Скачать 5.15 Mb.
|
Образовательная программа основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3 с углубленным изучением отдельных предметов Камышловского городского округа на 2013-2018 годы Камышлов 2013 Содержание:
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Образовательная программа основного общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего образования, учитывает требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования, реализующей ФГОС второго поколения, разработана на основании Примерной основной образовательной программы основного общего и среднего образования, подготовленной институтом стратегических исследований в образовании РАО (научные руководители — член-корреспондент РАО А. М. Кондаков, академик РАО Л. П. Кезина), обеспечивает организацию образовательного процесса основной школы в переходный период. При составлении Программы учитывается особенность нашего учреждения – это муниципальное автономное общеобразовательное учреждение, его вид – школа с углубленным изучением отдельных предметов (Свидетельство о государственной аккредитации ГА 007808, регистрационный № 4815, срок действия - 18.06.2009г. - 18.06.2014г.). В образовательном учреждении реализуются основные общеобразовательные программы: - образовательная программа начального общего образования; - образовательная программа основного общего образования; -образовательная программа основного общего образования, обеспечивающая дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по русскому языку и математике; - образовательная программа среднего общего образования; -образовательная программа среднего общего образования, обеспечивающая дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по русскому языку и математике; -дополнительные общеобразовательные программы по направленностям: -физкультурно-спортивная; -художественно – эстетическая; -туристско – краеведческая. Школа расположена в центре города. В микрорайоне школы располагаются хореографическая школа, детско-юношеская спортивная школа, дворовый детско-юношеский клуб «Бригантина», педагогический колледж, библиотеки, редакция газеты «Камышловские известия», Центр культуры и досуга. Со всеми учреждениями на договорной основе установлены взаимообратные отношения в целях достижения результатов по реализации образовательной программы школы. Школа отличается высоким уровнем подготовки выпускников, прочными связями с другими образовательными учреждениями. Сегодня большая часть учителей (91%) имеют квалификационную категорию, причем учителей с высшей и первой квалификационной категорией соответственно-25% и 60% . Среди педагогов школы – руководители муниципальных ассоциаций учителей-предметников, члены городских экспертных комиссий разных направлений деятельности, тьюторы, педагоги – организаторы ЕГЭ и ГИА-9 и педагоги-консультанты по использованию ИКТ-технологий в образовательном процессе. В школе обучается примерно равное количество девочек и мальчиков, ученики распределяются по разным группам здоровья, больная часть учащихся отнесена в основном к второй группе здоровья. В школе есть обучающиеся, находящиеся в трудной жизненной ситуации, но они составляют небольшой процент. 75% школьников заняты внеурочной деятельностью – как в образовательном учреждении, так и за его пределами. Обучающиеся, их родители, среди которых служащие, рабочие, предприниматели, хотят видеть в образовательном учреждении условия для всестороннего развития обучающихся, раскрытия их индивидуальных способностей, подготовки к выбору индивидуальной образовательной траектории. В связи с эти миссия школы – раскрытие и развитие человеческого потенциала каждого учащегося и направленного формирования тех ключевых компетентностей, которые представляются наиболее актуальными в социально-культурной перспективе. Образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения реализует образовательную программу «Школа 2100» и поэтому: – определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования; – направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся; - на решение задач адаптации личности к жизни в обществе. Образовательная программа основного общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Идея школы заключается в создании такой образовательной среды, которая позволит обеспечить успешность каждого ребенка в процессе самореализации в системе социальных отношений вне зависимости от его психофизиологических особенностей, учебных возможностей и склонностей. В соответствии с потребностями социума и семьи каждый обучающийся получит возможность реализовать себя как субъект деятельности, общения и познания, готовый получать образование в течение всей жизни и преобразовывать общество, в котором он живет. Целью реализации образовательной программы основного общего образования является - обеспечение планируемых результатов по достижению выпускниками основной общеобразовательной школы целевых установок, направленных на формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. Достижение поставленных целей при реализации школы образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач: - обеспечение соответствия образовательной программы требованиям Стандарта; - обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования; -обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; -установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, созданию необходимых условий для её самореализации; -обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников; -взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами; - выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей; -организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности; -участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада; - включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия; -сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности. Содержание программы соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», а именно: 1) признание приоритетности образования; 2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; 3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; 4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства; 5) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания; 6) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека; 7) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций; 8) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями; 9) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования; 10) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования. Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов (А.А. Леонтьев): а) личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности); б) культурно ориентированные принципы (принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой); в) деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации, к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип). В основе реализации образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава; • формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; • признание решающей роли содержания образования, способ организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся; • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; • опору на базовые образовательные технологии деятельностного типа: – технологию продуктивного чтения; – проблемно-диалогическую технологию; – технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов); – технологии проектной и исследовательской деятельности; – ИКТ-технологии; Необходимо подчеркнуть, что ОП основного общего образования, с одной стороны, обеспечивает преемственность с ОП начального общего образования, с другой стороны, предлагает качественную реализацию программы, опираясь на возрастные особенности подросткового возраста ( период с 11 до 15 лет). В связи с этим ОП основного общего образования, прежде всего, опирается на базовые достижения младшего школьного возраста, а именно: - наличие у младшего школьника культурных предметных и универсальных средств и способов действий, позволяющих выпускнику начальной школы в коллективных формах, решать как учебные, так и внеучебные задачи; - сформированность адекватной и автономной самооценки учебных достижений; - освоенность самоконтроля выполнения отдельных действий: соотнесение средств, условий и результатов выполнения задания; - наличие содержательного и бесконфликтного участия выпускников начальной школы в совместной учебной работе с одноклассниками как под руководством учителя (общеклассная дискуссия), так и в относительной автономии от учителя (групповая работа); - желание и умение учиться, как способности человека обнаруживать, каких именно знаний и умений ему недостает для решения поставленной задачи, находить недостающие знания и осваивать недостающие умения. Кроме этого, образовательная программа сформирована с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных: - с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества; - с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе; -с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром; -с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками; - с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской. Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5—7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых. Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы) характеризуется: -бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний; - стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками; -особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира; -процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»; - обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности; -сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста); -изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет). Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения. Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый. К разработке данной образовательной программы основного общего образования привлекался педагогический коллектив школы, Совет образовательного учреждения, обеспечивающий государственно-общественный характер управления школой, органы ученического самоуправления. Данная образовательная программа принята на заседании педагогического совета школы протокол №38 от 30 августа 2013 года. |
Рабочая программа по истории основного общего образования 8 класс России составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы... |
Пояснительная записка рабочая программа основного общего образования... К результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования... |
||
Примерная программа основного общего образования для 8-11 классов... Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, на... |
Рабочая программа по природоведению для 5-го класса основного общего образования Примерная программа рассчитана на 68 часов, авторской программы А. А. Плешакова, Н. И. Сонина в соответствии с федеральным компонентом... |
||
Рабочая программа по литературе составлена на основе Фундаментально... Программа учитывает содержание «Примерных программ основного общего образования, Литература» ( Москва, «Просвещение», 2010, 2011... |
Образовательная программа основного общего образования Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования стр. 4 |
||
Основная образовательная программа основного общего образования Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 9 |
Основная образовательная программа основного общего образования Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования |
||
Основная образовательная программа основного общего образования Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования |
Основная образовательная программа основного общего образования Планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |