Урок литературы




Скачать 249.66 Kb.
Название Урок литературы
Дата публикации 09.10.2014
Размер 249.66 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок


Урок литературы.

9 класс.
Очерк жизни и творчества

А.С.Пушкина.





Учитель: Чипашвили И.В.

г. Козельск

Тема: Очерк жизни и творчества А.С. Пушкина. (1799 – 1837гг.)

Цели: расширить знания учащихся о жизненном и творческом пути А.С. Пушкина; воспитывать уважение к передовым людям России; воспитывать умение видеть красоту окружающего, человеческих отношений.

Отразил он всю душу России.

Н. Рубцов.

Ход.

  1. Слово учителя.

«Весёлое имя: Пушкин» - по слову русского поэта XX века Александра Блока – стало паролем русской культуры. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил этого замечательного поэта. Ещё при жизни его называли «незаходящим солнцем русской поэзии».

В 1999 году исполнилось 200 лет со дня рождения поэта, а наша любовь к нему не ослабевает, стихи его становятся всё ближе, дороже, нужнее.

Многие факты биографии поэта отражены в его стихах. Познакомьтесь с отрывками из стихотворений А.С. Пушкина, которые лежат у вас на столах, и подготовьтесь к рассказу о поэте.

  1. Рассказ о жизненном и творческом пути А.С. Пушкина по предложенным отрывкам из стихотворений поэта.

(Слайд).



  1. Понятна мне времён превратность,

Не прекословлю, право, ей:

У нас нова рожденьем знатность,

И чем новее, тем знатней.

Родов дряхлеющих обломок

(И по несчастью, не один),

Бояр старинных я потомок;

Я, братцы, мелкий мещанин.

( 1799 – 1811)

26 мая (6 июня) 1799 года на одной из окраинных улочек Москвы, в Немецкой слободе, «во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Скворцова у жильца его майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр» - гласит запись в церковной метрической книге – первый документ, связанный с жизнью великого поэта.



Александр был вторым ребёнком в семье Сергея Львовича и Надежды Осиповны. Пушкины принадлежали к старинному дворянскому роду, который числил предков с XIII века и был тесно связан с историей становления Русского государства. По линии бабушки Марии Алексеевны вторая родословная ветвь будущего поэта – Ржевские – восходила к ещё более давним временам Киевской Руси. Третьей ветвью были Ганнибалы - Абрам Петрович, крестник и воспитанник Петра I, и его сын Осип

Пушкин-ребенок. Абрамович, отец Надежды Осиповны.



Детство и юность Надежды Осиповны, матери поэта, прошли в Петербурге и загородном Кобрине. Она получила хорошее домашнее воспитание, была начитана, прекрасно владела французским языком. Весёлая, всегда оживлённая, она свободно чувствовала себя в светском обществе, имела большой круг знакомых, восхищавшихся её красотой. Её называли прекрасной креолкой, тем самым подчёркивая её необычное происхождение. С Сергеем Львовичем Пушкиным Надежда Осиповна венчалась в церкви соседнего с Кобриным села Воскресенского. Взаимная любовь и душевная привязанность соединила их судьбы на 40 лет.

Сергей Львович Пушкин родился в Москве. Когда ему было 7 лет, его записали в лейб-гвардии Измайловский полк. Он не считал нужным обременять себя военной службой. В 1798 году в чине майора он оставил службу, и семья переехала в Москву.

С детских лет в доме родителей А.С.Пушкин имел возможность видеть прославленного писателя и историка Н.М. Карамзина, поэтов И.И.Дмитриева и К.Н.Батюшкова. Сергей Львович знал наизусть многие поэтические произведения, писал стихи, обладал хорошим вкусом и художественным чутьём, в совершенстве знал французский язык.

Увлечённые светской жизнью, родители будущего поэта не любили заниматься хозяйством. Воспитание детей, которому родители не придавали большого значения, было беспорядочным. Из домашнего обучения Пушкин Вынес лишь прекрасное знание французского языка, а в отцовской библиотеке пристрастился к чтению.



(Слайд)

  1. Внимать её рассказам, затверженным

С издетства мной – не всё приятным сердцу,

Как песни давние или страницы

Любимой старой книги, в коих знаем,

Какое слово где стоит.

Бывало,

Её простые речи и советы

И полные любови укоризны

Усталое мне сердце ободряли

Отрадой тихой…

В детстве рядом с Пушкиным были простые люди.

Няня Арина Родионовна Яковлева, крепостная крестьянка, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от «господ», вынянчила их детей, а потом и внуков. Это она передавала Александру Сергеевичу волшебные сказания русской старины, знакомила с русской речью, воспитывала в нём народные чувства. В годы ссылки в село Михайловское Пушкин особенно сильно сроднился с ней. В зимние длинные вечера в ветхом доме Арина Родионовна, как в детстве, рассказывала ему сказки. Тогда она была его единственным собеседником. И Пушкин, любя её всем сердцем, посвящает ей свои стихи.

- Давайте вспомним те удивительные строки, которые Александр Сергеевич Пушкин посвятил своей няне.



НЯНЕ

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На чёрный отдалённый путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

То чудится тебе…

(Слайд)

(1811 – 1817)

  1. В начале жизни школу помню я;

Там нас, детей беспечных, было много;

Неровная и резвая семья…

Прошло детство. Дорога отрочества привела А.С.Пушкина в лицей. Это были прекрасные незабываемые годы дружбы, поэзии, любви. Всю жизнь поэт будет вспоминать о них с нежностью, восторгом. И где бы Пушкин ни был, душой он рвался сюда, в Царское Село.

Александру было 12 лет, когда родители решили определить сына в только что основанный Царскосельский Лицей. Летом 1811 года в сопровождении дяди Василия Львовича Пушкин отправился в Петербург. Он впервые покидал Москву, впервые замелькали перед окнами кареты верстовые столбы, почтовые станции, которых так много будет потом в его скитальческой жизни. Детство кончилось. Он ехал в лицей.

Лицей был расположен в одном из красивейших пригородов Петербурга – Царском Селе. Пушкин провёл здесь 6 лет. Первый «пушкинский» лицейский курс состоял из даровитых, незаурядных мальчиков. Имена многих из них вошли впоследствии в историю русской культуры и общественной мысли. Пушкин был чрезвычайно привязан к своим школьным товарищам, и эту пылкую дружбу, верность лицейскому братству он пронёс через всю жизнь.


И. Пущин А. Дельвиг В.Кюхельбекер

Ближайшими друзьями Пушкина были: Иван Пущин – справедливый, смелый, спокойно-весёлый юноша; Вильгельм Кюхельбекер – восторженный, одержимый стихами, нелепый и трогательный «Кюхля»; Антон Дельвиг – добродушный, медлительный, фантазёр и тоже поэт.




Удивительной была эта школа, второй такой Россия не знает. Первый директор лицея В.Ф.Малиновский стремился воспитать людей, которые впоследствии стали бы преобразователями России, и потому основными в Лицее считались науки нравственные.

В лицее преподавали превосходно, глубоко, всерьёз. Но более всех любим и ценим воспитанниками был Александр Петрович Куницын, который читал лицеистам «Естественное право».

31 мая 1817 года Пушкин заканчивает Лицей.

(Слайд)

(1817 – 1820)

  1. Промчались годы заточенья; Недолго, мирные друзья,

Нам видеть кров уединенья

И царскосельские поля.

Разлука ждёт нас у порогу,

Зовёт нас дальний света шум,

И каждый смотрит на дорогу

С волненьем гордых, юных дум.

По окончании Лицея Пушкин переезжает в Петербург, куда он был определён на службу. Вырвавшись из лицейского затворничества, молодой поэт радостно бросается в водоворот шумной столичной жизни. Балы, маскарады, обеды, дружеские пирушки сменяют друг друга.

Однако светский шум и театральные увлечения, столь занимавшие Пушкина в это петербургское трёхлетие, были лишь одной, скорее, внешней стороной его бурной и сложной жизни. «В тревоге пёстрой и бесплодной» он ни на минуту не переставал быть поэтом, литератором, тружеником.

В марте 1820 года Пушкин закончил начатую ещё в Лицее поэму «Руслан и Людмила», которая произвела истинную революцию в русской поэзии. Высоко оценил поэму В.А.Жуковский. Он подарил Пушкину свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила». 1820 марта 26 великая пятница».

В эти же годы Пушкиным созданы многие политические, свободолюбивые стихи. «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву», многочисленные острые эпиграммы на Александра I и его приближённых. Эти стихи расходились по Петербургу молниеносно. Их заучивали, переписывали в альбомы, передавали списки из рук в руки. В скором времени они стали известны и царю. Император был разгневан: Пушкин «наводнил Россию возмутительными стихами, - вся молодёжь наизусть их читает».

Император хотел сослать Пушкина в Сибирь или заточить в Соловецкий монастырь. Только заступничество друзей Ф.Н.Глинки, Жуковского, Карамзина, А.И. Тургенева смягчило наказание: Пушкина выслали на Юг России. 6 мая 1820 года он выехал из Петербурга. Двое друзей – Дельвиг и Яковлев – проводили поэта до Царского Села. Здесь они расстались, и далее Пушкин отправился один – в свой долгий и нелёгкий путь изгнанника.

(Слайд)

(1820 – 1824)

  1. Я вижу берег отдалённый,

Земли полуденной волшебные края;

С волненьем и тоской туда стремлюся я,

Воспоминаньем упоённый…

Дом наместника Бессарабии
И.Н. Инзова в Кишиневе.


Две недели ехал Пушкин к месту своего изгнания. Из Петербурга выехал он тоскуя. Друзья, театры, книги – казалось, сама жизнь осталась позади. Впереди – неведомая провинция, жара, скука. Но уже в первые дни настроение его переменилось. Никогда ещё не путешествовал он по России. На станциях он не ждал лошадей, а, условившись с ямщиком, шёл дальше пешком, а лошади нагоняли его.

Все неприятности, казалось, отступили. И вот, в дороге, Пушкину стало казаться, что это он сам оставил Петербург.

Киевская Русь. Он воображал, работая над «Русланом и Людмилой». Поэма была завершена в апреле 1820 года, а в 1828 году был добавлен пролог «У лукоморья дуб зелёный».

В Киеве Пушкин несколько дней погостил у Раевских и, условившись о встрече, отправился дальше.

"Приехав в Екатеринославль, я соскучился, поехал кататься по Днепру, выкупался и схватил горячку, по моему обыкновению. Генерал Раевский, который ехал на Кавказ с сыном и двумя дочерьми, нашел меня в бреду, без лекаря, за кружкой оледенелого лимонада. Сын его ... предложил мне путешествие по Кавказским Водам ... я лег в коляску больной; через неделю вылечился" (из письма брату).

Почти все лето 1820 г. Пушкин прожил на Кавказе, где начал поэму "Кавказский пленник". Далее с семьей Раевских через Тамань, Керчь, Феодосию Пушкин прибыл морем в Гурзуф и провел там несколько недель. Дни, проведённые в Гурзуфе, купание в море, поездку верхом в Бахчисарай Пушкин назовёт счастливейшими минутами своей жизни.

Ему больше никогда не довелось побывать в Крыму. Но его «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан» привели в эти края всю Россию.

Вскоре Пушкин отправился в Симферополь и далее в Кишинев, ибо туда переехала канцелярия Инзова. Не досаждаемый почти никакими служебными поручениями, в течение трех лет Пушкин жил на квартире у Инзова, пользуясь его неизменным расположением и теплой заботой. Поэт выезжал оттуда в Киев, с.Каменку, в Одессу, Бендеры, Измаил и др. места. Впечатления этих лет нашли отражение в так называемых южных поэмах Пушкина.

День 9 мая 1823 года начался, как всегда, работой. Но ему суждено было запомниться в нашей литературе навсегда. Строфами по 14 строк Пушкин начал большую вещь. Сам не знал – поэму или даже роман в стихах. Начал своего «Евгения Онегина».

(Слайд)



  1. Я жил тогда в Одессе пыльной:

Там долго ясны небеса,

Там хлопотливо торг обильный

Свои подъемлет паруса;

Там все Европой дышит, веет,

Все блещет югом и пестреет

Разнообразностью живой.



В июле 1823 г. состоялся перевод Пушкина в Одессу, где он перешел в подчинение к новому наместнику Новороссийского края, графу М.С. Воронцову. Пушкин сам желал перевода в Одессу. Он писал брату: "Я насилу уломал Инзова, чтобы он отпустил меня в Одессу - я оставил мою Молдавию и явился в Европу. Ресторация и итальянская опера напомнили мне старину и, ей богу, обновили мне душу".

В Одессе поэт провел 13 месяцев - с 3 июля 1823 г. по 31 июля 1824 г. Здесь им были написаны две с половиной главы "Евгения Онегина", поэма "Цыганы", закончен "Бахчисарайский фонтан", стихотворения: "Свободы сеятель пустынный", "Невинный страж дремал на царственном пороге", "Зачем ты послан был и кто тебя послал", "Ночь", "Демон", "Телега жизни", "Придет ужасный час" и много других.

В это время у Пушкина сложились дружеские отношения с Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой, перешедшие в глубокое чувство. Ей поэт посвятил стихотворения "Храни меня, мой талисман", "Приют любви, он вечно полон", "Все кончено: меж нами связи нет" и многие другие. С ее мужем и начальником Пушкина в Одессе - графом Воронцовым - дружбы у поэта не получилось. Если Инзов относился к Пушкину отечески и не связывал его свободу, то Воронцов был настроен враждебно. Александр Сергеевич "платил" ему злыми эпиграммами:

Полу-милорд, полу-купец,

Полу-мудрец, полу-невежда,

Полу-подлец, но есть надежда,

Что будет полным наконец.

Эти отношения, в конце концов, привели к высылке поэта из Одессы. Приказ пришёл в конце июля 1824 года. Пушкину предписывалось ехать на север, в псковскую деревню, принадлежащую его матери, - в село Михайловское.

(Слайды)

(1824 – 1826)

  1. Быть может, уж недолго мне

В изгнанье мирном оставаться,

Вздыхать о милой старине

И сельской музе в тишине

Душой беспечной предаваться.

Но и в дали, в краю чужом

Я буду мыслию всегдашней

Бродить Тригорского кругом,

В лугах, у речки, над холмом,

В саду под сенью лип домашней.

Михайловское. Вид усадьбы



Михайловское. Дом-музей Пушкина

9 августа 1824 года Пушкин приехал в Михайловское. Он увидел запущенную усадьбу, старый дом, где ему предстояло прожить неизвестно сколько времени. Пушкину запретили самовольно покидать Михайловское. Здесь он находился в полном одиночестве, вдали от друзей, от культуры. В глухой северной деревне поэт чувствовал себя неуютно и подавленно

Мрачное состояние духа Пушкина в Михайловском ещё более углубилось вследствие ссоры с отцом, который взялся надзирать за опальным поэтом. Но вскоре Сергей Львович уехал.

Друзья страшились за него: устоит ли, выдержит ли одиночество, гнетущее однообразие деревенской жизни. Пушкин устоял: скука, тоска, одиночество отступили перед мучительным и радостным трудом – творчеством.

Пушкин завершает начатые в Одессе стихотворения "Разговор книгопродавца с поэтом", где формулирует свое профессиональное кредо, "К морю" - лирическое раздумье о судьбе человека эпохи Наполеона и Байрона, о жестокой власти исторических обстоятельств над личностью, продолжает писать роман в стихах. Осенью 1824 г. он возобновляет работу над автобиографическими записками, обдумывает сюжет народной драмы "Борис Годунов", пишет шуточную поэму "Граф Нулин".

Долгие зимние вечера Пушкин коротал с няней, как в детстве, слушал нянины сказки, старался записать их, сохранив особенности народной речи. Народной поэзией рождены написанные в Михайловском пролог к «Руслану и Людмиле», «Песни о Стеньке Разине», баллада «Жених».

В конце 1825-начале 1826 г. Пушкин завершает пятую и шестую главы романа "Евгений Онегин", которые в то время ему представляются как окончание первой части произведения. В последние дни Михайловской ссылки поэт пишет стихотворение "Пророк".

Единственное, что связывает Пушкина с внешним миром, были письма. Двое друзей не побоялись навестить опального поэта. Первым приехал Иван Пущин, он принёс с собой рукописный экземпляр «Горя от ума».

(Слайд)



  1. Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.
Иван Пущин, товарищ лицейских дней, умница, первый и бесценный друг. 11 января 1825 года рано утром он подъехал к занесённому снегом дому. Заслышав звук колокольчика, Пушкин выбежал на крыльцо прямо из постели, босиком, в одном белье. Друзья провели вместе всего один день, но как много в него вместилось! Пущин рассказывал о лицейских товарищах, о своей службе, о новостях литературных и общественных. День кончился, за ним и вечер… В три часа утра стали прощаться. Может быть, после этого свидания Пушкин с особенным волнением и надеждой стал прислушиваться к звукам колокольчика, ждать ещё одной встречи, ещё одного чуда.

Весной приехал Дельвиг. Он давно обещался, и Пушкин с нетерпением ожидал горячо любимого друга. Несколько дней они провели вместе – счастливые дни, наполненные разговорами, воспоминаниями, стихами…

(Слайд)

  1. Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.
И ещё одна встреча озарила «закованные дни»: в Тригорское приехала погостить Анна Петровна Керн – молодая, красивая женщина, которую Пушкин знал ещё в Петербурге. Внезапно и остро вспыхнула страсть. Несколько вечеров в гостиной тригорского дома, несколько совместных прогулок – и чувство разгорелось с новой силой. Встречей с Керн мы обязаны одним из совершеннейших созданий поэта.
- Давайте на минуту прервем нашу беседу и послушаем это прекрасное творение поэта. ( Чтение уч-ся стихотворения К***(«Я помню чудное мгновенье…»)


Тригорское







Скамья Онегина в парке Тригорского

Летом 1826 года в Михайловское приходит страшное известие: 13 июля в Петропавловской крепости повешены пять заговорщиков. Всех их Пушкин знал лично.

Пушкина всё более тяготит неизвестность о своей судьбе. В Михайловское прибыл агент, который должен был произвести тайное дознание о поведении Пушкина. Но агент не собрал никаких сведений. Император решает вызвать Пушкина к себе и в личной беседе определить его судьбу. В ночь на 4 сентября в Михайловское прибыл жандарм. Пушкин покидает место двухлетнего своего изгнания.
(Слайд)

(1826 – 1830)



  1. … Перед ними

Уж белокаменной Москвы,

Как жар, крестами золотыми

Горят старинные главы.

Ах, братцы! Как я был доволен,

Когда церквей и колоколен

Садов, чертогов полукруг

Открылся предо мною вдруг!

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

8 сентября 1826 года Пушкин въехал в Москву – город своего детства, который он не видел 15 лет, с которым расставался 12-летним мальчиком. Он вернулся на родину после долгих лет ссылок и скитаний. В Москве его сразу привезли в Кремль, в Чудов дворец, на аудиенцию к Николаю I. Беседа продолжалась довольно долго, около двух часов. Известно о ней немного. Но то, что дошло до нас, сводится к заключению устного соглашения между Пушкиным и царём. Пушкин обещал воздержаться от публичной критики правительства, но не скрыл от царя своего сочувствия декабристам. Николай I разрешил поэту жить в обеих столицах и вызвался быть единственным цензором его сочинений. Пушкин предполагал, что личная цензура царя откроет ему быстрый доступ к печати. Царю же, вступившему на престол, хотелось расположить к себе поэта и русское общество после жестокой расправы над декабристами. Возвращение Пушкина из ссылки общество сочло крупнейшим событием первых лет царствования нового царя, но надежда на перемену политических взглядов Пушкина не оправдалась: он вовсе не намеревался стать официальным поэтом. Правда, некоторое время он был осторожнее, но взгляды свои не изменил.

Сложной и противоречивой была жизнь поэта второй половины 1820-х годов: журнальные отношения и борьба с цензурой, доносы и опасные политические расследования, выговоры Бенкендорфа, а также неясные обстоятельства личной жизни.

При всем при этом главным в жизни неизменно оставалась поэзия, творчество. В эти годы написана поэма "Полтава", много стихотворений, статьи в журналы, "Роман в письмах", зрели драматические замыслы.
(Слайд)

  1. Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.



На одном из обычных московских балов в декабре 1828 года Пушкин встретил незнакомую ему красавицу. Её только начали вывозить в свет. Пушкин был очарован её красотой. Ей было тогда 16 лет. Её необыкновенная красота, юность, романтическая прелесть всего её облика глубоко взволновали Пушкина. Он полюбил её; с ней теперь стали связаны его мечты о своём доме, о своей семье.

В апреле 1829 года поэт уже просит руки Натальи Николаевны Гончаровой. Ему не отказывают, но и не дают согласия. Мать девушки, Наталья Ивановна, не считала поэта завидным женихом: состояния нет никакого, не в чинах и не служит, к тому же, как говорят, на плохом счету у правительства. И она сочла благоразумным уклониться от прямого ответа: дочь ещё слишком молода, дело не к спеху, надо повременить… Сразу после неудачного сватовства Пушкин уехал на Кавказ, где в то время шла война с Турцией.
В конце сентября Пушкин вернулся в Москву и снова стал бывать у Гончаровых: его чувство к Наталье Николаевне не угасло. Наконец, предложение было принято, и 6 мая 1830 года состоялась помолвка. Но прошли ещё долгие месяцы до того дня – 18 февраля 1831 года – когда в церкви Большого Вознесения, Пушкин и Наталья Николаевна были обвенчаны.

(Слайд) (1830, 1833)

  1. Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

Музей-усадьба «Большое Болдино»


Пушкин чувствует необходимость житейских перемен. 31 августа 1830 г. он отправляется в Нижегородское имение своего отца, Болдино, для вступления во владение близлежащей деревней Кистенево, подаренной отцом к свадьбе. Холерные карантины задержали поэта на три месяца, и этой поре было суждено стать знаменитой «Болдинской осенью», наивысшей точкой пушкинского творчества, когда из-под его пера вылилась целая библиотека произведений: "Повести покойного Ивана Петровича Белкина", "Опыт драматических изучений" ("Маленькие трагедии"), последние главы "Евгения Онегина", "Домик в Коломне", "История села Горюхина", "Сказка о попе и о работнике его Балде", несколько набросков критических статей и около 30 стихотворений.

В Болдине создаются новые вещи и реализуются замыслы прежних лет. Позднее, уже возвратившись из Болдина, Пушкин подведёт итоги всему созданному им за три месяца этой удивительной осени: «…я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привёз сюда: две последние главы «Онегина», 8-ю и 9-ю, совсем готовые в печать. Повесть, писанную октавами (стихов 400)… Несколько драматических сцен или маленьких трагедий… Сверх того написал 30 мелких стихотворений. Хорошо? Ещё не всё… Написал я прозою 5 повестей…»

Осенью 1833 г. поэт возвращается в Болдино. Теперь болдинская осень Пушкина вдвое короче, нежели три года назад, но по значению она соразмерна Болдинской осени 1830 г. За полтора месяца Пушкин завершает работу над "Историей Пугачева" и "Песнями западных славян", начинает работу над повестью "Пиковая дама", создает поэмы "Анджело" и "Медный всадник", "Сказку о рыбаке и рыбке" и "Сказку о мертвой царевне и семи богатырях", стихотворение в октавах "Осень".
(Слайд)

(1834 – 1837)

  1. Я слышу вкруг меня жужжанье клеветы,

Решенья глупости лукавой,

И шёпот зависти, и лёгкой суеты

Укор весёлый и кровавый…
1834 год явился переломным годом в жизни Пушкина. Накануне нового года он был пожалован в камер-юнкеры. Придворное звание оскорбило Пушкина: обычно такие звания давались юношам, а Пушкин был уже не молод. Поэт понимал, что царь, приближая его ко двору, преследует определённые цели. В свете вновь поползли слухи, будто поэт заискивает перед Николаем I. Поэту хотелось уединения, тишины для осуществления больших творческих замыслов. Но он вынужден был служить, чтобы содержать семью. В конце концов поэт решился на отчаянный шаг: летом 1834 года он подал прошение об отставке. В ответ на это ему запретили работать в архивах. Прошение пришлось взять обратно.

Светское общество не могло простить Пушкину его гениальности. Его травили клеветой, сплетнями, и это неуклонно вело к трагической развязке.

Пушкин не знал покоя и в семье. Молодой француз Жорж Дантес, усыновлённый голландским посланником бароном Геккерном, стал оказывать Наталье Николаевне явные знаки внимания. Пушкин был взбешён: стал мрачен, молчалив, вид его был угрожающ. В начале ноября свет нанёс сердцу Пушкина ещё одну «неотразимую обиду»: поэт получил по почте циничный пасквиль, оскорбляющий честь его и Натальи Николаевны. Пушкин показал анонимное письмо друзьям-лицеистам. Один из них сделал вывод, что бумага иностранного производства и принадлежит какому-нибудь посольству. Пушкин пришёл к заключению, что пасквиль послан Геккерном. Он отправил Дантесу вызов на дуэль. Друзьям удалось предотвратить кровавую развязку, а Дантес заявил о своей любви к сестре Натальи Николаевны Екатерине и женился на ней.

Дантес, хотя дом Пушкина был закрыт для него и его жены, не переменил отношения к Наталье Николаевне. 25 января Пушкин получил новое анонимное письмо, оскорблявшее его жену. Александр Сергеевич решил положить всему этому конец. В тот же день он написал гневное и резкое письмо Геккерну с явным намерением оскорбить посланника и его приёмного сына. В ответ Дантес вызвал Пушкина на дуэль.

Дуэль состоялась 27 января 1837 года на Чёрной речке (недалеко от Петербурга). Секундантом Пушкина был лицейский товарищ Данзас. Дантес выстрелил первым. Пушкин упал, но нашёл в себе силы сделать ответный выстрел, достигший цели. Однако Дантес был лишь легко ранен: пуля попала в руку, которой Дантес прикрывал грудь.

Истекающего кровью Пушкина положили в карету. Рана оказалась смертельной. На квартире поэта собрались близкие и друзья. Жуковский вывешивал бюллетени о состоянии его здоровья. К поэту приходили сотни людей. Доктора не скрывали от Пушкина трагического исхода. 28 января Пушкин простился с женой, детьми и близкими друзьями. В предсмертный час он просил простить своего секунданта. Его последние слова были: «Кончена жизнь». 29 января 1837 года в 2 часа 45 минут пополудни Пушкина не стало.

Власти испугались беспорядков и приказали перенести тело для отпевания из Исаакиевского собора в Конюшенную церковь, а ночью отвезти гроб в Святогорский монастырь для погребения. В последний путь Пушкина проводили дядька Никита Козлов и близкий друг Александр Иванович Тургенев. Их сопровождал жандармский капитан.

В Святогорском монастыре 6 февраля 1837 года рядом с могилами деда, бабушки и матери Пушкина похоронили.



А.Наумов 1894 г. Могила А.С Пушкина.
Траурный возок несет гроб
с телом А.Пушкина в обитель.

.

  1. Основные периоды жизни и творчества А.С.Пушкина.




Периоды

Годы

Детство поэта

1799 - 1811

Лицей

1811 – 1817

Петербург

1817 – 1820

Южная ссылка

1820 – 1824

Михайловское

1824 – 1826

После ссылки

1826 – 1830

Болдинская осень

1830, 1833

Последние годы жизни

1834 – 1837




  1. Подведение итогов.


- Что нового о жизни и творчестве А.С.Пушкина вы открыли для себя на сегодняшнем уроке?


  1. Домашнее задание: 1.Устное сочинение «Мой Пушкин».

2.Наизусть стихотворение А.С.Пушкина (на выбор)

Индивидуальные задания: 1.Наизусть стихотворения поэтов разных времён о Пушкине.

2.Пушкинские портреты.

3.История рода Пушкиных.

4.Детство Пушкина (до Лицея)

Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина.

  1. Понятна мне времён превратность,

Не прекословлю, право, ей:

У нас нова рожденьем знатность,

И чем новее, тем знатней.

Родов дряхлеющих обломок

(И по несчастью, не один),

Бояр старинных я потомок;

Я, братцы, мелкий мещанин.

  1. Внимать её рассказам, затверженным

С издетства мной – не всё приятным сердцу,

Как песни давние или страницы

Любимой старой книги, в коих знаем,

Какое слово где стоит.

Бывало,

Её простые речи и советы

И полные любови укоризны

Усталое мне сердце ободряли

Отрадой тихой…

  1. В начале жизни школу помню я;

Там нас, детей беспечных, было много;

Неровная и резвая семья…

  1. Промчались годы заточенья;

Недолго, мирные друзья,

Нам видеть кров уединенья

И царскосельские поля.

Разлука ждёт нас у порогу,

Зовёт нас дальний света шум,

И каждый смотрит на дорогу

С волненьем гордых, юных дум.

  1. Я вижу берег отдалённый,

Земли полуденной волшебные края;

С волненьем и тоской туда стремлюся я,

Воспоминаньем упоённый…

  1. Я жил тогда в Одессе пыльной:

Там долго ясны небеса,

Там хлопотливо торг обильный

Свои подъемлет паруса;

Там все Европой дышит, веет,

Все блещет югом и пестреет

Разнообразностью живой.

  1. Быть может, уж недолго мне

В изгнанье мирном оставаться,

Вздыхать о милой старине

И сельской музе в тишине

Душой беспечной предаваться.

Но и в дали, в краю чужом

Я буду мыслию всегдашней

Бродить Тригорского кругом,

В лугах, у речки, над холмом,

В саду под сенью лип домашней.

  1. Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.


  1. Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.


  1. … Перед ними

Уж белокаменной Москвы,

Как жар, крестами золотыми

Горят старинные главы.

Ах, братцы! Как я был доволен,

Когда церквей и колоколен

Садов, чертогов полукруг

Открылся предо мною вдруг!

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!


  1. Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.


  1. Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…


  1. Я слышу вкруг меня жужжанье клеветы,

Решенья глупости лукавой,

И шёпот зависти, и лёгкой суеты

Укор весёлый и кровавый…



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы icon Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск
Урок литературы icon Урок ознакомления с новым материалом. Цели: познакомить учащихся...
Открытый урок литературы, проведенный учительницей русского языка и литературы Аслановой Лейлой Адилевной в 5 «А» классе. Дата проведения...
Урок литературы icon Литература 11 класс Поурочные разработки От авторов Н. А. Заболоцкий....
В 11 классе учителя литературы сталкиваются с рядом общих для всех объективных трудностей
Урок литературы icon Урок литературы в 5 классе Урок – игра
Цели: -познакомить учащихся первым произведением Н. В. Гоголя, принесшем ему большую славу
Урок литературы icon Урок Вводный из древнерусской литературы урок «Слово о полку Игореве»
Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной, И. С. Збарского, В. И. Коровина / авт сост. С. Б. Шадрина,...
Урок литературы icon Урок Вводный из древнерусской литературы урок «Слово о полку Игореве»
Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной, И. С. Збарского, В. И. Коровина / авт сост. С. Б. Шадрина,...
Урок литературы icon Урок литературы (интегрированный урок литературы и психологии). 6...
А. С. Пушкина «Зимнее утро», его анализ с целью выявления средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни, мотивы...
Урок литературы icon Урок русского языка и литературы в соответствии с требованиями фгос» в мбоу «Гимназии №37»
Семинар: «Современный урок русского языка и литературы в соответствии с требованиями фгос»
Урок литературы icon Урок литературы «Тропа к Пушкину»
Учитель русского языка и литературы моу – средней общеобразовательной школы №6 г. Шарыпово Красноборова Елена Михайловна. Красноярский...
Урок литературы icon Урок «Царевна-лягушка»
Урок 17. Жанр басни. Рассказ и мораль в басне. Урок развития речи
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции