Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества «Гном» г. Березники
«ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ, КАК АКТИВНЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ УЧЕНИКА НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ».
Аликина Марина Ивановна
Педагог дополнительного образования
I квалификационной категории
Березники 2014
1. Обоснование.
Моя работа в музыкальной, хоровой школе, в музыкальной студии, мои собственные наблюдения на протяжении 26 лет свидетельствуют о том, что взгляд на музыкальную литературу, как предмет исключительно общеобразовательный, ориентированный на сухое усвоение знаний должен в корне поменяться. Приступая к изучению данного предмета, дети испытывают ряд трудностей, которые мы, педагоги, должны учитывать. Занимаясь в школе три года (специальностью, сольфеджио, ритмикой, хором) ученик сталкивается с предметом иного плана, где практическая деятельность казалась бы пассивным восприятием – слушание музыки, объяснения учителя, ответами на вопросы, решение задач. Поэтому я пришла к выводу, что, используя на уроках различные виды творческой деятельности, начиная с самого первого урока, можно будет уменьшить разрыв между практическими предметами и музыкальной литературой. Не сковывая ребёнка дидактическими рамками, дать ему испытать радость творчества, способствовать поднятию интереса к данному предмету, лёгкости восприятия, накопления и усвоения учебной информации, желанию учиться и активно проявить свои способности.
2. Цель.
Формирование и развитие творческих способностей детей через различные виды деятельности.
Благодаря тому, что деятельность на уроке музыкальной литературы носит активно-творческий характер (выдумка, игра, изобретательность, фантазия, умственная активность) ребёнок легко справляется с трудностями при овладении новым материалом. Девизом может стать выражение «Учимся – творя!». Рассматривая предмет, музыкальная литература в учебно-методическом аспекте хотелось бы отметить что, он вбирает в себя большой круг вопросов и задач, а творческая деятельность помогает наиболее полно и легко их раскрывать и решать.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Образовательные
(теоретические)
|
|
Развивающие
(практические)
|
|
Воспитательные
(ценностные)
|
кругозор мышление любовь к музыке муз.кругозор речь чувство к прекрасному история искусств память эстетическое переживание
муз.жанры внимание произведениям искусства
эпохи муз.память потребность наслаждения
стили муз слух художественной красотой
творчество композиторов воображение
артистизм
3. Актуальность и перспективность.
Данная работа отражает современный уровень образования, соответствует современным задачам образования и развития личности ученика. Через собственное творчество формируется активная личность, способная приобщаться к национальным и общечеловеческим ценностям, способная создавать и развивать материальную и духовную культуру общества.
4. Теоретическая база.
На современном этапе предмет «Музыкальная литература» является важной составной частью образования в музыкальной школе. Существуют различные программы, методические пособия, интересные авторские разработки. В своей работе я опираюсь на следующие программы:
Программа курса музыкальной литературы для ДМШ Лагутин А.И., Смирнова Э.С.
«Экспериментальная программа по музыкальной литературе» Лисянская Е.Б.
Учебное пособие «Музыкальное литература» Осовицкая З.Е., Казарина А.С.
Учебное пособие для ДМШ Островская Я., Фролова Л.
Экспериментальная программа по музыкальной литературе Рулёва Н.В.
К тому же изучала труды педагогов-теоретиков, составляющих три ветви в вопросе о способностях ребёнка: Ревеш Г., Сишора К., Теплова Б. Знакомилась с современной литературой о ведущих педагогических технологиях, статьями о развитии способностей, о дидактических основах музыкального развития учащихся, технология игр в образовательном процессе. Кроме того, посещаю и участвую в региональных семинарах педагогов-теоретиков; посещаю открытые уроки в музыкальных школах и студиях города. Использую в своей работе собственные идеи и наработки, накопленные в процессе преподавания.
5. Новизна.
В известных программах по музыкальной литературе основным методом является наглядно-иллюстративный, сам же ученик – пассивен, у него не развивается самостоятельное музыкальное мышление. Сам предмет носит в основном информативный характер, ориентированный на усвоение суммы знаний. В моей работе роль обучения ученика состоит в выработке у него побуждения к продуктивной творческой деятельности (развивающая методика обучения). Используя практические формы работы с учащимися я тем самым уменьшаю разрыв между практическими предметами и музыкальной литературой, используя межпредметные связи изучаемых в музыкальной школе дисциплин. В заданиях основываюсь на принципы проблемной методики, которая активизирует самостоятельное мышление, использую эвристический и частично-поисковый методы обучения. На уроке охватывается широкий спектр видов искусства: живопись, литература, хореография, театр, музыка. Вместо традиционных уроков бесед, контрольных я использую нестандартные типы: урок-концерт, урок-путешествие, деловые игры, уроки-соревнования (КВН, «Колесо истории»), уроки творчества, тестирование.
6. Ведущие педагогические идеи.
В своей работе я использую следующие педагогические идеи:
вера в творческие силы ребёнка – педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили;
идея развивающего обучения по Занкову;
активизация деятельности учащегося – игровые технологии, обучение на основе конспектов опорных сигналов В.Ф. Шаталова;
опора на естественные процессы развития ребёнка – технология М. Монтессори;
способности проявляются только в развитии, а не врожденные – Б.М. Теплов «Психология музыкальных способностей».
7 . Технология опыта.
В процессе занятий с учениками у меня выработалась своя специфика урока, по видам деятельности. Творчество обязательно включается с самого первого дня занятий и присутствует на каждом уроке.
Виды деятельности на уроках музыкальной литературы.
Музыкально-образовательная - 60 %
Восприятие - 10 %
Исполнительство - 10 %
Творчество - 20 %
Одним из видов творческой деятельности является игра - благодаря ей ребёнок справляется с трудностями при овладении новой деятельностью. Каждая используемая мною игра протекает, как осмысленная и целенаправленная деятельность, несущая в себе стимул к творческим исканиям, а также функцию развлекательную и релаксационную. Третий класс – первый год обучения музыкальной литературе очень благоприятный период занятий творчеством. Три опорных момента :
1 . Психические особенности.
2 . Физиологические особенности.
3 . Возрастные особенности.
Начиная с первого года обучения предмета, музыкальная литература - происходит поэтапное усвоение основных задач. Творческие задания на уроке даются по принципу усложнения.
8. Результативность.
Участвовали с детьми на региональных семинарах, научно-практических конференциях, в зональном конкурсе рефератов, открытых уроках для педагогов дополнительного образования города. Создаётся благоприятный климат на уроках, эмоциональный контакт внутри группы через совместное обсуждение вопросов, у учеников растёт интерес к изучаемому предмету – это прослеживается по посещаемости и по выполнению домашних заданий (уровень выполнения). Таким образом, введение на уроках музыкальной литературы творческих видов деятельности помогает:
лёгкому и эффективному усвоению учебной информации;
формирование положительных эмоций, контакта в группе;
развитию творческих способностей у детей;
способствует интересу любви к изучаемой дисциплине;
стимулирует к творчеству, как ученика, так и учителя.
9. Адресная направленность.
Предлагаемая работа имеет весьма широкий круг применения. Кроме педагогов ДМШ и ДШИ, музыкальных студий её могут использовать преподаватели педагогических училищ и общих факультетов пединститутов, где музыкальному развитию студентов уделяется достаточно серьёзное внимание. Она может быть полезна и учителям музыки общеобразовательных школ. Надеюсь, что простота, доступность сделают данный материал привлекательным для всех, кто преподаёт музыкальную литературу.
10. Список литературы.
Гофман Р. «Музыка на всю жизнь» М., 1995 г.
А.И. Лагутин, Э.С. Смирнова «Программа курса музыкальной литературы для ДМШ», М., 1982 г.
Е.Б. Лисянская «Экспериментальная программа по музыкальной литературе»,М., 1993г.
Е.Б. Лисянская «Музыкальная литература» методическое пособие, М., «РОСМЕН», 2001г.
З.Е. Осовицкая, А.С. Казаринова «Музыкальная литература» 1-ый год обучения, М., «Музыка», 2001г.
Я. Островская, Л. Фролова «Музыкальная литература» учебное пособие для ДМШ «Валерии СПД» С.-Петербург, 1998г.
Программа «Слушание музыки» составитель Ильина Э.А г. Березники.
И. Прохорова «Музыкальная литература зарубежных стран для 5-го класса», М., «Музыка» 1990г.
И. Прохорова, Т. Скудина «Советская музыкальная литература для 7-го класса ДМШ»,М., «Музыка», 1972г.
Рапацкая Л.А. «История русской музыки» М.,2001 г.
Н.В. Рулёва «Экспериментальная программа по музыкальной литературе», Ек.,1994.
Э. Смирнова «Русская музыкальная литература 6 класс», М., «Музыка», 1977г.
«Хрестоматия по музыкальной литературе зарубежных стран» составитель Прохорова И., М.,1978 г.
«Хрестоматия по русской музыкальной литературе» составитель Смирнова Э. М. 1968 г
«Хрестоматия по Советской музыкальной литературе» для 7 класса ДМШ составитель Самонов, М.,1975 г.
Художественная литература о жизни и творчестве композиторов.
17.Энциклопедия для детей «Музыка.Театр.Кино»,«Аванта +»,200118.Энциклопедический музыкальный словарь, М., 1985г.
|