РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ
9 КЛАСС
учитель: Кузнецова Т.Г.
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
к рабочей программе истории (9класс)
Рабочая программа разработана на основе авторских программ Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России ХХ – начало XXI века» и Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. «Новейшая история зарубежных стран».// Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. - М.: «Просвещение», 2008 г. и в соответствии с Федеральным государственным стандартом, Примерной программой основного общего образования по истории//Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)
Программа включает в себя изучение курсов «История России ХХ – начало XXI века» и «Новейшая история зарубежных стран»
Программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение предмета истории по учебному плану образовательного учреждения (102ч.)
Цель изучения курсов состоит в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как нашей страны, так и мира в целом, социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.
Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:
- усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях новейшей истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней;
- усвоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;
- формирование на основе личностно-эмоционального осмысления новейшей истории уважительного отношения к предшествующим поколениями, готовности к конструктивному восприятию иных, отличного от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;
- обогащение опыта применения исторических знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения учащихся в жизнь общества.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 кл.
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать
-
основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
-
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
-
изученные виды исторических источников;
уметь
-
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
-
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
-
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
-
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
-
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
-
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
-
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
-
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
-
использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Рабочая программа для 9 класса ориентирована на использование следующих учебников:
- А.А. Данилов, Л. Г. Косулина ,М.Ю.Брандт «История России XX - начало XXI в. 9 класс. - М: Просвещение, 2007;
- О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа «Всеобщая истории. Новейшая история 9 класс».-М.: Просвещение, 2007
Учебно-методический комплекс по истории (9 класс)
Учебник: А.А. Данилов, Л. Г. Косулина ,М.Ю.Брандт «История России XX - начало XXI в. 9 класс. - М: Просвещение, 2007;
Методическое обеспечение:1.Симонова Е.В. Поурочные разработки по истории России: 9 класс: к учебнику А.А. Данилова, Л. Г. Косулиойа ,М.Ю.Брандт «История России XX - начало XXI в. 9 класс. - М: Издательство «Экзамен», 2008;
2. Арасланова О.В., Поздеев А.В. Поурочные разработки по истории России XX - начало XXI вв. Универсальное издание. М.: ВАКО, 2005.
3. История России. XX век.9 класс: контрольно-тренировочные задания, проверочные тесты/ авт.-сост. Г.А.Борозина. – Волгоград: Учитель, 2010
4. Симонова, Е.В. Тесты по истории России:XX- начало XXI века9 класс: к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. «История России XX - начало XXI в. » - М.: Издательство «Экзамен», 2010
Учебник: Сороко-Цюпа О.С. Новейшая история зарубежных стран, XX - начало XXI века: учеб.для 9 кл. общеобразоват. учреждений / О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа - М.: Просвещение, 2005.
Методическое обеспечение: 1.Соловьёв К.А. Универсальные поурочные разработки по новейшей истории зарубежных стран: XX – начало XXI века. 9 класс. – М.: ВАКО, 2006.
2.Сороко-Цюпа А.О. Новейшая история зарубежных стран, XX – начало XXI века: метод.рекомендации: пособие для учителя /А.О.Сороко-Цюпа, О.Ю.Стрелова. – М.: Просвещение, 2004.
"История России. XX век" 9 кл. (68ч.)
Календарно-тематическое планирование.
|
Дата
|
№ п/п
Тема
|
Кол-во часов
|
Содержание
|
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
|
Контроль знаний
|
Используемые средства обучения
(ИКТ, ТСО, наглядностьдидактический материал)
|
Д/З
"История России. XXвек"А.А. Данилов, Л.Г. Косулина
|
|
РАЗДЕЛ 1 . Россия на рубеже веков XIX-XX (1900—1916 гг.) (10 ч)
|
|
1. Введение. Государство и российское общество в конце XIX – начале
XX в.
|
1
|
Территориальная структура Российской империи. Особенности процесса модернизации в России начала XX в. Количественная и качественная (этническая и социальная) характеристика населения Российской империи. Характеристика политического строя Российской империи начала XX в. Образ жизни городского и сельского населения.
Понятия: геополитика, модернизация, индустриальное общество, самодержавие.
|
Иметь представление о территориальной структуре Российской империи начала XX в. и многонациональном составе её населения. Знать особенности российского варианта модернизации. Уметь давать характеристику политическому строю и социальной структуре российского общества в начале XXв.
Извлекать информацию из различных источников
|
задания с кратким ответом по карточкам
|
карта «Россия в конце 19в.»
Таблица «Политическая партия России в конце 19- начале 20 века»
|
&1
вопр. и зад.
|
|
2. Экономическое развитие России в начале XX века
|
1
|
Особенности развития российской экономики начала XX в. Динамикапромышленногоразвития. Роль государства в экономике. Иностранный капитал: причины его широкого проникновения в страну, роль в развитии российской экономики. Российский монополистический капитализм: его специфика, формы, место и роль в экономике. Финансовый капитал. Кустарные промыслы. Сельское хозяйство: оскудение центра. Сельская община. Аграрное перенаселение.
Понятия: монополия, формы монополий, многоукладная экономика.
|
ДаватьхарактеристикуэкономическогоразвитияРоссиивначалеXXв., используяинформациюисторическойкарты.
Объяснять причины сравнительно высоких темпов развития промышленности России и отставания сельского хозяйства.
РаскрыватьсущностьаграрноговопросавРоссиивначалеXXв.
|
Задания с развёрну-тым ответом
|
|
&2вопр. и зад.
|
|
3. Общественно-политическое Развитие России в 1894-1904 гг.
|
1
|
Личность Николая II, его политические воззрения. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. С. Ю. Витте. В. К. Плеве. П. Д. Святополк-Мирский. Национальная и конфессиональная политика Николая II. «Зубатовский социализм»: суть, перспективы, причины провала. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России. Российская социал-демократия. II съезд РСДРП. Большевики и меньшевики. В. И. Ленин. Ю. О. Мартов. Партия социалистов-революционеров. Особенности программных и тактических установок. В. М. Чернов. Деятельность Боевой организации. Е. Азеф. Либеральная (земская) программа политических преобразований. «Союз освобождения». Понятия: политическая партия, многопартийность.
|
Даватьхарактеристику(составитьисторическийпортрет) НиколаяII
Объяснять, вчемзаключаласьнеобходимостьполитических реформвРоссииначалаXXв.
ОбъяснятьпричинырадикализацииобщественногодвижениявРоссиивначалеXXв.
Объяснятьзначениепонятийсоциал-демократы, эсеры.
Сравнивать РСДРП и ПСР, выявлять черты сходства и различия
|
блиц-опрос тест
|
|
&3вопр. и зад.
|
|
4. Внешняя политика. Русско-японская война
|
1
|
Приоритеты и основные направления внешней политики России в начале царствования Николая II. Миротворческая инициатива российского императора. Международная конференция в Гааге. Дальневосточная политика. Русско-японская война 1904—1905 гг.: причины войны, ход военных действий на суше и на море, причины поражения России. Влияние войны на внутриполитическую ситуацию. Портсмутский мир. Сближение России и Англии после войны.
Понятия:агрессия, аннексия, всеобщее разоружение, гегемония, контрибуция, эскалация.
|
Характеризовать основные направления внешней политики Николая II.
Характеризоватьпричинывойны, планысторон. Рассказыватьоходебоевыхдействий, используяисторическуюкарту. Излагать условияПортсмутскогомираиразъяснятьего значениенаосновеанализаинформацииучебникаиисторическихдокументов.
РаскрыватьвоздействиевойнынаобщественнуюжизньРоссии
|
блиц-опрос тест
|
презентац
карта
|
&4вопр. и зад.
|
|
5. Первая российская революция. Реформы политической системы
|
1
|
Причины революции. «Кровавое воскресенье» — начало революции. Основные события периода подъема революции: возникновение Советов, восстание на броненосце «Князь Потемкин-Тварический», Всероссийская октябрьская стачка. Манифест 17 октября 1905 г. и его значение. Формирование монархических (консервативных) и либеральных политических партий. П. Н. Милюков. А. И. Гучков. Лидеры черносотенного движения. Основные законы 1906 г. Становлениероссийскогопарламентаризма. Деятельность I и II Государственной думы. Третьеиюньский государственный переворот. Итоги революции.
Понятия:революция,,парламент, конституционная монархия, фракция
|
Раскрыватьпричиныихарактерроссийскойреволюции 1905–1907 гг.
Рассказыватьобосновныхсобытияхреволюции 1905–1907 гг. иихучастниках.
ОбъяснятьзначениепонятийГосударственнаядума, кадеты, октябристы, черносотенцы.
ХарактеризоватьобстоятельстваформированияполитическихпартийистановленияпарламентаризмавРоссии.
Излагатьоценкизначенияотдельныхсобытийиреволюции вцелом, приводимыевучебнике, формулировать иаргументироватьсвоюоценку
|
Задания с развёрну-тым ответом,
Хроноло-гическая таблица
|
презентац
|
&5вопр. и зад.
|
|
6. Экономические реформы
|
1
|
Правительственная программа П. А. Столыпина. Аграрная реформа, ее экономич., социальный и политический смысл. Переселенческая политика. Развитие кооперат. движения. Итоги столыпинской аграрной реформы и других преобразований. Понятия: отруб, хутор, отрезки, реформа, кооперация
|
Объяснятьсмыслпонятийитерминовотруб, хутор, переселенческаяполитика.
ИзлагатьосновныеположенияаграрнойреформыП. А. Столыпина, даватьоценкуееитоговизначения.
Составлятьхарактеристику (историческийпортрет) П. А. Столыпина, используяматериалучебникаидополнительнуюинформацию
|
Тест
задания с кратким ответом по карточкам
|
|
&6вопр. и зад.
|
|
7. Политическая жизнь России
в 1907-1914 гг.
|
1
|
Новый избирательный закон. Особенности российского парламентаризма. III Государственная дума. Ужесточение национальной политики. Общество и власть в годы столыпинских реформ. Нарастание революционных настроений. Убийство П.А. Столыпина. IV Государственная дума. Свертывание правительственного курса на экономическое и социальное реформаторство.
Понятия: мировоззрение.
|
Сравнивать состав и деятельностьразличных созывов Государственной думы, объяснять причины различий
Характеризовать отношение различных политических сил к реформаторской деятельности П. А. Столыпина
Раскрывать причины нового подъема революционных настроений накануне Первой мировой войны
|
Задания с развёрну-тым ответом, тест
|
презентац
|
&7вопр. и зад., сообщ.
|
|
8. Духовная культура Серебряного века
|
1
|
Духовное состояние общества в началеXX в. Основные тенденции развития русской культуры начала XX в. Просвещение. Открытияроссийскихученыхвнаукеитехнике. Русскаяфилософия: поискиобщественногоидеала. Литература: традиции реализма и новые направления. Декаданс. Поэзия Серебряного века: символизм, футуризм, акмеизм. Изобразительное искусство: русский авангард, «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет». Скульптура, архитектура, музыка, балет, театр, исполнительское искусство: традиции и новаторство. «Русские сезоны» С. Дягилева. Рождение кинематографа. РоссийскаякультураначалаXXв. – составнаячастьмировойкультуры.
Понятия: ренессанс, декаданс, импрессионизм, модерн, символизм, акмеизм., "Серебряный век"
|
Представлятьбиографическуюинформацию, обзортворчестваизвестныхдеятелейроссийскойкультуры (сиспользованиемсправочныхиизобразительныхматериалов).
Характеризоватьосновныестилиитечениявроссийской литературеиискусственачалаXXв., называтьвыдающихся представителейкультурыиихдостижения.
Составлятьописаниепроизведенийипамятниковкультуры рассматриваемогопериода (втомчисленаходящихсявгороде, краеит. д.), даватьоценкуиххудожественныхдостоинств ит. д.
Собиратьинформациюокультурнойжизнисвоегокрая, городавначалеXXв., представлятьеевустномсообщении (презентациисиспользованиемизобразительныхматериалов)
|
Сообщ,
Выступле-ния с докладами
|
презентац
|
&8вопр. и зад.
|
|
9. Россия в Первой мировой войне
|
1
|
Причины и начало Первой мировой войны, цели и планы воюющих сторон. Отношение народа и политических партий к войне. Военные действия на Восточном фронте в 1914—1916 гг. Влияние военного фактора на экономическое и социальное положение в стране. Война и психологическое состояние общества. Человекнафронтеивтылу. «Верхи» в условиях войны. Дискредитация царизма и государственной власти. «Распутинщина». Прогрессивный блок в IV Государственной думе. Нарастаниеоппозиционныхнастроений.
Понятия: Антанта, Тройственный союз, Брусиловский прорыв
|
Раскрыватьпричиныучастия России вПервоймировойвойне.
РассказыватьоходевоенныхдействийнаВосточномфронте, используяисторическуюкарту.
Характеризоватьположениелюдейнафронтеивтылуна основеанализаразличныхисточников.
Раскрыватьэкономическиеисоциальныепоследствиявойныдляроссийскогообщества
|
эссе
блиц-опрос тест
дискуссия «Можно ли было европейским странам избежать Первой мировой войны?»
|
карта «Россия в Первой мировой
войне
|
&9вопр. и зад.
|
|
10. Повторительно-обобщающий урок по теме:"Россия на рубеже веков XIX-XX
(1900—1916 гг.)"
|
1
|
Систематизация и обобщение историческогоматериалапо изученному периоду. Россия на рубеже веков XIX-XX (1900—1916 гг.)
|
Систематизировать и обобщать историческийматериалпо изученному периоду.
Характеризоватьобщиечертыиособенностиразвития России и государств ЗападнойЕвропы в начале ХХ в.
Высказыватьсужденияозначениинаследияначала ХХ в. длясовременногообщества.
Выполнять тестовые контрольные задания по истории России начала ХХ в.по образцу ГИА
|
тест
|
|
|
РАЗДЕЛ 2 . Великая российская революция. 1917-1921гг.(10 ч)
|
|
|
11.Свержение монархии
|
1
|
Причины и начало Февральской революции. Образование новых органов власти. Отречение Николая II. Двоевластие. Приоритеты Временного правительства и Исполкома Петроградского совета. Курс на продолжение войны. Демократизация российского общества. Социально-экономическая политика. Новая власть на местах. Национальный вопрос после Февраля.
Понятия: альтернатива, амнистия
|
ОбъяснятьпричиныисущностьсобытийФевраля1917 г.
АнализироватьразличныеверсиииоценкисобытийФевраля1917 г., высказыватьиаргументироватьсвоюоценку.
Характеризовать первые мероприятия Временного правительства и его взаимоотношения с Петроградским советом.
|
Тест
задания с кратким ответом
|
карта «Россия в1917г.»
|
&10вопр. и зад.
|
|