Философия и методология науки




Скачать 303.21 Kb.
НазваниеФилософия и методология науки
страница1/3
Дата публикации22.05.2014
Размер303.21 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Философия > Документы
  1   2   3

Общенаучный цикл

Философия и методология науки


Дисциплина «Философия и методология науки» входит в состав дисциплин базовой части общенаучного цикла подготовки магистров по направлению 030600.68 – История, магистерской программы «Историческая компаративистика и транзитология (Россия- Польша)» и адресована студентам 1 курса магистратуры (2 семестр обучения).

Дисциплина реализуется кафедрой социальной философии философского факультета РГГУ.

Предмет дисциплины - генезис основных философских интерпретаций роста научного знания; общие закономерности научного познания в его исторической преемственности и изменчивости в изменяющемся социокультурном пространстве.

Цель дисциплины: подготовить выпускника магистратуры, способного использовать в научном исследовании и преподавании концептуально обобщенное знание об основных направлениях и школах философии науки, проблемах, которые решались в дискуссиях и публикациях их представителей, а также о структуре научного знания, этики науки, ее исторической динамике и типах институализации.

Задачи дисциплины: изучить основные механизмы генезиса науки, основные признаки трех типов типы научной рациональности Нового времени: классического, неклассического, постнеклассического;

- овладеть тезаурусом современной философии науки;

- научиться анализировать тексты (монографии, статьи, материалы дискуссий) по проблемам философии науки;

- научиться раскрывать содержание и аргументировать позиции представителей основных философских школ и направлений философии науки – позитивизма, конвенционализма, критического рационализма, посткритической философии и др.

- уметь демонстрировать историческую динамику науки как процесса порождения нового знания;

- аргументировать основные различения между научным знанием и различными способами имитации науки (псевдонаука, маргинальная наука, паранаука и проч.);

- раскрывать механизм институализации науки, ее этические проблемы, особенности современного состояния научного знания и проблемы его человекоразмерности;

- сформировать навыки у магистрантов самостоятельного поиска и отбора информации по современным проблемам философии науки;

- способствовать выработке магистрантами умения вести дискуссии по проблемам современной науки, способности логично формулировать, излагать и аргументировано защищать собственное видение роли и места науки в современном обществе.

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника:

ОК-1 - способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

ОК-3 – способность к адаптации к новым ситуациям, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, социокультурных и социальных условий деятельности, переоценке накопленного опыта;

ОК-4 – способность свободно пользоваться русским и иностранными языками как средством делового общения;

ОК-6 - готовность к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способность принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации;

ПК-1 - способность использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (знание современных проблем философии, умение предлагать и аргументировано обосновывать способы их решения);

ПК-2 - способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики и элементы естественнонаучного и математического знания;

ПК-3 - способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение;

ПК-4 – способность использовать знания правовых и этических норм при оценке своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов.

В результате освоения дисциплины студент должен

- знать: основные этапы и механизмы генезиса науки; признаки и характеристики типов научной рациональности Нового времени (классического, неклассического, постнеклассического); содержание учений школ и направлений философии науки XIX-XX вв.; основные тексты выдающихся представителей философии науки;

- уметь: использовать в исследовательской и педагогической деятельности знания специфики проблем философии науки; реферировать и рецензировать специальные тексты, пользоваться тезаурусом современной философии науки;

- владеть: способностью отбирать и использовать в научной и преподавательской деятельности необходимую информацию по проблемам философии науки с использованием современных образовательных технологий; навыками ведения дискуссии по вопросам науки и научного познания; способностью самостоятельно изучать и ориентироваться в массиве научно-популярно и научно-исследовательской литературы.

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля:

- текущий контроль успеваемости в форме: устного опроса; собеседования в режиме: «вопрос – ответ – консультация»; составления тезауруса и отчета по нему, написания рецензии, аналитической записки, письменной контрольной работы.

- промежуточная аттестация: экзамен.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия (12 часов), семинары (24 часа), самостоятельная работа студента (108 часов).

Правоведение

Дисциплина «Правоведение» входит в состав дисциплин базовой части общенаучного цикла подготовки магистров по направлению 030600.68 – История, магистерской программы «Историческая компаративистика и транзитология (Россия- Польша)» и адресована студентам 1 курса магистратуры (2-й семестр обучения).

Дисциплина реализуется кафедрой истории и теории государства и права ФИПП РГГУ.

Предмет дисциплины - основные правовые институты и нормы, современные правовые и политические процессы в России и Европе.

Цель дисциплины: подготовить выпускника магистратуры, обладающего знаниями об основных особенностях становления современных политических и правовых институтов и процессов в европейском регионе, способного использовать в научном исследовании и преподавании концептуально обобщенное знание теории права, принципов правового государства и основ гражданского общества.

Задачи дисциплины:

- изучить историю развития правовых систем и современные европейские политические и правовые концепции;

- рассмотреть и научиться применять в исследовательской работе и практической деятельности основные понятия науки государства и права;

- познакомиться с международными нормативно-правовыми актами, регулирующими правоотношения государств – членов ЕС, рассмотреть механизмы рецепции правовых норм ЕС российской правовой системой;

- научиться анализировать проблемы законотворческой деятельности, политической активности населения в условиях политической и общественной модернизации;

- изучить механизмы реализации принципов правового и социального государства, гражданского общества в странах ЕС и РФ, на основе объективного анализа оценивать современные формы взаимоотношений Европейского союза и России;

- сформировать у магистрантов навыки самостоятельного поиска и отбора информации, способности логично формулировать, излагать и аргументировано защищать собственное видение современных проблем политики, этики и права.

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника:

ОК-1 - способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

ОК-6 - готовность к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способность принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации;

ПК-1 - способность использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ;

ПК-3 - способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение;

ПК-4 - способность использовать знания правовых и этических норм при оценке своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально-значимых проектов.

В результате освоения дисциплины студент должен

- знать: основные правовые дефиниции, историю развития и основные особенности правовых систем европейских стран и складывающей правовой системы Евросоюза, историю создания и основные вехи становления Европейского союза, а также способ формирования и функции политических институтов Европейского Союза;

- иметь представление: о политике РФ по отношению к европейской интеграции и к ЕС; о системе взаимоотношений ЕС - НАТО; о механизмах реализации принципов правового и социального государства, гражданского общества в условиях политической и общественной модернизации; о современных европейских политических и правовых концепциях;

- уметь: использовать в исследовательской и педагогической деятельности, при решении прикладных задач знания основных правовых понятий, специфики современных политических и правовых проблем в европейском регионе, давать им объективную и научно обоснованную оценку, прогнозировать наиболее вероятные последствия; объективно оценивать политические и правовые отношения в европейском регионе, интеграционные и дезинтеграционные процессы в Европе; анализировать соотношения и противоречия между национальным правом и международными принципами и нормами; использовать знания правовых и этических норм при оценке своей профессиональной, в том числе экспертной, деятельности;

-владеть: способностью отбирать и использовать в научной и преподавательской деятельности необходимую информацию по проблемам истории правовых и политических учений, государства и права, международного публичного права; навыками ведения дискуссии по вопросам современной политики и права; способностью самостоятельно изучать и ориентироваться в массиве научно-популярно и научно-исследовательской литературы.

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля:

- текущий контроль успеваемости в форме: устного опроса; собеседования в режиме: «вопрос – ответ – консультация»; письменной контрольной работы.

- промежуточная аттестация: зачет.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные (6 часов) занятия, семинары (12 часов), самостоятельная работа студента (54 часа).

Историческая статистика и демография

Дисциплина «Историческая статистика и демография»» входит в состав дисциплин базовой части общенаучного цикла подготовки магистров по направлению 030600.68 – История, магистерской программы «Историческая компаративистика и транзитология (Россия- Польша)» и адресована студентам 2 курса магистратуры (3-й семестр обучения).

Дисциплина реализуется Университетом Миколая Коперника (г. Торунь) и кафедрой истории России новейшего времени факультета архивного дела ИАИ РГГУ ( в рамках совместной международной магистерской программы).

Предмет дисциплины включает вопросы, связанные с обработкой статистических источников, использованием количественных методов и соответствующих компьютерных технологий, с особым вниманием к исследованиям по исторической демографии.

Цель дисциплины: подготовить магистра-историка, способного работать с различными статистическими источниками, использовать в профессиональной деятельности демографический анализ, количественные методы и соответствующие компьютерные технологии.

Задачи дисциплины:

- познакомить студентов с основными понятиями исторической статистики и демографии, с возможностями презентации и интерпретации статистического и демографического материала;

- сформировать умение использовать статистико-демографические данные, использовать исторические данные для решения статистических и демографических задач, применять статистические и демографические формулы;

- выработать способность применять полученные знания в исследовательской практике.

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника:

ОК-4 - способность свободно пользоваться русским и иностранными языками как средством делового общения (дисциплина преподается на польском языке);

ПК-1 – способность использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ;

ПК-2 – способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики и элементы естественнонаучного и математического знания;

ПК-5 - способность применять современные методы и методики исследования;

ПК-10 – способность к использованию в исследовательской практике современного программного обеспечения (с учетом потребностей соответствующей области знаний);

ПК-14 - способность использовать в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы;

ПК-17 – умение анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей;

ПК-18 – способность к применению современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе;

ПК-22 – способность к использованию баз данных и информационных систем при реализации организационно-управленческих функций;

ПК-24 - способность к разработке исторических и социально-политических аспектов в деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, средств массовой информации, учреждений историко-культурного туризма.

В результате освоения дисциплины студент должен

- знать: эвристический потенциал статистических источников; основные вехи развития исторической статистики и демографии; демографические процессы в Польше в мировом контексте;

- уметь: работать со статистическими источниками, применять статистические методы в собственных исследованиях; работать в проблемном поле исторической демографии;

- владеть: понятийным аппаратом и методами статистических и демографических исследований; необходимыми навыками работы с компьютерными программами и базами данных.

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля:

- текущий контроль успеваемости в форме: устного опроса, собеседования;

- суммативный контроль по всему курсу: контрольная работа, тест.

- промежуточная аттестация: экзамен.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 6 зачетных единицы, 216 часов.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия (26 часов), семинары (36 часов) и самостоятельная работа студента, включая подготовку к экзамену (154 часа).

Компаративистика в изучении социальных явлений

Дисциплина «Компаративистика в изучении социальных явлений» входит в число обязательных дисциплин вариативной части общенаучного цикла подготовки магистров по направлению 030600.68 – История, магистерской программы «Историческая компаративистика и транзитология (Россия- Польша)» и адресована студентам 1 курса магистратуры (2-й семестр обучения).

Дисциплина реализуется УНЦ «Новая Россия. История постсоветской России» ИАИ РГГУ.

Предмет дисциплины - теоретико-методологические основания, методические приемы компаративного анализа различных типов социальных явлений.

Цель дисциплины: подготовить профессионала-историка, владеющего современным знанием в области теоретических основ исторической компаративистики, методологическими принципами и методическими приемами историко-сравнительного анализа, то есть профессиональными компетенциями, позволяющими успешно их применять как в научно-исследовательской деятельности в области сравнительной истории, так и в экспертно-аналитической работе, направленной на решение конкретных проблем выявления общих закономерностей и национальной специфики социальных явлений отечественной и мировой истории и современности.

Задачи дисциплины:

- обеспечить усвоение магистрантами знаний о роли и значении исторической компаративистики как способа получения и обогащения современного исторического, гуманитарного знания;

- сформировать у магистрантов навыки профессионально грамотного применения компаративного анализа социальных явлений;

- сформировать знание основных направлений современных историко-сравнительных исследований, возможностей использования этой методологии для изучения социальных явлений;

- выработать навыки историографического анализа исследований в области сравнительной истории;

- показать перспективы развития компаративистики в источниковедении и историографии.

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника:

ОК-1 - способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

ОК-3 – способность к адаптации к новым ситуациям, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, социокультурных и социальных условий деятельности, переоценке накопленного опыта;

ОК-6 - готовность к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способность принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации;

ПК-1 - способность использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ;

ПК-5 – способность применять современные методы и методики исследования;

ПК-7 - способность к инновационной деятельности, умение ставить и решать перспективные научно-исследовательские и прикладные задачи;

ПК-9 – способность анализировать, синтезировать и критически осмыслять информацию на основе комплексных научных методов;

ПК-11 – способность к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в соответствии с профилем ООП магистратуры, с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы;

ПК-12 – способность к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов;

ПК-13 – знание современных методологических принципов и методических приемов исторического исследования;

ПК-19 – способность формулировать и решать задачи, связанные с реализацией организационно-управленческих функций, умение использовать для их осуществления методы изученных наук.

Ожидаемые результаты освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

- знать: основные направления современных историко-сравнительных исследований, возможности использования этой методологии для изучения социальных явлений; роль и значение исторической компаративистики как способа получения и обогащения современного исторического, гуманитарного знания; перспективы развития компаративистики в источниковедении и историографии;

- уметь: использовать в исследовательской и прикладной деятельности знания основных направлений и специфики историко-сравнительных исследований, знания комплексных научных методов; использовать эту методологию для изучения социальных явлений, в том числе при осуществлении экспертных и аналитических работ, ставить и решать перспективные научные и прикладные задачи на ее основе; показать перспективы развития компаративистики в источниковедении и историографии;

- владеть: навыками профессионально грамотного применения компаративного анализа социальных явлений; способностью к обобщению результатов научного исследования на основе междисциплинарных подходов; навыками историографического анализа исследований в области сравнительной истории.

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля:

- текущий контроль успеваемости в форме: устного опроса; собеседования в режиме: «вопрос – ответ – консультация».

- промежуточная аттестация: зачет.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные (10 часов) занятия, семинары (16 часов), самостоятельная работа студента (46 часов).

Проблемы транзитологии

Дисциплина «Проблемы транзитологии» входит в состав дисциплин вариативной части общенаучного цикла подготовки магистров по направлению 030600.68 – История, магистерской программы «Историческая компаративистика и транзитология (Россия- Польша)» и адресована студентам 1 курса магистратуры (2-й семестр обучения).

Дисциплина реализуется УНЦ «Новая Россия. История постсоветской России» ИАИ РГГУ.

Предмет дисциплины - общие закономерности исторического развития, транзитологические аспекты исторического процесса, преимущественно в ХХ веке (в том числе связанные с российско-польскими отношениями).

Цель дисциплины: подготовить профессионала-историка, обладающего способностью соотносить социально-политические события и явления с более широкими и долгосрочными социальными процессами, помещать событие в гуманитарную систему координат.

Задачи дисциплины:

- систематизация знаний магистрантов по ключевым проблемам социально-исторического развития ХХ века;

- актуализация и развитие способностей слушателей к выявлению закономерностей исторического развития, взаимосвязей событий и социальных структур;

- сформировать навыки обсуждения дискуссионных проблем, важных для дальнейшего самостоятельного изучения мировой истории ХХ века.

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника:

ОК-1 - способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

ОК-2 - способность порождать новые идеи (креативность);

ОК-3 – способность к адаптации к новым ситуациям, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, социокультурных и социальных условий деятельности, переоценке накопленного опыта;

ОК-5 - способность использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности;

ПК-1 - способность использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ;

ПК-3 - способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение;

ПК-5 – способность применять современные методы и методики исследования;

ПК-7 - способность к инновационной деятельности, умение ставить и решать перспективные научно-исследовательские и прикладные задачи;

ПК-9 – способность анализировать, синтезировать и критически осмыслять информацию на основе комплексных научных методов;

ПК-11 – способность к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в соответствии с профилем ООП магистратуры, с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы;

ПК-12 – способность к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов;

ПК-13 – знание современных методологических принципов и методических приемов исторического исследования;

ПК-17 - умение анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей.

Ожидаемые результаты освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

- знать: дискуссионные проблемы мировой истории ХХ в., в том числе и связанные с российско-польскими отношениями; современные методологические принципы и методические приемы исторического исследования;
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Философия и методология науки iconФилософия и методология науки
Курс «Философия и методология науки» входит в состав дисциплин базовой части общенаучного цикла подготовки магистров по направлению...

Философия и методология науки iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
В основу настоящей программы положены следующие разделы истории психологии: история общей психологии, история специальных разделов...

Философия и методология науки iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
В основу настоящей программы положена дисциплина «Теория, методология и история социологии»

Философия и методология науки iconФилософия и методология науки
Ооп впо (магистратура) «Франковедение: политическая история и историческая антропология» по направлению подготовки 030600. 68-«История»...

Философия и методология науки iconПрограмма по дисциплине «история, философия и методология технических наук»
Целевая установка и организационно-методические указания

Философия и методология науки iconРефератов по дисциплине «история и философия науки»
Соотношение истории, социологии, психологии науки и науковедения на примере истории химии

Философия и методология науки iconИстория и методология изучения культуры, ч. 1
Дисциплина «История и методология изучения культуры» является частью профессионального цикла дисциплин (базовая часть) ооп впо магистратуры...

Философия и методология науки iconН. А. Вершинина структура педагогики: методология исследования монография
Структура педагогики: Методология исследования. Монография. – Спб.: Ооо изд-во «Лема», 2008. – 313с

Философия и методология науки iconПрограмма кандидатского экзамена дисциплины «история и философия науки»
Теория и методика обучения и воспитания (математика, технические дисциплины, уровень высшего образования, русский язык)

Философия и методология науки iconКонтрольные вопросы по самостоятельной работе и задания к теме. "Философия,...
Философское знание, мировоззрение, структура мировоззрения, философское мировоззрение, философия, предмет философии, структура философии,...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции