Формирование духовно-нравственного облика студента посредством приобщения к русской православной музыке




Скачать 65.69 Kb.
Название Формирование духовно-нравственного облика студента посредством приобщения к русской православной музыке
Дата публикации 01.10.2014
Размер 65.69 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Культура > Документы
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ОБЛИКА СТУДЕНТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ МУЗЫКЕ

Полянская Т.И., преподаватель русского языка и литературы,

ОБОУ СПО «КАТК»

В царской России религиозно-духовная культура для всех слоёв населения была нормой их жизни. Религиозные обряды сопровождали человека всю его жизнь – от рождения и до смерти. Все важные жизненные вехи отражены в православных обрядах: крещение – вхождение человека в Церковь, где Богом передается человеку благодать Святого Духа, помогающая ему возрастать духовно, укрепляться в любви к Богу и ближним; венчание – совершение таинства брака; и отпевание – это заупокойное богослужение, единожды совершаемое над телом умершего, отправляющегося в свой последний путь. Церковное искусство, демонстрируемое при свершении этих таинств, являлось для простого народа сферой высоких нравственных идеалов. Этот мир особой красоты и дисциплины был обязательным в жизни многих людей, независимо от их сословной принадлежности. Его доступность каждому приходящему в храм сообщала этой культуре известную демократичность.

Но, к сожалению, эта доступность была не всегда, XX век – век революций и войн вносит свои коррективы: некоторое время православие и церковь в нашей стране были вообще под запретом. Это не могло не сказаться на системе ценностей русского народа: наступило её переосмысление, которое и привело к духовно-нравственному кризису во всех сферах общественной жизни, в том числе и в образовании.

В условиях современного духовно-идеологического кризиса педагоги, психологи, писатели, деятели культуры не только доказывают жизненную необходимость рассмотрения проблем образования в русле отечественной культуры (воплощение культуроведческой компетенции на занятиях), но и подчеркивают непреходящее значение и актуальность раскрытия педагогической ценности традиционного для России православия в качестве составляющей общенациональной концепции воспитания.

Сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций культурного пространства, создание в обществе атмосферы уважения к культурным ценностям, увеличение духовного потенциала подрастающего поколения возможно только через глубокий интерес к прошлому своего народа, к духовным ценностям национальной культуры. Именно поэтому взоры современных российских педагогов сегодня всё чаще обращаются к той сокровищнице, которая хранила эти духовные ценности неповреждёнными в течение более тысячи лет – к русской православной церкви. Существенное внимание на сегодняшний день уделяется изучению основ православной культуры, традициям православного воспитания и их эволюции в истории.

В настоящее время одним из приоритетов современной образовательной политики в России является использование нравственного и эстетического потенциала для развития личности и в системе среднего профессионального образования. Искусство не только раскрывает всю гамму общечеловеческих ценностей, но и помогает человеку выстраивать свою собственную систему ценностей. Обращение к культурному наследию православного искусства, в частности к музыкальному искусству русской православной церкви, предоставляет широкие возможности при решении задач полноценного развития личности студентов.

Музыка русской православной церкви – это не только часть религиозного действия, хотя она наполнена особым смыслом (это язык, на котором мы говорим с Богом, при помощи которого Церковь восхваляет Господа), но и важнейший пласт отечественной и мировой музыкальной культуры. В русской православной музыке скрыты глубокие национальные корни, она является неисчерпаемым источником духовных общечеловеческих ценностей, эстетических и художественных идеалов, нравственности. Поэтому музыкальное искусство русской православной церкви почти во все исторические периоды отечественной педагогики рассматривается как действенное средство воспитания подрастающих поколений.

Основополагающее значение для становления русской православной церкви как педагогического феномена стало принятие в 988 году при князе Владимире Святославиче древнерусским государством православия в качестве официальной религии. Согласно сложившимся восточно-христианским традициям к богослужебному пению в православной церкви допускались только профессиональные певчие. Поэтому возникла необходимость создания специально организованной системы подготовки профессиональных певческих кадров. Становление русской православной музыки как педагогического феномена может быть разделено на несколько этапов: Iэтап – конец X века до середины XVII столетия; II этап – вторая половина XVII столетия – первая треть XIX; III этап – со второй трети и до конца XIX столетия; IV этап –последние десятилетия XX столетия и до настоящего времени.

Развитие музыкального образования православной ориентации на протяжении всех этапов было обусловлено особенностями эволюции русской богослужебной музыки. На I этапе становление и развитие различных стилевых направлений древнерусского богослужебного пения: знаменного, кондакарного, путевого, демественного, а также появление многоголосного пения предполагало изменение содержания музыкального образования и методов передачи накопленного певческого опыта. Но, несмотря на некоторое различие содержания и методов обучения певчих богослужебному пению на протяжении I этапа неизменным оставался приоритет религиозно-духовной составляющей древнерусского музыкального образования. Освоение певчими различных стилей древнерусских распевов включало не только формирование музыкально-теоретических знаний и вокально-технических умений, но главным образом постижение духовного божественного смысла исполняемых знаменных песнопении, предполагающих духовную сонастроенность певчих.

II этап развития музыкального образования православной ориентации ознаменовался новым понимание «музыки», что привело со второй половины XVII к существенным изменениям в рамках этого периода. В нем выделились два принципиально различных направления: «традиционное» и «партесное». Сторонники «традиционного» направления сохраняли и развивали систему взглядов, отражающих древнерусскую певческую традицию. Приверженцы нового «партесного» - рассматривали богослужебное пение как особого рода музыку. Признавая главенствующую роль в музыкальном образовании религиозно-духовного начала, они вместе с тем придавали большое значение музыкальной стороне богослужения.

III этап развития характеризуется постепенной переориентацией педагогов-музыкантов на возрождение национальных истоков русской православной музыки при сохранении приоритета религиозно-духовного начала, вновь наступает осознание того, что вера в Бога лежит в основе всей нашей жизни, а, следовательно, и в основе образования как одной из её неотъемлемых составляющих.

Развитие музыкального образования православной ориентации на IV этапе определяется сосуществованием различных позиций на соотношение религиозно-духовного и музыкального начала в православной музыке, которое по-разному реализуется в системах общего православного музыкального образования.

Каждый студент в рамках православного образования в светской школе в ходе накопления знаний о русской православной музыке, об особенностях ценностного отношения к ней в различные исторические периоды вырабатывает личностную оценку данной части музыкальной культуры и национальной православной культуры, данные знания оставляют свой след на формировании ценностного облика подрастающего поколения.

Что же дает студентам приобщение к православной музыке?

Во-первых, знания об эволюции православия со времен принятия христианства на Руси, отразившейся отчасти и в православной музыке. Во-вторых, духовная музыка – это синтез религии и искусства, лежащий в основе эстетического и духовного воспитания. Звучание церковных песнопений всегда заставляет нас задуматься о чем-то высоком, отвлеченном от повседневной беготни и суеты, призывает нас к добру и милосердию, взывает к нашей совести. В-третьих, изучая духовную музыку, студенты обогащают свой опыт новыми интонациями и образами, отличными от светской музыки. Через духовную музыку студенты прикасаются к вечным нравственным истинам. Наконец, духовная музыка – одна из составляющих национальной культуры.

Каждый человек, верующий или неверующий, если он истинный гражданин своей страны, должен знать национальную культуру во всём её многообразии: классическую, народную и православную. Без знания истории своего государства и культуры мы не можем считать себя истинными россиянами.

С древних времён глубокая духовность русского образования вообще, а не только образования православной ориентации, обусловила его высокий нравственно-воспитательный характер, способствовала созданию удивительно чистой, действенной и сильной культуры. И действительно, русская православная музыка, литература и культура представляют собой на протяжении многих столетий необыкновенную целостность, отражающую единство и крепость народного духа, проникнутого нравственным просвещением. 
Литература

1.Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление Текст. / С.Ф. Анисимов. М.: Просвещение, 1988.

 2.Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания Текст.; / Е:В. Бондаревская // Педагогика. -1995.-№5.

 3.Владышевская Т.Ф. Музыкальная культура Древней Руси Текст. / Т.Ф. Владышевская. М.: Знак, 2006.

4.Голошумова Г.С. Воспитание искусством Текст. / Г.С. Голошумова и др. // Педагогика. 2003. - №8.

5.Зись А.Я. Искусство и эстетика. Традиционные категории и современные проблемы Текст. / А.Я. Зись. М.: Искусство, 1975.

6.Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека Текст. / Н.Д. Никандров. М.: Педагогика, 1998. №4.

7.Шаклеина И.П. Древнерусская богослужебная музыка как часть национальной культуры / И.П. Шаклеина // Наука и образование: Материалы Всероссийской научной конференции. – Белово: Беловский полиграфист, 2003.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование духовно-нравственного облика студента посредством приобщения к русской православной музыке icon О проведении районного конкурса «К 700-летию Сергея Радонежского»
На основании плана работы управления образования и в целях воспитания духовно-нравственной личности, приобщения к традициям православной...
Формирование духовно-нравственного облика студента посредством приобщения к русской православной музыке icon Программа духовно-нравственного воспитания «я гражданин своего города, своей страны»
Наименование программы «Программа духовно-нравственного воспитания учащихся» на 2011 – 2015 гг. Моу «Гимназия №3» г. Юбилейного Московской...
Формирование духовно-нравственного облика студента посредством приобщения к русской православной музыке icon Мбдоу «Детский сад №3 «Колосок» с. Красное» Занятие по ознакомлению с окружающим
Цель: Создание условий для приобщения детей к народной культуре посредством ознакомления с русскими народными сказками, занимающими...
Формирование духовно-нравственного облика студента посредством приобщения к русской православной музыке icon Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
Го стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина...
Формирование духовно-нравственного облика студента посредством приобщения к русской православной музыке icon Литература Введение
Непосредственно после крушения СССР начался процесс упрочнения позиций Русской Православной Церкви. В первую очередь, это происходило...
Формирование духовно-нравственного облика студента посредством приобщения к русской православной музыке icon Изготовление мягкой игрушки из ткани «кошечка»
Радость творчества, особая эмоциональная и нравственная атмосфера объединения положительно влияют на формирование духовно-нравственного...
Формирование духовно-нравственного облика студента посредством приобщения к русской православной музыке icon «Связи с общественностью Русской Православной Церкви» Камышников, Крауш Вступление
Данная креативная работа посвящена связям с общественностью Русской Православной Церкви. Мы намерены рассмотреть их состояние на...
Формирование духовно-нравственного облика студента посредством приобщения к русской православной музыке icon Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного...
Курс «Литература и искусство» предполагает формирование общеучебного навыка чтения и умения работать с текстом, пробуждает интерес...
Формирование духовно-нравственного облика студента посредством приобщения к русской православной музыке icon Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
Общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России1, концепции умк...
Формирование духовно-нравственного облика студента посредством приобщения к русской православной музыке icon Юбилейный архиерейский собор русской православной церкви
...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции