Скачать 62.89 Kb.
|
Урок литературного чтения в 4 классе по УМК «Начальная школа XXI века» Тема урока: А.С. Пушкин «Зимняя дорога» Цели:
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг А.С, Пушкина, предметы, воссоздающие пушкинскую эпоху: свеча в подсвечнике, чернильница, перо, презентация. Ход урока.
- Что было задано на дом? - (выразительное чтение отрывка из произведения «Записки о Пушкине» И. Пущин)
- Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством гениального поэта русской литературы XIX века А.С. Пушкина. Его поэзия – это бесценная сокровищница нашей русской культуры, литературы. - Что мы помним о жизни и творчестве А.С. Пушкина. 1 ученик: Первые уроки литературного мастерства А.С. Пушкин получил от бабушки Марии Алексеевны Ганнибал. Стихи Саша начал писать на французском языке. В Лицее он стал писать на русском языке — сначала эпиграммы на своих товарищей, а потом торжественные оды, стихи о дружбе, о России. 2 ученик: А.С Пушкин написал около сорока литературных произведений: и стихов и поэм. Поэт Державин сказал: «Ему лиру передаю. Теперь и умереть можно!» А.С. Пушкин писал о дружбе, о природе, о любви, а так же вольнолюбивые стихи. (слайд) 3 ученик: Своему другу И.И. Пущину Пушкин посвятил стихотворение. Поэт молил Бога даровать утешение Ивану Ивановичу Пущину, другу лицейских лет, в его нелегкой судьбе. Мой первый друг, мой друг бесценный. И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. ( слайд) 4 ученик: Поэт в своих произведениях открывает неповторимую прелесть родной природы. Излюбленным временем года Пушкина была осень. С его именем связано и знаменитое выражение «болдинская осень». В своём имении Болдино осенью 1830 года за два с половиной месяца он написал около сорока произведений. Так он писал об осени: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса. (слайд) 5 ученик: Одним из нелюбимых времен года для Пушкина было лето. Вот он как писал об этом в отрывке из стихотворения «Осень». Ох, лето красное! Любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. Ты, все душевные способности губя, Нас мучишь...как поля, мы страждем от засухи. 6 ученик: Много стихотворений он так же посвятил зиме. Ни огня, ни чёрной хаты, Глушь и снег... Навстречу мне Только вёрсты полосаты Попадаются одне... (слайд) - Ребята, это отрывок из стихотворения с которым мы познакомимся на уроке.
1. Первичное восприятие стихотворения. - Сегодня мы будем анализировать и учиться читать выразительно стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога». - Сейчас я прочту вам это стихотворение, а вы определите тему данного стихотворения. (чтение учителем) - Назовите тему этого стихотворения (дорога, путь, зима) - Посмотрите на слова, которые встретятся в стихотворении. Как вы их понимаете? 2. Словарная работа. Борзая (тройка) — быстрая упряжка из трех лошадей. Ямщик — кучер. Черная хата — крестьянский бедный дом, изба. Одне — устаревшая форма слова одни. Докучные — надоедливые. Лик — лицо.
3. Чтение учащимися. Анализ стихотворения.
- Вдохните глубоко. Почувствуйте, как морозный воздух заполняет легкие. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из под ладошек И - направо. И еще Через левое плечо!
- Внимательно прочтите второе четверостишие. (читает...) - Куда обращает свой взгляд поэт? (дорога, тройка борзая) - Как удается автору передать движение, перемещение? (бежит, однозвучно гремит колокольчик) - Какие слова передают грустное, тоскливое настроение лирического героя? (скучной, однозвучной, утомительно) - Передайте переживание поэта, читая эти строки (ощущение бесцельности жизни, пустоты) - Прочитает третье четверостишие... - Какой художественный приём использует автор? (сопоставление настроений, переживаний лирического героя и ямщика) - Почему автор применил многоточие? (недоговоренной скрытой грусти) - Четвертое четверостишие прочитает... - Какую картину вы видите? (черная хата, глушь, снег — во всем холод и одиночество) - Какие слова создают переживание скуки, одиночества, тоски? (ни огня, глушь, снег, полосаты вёрсты одне) - С какой целью автор дважды использует многоточие? (многоточие выражает чувства бесконечного одиночества, зловещей тоски) - Как меняется настроение героя в следующем четверостишие? (сейчас — скучно, грустно, но завтра временный приют, тепло, огонь, утешение, свидание) - Какой художественный прием лежит в основе этого четверостишья? (противопоставление) Скучно, грустно возвратясь, забудусь у камина, загляжусь - С какой целью автор использует противопоставление? (временное счастье, тепло) - Следующее четверостишие прочитает... -Как автор передаёт временность этого свидания, тепла, уюта? (посредством звукозаписи, аллитерации: докучных, часовая, звучно, полночь, разлучит) - Что такое аллитерация? (повторение однородных согласных звуков в стихе, фразе, строфе) - Как вы понимаете строки: «Звучно стрелка часовая Мерный круг свой совершит» (всё в нашей жизни преходящее, время остановить нельзя) - Что переживает лирический герой в последнем четверостишье? Прочитает... (временное утешение ему облегчения не принесло) - Что осознает лирический герой в завершении стихотворения? Почему смолк ямщик? (состояние смиренности, нет ясности цели и смысле своей жизни и будущее его однообразно «Отуманен лунный лик)
- Прочитает стихотворение выразительно, соблюдая паузы, тон, темп, настроение... (2 ученик по желанию) - Что значит читать выразительно? - Какие мысли и чувства вложил автор в это произведение? Передайте их во время чтения. - Каков идейный замысел стихотворения? К чему призывает нас автор? (Понимать душу человека, видеть боль, сострадать ему) - Ребята, это стихотворение создавалось в декабре 1826 года, когда друзья А.С. Пушкина — участники восстания декабристов были казнены, а сам он был в ссылке в Михайловском. IX. Закрепление. - Работа в рабочей тетради №1 стр. 45 №2 (проверка) - Что помогает поэту передать его чувства? (слова) - Да, в слове заключается великий смысл. - Как вы думаете, если что-то в жизни случится, нужно унывать? - А.С. Пушкин, который умел преодолевать невзгоды своей судьбы и учит нас этому: Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет. Сердце в будущем живет; Настоящее уныл: Всё мгновенно, всё пройдет; Что пройдет, то будет мило.
(выучить стихотворение наизусть стр. 69-70)
Оценка работы учащихся. |
Литература для летнего чтения Пушкин А. С. Стихотворения: «И. И. Пущину», «Узник», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; роман «Дубровский», «Повести покойного Ивана... |
Список летнего чтения для А. С. Пушкин. Стихи: «Узник», «Зимнее утро», «И. И. Пущину», «Зимняя дорога». Повести: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»,... |
||
Уроков: четвёртый по теме, двадцать третий в общем планировании Урок литературы с использованием икт по теме: "Зимняя дорога". Изображение действительности и внутреннего мира человека. Тема жизненного... |
Урока Тема урока Опорные понятия А. С. Пушкин(5ч.+2ч р р.). Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики |
||
Конспект урока. Тема. А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила»: история создания; пролог Программа литературного образования под редакцией Т. Ф. Курдюмовой (4 урока на эту тему; данный урок – 1) |
Пояснительная записка Номинация: основная школа (5-8 классы). Тема... Тема урока: А. С. Пушкин «Слово о поэте» изучается по программе. Автор Коровина В. Я. 7 класс. 1 час |
||
Урока: 07. 03. 2014 ТЕМА урока: А. С. Пушкин "Повести покойного И.... Тема урока: А. С. Пушкин "Повести покойного И. П. Белкина". Повесть "Станционный смотритель". Притча о блудном сыне |
Сценарий урока английского языка Тема урока: «Д. Байрон и А. С. Пушкин два гения» А. С. Пушкина показать, как важно знание иностранного языка в понимании шедевров мировой литературы |
||
Урок литературы. 7 класс Тема: А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге».... Рассмотреть взаимодействие характера человека и его судьбы в художественном мире баллады |
Конспект урока русского языка в 11 классе. Тема урока: А. С. Пушкин... Цель урока: выявить определяющую роль А. С. Пушкина в создании русского литературного языка, показать, что русский язык является... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |