Организация внеурочной исследовательской деятельности школьников, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий




Скачать 110.61 Kb.
Название Организация внеурочной исследовательской деятельности школьников, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий
Дата публикации 02.10.2014
Размер 110.61 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Информатика > Документы



ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ, ОСНОВАННОЙ НА ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Абрагина Ольга Дмитриевна, учитель иностранного языка МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Юрьев-Польского», г. Юрьев-Польский Владимирской области, e-mail: o-abragina@rambler.ru
Аннотация:     Самостоятельное приобретение знаний, умение применять полученные знания при решении разнообразных познавательных, а также практических задач - суть процесса образования и его результата. Вот почему современный образовательный процесс не может замыкаться только на уроке, на учебнике, на учителе. Самостоятельный поиск, самостоятельные «открытия» требуют умения работать с разнообразной информацией. Данная статья отражает точку зрения учителя иностранного языка на проблему информатизации внеурочной деятельности.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, образовательные технологии, Интернет-сайт школы, Интернет-ресурсы, информационная образовательная среда, дистанционные конкурсы, открытое образовательное пространство, интеграция информационной и предметной подготовки учащихся.
Школа, в которой я работаю, в течение нескольких лет ведет системную работу с обучающимися в рамках реализации внутришкольной программы «Одаренные дети». Вот почему проблема развития навыков учебно-исследовательской и творческой деятельности стала значимым направлением моей педагогической деятельности, о чем свидетельствует выбранная тема по самообразованию: «Развитие навыков исследовательской работы и информационной культуры на основе интеграции учебной и внеурочной деятельности учащихся».

Таким образом, основная цель моей педагогической деятельности в рамках работы с «одаренными» детьми – это содействие в развитии творческих способностей и навыков исследовательской деятельности учащихся, основанное на применении IT - технологий. Данная цель включает в себя решение следующих задач:

1) Создание образовательной среды (включая технические, мотивационные, информационные, организационные ресурсы) для вовлечения учащихся в творческую и исследовательскую деятельность.

2) Разработку авторских материалов (специальных образовательных программ и дидактических материалов, ЦОР) по методическому сопровождению творческой и исследовательской деятельности.

3) Углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки. 

Следует отметить, что реализация перечисленных задач практически невозможна без применения информационных технологий, поскольку создание образовательной среды предполагает работу учащихся с разными информационными источниками, включая Интернет-ресурсы, а обработка полученных в ходе исследования статистических данных (составление графиков, схем и диаграмм), а также наглядное представление результатов работы (подготовка компьютерных презентаций) требует от воспитанников достаточного уровня компьютерной грамотности. Вместе с тем IT-технологии не является самоцелью, а лишь дополняют применение других методов и образовательных технологий, которые отвечают целям и задачам организуемого мною учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, у меня сложилась собственная система внеурочной деятельности с присущими ей методами и технологиями обучения, которая органично интегрируется в образовательный процесс массовой школы (Рис. 1. Место ИК-технологий в системе внеурочной деятельности).

Образовательный процесс





Внеурочная деятельность

Учебная деятельность в рамках реализации государственных программ по предмету



Участие в научно-практических конференциях, дистанционных конкурсах

Индивидуальные занятия и консультации

Мини-исследования в рамках курса по выбору

Освоение методологии научного исследования

в рамках НОУ




Защита творческих проектов



ИК-технологии




Исследовательская деятельность




Групповые технологии




Технология личностно-ориентированного обучения



Метод проектов




Применяемые технологии


Рис. 1. Место ИК-технологий в системе внеурочной деятельности
Как же я использую возможности IT-технологии в организации внеурочной и внеклассной работы?

Я уверена, что приобщение учащихся к исследовательской деятельности возможно начинать с раннего подросткового возраста (5-6 класс). Одним из главных мотивов исследовательской деятельности для данной категории учащихся является потребность в новой информации, новых впечатлениях. Поэтому я стараюсь поддержать и развить их мотивацию к самостоятельному поиску, изучению и обобщению информации. Эффективное решение данной задачи, по моему мнению, обеспечивается грамотно построенной внеклассной работой по предмету. Так, тематическая неделя английского языка, посвященная страноведению, способствовала включению учащихся в активную познавательную деятельность и включала участие: в заочной викторине «Здравствуй, Шотландия!»; в конкурсе кроссвордов о Шотландии; познавательной игре-конкурсе «Знаешь ли ты Шотландию?» и в конкурсе докладов.

Мероприятия для учащихся включали несколько направлений: информационное, творческое, познавательное. Информационный блок, включающий просмотр видеофильмов: 1) «Шотландия – край замков и вересковых пустошей» (Золотой глобус 30 фильм "Шотландия. Край замков и вересковых пустошей"(http://idocrus.ru/zolotoy-globus/3732-zolotoy-globus-30-film-shotlandiya-kray-zamkov-i-vereskovyh-pustoshey.html), 2) «Лучшие путешествия. Эдинбург и Шотландия» (http://www.torrentino.com/torrents/703730) обеспечил заочное знакомство со страной, ее обычаями, историей и культурой.

Конкурсные задания были построены так, что для решения тех или иных познавательных задач ребята были вынуждены самостоятельно искать информацию, используя ресурсы библиотеки, сети Интернет. Считаю, что важную роль в информационной поддержке при проведении Недели английского языка играет Интернет-сайт школы, который я активно использую для размещения электронных версий конкурсов, викторин, положений и сообщений о результатах конкурсных заданий. Такой способ организации предметной недели не только экономит время и ресурсы, но и имеет свои плюсы: для учащихся - этот конкурс становится не только познавательным, но весьма увлекательным мероприятием; для учителя – способствует насыщенному содержательному и методическому наполнению благодаря визуализации материала и спецэффектам. Кроме того, подобная организация внеклассной работы способствует созданию открытого образовательного пространства.

Поскольку для учащихся 6-х классов характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность навыков работы с информацией, я считаю важным создать ситуацию успеха, оказав педагогическую поддержку учащимся в подготовке и оформлении доклада. Для этой цели 6-классники получили инструкцию по оформлению доклада и список рекомендуемых сайтов для поиска информации.

Авторская разработка «Материалы для проведения Недели английского языка» и методические рекомендации к ним были представлены мною на Всероссийском дистанционном конкурсе «Школьный задачник» в номинации «Задания, стимулирующие познавательный интерес» в 2012 году и получили высокую оценку.

С целью формирования начальных основ лингвистического исследования мною разработана программа интегрированного курса по выбору для учащихся 9-х класса - «Основы лингвистического исследования» (на примере изучения англицизмов в современном русском языке), результатом освоения которой является проведение лингвистических мини-исследований. Не секрет, что сегодня многие подростки увлекаются компьютерными играми и читают специальную литературу. Так, одна из рабочих групп, объединенная интересом к компьютерам и научно-популярным молодежным изданиям, выбрала следующую тему мини-исследования: «Использование англицизмов-неологизмов в молодежном журнале «Игромания». Я подсказала ученицам идею создания лингвистического комментария к данному журналу (в виде небольших статей, дающих толкование тех или иных компьютерных терминов). Таким образом, мне удалось направить личный интерес и увлечение учащихся компьютерными играми на решение конкретных задач лингвистического исследования в рамках внеурочной деятельности. В ходе проведенного мини-исследования учащиеся научились находить информацию и пользоваться специальными толковыми словарями: словарем компьютерной лексики и молодежным он-лайн словарем компьютерного сленга. В данном случае использование специальных он-лайн словарей становится средством и важнейшим условием решения исследовательских задач.

Наиболее эффективной формой организации внеурочной деятельности школьников, сложившейся в моей практике, является сотрудничество с учащимися старших классов (8-11) в рамках гуманитарной секции школьного научного общества с последующим участием моих воспитанников в научно-практических конференциях и дистанционных конкурсах. В соответствии со спецификой предмета (английский и французский языки) были определены основные направления в работе гуманитарной секции: лингвистка, зарубежная литература и страноведение. Основные плюсы и положительные стороны применения IT-технологий во внеурочной деятельности исследовательского и творческого характера я вижу в том, что они дают сегодня возможность нашим ученикам, несмотря на территориальную удаленность, участвовать не только в городских или региональных, но и во всероссийских конкурсах, расширяя тем самым пространство для их творческой самореализации.

В течение последних трех лет мои воспитанники достойно представляли школу в конкурсах исследовательских и творческих работ разного уровня, о чем свидетельствуют данные таблицы.


Уровень мероприятия

Тематика исследовательских и творческих работ

Использование IT-технологий

Дата

Результат

II школьная научно-практическая конференция

Реферат «Использование англицизмов в современном русском языке: за и против»

«Давыдова П., 8 А класс»

Презентация в программе Power Point

2010-2011 уч.г

победитель

II районная научно-практическая конференция школьников

Реферат с элементами исследования «Использование англицизмов на страницах молодежных печатных изданий»

(Давыдова П., 8 А класс)

Презентация в программе Power Point; тематический словарь англицизмов

2010-2011 уч.г

победитель

Всероссийский дистанционный конкурс ученических рефератов «Кругозор»

Реферат с элементами исследования «Использование англицизмов на страницах молодежных печатных изданий»

(Давыдова П., 8 А класс)

Презентация в программе Power Point; тематический словарь англицизмов

2010-2011 уч.г

призер

(3 место)

III школьная научно-практическая конференция школьников

Реферат «Лимерик как феномен английской поэзии нонсенса»

(Куликова М., 9 В класс)

Презентация в программе Power Point;

Буклет

2011-2012 уч.г.

победитель

Всероссийский дистанционный конкурс ученических рефератов «Кругозор»

Реферат «Лимерик как феномен английской поэзии нонсенса»

(Куликова М., 9 В класс)

Презентация в программе Power Point;

Буклет «Пособие по составлению лимериков»

2011-2012 уч.г.

победитель


Районный конкурс знатоков английского языка

Возова М, Рябова Ел., 6 В класс (в составе школьной команды)




2011-2012 уч.г.

победитель

Неделя английского языка.

Конкурс докладов.

Конкурс кроссвордов.

Викторина.

Конкурсная программа для уч-ся 6-х классов «Знаешь ли ты Шотландию?»

(Команды 6А и 6В классов)

Авторский медиапродукт для проведения блиц-турнира; размещение материалов Недели на сайте школы

2011-2012 уч.г.

победитель - команда

6 В класса

Областной открытый конкурс юных переводчиков зарубежной поэзии

(г. Владимир)

Перевод поэтического произведения с французского языка на русский (Кузьмина Дарья,

6 Б класс)

Заочное участие на сайте: http:/library.

vladimir.ru

2012-2013 уч.г.

победитель

III районная научно-практическая конференция школьников

Реферат «Лимерик как феномен английской поэзии нонсенса»

(Куликова Марина, 10Б класс)

Презентация в программе Power Point;

Буклет

2012-2013 уч.г.

призер

(3 место)

Всероссийский дистанционный конкурс ученических рефератов «Кругозор»

Реферат «Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия» (Кузьмина Д., 7 Б класс)

Презентация в программе Power Point;

Буклет

2013-2014 уч.г.

призер (3 место)


Резюмируя вышеизложенное, хочу обозначить основные условия, необходимые для использования IT-технологий при организации внеурочной деятельности творческого и исследовательского характера:

- создание ресурсного обеспечения в кабинете иностранного языка: наличие компьютера, Интернета, видеопроектора, экрана, справочников, словарей, ЭОР, видеотеки;

- тесное сотрудничество с научным обществом учащихся;

- регулярное ознакомление с каталогами исследовательских работ на информационных порталах и сайтах, обеспечивающих поддержку исследовательской деятельности учащихся;

- использование информационных ресурсов Интернета: поисковых систем книг и электронных порталов наиболее крупных библиотек России;

- использование возможностей школьного сайта для организации внеклассной работы по предмету;

- создание авторских медиапродуктов (презентаций, буклетов, проспектов);

- создание специальных практико-ориентированных программ для проведения лингвистических проб;

- участие в научно-практических конференциях, дистанционных конкурсах, сетевых проектах; участие учащихся в обсуждении конкурсных работ.
Литература:


  1. Левицкая Ю.В. ИКТ на уроках страноведения // Английский язык, Изд. дом “Первое сентября”. 2010, №6, с.9–12.

  2. Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей), М.2003, Издание МГДД(Ю)Т.

  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

  4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация внеурочной исследовательской деятельности школьников, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий icon Активизация познавательной деятельности школьников через проектную...
Формирование творческой личности, обладающей элементарными навыками самостоятельной научно-исследовательской работы по математике...
Организация внеурочной исследовательской деятельности школьников, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий icon Инструктивно-методическое письмо по использованию информационно-коммуникационных...
Инструктивно-методическое письмо по использованию информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном...
Организация внеурочной исследовательской деятельности школьников, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий icon Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках...

Организация внеурочной исследовательской деятельности школьников, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий icon Внеклассное мероприятие по литературе для 5-6 классов с использованием...
Цель инсценирования ситуации: развитие предметной и социальной компетенции учащихся, создание условий для формирования учебной деятельности...
Организация внеурочной исследовательской деятельности школьников, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий icon Иванченко Дмитрий Алексеевич
Стремительное развитие коммуникационных технологий и рост популярности дистанционного интернет-обучения в России обуславливают актуальность...
Организация внеурочной исследовательской деятельности школьников, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий icon Толекова Мария Исабаевна Портфолио учителя Отчёт а группа №8 3 -го уровня Город Алматы 2013 год
Программы Кембриджского университета «Использование информационно-коммуникационных технологий» в серию уроков
Организация внеурочной исследовательской деятельности школьников, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий icon План работы школьного методического объединения учителей гуманитарного...
...
Организация внеурочной исследовательской деятельности школьников, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий icon К вопросу о роли учителя при организации исследовательской деятельности...
Десь отведена исследовательской работе школьников, а также методике ее организации, способствующей расширению геологических знаний...
Организация внеурочной исследовательской деятельности школьников, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий icon Воспитание правовой культуры детей и молодёжи с применением информационно-коммуникационных...
Правовой культуре. Каждому гражданину необходимо уметь правильно ориентироваться в политической обстановке, видеть социальную основу...
Организация внеурочной исследовательской деятельности школьников, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий icon Программа внеурочной деятельности обучающихся в рамках фгос ноо с....
Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции