РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСТОРИИ РОССИИ XIX век
8 класс
Структура документа
Рабочая программа включает разделы:
-
основное содержание по разделам курса;
-
критерии оценки знаний учащихся;
-
формируемые знания и умения ученика.
-
Оборудование, ссылки на внешний ЭОР
-
календарно-тематическое планирование
Пояснительная записка
Курс «История России. XIX век» является логическим продолжением курса «История России с древнейших времён до конца XVIII века». Программа курса и тематическое планирование рассчитаны на преподавание истории России XIX века в 8 классе общеобразовательной школы по учебнику А.Н.Сахарова, А.Н.Боханова «История России. 8 класс». М.: Русское слово, 2010.
Учебник полностью соответствует Федеральному компоненту государственных образовательных стандартов общего образования и входит в Федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях Российской Федерации на 2011/2012 учебный год.
Программа и тематическое планирование курса составлены с учётом рекомендаций Федеральной академии повышения квалификации и переподготовки работников образования изучать в 8 классе: «Историю России (XIX – начала XX века)» не менее 36 часов.
В основу учебника и программы положен комплексный подход к изложению событий отечественной истории. В программе не выделяется в качестве приоритетной какая-либо из сторон общественной жизни общества, а предлагается рассматривать их в совокупности и взаимосвязи.
XIX век – важный этап в истории России, когда с особой силой обнажились противоречия между необходимостью модернизации и традиционными ценностями национальной государственности и общественной жизни. Этот конфликт с одной стороны стал двигателем невиданного ускорения экономического и культурного прогресса нашей страны, а с другой сформировал предпосылки социально-политических потрясений начала XX века, которые привели Российскую империю к гибели, но и к рождению выдающегося по замыслу и воплощению утопического проекта построения справедливого общества на земле.
Программа содержит списки рекомендуемой литературы, фильмов, Интернет-ресурсов по темам самого разнообразного характера: художественные, научные, научно-популярные; разного времени создания – от XIX до начала XXI века, что преследует цель создания многомерной, объективной панорамы русского XIX века с учётом меняющихся взглядов и отношений к нему.
В УМК «История России. 8 класс» входят также книга для учителя, рабочая тетрадь, тестовый контроль, схемы.
Цель курса:
Воспитание патриотизма и уважения к истории России, а так же к истории и культуре разных наций и народностей, населяющих нашу Родину и мир.
Исходя, из вышеуказанной цели программа решает следующие задачи:
-
ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути России, многообразии форм исторического бытия и деятельности наших соотечественников в прошлом,
-
выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории,
-
развитие учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа,
-
формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников, приобщение к ценностям национальной культуры,
-
воспитание уважения к истории и культуре своего и других народов, стремление сохранять и приумножать культурное достояние своей страны и всего человечества.
Указанные в программе цели и задачи обучения позволяют применять наряду с фронтальной парную, групповую, индивидуальную формы учебной деятельности. Так же применяются нетрадиционные уроки: конференции, уроки-соревнования, уроки-путешествия, уроки с деловой и ролевой игрой, зачеты, что способствует развитию познавательных интересов у учащихся и повышает уровень знаний и умений.
Содержание курса «История России. XIX век»
Введение (1 час)
История России – часть всемирной истории. XIX век в истории России: роль самодержавия в развитии страны; взаимоотношения центра и национальных окраин; значение промышленного переворота, становления капитализма и политического влияния Запада для взаимоотношений самодержавия и общества.
Основные понятия: история, история России, самодержавие, промышленный переворот, капитализм, конституционные проекты
Персоналии: В.С. Соловьёв
Критерии оценки знаний учащихся
ОТЛИЧНО:
-
называет даты важнейших событий, соотносит год с веком, устанавливает последовательность и длительность исторических событий
-
называет место, обстоятельства, участников, результаты исторических событий,
-
читает историческую карту с опорой на легенду
-
рассказывает устно об исторических событиях, описывает условия. Образ жизни, занятия людей в данной исторической эпохе
-
соотносит единичные исторические факты при ответе на вопрос с общими историческими явлениями
-
называет характерные, существенные черты исторических событий и явлений
-
объясняет смысл и значение исторических понятий
-
излагает суждения о причинно-следственных связях исторических событий
-
объясняет, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных личностей в истории
-
определяет и объясняет свое отношение и оценку наиболее значительных событий
ХОРОШО
-
называет даты важнейших событий
-
называет место, обстоятельства, участников важнейших событий,
-
читает историческую карту с опорой на легенду
-
рассказывает устно об исторических событиях,
-
соотносит единичные исторические факты и общие явления
-
объясняет смысл важнейших исторических понятий,
-
излагает суждения о причинно- следственных связях исторических событий
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО
-
называет даты важнейших событий
-
называет место. Обстоятельства важнейших событий
-
читает историческую карту с опорой на легенду
-
рассказывает устно об исторических событиях,
-
объясняет смысл важнейших понятий
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО
-
не может назвать ни одной важной даты
-
не рассказывает, или рассказывает неправильно об исторических событиях,
-
не может читать историческую карту
-
не может объяснить смысл важнейших понятий
Измерителями учебных достижений учащихся являются:
-
разноуровневые задания
-
контрольные работы
-
словарные диктанты
-
тестовые задания
-
эссе, схемы, таблицы, доклады и сообщения
Программа полностью соответствует обязательному минимуму содержания исторического образования для основной школы и соответствует времени отводимому на ее изучение в Базисном учебном плане.
Формируемые знания и умения ученика
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать
-
основные этапы и ключевые события истории России и выдающихся деятелей отечественной истории;
-
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
-
изученные виды исторических источников;
уметь
-
соотносить даты событий отечественной истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий
-
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
-
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
-
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений , отчетов об экскурсиях, рефератов)
-
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку;
-
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной культуры;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни
Календарно-тематическое планирование
по Истории России XIX век. 8 класс.
№
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Основные факты, понятия, проблемы
|
Планируемые результаты освоения материала
|
Дом. задание
|
Дата проведения
|
1
|
Введение
|
1
|
Политический слой, Социальный слой, Экономический строй, конфессии, сословия
|
|
Стр.3-7
|
|
2
|
Заговор 11 марта 1801 года. Попытки реформ.
|
1
|
«Негласный комитет», «Вольные хлебопашцы», министерства ,
|
Продуктивный:
- объяснять, причины заговора 11 марта 1801г.;
- давать оценку императору Павлу, цесаревичу Александру, участникам убийства государя;
- характеризовать личность Александра I;
- сравнивать приведенные оценки данные АлександруI; высказывать своё отношение к ним;
Репродуктивный:
- называть основные факты, даты, личностей
|
§1-2
|
|
3
|
Деятельность М.М. Сперанского.
|
1
|
Гос.Совет, Гос.Дума
|
Продуктивный:
- знать основные положения проекта реформ Сперанского;
- объяснять, в чём состояли цели и результаты деятельности Сперанского;
- анализировать исторический документ по заданному плану
|
§3 документы
|
|
4
|
Дворянское сословие, вольные хлебопашцы, и военные поселения. Города, торговля, промышленность, предпринимательство.
|
1
|
Благородное сословие, государственные крестьяне, военные поселения, поселяне-хозяева, ярмарки, акционерная компания
|
Продуктивный:
- объяснять, почему дворян называли благородным сословием, суть привилегий;
- анализировать указ о вольных хлебопашцах,
- дать оценку появлению новых форм предпринимательства
- давать оценку понятию территориальная специализация, её влияние на развитие экономики
|
§4-5
|
|
5
|
Русско-турецкая война, войны со Швецией и Персией. Взаимоотношения России с Францией.
|
1
|
Коалиция, континентальная блокада, Тильзитский мир, Фридрихсгамский мир, Бухарестский мир, Гюлистанский мир
|
Репродуктивный:
-знать основные даты, показывать по карте места основных событий.
Продуктивный:
- определять характерные черты
внешней политики самодержавия в начале ХIХ в.;
- давать оценку международному положению России после Тильзитского мира
|
§6-7
|
|
6
|
Отечественная война 1812 года. Завершение войны с Наполеоном и создание Священного союза
|
1
|
Отечественная война, Бородинское сражение, батарея, редут, фураж, флеши, партизаны, народное ополчение, Тарутинский маневр, Священный союз, «Битва народов», Венский конгресс
|
Репродуктивный:
- показывать на карте места основных сражений;
- называть основные факты, даты, личностей.
Продуктивный:
- объяснять причины и последствия войны 1812г.;
- давать оценку итогов Венского конгресса для России и Европы
|
§8-9 документы
|
|
7
|
Военные поселения и проекты дальнейших реформ. Тайные общества
|
1
|
Военные поселения, , аракчеевщина, сейм, декабристы, Династический кризис, Союз спасения, Северное и Южное общество
|
Репродуктивный:
- называть характерные черты социально-экономического развития России после Отечественной войны 1812 г.;
- давать определения понятиям.
Продуктивный:
- анализировать статистические данные;
- презентовать сделанные выводы
- определять основные причины
возникновения движения декабристов;
- сравнивать программы тайных
обществ; делать выводы;
|
§10-11
|
|
8
|
Выступление на Сенатской площади. Личность Николая 1.
|
1
|
Декабристы, «апогей самодержавия»
|
- объяснять, в чём состояли
цели и результаты деятельности
декабристов
|
§12-13 документы
|
|
9
|
Контрольная работа
|
1
|
|
Тест / контрольно проверочная работа
|
|
|
10
|
Внутренняя политика Николая I
|
1
|
цензура, жандармы, кодификация законов, «чугунный устав»
|
Репродуктивный:
- называть основные события;
- давать характеристику личности по алгоритму.
Продуктивный:
- давать общую оценку внутренней политики Николая I;
- объяснять причины ужесточения внутренней политики царя
|
§14-15 документы
|
|
11
|
Политический сыск и теория официальной народности
|
1
|
Тайная полиция, Третье отделение, жандармерия, «теория официальной народности»
|
Продуктивный:
- выделять в тексте особенности социально-экономического развития;
- задавать параметры для сравнения экономики в начале ХIХ века и в 20-50-е гг.
Творческий:
- формулировать проблемные вопросы и задания
Репродуктивный:
- называть характерные черты социально-экономического развития
|
§16 документы
|
|
12
|
Россия и революционное движение в Европе. Польское восстание. Кавказская война
|
1
|
Адрианопольский мир, навигация, контрибуция, Лондонская конвенция, Кавказская война имамат, горцы, мюридизм, теократия, газават.
|
Репродуктивный:
- излагать причины, ход событий и итоги войны; итоги и последствия;
-причины восстания в Польше 1830-1831
- показывать на исторической карте территории присоединенные к России к 1830г.
- называть основные факты, даты, личностей.
Продуктивный:
- давать оценку исторической роли имама Шамиля
- разъяснять суть политического порядка в Европе
- найти примеры деятелей-культуры в творчестве и в судьбе кого звучала тема Кавказа
- характеризовать принципы внешней политики Николая 1
- объяснять понятие «жандарм Европы»
|
§17-18
|
|
13
|
«Восточный вопрос» и Крымская война
|
1
|
Крымская война, Синопское сражение,
|
Репродуктивный:
- излагать причины, ход событий и итоги Крымской войны;
- показывать на исторической карте места военных сражений.
Продуктивный:
- соотносить общеисторические процессы (обострение внутренней политики в период войн)
и отдельные факты (влияние Крымской войны на положение в стране)
|
§19-20
|
|
14
|
Развитие промышленности и технической мыли.
|
1
|
|
|
§21
|
|
15
|
Славянофилы и западники. Н.М.Карамзин и его «История Государства Российского
|
1
|
Западники, славянофилы, социализм, консерваторы, радикалы, либералы, «весна народов»
|
Репродуктивный:
- называть основные течения, организации и участников общественного движения 30-50-х гг.;
- соотносить взгляды отдельных представителей течений с основными направлениями;
- объяснять значение понятий: консерватизм, либерализм, западники, славянофилы
|
§22-23 документы
|
|
16
|
Русская православная церковь. Русский утопический социализм
|
1
|
Обер-прокурор, епархия, архиерей, Святейший синод, патриарх, митрополит, Священное писание, утописты, крестьянская революция.
|
Продуктивный:
- объяснять роль церкви в истории России
- соотносить идеалы и ценности церкви с государственными интересами
- разъяснять суть христианского подвига Серафима Саровского и Сергия Радонежского
- систематизировать материал, составлять таблицу;
- объяснять взгляды социалистов-утопистов
Репродуктивный:
- называть основные даты, события. личности
Творческий:
-подготовить презентации на темы «Мир русского монастыря», «Христианского подвига Серафима Саровского и Сергия Радонежского»
- излагать причины возникновения рев.-дем. Движения
- называть основные факты, даты, личностей
|
§24-25
|
|
17
|
Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Наука и образование. Русская литература
|
1
|
Гимназия, приходское училище, уездное училище, сословность образовательной системы.
|
Продуктивный:
- объяснять различия между дворянской и народной культурой
- анализировать исторический источник.
- давать оценку творчества Пушкина А.С.
- характеризовать взаимоотношения власти и деятелей русской лит-ры
- описывать мировоззрения Н.Гоголя
Репродуктивный:
- называть достижения российской науки,
- описывать вдающихся представителей отечественной науки
- перечислить исторические события, описанные русскими писателями
|
§26
документы
|
|
18
|
Архитектура, театр, живопись, музыка
|
1
|
Романтизм, ампир, русско-византийский стиль, бытовой жанр, реализм, критический реализм
|
Продуктивный:
- описывать выдающихся представителей и достижения отечественной культуры в
первой половине XIX века;
- систематизировать материал
Творческий:
- использовать приобретенные
знания при подготовке компьютерных проектов;
|
§27 документы
|
|
19
|
Контрольная работа
|
1
|
|
Тест / контрольно проверочная работа
|
§1-27
|
|
|