Скачать 51.85 Kb.
|
Исследовательская деятельность как средство развития личности ребенка. Из опыта работы с одаренными детьми. Торопова Елена Валериевна, учитель МОУ «СОШ №1», г. Новоалтайск Одаренность – это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии. К.К. Платонов Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Одним из пяти основных направлений развития общего образования «Наша новая школа», озвученным Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым, является система поддержки талантливых, одарённых детей. Поэтому сегодня образование ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, обеспечивая готовность личности к реализации собственной индивидуальности и творческой активности. Способность мыслить нестандартно, видеть проблемы окружающего мира всегда была важна для человека. Особую актуальность эта задача получила в современном информационном обществе, которое отличается динамичностью и быстро увеличивающимся объемом информации. Личностно ориентированные технологии, исследовательская и проектная деятельность, являются методами, призванными решить задачу формирования социально значимых качеств современного школьника. Работать с одаренными детьми проще, так как они сами тянутся ко всему новому и неизвестному, а их родители легко идут навстречу учителю. Работая в обычной общеобразовательной школе, мы имеем дело не только и не столько с одаренными детьми, сколько с обычными детьми, потенциал которых скрыт или они сами не хотят его раскрывать. Мы должны им в этом помочь. Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть их, не развить, этот дар природы так и останется не- востребованным. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями городских, региональных олимпиад, конкурсов, успешно учатся в ВУЗах нашего края и соседних областей. Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
Остановлюсь на работе с одарёнными детьми в исследовательской области. Начала заниматься исследовательской деятельностью с учащимися в 2006 году, когда стала преподавать предмет История культуры Алтая. Многие учащиеся проявили интерес к этому предмету. Одна девятиклассница пожелала заняться исследовательской работой. Встал вопрос: как выбрать тему? Просмотрев темы учебника, мы заметили, что не освещена такая область культуры Алтая, как танец. Ученица с пяти лет занималась народными танцами. Так возникла идея выполнить исследовательскую работу по теме «Алтайский танец как выражение самобытности народа». Работая над темой, столкнулись с проблемой: литературы по этой теме очень мало. Материал собирали по крупицам. Узнали об алтайской танцовщице А. Шинжиной. За основу исследования взяли анализ ее творчества. Затем рассмотрели, как продолжает свои традиции алтайский танец в современной хореографии. Интересным моментом работы является сравнение алтайского и русского танца. Таким образом, выявились характерные особенности алтайского танца. Мы пришли к выводу, что алтайский танец можно назвать самобытным, народным. Эта работа была представлена на краевом конкурсе для одаренной молодежи и школьников «Будущее Алтая». Исследование было отмечено грамотой «За интересную и перспективную работу». Эта ученица продолжила работать над исследованием в области культуры Алтая. В 2010 году за исследовательскую работу «Особенности костюма пазырыкцев Алтая» награждена дипломом финалиста на краевой итоговой научно-практической конференции для одаренных школьников и молодежи «Будущее Алтая». В 2008-2011 годах занимаюсь исследованием с одаренными детьми по русскому языку и литературе. Рассматривая символику стекла в творчестве М. Цветаевой, одиннадцатиклассница составила частотный словарь употребления слова «стекло» в стихотворения Цветаевой, объединила слова в тематические группы, проанализировала их и сделала выводы:
На городской и краевой конференции «Будущее Алтая» за исследовательскую работу девочка награждена грамотой АлтГПА «За самостоятельность и оригинальность суждений в работе с художественным текстом». С 2009 года стала привлекать к работе одаренных пятиклассников, параллельно продолжая работать со старшеклассниками. Одиннадцатиклассница исследовала символику драгоценных камней в русской литературе. Эта работа на краевой конференции «Будущее Алтая» отмечена грамотой АлтГПА «За филологическую культуру и высокий научный уровень исследовательской работы». Пятиклассники рассматривали образы коня и кошки в русском фольклоре. Младшие школьники с удовольствием работают над исследованиями. Им интересно анализировать тексты художественных произведений, узнавать новое, под руководством педагога создавать первые исследовательские работы. Выступая на высоком уровне на городском этапе конференции «Будущее Алтая» за работу «Образ кошки в русском фольклоре» пятиклассница получила грамоту призера. В 2010-2011 учебном году работаю с одаренными пятиклассниками и шестиклассниками. Работы выполняются учащимися и по русскому языку, и по литературе. Ученики выбрали следующие темы для исследования:
Исследование имеет высокую ценность для современного образования. Исследовательская работа изначально должна быть более свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками. В идеале её не должны ограничивать рамки самых смелых гипотез. Потому она значительно более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации. Библиографический список 1.Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. — 2008. — Т. 9, вып. 1. — С. 53 — 56. |
Отчёт о работе с одарёнными детьми Русский язык и литература как... Классно-урочная система не в состоянии решить ее целиком. Поэтому необходимо дополнительное время. Это внеурочная деятельность: предметные... |
«Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования... «О реализации опытно-экспериментальной работы педагогов школы в 2011-2012 учебном году по направлению «Проектно-исследовательская... |
||
Семинар ответственных по работе с одарёнными детьми Практический опыт работы проектирования системы работы с одаренными детьми отражен в единой районной программе «Одаренные дети»,... |
Пояснительная записка Концепция программы Принципы педагогической... Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи самая важная в сфере образования |
||
Отчет по работе с одаренными детьми ммсош – интернат 2012-2013 г За минувший учебный год в ммсош – интернат проделана определенная работа с одаренными детьми |
Творческий отчет «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность... ... |
||
Доклад учителя-словесника Целью такого обучения является развитие познавательных способностей каждого ребенка, максимальное выявление индивидуально^ субъективного... |
Игра как средство развития коммуникативных способностей детей Игра, это вид деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается... |
||
Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе Составила: Аскерова Р. К. учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория |
Цель работы с одарёнными детьми Эффективное решение проблем современного образования на уровне школы возможно лишь при условии программно-целевого управления ее... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |