Урок-квн по теме «Углерод и его соединения»




Скачать 120.65 Kb.
НазваниеУрок-квн по теме «Углерод и его соединения»
Дата публикации15.05.2014
Размер120.65 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > География > Урок
Урок-КВН по теме «Углерод и его соединения».

Подготовила учитель химии МБОУСОШ №7

Петрунёк Анна Викторовна.

Урок-КВН по теме «Углерод и его соединения».

Тип урока – обобщающий.

Цель: обобщить знания обучающихся о свойствах углерода и его соединений, их роли в природе и жизни человека

Задачи.

I. Образовательные.

  1. Выявление, корректировка и обобщение знаний обучающихся об углероде как об элементе и простых веществах, их нахождении в природе, физических и химических свойствах, способах получения и применения.

  2. Закрепление и расширение знаний о связи химии с практической жизнью.

II. Воспитательные.

  1. Воспитание чувства коллективизма, ответственности перед коллективом за выполняемую работу.

  2. Формирование у обучающихся научного мировоззрения.

III. Развивающие.

  1. Развитие познавательного интереса к химии.

  2. Развитие логического мышления обучающихся на примерах сравнения, анализа, умений находить и исправлять ошибки, обобщать, делать выводы.

  3. Развитие речи, памяти, внимания, воображения.

Межпредметные связи:

  1. С географией – нахождение углерода и его соединений в природе.

  2. С биологией – биологическая роль соединений углерода

  3. С историей – история открытия и применения углерода и его соединений.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ КВНа

План вывешивается на листе ватмана или пишется на доске для отражения хода КВНа - выставления количества баллов, набранных командами.

  1. Домашнее задание – конкурс стенгазет.

  2. Разминка – кроссворд.

  3. Исторический конкурс.

  4. Конкурс капитанов.

  5. Юные исследователи.

  6. Подведение итогов.

ХОД КВНа

1. Объявление темы, цели и задач КВНа. Знакомство с жюри ( учащиеся старших классов). Представление команд, оценивание их домашнего задания.

2. Разминка

Каждая команда получает листы-сетки кроссворда и вопросы к нему. На отгадывание кроссворда выделяется 3 или 5 минут. Число баллов равно числу разгаданных слов.

Кроссворд по теме « Углерод и его соединения».

Вопросы: 1. Самый большой из всех известных алмазов.

2. Одна из аллотропных модификаций углерода.

3. Ученый, впервые получивший углекислый газ.

4. Основная составная часть природного горючего газа (w = 60 – 99%).

5. Соединение углерода с кремнием.

6. Процесс поглощения углекислого газа растениями при освещении.

7. Соединение углерода с металлами.

8. Элемент IV группы, главной подгруппы возглавляющий ее, имеет относительную атомную массу 12,011, порядковый номер 6.




















8

























1













к

у

л

и

н

а

н










2
















г

р

а

ф

и

т










3
















л

а

в

у

а

з

ь

е




4













м

е

т

а

н
















5










к

а

р

б

о

р

у

н

д







6













ф

о

т

о

с

и

н

т

е

з

7

к

а

р

б

и

д

























3.Исторический конкурс «Своя игра»

1.В 1778 году К. Шееле, нагревая это вещество с селитрой, обнаружил, что при этом, как и при нагревании угля с селитрой, выделяется углекислый газ (ответ графит).

2. Это вещество известно с глубокой древности. Одна из его форм служила для восстановления металлов из руд, другая - как драгоценный камень. Значительно позднее стали применять ещё одну модификацию этого вещества для изготовления тиглей. Назовите вещества в той последовательности, в которой о них говориться в тексте ( Ответ углерод, древесный уголь, алмаз, графит)

3.Название этого вещества происходит от греческого слова, означающего «писать», предложено А.Вернером в 1789. Среди других названий этого же вещества известны «черный свинец», «карбидное железо», «серебристый свинец». В 1779 К.Шееле установил, что это вещество можно окислить воздухом  Что это за вещество ( графит)

4. это вещество - ведущая причина отравлений и вызванных ими смертей в США. Даже если отбросить пожары, то ежегодно на долю этого отравления приходится более 2000 смертей (обычно — самоубийств) О каком веществе идет речь?(СО)

5.вещество было впервые получено французским химиком Жаком де Лассоном в 1776  г., но первоначально его ошибочно приняли за водород, так как оно сгорало синим пламенем. Качественный состав этого вещества, выяснил в 1800 английский химик Вильям Крукшэнк. Вне атмосферы Земли, впервые, вещество было обнаружено бельгийским ученым М. Мижотом (M. Migeotte) в 1949 году по наличию основной колебательно-вращательной полосы в ИК спектре Солнца (ответ: оксид углерода (II))

6.До XX века в Европе он был одним из важнейших промышленных химических реагентов. Его получали путём водной экстракции из растительной золы, с дальнейшей очисткой до необходимого уровня. Производство было сосредоточено в местах, богатых лесом — кое-где в Европе, но в основном в России и Северной Америке.

На производство этого вещества ещё Петр I в 1721 году установил монополию: «Нигде никому отнюдь ……. не делать и никому не продавать под страхом ссылки в вечную каторжную работу» Назовите вещество и запишите его формулу (поташ К2СО3)

7. Властитель индийского города Лахора по имени Ранжит-Сингх в 1811 г. хвастался перед другими владыками Индии, Персии и Афганистана, что его голубой алмаз не подвержен действию никаких жидких веществ. Афганский шах Шуджа сказал, что готов поспорить (а ставка в споре – сам голубой алмаз), что его придворный факир-алхимик может за сутки уменьшить массу алмаза, погрузив его в жидкость «алкагест» (мифический универсальный растворитель). Предложение было принято, и придворные двух властителей уселись вокруг сосуда с «алкогестом», куда был погружен алмаз. Вскоре стало заметно, что камень покрылся пузырьками, а жидкость стала желтой. По истечении суток алмаз снова взвесили, и оказалось, что он потерял в весе около 1 карата (0,2 г). К огорчению Ранжит-Сингха, алмаз пришлось отдать шаху Шудже. Правда, через два года силой оружия алмаз был возвращен в Лахор, но это уже другая история… какой состав имел «алкагест»?

(Доска: на алмаз разрушительно действует концентрированная азотная кислота, при этом алмаз медленно превращается в диоксид углерода, желтый цвет жидкости («алкогесту») придает диоксид азота:

С + 4HNО3 → CО2 + 4NО2 + 2Н2О ОВР)

8. Среди всех твердых веществ алмаз обладает наибольшей твердостью. Философы древности Тит Лукреций Кар (99 – 53 гг. до н.э.) и Плиний Старший (23 – 79 гг. н.э.) считали, что алмаз не только не горит, но его также нельзя расколоть ударом молота. Само слово «алмаз» означало «тот, который не разбивается». В 1476 г. во время сражения солдаты Людовика XI ворвались в пустую палату бургундского герцога Карла Смелого и увидели множество бриллиантов (ограненных алмазов). Невежественные вояки решили проверить, подлинные ли это драгоценности, и начали крушить их молотком. Видя, как бриллианты превращаются в порошок, солдаты приняли их за фальшивки. В чем разгадка этой истории? (Алмаз тверд, но хрупок. Он не раскалывается только при воздействии на него постепенно возрастающего давления. Если давление постепенно довести до 60 атм, то алмаз входит в самую твердую сталь как в масло.)

4. Конкурс капитанов заполнить схему, пользуясь информационной картой.

Ф.И.________________________________________________________________________________

Задание №2 Время на выполнение здания – 3 минуты. Информационная карта.

Нахождение углерода в природе .

Содержание углерода в земной коре 0,1 % по массе. Свободный углерод находится в природе в виде алмаза и графита. Основная масса углерода в виде природных карбонатов (известняки и доломиты), горючих ископаемых — антрацит (94—97 % С), бурые угли (64—80 % С), каменные угли (76—95 % С), горючие сланцы (56—78 % С), нефть (82—87 % С), горючих природных газов (до 99 % метана), торф (53—56 % С), а также битумы и др. В атмосфере и гидросфере находится в виде диоксида углерода СО2, в воздухе 0,046 % СО2 по массе, в водах рек, морей и океанов в ~60 раз больше. Углерод входит в состав растений и животных (~18 %).


?

?
Заполните схему:




диоксида углерода СО2

графит





?



?





?







животные

?



Горючие ископаемые



?

?



известняк

?


Дополнительные вопросы:

  1. Подземное животное голый землекоп отличается терпимостью к большим (смертельным для других животных) концентрациям данного вещества. Бо́льшая, по сравнению с человеком, чувствительность других животных к изменениям концентрации этого вещества использовалась в качестве естественного детектора опасных концентраций этого вещества. Повышенная чувствительность  канареек использовалась шахтерами для определения начала скопления этого вещества под землей. О каком веществе идет речь? (углекислый газ)

  2. Вспомните (из курса географии) основные месторождения в России: Алмаза, каменного угля

  3. Вспомните (из курса биологии) сущность процесса фотосинтеза.

  4. Как доказать, что данное вещество является солью угольной кислоты?

  5. На каком свойстве основано применение питьевой соды в медицине для снижения кислотности желудочного сока? (из курса биологии, анатомии)

  6. Почему известняк (в размолотом виде) применяют для уменьшения кислотности почвы (известкование почвы)? (из курса географии, биологии)

5.Юные исследователи

Командам необходимо выполнить лабораторные опыты на распознавание карбонатов, какая из команд быстрее и грамотнее справится с заданием, получает максимальное количество баллов.

Задание: В четырех пробирках даны кристаллические вещества: сульфат натрия, хлорид цинка, карбонат калия, силикат натрия. Определите, какое вещество находится в каждой пробирке. На основе выполненных опытов сделайте вывод, что является характерной реакцией на карбонат-ион. Составьте уравнения реакций в молекулярном, ионном и сокращённом ионном виде.

6.Затем подводятся итоги, определяется команда победитель.

Самому активному участнику осуществить « Танец бабочек».

Танец бабочек

Для опыта заранее делают «бабочки». Крылья вырезают из разноцветной папиросной бумаги и приклеивают к тельцу (обломки спички) для большей устойчивости в полете. Приготовляют широкогорлую банку, герметически закрытую пробкой, в которую вставлена воронка. Диаметр воронки вверху должен быть не больше 10 см. В банку наливают уксусной кислоты CH3COOH столько, чтобы нижний конец воронки не доставал до поверхности кислоты примерно на 1 см. Затем через воронку в банку с кислотой бросают несколько таблеток гидрокарбоната натрия NaHCO3, а «бабочек» помещают в воронку. Они начинают «танцевать» в воздухе. «Бабочек» удерживает в воздухе струя углекислого газа, образующегося в результате реакции между гидрокарбонатом натрия и уксусной кислотой:

  • NaHCO3+CH3COOH=CH3COONa+CO2+H2O.

Используемые интернет-ресурсы и литература:

1.http://www.alhimikov.net/op/Page-13.html

2 . http://www.kazedu.kz/referat/54573

3. http://chem100.ru/elem.php?n=6#m0

4.http://www.practica.ru/Books/preview/toxicology/toxicology_120.pdf

5.http://ru.wikipedia.org/wiki)

6.http://festival.1september.ru/articles/587856/

7.http://galinaorlova.blog.ru/114858499.html

8. Габриелян О.С. «Химия 9 класс»

9. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. «Химия 9 класс»

10. Хомченко Г.П. Сборник задач по хими

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок-квн по теме «Углерод и его соединения» iconКвн «Творчество А. С. Пушкина»
Его произведения бессмертны, потому что в них гармония, человеческая простота, вечные истины. Сегодня, завершая разговор об этом...

Урок-квн по теме «Углерод и его соединения» iconПрограмма курса "Высокомолекулярные соединения" по специальности...
Целью курса "Высокомолекулярные соединения" является знакомство студентов с основами науки о полимерах и ее важнейшими практическими...

Урок-квн по теме «Углерод и его соединения» iconУрок Устное народное творчество
Этот урок, школьники оформляют стенды с различными изданиями стихотворении поэта, с портретами Лермонтова, слушают запись актерского...

Урок-квн по теме «Углерод и его соединения» iconУрок-квн по сказкам А. С. Пушкина. Цели
Руку правую потешишь,…» (семь богатырей, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

Урок-квн по теме «Углерод и его соединения» iconУрок в 5 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи»
Цель: повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки

Урок-квн по теме «Углерод и его соединения» iconУрок английского языка по теме: “Ireland”. 7-й класс
Цель: активизация лексики по теме как средства повышения коммуникативной компетенции на иностранном языке

Урок-квн по теме «Углерод и его соединения» iconУрок по теме: А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном...

Урок-квн по теме «Углерод и его соединения» iconУрок английского языка по теме: “Mexico City”. 7-й класс
Цель: активизация лексики по теме как средства повышения коммуникативной компетенции на иностранном языке

Урок-квн по теме «Углерод и его соединения» iconУрок английского языка по теме: “Healthy Food”. 6-й класс
Цель: активизация лексики по теме как средства повышения коммуникативной компетенции на иностранном языке

Урок-квн по теме «Углерод и его соединения» iconУрок по теме «А. С. Пушкин и искусство»
Рассказать о малоизвестной стороне творческой личности А. С. Пушкина – об отношении поэта к пластическим искусствам (живописи, скульптуре),...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции