Урок исследование «Наблюдение за горящей свечой»




Скачать 82.67 Kb.
Название Урок исследование «Наблюдение за горящей свечой»
Дата публикации 14.10.2014
Размер 82.67 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Химия > Урок
Урок - исследование «Наблюдение за горящей свечой».

Цели:

  • формирование навыков практической деятельности на уроках химии;

  • повторить строение пламени и научиться использовать приобретенные знания и умения для безопасного обращения с нагревательными приборами;

  • ознакомиться с приемами проведения качественных реакций по обнаружению продуктов горения свечи;

  • отметить в ходе работы существенные отличия физических и химических явлений;

  • выяснить зависимость реакции горения от условия проведения реакции.

Оборудование: свечи, спички, колокол большой и маленький, стеклянная трубка, предметное стекло или крышка от стеклянных банок - для внесения в зону темного конуса пламени, небольшая пластмассовая бутылочка, в пробку которой плотно вставлена стеклянная трубка - для продувания воздуха в пламя свечи, известковая вода, тигельные щипцы, фарфоровые чашки, пробирки, пробиркодержатель, штативы для пробирок.

Ход урока.

I. Актуализация знаний учащихся.

На доске записан эпиграф урока.

v/ .. .Рассмотрение физических явлений, происходящих при горении свечи, представляет собой самый широкий путь, которым можно подойти к изучению естествознания...

.. .я собираюсь изложить вам ... ряд сведений по химии, которые можно извлечь из горящей свечи.

М. Фарадей.

Гаснет свет, звучит песня (А. Пугачева «Свеча горела на столе»).

Учитель:

Огонь ... Что это такое?

Он всегда бывает разным, удивительный огонь.

То буяном безобразным,

То тихоней из тихонь.

То он змейкой торопливой

По сухой скользит коре.

То косматой рыжей гривой

Полыхает на заре ...

Да, огонь бывает разный -

Бледно-желтый, ярко-красный,

Синий или золотой,

Очень добрый, очень злой.

1

Сегодня мы попытаемся исследовать огонь, узнать о нем много нового и интересного. Как горит огонь, один из первых объяснил вьщающийся английский ученый М. Фарадей. Он даже написал историю о том, как горит свеча. Послушать об этом приходили к Фарадею сотни людей. Огонь свечи завораживает, при нем вязали, гадали, писали стихи.

Учащийся читает отрывок из поэмы В. А. Жуковского «Светлана».

Вот в светлице стол накрыт

Белой пеленою;

И на том столе стоит

Зеркало с свечою;

Два прибора на столе.

Загадай Светлана;

В чистом зеркала стекле

В полночь, без обмана

Ты узнаешь жребий свой:

Стукнет в двери милый твой

Легкою рукою;

Упадет с дверей запор;

Сядет он за свой прибор

Ужинать с тобою.

На доске демонстрируются картины:

Ореста Адамовича Кипренского «Ворожея со свечой»;

Сергея Николаевича Андрияки «Натюрморт со свечой и книгами»;

Готфрида Фон Ведига «Натюрморт со свечой».

Владимира Волосова «Свеча горела на столе»;

Григория Карповича Михайлова «Девушка, ставящая свечу перед образом».

Загадки о свечах: (написаны на доске).

Учитель:

Нет, мы не будем их отгадывать, просто внимательно взглянем на свечу глазами русского народа.

Стоит столбом, горит огнем; ни жару, ни пару, ни угольев.

Колокольня нова, колокольня бела, под маковкой черно, маковка золотая.

Тело бело, душа льняная, маковка золота.

Сам наг, рубашка в пазухе; сам бел, а детки красны.

Впотьмах родится, в огне погибает.

Днем спит, ночью глядит; утром умирает, другой ее сменяет.

Утром смеется, а вечером слезы текут.

Учитель:

Есть приятный способ организовать праздник себе и близким - поставить на стол красивый подсвечник и зажечь свечу за ужином, а рядом положить подарок кому-нибудь из близких. Представьте себе на миг: в Новый год на праздничном столе радостно сияют разноцветные свечи. Светом, сиянием свечи мы поздравляем, желаем благ своим близким. Или в день рождения дорогого нам человека. Такой пустяк, а сколько радости вы ему подарили. Горящая свеча - символ отдыха, комфорта, безопасности. Хорошо, когда свеча восковая, а не парафиновая, она всю нечисть отгонит. Можно ли себе представить храм без свечей? С их помощью верующий говорит с Богом, прося о милостынях для живых и почитая память об усопших.

II. Поисковая деятельность учащихся.

Зажгите волшебные свечи, прикоснитесь к магии свечи. Какие явления происходят во время горения свечи? Объяснить это можно с помощью опытов.

*-/ О сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух. И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг. А. С. Пушкин.

Ребята, особое внимание нужно уделить правилам по технике безопасности при работе с нагревательными приборами.

  1. Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать.

  2. Не загромождайте свое рабочее место предметами, которые не требуются для выполнения опыта. Работайте спокойно, без суеты, не мешая соседям.

  3. Зажигать спиртовку (газовую горелку) только спичкой, не зажигайте ее от другой спиртовки, так как при наклонении может пролиться спирт и вызвать пожар.

  4. Пламя спиртовки гасить только колпачком.

  5. Нагревание пробирки необходимо проводить только в верхней части пламени: она наиболее горячая, но предварительно 2-3 движениями необходимо прогреть всю пробирку.

  6. Запрещается оставлять без присмотра нагревательные приборы.

  7. Во время работы соблюдайте осторожность, чистоту рабочего места и тишину. Помните, что невнимательность, поспешность, небрежность могут привести к несчастным случаям.

Запишите в тетрадях «С правилами по технике безопасности ознакомлен».

III. Опыты.

1. Зажгите свечу. Что вы видите? — (Вывод: при процессе горения виден свет).

№ 2. Вы видите, как начинает таять парафин около фитиля, образуя круглую лужицу.

Какой процесс здесь имеет место?

(Вывод: физический. Изменение агрегатного состояния).

№ 3. Поднесите руку к свече. Что ощущаете? (Вывод: при горении выделяется тепло).

3

К какому процессу относится реакция горения? (Химическому).

№ 4. Обратите внимание на неоднородность пламени, в нем можно различить три зоны:

нижнюю (более темную), где находятся пары горюющего вещества - парафина, смешанные с воздухом;

среднюю (наиболее яркую), где под воздействием высокой температуры происходит разложение углеродсодержащих соединений, и частицы угля раскаляются, излучая свет;

внешнюю (наиболее светлую), где происходит наиболее полное сгорание продуктов разложения с образованием оксида углерода (IV) и воды.

№ 5. Тигельными щипцами внесите один конец стеклянной трубки во внутреннюю часть пламени, а к другому внесите горящую спичку. Сначала из трубки выходит белое газообразное вещество, при поднесении горящей спички оно загорается. Предположите, что это за вещество? (Вывод: это газообразный парафин, который не успевает сгорать, а только плавится).

№ 6. Возьмите крышку, закрепите в держателе, внесите в зону темного конуса

горящей свечи и подержите 5-7 с. Быстро поднимите крышку, посмотрите на нижнюю

плоскость. Объясните, что там появилось.

( Вывод: крышка закоптилась, так как парафин сгорает не полностью, в результате

образовалась сажа - чистый углерод).

Сухую, желательно охлажденную, но не запотевшую пробирку закрепите в держателе,

переверните вверх дном и подержите над пламенем до запотевания. Объясните

наблюдаемое явление.

(Вывод: конденсируется вода).

В ту же пробирку быстро прилейте известковой воды. Что наблюдаете? Дайте

объяснение.

(Вывод: таким образом, мы обнаружили углекислый газ).

IV. Физкультминутка.

Упражнение состоит в том, чтобы увидеть свет периферическим зрением. Цель: добиться отчетливого видения света свечи. Это упражнение восстанавливает периферическое зрение и ощущение объема после отказа от очков, а естественный свет укрепляет глаза плюс тренировка аккомодации (помогает при дальнозоркости и близорукости).

Возьмите картину в руку на определенном расстоянии, не напрягающем ваши глаза, не слишком близко, но и не слишком далеко от глаз. Свеча должна стоять прямо перед вами. Сначала осмотрите, как падает свет на окружающие вас предметы, как он отражается от них. Не напрягайтесь сразу. Когда вы различите оттенки радуги на предметах, переведите глаза на картину, держа ее по правую сторону от свечи, не слишком близко. Вы должны смотреть на картину, но в то же время различать источник света, стоящий рядом. Старайтесь увидеть свет, падающий вам в глаза. Упражняясь со свечой, вы должны достигнуть следующего результата: предмет перед вашими глазами должен быть точным, краски должны приобрести яркость. Если это так, значит восприимчивость глазного яблока стала лучше, рецепторы глаза получили достаточно питания, у вас улучшится зрение. Когда зрение ваше сконцентрируется ,вы увидите хорошо, возьмите картину в другую руку и попробуйте увидеть свет с другой стороны. С другой точки зрения. Это упражнение помогает не только близоруким, но и при небольшом косоглазии.

4

При дальнозоркости - можно взять некрупный, даже мелкий текст в любой книге. Держать его также на приемлемом расстоянии от глаз и работать со свечой аналогично.

В завершение ваших упражнений посмотрите на свечу, Любите огонь, и он ответит вам тем же. Это даст вашим глазам силу видеть и наградит вас чистым взором.

№ 7. Потушите свечу, Как вы это сделали? Какие вы еще способы знаете? Какие

условия вы при этом выполняете?

(Вывод: прекратить доступ кислорода, уменьшить температуру).

8. Опыт проводит учитель. Берем небольшую пластмассовую бутылочку, в пробку которой плотно вставлена стеклянная трубка. Сжимая бутылочку рукой, продуваем в пламя горящей свечи воздух. Как изменилась яркость пламени? (Вывод: при избытке кислорода пламя не светится).

9 . Опыт проводит учитель. Зажигаем две свечи и накрываем одну пол-литровой банкой, а другую - двухлитровой. В каком случае свеча горит дольше и почему? (Вывод: свеча горит дольше в двухлитровой банке, кончается кислород, горение прекращается).

Учащиеся в тетрадях для практических работ заполняют таблицу.

5

V. Итог урока:

М. Фарад ей «... я могу только выразить вам свое пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, т. е. могли бы быть светочем для окружающих, и чтобы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, и честно и производительно выполняли свой долг перед человечеством».

Сегодня мы смотрим в пламя свечи, и дурные мысли покидают нас... В следующий раз, когда вы будете зажигать свечу, это маленькое чудо, вспомните и подумайте о том, что сегодня узнали. Пусть разноцветные горящие свечи приносят в ваш дом счастье.

Звучит песня (музыка и слова А. Макаревича «Пока горит свеча»).

Домашнее задание: повт. § 24.

7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок исследование «Наблюдение за горящей свечой» icon Урок литературы в 9 классе Тема, изучаемая по программе: Творчество...
Анализ эпизода. Исследование образного строя, композиционной и смысловой роли сна Татьяны в романе
Урок исследование «Наблюдение за горящей свечой» icon Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск
Урок исследование «Наблюдение за горящей свечой» icon Тема: «Проблема ума и безумия в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Вид урока: урок- исследование. Исследователь А. С. Грибоедов, исследователь- учитель, исследователь-ученик
Урок исследование «Наблюдение за горящей свечой» icon Тематическое планирование № Тема урока Кол
Чтение стихотворения. Наблюдение за изменением тона и рифмы. Развитие навыка чтения. Закрепление литературоведческого понятия
Урок исследование «Наблюдение за горящей свечой» icon Урок «Царевна-лягушка»
Урок 17. Жанр басни. Рассказ и мораль в басне. Урок развития речи
Урок исследование «Наблюдение за горящей свечой» icon Должность: Воспитатель Номинация: нод «Зимняя одежда» Сургут 2014 Программное
Образовательная: Наблюдение за природными изменениями, развивать познавательные интересы, внимание, память, воспитывать любовь к...
Урок исследование «Наблюдение за горящей свечой» icon Тема цели и задачи
Наблюдение за погодой своего края; изменение температуры воздуха; сезонная одежда и её значение для человека; первичная ответственность...
Урок исследование «Наблюдение за горящей свечой» icon Урок Лирическая песня как жанр народной поэзии урок Лирическая песня....
Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной. Ч. I, II / авт сост. С. Б. Шадрина. Изд. 2-е, испр и доп. – Волгоград:...
Урок исследование «Наблюдение за горящей свечой» icon Духовная жизнь человека во сне, в бодрствующем состоянии и в сновидениях
Важно, действительно, рассмотреть это промежуточное состояние от сна к бодрствованию с различных точек зрения, с которых это наблюдение...
Урок исследование «Наблюдение за горящей свечой» icon Доклад седьмой. Внутриприродное взаимодействие 214 Восьмой доклад. Сущность кормления 235
Пятый доклад. Наблюдение макрокосмического, как задача духовной науки: земной и растительный рост 141
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции