопросы для повторения.

Вопросы для критического мышления.

Вопросы для этического мышления.

Четыре ситуации межличностного общения для анализа.
Тема 4.

«Не нужна мне ваша власть!» - дискуссия по поводу коммуникологических причин отказа от власти.

«Самоограничитель» - разбор ситуации конфликта с добровольным ограничением власти.

«Я нашла вам ловца!» - дискуссия, упражнение в группах – поиск интегративного решения при помощи власти в конфликте.

Вопросы для повторения.

Вопросы для критического мышления.

Вопросы для этического мышления.

Четыре ситуации межличностного общения для анализа.
Тема 5.

Весь семинар посвящается подробному анализу предыдущих тем в рамках подготовки к конференции.

Вопросы для повторения.

Вопросы для критического мышления.

Вопросы для этического мышления.

Четыре ситуации межличностного общения для анализа.
Тема 6.

«Моя система» - работа в парах над описанием правил функционирования различных социальных систем.

«Метафора как зеркало системы» - работа по материалам художественного фильма с конфликтной тематикой.

«Стригла Катя дерево Вэра» - анализ межличностного конфликта и превращение выводов по стилям в вопросы по эффективности отношений по схеме Екатерины Урбанович.

Вопросы для повторения.

Вопросы для критического мышления.

Вопросы для этического мышления.

Четыре ситуации межличностного общения для анализа.
Тема 7.

«Переговоры» - ролевая игра с целью достичь «сдвига по Сельману».

«Золотой мост» - создание золотого моста в конфликтной безличной ситуации по Ури и Фишеру.

«Трансформация «моей попытки номер пять» - трансформационный подход к конфликту по материалам анализа песен современной эстрады.

Вопросы для повторения.

Вопросы для критического мышления.

Вопросы для этического мышления.

Четыре ситуации межличностного общения для анализа.
Тема 8.

«Да я не жалуюсь!» - преобразование жалоб в просьбы.

Упражнения на использование конкретных методик разрешения конфликта.

«Школьный галстук» - анализ художественного фильма.

Вопросы для повторения.

Вопросы для критического мышления.

Вопросы для этического мышления.

Четыре ситуации межличностного общения для анализа.
Тема 9.

Разбор конкретных методик работы с неравными переговорами.

Вопросы для повторения.

Вопросы для критического мышления.

Вопросы для этического мышления.

Четыре ситуации межличностного общения для анализа.
Тема 10.

Подготовка к конференции

1Y. Учебно-методическое обеспечение
Литература:
Базовый учебник:
Морозов, М.А. «Конфликтология». На правах рукописи.
Основная литература:

  1. Иванов В.Н., Смолянский В.Г. Конфликты и конфликтология. М., 1994.

  2. Иванова Е.Н. Иду на конфликт. «Разнимательная» конфликтология. СПб., ДНК, 2003, 240 с.,

  3. Степанов Е.И. и др. Конфликтология: Теория и практика. № 1 - 2003-10-02 (Новый ежеквартальный научно-практический журнал)


Дополнительная литература:


  1. Вишневская, А. В. Курс лекций по конфликтологии. http://humanities.edu.ru/db/msg/46605

  2. Жовтун Д. Т. Конфликтология. Межэтнические конфликты в структуре современного российского социума // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 1.

  3. Коваленко Б.В. и др. Политическая конфликтология. Учебник. М., Ижица, 2002.

  4. Ниренберг, Дж.

  5. Пиз, А. Язык телодвижений. Н. Новгород: Ай Кью, 1992.

  6. Римаренко Ю., Степанов Э. Конфликтология межэтнических отношений // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 4.

  7. Степанов Е.И. Конфликтология переходного периода: Методологические, теоретические, технологические проблемы. М.: Центр конфликтологии. Институт социологии РАН, 1996

  8. Чуликов А.Н. Конфликтология социальных отношений как комплексная научная дисциплина и практическая специализация. // Социс. - М., 1997, № 7. - С. 118-124.

  9. Шейнов, В. П. Как управлять другими. Как управлять собой (Искусство менеджера). Мн: Амалфея, 1996.

  10. Юридическая конфликтология/Под ред. В.Н. Кудрявцева. М.: Институт государства и права РАН, 1995.



  1. Тематический расчет часов.


(содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов)




№ п/п



Наименование тем

Аудиторные часы

Формы контроля

Сам. работа



Всего часов

Лек

ции

Сем.или пр. занятия

Все

го








1.

Тема 1. Основные аксиомы конфликтологии.


1

1

2




5

7

2.

Тема 2. Определения и типы конфликта.


2

2

4




6

10

3.

Тема 3. Цели конфликта


2

2

4




5

9

4.

Тема 4. Власть в конфликте.


2

2

4




6

10

5.

Тема 5. Стили и тактики конфликта.


2

2

4




5

9

6.

Тема 6. Система конфликта


1

1

2




5

7

7.

Тема 7. Переговоры в конфликте

1

1

2




5

7

8.

Тема 8. Вмешательство в конфликт

1

1

2




5

7

9.

Тема 9. Посредничество и конфликте

1

1

2




5

7

10.

Тема 10. Мастерская конфликта

1

1

2




6

8

7

Итого


14

14

28




58

81

8

Текущий контроль











Эссе, 2 реферата







9.

Итоговый контроль











зачет







Автор программы М. А. Морозов

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки Российской...
Теоретическая и практическая составляющие подготавливают учащихся к изучению других предметов по направлению «коммуникология – наука...

Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки Российской...
Теоретическая и практическая составляющие подготавливают учащихся к изучению других предметов по направлению «коммуникология – наука...

Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки Российской...
Теоретическая и практическая составляющие подготавливают учащихся к изучению других предметов по направлению «коммуникология – наука...

Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconРоссийской Федерации Государственный Университет- высшая школа экономики факультет Экономики
Итоговый государственный междисциплинарный экзамен по направлению «Экономика» специализация «Управление рисками и страхование» включает...

Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconМинистерство образования и науки российской федерации
Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации...

Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconМинистерство образования и науки российской федерации
Федерации 13 января 2009 г., регистрационный №13065), с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской...

Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ
В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-фз "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание...

Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconМетодические указания по курсу Новосибирск 2004 ббк ю 937. 4 Удк 152. 26 (075)
Министерство образования и науки российской федерации новосибирский государственный университет

Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconМинистерство образования и науки российской федерации
Российская газета, 2009, №55) (с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта...

Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconЗ. Б. Кипкеева
Министерство образования российской федерации ставропольский государственный университет

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции