ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ, ОСНОВАННОЙ НА ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Абрагина Ольга Дмитриевна, учитель иностранного языка МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Юрьев-Польского», г. Юрьев-Польский Владимирской области, e-mail: o-abragina@rambler.ru
Аннотация: Самостоятельное приобретение знаний, умение применять полученные знания при решении разнообразных познавательных, а также практических задач - суть процесса образования и его результата. Вот почему современный образовательный процесс не может замыкаться только на уроке, на учебнике, на учителе. Самостоятельный поиск, самостоятельные «открытия» требуют умения работать с разнообразной информацией. Данная статья отражает точку зрения учителя иностранного языка на проблему информатизации внеурочной деятельности.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, образовательные технологии, Интернет-сайт школы, Интернет-ресурсы, информационная образовательная среда, дистанционные конкурсы, открытое образовательное пространство, интеграция информационной и предметной подготовки учащихся.
Школа, в которой я работаю, в течение нескольких лет ведет системную работу с обучающимися в рамках реализации внутришкольной программы «Одаренные дети». Вот почему проблема развития навыков учебно-исследовательской и творческой деятельности стала значимым направлением моей педагогической деятельности, о чем свидетельствует выбранная тема по самообразованию: «Развитие навыков исследовательской работы и информационной культуры на основе интеграции учебной и внеурочной деятельности учащихся».
Таким образом, основная цель моей педагогической деятельности в рамках работы с «одаренными» детьми – это содействие в развитии творческих способностей и навыков исследовательской деятельности учащихся, основанное на применении IT - технологий. Данная цель включает в себя решение следующих задач:
1) Создание образовательной среды (включая технические, мотивационные, информационные, организационные ресурсы) для вовлечения учащихся в творческую и исследовательскую деятельность.
2) Разработку авторских материалов (специальных образовательных программ и дидактических материалов, ЦОР) по методическому сопровождению творческой и исследовательской деятельности.
3) Углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки.
Следует отметить, что реализация перечисленных задач практически невозможна без применения информационных технологий, поскольку создание образовательной среды предполагает работу учащихся с разными информационными источниками, включая Интернет-ресурсы, а обработка полученных в ходе исследования статистических данных (составление графиков, схем и диаграмм), а также наглядное представление результатов работы (подготовка компьютерных презентаций) требует от воспитанников достаточного уровня компьютерной грамотности. Вместе с тем IT-технологии не является самоцелью, а лишь дополняют применение других методов и образовательных технологий, которые отвечают целям и задачам организуемого мною учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, у меня сложилась собственная система внеурочной деятельности с присущими ей методами и технологиями обучения, которая органично интегрируется в образовательный процесс массовой школы (Рис. 1. Место ИК-технологий в системе внеурочной деятельности).
Образовательный процесс
Внеурочная деятельность
Учебная деятельность в рамках реализации государственных программ по предмету
Участие в научно-практических конференциях, дистанционных конкурсах
Индивидуальные занятия и консультации
Мини-исследования в рамках курса по выбору
Освоение методологии научного исследования
в рамках НОУ
Защита творческих проектов
ИК-технологии
Исследовательская деятельность
Групповые технологии
Технология личностно-ориентированного обучения
Метод проектов
Применяемые технологии
Рис. 1. Место ИК-технологий в системе внеурочной деятельности
Как же я использую возможности IT-технологии в организации внеурочной и внеклассной работы?
Я уверена, что приобщение учащихся к исследовательской деятельности возможно начинать с раннего подросткового возраста (5-6 класс). Одним из главных мотивов исследовательской деятельности для данной категории учащихся является потребность в новой информации, новых впечатлениях. Поэтому я стараюсь поддержать и развить их мотивацию к самостоятельному поиску, изучению и обобщению информации. Эффективное решение данной задачи, по моему мнению, обеспечивается грамотно построенной внеклассной работой по предмету. Так, тематическая неделя английского языка, посвященная страноведению, способствовала включению учащихся в активную познавательную деятельность и включала участие: в заочной викторине «Здравствуй, Шотландия!»; в конкурсе кроссвордов о Шотландии; познавательной игре-конкурсе «Знаешь ли ты Шотландию?» и в конкурсе докладов.
Мероприятия для учащихся включали несколько направлений: информационное, творческое, познавательное. Информационный блок, включающий просмотр видеофильмов: 1) «Шотландия – край замков и вересковых пустошей» (Золотой глобус 30 фильм "Шотландия. Край замков и вересковых пустошей"(http://idocrus.ru/zolotoy-globus/3732-zolotoy-globus-30-film-shotlandiya-kray-zamkov-i-vereskovyh-pustoshey.html), 2) «Лучшие путешествия. Эдинбург и Шотландия» (http://www.torrentino.com/torrents/703730) обеспечил заочное знакомство со страной, ее обычаями, историей и культурой.
Конкурсные задания были построены так, что для решения тех или иных познавательных задач ребята были вынуждены самостоятельно искать информацию, используя ресурсы библиотеки, сети Интернет. Считаю, что важную роль в информационной поддержке при проведении Недели английского языка играет Интернет-сайт школы, который я активно использую для размещения электронных версий конкурсов, викторин, положений и сообщений о результатах конкурсных заданий. Такой способ организации предметной недели не только экономит время и ресурсы, но и имеет свои плюсы: для учащихся - этот конкурс становится не только познавательным, но весьма увлекательным мероприятием; для учителя – способствует насыщенному содержательному и методическому наполнению благодаря визуализации материала и спецэффектам. Кроме того, подобная организация внеклассной работы способствует созданию открытого образовательного пространства.
Поскольку для учащихся 6-х классов характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность навыков работы с информацией, я считаю важным создать ситуацию успеха, оказав педагогическую поддержку учащимся в подготовке и оформлении доклада. Для этой цели 6-классники получили инструкцию по оформлению доклада и список рекомендуемых сайтов для поиска информации.
Авторская разработка «Материалы для проведения Недели английского языка» и методические рекомендации к ним были представлены мною на Всероссийском дистанционном конкурсе «Школьный задачник» в номинации «Задания, стимулирующие познавательный интерес» в 2012 году и получили высокую оценку.
С целью формирования начальных основ лингвистического исследования мною разработана программа интегрированного курса по выбору для учащихся 9-х класса - «Основы лингвистического исследования» (на примере изучения англицизмов в современном русском языке), результатом освоения которой является проведение лингвистических мини-исследований. Не секрет, что сегодня многие подростки увлекаются компьютерными играми и читают специальную литературу. Так, одна из рабочих групп, объединенная интересом к компьютерам и научно-популярным молодежным изданиям, выбрала следующую тему мини-исследования: «Использование англицизмов-неологизмов в молодежном журнале «Игромания». Я подсказала ученицам идею создания лингвистического комментария к данному журналу (в виде небольших статей, дающих толкование тех или иных компьютерных терминов). Таким образом, мне удалось направить личный интерес и увлечение учащихся компьютерными играми на решение конкретных задач лингвистического исследования в рамках внеурочной деятельности. В ходе проведенного мини-исследования учащиеся научились находить информацию и пользоваться специальными толковыми словарями: словарем компьютерной лексики и молодежным он-лайн словарем компьютерного сленга. В данном случае использование специальных он-лайн словарей становится средством и важнейшим условием решения исследовательских задач.
Наиболее эффективной формой организации внеурочной деятельности школьников, сложившейся в моей практике, является сотрудничество с учащимися старших классов (8-11) в рамках гуманитарной секции школьного научного общества с последующим участием моих воспитанников в научно-практических конференциях и дистанционных конкурсах. В соответствии со спецификой предмета (английский и французский языки) были определены основные направления в работе гуманитарной секции: лингвистка, зарубежная литература и страноведение. Основные плюсы и положительные стороны применения IT-технологий во внеурочной деятельности исследовательского и творческого характера я вижу в том, что они дают сегодня возможность нашим ученикам, несмотря на территориальную удаленность, участвовать не только в городских или региональных, но и во всероссийских конкурсах, расширяя тем самым пространство для их творческой самореализации.
В течение последних трех лет мои воспитанники достойно представляли школу в конкурсах исследовательских и творческих работ разного уровня, о чем свидетельствуют данные таблицы.
Уровень мероприятия
|
Тематика исследовательских и творческих работ
|
Использование IT-технологий
|
Дата
|
Результат
|
II школьная научно-практическая конференция
|
Реферат «Использование англицизмов в современном русском языке: за и против»
«Давыдова П., 8 А класс»
|
Презентация в программе Power Point
|
2010-2011 уч.г
|
победитель
|
II районная научно-практическая конференция школьников
|
Реферат с элементами исследования «Использование англицизмов на страницах молодежных печатных изданий»
(Давыдова П., 8 А класс)
|
Презентация в программе Power Point; тематический словарь англицизмов
|
2010-2011 уч.г
|
победитель
|
Всероссийский дистанционный конкурс ученических рефератов «Кругозор»
|
Реферат с элементами исследования «Использование англицизмов на страницах молодежных печатных изданий»
(Давыдова П., 8 А класс)
|
Презентация в программе Power Point; тематический словарь англицизмов
|
2010-2011 уч.г
|
призер
(3 место)
|
III школьная научно-практическая конференция школьников
|
Реферат «Лимерик как феномен английской поэзии нонсенса»
(Куликова М., 9 В класс)
|
Презентация в программе Power Point;
Буклет
|
2011-2012 уч.г.
|
победитель
|
Всероссийский дистанционный конкурс ученических рефератов «Кругозор»
|
Реферат «Лимерик как феномен английской поэзии нонсенса»
(Куликова М., 9 В класс)
|
Презентация в программе Power Point;
Буклет «Пособие по составлению лимериков»
|
2011-2012 уч.г.
|
победитель
|
Районный конкурс знатоков английского языка
|
Возова М, Рябова Ел., 6 В класс (в составе школьной команды)
|
|
2011-2012 уч.г.
|
победитель
|
Неделя английского языка.
|
Конкурс докладов.
Конкурс кроссвордов.
Викторина.
Конкурсная программа для уч-ся 6-х классов «Знаешь ли ты Шотландию?»
(Команды 6А и 6В классов)
|
Авторский медиапродукт для проведения блиц-турнира; размещение материалов Недели на сайте школы
|
2011-2012 уч.г.
|
победитель - команда
6 В класса
|
Областной открытый конкурс юных переводчиков зарубежной поэзии
(г. Владимир)
|
Перевод поэтического произведения с французского языка на русский (Кузьмина Дарья,
6 Б класс)
|
Заочное участие на сайте: http:/library.
vladimir.ru
|
2012-2013 уч.г.
|
победитель
|
III районная научно-практическая конференция школьников
|
Реферат «Лимерик как феномен английской поэзии нонсенса»
(Куликова Марина, 10Б класс)
|
Презентация в программе Power Point;
Буклет
|
2012-2013 уч.г.
|
призер
(3 место)
|
Всероссийский дистанционный конкурс ученических рефератов «Кругозор»
|
Реферат «Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия» (Кузьмина Д., 7 Б класс)
|
Презентация в программе Power Point;
Буклет
|
2013-2014 уч.г.
|
призер (3 место)
|
Резюмируя вышеизложенное, хочу обозначить основные условия, необходимые для использования IT-технологий при организации внеурочной деятельности творческого и исследовательского характера:
- создание ресурсного обеспечения в кабинете иностранного языка: наличие компьютера, Интернета, видеопроектора, экрана, справочников, словарей, ЭОР, видеотеки;
- тесное сотрудничество с научным обществом учащихся;
- регулярное ознакомление с каталогами исследовательских работ на информационных порталах и сайтах, обеспечивающих поддержку исследовательской деятельности учащихся;
- использование информационных ресурсов Интернета: поисковых систем книг и электронных порталов наиболее крупных библиотек России;
- использование возможностей школьного сайта для организации внеклассной работы по предмету;
- создание авторских медиапродуктов (презентаций, буклетов, проспектов);
- создание специальных практико-ориентированных программ для проведения лингвистических проб;
- участие в научно-практических конференциях, дистанционных конкурсах, сетевых проектах; участие учащихся в обсуждении конкурсных работ.
Литература:
-
Левицкая Ю.В. ИКТ на уроках страноведения // Английский язык, Изд. дом “Первое сентября”. 2010, №6, с.9–12.
-
Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей), М.2003, Издание МГДД(Ю)Т.
-
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
-
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.
|