Пояснительная записка Данная дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность




Скачать 143.3 Kb.
Название Пояснительная записка Данная дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность
Дата публикации 07.10.2014
Размер 143.3 Kb.
Тип Пояснительная записка
literature-edu.ru > Культура > Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Дом детского творчества» пос. Рощино

ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ:
  1. на педагогическом совете И. о. Директора МБОУДОД Протокол № «Дом детского творчества»


От «_____» ____________ 2014 г. _____________________Т.А.Турецкая

Пр. № ____ О/Д от «_____» февраля 2014г.
  1. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


«С В И Р Е Л Ь К И»
  1. МУЗЫКАЛЬНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО


Срок реализации: 4 месяца
  1. Возраст детей: 5-7 лет


Составитель:

педагог дополнительного образования
  1. Михайлова Надежда Михайловна


пос. Рощино, 2014 год

Пояснительная записка

Данная дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность.

Новизна программы заключается в развитии такого направления музыкальной деятельности детей дошкольного возраста, как игра на свирели. При составлении программы использованы разработки Е.В. Евтух «Игра на свирели как форма активизации музыкальной деятельности учащихся», Т.А. Ракитянской «Воспитание звуком». Музыкальные занятия с детьми от 3 до 9 лет», М.Л. Космовской «Девять уроков игры на свирели», которые были адаптированы для освоения детьми в возрасте 5-7 лет.

Актуальность программы заключается в предоставлении ребенку возможности, даже не владея нотной грамотой, освоить игру на духовом музыкальном инструменте свирель.

Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы заключается в возможности развития у детей диафрагмального дыхания, что является оздоровительным моментом. При таком типе дыхания интенсивно массируются внутренние органы полости живота, укрепляются органы дыхания.

Цель программы: Развитие у детей музыкального слуха и музыкальной памяти, устойчивого познавательного интереса и творческой активности в области музыкального творчества.

Задачи программы:

Образовательные:

- обучить игре на свирели,

- обучить азам музыкальной грамоты,

- обучить исполнению несложных музыкальных произведений в ансамбле

Развивающие:

- развить музыкальные способности детей: ладовое чувство, музыкально-слуховые

представления, чувства ритма, творческие способности и музыкальную отзывчивость ребенка,

- развить у детей певческие навыки, исполнительское (грудо-брюшное и диафрагмальное) дыхание;

- содействовать развитию общих познавательных способностей детей (восприятия,

образной и эмоциональной памяти, творческого воображения, образного

мышления),

- заложить основы к развитию художественно-эстетического вкуса;

Воспитательные:

- воспитать чувство любви и уважения к мировому музыкальному наследию,

- воспитать самостоятельность и инициативность,

- воспитать чувство товарищества, личной ответственности,

- воспитание доброжелательных отношений в коллективе, чувства взаимопомощи и поддержки, взаимоуважения.

Отличительная особенность данной программы в том, что она позволяет развить координацию слуха и голоса ребёнка через инструментальное исполнение на свирели.

Возраст воспитанников: 5-7 лет.

Срок реализации программы: программа рассчитана на 4 месяца обучения.

Формой организации образовательной деятельности является занятие, проводимое коллективным и групповым способами с учетом индивидуальных особенностей детей.

Основными формами проведения занятий являются: инсценирование, беседа, диалог, практическая деятельность, игра, конкурс, репетиция, выступление, праздник, круглый стол, творческий отчет.

Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.

Материально-техническое обеспечение программы:

- музыкальный зал,

- фортепиано,

- аккордеон,

- свирели,

- народные музыкальные инструменты,

- аудио-видео-техника, диски CD, диски DVD,

- ПК, множительная техника,

- мультимедийная аппаратура,

- микрофоны,

- фотоаппарат.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Предметные:

  • освоить технику исполнения на духовом музыкальном инструменте свирель, уметь правильно извлекать звук;

  • выразительно петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их хором, небольшими ансамблями, с музыкальным сопровождением,

  • уметь играть на свирели как сольно, так и в ансамбле;

  • знать элементарные музыкальные понятия (регистр, ритм, длительность) и терминологию,

  • освоить исполнительский репертуар,

  • знать историю музыкального инструмента свирель;

Метапредметные:

  • развить музыкальные способности детей, а также координацию между слухом и голосом,

  • развить память детей,

  • развить у детей грудо-брюшное и диафрагмальное дыхание, активизировать артикуляционный аппарат,

  • развить познавательные способности детей (восприятие, творческое воображение, образное мышление).

Личностные:

  • научить работать в коллективе, согласовывать свои действия с действиями своих товарищей,

  • откликаться на просьбы товарищей, ценить дружеские отношения, быть доброжелательным и отзывчивым по отношению к окружающим,

  • нести ответственность за свои поступки, добросовестно относиться к выполнению заданий,

  • самостоятельно подходить к выполнению творческих заданий и проявлять инициативу.

Основной формой подведения итогов по окончанию учебного года является выступление на отчетном концерте в рамках традиционного детского праздника "Дом окнами в детство" и творческий отчет перед родителями, результаты которых фиксируются в диагностической таблице Ф-1, в соответствии с разработанными критериями.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Разделы и темы

Количество часов







всего

теория

практика



Вокально-хоровая деятельность

3

1

2



Музыкально-ритмически движения

3

1

2



Игра на свирели

20

2

18



Участие в мероприятиях, праздниках, концертах и подготовка ним.

2

-

2




Итого:

28

4

24

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ

1. Вокально-хоровая деятельность

Теория:

Элементарные музыкальные понятия (регистр, динамика, ритм, длительность).

Жанры музыкальных произведений, их специфические особенности;

Практика:

Исполнение несложных песен хором, небольшими ансамблями с музыкальным

сопровождением. Работа над дикцией при исполнении песенок, потешек, считалок, формирование правильной артикуляции, навыков звукоизвлечения.

Певческая установка. Упражнения, попевки, дидактические игры на развитие музыкальных

способностей.

  1. Музыкально-ритмические движения.

Теория:

Виды ритмических движений. Сюжетные и несюжетные игры под пение и музыкальное сопровождение.

Практика:

Движение в соответствии с характером музыки, ее метрической пульсации, варьирование движений в связи со сменой частей музыкального произведения. Инсценирование. Фольклорные игры.

3.Игра на свирели

Теория:

Традиционные народные музыкальные инструменты, их звучание, характерные особенности. Форма музыкального произведения. Количество частей, их характер.

Практика:

Элементарные приемы исполнения на свирели. Музицирование в ансамбле и сольно. Определение сильной и слабой доли, освоение темповых закономерностей, освоение ритмических рисунков.

4. Участие в мероприятиях, праздниках, концертах и подготовка ним.
Практика:

Подготовка и участие в праздниках: «Масленица», «Выпускной в детском саду».

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. Москва, 1976

  2. Ветлугина Н.А. Детский оркестр. Москва, 1976

  3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание ребенка. Москва, 1968

  4. Жаворонушки. Русские песни, скороговорки, считалки, сказки, игры. Вып.1-5, Москва, 1977-1988

  5. Зимина А. Народные игры с пением. Москва, 2000

  6. Евтух Е.В. Игра на свирели как форма активизации музыкальной деятельности учащихся. Санкт-Петербург, 2002г.

  7. Космовская М.Л. Девять уроков игры на свирели. Донотный и нотный периоды. Курск, 2011г.

  8. Музыкально-песенный фольклор Ленинградской области. Ленинград, 1989

  9. Науменко Г. Детский музыкальный фольклор, Москва, 1999

  10. Рокитянская Т.А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от трёх до девяти лет. Ярославль, Академия развития, 2002г.

  11. Рондели Л. Народное декоративно- прикладное искусство. Москва «Владос», 2001

  12. Рытов Д. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. Москва «Владос», 2001


Календарно-тематический план 2013/14 уч.год.

занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Ф е в р а л ь

1

Игра на свирели: история, строение свирели, правила хранения и санитарии, правила игры на свирели.

1

2

Вокально-хоровая деятельность: песенки, потешки, дыхательные упражнения.

1

3

Музыкально-ритмические движения: круговые ритмические игры.

1

4

Подготовка к празднику «Масленица».

1

Итого:

4

М а р т

1

Игра на свирели: история, строение свирели, правила хранения и санитарии, правила игры на свирели.

1

2

Вокально-хоровая деятельность: песенки, потешки, дыхательные упражнения.

1

3

Игра на свирели: правила звукоизвлечения, длительности нот, система записи звуков.

1

4

Игра на свирели: игра левой рукой. Цифровая запись звуков (донотный период).

1

5

Музыкально-ритмические движения: игровые хороводные песни.

1

6

Игра на свирели: Игры на дыхание.

1

7

Игра на свирели: Артикуляционная гимнастика

1

8

Игра на свирели: исполнительские приёмы извлечения.

1

Итого:

8

А п р е л ь

1

Игра на свирели: Игра правой рукой.

1

2

Игра на свирели: играть песенку на одном звуке.

1

3

Игра на свирели: играть песенку на двух звуках.

1

4

Вокально-хоровая деятельность: песни весны (закликание весны, призыв птиц)

1

5

Игра на свирели: играть песенку на трёх звуках.

1

6

Музыкально-ритмические движения: образно — двигательная грамота.

1

7

Игра на свирели: играть песенку на четырёх звуках.

1

8

Игра на свирели: играть песенку на пяти звуках.

1

Итого:

8

М а й

1

Игра на свирели: играть песенку на шести звуках.

1

2

Игра на свирели: играть песенку штрихом стоккато.

1

3

Игра на свирели: способ звукоизвлечение «передувание».

1

4

Игра на свирели: играть песенку штрихом легато.

1

5

Игра на свирели: «Сказка об уточке с утятами»

1

6

Подготовка к празднику «Выпускной в детском саду».

1

7

Игра на свирели: транспонирование песенок, исполнение песенок соло и в ансамбле.

1

8

Игра на свирели: транспонирование песенок, исполнение песенок соло и в ансамбле.

1

Итого:

8

В с е г о: 28

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Свирельки»

№ п/п

Раздел, тема

Формы занятий

Методы

Дидактический и наглядный

материал, ТСО


Формы и методы диагностики

1.

Вокально-хоровая деятельность

Беседа, игра, практическая работа, конкурс

Объяснительно-

иллюстративный, репродуктивный, программированный

Фортепиано, аудио- видеотехника, аудио- видеокассеты, атрибуты игры

Прослушивание, наблюдение, анализ, игра, конкурс

2.

Музыкально-ритмические движения

Беседа, игра, практическая работа, самостоятельная работа, игра, выступление

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, программированный

Фортепиано, аудио-видеотехника, аудио-видеокассеты, атрибуты для игр

Наблюдение, выступление, анализ, самостоятельная работа

3.

Игра на свирели

Беседа, игра, практическая работа, самостоятельная работа, репетиция, выступление

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, программированный

Таблицы с изображением ритмостроки, картинки, детские муз. инструменты, музыкально-дидактические

игры

Прослушивание, наблюдение, анализ, выступление

4.

Подготовка и участие в праздниках

Праздник, репетиция, выступление

Репродуктивный,

программированный,

проблемный

Фортепиано, аудио- видеотехника, аудио- видеокассеты, атрибуты для выступлений

Наблюдение, анализ, выступление, праздник

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. Москва, 1976

  2. Ветлугина Н.А. Детский оркестр. Москва, 1976

  3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание ребенка. Москва, 1968

  4. Жаворонушки. Русские песни, скороговорки, считалки, сказки, игры. Вып.1-5, Москва, 1977-1988

  5. Зимина А. Народные игры с пением. Москва, 2000

  6. Евтух Е.В. Игра на свирели как форма активизации музыкальной деятельности учащихся. Санкт-Петербург, 2002г.

  7. Космовская М.Л. Девять уроков игры на свирели. Донотный и нотный периоды. Курск, 2011г.

  8. Музыкально-песенный фольклор Ленинградской области. Ленинград, 1989

  9. Науменко Г. Детский музыкальный фольклор, Москва, 1999

  10. Рокитянская Т.А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от трёх до девяти лет. Ярославль, Академия развития, 2002г.

  11. Рондели Л. Народное декоративно- прикладное искусство. Москва «Владос», 2001

  12. Рытов Д. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. Москва «Владос», 2001

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Данная дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность icon Программа "Русские шашки" Рассчитана на 2 года обучения Возраст воспитанников:...
Дополнительная образовательная программа «Русские шашки» имеет физкультурно-спортивную направленность
Пояснительная записка Данная дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность icon Рабочая программа объединения художественно-эстетического направления «Восхождение к истокам»
Дополнительная образовательная программа: «Восхождение к истокам», художественно- эстетическое направление
Пояснительная записка Данная дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность icon Программа детского объединения имеет художественно-эстетическую
Хоровое пение одна из самых эффективных форм музыкального развития детей. Коллективное хоровое исполнение открывает значительные...
Пояснительная записка Данная дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность icon Пояснительная записка Данная программа относится к художественно-...
Данная программа относится к художественно- эстетической направленности. В современных условиях исключительное значение приобретает...
Пояснительная записка Данная дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность icon Пояснительная записка направленность программы театрального кружка...
Направленность программы театрального кружка «Наши праздники» по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной,...
Пояснительная записка Данная дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность icon Пояснительная записка Программа «Английский язык окно в мир»
Программа «Английский язык – окно в мир» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант...
Пояснительная записка Данная дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность icon Пояснительная записка Направленность художественно-эстетическая Срок...
Цель занятий декоративно-прикладного творчества состоит в том, чтобы создать условия для индивидуального развития творческого потенциала...
Пояснительная записка Данная дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность icon Основная образовательная программа начального общего образования Пояснительная записка
Данная программа разработана коллективом педагогов, родителей начальной ступени образования мбоу дмл, рассмотрена и принята Управляющим...
Пояснительная записка Данная дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность icon Пояснительная записка Данная программа относится к социально-педагогической направленности
Образовательная программа направлена на внедрение современных, научно-обоснованных организационных и обучающих технологий по созданию...
Пояснительная записка Данная дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность icon Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности...
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности учащихся 7 – 11 классов общеобразовательных организаций
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции