Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики




Скачать 180.03 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики
Дата публикации21.06.2014
Размер180.03 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Курсовая работа > Документы

Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации


Министерство образования и науки Российской Федерации


Государственный университет

Высшая школа экономики

Санкт – Петербургский филиал

Программа дисциплины

Кафедра менеджмента
Коммуникология – наука общения: Межличностное общение
Для специальностей факультета менеджмента
Курс _1__
Автор: преп. Михаил Анатольевич Морозов, магистр коммуникологии (США)



Согласовано: УМО

«____» ____________ 200 г.


Одобрено на заседании кафедры

Зав. кафедрой

«____» ____________ 200 г.
Утверждено Советом факультета

Председатель

«____» ___________ 200 г.

Санкт – Петербург

2008


I Пояснительная записка.
Автор программы: Морозов М.А., магистр коммуникологии (США), преподаватель
Требования к студентам:

  • предшествующий уровень образования студента – среднее (общее) образование, среднее специальное образование; для образовательной программы второго образования – высшее образование.


Аннотация:

Курс межличностного общения составлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к этому курсу в вузах США, где этот курс является обязательным для студентов всех факультетов университета. Курс играет важную роль в приспособлении студентов-первокурсников к новым для них контекстам общения, обучает навыкам общения и упорядочивает знания, которыми все мы обладаем в этой области. Теоретическая и практическая составляющие подготавливают учащихся к изучению других предметов по направлению «коммуникология – наука общения», так как «Межличностное общение» является базовым предметом этого направления знания.

Коммуникология в России развивается стремительными темпами, предметы коммуникологического цикла вводятся в учебные планы большинства высших учебных заведений. Знание межличностного и межкультурного общения, конфликтологии и убеждения требуются как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности современного человека.

Коммуникология занимает особую нишу в исследовании человека и эффективности его взаимодействия в современном мире. Выделенная в США в отдельную дисциплину в 1960-ых годах, коммуникология стала одной из наиболее популярных академических дисциплин. Коммуникология описывает процесс общения во всех его проявлениях, изучает все контексты и обстоятельства общения и дает практические советы по продуктивному общению в различных областях человеческой деятельности. Знание основ межличностного общения помогает учащимся осознавать постоянность и преемственность процесса общения, причины, по которым мы общаемся определенным образом, а также прогнозировать развитие событий на основе описанных в теории закономерностей человеческого интерактивного поведения.

Коммуникология разделяется на несколько школ, разнящихся в подходе к описанию процесса общения. Данный курс составлен в понятийных рамках школы символического интеракционизма Джорджа Герберта Мида и так называемой Чикагской школы коммуникологии. Чикагская школа признает неизмеримость процесса человеческого общения, пропагандирует постепенное накопление веса отношения к людям и явлениям, а также подход к процессу общения с позиции «безусловного положительного отношения».

Учебная программа по курсу межличностного общения описывает основные модели общения, потребности общения, механизмы и навыки межличностного общения, а также делает краткий анализ межличностного поведения в конфликте.

Продолжительность курса:

Дисциплина «Межличностное общение» объемом 54 часа, включая лекции (22 часа), семинары (22 часа) и самостоятельную работу студентов (10 часов), изучается слушателями в соответствии с учебно-тематическим планом.

Курс «Межличностное общение» составляет 44 часа, из них 22 – лекции и 22 часа – практические занятия.

Цель курса: выделение и разъяснение базовых разделов дисциплины «коммуникология», ознакомление с общими и специальными основами коммуникологических знаний, необходимых для более глубокого понимания и лучшего усвоения тех разделов предмета, которые связаны с политической, экономической и управленческой деятельностью.

Каждая область науки коммуникологии используется в различных видах человеческой деятельности. Курс «Межличностное общение» изучает основные механизмы взаимодействия в процессе общения между двумя людьми, с учетом их потребностей, особенностей восприятия, вербального и невербального общения и навыков межличностной эффективности. Знания, полученные при изучении «Межличностного общения» помогут менеджерам эффективнее находить общий язык с подчиненными и руководителями, достигать собственных и организационных целей с большей эффективностью, оценивать перспективы развития отношений, более полно использовать возможности общения посредством применения специальных стратегий и навыков.

Учебная программа по межличностному общению составлена на основе требований программы высшего профессионального образования по предмету «Межличностное общение» в вузах США.
Учебная задача дисциплины
Общая задача курса: ознакомить студентов с основными теориями в области межличностного взаимодействия в процессе общения.
В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

  • понятийный аппарат дисциплины, что необходимо для дальнейшего изучения дисциплин специализации, таких как межкультурное общение, конфликтология, убеждение.

  • теоретический материал дисциплины: определения и модели общения, потребности общения, функционирование восприятия в процессе общения, основные теории вербального и невербального общения, основные навыки общения (слушание, представление себя, уточнение значения, создание компромиссного решения, работа с межличностным конфликтом).

уметь:

  • использовать теоретический материал по межличностному общению на практике;

  • уметь успешно взаимодействовать с окружающими людьми;

  • проводить анализ коммуникативных ситуаций с использованием арсенала теоретических и практических коммуникологических концепций;

  • уметь прогнозировать на базе данных исследования поведение и поступки людей.

иметь представление:

- о сущности концепций межличностного общения;

- о природе и проявлениях коммуникологических процессов в повседневном общении,

- о законах межличностного общения на уровне поведения человека

обладать навыками:

- межличностного и группового общения;

- анализа межличностных ситуаций;

- прогнозирования развития межличностных отношений.

Формы работы студентов:

Посещение лекционных занятий, участие в семинарских занятиях и заключительной «Лаборатории общения».

В самостоятельную работу студента по освоению дисциплины входит:

  • чтение и анализ дополнительной литературы по философии, психологии, биологии и т.п., посвященной проблемам общения;

  • подготовка докладов и выступлений на семинарские занятия;

  • выполнение одной контрольной работы по курсу.


Виды контроля:

  • текущий контроль: оценивается самостоятельная работа студентов на семинарских занятиях (доклады, анализ научных фактов, современных публикаций, написание контрольной работы и т.д.);

  • итоговый контроль: осуществляется в форме зачета.

Результирующая оценка рассчитывается по накопительной системе за работу в течение модуля::

  • выступления и участие в дискуссиях на семинарских занятиях (0,1);

  • контрольная работа – (0,2)

  • зачет (0,2)

Итоговая оценка проставляется в зачетную ведомость.

Знания студентов оцениваются по десятибалльной системе:

от 4 до 10 баллов – зачет

от 1 до 3 баллов – неаттестация предмета.

II Содержание программы.

Тема 1 Основные определения и концепции
Необходимость изучения межличностного общения. Компоненты процесса общения. Определения процесса общения. Контексты процесса общения. Континуум личного-безличного поведения по Буберу. Трехслойный континуум личного-безличного поведения по Дернятину. Степени гибкости в общении. Социальная конструкция реальности. Максимы Пало-Альто. Диалогическая импликатура Грайса. Разновекторность максимов Грайса по Снеговой. Изменение максимов Грайса в связи с информационным веком. Три сита Сократа.
Тема 2. Модели общения и влияние ситуации на общение.

Модель общения по Лэзуэллу. Модель действия. Модель противодействия. Модель взаимодействия. Динамическая модель Мельникова и ее модификация. Виды транзакций общения. Позиции общения по Бейтсону. Влияние ситуации на общение. Созданный и природный элементы контекста. Потребности в общении. Потребности по Уильяму Шуцу. Потребности по Джону Стюарту. Потребности по Альберту Бандуре. Объем и валентность коммуникативных потребностей.
Тема 3. Восприятие и межличностное общение

Субъективность восприятия. Относительность восприятия. Стереотипизация восприятия. Три процесса восприятия – отбор, организация и интерпретация. Теория локуса контроля. Теория атрибуции. Культура и восприятие. Типы культур по Хофстеду. Вес отношения. Факторы различия восприятия: физиологические факторы, опыт, чувства. Советы по улучшению восприятия.
Тема 4. Вербальное общение

Язык как система символов.

Семантический треугольник Огдена и Ричардса. Общественный договор. Спайка семантического треугольника. Мифотворчество спаек по Курышеву. Символ и знак. Ошибки символической интерпретации: статическая оценка, шунтирование и ярлыкование. Борьба с ошибками символической интерпретации: датирование, индексирование и эвфемизмы. Оттенки значения символа.

Язык как речевая деятельность.

Теория речевых актов. Измерения речевых актов. Степень намеренности речевых актов. Речевые пары.

Язык и культурное восприятие.

Границы мира. Гипотеза Сапира-Уорфа. Политическая корректность. Пол и культура в языке.
Тема 5. Невербальное общение

Определение невербального общения. Отличия вербального и невербального общения. Кинесика: аффекторы, адаптеры, регуляторы, иллюстраторы, эмблемы. Проксимика: интимное, личное, социальное, публичное расстояние. Тактилика, основные функции тактилики. Окулистика, основные функции окулистики. Вокалика, виды вокалики и функции вокалики. Объектика. Хронимика: различные ориентации по времени.
Тема 6. Умение слушать

Виды слушания. Причины, по которым мы не слушаем. Стадии критического слушания. Приемы эффективного критического слушания. Диалогическое слушание. Приемы эффективного диалогического слушания. Виды обратной связи: дисконфирмация, осуждение, анализ, задание вопросов, поддержка, парафраз.

Тема 7. Представление себя

Теория игры Ноймана и Моргенштерна. Драматическая метафоры Эрвина Гоффмана. Интерпретация поведения и сценарий. Сцена, кулисы, зрители, внешняя среда. Окно Джохари. Процесс самопознания. Референтные группы: семья, друзья, общество. Навыки представления себя. Факторы момента: эмоциональный, ситуационный, релевантный. Транзакционная природа представления себя. Самопознание у мужчин и женщин. Самораскрытие и самопрезентация у мужчин и женщин.
Тема 8. Уточнение значения

Шумы при уточнении значения. Репрезентативные системы и уточнение значения. Ассертивность. Приемы организации высказывания. Культуры и уточнение значения. Параметры культуры по Хофстеду. Препятствия в уточнении значения. Приемы улучшения понимания в культуре. Создание «третьей культуры».
Тема 9. Компромисс в межличностном общении.

Определение компромисса в межличностном общении. Переговоры и компромисс. Роль когнитивных систем участников. Виды компромисса по Вирджинии Сатир: закрытая и открытая стереотипизация, закрытая и открытая эмпатия. Стили поведения в поиске компромисса: агрессивный, пассивный, ассертивный. Золотой мост Фишера и Ури. Стратегии реагирования на критику: признание, частичное или возможное признание, уточнение.
Тема 10. Конфликт в межличностном общении.

Определение конфликта. Позитивные факторы конфликта. Типы конфликта: конфликт содержания, конфликт ценностей, конфликт личностей. Причины возникновения конфликтов. Компоненты конфликтной ситуации по Сатир. Гашение компонентов. Уравнивание конфликта по Сатир. Разрешение конфликта содержания. Разрешение конфликта ценностей. Разрешение конфликта личностей. Работа с неразрешимым конфликтом.
Тема 11. Виды и модели отношений.

Схема отношений по Фишеру. Типы человеческих отношений. Романтические отношения. Виды любви по Аристотелю. Модели отношений. Модель Марка Кнаппа – лестница. ABCDE модель Левингера. Модель поворотных точек Лесли Бакстер. Модель «Спираль» Ричарда Конвилла. Советы по укреплению межличностных отношений.
III. ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

Тема 1.

«Человеческое лото» - поиск схожих и различных характеристик в аудитории.

«Светская беседа» - беседа на заданную тему с оценкой качества.

«И знаешь, что он сказал?» - изучение реакции на конфронтационную фразу.

Вопросы для повторения.

Вопросы для критического мышления.

Вопросы для этического мышления.

Четыре ситуации межличностного общения для анализа.
Тема 2.

«Анализ нашего класса» - анализ компонентов и моделей в классе межличностного общения.

«Собственная модель общения» - разработка собственной модели общения.

«Ролевая игра по модели» - выполнение сложного коммуникативного задания в соответствии с определенной моделью.

Вопросы для повторения.

Вопросы для критического мышления.

Вопросы для этического мышления.

Четыре ситуации межличностного общения для анализа.
Тема 3.

«Восприятие рекламы» - анализ рекламы и ее влияния на различные аспекты восприятия.

«Чужой» - оценка чужака студентами на основании видимых факторов восприятия.

«Восприятие Интернет-страницы» - рассказ о восприятии определенной Интернет-страницы.

«Запредельное восприятие или какого звука небо?» - упражнение на попытку описать явление через другие органы чувств, чем обычно.

Вопросы для повторения.

Вопросы для критического мышления.

Вопросы для этического мышления.

Четыре ситуации межличностного общения для анализа.
Тема 4.

«Метафоры» - упражнение на метафорическое описание ситуации межличностного общения.

«Покупатель и продавец» - ролевая игра с оценкой речевых стратегий.

«Словесный мусор» - дискуссия по поводу межличностных и психологических причин использования словесного мусора в речи.

«Язык и Интернет» - дискуссия об изменении языка в связи с приходом в нашу жизнь Интернета.

Вопросы для повторения.

Вопросы для критического мышления.

Вопросы для этического мышления.

Четыре ситуации межличностного общения для анализа.
Тема 5.

«Фотоохота» - практическое задание на фотографирование различных видов невербального поведения.

«За стеклом» - упражнение с целью демонстрации возможностей невербального общения для передачи информации.

«Тишина» - упражнение с целью оценить влияние тишины на восприятие окружающей среды.

«Артефакт» - рассказ о принадлежащем студенту предмете, который много говорит о человеке, его владельце.

Вопросы для повторения.

Вопросы для критического мышления.

Вопросы для этического мышления.

Четыре ситуации межличностного общения для анализа.
Тема 6.

«Сравнение записей» - определение способов критического слушания по записям в тетради.

«Послушайте важное сообщение» - упражнение на задание уточняющих вопросов.

«Слушаем идола» - презентация студентами любимых исполнителей с объяснением причин, по которым слушание этого рода их привлекает.

«Парафраз» - упражнение на перефразирование эмоционально окрашенных высказываний.

Вопросы для повторения.

Вопросы для критического мышления.

Вопросы для этического мышления.

Четыре ситуации межличностного общения для анализа.
Тема 7.

«Мое окно Джохари» - описание своего окна Джохари в различных ситуациях межличностного общения.

«Мои ценности» - ранжирование списка ценностей и объяснение.

«Мой герб» - визуальная презентация собственных ценностей.

«Планируем будущее» - составление планов личного развития на будущее.

Вопросы для повторения.

Вопросы для критического мышления.

Вопросы для этического мышления.

Четыре ситуации межличностного общения для анализа.
Тема 8.

«Знаешь ли такое слово?» - упражнение на догадку относительно вербального словаря собеседника.

«Фильм» - обсуждение репрезентативных систем героев фильма.

«Проще говоря, доктор Перельман!» - изложение какой-либо сложной теории простыми словами.

«Третья культура» - дискуссия о «третьей культуре» в классе межличностного общения.

Вопросы для повторения.

Вопросы для критического мышления.

Вопросы для этического мышления.

Четыре ситуации межличностного общения для анализа.
Тема 9.

«Дисконфирмация» - конфронтационное упражнение на дисконфирмацию собеседника с дальнейшим описанием чувств.

«Переговоры в фильме» - анализ стиля переговоров в художественном фильме по выбору студентов.

«История моей семьи» - дискуссия о роли семьи в подготовке молодых ее членов к определенному восприятию процесса создания компромисса.

Вопросы для повторения.

Вопросы для критического мышления.

Вопросы для этического мышления.

Четыре ситуации межличностного общения для анализа.
Тема 10.

«Ой, только не пой!» - упражнение на гашение конфликта, вызванного обидной репликой.

«Описывай, но не оценивай» - парафраз из оценивания человека в описание ситуации.

«Меня это не касается!» - реакция на фразы, обидные для других и необидные для конкретного студента в связи с неприменимостью такой фразы к его жизненным обстоятельствам.

Вопросы для повторения.

Вопросы для критического мышления.

Вопросы для этического мышления.

Четыре ситуации межличностного общения для анализа.
Тема 11.

«Фильм» - анализ отношений и моделей отношений в художественном фильме.

«Просто друг, хороший друг» - анализ видов деятельности, совершаемых совместно с кем-либо.

«Список прилагательных» - дискуссия на тему описания личности прилагательными, и концепций межличностного общения, отражаемых в данном описании.

Вопросы для повторения.

Вопросы для критического мышления.

Вопросы для этического мышления.

Четыре ситуации межличностного общения для анализа.


1Y. Учебно-методическое обеспечение
Литература:
Базовый учебник:
Морозов, М.А. «Межличностное общение». На правах рукописи.
Основная литература:

    1. Петровская М.А. Компетентность в общении. – М., 1989

    2. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб.: Питер, 1999

    3. Майерс, Д. Социальная психология. – СПб., 1997.

    4. Бодалев, А. А. Личность и общение. – М., 1983

    5. Бодалев, А. А. Психология межличностного общения. – Рязань, 1994.

    6. Бодалев, А. А. Межличностное общение. – М.; Воронеж, 1996


Дополнительная литература:


  1. Аргайл, М. Психология счастья. Пер с англ. – М.: Прогресс, 1990

  2. Аристотель. Соч. в 4-х томах. М.: Мысль, 1983

  3. Аронсон Э. Общественное животное. М., 1998

  4. Бандура, А. Теории личности / под ред. Л. Хьелла, Д. Зиглера. – М., 1997.

  5. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.:Прогресс, 1988.

  6. Вацлавик, П. Как стать несчастным без посторонней помощи: Пер. с англ. – М.: Изд. Группа «Прогресс»; Универс, 1993.

  7. Грайс, Г. П. Логика и речевое общение. // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVI. – М.: Прогресс, 1985.

  8. Кон, И. С. Введение в сексологию. – М.: Медицина, 1988.

  9. Льюис, К. С. Любовь // Вопросы философии. – 1989. № 8. – С. 107-149

  10. Маслоу, А. Мотивация и личность. М., 1998.

  11. Оллпорт, Г. Личность в психологии. – М.: Ювента, 1998.

  12. Осгуд Ч., Суси Дж., Танненбаум П. Приложение методики семантического дифференциала к исследованиям по эстетике и смежным проблемам // Семиотика и искусствометрия. – М., 1972.

  13. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс, 1993.

  14. Розенберг, М. Эффективное общение без принуждения. – М., 1996.

  15. Салливан, Г. С. Интерперсональная психология. – М.: КСП+, СПб: Ювента, 1999.

  16. Сатир, В. Как строить себя и свою семью. – М.: Педагогика-Пресс, 1992.

  17. Собчик, Л. Н. Диагностика межличностных отношений (Тест Лири): Методическое руководство – М., 1990.

  18. Уайтсайд, Р. О чем говорят лица. – СПб.: Питер, 1996.

  19. Фаст, Дж. Язык тела. М.: Вече, Персей, АСТ, 1995.

  20. Фейсмен, Дж., Фрейгер, Р. Личность и личностный рост. М., 1985.

  21. Фромм, Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1999.

  22. Холл, Э. Как понять иностранца без слов – М.: Вече, Персей, АСТ, 1995.

  23. Чик, Дж. Если вы застенчивы // За рубежом. - № 7 (1232). – 10-16.02.84, стр. 19

  24. Экман, П. Психология лжи. – СПб.: Питер, 1999.




  1. Тематический расчет часов.


(содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов)




№ п/п



Наименование тем

Аудиторные часы

Формы контроля

Сам. работа



Всего часов

Лек

ции

Сем.или пр. занятия

Все

го








1.

Тема 1. Основные определения и концепции.


2

5

7




7

7

2.

Тема 2. Модели и контексты общения


2

4

6




6

6

3.

Тема 3. Восприятие и общение


2

5

7




7

7

4.

Тема 4. Вербальное общение


4

5

9




9

9

5.

Тема 5. Невербальное общение


2

5

7




7

7

6.

Тема 6. Умение слушать


2

5

7




7

7

7.

Тема 7. Умение представить себя

2

5

7




7

7

8.

Тема 8. Умение уточнить значение

2

4

6




6

6

9.

Тема 9. Умение компромисса

2

5

7




7

7

10.

Тема 10. Умение разрешения конфликта

4

5

9




9

9

11.

Тема 11. Стадии отношений

4

5

9




9

9

7

Итого


28

53

81




81

81

8

Текущий контроль











Эссе, 2 реферата







9.

Итоговый контроль











зачет







Автор программы М. А. Морозов

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки Российской...
Теоретическая и практическая составляющие подготавливают учащихся к изучению других предметов по направлению «коммуникология – наука...

Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки Российской...
Теоретическая и практическая составляющие подготавливают учащихся к изучению других предметов по направлению «коммуникология – наука...

Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки Российской...
Теоретическая и практическая составляющие подготавливают учащихся к изучению других предметов по направлению «коммуникология – наука...

Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconРоссийской Федерации Государственный Университет- высшая школа экономики факультет Экономики
Итоговый государственный междисциплинарный экзамен по направлению «Экономика» специализация «Управление рисками и страхование» включает...

Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconМинистерство образования и науки российской федерации
Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации...

Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconМинистерство образования и науки российской федерации
Федерации 13 января 2009 г., регистрационный №13065), с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской...

Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ
В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-фз "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание...

Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconМетодические указания по курсу Новосибирск 2004 ббк ю 937. 4 Удк 152. 26 (075)
Министерство образования и науки российской федерации новосибирский государственный университет

Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconМинистерство образования и науки российской федерации
Российская газета, 2009, №55) (с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта...

Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconЗ. Б. Кипкеева
Министерство образования российской федерации ставропольский государственный университет

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции