ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Уроков литературного чтения во 2-м классе по учебнику «Маленькая дверь в большой мир»
*
(140часов –4часа внеделю)
№
п/п
|
Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения
|
Характеристика деятельности
|
|
Раздел I.«Там, на неведомых дорожках...»(23ч)
|
|
Вводный урок. Приглашение в большой мир литературы. Знакомство с новым учебником. Б. Заходер. «Моя Вообразилия», « Сказочка»)*
|
Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях)
|
|
Внеклассное чтение. Книги, прочитанные летом
|
Воспринимать на слух тексты
в исполнении учителя, учащихся.
Характеризовать особенности прочитанного художественного произведения (определять жанр – рассказ, стихотворение, сказка народная, авторская; загадка, пословица, скороговорка); передавать
последовательность сюжета;
описывать героев.
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход
и результат выполнения.
Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.
Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы.
Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы.
|
|
Введение в раздел. Мир сказок нашего детства. М. Цветаева «В субботу»
|
|
Русские народные сказки. Сказка «Царь-девица»
|
|
Народная сказка «Царь-девица».«Законы»волшебной сказки
|
|
Как сказки сказываются
|
|
|
Народная сказка П.Ершова «Конёк-Горбунок»
|
|
Сказочный мир Петра Ершова (сказка «Конёк-Горбунок»)
|
|
Приметы волшебной сказки в сказке П.Ершова «Конёк-Горбунок»
|
|
«Добрым молодцам урок» (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
|
|
Герои «Сказки о рыбаке и рыбке»
|
|
Авторская сказка А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
|
|
Авторская сказка Владимира Одоевского «Мороз Иванович»
|
|
«Какова работа, такова награда» (В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»)
|
|
От сказки народной к сказке авторской (сказка В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович»)
|
№
п/п
|
Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения
|
Характеристика деятельности
|
|
Как сказы сказываются (Павел Бажов «Серебряное Копытце»)
|
Узнавать «сказочные приметы»: зачин, концовка.троекратный повтор, эпитеты.
Характеризовать героев народных и литературных сказок, поступки и их причины.
Понимать скрытный смысл заголовка, придумывать варианты заглавий.
Иллюстрировать художественное произведение.
Сочинять сказку, загадку,
считалку.
Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, иллюстрации, фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему; выбирать наиболее точную формулировку главной мыслииз ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора.
Находить слова для характеристики событий, места действия, героя: чтение и анализ портрета героя, описание его жилища, речь героя.
Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста.
Объяснять выбор автором заглавия произведения; выбирать наиболее
подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст.
Составлять план: делить текст на части, озаглавливать части.
|
|
Чему учат сказы и сказки (П.Бажов «Серебряное Копытце»)
|
|
Сказка литовского народа «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса»
|
|
Добро побеждает зло (сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса»)
|
|
«Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса»–это сказка
|
|
Всех скороговорок не перескороговоришь
|
|
Обобщение по разделу. Проверочная работа№1
|
|
Внеклассное чтение. Мир волшебных сказок
|
Раздел II.«Сказочные человечки» (27ч)
|
|
|
Введение в раздел. В стране Вообразилии (голландская народная песенка «Морская прогулка»)
|
|
|
Знакомство с Муми - семейством (Т.Янссон «ШляпаВолшебника». Вступление.1-я часть)
|
|
Тайны шляпы Волшебника (Т. Янссон «Шляпа Волшебника».2-ячасть)
|
|
Сказочная повесть Т. Янссон «Шляпа Волшебника» (3–4-ячасти)
|
|
Герои сказки Т.Янссон «Шляпа Волшебника»
|
|
Опасное путешествие Бильбо Дж.Р.Р. Толкин «Хоббит». Глава «Паукиимухи»ч.1и2)Т
|
|
Путешествие продолжается (Глава «Пауки и мухи»ч.3и4)
|
|
Отважный сказочный герой Бильбо Бэггинс (5–6-я части главы «Паукиимухи»)Т
|
|
Отважный сказочный герой Бильбо Бэггинс(7–8-ячастиглавы«Паукиимухи»)Т
|
|
Авторская сказочная повесть Дж.Р.Р.Толкина «Хоббит»
|
|
Смешная история А.Милн «Винни-Пух», глава3
|
|
|
Характеры героев сказки А.Милна «Винни-Пух (глава3)
|
|
Главный герой повести А.Милна «Винни-Пух»
|
|
Песенки сказочных человечков
|
№
п/п
|
Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения
|
Характеристика деятельности учащихся
Формулировать вопросы к тексту по ходу чтения.
Пересказывать текст подробно и выборочно.
Соотносить основную мысль и заглавие текста.
Размышлять по поводу авторского слова в художественном тексте.
Выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения.
Аргументировать свою точку зрения.
Высказывать своё отношение к прочитанному.
Инсценировать художественного произведение (его фрагменты): читать по ролям, участвовать в драматизации
Характеризовать особенности прочитанного художественного произведения (определять жанр – богатырская сказка, былина, быль).
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход
и результат выполнения.
Формулировать вопросы к тексту по ходу чтения.
выборочно.
|
|
Уроки Мальвины (А.Н.Толстой «Приключения Буратино». Глава «Девочка с голубыми волосам и хочет воспитывать Буратино»)
|
|
Друзья и враги Буратино (глава «Буратино первый раз в жизни приходит в отчаяние, но все кончается благополучно»)
|
|
Два мира в сказке А.Толстого «Приключения Буратино»
|
|
Повесть-сказка А.Толстого «Приключения Буратино»
|
|
Сказочный герой Чиполлино и его семья.(Дж.Родари «Приключения Чиполлино»)
|
|
Чиполлино приходит на помощь (Дж.Родари «Приключения Чиполлино»)
|
|
Чиполлино – настоящий герой (Дж.Родари «Приключения Чиполлино»)
|
|
Фантазии Астрид Линдгрен («Малыш и Карлсон, который живёт на крыше». Части1–2)
|
|
Кто же такой Карлсон? (А.Линдгрен «Малыш и Карлсон...»Часть3-я)
|
|
Карлсон–воплощение детской мечты (А.Линдгрен«Малыш и Карлсон...»(Часть4-я)Т
|
|
Обобщение по разделу. Проверочная работа№2
|
|
Сочинение-рассказ о сказочном человечке
|
|
Внеклассное чтение. Любимые герои – сказочные человечки
|
Раздел III.«Сказочные богатыри»(13ч)
|
|
|
Введение в раздел. Отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
|
|
|
Былина как фольклорный жанр
|
|
Богатырская «Сказка про Илью Муромца»
|
|
Илья Муромец–богатырь земли Русской
|
|
Илья Муромец – любимый народный богатырь. Отрывок из былины«Илья Муромец и Святогор»)
|
|
Сравнение богатырской сказки и былины
|
№
п/п
|
Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения
|
Характеристика деятельности учащихся
|
|
Богатырская сказка киргизского народа «Дыйкан бай и дэв»
|
Выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения.
Аргументировать свою точку зрения.
Высказывать своё отношение к прочитанному.
Инсценировать художественного произведение (его фрагменты): читать по ролям, участвовать в драматизации
Характеризовать особенности прочитанного художественного произведения (определять жанр – сказка народная; загадки, литературные загадки; колыбельная песня); находить сходство и отличие сказок разных народов мира; передавать последовательность сюжета; описывать героев.
Выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения.
Аргументировать свою точку зрения.
Высказывать своё отношение к прочитанному.
Инсценировать художественного произведение (его фрагменты): читать по ролям, участвовать в драматизации
Формулировать вопросы к тексту по ходу чтения.
Пересказывать текст подробно и выборочно.
|
|
Кому счастье помогает? (Дагестанская сказка «Богатырь Назнай»)
|
|
«Богатырь» Назнай
|
|
Повторение по теме «Былины и богатырские сказки»
|
|
Мечты о смелых и отважных. Стихотворение Н.Матвеевой«Пираты». Проверочная рабо-та № 3
|
|
Внеклассное чтение. Преданья старины глубокой (сценарий урока внеклассного чтения)
|
|
Раздел IV. «Сказка мудростью богата» (21ч)
|
|
|
Введение в раздел. Стихотворение Л. Эрадзе «Что мне всего дороже?»
|
|
|
Как мудрость в жизни помогает (Татарская сказка «Мудрый старик»)
|
|
Чему учит бытовая сказка (Татарская сказка «Мудрый старик»)
|
|
Киргизская сказка о мудрых людях («Мудрая девушка»)
|
|
Герои киргизской сказки «Мудрая девушка»
|
|
Русскаясказкаомудрыхлюдях(«Мудраядева»)
|
|
Мудрость ценят все народы. Русская сказка «Мудрая дева»
|
|
К чему приводит жадность (Долганская сказка«Как появились разные народы»)
|
|
Где правда, там и счастье (Корейская сказка «Честный мальчик»)
|
|
Что высмеивают сказки? Японская сказка «Настоятель и служка» (1-я)
|
|
Что высмеивают сказки? Сатирическая японская сказка «Настоятель и служка» (2-я)
|
|
Сказки о глупости. Русская сатирическая сказка «Три калача и одна баранка»
|
|
«Сказка о глупости» И. Франко
|
|
«Сказка–ложь да в ней намёк...» (И.Франко «Сказка о глупости»)
|
|
Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки
|
|
Мудростью богаты. Русские народные загадки
|
№
п/п
|
Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения
|
Характеристика деятельности учащихся
|
|
Как придумать загадку? Литературные загадки
|
Характеризовать особенности прочитанного художественного произведения (определять жанр – рассказ, стихотворение, сказка народная, авторская; считалка); передавать последовательность сюжета; описывать героев.
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход
и результат выполнения.
Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.
Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы.
Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы.
Размышлять по поводу авторского слова в художественном тексте.
Выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения.
Аргументировать свою точку зрения.
Высказывать своё отношение к прочитанному.
|
|
Обобщающий урок по разделу IV. Проверочная работа №4
|
|
Зачем поют колыбельные песни
|
|
Внеклассное чтение. Какие вопросы задают сказки?
|
|
Раздел V. «Сказка–ложь, да в ней намек...» (23ч)
|
|
Введение в раздел .Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»
|
|
Мудрые сказки о животных. Русская сказка «Лиса и рак». Сказка братьев Гримм «Ёжи заяц»
|
|
Кто сильнее? (Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки»)
|
|
Как ум и хитрость силу побеждают. (Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки»)
|
|
Чего стоит ум? (Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы»)
|
|
Чем силён Симба? (Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы»)
|
|
Какие бывают развлечения? (Сказка афроамериканцев «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну»)
|
|
Сказки дядюшки Римуса (сказка «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну»)
|
|
Братец Кролик–главный герой сказки «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца
Волка и братца Медведя ловить луну»
|
|
Любимые герои сказок
|
|
Какие вопросы задают сказки? Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена». Латышская сказка «Как петух лису обманул»
|
|
Современные сказки о животных. (Александр Курляндский «Ну, погоди!»)
|
98 -99
|
Как создаются мульфильмы. (Сказка-сценарий А.Курляндского «Ну, погоди!»)
|
100
|
Разные стихи о животных. (Генрих Сапгир «Песня». Л. Квитко «Смелые воробьи»)
|
|
|
Разные стихи о животных. (Л. Квитко «Весёлый жук». Ю. Мориц «Резиновый ёжик»)
|
№
п/п
|
Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения
|
Характеристика деятельности
|
|
Авторские считалки
|
Инсценировать художественного произведение (его фрагменты): читать по ролям, участвовать в драматизации.
Иллюстрировать художественное произведение.
Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации.
Выбирать книгу в библиотеке
на основе на основе анализа этих элементов.
Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
Формулировать вопросительные предложения.
Конструировать монологическое высказывание: составлять рассказ о герое прочитанного произведения по плану.
Проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль).
Видеть и понимать, из каких составляющих складывается образ героя (портрет, детали биографии, черты; личности, речь героя, отношение автора к герою);
|
|
О чём говорят считалки? Борис Заходер «Считалия»
|
|
Сочиняем считалку
|
|
Обощение по разделу V. Колыбельные русских поэтов
|
|
Проверочнаяработа№5
|
|
Внеклассноечтение.Литературныестихи-сказки
|
|
Раздел VI. «Самое обыкновенное чудо» (33ч)
|
|
|
Введение в раздел .Г.Горбовский «Розовый слон»
|
|
|
Чего не могут взрослые? А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1-я часть)
|
|
Знакомство с маленьким принцем. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (2-я часть)
|
|
Лекарство от одиночества. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (3–4-я части)
|
|
Секрет Лиса .А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (5–6-я части)
|
|
Секрет счастья.(Джанни Родари «Солнце и туча»)
|
|
Мечты о чудесах.(Дж. Родари «Как Алиса в море побывала». В.Орлов «Я рисую море»)
|
|
Чудеса вокруг нас. (Валентин Берестов «Честное гусеничное»)
|
16
|
Необычное в обычном мире. (Виктор Хмельницкий «Дождь в лесу», «Соловей и бабочка»)
|
|
Другие сказки В. Хмельницкий «Гора». «Снег и скрипка»
|
|
Музыкальные сказки Г.Цыферова («Град»,«Про чудака лягушонка»)
|
|
Очеловеченный мир сказок Б. Сергуненкова. (Сказки «Куда лето прячется», «Одуванчик»)
|
|
Б. Сергуненков «Кот белый–кот чёрный»
|
|
Внеклассное чтение. Сказки-миниатюры
|
|
Сказки-игры Дж. Родари «Про дедушку, который не умел рассказывать сказки»
|
|
Уроки творчества Дж. Родари Весёлые стихи Ю. Владимирова, Г. Остера, О. Григорьева
|
-
№
п/п
|
Темы уроков, тексты, предлагаемые для чтения
|
Характеристика деятельностиучащихся
|
|
Весёлые стихи. М.Бородицкая «Колдунье не колдуется», Ю. Мориц «Это–да! Это–нет!»
|
Какова роль пейзажа и описания, интерьера в тексте
Практически отличать по ведущим признакам эпическое, лирическое и драматическое произведения
Относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру: рассказ, повесть, повесть-сказка, фантастическая повесть
Самостоятельно находить ключевые слова.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении; самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам
|
|
Какая душа у поэта? (Б. Сергуненков «Поэти заходящее солнце»)
|
|
Обобщение по разделу «Самое обыкновенное чудо». Проверочная работа № 6
|
|
Урок-отчёт «Вот и открыли мы маленькую дверь в большой мир»
|
|
Проверка техники чтения*
|
|
Урок-отчёт по итогам домашнего чтения «По дорогам сказки»
|
|
Резервные уроки
|
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного чтения книг.
|
|