Программа основного общего образования




Скачать 5.15 Mb.
Название Программа основного общего образования
страница 1/42
Дата публикации 30.09.2014
Размер 5.15 Mb.
Тип Программа
literature-edu.ru > Информатика > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42






Образовательная

программа

основного общего

образования

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 3

с углубленным изучением отдельных предметов

Камышловского городского округа


на 2013-2018 годы


Камышлов

2013


Содержание:



      №

Основные разделы программы

Страницы

1.

Целевой раздел

3 – 27

1.1.

  1. Пояснительная записка.



3 – 8

1.2.

  1. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы основного общего образования.

9 – 21

1.2.1.

  1. Программа формирования ИКТ-компетентности обучающихся

22 – 27

1.2.2.

  1. Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

27 – 36

1.2.3.

  1. Программа развития основ смыслового чтения и работа с текстом

36 - 39

1.3.

  1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования

39 – 44

2.

  1. Содержательный раздел

45 – 205

2.1.

Программа развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  основного общего образования

45 – 52

2.1.1.

Связь универсальных учебных действий  с содержанием учебных предметов. Формирование универсальных учебных действий.

46 – 52

2.2.

  1. Программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных.

53 – 157

2.3.

  1. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования:

158 – 192

2.3.1.

  1. Цели и задачи воспитания и социализации

158 – 160

2.3.2.

  1. Принципы и особенности содержания воспитания и социализации

160 – 161

2.3.3.

  1. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся

162 – 177

2.3.4.

  1. Социализация и профессиональная ориентация

178 – 181

2.3.5.

  1. Формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

181 – 185

2.3.6.

  1. Планируемые результаты

185 – 189

2.3.7.

  1. Мониторинг

189 – 192

2.4.

  1. Программа коррекционной работы

193 – 205

3.

  1. Организационный раздел

206 – 234

3.1.

  1. Учебный план основного общего образования.

206 – 217

3.2.

  1. Система условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

218 – 234


1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Образовательная программа основного общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего образования, учитывает требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования, реализующей ФГОС второго поколения, разработана на основании Примерной основной образовательной программы основного общего и среднего образования,  подготовленной институтом стратегических исследований в образовании РАО (научные руководители — член-корреспондент РАО А. М. Кондаков, академик РАО Л. П. Кезина), обеспечивает организацию образовательного процесса основной школы в переходный период.

При составлении Программы учитывается особенность нашего учреждения – это муниципальное автономное общеобразовательное учреждение, его вид – школа с углубленным изучением отдельных предметов (Свидетельство о государственной аккредитации ГА 007808, регистрационный № 4815, срок действия - 18.06.2009г. - 18.06.2014г.). В образовательном учреждении реализуются

основные общеобразовательные программы:

- образовательная программа начального общего образования;

- образовательная программа основного общего образования;

-образовательная программа основного общего образования, обеспечивающая дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по русскому языку и математике;

- образовательная программа среднего общего образования;

-образовательная программа среднего общего образования, обеспечивающая дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по русскому языку и математике;

-дополнительные общеобразовательные программы по направленностям:

-физкультурно-спортивная;

-художественно – эстетическая;

-туристско – краеведческая.

Школа расположена в центре города. В микрорайоне школы располагаются хореографическая школа, детско-юношеская спортивная школа, дворовый детско-юношеский клуб «Бригантина», педагогический колледж, библиотеки, редакция газеты «Камышловские известия», Центр культуры и досуга. Со всеми учреждениями на договорной основе установлены взаимообратные отношения в целях достижения результатов по реализации образовательной программы школы. Школа отличается высоким уровнем подготовки выпускников, прочными связями с другими образовательными учреждениями.

Сегодня большая часть учителей (91%) имеют квалификационную категорию, причем учителей с высшей и первой квалификационной категорией соответственно-25% и 60% . Среди педагогов школы – руководители муниципальных ассоциаций учителей-предметников, члены городских экспертных комиссий разных направлений деятельности, тьюторы, педагоги – организаторы ЕГЭ и ГИА-9 и педагоги-консультанты по использованию ИКТ-технологий в образовательном процессе.

В школе обучается примерно равное количество девочек и мальчиков, ученики распределяются по разным группам здоровья, больная часть учащихся отнесена в основном к второй группе здоровья.

В школе есть обучающиеся, находящиеся в трудной жизненной ситуации, но они составляют небольшой процент. 75% школьников заняты внеурочной деятельностью – как в образовательном учреждении, так и за его пределами. Обучающиеся, их родители, среди которых служащие, рабочие, предприниматели, хотят видеть в образовательном учреждении условия для всестороннего развития обучающихся, раскрытия их индивидуальных способностей, подготовки к выбору индивидуальной образовательной траектории. В связи с эти миссия школыраскрытие и развитие человеческого потенциала каждого учащегося и направленного формирования тех ключевых компетентностей, которые представляются наиболее актуальными в социально-культурной перспективе.

Образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения реализует образовательную программу «Школа 2100» и поэтому:

– определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования;

– направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

- на решение задач адаптации личности к жизни в обществе.

Образовательная программа основного общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

           Идея школы заключается в  создании такой образовательной среды, которая позволит обеспечить успешность каждого ребенка в процессе самореализации в системе социальных отношений вне зависимости от его психофизиологических особенностей, учебных возможностей и склонностей. В соответствии с потребностями  социума и семьи каждый обучающийся получит возможность реализовать себя как субъект деятельности, общения и познания, готовый получать образование в течение всей жизни и преобразовывать общество, в котором он живет.
Целью реализации образовательной программы основного общего образования является

- обеспечение планируемых результатов по достижению выпускниками основной общеобразовательной школы целевых установок, направленных на формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Достижение поставленных целей при реализации школы образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

обеспечение соответствия образовательной программы требованиям Стандарта;

обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;

-обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

-установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, созданию необходимых условий для её самореализации;

-обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

-взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;

выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

-организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

-участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

-сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

Содержание программы соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», а именно:

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

5) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

6) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

7) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

8) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

9) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

10) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов (А.А. Леонтьев):

а) личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);

б) культурно ориентированные принципы (принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой);

в) деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации, к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип).

В основе реализации образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

• ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

• формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

• признание решающей роли содержания образования, способ организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

• опору на базовые образовательные технологии деятельностного типа:

– технологию продуктивного чтения;

– проблемно-диалогическую технологию;

– технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов);

– технологии проектной и исследовательской деятельности;

– ИКТ-технологии;

Необходимо подчеркнуть, что ОП основного общего образования, с одной стороны, обеспечивает преемственность с ОП начального общего образования, с другой стороны, предлагает качественную реализацию программы, опираясь на возрастные особенности подросткового возраста ( период с 11 до 15 лет).

В связи с этим ОП основного общего образования, прежде всего, опирается на базовые достижения младшего школьного возраста, а именно:

- наличие у младшего школьника культурных предметных и универсальных средств и способов действий, позволяющих выпускнику начальной школы в коллективных формах, решать как учебные, так и внеучебные задачи;

- сформированность адекватной и автономной самооценки учебных достижений;

- освоенность самоконтроля выполнения отдельных действий: соотнесение средств, условий и результатов выполнения задания;

- наличие содержательного и бесконфликтного участия выпускников начальной школы в совместной учебной работе с одноклассниками как под руководством учителя (общеклассная дискуссия), так и в относительной автономии от учителя (групповая работа);

- желание и умение учиться, как способности человека обнаруживать, каких именно знаний и умений ему недостает для решения поставленной задачи, находить недостающие знания и осваивать недостающие умения.

Кроме этого, образовательная программа сформирована с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:

с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе;

-с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

-с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;

с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.

Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5—7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы) характеризуется:

-бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;

стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

-особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;

-процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;

- обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;

-сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);

-изменением социальной ситуации развития ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).

Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.

Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.

К разработке данной образовательной программы основного общего образования привлекался педагогический коллектив школы, Совет образовательного учреждения, обеспечивающий государственно-общественный характер управления школой, органы ученического самоуправления.

Данная образовательная программа принята на заседании педагогического совета школы протокол №38 от 30 августа 2013 года.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа основного общего образования icon Рабочая программа по истории основного общего образования 8 класс
России составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы...
Программа основного общего образования icon Пояснительная записка рабочая программа основного общего образования...
К результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования...
Программа основного общего образования icon Примерная программа основного общего образования для 8-11 классов...
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, на...
Программа основного общего образования icon Рабочая программа по природоведению для 5-го класса основного общего образования
Примерная программа рассчитана на 68 часов, авторской программы А. А. Плешакова, Н. И. Сонина в соответствии с федеральным компонентом...
Программа основного общего образования icon Рабочая программа по литературе составлена на основе Фундаментально...
Программа учитывает содержание «Примерных программ основного общего образования, Литература» ( Москва, «Просвещение», 2010, 2011...
Программа основного общего образования icon Образовательная программа основного общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования стр. 4
Программа основного общего образования icon Основная образовательная программа основного общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 9
Программа основного общего образования icon Основная образовательная программа основного общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
Программа основного общего образования icon Основная образовательная программа основного общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
Программа основного общего образования icon Основная образовательная программа основного общего образования
Планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции