Тема урока: А. С. Пушкин «Зимняя дорога»




Скачать 62.89 Kb.
Название Тема урока: А. С. Пушкин «Зимняя дорога»
Дата публикации 10.10.2014
Размер 62.89 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Урок литературного чтения в 4 классе по УМК «Начальная школа XXI века»

Тема урока: А.С. Пушкин «Зимняя дорога»
Цели:

  • продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина;

  • формировать навыки анализа художественного произведения (лирического стихотворения)

  • развивать умения учащихся представлять картины, нарисованные поэтом.

  • учить чувствовать учащимся душевное состояние, настроение поэта.

  • раскрывать его мысли, чувства в момент написания стихотворения.

  • воспитывать интерес к лирике А.С. Пушкина, любовь к родной природе, внимание к поэтическому слову.


Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг А.С, Пушкина, предметы, воссоздающие пушкинскую эпоху: свеча в подсвечнике, чернильница, перо, презентация.
Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

- Что было задано на дом?

- (выразительное чтение отрывка из произведения «Записки о Пушкине» И. Пущин)

  1. Актуализация знаний.

- Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством гениального поэта русской литературы XIX века А.С. Пушкина. Его поэзия – это бесценная сокровищница нашей русской культуры, литературы.

- Что мы помним о жизни и творчестве А.С. Пушкина.
1 ученик: Первые уроки литературного мастерства А.С. Пушкин получил от бабушки Марии Алексеевны Ганнибал. Стихи Саша начал писать на французском языке. В Лицее он стал писать на русском языке — сначала эпиграммы на своих товарищей, а потом торжественные оды, стихи о дружбе, о России.
2 ученик: А.С Пушкин написал около сорока литературных произведений: и стихов и поэм. Поэт Державин сказал: «Ему лиру передаю. Теперь и умереть можно!» А.С. Пушкин писал о дружбе, о природе, о любви, а так же вольнолюбивые стихи. (слайд)
3 ученик: Своему другу И.И. Пущину Пушкин посвятил стихотворение. Поэт молил Бога даровать утешение Ивану Ивановичу Пущину, другу лицейских лет, в его нелегкой судьбе.

Мой первый друг, мой друг бесценный.

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

( слайд)

4 ученик: Поэт в своих произведениях открывает неповторимую прелесть родной природы. Излюбленным временем года Пушкина была осень. С его именем связано и знаменитое выражение «болдинская осень». В своём имении Болдино осенью 1830 года за два с половиной месяца он написал около сорока произведений. Так он писал об осени:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

(слайд)
5 ученик: Одним из нелюбимых времен года для Пушкина было лето. Вот он как писал об этом в отрывке из стихотворения «Осень».
Ох, лето красное! Любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Ты, все душевные способности губя,

Нас мучишь...как поля, мы страждем от засухи.
6 ученик: Много стихотворений он так же посвятил зиме.

Ни огня, ни чёрной хаты,

Глушь и снег... Навстречу мне

Только вёрсты полосаты

Попадаются одне...

(слайд)

- Ребята, это отрывок из стихотворения с которым мы познакомимся на уроке.


  1. Изучение нового материала.

1. Первичное восприятие стихотворения.

- Сегодня мы будем анализировать и учиться читать выразительно стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

- Сейчас я прочту вам это стихотворение, а вы определите тему данного стихотворения. (чтение учителем)

- Назовите тему этого стихотворения (дорога, путь, зима)

- Посмотрите на слова, которые встретятся в стихотворении. Как вы их понимаете?

2. Словарная работа.

Борзая (тройка) — быстрая упряжка из трех лошадей.

Ямщик — кучер.

Черная хата — крестьянский бедный дом, изба.

Одне — устаревшая форма слова одни.

Докучные — надоедливые.

Лик — лицо.

  • Как называют такие слова? (архаизмы)

  • Что такое архаизмы? (устаревшие и вышедшие из употребления слова).

3. Чтение учащимися. Анализ стихотворения.

  • Прочитайте вслух первое четверостишье. Какую картину вы видите, читая эти строки. Расскажите.

  • Каков основной художественный прием лежит в основе первого четверостишья? (олицетворение)

  • Что такое олицетворение? (глагол, употребленный в переносном значении, который переносит действие живого существа на другие предметы)

  • Назовите их (пробирается, льет печально)

  • Как автор передает явление природы (луну, туман), приписывая ей действие живого существа? (через развернутые метафоры)

  • Что такое метафора? (метафора- перенесенное свойство одного предмета (явления) на другой.)


  • Найдите их

    Сквозь волнистые туманы

    Пробирается луна

    На печальные поляны Льет печально свет она.




  • Как вы думаете, для чего автор использует эти выразительные средства? (чтобы представить читателю живую картину происходящего)

  • Какие фигуры речи использует автор? (лексический повтор — печальные, печально)

  • Для чего автор использует эту фигуру речи? (передать состояние лирического героя с первых строк)

  • Какие ещё яркие художественные средства использует автор, чтобы воссоздать изображаемую картину и состояние героя? (эпитеты: волнистые, печальные)

  1. Физминутка.

- Вдохните глубоко. Почувствуйте, как морозный воздух заполняет легкие.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из под ладошек

И - направо. И еще

Через левое плечо!


  1. Продолжение работы по теме.

- Внимательно прочтите второе четверостишие. (читает...)

- Куда обращает свой взгляд поэт? (дорога, тройка борзая)

- Как удается автору передать движение, перемещение? (бежит, однозвучно гремит колокольчик)

- Какие слова передают грустное, тоскливое настроение лирического героя? (скучной, однозвучной, утомительно)

- Передайте переживание поэта, читая эти строки (ощущение бесцельности жизни, пустоты)

- Прочитает третье четверостишие...

- Какой художественный приём использует автор? (сопоставление настроений, переживаний лирического героя и ямщика)

- Почему автор применил многоточие? (недоговоренной скрытой грусти)

- Четвертое четверостишие прочитает...

- Какую картину вы видите? (черная хата, глушь, снег — во всем холод и одиночество)

- Какие слова создают переживание скуки, одиночества, тоски? (ни огня, глушь, снег, полосаты вёрсты одне)

- С какой целью автор дважды использует многоточие? (многоточие выражает чувства бесконечного одиночества, зловещей тоски)

- Как меняется настроение героя в следующем четверостишие? (сейчасскучно, грустно, но завтра временный приют, тепло, огонь, утешение, свидание)

- Какой художественный прием лежит в основе этого четверостишья? (противопоставление)




Скучно, грустно возвратясь,

забудусь у камина,

загляжусь

- С какой целью автор использует противопоставление? (временное счастье, тепло)

- Следующее четверостишие прочитает...

-Как автор передаёт временность этого свидания, тепла, уюта? (посредством звукозаписи, аллитерации: докучных, часовая, звучно, полночь, разлучит)

- Что такое аллитерация? (повторение однородных согласных звуков в стихе, фразе, строфе)

- Как вы понимаете строки:

«Звучно стрелка часовая

Мерный круг свой совершит»

(всё в нашей жизни преходящее, время остановить нельзя)

- Что переживает лирический герой в последнем четверостишье? Прочитает...

(временное утешение ему облегчения не принесло)

- Что осознает лирический герой в завершении стихотворения? Почему смолк ямщик? (состояние смиренности, нет ясности цели и смысле своей жизни и будущее его однообразно «Отуманен лунный лик)


  1. Физминутка (для глаз).

  2. Работа над выразительностью.

- Прочитает стихотворение выразительно, соблюдая паузы, тон, темп, настроение... (2 ученик по желанию)

- Что значит читать выразительно?

- Какие мысли и чувства вложил автор в это произведение? Передайте их во время чтения.

- Каков идейный замысел стихотворения? К чему призывает нас автор? (Понимать душу человека, видеть боль, сострадать ему)

- Ребята, это стихотворение создавалось в декабре 1826 года, когда друзья А.С. Пушкина — участники восстания декабристов были казнены, а сам он был в ссылке в Михайловском.
IX. Закрепление.

- Работа в рабочей тетради №1 стр. 45 №2 (проверка)

- Что помогает поэту передать его чувства? (слова)

- Да, в слове заключается великий смысл.

- Как вы думаете, если что-то в жизни случится, нужно унывать?

- А.С. Пушкин, который умел преодолевать невзгоды своей судьбы и учит нас этому:

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;

Настоящее уныл:

Всё мгновенно, всё пройдет;

Что пройдет, то будет мило.


  1. Домашнее задание.

(выучить стихотворение наизусть стр. 69-70)

  1. Итог урока.

Оценка работы учащихся.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: А. С. Пушкин «Зимняя дорога» icon Литература для летнего чтения
Пушкин А. С. Стихотворения: «И. И. Пущину», «Узник», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; роман «Дубровский», «Повести покойного Ивана...
Тема урока: А. С. Пушкин «Зимняя дорога» icon Список летнего чтения для
А. С. Пушкин. Стихи: «Узник», «Зимнее утро», «И. И. Пущину», «Зимняя дорога». Повести: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»,...
Тема урока: А. С. Пушкин «Зимняя дорога» icon Уроков: четвёртый по теме, двадцать третий в общем планировании
Урок литературы с использованием икт по теме: "Зимняя дорога". Изображение действительности и внутреннего мира человека. Тема жизненного...
Тема урока: А. С. Пушкин «Зимняя дорога» icon Урока Тема урока Опорные понятия
А. С. Пушкин(5ч.+2ч р р.). Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики
Тема урока: А. С. Пушкин «Зимняя дорога» icon Конспект урока. Тема. А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила»: история создания; пролог
Программа литературного образования под редакцией Т. Ф. Курдюмовой (4 урока на эту тему; данный урок – 1)
Тема урока: А. С. Пушкин «Зимняя дорога» icon Пояснительная записка Номинация: основная школа (5-8 классы). Тема...
Тема урока: А. С. Пушкин «Слово о поэте» изучается по программе. Автор Коровина В. Я. 7 класс. 1 час
Тема урока: А. С. Пушкин «Зимняя дорога» icon Урока: 07. 03. 2014 ТЕМА урока: А. С. Пушкин "Повести покойного И....
Тема урока: А. С. Пушкин "Повести покойного И. П. Белкина". Повесть "Станционный смотритель". Притча о блудном сыне
Тема урока: А. С. Пушкин «Зимняя дорога» icon Сценарий урока английского языка Тема урока: «Д. Байрон и А. С. Пушкин два гения»
А. С. Пушкина показать, как важно знание иностранного языка в понимании шедевров мировой литературы
Тема урока: А. С. Пушкин «Зимняя дорога» icon Урок литературы. 7 класс Тема: А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»....
Рассмотреть взаимодействие характера человека и его судьбы в художественном мире баллады
Тема урока: А. С. Пушкин «Зимняя дорога» icon Конспект урока русского языка в 11 классе. Тема урока: А. С. Пушкин...
Цель урока: выявить определяющую роль А. С. Пушкина в создании русского литературного языка, показать, что русский язык является...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции