Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальное учреждение- «Управление образования»
МР «Верхневилюйский улус»
МОУ- «Верхневилюйская СОШ №2 им. М.Т.Егорова»
«РЕКОМЕНДОВАНО» педагогическим советом
МБОУ- «ВВСОШ №2 им. М.Т.Егорова»
протокол № ____
от «___» ____________ 2011 г.
| «СОГЛАСОВАНО»
Начальник МУ УО
МР «Верхневилюйский улус» ______________ С.А.Михалев
«____» _____________ 2011 г.
| «УТВЕРЖДЕНО»
Директор МБОУ - «ВВСОШ №2 им. М.Т.Егорова»
____________ А.В.Захаров
«___» ____________2011 г.
|
Программа внеурочной деятельности
обучающихся в рамках ФГОС НОО
с.Верхневилюйск, 2011 год Нормативно-правовой и документальной основой программы внеурочной деятельности обучающихся являются Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Устав общеобразовательного учреждения МОУ «Верхневилюйская СОШ № 2 им. М.Т.Егорова», Концепция воспитательной системы ОУ.
Данная модель представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности для учащихся 1-2-3-4 классов и структурирована в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности: спортивно- оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.
Цель внеурочной деятельности: Создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций своего народа.
Принципы организации внеурочной деятельности:
1.Соответствие возрастным и гендерным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности. При разработке программ курсов обязательно учитываются возрастные особенности, а также гендерные различия девочек и мальчиков.
2.Опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности в школе. В школе сильно поставлена система работы по дополнительному образованию детей по художественно-эстетической, спортивно-оздоровительной, эколого-биологической, туристско- краеведческой, культурологической направленностям. Большое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию детей. Успешно работают вокальные ансамбли, хоровые коллективы, танцевальный ансамбль «Вервил».
3.Опора на ценности воспитательной системы школы. Образовательная среда в школе строится на таких параметрах, как гуманизация образования (приоритет общечеловеческих и национально-этнических ценностей, свободное развитие личности, воспитание гражданственности и любви к Родине), перенос акцента с обучающей деятельности на организацию активной познавательной деятельности ребенка.
4.Свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка. Классный руководитель совместно с педагогом-психологом на основании тестирования и личной беседы с ребенком и их родителями (законными представителями) выявляет интересы, склонности ребенка.
5.Этнокультурные ценности. По Поповой Г.С.- Санаайа, в идентификации человека важную роль играет природно-ландшафтный фактор-фактор родной земли, духа родной земли. Этническая идентичность обязательно связана с исторической родиной. В разрабатываемых программах курса по внеурочной деятельности учителя в качестве регионального материала используют персоналии выдающихся личностей, известных граждан улуса, творческое наследие писателей, поэтов, художников, артистов и т.д., родословную семей, памятники истории и культуры, флору и фауну родного улуса.
Названные принципы определяют специфику организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов.
Ресурсы для организации внеурочной деятельности
1.Педагогические ресурсы:
-педагоги школы;
-педагог дополнительного образования ЦВРиДО «Тускул»;
-социальный педагог;
-педагог-психолог;
-библиотекарь;
-медицинский работник;
-работник музея школы музея;
-сотрудники музея этнопедагогики им. К.С.Чиряева с.Оросу;
-родители с педагогическим образованием.
2.Научно-методическое обеспечение:
-специалисты Муниципального учреждения- «Управление образования»
-преподаватели Института развития образования и повышения квалификации учителей
3.Материально-техническое обеспечение:
Начальная школа располагает отдельным зданием, соответствующим Санитарно-эпидемиологическим и противопожарным правилам и нормам. В области материально-технического обеспечения образовательного процесса в школе оборудовано: 8 кабинетов, 1 комната отдыха, медицинский кабинет, кабинет психолога.
Все кабинеты оснащены проекторами и экранами.
Имеется столовая, в которой организовано двухразовое питание
4.Информационное обеспечение
-библиотечный фонд школы;
-медиатека (набор дисков по различным областям знаний, электронные детские энциклопедии);
-видеотека школьного пресс-центра «Сыккыс» (серия дисков «Воины-земляки», «Олохтоох суруйааччылар суолларынан», «Торообут улууспут кэрэ костуулэрэ» и т.д.);
-авторские настольные игры на развитие памяти и логики. Социальное партнерство с социумом и образовательными учреждениями
по внеурочной деятельности
Режим работы ВУД
14.00-14.40-1-е занятие
14.40-14.50-перемена
14.50-15.30-2-е занятие
15.30-15.40-перемена
15.40-16.20-3-е занятие
Основные модули программы на 2011-2012 учебный год
Предусмотренные данной программой занятия проводятся в смешанных группах, состоящих из учащихся разных классов.
Каждый из модулей предполагает организацию определенного направления внеурочной деятельности и направлен на решение своих педагогических задач.
№ п/п
| Название модуля
| Количество часов в неделю
| Кадровое обеспечение
| 1.Спортивно-оздоровительное направление
| 1.1.
| Программа курса «Обугэлэрбит оонньуулара»
| 2 ч.
| Абрамова Л.Д., учитель физической культуры
| 1.2.
| Программа курса «Шахматы»
| 5 ч.
| Егоров А.П., учитель физики
| 2.Художественно-эстетическое направление
| 2.1.
| Программа курса «Народные танцы»
| 4 ч.
| Егоров Д.Д.,педагог дополнительного образования ЦВРиДО «Тускул»
| 2.2.
| Программа курса «Хомус аптаах доро5оонноро»
| 2 ч.
| Слюгрова С.Т, учитель начальных классов
| 2.3.
| Программа курса «В мире прекрасного»
| 2 ч.
| Слюгрова С.Т, учитель начальных классов
| 2.4.
| Программа курса «Волшебные пальчики»
| 2 ч.
| Иванова С.И., учитель начальных классов
| 2.5.
| Программа курса «Прикладное творчество детей «Уьуйаан»
| 2 ч.
| Яковлева И.М., учитель начальных классов
| 2.6.
| Программа курса «Чудесная мастерская»
| 5 ч.
| Алексеева Е.В., учитель технологии
|
| Программа курса «В гостях у сказки»
| 2 ч.
| Алексеева У.В., учитель начальных классов
| 3.Научно-познавательное направление
| 3.1.
| Программа курса «Айыл5а о5ото»
| 2 ч.
| Николаева И.В., учитель начальных классов
| 3.2.
| Программа курса «Веселая математика»
| 2 ч.
| Сортолова Г.С., учитель начальных классов
| 3.3.
| Программа курса «Игротека»
| 1 ч.
| Алексеева У.В., учитель начальных классов
| 4.Военно-патриотическое направление
| 4.1.
| Программа курса «Торут дойдум-Уоьээ Булуум»
| 1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
| Слюгрова С.Т.
Николаева И.В.
Евдокимова М.Н.
Иванова С.И.
учителя начальных классов
| 4.2.
| Программа курса «Удьуор утума»
| 1 ч.
| Корякин Н.П., родитель, советник Главы улуса по культуре
| 5.Общественно-полезная деятельность
| 5.1.
| Программа курса «Росток»
| 5 ч.
| Васильева Е.П., учитель биологии
|
| Программа курса «
| 1 ч.
| Алексеева У.В., учитель начальных классов
| 6.Проектная деятельность
| 6.1.
| Программа курса «Клуб почемучек»»
| 2 ч.
| Иванова С.И.,учитель начальных классов
| 6.2.
| Программа курса «Физика вокруг нас»
| 3 ч.
| Григорьева Н.В., учитель физики
| Всего часов
| 48 ч.
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников
Критерии отслеживания обучающихся
на основе компетентностного подхода
Ключевые компетентности
| Критерии компетентности
| Методический инструментарий
| Компетентность в сфере спортивно-оздоровительной деятельности
| Участвовать в разнообразных спортивных играх, соревнованиях, в т.ч. по национальным видам спорта
Соблюдать нормы личной гигиены
Рассказать о спортсменах своего наслега, улуса, республики
| Учебные нормативы с учетом возрастных, индивидуальных, гендерных особенностей развития ребенка
«Портфолио личных достижений»
Методы врачебного исследования и диагностики (наблюдение состояния здоровья)
Педагогическое наблюдение
Наблюдение родителей
| Компетентность в сфере художественно-эстетической деятельности
| Участвовать в конкурсах песни и танца «Сулусчаан», «Полярная звезда», «Ыллаа-туой, уол о5о»
Уметь играть на хомусе.
Рассказать о художниках, скульпторах, мастерах-умельцах из своего наслега, улуса, республики
| «Портфолио личных достижений»
Тест «Особенности творческого воображения»
Педагогическое наблюдение
Наблюдение родителей
| Компетентность в сфере научно-познавательной деятельности
| Проявлять творческую и поисковую активность.
Участвовать с докладом в различных научно-практических конференциях.
Рассказать о выдающихся достижениях ученых-земляков
.
| Методики изучения развития познавательных процессов личности ребёнка.
Педагогическое наблюдение
Наблюдение родителей
«Портфолио личных достижений»
| Компетентность в сфере военно-патриотической деятельности
| Исполнить Гимн улуса, республики на торжественных мероприятиях
Выполнять Правил для учащихся, Устава школы.
Выполнять Правила для учащихся РС (Я)
Участвовать в массовых мероприятиях школы (Парад Победы, смотр строя и песни и т.д.)
Освоить этнические игры.
Рассказать о выдающихся, известных людях своего наслега, улуса, республики.
Проводить виртуальные экскурсии по памятным местам, памятникам истории и культуры.
Почитать знаменательные даты своего улуса
| Методики «Недописанный тезис»
Тестирование
Викторины «Знаешь ли ты родной улус?»
Беседа учителя
Показатели социальной активности ребенка внутри класса, школы и местного социума
Педагогическое наблюдение
Наблюдение родителей
Вопросники
| Компетентность в сфере общественно-полезной деятельности
| Повседневный обслуживающий труд в семье и школе.
Трудиться на пришкольном участке школы, на личном огороде.
Участвовать в озеленении территории школы.
Посадка и уход за комнатными растениями.
Уход за домашними животными.
| Педагогическое наблюдение
Наблюдение родителей
Анкетирование
Вопросники
| Компетентность в сфере проектной деятельности
| Разработать и защищать собственный образовательный или социальный проекта, бизнес-проект.
| Педагогическое наблюдение
Наблюдение родителей
| Диагностическая программа изучения уровней
проявления ключевых компетентностей учащихся (по Долгунову В.С.)
Показатели
| Ярко проявляется
| Проявляется
| Слабо проявляется
| Не проявляется
| Патриотизм
| Интересуется и гордится историей и культурой Отечества и малой родины (села, улуса, республики)
| Интересуется всем этим, но активной позиции не проявляет
| Мало интересуется историко-культурным прошлым и настоящим Отечества
| Пренебрежительно относится к истории и отечественной культуре
| Интернацио
нализм
| Интересуется культурой и традициями других народов, пресекает пренебрежительное отношение к ним
| Проявляет интерес и уважение к культуре и традициям других национальностей
| Не проявляет интереса к культуре других национальнос
тей
| Пренебрежительно относится к культуре и традициям других национальностей
| Коллективизм
| Уважает интересы коллектива, организует и принимает активное участие в делах коллектива
| Считается с интересами коллектива, принимает участие в проводимых им делах
| Участвует в делах коллектива при побуждении со стороны товарищей или взрослых
| Не уважает интересы коллектива, не считается с его требованиями
| Трудолюбие
| Осознает личную и общественную ценность труда, организует общественно-полезный труд в школе и социуме
| Осознает личную и общественную ценность труда, исполнителен в труде, принимает участие в организуемых трудовых операциях
| Не осознает необходимости трудиться, трудится при наличии требований и контроля со стороны
| Не любит трудиться, уклоняется от труда даже при наличии требований и контроля
| Организован
ность
| Планирует свои действия, продумывает их порядок, добивается эффективности своей деятельности, умеет организовать деятельность других
| Планирует свои действия, продумывает их порядок, добивается эффективности своей деятельности
| Упорядочивает свою деятельность при помощи и под контролем взрослых и товарищей
| Не умеет и не стремится упорядочить свою деятельность, не планирует своим действия, не продумывает их порядок
| Творческое отношение к делу
| Выполняет учебные и трудовые задания увлеченно, с высоким качеством, оригинально, приобщает к творческом созиданию других
| Выполняет учебный и трудовые задания увлеченно, с высоким качеством, оригинально
| Участвует в творческой работе при побуждении со стороны взрослых и товарищей
| Не проявляет интереса к созданию новых оригинальных культурных и материальных ценностей
| Дисциплинированность
| Соблюдает заведенный порядок, управляет своим поведением в соответствии с поставленными задачами, нетерпимо относится к нарушителям дисциплины
| Соблюдает заведенный порядок, управляет своим поведением в соответствии в поставленными задачами
| Соблюдает заведенный порядок, управляет своим поведением в соответствии в поставленными задачами по принуждению и под контролем
| Не соблюдает заведенный порядок, не управляет своим поведением в соответствии с поставленными задачами
| Ответствен
ность
| Добросовестно относится к своим обязанностям, стремится к достижению положительного результата в своих и коллективных делах, требует ответственности и от других
| Добросовестно относится к своим обязанностям, стремится к достижению положительного результата в своем деле
| Недостаточно добросовестно относится к порученному делу, требует контроля со стороны взрослых и товарищей
| Недобросовестно относится к своим обязанностям даже при наличии контроля со стороны взрослых и товарищей
| Честность и правдивость
| Верен своему слову, правдив с учителями, товарищами, добровольное признается в своих поступках и требует того же от других
| Верен своему слову, правдив с учителями, товарищами, добровольное признается в своих поступках, но не требует того же от других
| Не всегда выполняет обещания, не сразу признается в своих поступках, а лишь после осуждения старшими и товарищами
| Часто неискренен, обманывает старших
| Забота о своем здоровье
| Бережно и рационально относится к своему телу, психике, образу жизни, приобщает к здоровому образу жизни других
| Бережно и рационально относится к своему телу, психике, образу жизни
| Не осознает необходимости в ведении здорового образа жизни, проявляет заботу о своем здоровье эпизодически и под воздействием взрослых и товарищей
| Имеет вредные привычки, ведет образ жизни, наносящий вред физическому и психическому здоровью
| Стремление к самосовершенствованию
| Объективно оценивает свои познавательные возможности, черты характера, настойчиво работает над собой
| Объективно оценивает свои познавательные возможности, черты характера, недостаточно работает над собой
| Несамокритичен в оценке своих познавательных возможностей и черт характера, в работе над собой требует постоянной стимуляции со стороны товарищей и взрослых
| Несамокритичен и нетребователен к себе, конфликтно воспринимает объективные оценки учебных возможностей и черт характера со стороны товарищей и учителей
| Использованная литература при разработке программы:
1.Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования.
2.Долгунов В.С. Проблемы личностного образования учащихся. Якутск, 2007
3.Долгунов В.С. Качество современного образования школьников. Якутск, 2008
3.Попова Г.С. Триединство в духовной культуре этноса. Санкт-Петербург, 2010 |