Иванченко Дмитрий Алексеевич




Скачать 62.98 Kb.
Название Иванченко Дмитрий Алексеевич
Дата публикации 22.05.2014
Размер 62.98 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Лекции > Документы
Иванченко Дмитрий Алексеевич

кандидат социологических наук, доцент филиала Российского государственного социального университета в г. Электросталь
Адрес: 144007, Московская обл., г. Электросталь, ул. Мира, д. 19-а
Телефон: 8 (257) 1-02-16
E-mail: idmi@mail.ru

Аннотация:

В статье раскрываются принципиальные возможности использования блог-технологий для организации дистанционного интернет-обучения, представлены основные преимущества использования блогов по сравнению с традиционными средствами дистанционного обучения, выявлены некоторые особенности и перспективы повышения эффективности процесса взаимодействия преподавателей и учащихся в интернет-среде.

Перспективы применения блог-технологий
в интернет-обучении

Стремительное развитие коммуникационных технологий и рост популярности дистанционного интернет-обучения в России обуславливают актуальность использования современных коммуникационных технологий в процессе интерактивного взаимодействия преподавателя и учащегося в процессе обучения.

Сегодня в интернет-среде все большую популярность получает использование блог-технологий (web-log, или blog (от англ. web log, — здесь — «сетевой журнал событий»)), которые позволяют, не имея специальных знаний, осуществлять быструю и доступную публикацию в Интернете различных данных, обычно хронологически упорядоченных, и организовывать виртуальные сообщества для интерактивного общения пользователей.

На Западе блогосфера достаточно давно находится в поле зрения исследователей и ученых, занимающихся вопросами информационных и коммуникационных технологий, а в последнее время блоги начинают использовать и для целей дистанционного обучения (см., например список блогов, посвященных дистанционному обучению: http://blog.articulate.com/the-19-best-elearning-blogs/ (на англ.)).

В России наиболее популярны следующие сервисы для ведения блогов: англоязычные — Livejournal (http://www.livejournal.com/), Blogger (http://www.blogger.com/), Typepad (http://www.typepad.com/), MSN Spaces (http://spaces.msn.com/) и русскоязычные — LJ.Rossia.org (http://lj. rossia.org), Diary (http://www.diary.ru/), Liveinternet (http://www.liveinternet.ru/), Блоги@Mail.Ru (http://blogs.mail.ru/), Рамблер Планета (http://planeta.rambler.ru/) и др.

На наш взгляд, использование блогов в качестве среды сетевого общения имеет ряд очевидных преимуществ перед электронной почтой, форумами, новостными группами и чатами, традиционно используемыми в дистанционном интернет-обучении, в силу следующих достоинств:

  1. Простота использования и доступность:

  • использование блогов не требует от пользователя специальных знаний, позволяя, между тем, оперативную публикацию любой информации (текст, графика, аудио- и видеофайлы, анимация и др.);

  • удобный для чтения и восприятия информации интерфейс, настраиваемый пользователем в соответствии со своими потребностями;

  • использование специальных программ-клиентов, позволяющих удобным образом публиковать информацию как при помощи персонального компьютера, так и посредством мобильных средств связи (мобильный телефон, коммуникатор, смартфон);

  • большинство блог-сервисов построено на философии open-source т.е. доступны исходные программные коды всего сервера и клиентов, что позволяет исправить ошибки, добавлять новые функциональные модули и т.д.

  1. Эффективность организации информационного пространства:

  • организация персонального информационного пространства пользователя в виде дневника (журнала), позволяющего публиковать, хранить, обрабатывать, передавать различную по виду и содержанию информацию и осуществлять ее поиск во всем массиве данных;

  • возможность создания сообществ (коммюнити), которые могут администрировать несколько человек, с персональными настройками доступа для авторов и комментаторов;

  • единая система адресации для сообщений и документов;

  • применение rss-потоков (RSS – семейство XML-форматов) для упорядочения сообщений лент новостей, анонсов статей, изменений в блогах и др., и синдикации контента, благодаря чему автор или администратор имеют возможность рассылать материалы блога или их части на другие интернет-ресурсы;

  • организация системы рубрикации, позволяющей формировать как древовидную структуру для хранения информации, так и произвольным образом присваивать сообщениям и документам ключевые слова, помещая их в разные рубрики;

  • использование механизма автоматической обратной связи (trackback), позволяющего обмениваются уведомлениями о появлении на блоге новой информации (комментария), связанной с предыдущей заметкой и т.д.

  1. Интерактивность и мультимедийность:

  • возможность пользователю одновременно администрировать несколько дневников или сообществ (коммюнити);

  • к любой записи в блоге можно добавлять комментарии в виде текста, аудио- или видеоинформации, которые выстраиваются в виде иерархического «дерева»;

  • разветвленность полемики и возможность ведения нескольких дискуссий одновременно в удобное для себя время;

  • двусторонняя mail-интеграция, подразумевающая возможность как получать новые сообщения и комментарии, так и отправлять ответы и публиковать свои сообщения посредством электронной почты;

  • использование механизма, позволяющего легко следить за новыми записями любого количества пользователей, а также регулировать доступ к своим собственным записям (избранное, френд-лента и пр.);

  • возможность создавать опросы и тесты по интересующей тематике с мгновенной публикацией результатов;

  • публикация анонсов, аннотаций и дайджестов на любые материалы и события блогосферы;

  • применение wiki-технологии, которая подразумевает совместную работу и изменение контента любым количеством пользователей;

  • использование тегов для оформления и форматирования документов, создания гиперссылок и т.д.



  1. Надежность и безопасность:

  • только владелец ресурса может вносить в него новые записи, что позволяет избавиться от обычной для гостевых книг проблемы «загрязнения» нелегитимными сообщениями страниц дневника;

  • защита от спама (несанкционированных сообщений рекламного характера) в комментариях;

  • возможность запрета на просмотр записей какому-то конкретному пользователю и незарегистрированным пользователям;

  • возможность создания резервной копии содержимого дневника или сообщества с сохранением всех комментариев, связей и т.д. в электронном виде для размещения на другом ресурсе;

  • генерация страниц, отдельного дневника или сообщества с комментариями в формат *.doc, *.rtf или *.pdf. для печати или онлайн просмотра и т.д.

Мы считаем, что большой коммуникационный потенциал и возможности, предоставляемые блог-технологиями, позволяют по-новому подойти к решению таких вопросов организации дистанционного обучения, как:

  • организация личного информационного пространства преподавателей и учащихся, в котором суммируются все документы и сообщения пользователя, хранящиеся в одном месте, что позволяет не только осуществлять кросcпостинг (публикацию сообщения более чем в одно сообщество), но и облегчает работу с накопленными данными;

  • организация открытых и закрытых сообществ для коллективного обсуждения различных вопросов и осуществления совместной работы под наблюдением модератора (преподавателя), что существенно расширяет эффективность групповой учебной деятельности;

  • создание электронных и медиабиблиотек, в состав которых будут включены каталогизированные тематические базы обучающих, справочных, иллюстративных и др. документов и данных для обеспечения адресного поиска и свободного сетевого доступа;

  • обеспечение оперативной и надежной связи между учащимся и преподавателем для решения вопросов, получения ответов, обсуждения текущих проблем и организационных моментов;

  • удобство добавления, чтения и поиска нужных сообщений дает возможность для разворачивания конструктивных дискуссий, которые являются неотъемлемой частью педагогического процесса;

  • предоставление учащимся возможности обмена информацией друг с другом для само- и взаимообучения;

  • использование электронных конспектов и лекций, когда обучающимся пересылаются тексты в электронном виде, выдержки из рекомендованной литературы и т.п., а затем проводятся групповые консультации;

  • применение в учебном процессе тестов и опросов, позволяющих выявить промежуточный уровень знаний или определить отношение учащихся к какой-либо проблеме и т.д.

Повышение эффективности процесса взаимодействия пользователей в интернет-среде, многообразие принципиальных особенностей и различных возможностей блог-технологий, а также относительная дешевизна использования подобного сервиса как преподавателями, так и учащимися, обуславливает серьезные перспективы применения подобных коммуникационных технологий и предопределяет необходимость их глубокого изучения и экспериментальных исследований на практике.

Можно предположить, что при выборе правильной стратегии организации и управления виртуальным сообществом в процессе дистанционного обучения, в результате совместной деятельности преподавателей и студентов, будут решены основные педагогические задачи, а также отмечен личностный рост учащихся, выражающийся в появлении новых навыков и умений, необходимых для самообучения и саморазвития.

Автор будет признателен за конструктивные замечания и пожелания, которые можно присылать по адресу: 144007, Московская область, г. Электросталь, ул. Мира, д. 19-а, филиал Российского государственного социального университета и по электронной почте: idmi@mail.ru.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Иванченко Дмитрий Алексеевич icon Д. А. Иванченко, Л. А. Солдатова
И 23 Социология [Текст] : учеб методические материалы / Д. И. Иванченко, Л. А. Солдатова. — Электросталь : Филиал ргсу, 2005. — 96...
Иванченко Дмитрий Алексеевич icon Иванченко Анна 19 лет Образование
Изучение английского и немецкого языков, чтение экономической публицистической и художественной литературы
Иванченко Дмитрий Алексеевич icon Д. А. Иванченко
И 18 Основы работы в сети Интернет Текст: учеб методические материалы. — Электросталь : Филиал ргсу, 2007. — 32 с
Иванченко Дмитрий Алексеевич icon Д. А. Иванченко
И 18 Технологии социологического исследования в сети Интернет Текст: учеб методические материалы. — Электросталь : Филиал ргсу,...
Иванченко Дмитрий Алексеевич icon Андрей Иванченко Дата рождения: 8 декабря 1986 Регион: Одесса
Осуществление устных и письменных переводов различных тематик (английский, немецкий)
Иванченко Дмитрий Алексеевич icon Социальная информатика
И 23 Социальная информатика [Текст] : учеб методические материалы / Д. И. Иванченко, Е. Ю. Константинова. — Электросталь : Филиал...
Иванченко Дмитрий Алексеевич icon 6. Литература и источники
Мобу амзибашевская сош, консультант Иванов Виктор Алексеевич-бывший учитель истории
Иванченко Дмитрий Алексеевич icon Егор классен и тур хейердал
Но испрошение на разрешение вынести приговор и «приговорён» не одно и то же. Николай I такого разрешения, к счастью, не дал. Об этом...
Иванченко Дмитрий Алексеевич icon Евгений Алексеевич Торчинов, Михаил Яковлевич Корнеев
«Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур»: Санкт Петербургское философское общество; спб.; 2001
Иванченко Дмитрий Алексеевич icon Критерий Келли в блек-джеке, спортивных тотализаторах и на фондовой бирже
Примечание перев.: замечания по переводу принимаются по адресу (Киселев Дмитрий)
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции