Иванченко Дмитрий Алексеевич
кандидат социологических наук, доцент филиала Российского государственного социального университета в г. Электросталь
Адрес: 144007, Московская обл., г. Электросталь, ул. Мира, д. 19-а
Телефон: 8 (257) 1-02-16
E-mail: idmi@mail.ru
Аннотация:
В статье раскрываются принципиальные возможности использования блог-технологий для организации дистанционного интернет-обучения, представлены основные преимущества использования блогов по сравнению с традиционными средствами дистанционного обучения, выявлены некоторые особенности и перспективы повышения эффективности процесса взаимодействия преподавателей и учащихся в интернет-среде.
Перспективы применения блог-технологий
в интернет-обучении
Стремительное развитие коммуникационных технологий и рост популярности дистанционного интернет-обучения в России обуславливают актуальность использования современных коммуникационных технологий в процессе интерактивного взаимодействия преподавателя и учащегося в процессе обучения.
Сегодня в интернет-среде все большую популярность получает использование блог-технологий (web-log, или blog (от англ. web log, — здесь — «сетевой журнал событий»)), которые позволяют, не имея специальных знаний, осуществлять быструю и доступную публикацию в Интернете различных данных, обычно хронологически упорядоченных, и организовывать виртуальные сообщества для интерактивного общения пользователей.
На Западе блогосфера достаточно давно находится в поле зрения исследователей и ученых, занимающихся вопросами информационных и коммуникационных технологий, а в последнее время блоги начинают использовать и для целей дистанционного обучения (см., например список блогов, посвященных дистанционному обучению: http://blog.articulate.com/the-19-best-elearning-blogs/ (на англ.)).
В России наиболее популярны следующие сервисы для ведения блогов: англоязычные — Livejournal (http://www.livejournal.com/), Blogger (http://www.blogger.com/), Typepad (http://www.typepad.com/), MSN Spaces (http://spaces.msn.com/) и русскоязычные — LJ.Rossia.org (http://lj. rossia.org), Diary (http://www.diary.ru/), Liveinternet (http://www.liveinternet.ru/), Блоги@Mail.Ru (http://blogs.mail.ru/), Рамблер Планета (http://planeta.rambler.ru/) и др.
На наш взгляд, использование блогов в качестве среды сетевого общения имеет ряд очевидных преимуществ перед электронной почтой, форумами, новостными группами и чатами, традиционно используемыми в дистанционном интернет-обучении, в силу следующих достоинств:
Простота использования и доступность:
использование блогов не требует от пользователя специальных знаний, позволяя, между тем, оперативную публикацию любой информации (текст, графика, аудио- и видеофайлы, анимация и др.);
удобный для чтения и восприятия информации интерфейс, настраиваемый пользователем в соответствии со своими потребностями;
использование специальных программ-клиентов, позволяющих удобным образом публиковать информацию как при помощи персонального компьютера, так и посредством мобильных средств связи (мобильный телефон, коммуникатор, смартфон);
большинство блог-сервисов построено на философии open-source т.е. доступны исходные программные коды всего сервера и клиентов, что позволяет исправить ошибки, добавлять новые функциональные модули и т.д.
Эффективность организации информационного пространства:
организация персонального информационного пространства пользователя в виде дневника (журнала), позволяющего публиковать, хранить, обрабатывать, передавать различную по виду и содержанию информацию и осуществлять ее поиск во всем массиве данных;
возможность создания сообществ (коммюнити), которые могут администрировать несколько человек, с персональными настройками доступа для авторов и комментаторов;
единая система адресации для сообщений и документов;
применение rss-потоков (RSS – семейство XML-форматов) для упорядочения сообщений лент новостей, анонсов статей, изменений в блогах и др., и синдикации контента, благодаря чему автор или администратор имеют возможность рассылать материалы блога или их части на другие интернет-ресурсы;
организация системы рубрикации, позволяющей формировать как древовидную структуру для хранения информации, так и произвольным образом присваивать сообщениям и документам ключевые слова, помещая их в разные рубрики;
использование механизма автоматической обратной связи (trackback), позволяющего обмениваются уведомлениями о появлении на блоге новой информации (комментария), связанной с предыдущей заметкой и т.д.
Интерактивность и мультимедийность:
возможность пользователю одновременно администрировать несколько дневников или сообществ (коммюнити);
к любой записи в блоге можно добавлять комментарии в виде текста, аудио- или видеоинформации, которые выстраиваются в виде иерархического «дерева»;
разветвленность полемики и возможность ведения нескольких дискуссий одновременно в удобное для себя время;
двусторонняя mail-интеграция, подразумевающая возможность как получать новые сообщения и комментарии, так и отправлять ответы и публиковать свои сообщения посредством электронной почты;
использование механизма, позволяющего легко следить за новыми записями любого количества пользователей, а также регулировать доступ к своим собственным записям (избранное, френд-лента и пр.);
возможность создавать опросы и тесты по интересующей тематике с мгновенной публикацией результатов;
публикация анонсов, аннотаций и дайджестов на любые материалы и события блогосферы;
применение wiki-технологии, которая подразумевает совместную работу и изменение контента любым количеством пользователей;
использование тегов для оформления и форматирования документов, создания гиперссылок и т.д.
-
Надежность и безопасность:
только владелец ресурса может вносить в него новые записи, что позволяет избавиться от обычной для гостевых книг проблемы «загрязнения» нелегитимными сообщениями страниц дневника;
защита от спама (несанкционированных сообщений рекламного характера) в комментариях;
-
возможность запрета на просмотр записей какому-то конкретному пользователю и незарегистрированным пользователям;
возможность создания резервной копии содержимого дневника или сообщества с сохранением всех комментариев, связей и т.д. в электронном виде для размещения на другом ресурсе;
генерация страниц, отдельного дневника или сообщества с комментариями в формат *.doc, *.rtf или *.pdf. для печати или онлайн просмотра и т.д.
Мы считаем, что большой коммуникационный потенциал и возможности, предоставляемые блог-технологиями, позволяют по-новому подойти к решению таких вопросов организации дистанционного обучения, как:
организация личного информационного пространства преподавателей и учащихся, в котором суммируются все документы и сообщения пользователя, хранящиеся в одном месте, что позволяет не только осуществлять кросcпостинг (публикацию сообщения более чем в одно сообщество), но и облегчает работу с накопленными данными;
организация открытых и закрытых сообществ для коллективного обсуждения различных вопросов и осуществления совместной работы под наблюдением модератора (преподавателя), что существенно расширяет эффективность групповой учебной деятельности;
создание электронных и медиабиблиотек, в состав которых будут включены каталогизированные тематические базы обучающих, справочных, иллюстративных и др. документов и данных для обеспечения адресного поиска и свободного сетевого доступа;
обеспечение оперативной и надежной связи между учащимся и преподавателем для решения вопросов, получения ответов, обсуждения текущих проблем и организационных моментов;
удобство добавления, чтения и поиска нужных сообщений дает возможность для разворачивания конструктивных дискуссий, которые являются неотъемлемой частью педагогического процесса;
предоставление учащимся возможности обмена информацией друг с другом для само- и взаимообучения;
использование электронных конспектов и лекций, когда обучающимся пересылаются тексты в электронном виде, выдержки из рекомендованной литературы и т.п., а затем проводятся групповые консультации;
применение в учебном процессе тестов и опросов, позволяющих выявить промежуточный уровень знаний или определить отношение учащихся к какой-либо проблеме и т.д.
Повышение эффективности процесса взаимодействия пользователей в интернет-среде, многообразие принципиальных особенностей и различных возможностей блог-технологий, а также относительная дешевизна использования подобного сервиса как преподавателями, так и учащимися, обуславливает серьезные перспективы применения подобных коммуникационных технологий и предопределяет необходимость их глубокого изучения и экспериментальных исследований на практике.
Можно предположить, что при выборе правильной стратегии организации и управления виртуальным сообществом в процессе дистанционного обучения, в результате совместной деятельности преподавателей и студентов, будут решены основные педагогические задачи, а также отмечен личностный рост учащихся, выражающийся в появлении новых навыков и умений, необходимых для самообучения и саморазвития.
Автор будет признателен за конструктивные замечания и пожелания, которые можно присылать по адресу: 144007, Московская область, г. Электросталь, ул. Мира, д. 19-а, филиал Российского государственного социального университета и по электронной почте: idmi@mail.ru.
|