ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ СЕТЕВОГО ПРОЕКТА
«СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: КЕЙС-МЕТОД»
Класс-9
Тема урока: «Лицей в жизни А.С. Пушкина»
Время занятия-4 учебных часа (2 урока по 2 часа ( спаренные уроки)
Вид кейса-научно-исследовательский
Тип кейса - исследовательский кейс
Риски:
Название риска
|
Блокирование риска
|
Отсутствие выхода в Интернет
|
Материал для кейсов размещён на электронном носителе или веб-сайте учителя; распечатки материалов из Интернета
|
Краткая аннотация: данное занятие включает 4 учебных часа; на уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности с использованием ИКТ. Учащиеся учатся получать нужную информацию, используя различные источники, опираясь на материалы кейса, учатся презентовать свой опыт.
Задание группам (организуется 4 группы): Подготовить ответ на вопрос «Какую роль сыграл Лицей в становлении А.С. Пушкина как гражданина и как поэта? Формирует ли современная школа у школьников-т.е. у вас - качества настоящего гражданина? Сможет ли современное воспитание и обучение сыграть роль в вашем дальнейшем становлении?»
Для решения проблемы подготовлен кейс, в котором предложены воспоминания современников А.С. Пушкина, статьи критиков, стихотворения поэта. Учащиеся должны познакомиться с предложенными информационными источниками и, опираясь на них, высказать свои мнения по теме исследования, обосновать их.
РАБОТА С КЕЙСОМ.
За несколько дней до урока учащимся озвучивается тема урока «Лицей в жизни А .С. Пушкина» и предлагается список литературы по данной теме. Учащиеся самостоятельно находят информацию:
Пушкинский Лицей
Друзья-лицеисты
А.П.Куницын и А.И.Галич. Какое влияние оказали профессора на лицеистов.
Когда первого сентября мама приводит своего ребенка в школу, в первый класс, наверное, ни она, ни сам малыш не думают о том, чем станет для него этот класс, те 25 таких же маленьких, растерянных ребятишек, которые стоят сейчас рядом и не обращают друг на друга пока никакого внимания. Пройдет время – и всё изменится.
19 октября 1811 года вблизи Петербурга состоялось открытие Царскосельского Лицея. В течение шести лет тридцать мальчиков вместе жили, учились, дружили, ссорились, мирились. А после окончания Лицея разъехались. У каждого – своя судьба, кто больше, кто меньше оставил след в истории, но через всю жизнь эти люди пронесли верность тем принципам, которые они усвоили в детстве и юности. В самые трудные дни бывшие лицеисты приходили друг другу на помощь, до конца жизни помнили и, как могли, отмечали святую для себя дату – 19 октября.
Александр Сергеевич Пушкин – один из выпускников Лицея. В своих стихах он написал много горьких слов о дружбе и друзьях, но никогда ни одного слова упрека не раздалось в адрес лицейских товарищей и Лицея. В истории не только русской, но и мировой литературы не было случая, чтобы поэт, писатель в своем творчестве так много места уделил школе, воспитавшей его, как Александр Пушкин - Лицею.
Что дал Лицей Пушкину, его друзьям? Сегодня мы попытаемся выяснить, как ценности лицейской жизни сыграли важную роль в судьбе и творчестве Пушкина и какие ценности современной школьной жизни смогут сыграть ( и играют ли?) роль в вашей судьбе?
На занятии представляется подготовленный кейс. На его изучение, ознакомление с ним отводится около 45 минут времени занятия.
Затем организуется мини-исследование в группах по поиску решения поставленной проблемы. Преподаватель консультирует учеников, ученики в группах обсуждают все вопросы, обсуждают непонятные моменты друг другу. Данный этап занимает 90 минут.
Итоговая часть занимает около 45 минут и посвящена выступлению групп, подведению итогов, обобщению полученных результатов. Выступление каждой группы занимает 7 минут, затем организуется обсуждение решения каждой группы- 3 минуты.
Обсуждение .Критерии оценок представленных исследований групп:
Этика ведения дискуссии;
Научность отбора информации;
Краткость и чёткость изложения исследования, аргументированность;
Активность работы всех членов группы;
Выступление всех групп и обсуждение исследований занимает 40 минут учебного времени.
Итоги занятия подводит преподаватель, обобщает презентованные группами исследования (этап занимает 5 минут)
Задание на дом: творческое оформление : каждая группа оформляет своё исследование , представляя презентацию, буклет , схему-таблицу, литературную композицию
СОДЕРЖАНИЕ КЕЙСА:
Баженов А. Протей и пророк: Пушкин: лицей, учёба, учителя.-Литература в школе-2000-?7-с.2-6
Збарский И.С. Лицей в жизни и творчестве А.С.Пушкина-Начальная школа-1999 №6,с.22-28
Лицейские наставники Пушкина (фрагменты из работ В.Ф.Малиновского, А.П.Куницына, Н.Ф.Кошанского, А.И.Галича)-Литература-1999-№2 (янв) с.2-3
Наволоцкая Н.И. Лицейские годы:1811-1817 (о Пушкине –лицеисте, первых поэтических опытах ,о сверстниках поэта и лицейском братстве)-Берегиня-1998-№1 с.98-119
Сидоров Ю. Уроки Пушкинского Лицея - интернет -журнал «Лицей»
Грот К.Я. Пушкинский Лицей.-Санкт-Петербург,1998
Пущин И. Записки о Пушкине.-М, Просвещение, 1975
http://www.bibliopskov.ru –Централизованная библиотечная система г.Пскова-Литература для самостоятельного изучения
http://www.museumpuskin.ru- Мемориальный музей Лицей
http://www.pushkin.niv.ru-Дневник Пушкина-лицеиста
|