Урок свет знания




Скачать 472.61 Kb.
Название Урок свет знания
страница 1/5
Дата публикации 07.10.2014
Размер 472.61 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > География > Урок
  1   2   3   4   5
Часть 1

Раздел «Радость познания»

Урок 1. СВЕТ ЗНАНИЯ

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

знать несколько народных пословиц о силе человеческого ума и знаний;

приводить примеры того, как изобретения на основе познания природы и общества изменяют жизнь современного человека по сравнению с образом жизни наших предков (базовый вариант: на основе материала 2 класса);

определять сферы познания: природа, культура, человек.

Метапредметные результаты:

формулировать вопросы о том, что именно дети хотели бы узнать о природе или жизни общества и с какой целью;

формулировать мысль о том, что стремление к творческому познанию окружающего мира есть отличительная черта человека;

выявлять особенности познания;

высказывать мотивированное суждение об ответственности познающего человека за то, как, в каких целях используются его открытия и изобретения.

Личностные результаты:

осознавать, что знания накладывают на человека ответственность перед природой и другими людьми за то, как, в каких целях используются открытия и изобретения.

Оборудование: куклы мальчик и девочка в национальных костюмах; волшебный клубочек.

Ход урока

Целеполагание. В начале урока учитель проходит между партами, пронося в руках волшебный клубочек, даёт возможность детям дотронуться до него и обращается к классу со словами: «Вот мы снова отправляемся в путешествие вслед за волшебным клубочком. От нас с вами зависит, на чём мы с вами остановим взгляд: на хорошем или плохом, каким будет путешествие: скучным или увлекательным, с кем встретимся в пути, что сохраним в уме и сердце. С собой мы возьмём и наших бессменных спутников, они тоже повзрослели за лето, но всё так же нуждаются в ваших объяснениях и помощи».

Учитель достаёт кукол-помощников. Кукла-девочка говорит: «Я очень хочу отправиться в путешествие, но в дороге может произойти что-то неожиданное, поэтому лучше останусь я в ящике стола. Тут сухо и тепло...» Кукла-мальчик говорит: «Трусиха!» Учитель вмешивается в их разговор: «Осторожно, неприятность уже произошла — вы поссорились. Оказывается, и сидя дома, не избежишь неожиданностей». Обращается к детям: «Ребята, вы согласны? (Поощряет детей к выражению мнений.) А сейчас послушайте древнюю историю о мастере Дедале и его сыне Икаре. Слушайте внимательно, а потом скажите, был ли напрасным поступок Икара». Учитель кратко пересказывает миф. Узнаёт мнение детей: «Какая давняя мечта людей отразилась в древнегреческом мифе? Смогли ли люди её осуществить?

Аналитический этап. Посмотрите на рисунки на с. 4 и 5 учебника. На какой из фотографий видно, что мечта человечества о полёте осуществилась? Скажите, для чего люди поднялись над землёй. Чтобы покрасоваться в небе, погордиться собой, похвастаться? (Познать свои силы и лучше узнать окружающий мир.) Значит, людьми в познании мира движет…» (Учитель даёт детям возможность завершить предложение, подводя к словам, близким по значению к словам любопытство, любознательность.) Ребята, какое слово прячется внутри слов любопытство, любознательность? (Любовь.) Значит, главное, что ведёт человека к познанию мира, — это любовь к миру, к исследованию мира. Любопытство — любовь к испытанию (познанию). Где живёт в человеке стремление к познанию и сами знания? Каждый покажите на самом себе. (Дети поглаживают головы.) А где дом любви? Покажите-ка, где обитает любовь у каждого из вас. (Дети кладут руки на грудную клетку в области сердца.) Теперь вы сможете объяснить название главы в учебнике».

Тренировочные упражнения. Учитель предлагает одному из учеников прочитать пословицу «Голова всему начало, сердце всему закон». Обсуждает с детьми, как они понимают эту пословицу. Затем дети рассматривают фотографии в учебнике и рассказывают, что познаёт и использует человек. Учитель спрашивает: «Какие вопросы в познании природы или жизни людей вас интересуют? Какие открытия обогащают внутренний мир человека? Почему на пути познания поучительны даже неудачи? Как научные открытия и изобретения меняют привычки и образ жизни современных людей? Как можно уменьшить усталость от трудной работы?»

Аналитический этап. Учитель: «Много вопросов? Устали? Давайте ответим на последний: «Кто на свете задаёт больше всего вопросов?» (Дети.) Конечно, ведь каждый ребёнок познаёт мир. Дети — самые любопытные создания на свете. А ещё наравне с детьми главные «задавальщики вопросов» — учёные. Каждое открытие начинается с вопроса. Вспомните, какие слова помогают нам задавать вопросы. Если мы захотим спросить о месте какого-то события, какое слово будет первым в нашем вопросе? (Где.) А если захочется узнать время события? (Когда.) Какие ещё вы знаете вопросительные слова? Сейчас подумайте и запишите в тетради вопросы о том, о чём хотелось бы узнать на уроках в школе. Так вы создадите сокровищницу вопросов. В течение года я с помощью других ребят, книг, опытов постараюсь ответить на них».

Тренировочные упражнения. Дети выполняют задание 2 на с. 3 рабочей тетради.

Аналитический этап. Учитель: «А сейчас давайте узнаем историю одного человека, кто всю свою жизнь был любознательным по отношению к миру, благодаря чему и сделал великие открытия в науке. Это великий русский учёный Д. И. Менделеев». Учитель читает рассказ из учебника о Д. И. Менделееве. Спрашивает детей об их впечатлении от услышанного: «Ребята, вот вы услышали рассказ о великом учёном. Его имя известно во всём мире. Школьники всего мира изучают его открытия. Как вы думаете, был ли он богатым человеком? В чём было его главное богатство? (В силе духа, характера, в знаниях, любви к миру, познанию, активности.) Что в современном мире является основой богатства разных стран? Точный ответ на этот вопрос вы прочитаете дома в учебнике. А теперь давайте вспомним, с чего начался сегодня урок. Получилось так, что нашей помощнице пришлось делать выбор между покоем в ящике стола и неожиданностями во время путешествия. Что бы вы сейчас могли посоветовать ей, чем ободрить? Как вам самим кажется, стоит ли бояться неизвестности, неудач на пути познания?»

Дети высказывают мнения. Учитель продолжает: «Выбор приходится делать каждому из нас каждый день: выпить чай или компот, пойти гулять или остаться дома, поссориться или помириться, нарисовать прекрасный рисунок или испортить стену в подъезде, сказать грубое или ласковое слово... Как вы думаете, в чём же наш главный выбор, между чем и чем? Об этом яснее всего говорится в народных сказках. Ответьте, чему служит Иван-царевич, а чему — Кощей Бессмертный. (Добру и злу.) А знания можно сравнить и с мечом-кладенцом, и с волшебным клубочком, и с чудо-зеркальцем, и с ковром-самолётом. Вы согласны? Объясните почему»

Дети отвечают. Учитель продолжает: «Учёный — это почти волшебник, он превращает сказку в быль, открывает кладовые природы, секреты устройства мира. Какой же выбор должен делать человек, обладая знаниями?» После обсуждения учитель говорит: «Всё, о чём мы сейчас говорили, коротко изложено в выводе учебника. Давайте его прочитаем». Ученик зачитывает вывод. Затем учитель предлагает повторить прочтение всем вместе вслух.

Выводы и обобщения. Учитель: «Издавна люди сравнивали знания со светом. Попробуйте дома провести научный опыт: побудьте вечером в тёмной комнате без света, попробуйте найти какой-то предмет в темноте, а потом с помощью фонарика. Что изменится вокруг, как вы себя будете чувствовать со светом и без света? И ответьте на вопрос: чем похожи свет и знание? О результатах эксперимента можно будет рассказать нам или внести их в дневник впечатлений или просто сохранить в своей копилке знаний о мире. Наш урок окончен, но познание мира продолжается, оно бесконечно».

Региональный компонент: подберите в творчестве народов своего края пословицы о силе знания, человеческого ума для сравнения их с пословицами, приведёнными в учебнике. Расскажите о вкладе деятельности целого коллектива или отдельного специалиста своего края в достижения отечественной науки. Посетите с детьми краеведческий музей или дом-музей выдающегося земляка, прославившего край и российскую науку.

Рекомендации для занятий в семье: выполнить задания рабочей тетради, прочитать главу учебника. Обратить внимание родителей на необходимость поддерживать и развивать в детях естественный интерес к познанию мира, стараться не оставлять без ответа детские вопросы, создавать ситуации, в которых ребёнок окажется перед необходимостью разрешать вопросы, т. е. проявлять познавательную активность. Родителям надо пояснить, что возрастающее количество современных детских, подростковых депрессий и психологических зависимостей объясняется в том числе подавленным детским стремлением к познанию, принятию решений, деформацией воли, привычкой к пассивному, некритичному, лёгкому получению ярких впечатлений, неумением видеть интересное в обыденных явлениях.
Уроки 2-3. КАК ИЗУЧАЮТ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование);

знать основные приборы, инструменты и оборудование, необходимые для исследования окружающего мира;

узнавать и называть предметы оборудования.

Метапредметные результаты:

различать этапы исследования (от постановки цели до вывода);

различать виды оборудования для изучения окружающего мира;

объяснять назначение предметов оборудования;

осваивать в ходе практических работ способы изучения окружающего мира, этапы исследования, приёмы использования оборудования;

оценивать свои успехи при выполнении практических работ;

обсуждать рассказ «Изучили» из книги «Великан на поляне»;

делать вывод об ответственности человека за свои действия при исследовании окружающего мира.

Личностные результаты:

проявлять интерес к изучению окружающего мира.

Основные термины: способы исследования, наблюдения, опыты, измерения, этапы, приборы, инструменты, лабораторное оборудование.

Оборудование: лабораторные весы, секундомер, рулетка, лабораторный спиртовой термометр, микроскоп, бинокль, колба, пробирка, атлас-определитель «От земли до неба»; магнитофон с записью припева песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир».
Ход урока

Данный урок является основополагающим в развитии исследовательских навыков третьеклассников, которые служат одной из основ системно-деятельностного подхода к изучению окружающего мира, принятого во всех учебниках линии УМК «Перспектива». При построении этого урока следует учитывать, что в 1—2 классах дети учились проводить несложные опыты. Основное отличие опытно-экспериментальной работы детей в 3 классе заключается в формировании у них умения оформлять цели, план и результаты своих исследований. Материал урока весьма объёмен, поэтому мы предлагаем сделать его сдвоенным. Если по какой-либо причине это невозможно, то в начале второго урока следует повторить с детьми материал предыдущего урока.

Актуализация знаний и умений. В начале урока звучит запись припева песни «Как прекрасен этот мир». Затем повторяется материал предыдущего урока по вопросам на с. 7.

Целеполагание. Изучение нового материала начинаем с постановки учебной задачи. Для этого можно использовать проблемные вопросы: «Кто из вас помнит, ломали ли вы в детстве игрушки? Это было нечаянно или с какой-нибудь целью? С какой целью маленький ребёнок может ломать игрушки?» Обобщая ответы детей, учитель сообщает, что изучать окружающий его мир человек начинает с самого рождения. Сначала ребёнок наблюдает, а затем начинает экспериментировать с окружающими его предметами. Часто он разбирает или разбивает игрушки, чтобы понять, как они устроены. И только приходя в школу, маленький человек начинает познавать мир целенаправленно, на основе научных способов познания, и цель сегодняшнего урока — изучить, какими способами человек изучает окружающий его мир, какими инструментами, приборами и оборудованием он при этом пользуется.

Аналитический этап и тренировочные упражнения. Изучение материала учебника (с. 8—9) можно проводить либо в форме слова учителя, либо в ходе чтения детьми данного материала. Важно, чтобы учитель обязательно опирался на предшествующий опыт детей, задавая детям после изучения того или иного метода познания вопрос из рубрики «Вспомним» на с.8, а при изучении метода наблюдения использовал разбор условных обозначений при наблюдении за природными явлениями на с. 8—9.

В связи с объёмностью и новизной теоретического материала данной темы изучение её целесообразно построить с соблюдением пошаговости.

I шаг — изучение метода наблюдения. Вначале повторяется материал, изученный в 1—2 классах (вопрос 1 рубрики «Вспомним» на с. 8 учебника). Затем читается второй абзац теоретического материала на с.8 и сообщение о Жане-Анри Фабре на «Страничках Умного Совёнка», повторяются значки метеорологических наблюдений на с. 8—9. Затем вместе с детьми изучается инструкция к практической работе «Наблюдение» (в рабочей тетради) и выясняется, чем отличаются научные наблюдения от тех, которыми дети занимались раньше. В связи с тем, что наблюдения за поведением животных занимают значительное время и в большинстве классов школ нет аквариумов, само наблюдение целесообразно проводить дома, а в классе нужно только заполнить 1—2-й пункты инструкции.

II шаг — изучение метода опытной работы (практическая работа). Вначале зачитывается материал о том, какие опыты дети проводили в 1—2 классах. Затем он раздаёт магниты (из кабинета физики), бруски железа и задаёт вопрос о том, что наблюдают дети. Затем оформляются графы записи проведения и результатов опыта в рабочей тетради. При этом формулировки целей, плана и результатов опыта лучше вырабатывать коллективно, так как с подобной работой дети ещё не сталкивались. Наилучшими вариантами записи будут следующие: цель опыта — изучить влияние магнита на железные предметы; план проведения опыта: 1) приложить железный предмет к магниту; 2) перевернуть магнитом вверх; 3) отсоединить металл от магнита; результаты опыта: железные предметы не отпадают от магнита, а отсоединяются от него с усилием; вывод: магнит притягивает железо. Затем дети формулируют вопросы и заполняют графы оценки своих успехов.

В заключение следует задать вопрос о том, чем отличается опыт от наблюдения (вопрос 2 рубрики «Проверим себя»). При затруднениях детей при ответе можно дать задание перечитать первые четыре абзаца теоретического материала учебника.

III шаг — изучение метода определения природных объектов. Вначале задаётся вопрос на повторение (вопрос 2 рубрики «Вспомним»), затем зачитывается соответствующий абзац теоретического материала. Для закрепления можно использовать работу с демонстрационными карточками тех растений и животных, названия которых неизвестны детям, хотя в природе они могли их встречать, например: смолка обыкновенная или нивяник (с. 48—49 атласа-определителя «От земли до неба»), сойка (с. 174). Учитель показывает карточку, дети находят соответствующую иллюстрацию в атласе-определителе и зачитывают комментарий к иллюстрации.

IV шаг — изучение измерительных инструментов и приборов. Вначале следует напомнить детям, какими измерительными инструментами они пользовались в 1—2 классах (вопросы 3 и 4 рубрики «Вспомним»). Затем в ходе беседы по материалу (с. 10—11 учебника) нужно показать детям те приборы, с которыми они не сталкивались или редко сталкивались в повседневной жизни (лабораторные весы, секундомер, рулетка, микроскоп, бинокль, лупа). Показ этого оборудования целесообразно проводить в сопоставлении с иллюстрацией учебника (с.10). Закрепляется этот материал при выполнении задания 4. Следует учесть, что с понятием «масса» дети не сталкивались, в быту принято понятие «вес». Это следует разъяснить детям, не вдаваясь в подробности в научном различии этих понятий.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок свет знания icon Оглавление введение
Нечный свет для оздоровления кожи/ лечение желтухи у новорожденных/солнце и нервная система/свежий воздух заряжает человека энергией/солнечный...
Урок свет знания icon Четырехцикличный план работы ашрама сознание как освобождение от...
Совершенство. У того, кто возвращается, нет ни мастерства, ни знания: когда свет приближается к объекту своей жажды, ум ошеломлен,...
Урок свет знания icon Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск
Урок свет знания icon Поурочное планирование по учебнику А. И. Власенкова, Л. А. Рыбченковой 11 класс. Урок 1
Цели: обобщить знания учащихся по основным вопросам синтаксиса; совершенствовать умение выполнять лингвистический анализ текста
Урок свет знания icon Урок-квн по теме «Углерод и его соединения»
Цель: обобщить знания обучающихся о свойствах углерода и его соединений, их роли в природе и жизни человека
Урок свет знания icon Урок «Царевна-лягушка»
Урок 17. Жанр басни. Рассказ и мораль в басне. Урок развития речи
Урок свет знания icon Урок литературы
Цели: расширить знания учащихся о жизненном и творческом пути А. С. Пушкина; воспитывать уважение к передовым людям России; воспитывать...
Урок свет знания icon Урок. Цель урока
Цель урока: повторить и конкретизировать знания об аминокислотах. Дать понятие о белках на основе межпредметных связей с биологией....
Урок свет знания icon Урок по биологии Тема: Многообразие земноводных Значение земноводных...
Образовательная – закрепить, обобщить и расширить знания учащихся по теме «Класс Земноводные»
Урок свет знания icon Урок Лирическая песня как жанр народной поэзии урок Лирическая песня....
Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной. Ч. I, II / авт сост. С. Б. Шадрина. Изд. 2-е, испр и доп. – Волгоград:...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции