Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра теории, истории педагогики и образовательной практики
УТВЕРЖДЕНА
Ученым советом ФГБОУ ВПО «АГПА»
протокол № ___ от «___» __________20__ года
Ученый секретарь академии
_________________ М.П. Евдокимова
|
|
РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА
на заседании кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики
« » ___________ 2012 года
(протокол № ____)
Зав. кафедрой д. педагог. наук проф.
_____________Е.А. Тупичкина
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА,
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
По научной специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования
Форма обучения очная (заочная)
Составитель:
Докт.пед.наук, проф. Тупичкина Е.А.
Армавир
2012 г.
АННОТАЦИЯ
рабочей программы учебной дисциплины
«Общая педагогика,
история педагогики и образования»
Цель учебной дисциплины:
Формирование у аспирантов теоретико-методологичеких основ педагогики и истории педагогики и образования и практического опыта использования теоретических знаний в педагогической деятельности.
Место учебной дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Общая педагогика, история педагогики и образования» относится к специальным дисциплинам образовательной составляющей учебного плана подготовки аспирантов.
Требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины аспирант должен:
Знать:
основные этапы развития педагогической теории и практики в исторической ретроспективе, особенности современного этапа развития образования;
особенности и тенденции развития всемирного историко-педагогического процесса, его движущие силы и закономерности;
основные педагогические категории;
предмет педагогики – целостный педагогический процесс в его главных составляющих – воспитание, обучение, социализация, а также единство и взаимосвязь этих процессов;
сущность и специфику профессиональной педагогической деятельности;
методы и логику педагогического исследования, особенности его организации;
сущность, закономерности, содержательные основы, методы, формы организации и технологии процессов воспитания и обучения;
педагогические объекты, явления, процессы на основе междисциплинарных подходов, вариативности трактовок, системного видения;
уметь:
использовать методы педагогической науки для решения различных учебных и профессиональных задач;
вычленять и анализировать педагогические явления, объяснять их и намечать возможные пути решения;
устанавливать причинно-следственные связи при изучении всемирного историко-педагогического процесса.
генерировать продуктивные педагогические идеи, направляющие и перестраивающие учебно-воспитательную деятельность самого педагога;
осуществлять поиск, отбор и проектирование содержания педагогического процесса, продуктивных методов и средств воспитания и обучения;
прогнозировать и проектировать педагогические ситуации;
осуществлять постановку и решение педагогических задач;
моделировать и конструировать педагогическую деятельность;
осуществлять рефлексию своей профессионально-педагогической деятельности;
владеть навыками:
совершенствования профессиональных знаний и умений с использованием разнообразных ресурсов;
ориентации в педагогических источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы);
анализа педагогической и историко-педагогической литературы, анализа педагогических ситуаций, решения педагогических задач;
различными средствами коммуникации в профессиональной деятельности;
ведения дискуссии на педагогические темы;
поддержания контакта, установления межличностного взаимодействия.
Общая трудоёмкость учебной дисциплины составляет 3 зачётных единицы (108 часов).
Основные разделы учебной дисциплины:
Общие основы педагогики
История образования и педагогической мысли
Теория обучения и воспитания
Управление образовательными системами
Автор программы: Докт.пед.наук, проф. Тупичкина Е.А.
СТРУКТУРА
рабочей программы учебной дисциплины
«Общая педагогика,
история педагогики и образования»
Цель и задачи освоения учебной дисциплины:
Цель учебной дисциплины:
Формирование у аспирантов теоретико-методологичеких основ педагогики и истории педагогики и образования и практического опыта использования теоретических знаний в педагогической деятельности.
Задачи учебной дисциплины:
сформировать теоретико-методологические основы деятельности специалистов,
познакомить с зарубежной теорией и практикой образования,
раскрыть современные подходы к организации образования на различных уровнях
познакомить с инновационнными технологиями в образовании,
познакомить со спецификой управления дошкольным образованием,
сформировать способность к анализу педагогического опыта и педагогических ситуаций.
Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Общая педагогика, история педагогики и образования» относится к специальным дисциплинам образовательной составляющей учебного плана подготовки аспирантов.
Требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины аспиранты должны:
Знать:
основные этапы развития педагогической теории и практики в исторической ретроспективе, особенности современного этапа развития образования;
особенности и тенденции развития всемирного историко-педагогического процесса, его движущие силы и закономерности;
основные педагогические категории;
предмет педагогики – целостный педагогический процесс в его главных составляющих – воспитание, обучение, социализация, а также единство и взаимосвязь этих процессов;
сущность и специфику профессиональной педагогической деятельности;
методы и логику педагогического исследования, особенности его организации;
сущность, закономерности, содержательные основы, методы, формы организации и технологии процессов воспитания и обучения;
педагогические объекты, явления, процессы на основе междисциплинарных подходов, вариативности трактовок, системного видения;
уметь:
использовать методы педагогической науки для решения различных учебных и профессиональных задач;
вычленять и анализировать педагогические явления, объяснять их и намечать возможные пути решения;
устанавливать причинно-следственные связи при изучении всемирного историко-педагогического процесса.
генерировать продуктивные педагогические идеи, направляющие и перестраивающие учебно-воспитательную деятельность самого педагога;
осуществлять поиск, отбор и проектирование содержания педагогического процесса, продуктивных методов и средств воспитания и обучения;
прогнозировать и проектировать педагогические ситуации;
осуществлять постановку и решение педагогических задач;
моделировать и конструировать педагогическую деятельность;
осуществлять рефлексию своей профессионально-педагогической деятельности;
владеть навыками:
совершенствования профессиональных знаний и умений с использованием разнообразных ресурсов;
ориентации в педагогических источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы);
анализа педагогической и историко-педагогической литературы, анализа педагогических ситуаций, решения педагогических задач;
различными средствами коммуникации в профессиональной деятельности;
ведения дискуссии на педагогические темы;
поддержания контакта, установления межличностного взаимодействия.
Объём учебной дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоёмкость учебной дисциплины составляет 3 зачётные единицы 108 (часов):
Форма обучения
|
Курс
|
Семестр
|
Трудоёмкость дисциплины в часах
|
Форма итогового контроля
|
всего часов
|
ауд.
часов
|
лекции
|
семинар.
(практич.)
занятия
|
лаборат. занятия
|
самост. работа
|
Очная
|
1-2
|
|
108
|
54
|
30
|
24
|
-
|
54
|
экзамен
|
Заочная
|
1-2
|
|
108
|
18
|
10
|
8
|
-
|
90
|
экзамен
|
ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Структура и содержание учебной дисциплины:
№ п/п
|
Наименование разделов дисциплины
|
Всего часов
|
Аудиторные занятия
|
Самост. работа
|
Форма итогового контроля
|
лекции
|
семинар.
(практич.)
занятия
|
лаборат. занятия
|
1.
|
Общие основы педагогики
|
32
|
8
|
6
|
|
18
|
Тест
|
2.
|
История образования и педагогической мысли
|
24
|
6
|
6
|
|
12
|
Контрольная работа
|
3.
|
Теория обучения и воспитания
|
28
|
10
|
6
|
|
12
|
Контрольная работа
|
4.
|
Управление образовательными системами
|
24
|
6
|
6
|
|
12
|
Тест
|
|
Итого:
|
108
|
30
|
24
|
-
|
54
|
|
Содержание учебной дисциплины
(Тематической планирование)
№ п/п
|
Тема
|
Виды учебной работы
|
Форма текущего контроля
|
лекции
|
семинар.
(практич.)
занятия
|
лаборат. занятия
|
Самост. работа
|
Раздел 1. Общие основы педагогики
|
1.
|
Педагогика как область гуманитарного знания, наука о воспитании и обучении человека.
|
2
|
2
|
-
|
4
|
Терминологический диктант
|
2.
|
Образование как ведущий механизм присвоения социального опыта.
|
2
|
|
-
|
4
|
Опорный конспект Тест
|
3.
|
Характеристика целостного педагогическо
го процесса
|
2
|
2
|
-
|
4
|
Опорный конспект Тест
|
4.
|
Методологические основы педагогики. Научное исследование в педагогике
|
2
|
2
|
-
|
6
|
Опорный конспект Тест
|
Раздел 2. История образования и педагогической мысли
|
1
|
История зарубежной педагогической мысли и практики образования
|
3
|
3
|
|
6
|
Опорный конспект Тест
|
2
|
История педагогической мысли и образования в России
|
3
|
3
|
|
6
|
Опорный конспект Тест
|
|
Раздел 3. Теория обучения и воспитания
|
3
|
Обучение и воспитание в системе целостного педагогического процесса.
|
2
|
2
|
|
2
|
Опорный конспект Тест
|
|
Цели и содержание обучения и воспитания
|
2
|
|
|
2
|
Опорный конспект Тест
|
|
Методы, формы и средства обучения и воспитания
|
2
|
2
|
|
4
|
Опорный конспект Тест
|
|
Контроль и педагогическая оценка в деятельности педагога
|
2
|
2
|
|
2
|
Опорный конспект Тест
|
|
Современные требования к педагогу
|
2
|
|
|
2
|
Опорный конспект Тест
|
|
Раздел 4. Управление образовательными системами
|
|
Общее понятие об образовательных системах
|
2
|
2
|
|
4
|
Опорный конспект Тест
|
|
Сущность управленческой деятельности, современные теории упралвения.
|
2
|
2
|
|
4
|
Опорный конспект Тест
|
|
Содержание функций управления, технологии их реализации в практике образовательного учреждения
|
2
|
2
|
|
4
|
Опорный конспект Тест
|
|
|
30
|
24
|
-
|
54
|
|
ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Структура и содержание учебной дисциплины:
№ п/п
|
Наименование разделов дисциплины
|
Всего часов
|
Аудиторные занятия
|
Самост. работа
|
Форма итогового контроля
|
лекции
|
семинар.
(практич.)
занятия
|
лаборат. занятия
|
1.
|
Общие основы педагогики
|
24
|
2
|
2
|
|
20
|
Тест
|
2.
|
История образования и педагогической мысли
|
24
|
2
|
2
|
|
20
|
Контрольная работа
|
3.
|
Теория обучения и воспитания
|
36
|
4
|
2
|
|
30
|
Контрольная работа
|
4.
|
Управление образовательными системами
|
24
|
2
|
2
|
|
20
|
Тест
|
|
Итого:
|
108
|
10
|
8
|
8
|
90
|
|
Содержание учебной дисциплины
(Тематической планирование)
№ п/п
|
Тема
|
Виды учебной работы
|
Форма текущего контроля
|
лекции
|
семинар.
(практич.)
занятия
|
лаборат. занятия
|
Самост. работа
|
Раздел 1. Общие основы педагогики
|
1.
|
Педагогика как область гуманитарного знания, наука о воспитании и обучении человека.
|
|
1
|
-
|
4
|
Терминологический диктант
|
2.
|
Образование как ведущий механизм присвоения социального опыта.
|
|
1
|
-
|
4
|
Опорный конспект Тест
|
3.
|
Характеристика целостного педагогического процесса
|
1
|
|
-
|
4
|
Опорный конспект Тест
|
4.
|
Методологические основы педагогики. Научное исследование в педагогике
|
1
|
|
-
|
8
|
Опорный конспект Тест
|
Раздел 2. История образования и педагогической мысли
|
1
|
История зарубежной педагогической мысли и практики образования
|
1
|
1
|
|
10
|
Опорный конспект Тест
|
2
|
История педагогической мысли и образования в России
|
2
|
1
|
|
10
|
Опорный конспект Тест
|
|
Раздел 3. Теория обучения и воспитания
|
3
|
Обучение и воспитание в системе целостного педагогического процесса.
|
1
|
|
|
6
|
Опорный конспект Тест
|
|
Цели и содержание обучения и воспитания
|
1
|
|
|
6
|
Опорный конспект Тест
|
|
Методы, формы и средства обучения и воспитания
|
1
|
1
|
|
6
|
Опорный конспект Тест
|
|
Контроль и педагогическая оценка в деятельности педагога
|
1
|
|
|
6
|
Опорный конспект Тест
|
|
Современные требования к педагогу
|
|
1
|
|
2
|
Опорный конспект Тест
|
|
Раздел 4. Управление образовательными системами
|
|
Общее понятие об образовательных системах
|
|
1
|
|
6
|
Опорный конспект Тест
|
|
Сущность управленческой деятельности, современные теории управления.
|
1
|
|
|
8
|
Опорный конспект Тест
|
|
Содержание функций управления, технологии их реализации в практике образовательного учреждения
|
1
|
1
|
|
6
|
Опорный конспект Тест
|
|
Итого:
|
10
|
8
|
-
|
90
|
|
Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:
Основная литература:
Андреев В.И. – 3. -е изд. - Казань: Центр инновационных технологий,2008.
Джуринский А.Н. История педагогики. Учебное пособие. – М., ВЛАДОС, 2010.
История педагогики и образования /Под ред. А.И.Пискунова. Учебное пособие. – М., 2007.
Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах.. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2007.
Лихачев Б. Т Педагогика: курс лекций /Под ред. В.А.Сластенина. - М. : Владос, 2010.
Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития : учеб. пособие для студ. вузов
Педагогика: учеб. пособие для студ. вузов. /Под ред П.И.Пидкасистого. -М.: Высшее образование, 2008.
Педагогика: учеб. пособие для студ. вузов. Бордовская Н.В., Реан А.А.. - СПб.: Питер, 2007.
Педагогика: учеб. пособие для студ. вузов. Под ред. В. А. Сластенина.- М.: Академия, 2005.
Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2005.
Дополнительная литература:
Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. пед. вузов,. - 3-е изд., испр. - М.: Академия, 2006.
Хуторской А.В. Практикум по дидактике и методикам. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. – СПб.: Питер, 2004. – 541 с.
Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособ. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001.- 192 с.
История педагогики и философия образования: учеб. Пособие. Л. Д. Старикова. -Ростов-н/Д. : Феникс, 2008.
Основы обучения. Дидактика и методика. Краевский В.В.- М.: Академия, 2008.
Коджаспирова Г.М. Педагогика: учеб. для студ. вузов пед.спец.. -М.: Гардарики, 2007.
Головнева Е.В. Теория и методика воспитания. -М.: Высшая школа.-2-е изд., 2009.
Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании : учеб. пособие для студ. пед. Вузов. - М.: Академия, 2005. - 187.
Интернет-ресурсы
Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского: http://www.gnpbu.ru
Государственная публичная научно-техническая библиотека: http://www.gpntb.ru
ГОУ Педагогическая академия: http://www.pacad.ru
Министерство образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru
Министерство образования Московской области: http://www.mo.mosreg.ru
Российская Государственная Библиотека: http://www.rsl.ru
Российский общеобразовательный портал. www. school.edu
Российский общеобразовательный портал: http://www.school.edu.ru/
Учителя-победители ПНПО Московской области http://pnpomo.narod2.ru
Федеральное агентство по образованию РФ": http://www.ed.gov.ru
Федеральные государственные образовательные стандарты. standart.edu.ru
Федеральный образовательный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». http://www.ict.edu.ru/
Федеральный портал Российское образование: http://www.edu.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). http://fcior.edu.ru/
Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины:
Материально-техническое обеспечение включает в себя: литературу по педагогике, научные журналы, материалы научных конференций, компьютер и т. д., ноутбук, принтер, сканер; ксерокс. Учебная аудитория, предназначенная для проведения учебных занятий..
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
Педагогика как область гуманитарного знания, наука о воспитании и обучении человека.
Образование как ведущий механизм присвоения социального опыта.
Характеристика целостного педагогического процесса
Методологические основы педагогики.
Научное исследование в педагогике
История зарубежной педагогической мысли и практики образования.
История педагогической мысли и образования в России.
Обучение и воспитание в системе целостного педагогического процесса.
Цели и содержание обучения и воспитания
Методы обучения и воспитания.
Формы обучения и воспитания.
Средства обучения и воспитания
Контроль и педагогическая оценка в деятельности педагога
Современные требования к педагогу
Общее понятие об образовательных системах
Сущность управленческой деятельности
Современные теории управления.
Содержание функций управления, технологии их реализации в практике образовательного учреждения
|