Скачать 273.62 Kb.
|
Управление Образования Муниципального образования «Охинский район» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение: детский сад № 20 «Снегурочка» Творческий отчет «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность – как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Горина Татьяна Ивановна музыкальный руководитель г. Оха 2004 г. 2 Содержание: Введение - 3 Глава I: «Теоретические основы музыкально- ритмического и танцевального творчества в условиях ДОУ» - 7 Глава II: «Организация исследования по развитию творческих способностей детей через музыкально-ритмические и танцевальные движения» - 12 Заключение - 18 Список используемой литературы - 19 Приложение - 20 3 Введение Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний. Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие. Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка. Музыкально-ритмические и танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности. Выдающиеся педагоги Л.С.Выготский и Н.А.Ветлугина считали, что детей следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий. Один из видов музыкальной деятельности, который в большей степени способствует развитию творчества – является музыкальное движение. Почему? Музыкальные движения – это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности. Организуя работу по развитию творческих способностей детей в условиях ДОУ возникла необходимость в оказании большего внимания музыкально-ритмическим и танцевальным движениям. Главная линия – линия образных музыкально-двигательных этюдов, которые способствуют коррекции личности, ее раскрепощению. Перед ребенком ставятся задачи воплощения того или иного образа, при этом используется не только пантомима, но и язык жестов и мимики. Вторая линия – овладение основными движениями: различными видами ходьбы, бега, прыжков, техники движений. Третья линия – танцевальные движения и танцы, особое внимание в них – общение. 4 Четвертая линия – ориентировка в пространстве. Пятая – основная – индивидуальное творческое проявление детей в движении – импровизация. Лучшие варианты, отобранные самими детьми, становятся основой групповых композиций. Автор ставит перед собой цель – познакомить дошкольников с языком движений и принципами танцевальной композиции, подвести их к овладению выразительной пластикой общения и эмоционального состояния, близкого им по собственному жизненному опыту, но исполняемого под музыку танцевально. Помочь детям поверить в свои творческие способности, что они талантливы и неповторимы. Актуальность Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том, что нам необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой, т.к. музыкально-ритмическое творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности. Проблема Недостаточный диапазон музыкально-ритмических и танцевальных движений предлагаемых программой «Гармония» в условиях ДОУ влияет на развитие музыкально-творческих способностей ребенка. Цель Определение уровня развития у детей творческих способностей через развитие музыкально-ритмических и танцевальных движений. 5 Задачи исследования
выполнения музыкально-ритмических и танцевальных движений.
танцевальных движений в период проведения эксперимента.
после проведения эксперимента. Объект исследования Музыкально-ритмическая деятельность детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования Уровень музыкально-ритмической и танцевальной деятельности. Гипотеза Автор предлагает, что если изменить уровень усвоения задач по развитию музыкально-ритмических и танцевальных движений и технологию их решения, то развитие творческих способностей в условиях ДОУ будет происходить наиболее успешно. Методы исследования I. Теоретический Изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы по данному направлению. II.Эмпирический
6 Этапы исследования
01.07.2002 г. – 01.09.2002 г. На данном этапе проводилась работа по определению проблемы объекта, предмета исследования, постановки цели и задачи исследования, обработки психолого-педагогической литературы и проведение предварительного среза уровня сформированности творческих способностей детей, обработка полученных результатов. 2. Формирующий 01.09.2002 г. – 30.05.2003 г. Задача данного этапа заключалась в организации и проведении разнообразных видов музыкально-ритмической деятельности, с учетом возрастных особенностей детей. 3. Итоговый Анализ работы формирующего этапа, проведение повторных срезов, подведение итогов. 7 Глава I «Творческие основы музыкально-ритмического и танцевального творчества в условиях ДОУ» Музыкально-ритмическое и танцевальное творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание педагогов. Изучение этой проблемы, насущно в связи с тем, что главное условие творческого развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Обучение детей музыкально-ритмическим движениям и развитие у них на этой основе творческих способностей требуют от педагога не только знания соответствующей методики, но и предполагают наличие у него правильного представления о танце как художественной деятельности, виде искусства. Как всякий вид искусства, танец отражает окружающую жизнь в художественных образах. С древних времен народ выражал, осмысливал в движениях свои представления о природе, жизни, взаимоотношениях между людьми. Известно, что в повседневном общении люди пользуются не только языком слов, но и языком движений. По движениям, их характеру, динамике, размаху, по осанке человека можно судить о его эмоциональном состоянии, отношении к окружающим. Каждая «единица» языка движений несет какую-либо информацию, т.е. имеет некоторое значение. Возможность раннего знакомства детей с танцем и их первого активного приобщения к этому виду художественной деятельности предоставляется в детском саду. Здесь предусматривается достаточно широкое использование музыкально-ритмических и танцевальных движений в эстетическом воспитании детей и формировании у них творчества. И действительно, в музыкально-ритмических и танцевальных движениях становление творческих способностей у дошкольников может проходить чрезвычайно плодотворно. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) – трех характеристик, каждая из которых способствует развитию у детей творчества и воображения. 8 На развитие творческого воображения особое воздействие может оказывать музыка. Это связано с ее природой: высокой эмоциональностью «повествования», абстрактностью языка, позволяющей широко толковать музыкальный художественный образ. Специфика танца в том, что художественные образы воплощаются с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела». Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благоприятную для развития у дошкольников творческих способностей. Формирование у дошкольников творчества в музыкально-ритмических движениях предусмотрено «Программой музыкального воспитания в детском саду» (по разделу «Музыкально-ритмические движения»). При этом в качестве средства подготовки детей к творчеству призвано выступать обучение. Наблюдения выявляют, что дошкольники, которых обучают по традиционной методике, несмотря на средний уровень развития у них музыкальности и двигательных навыков, тем не менее, в подавляющем большинстве случаев оказываются неспособными к выполнению творческих заданий: либо отказываются от таких заданий, либо пытаются выполнить их, не показывают творчества. В таких случаях детские двигательные импровизации бедны и однообразны, движения, которые в них используются, стереотипны и неоригинальны. Вероятно, причина подобных явлений заключается, прежде всего, в том, что в процессе обучения дети механически заучивают движения, выразительные значения которых им не разъясняют. В результате дети оказываются лишенными той содержательной «опоры», которая способствует осмыслению и яркой выразительности исполнения творческих композиций. 9 Кроме того, несмотря на относительное соблюдение дидактического принципа «от простого к сложному», обучению не достает продуманной систематичности. Исходя из сказанного – одним из главных условий развития у дошкольников творчества в танце является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение языком пантомимических и танцевальных движений. Такое овладение предполагает, прежде всего понимание значений этих движений, умение с их помощью выражать отношение, настроение свое собственное или изображаемого персонажа. Однако самостоятельно дошкольники не могут подойти к осознанию языка движений и освоить его. Следовательно, требуется целенаправленное обучение их этому языку, в процессе которого дети должны познакомиться не только с отдельными движениями, но и с принципами их изменения, варьирования, а также простейшими приемами композиции танца. Другим немаловажным условием формирования и развития у детей творчества в музыкально-ритмических движениях является оптимальное сочетание в едином процессе обучающих и творческих моментов. При этом творчество должно рассматриваться в качестве не столько итога обучения, сколько его своеобразного «метода». Относительная кратковременность периодов обучения не позволяет заучивать образцы движений до «жестких» стереотипов. При переходе к творческим заданиям эти образцы остаются еще достаточно пластичными, что облегчает детям их произвольное изменение. В то же время самостоятельные пробы, варьирующие учебный материал, становятся дополнительным путем его изучения. Б.В.Асафьев, говоря о музыкальном творчестве детей, считал, что с ними необходимо начинать импровизировать, как только у них накопится некоторое количество слуховых впечатлений. Аналогичный подход может быть применим и к танцевальному творчеству дошкольников, к которому их необходимо побуждать уже на самых ранних этапах обучения музыкально-ритмическим и танцевальным движениям. Детским исполнительским творчеством в ритмике называется выразительность, индивидуальная манера исполнения музыкально-пластических, танцевальных образов. 10 Детским «композиционным» творчеством в танце может называться создание новых (т.е. не известных детям по обучению) музыкально-пластических, танцевальных образов, которые воплощаются посредством языка движений и оформляются в более или менее целостной танцевальной композиции. Показателями творчества здесь могут быть: удачный подбор движений, способствующий воплощению музыкально-пластического, танцевального образа; своеобразие сочетаний, комбинирования известных движений; оригинальность в их варьировании и импровизация новой выразительной пластики; самостоятельно найденные ребенком особенности «рисунка» перемещения по игровой (сценической) площадке, определяемые характером исполняемого персонажа, ходом сюжета и соотнесенные с действиями партнера. Для формирования и развития у дошкольников музыкально-двигательного творчества чрезвычайно благоприятен сюжетный танец. Это очень яркая и выразительная форма детской художественной деятельности, которая вызывает живой интерес у детей (исполнителей и зрителей). Привлекательность сюжетного танца обусловлена его особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой в соответствии с сюжетным развитием. Благодаря этим особенностям в нем создается своеобразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству, и, следовательно, способствующая его развитию. Обучение языку движений с целью формирования у дошкольников творчества в танце может быть эффективным только на основе полноценного музыкального материала. Музыка должна активизировать фантазию ребенка, направлять ее, побуждать к творческому использованию выразительных движений. Исходя из вышеперечисленного, автор пришел к выводу, что обучение детей музыкально-ритмическому и танцевальному творчеству в условиях ДОУ необходимо проводить с учетом разделения детей по их творческим способностям. В процессе работы для повышения интереса к музыкально-ритмическому творчеству, которое содействует успешному развитию творческих способностей и достижению результатов в 11 ходе музыкально-ритмической деятельности необходимо изменять формы, методы, способы и приемы. Именно поэтому для решения поставленной цели автором выбрана тема «Музыкально-ритмическое и танцевальное творчество – как средство развития творческих способностей детей». 12 Глава II «Организация исследования по развитию творческих способностей детей через музыкально-ритмические и танцевальные движения» На первом этапе исследовательской работы автором проводилось теоретическое изучение предмета исследования, постановка цели и задач, планирование исследования, сбор предварительных сведений об объекте изучения, формирование гипотезы и подбор методического материала. Исследовательская работа была организована с июля 2002 г. по июль 2003 г. на базе Дошкольного образовательного учреждения детского сада № 20 «Снегурочка» г. Оха. В эксперимент были взяты дети старшего дошкольного возраста. Объектом исследования выступила музыкально-ритмическая деятельность в ДОУ. Предметом исследования явились музыкально-ритмические и танцевальные движения. Основная задача констатирующего этапа исследовательской работы – выявление первоначального уровня сформированности музыкально-ритмических способностей при помощи таких методов исследования как наблюдение, беседа с детьми (определение предпочтения музыкально-ритмической деятельности), диагностика сформированности музыкально-ритмической деятельности. В процессе исследовательской работы был проведен констатирующий эксперимент, позволяющий выявить уровень сформированности музыкально-ритмических и танцевальных движений, которыми владеют дети старшего дошкольного возраста (Таблица 1). (Диаграмма 1). Получены следующие результаты: Музыкально-ритмические движения: высокий уровень – 25% средний уровень – 60% низкий уровень - 15% танцевальные движения: высокий уровень – 10% средний уровень - 40% низкий уровень - 50% 13 техника/артистизм: высокий уровень – 20% средний уровень – 50% низкий уровень - 30% Результаты исследования свидетельствуют о том, что уровень музыкально-ритмической деятельности на констатирующем этапе соответствует критическому, вследствие чего была начата экспериментальная исследовательская работа. На основании полученных результатов исследований было принято решение начать работу по овладению детьми музыкально-ритмическими и танцевальными движениями. Работа осуществлялась в ходе формирующего этапа исследования. Эксперимент проводился по следующим критериям:
Соответственно этим критериям в процессе музыкально-ритмической деятельности была взята группа из 20 детей, имеющих достаточный творческий потенциал для работы. Занятия с данной группой проводились 3 раза в неделю, продолжительность 25-30 мин. каждое, а также индивидуально в свободное от занятий время. Одним из главных условий развития у дошкольников творчества являются:
моментов. В экспериментальную работу по развитию творческих способностей через музыкально-ритмические и танцевальные движения были включены следующие направления обучения: 1. Развитие музыкально-ритмических и танцевальных движений, куда входили задания направленные на овладение детьми следующими действиями: - выразительность - индивидуальная манера исполнения - умение осмыслить и сориентироваться в соответствии с музыкой 14
танцевальных движений.
навыков. В данную работу вошли следующие материалы: 1. Система развития музыкально-творческих способностей детей. (Приложение 1) 2. Календарно-тематический план работы. (Приложение 2) 3. Последовательность формирования творчества у детей музыкальной деятельности. (Приложение 3)
ритмических и танцевальных движений на тему «Колобок – румяный бок». (Приложение 4) 5. Сценарий праздника «Вкусные истории». (Приложение 5) 6. Диагностика 7. Программа кружка музыкально-ритмического и танцевального творчества «Аленький цветочек». Кружковая работа организуется с одаренными детьми, чтобы дети не теряли интерес к изучаемому материалу. Не следует работать над каждым упражнением или этюдом дольше 2-4 занятий подряд (для сказок 6-7 занятий). Даже если за это время выполнены не все поставленные задачи, лучше обратиться к новому материалу, а к прежнему вернуться некоторое время спустя. В процессе обучения автором используются игрушки, атрибуты с целью побуждения детей к более выразительному исполнению движений. В связи с этим отбирается яркий, эстетически-выразительный игровой материал в том количестве, которое необходимо для занятий. 15 На занятиях доброжелательная обстановка, искренний и чуткий интерес к любым, малейшим находкам, успехам своих воспитанников; поддержка и поощрение их самостоятельности и положительных проявлений; осторожность и мягкость в исправлении ошибок, при этом не употребляется оценка «плохо», но обращается внимание ребенка на несоответствие его движений заданному образному содержанию, характеру музыки. Чрезвычайно важно воспитывать такое же внимательное отношение детей друг к другу, их умение искренне радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении встречающихся трудностей. Все это создает действительно творческую атмосферу на занятии, без которой невозможно становление и развитие творчества. В процессе исследовательской работы содержание занятий по овладению детьми музыкально-ритмическими и танцевальными движениями были отобраны достаточно простые доступные детям 5-6 лет движения танца, многие из которых рекомендованы Программой «Гармония» - К.В.Тарасова, Т.В. Нестеренко. Все подобранные движения составляют некоторую систему выразительных средств, позволяющую создавать разнообразные музыкально-ритмические и танцевальные композиции. В отборе движений помог анализ искусствоведческой литературы (К.Я.Голейзовский, Ф.В.Лопухов, А.Акишкина, К.Хано и др.) На основе специально подобранного музыкального репертуара была разработана система музыкально-ритмических и танцевальных движений, которая включала 2 раздела: музыкальная пантомима и музыкальные движения, которые определяют основные направления обучения. Работа над выразительностью исполнения музыкально-ритмических и танцевальных движений начинается не после, а до того, как дети овладеют двигательными навыками. В процессе развития танцевальной выразительности дети учатся с помощью языка движений общаться друг с другом в танце, передавать в пластике различные эмоциональные состояния, близкие им по собственному жизненному опыту. Освоив этот материал, дети успешнее овладевают приемами перевоплощения. 16 Вся исследовательская работа проходила поэтапно. I Этап работы направлен на развитие детского музыкального воображения. II Этап работы подчинен активному и самостоятельному исполнению музыкально-ритмических движений на основе накопительного опыта детей. На итоговом этапе работы был сделан повторный срез уровня сформированности музыкально-ритмических и танцевальных движений, который позволил выявить следующие результаты: (Таблица 2) (Диаграмма 2). По результатам заключительного среза были зафиксированы положительные изменения в показателях по всем диагностируемым линиям музыкально-ритмической и танцевальной деятельности. Муз.ритмические движения: -высокий уровень – 75%, средний – 25% Танцевальные движения: -высокий уровень – 25%, средний –75% Техника/артистизм: -высокий уровень – 50%, средний -50% Таким образом, опираясь на полученные результаты, можно сделать следующий вывод: уровень сформированности музыкально-ритмических и танцевальных движений достиг максимального подъема и соответствует поставленным целям и задачам исследовательской работы. При сравнении результатов исследовательской работы на констатирующем и итоговом этапах были получены следующие результаты наглядно представленные в сравнительной таблице 3. (Диаграмма3) Полученные результаты полностью подтвердили гипотезу. Прирост высокого уровня = +32%, прирост низкого уровня = -32%. (показатели низкого уровня отсутствуют). Результатом исследовательской работы было открытое развлекательное мероприятие «Наша хата потехами богата». (Видеозапись прилагается). Таким образом, сопоставительный анализ уровня сформированности музыкально-ритмических и танцевальных движений выявил, что показатели достигнуты благодаря систематической и целенаправленной творческой педагогической деятельности педагога, изменению подхода к развитию творческих способностей детей через разнообразные формы работы. 17 Освоение детьми старшего дошкольного возраста музыкально-ритмическими и танцевальными движениями своевременно позволяет перейти к более развернутым и сложным танцевальным композициям, используя которые можно продолжать развитие детского творчества в танце (исполнительского и «композиционного»). 18 Заключение 1. Развитие творческих способностей детей возрастает и приводит к положительным результатам, если педагогическая деятельность в музыкально-ритмическом и танцевальном направлении реализуется в соответствии с их подготовленностью. 2. Данный подход к обучению музыкально-ритмической и танцевальной деятельности оказался эффективным, что выразилось в достоверно высоких показателях при оценке уровня овладения и продвижения в освоении программного материала. 3. Критерии оценки диагностики существенно помогают в уточнении направления и характера работы с детьми по развитию музыкально-ритмического и танцевального творчества. 19 Список используемой литературы 1. Акишкина А., Хано К. Словарь русских жестов и мимики - Токио, 1986. 2. Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей: Избранные статьи о музыкальном просвещении и Образовании. – Л. – М., 1986. 3. Баренбойм Л.А. Путь к музыцированию. – Л. – М., 1993. 4. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. – М., 1984. 5. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1983. 6. Горшкова Е.В. О музыкально-двигательном творчестве в танце. // Дошкольное воспитание, 1991. - № 12. С. 47-55. 7. Добровольская Г.Н. Танец. Пантомима. Балет. – Л., 1995. 8. Захаров Р.В. Сочинение танца. – М., 1988. 9. Королева Э.А. Ранние формы танца. – Кишинев, 1987. 10. Лопухов Ф.В. Хореографические откровенности. – М., 1992. 11. Нашим детям: Игры, пляски и музыкально-двигательные упражнения для дошкольников: Сост. Е.М.Дубянская. – Л., 1986. – Изд. 5. 12. Основы сценического движения / Под ред. И.Э.Коха.- М., 1986. 13. Программа воспитания и обучения в детском саду.- М., 1987. 14. Руднева С.Д., Пасынкова А.В. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения // психологический журнал, 1989. – Т.З. - № 3.
20 Приложение № 1 СИСТЕМА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО – ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МДОУ: д/с № 20 «Снегурочка» г. Оха I этап
музыкальной деятельности
II этап
III этап
индивидуальной работы с детьми
использованием творческих заданий IV этап
Приложение № 4 Конспект занятий Музыкально-ритмическое движение: «Колобок – румяный бок» в старшей группе Музыкальный руководитель: Горина Т.И. Цель: Развивать способности к образному перевоплощению, находя соответствующие жесты. Задачи: Учить детей разыгрывать сказочный сюжет с участием 1-4 разнохарактерных персонажей. Выразительно передавать игровой образ. Поощрять попытку самим искать характерные особенности пластического персонажа и выразительно воплощать образ. Оформление: Осенние пенечки, деревья, листья. Методы и приемы: Показ, художественное слово, беседа. Муз. сопровождение: Магнитофон, аудиокассеты. Дети под музыку вошли в зал. I. Муз.рук.: Чтобы вежливыми быть – Надо «здравствуй» говорить! Дети: «Здравствуйте, ладошки!» хлоп-хлоп… «Здравствуйте, сапожки!» топ-топ… «Здравствуй, шустрый ветерок!» звонкий детский голосок! « Здравствуйте, ребята!» Здравствуйте! II. Муз.рук..: Ребята, а что такое красивая осанка? Дети: Ровная спина, голова прямо, лопатки сведены, ножки вместе, ручки «музыкальные». Муз.рук.: Вот мы и поработаем сейчас над красивой осанкой. Начали. Все выполняют движения по тексту. «У нас славная осанка Мы свели лопаточки Мы походим на носках, А потом на пятках. Мы пройдемся как лисята, Ну, а если надоест – Мы пройдемся косолапо, Как медведи ходят в лес. И как зайчишка – трусишка, И как серый волк – волчишко. Вот свернулся еж в клубок, Потому, что он продрог. Лучик ежика коснулся, Ежик сладко потянулся! И сказал «Доброе утро!» III. Муз.рук.: А теперь мы снова девочки и мальчики и поучимся красиво ходить. Р.Н.М. «Ах вы, сени». 1. Шаг с носка (переменный) 2. «По камушкам» (мягкий прыжок с одной ноги на другую, каждая нога поочередно под себя поджимается). 3. «Навстречу солнышку» (легкий бег, руки раскрыты, ладошки вверх). 4. «Греем на солнышке щечки»(пружинка с поворотом) IV. Муз.рук.: Ребята, вы любите сказку? А как можно рассказать сказку? Дети: Словами и движениями. Когда словами – очень коротко (раз, два и готово) А с движениями – дольше (потому как показывать надо подробно) Итак, начинаем рассказывать сказку. Кто захотел колобка? Покажите – показ с выполнением. Как он просил бабку? Как она отвечала? – показ с выполнением. Как бабка делала колобка? – показ с выполнением. Колобок выпекался (дед + бабка радуются, ждут) – показ с выполнением. Колобок – надоело ему на окошке студиться – скатился с окна и покатился… Показ с выполнением. Кто попадается навстречу колобку? (показ детей в движениях, с «хватающими» жестами – т.е. громкий хлопок перед собой). а). Заяц (легкие прыжки) б). Волк (ходьба с высоким подниманием колена, подбоченившись) в). Медведь (вперевалочку, неуклюже, широко расставив ноги, руки растопырив) г). Лиса (шаг с носка «лапки – загребают», «воображает»). А как же колобок им всем отвечает? Дети: Он пел им все хвастливую песенку – показ с выполнением. Ребята, а давайте придумаем нашей сказочке счастливый конец, чтобы все остались живы – здоровы. Предполагаемые ответы: Колобок вновь убежал к бабушке и дедушке и зажили они счастливо. Р.Н.М. «Во поле береза стояла»… Дети танцуют, используя любые знакомые танцевальные движения. V. Дети: До свиданья, сапожки! топ-топ… До свиданья, ладошки! хлоп-хлоп… До свиданья, дети! До свиданья! Горина Татьяна Ивановна – музыкальный руководитель Муниципального дошкольного образовательного учреждения: детского сада № 20 «Снегурочка» г.Охи Тема опыта: «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность – как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста». Педагогический стаж – 27 лет. В 1975 году окончила Хабаровское педагогическое училище, дошкольное отделение. В настоящий момент имеет высшую квалификационную категорию (13 разряд ЕТС). Обобщение опыта проходило на уровне районного и областного масштаба. Опыт представлен диаграммами, конспектами музыкальных занятий, фотоснимками, таблицами, сценарием праздника, видеозапись, авторской программой «Аленький цветочек». Актуальность Авторский опыт ориентирован на приобщение ребенка старшего дошкольного возраста к миру музыкально-ритмической и танцевальной деятельности, позволяет развить творческие способности. Новизна Педагогом разработана система работы по развитию музыкально-ритмических движений, обосновано распределение их соответствие с индивидуальными и психолого-педагогическими особенностями дошкольника. Предложено поэтапное овладение миром движений. Содержательно-целевая линия опыта Музыкальным руководителем разработано календарно-тематическое планирование по циклам, включающим такие виды музыкально-ритмической и танцевальной деятельности: музыкальная пластика, танцевальный образ, комбинирование известных движений, варьирование и импровизация новой выразительной пластики, самостоятельная импровизация. Ведущие идеи ППО: 1. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. 2. Закладка базы музыкально-ритмических и танцевальных умений и навыков для дальнейшей самостоятельной деятельности. 3. Приобщение дошкольников к языку танца, движений, развитие способностей видеть и понимать в искусстве. Проблема опыта В процессе педагогической деятельности Татьяна Ивановна обнаружила недостаточный диапазон музыкально-ритмических и танцевальных движений предлагаемых программой «Гармония», влияющей на развитие музыкально творческих способностей старшего дошкольника. Именно поэтому была осуществлена исследовательская работа по данному направлению. Функционирование опыта Зарождение опыта работы связано с запросами родителей и интересами детей. Апробирование опыта осуществлялось с 2000г. поэтапно. I этап – констатирующий 1. Подбор документов и материалов по профилю работы. 2. Подбор музыкального сопровождения. 3. Изучение спроса родителей и детей на занятия данным видом творчества. II этап – формирующий 1. Постановка цели и задач музыкальной деятельности. 2. Составление календарно-тематического плана работы 3. Практическая работа. III этап – заключительный 1. Диагностика уровня сформированности музыкально-ритмических и танцевальных видов деятельности у детей старшего дошкольного возраста. 2. Подведение итогов работы. Цель опыта Определение уровня развития у детей творческих способностей через развитие музыкально-ритмических и танцевальных движений. Основные задачи: 1. Выявить, какими творческими ЗУНами владеют дети для выполнения музыкально- ритмических и танцевальных движений. 2. Исследовать изменения показателей музыкально-ритмических и танцевальных движений в период проведения эксперимента. 3. Определить уровень развития творческих способностей у детей после проведения эксперимента. Форма обучения: групповые и индивидуальные. Направление: социально – педагогическое. Методы деятельности: 1. Словесные (беседы, показ, пояснение, художественное слово) 2. Наглядные (наблюдения, демонстрация видеозаписей) 3. Практические (упражнения подражательного исполнительства и творческого, показ) 4. Игровые Ожидаемые результаты: Переход к более развернутым и сложным танцевальным композициям, используя которые можно продолжать развитие детского творчества в танце (исполнительского и композиционного). Проявление самостоятельности и творческой инициативы у детей старшего дошкольного возраста. Перспективы развития опыта 1. Конкретное распределение музыкально-ритмических и танцевальных видов деятельности по циклам значительно совершенствует усвоение старшими дошкольниками практических умений и навыков. 2. Предлагаемая система работы позволяет достаточно полно раскрыть индивидуальные творческие способности ребенка. 3. Полученный багаж знаний, умений и навыков в области музыкально-ритмического и танцевального искусства позволит развить творческую инициативу, поддержать интерес ребенка к музыкальной деятельности. |
Технология «Театрализованная деятельность в образовательной и внеучебной... Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «центр развития ребёнка детский сад №14 сказка» московской области... |
Методические рекомендации по использованию дидактических игр Заключение Дидактические игры, как средство умственного развития детей среднего дошкольного возраста |
||
Непосредственно образовательная деятельность по интеллектуальному... Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №62 Журавушка |
Доклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям музыкальных... На протяжении многих лет наш детский сад работает в направлении изучения народного творчества, воспитания и приобщения детей дошкольного... |
||
«Правописание корней с чередованием о-а»с использованием мультимедийного оборудования 36 Использование икт на уроках русского языка и литературы как средство повышения учебной мотивации и развития творческих способностей... |
Исследовательская деятельность как средство развития личности ребенка.... Одаренность – это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей |
||
«Программа развитие речи детей дошкольного возраста» «Коррекционная работа» Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно – методические рекомендации.... |
Годовой план мбдоу «Центр Развития Ребенка- детский сад №25 «Джейран»... Большее внимание было уделено на нравственное воспитание детей и на развитие творческих способностей. Вся работа по нравственному... |
||
Игра как средство развития коммуникативных способностей детей Игра, это вид деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается... |
«Центр детского творчества «Гном» г. Березники «творческая деятельность... ... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |