Скачать 120.65 Kb.
|
Урок-КВН по теме «Углерод и его соединения». Подготовила учитель химии МБОУСОШ №7 Петрунёк Анна Викторовна. Урок-КВН по теме «Углерод и его соединения». Тип урока – обобщающий. Цель: обобщить знания обучающихся о свойствах углерода и его соединений, их роли в природе и жизни человека Задачи. I. Образовательные.
II. Воспитательные.
III. Развивающие.
Межпредметные связи:
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ КВНа План вывешивается на листе ватмана или пишется на доске для отражения хода КВНа - выставления количества баллов, набранных командами.
ХОД КВНа 1. Объявление темы, цели и задач КВНа. Знакомство с жюри ( учащиеся старших классов). Представление команд, оценивание их домашнего задания. 2. Разминка Каждая команда получает листы-сетки кроссворда и вопросы к нему. На отгадывание кроссворда выделяется 3 или 5 минут. Число баллов равно числу разгаданных слов. Кроссворд по теме « Углерод и его соединения». Вопросы: 1. Самый большой из всех известных алмазов. 2. Одна из аллотропных модификаций углерода. 3. Ученый, впервые получивший углекислый газ. 4. Основная составная часть природного горючего газа (w = 60 – 99%). 5. Соединение углерода с кремнием. 6. Процесс поглощения углекислого газа растениями при освещении. 7. Соединение углерода с металлами. 8. Элемент IV группы, главной подгруппы возглавляющий ее, имеет относительную атомную массу 12,011, порядковый номер 6.
3.Исторический конкурс «Своя игра» 1.В 1778 году К. Шееле, нагревая это вещество с селитрой, обнаружил, что при этом, как и при нагревании угля с селитрой, выделяется углекислый газ (ответ графит). 2. Это вещество известно с глубокой древности. Одна из его форм служила для восстановления металлов из руд, другая - как драгоценный камень. Значительно позднее стали применять ещё одну модификацию этого вещества для изготовления тиглей. Назовите вещества в той последовательности, в которой о них говориться в тексте ( Ответ углерод, древесный уголь, алмаз, графит) 3.Название этого вещества происходит от греческого слова, означающего «писать», предложено А.Вернером в 1789. Среди других названий этого же вещества известны «черный свинец», «карбидное железо», «серебристый свинец». В 1779 К.Шееле установил, что это вещество можно окислить воздухом Что это за вещество ( графит) 4. это вещество - ведущая причина отравлений и вызванных ими смертей в США. Даже если отбросить пожары, то ежегодно на долю этого отравления приходится более 2000 смертей (обычно — самоубийств) О каком веществе идет речь?(СО) 5.вещество было впервые получено французским химиком Жаком де Лассоном в 1776 г., но первоначально его ошибочно приняли за водород, так как оно сгорало синим пламенем. Качественный состав этого вещества, выяснил в 1800 английский химик Вильям Крукшэнк. Вне атмосферы Земли, впервые, вещество было обнаружено бельгийским ученым М. Мижотом (M. Migeotte) в 1949 году по наличию основной колебательно-вращательной полосы в ИК спектре Солнца (ответ: оксид углерода (II)) 6.До XX века в Европе он был одним из важнейших промышленных химических реагентов. Его получали путём водной экстракции из растительной золы, с дальнейшей очисткой до необходимого уровня. Производство было сосредоточено в местах, богатых лесом — кое-где в Европе, но в основном в России и Северной Америке. На производство этого вещества ещё Петр I в 1721 году установил монополию: «Нигде никому отнюдь ……. не делать и никому не продавать под страхом ссылки в вечную каторжную работу» Назовите вещество и запишите его формулу (поташ К2СО3) 7. Властитель индийского города Лахора по имени Ранжит-Сингх в 1811 г. хвастался перед другими владыками Индии, Персии и Афганистана, что его голубой алмаз не подвержен действию никаких жидких веществ. Афганский шах Шуджа сказал, что готов поспорить (а ставка в споре – сам голубой алмаз), что его придворный факир-алхимик может за сутки уменьшить массу алмаза, погрузив его в жидкость «алкагест» (мифический универсальный растворитель). Предложение было принято, и придворные двух властителей уселись вокруг сосуда с «алкогестом», куда был погружен алмаз. Вскоре стало заметно, что камень покрылся пузырьками, а жидкость стала желтой. По истечении суток алмаз снова взвесили, и оказалось, что он потерял в весе около 1 карата (0,2 г). К огорчению Ранжит-Сингха, алмаз пришлось отдать шаху Шудже. Правда, через два года силой оружия алмаз был возвращен в Лахор, но это уже другая история… какой состав имел «алкагест»? (Доска: на алмаз разрушительно действует концентрированная азотная кислота, при этом алмаз медленно превращается в диоксид углерода, желтый цвет жидкости («алкогесту») придает диоксид азота: С + 4HNО3 → CО2 + 4NО2 + 2Н2О ОВР) 8. Среди всех твердых веществ алмаз обладает наибольшей твердостью. Философы древности Тит Лукреций Кар (99 – 53 гг. до н.э.) и Плиний Старший (23 – 79 гг. н.э.) считали, что алмаз не только не горит, но его также нельзя расколоть ударом молота. Само слово «алмаз» означало «тот, который не разбивается». В 1476 г. во время сражения солдаты Людовика XI ворвались в пустую палату бургундского герцога Карла Смелого и увидели множество бриллиантов (ограненных алмазов). Невежественные вояки решили проверить, подлинные ли это драгоценности, и начали крушить их молотком. Видя, как бриллианты превращаются в порошок, солдаты приняли их за фальшивки. В чем разгадка этой истории? (Алмаз тверд, но хрупок. Он не раскалывается только при воздействии на него постепенно возрастающего давления. Если давление постепенно довести до 60 атм, то алмаз входит в самую твердую сталь как в масло.) 4. Конкурс капитанов заполнить схему, пользуясь информационной картой. Ф.И.________________________________________________________________________________ Задание №2 Время на выполнение здания – 3 минуты. Информационная карта. Нахождение углерода в природе . Содержание углерода в земной коре 0,1 % по массе. Свободный углерод находится в природе в виде алмаза и графита. Основная масса углерода в виде природных карбонатов (известняки и доломиты), горючих ископаемых — антрацит (94—97 % С), бурые угли (64—80 % С), каменные угли (76—95 % С), горючие сланцы (56—78 % С), нефть (82—87 % С), горючих природных газов (до 99 % метана), торф (53—56 % С), а также битумы и др. В атмосфере и гидросфере находится в виде диоксида углерода СО2, в воздухе 0,046 % СО2 по массе, в водах рек, морей и океанов в ~60 раз больше. Углерод входит в состав растений и животных (~18 %).
Дополнительные вопросы:
5.Юные исследователи Командам необходимо выполнить лабораторные опыты на распознавание карбонатов, какая из команд быстрее и грамотнее справится с заданием, получает максимальное количество баллов. Задание: В четырех пробирках даны кристаллические вещества: сульфат натрия, хлорид цинка, карбонат калия, силикат натрия. Определите, какое вещество находится в каждой пробирке. На основе выполненных опытов сделайте вывод, что является характерной реакцией на карбонат-ион. Составьте уравнения реакций в молекулярном, ионном и сокращённом ионном виде. 6.Затем подводятся итоги, определяется команда победитель. Самому активному участнику осуществить « Танец бабочек». Танец бабочек Для опыта заранее делают «бабочки». Крылья вырезают из разноцветной папиросной бумаги и приклеивают к тельцу (обломки спички) для большей устойчивости в полете. Приготовляют широкогорлую банку, герметически закрытую пробкой, в которую вставлена воронка. Диаметр воронки вверху должен быть не больше 10 см. В банку наливают уксусной кислоты CH3COOH столько, чтобы нижний конец воронки не доставал до поверхности кислоты примерно на 1 см. Затем через воронку в банку с кислотой бросают несколько таблеток гидрокарбоната натрия NaHCO3, а «бабочек» помещают в воронку. Они начинают «танцевать» в воздухе. «Бабочек» удерживает в воздухе струя углекислого газа, образующегося в результате реакции между гидрокарбонатом натрия и уксусной кислотой:
Используемые интернет-ресурсы и литература: 1.http://www.alhimikov.net/op/Page-13.html 2 . http://www.kazedu.kz/referat/54573 3. http://chem100.ru/elem.php?n=6#m0 4.http://www.practica.ru/Books/preview/toxicology/toxicology_120.pdf 5.http://ru.wikipedia.org/wiki) 6.http://festival.1september.ru/articles/587856/ 7.http://galinaorlova.blog.ru/114858499.html 8. Габриелян О.С. «Химия 9 класс» 9. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. «Химия 9 класс» 10. Хомченко Г.П. Сборник задач по хими |
Квн «Творчество А. С. Пушкина» Его произведения бессмертны, потому что в них гармония, человеческая простота, вечные истины. Сегодня, завершая разговор об этом... |
Программа курса "Высокомолекулярные соединения" по специальности... Целью курса "Высокомолекулярные соединения" является знакомство студентов с основами науки о полимерах и ее важнейшими практическими... |
||
Урок Устное народное творчество Этот урок, школьники оформляют стенды с различными изданиями стихотворении поэта, с портретами Лермонтова, слушают запись актерского... |
Урок-квн по сказкам А. С. Пушкина. Цели Руку правую потешишь,…» (семь богатырей, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях») |
||
Урок в 5 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» Цель: повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки |
Урок английского языка по теме: “Ireland”. 7-й класс Цель: активизация лексики по теме как средства повышения коммуникативной компетенции на иностранном языке |
||
Урок по теме: А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном... |
Урок английского языка по теме: “Mexico City”. 7-й класс Цель: активизация лексики по теме как средства повышения коммуникативной компетенции на иностранном языке |
||
Урок английского языка по теме: “Healthy Food”. 6-й класс Цель: активизация лексики по теме как средства повышения коммуникативной компетенции на иностранном языке |
Урок по теме «А. С. Пушкин и искусство» Рассказать о малоизвестной стороне творческой личности А. С. Пушкина – об отношении поэта к пластическим искусствам (живописи, скульптуре),... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |