ОБЩЕНАУЧНЫЙ ЦИКЛ
|
Базовая часть
|
Философия и методология науки
|
Дисциплина "Философия и методология науки" входит в базовую часть общенаучного цикла ООП ВПО (магистратура) «Франковедение: политическая история и историческая антропология» по направлению подготовки 030600.68-«История» и адресована магистрантам 1 курса (1 семестр). Дисциплина реализуется кафедрой социальной философии РГГУ.
Предметом дисциплины является круг вопросов, связанных с генезисом основных философских интерпретаций роста научного знания; изучением общих закономерностей научного познания в его исторической преемственности и изменчивости в изменяющемся социокультурном пространстве.
Цель курса: подготовить выпускника магистратуры, способного использовать в научном исследовании и преподавании концептуально обобщенное знание об основных направлениях и школах философии науки, проблемах которые решались в дискуссиях и публикациях их представителей, а также – о структуре научного знания, этики науки, ее исторической динамике и типах институализации.
Задачи курса:
- изучить основные механизмы генезиса науки, основные признаки трех типов типы научной рациональности Нового времени: классического, неклассического, постнеклассического;
- овладеть тезаурусом современной философии науки;
- научиться анализировать тексты (монографии, статьи, материалы дискуссий) по проблемам философии науки;
- научиться раскрывать содержание и аргументировать позиции представителей основных философских школ и направлений философии науки – позитивизма, конвенционализма, критического рационализма, посткритической философии и др.
- уметь демонстрировать историческую динамику науки как процесса порождения нового знания;
- аргументировать основные различения между научным знанием и различными способами имитации науки (псевдонаука, маргинальная наука, паранаука и проч.);
- раскрывать механизм институализации науки, ее этические проблемы, особенности современного состояния научного знания и проблемы его человекоразмерности;
- сформировать у магистрантов навыки самостоятельного поиска и отбора информации по современным проблемам философии науки;
- способствовать выработке магистрантами умения вести дискуссии по проблемам современной науки, способности логично формулировать, излагать и аргументировано защищать собственное видение роли и места науки в современном обществе.
Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника:
ОК-1 - Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
ОК-2 - Способность порождать новые идеи (креативность);
ОК-3 - Способность к адаптации к новым ситуациям, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, социокультурных и социальных условий деятельности, переоценке накопленного опыта.;
ОК-5 - Способность использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности.;
ПК-1 - Способность использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ;
ПК-3 - Способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знания, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение.;
ПК-5 - Способность применять современные методы и методики исследования;
ПК-6 - Способность к междисциплинарному взаимодействию и умение сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач;
ПК-7 Способность к инновационной деятельности; умение ставить и решать перспективные научно-исследовательские и прикладные задачи;
ПК-9 Способность анализировать, синтезировать и критически осмыслять информацию на основе комплексных научных методов;
ПК-11 Способность к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в соответствии с профилем ООП магистратуры, с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин ООП магистратуры;
ПК-12 Способность к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов;
ПК-19 Способность формулировать и решать задачи, связанные с реализацией организационно-управленческих функций, умение использовать для их осуществления методы изученных наук.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
Знать: основные этапы и механизмы генезиса науки; признаки и характеристики типов научной рациональности Нового времени (классического, неклассического, постнеклассического); содержание учений школ и направлений философии науки XIX-XX вв.; основные тексты выдающихся представителей философии науки
Уметь: осуществлять экспертную работу по профилю своей специальности с учетом специфики проблем философии науки; реферировать и рецензировать специальные тексты, пользоваться тезаурусом современной философии науки.
Владеть: способностью отбирать и использовать в преподавательской деятельности необходимую информацию по проблемам философии науки с использованием современных образовательных технологий; навыками ведения дискуссии по вопросам науки и научного познания; способностью самостоятельно изучать и ориентироваться в массиве научно-популярно и научно-исследовательской литературы.
Программой предусмотрены следующие виды контроля:
- текущий контроль успеваемости в форме: устного опроса; собеседования в режиме: «вопрос – ответ – консультация»; составления тезауруса и отчета по нему, написания рецензии, аналитической записки, участия в ролевой игре; письменной работы; реферата (эссе) по теме.
- промежуточная аттестация: экзамен
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов. Программой дисциплины предусмотрены лекционные (12 часов) занятия, семинары (24 часа), самостоятельная работа студента (72 часа).
|
Правоведение
|
Дисциплина "Правоведение" входит в базовую часть общенаучного цикла ООП ВПО (магистратура) «Франковедение: политическая история и историческая антропология» по направлению подготовки 030600.68-«История» и адресована магистрантам 1 курса (1 семестр). Дисциплина реализуется кафедрой истории и теории государства и права ФИПП РГГУ.
Предметом дисциплины являются роль и место права в жизни общества, индивида и государства, рассматриваемые через призму наддисциплинарных вопросов правового регулирования и его механизмов, соотношения с социальным регулированием, а также языка права, законодательной техники, правотворчества, правовой культуры и правосознания.
Цель дисциплины - подготовить специалиста, знающего, понимающего и глубоко осмысливающего место права в социально-культурном развитии человека и общества, место правоведения в системе гуманитарных и социальных наук.
Задачи дисциплины:
сформировать знания предмете, методах, содержании механизма правового регулирования различных сторон жизни человека, общества и государства;
сформировать понимание правовой культуры и роли правосознания в эволюционном развитии общества, индивида и государства;
сформировать умение разграничения формы и содержания;
понять значение правотворчества в развитии общества, индивида и государства;
получить предметное понимание законодательной техники и языка права;
сформировать умение понимать содержание текста нормативно-правового акта.
Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника:
Общекультурные:
- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
Профессиональные:
- способность использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-1);
- способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение (ПК-3);
- способность использовать знания правовых и этических норм при оценке своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально-значимых проектов (ПК-4).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
- знать, понимать и глубоко осмысливать место права в социальном, культурном развитии человека и общества, место правоведения в системе гуманитарных и социальных наук;
- использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-1);
- самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение (ПК-3);
- использовать знания правовых и этических норм при оценке своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально-значимых проектов (ПК-4).
- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1).
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме опросов на семинарских занятиях, промежуточный контроль в форме письменной аттестации и итоговый контроль в форме зачета.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет: 72 часа, 2 зачетные единицы. Программой дисциплины предусмотрены: лекционные занятия (6 часов), семинары (12 часов), самостоятельная работа студента (54 часа).
|
Информационные технологии в исторических исследованиях
|
Дисциплина «Информационные технологии в исторических исследованиях» входит в базовую часть общенаучного цикла ООП ВПО (магистратура) «Франковедение: политическая история и историческая антропология» по направлению подготовки 030600.68-«История» и адресована магистрантам 1 курса (1 семестр). Дисциплина реализуется Российско-французским УНЦ исторической антропологии им. М. Блока ИФИ.
Предметом дисциплины являются информационные ресурсы (прежде всего, Интернет-ресурсы) и их использование на всех этапах исторического исследования. Цель дисциплины – максимально расширить поле используемых студентами источников и методов их анализа, ознакомить их с основными типами информационных ресурсов, необходимых для исследований в сфере истории (прежде всего, истории Франции). Задачи дисциплины:
– очертить круг возможностей, которые дают историку различные инструменты: от электронных библиотек, библиографий, справочников, баз данных журналов и диссертаций до баз данных по средневековым рукописям, иконографии, генеалогии и другим вспомогательным историческим дисциплинам
ознакомить студентов с принципами функционирования многих информационных систем (систем поиска электронных библиотек, различных данных и т.д.);
помочь им освоить практические навыки работы с ними, сопоставлять их результаты, пользоваться сложными поисковыми системами со множеством критериев отбора и т.д.;
научить составлять собственные базы данных по их научной тематике.
Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника:
ОК-1 Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
ОК-2 Способность порождать новые идеи (креативность);
ПК-1 Способность использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ;
ПК-2 Способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики и элементы естественнонаучного и математического знания;
ПК-3 Способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знания, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение;
ПК-5 Способность применять современные методы и методики исследования;
ПК-6 Способность к междисциплинарному взаимодействию и умение сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач.;
ПК-7 Способность к инновационной деятельности; умение ставить и решать перспективные научно-исследовательские и прикладные задачи.;
ПК-9 Способность анализировать, синтезировать и критически осмыслять информацию на основе комплексных научных методов;
ПК-10 Способность к использованию в исследовательской практике современного программного обеспечения (с учетом потребностей соответствующей области знаний);
ПК-14 Способность использовать в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы;
ПК-18 Способность к применению современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе;
ПК-22 Способность к использованию баз данных и информационных систем при реализации организационно-управленческих функций.
В результате освоения дисциплины магистрант должен демонстрировать следующие результаты образования:
Знать:
основы пользования информационными системами;
принципы функционирования Интернет-систем поиска;
принципы поиска информации в электронных базах данных по различной исторической тематике.
Уметь:
пользоваться основными электронными ресурсами исторической тематики;
составлять базы данных по собственной тематике исследования.
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме выполнения практических заданий и контрольных работ, промежуточный контроль успеваемости в форме зачета.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 ч.) Программой предусмотрены лекционные занятия (6 ч.), лабораторные занятия (20 ч.), самостоятельная работа студента (82 ч.)
|
Основы фандрайзинга
|
Дисциплина «Основы фандрайзинга» входит в базовую часть общенаучного цикла дисциплин ООП ВПО (магистратура) «Франковедение: политическая история и историческая антропология» по направлению подготовки 030600.68-«История» и адресована магистрантам 2 курса (3 семестр). Дисциплина реализуется Российско-французским УНЦ исторической антропологии им. М. Блока ИФИ.
Фандрайзинг как целенаправленная работа по поиску и сбору средств на социально значимые проекты является для отечественных исследователей новой сферой их профессиональной деятельности. Становление его в нашей стране как отдельного междисциплинарного направления связано с бурным развитием в последние десятилетия сектора некоммерческих организаций и расширением международных связей российских ученых. Проведение фандрайзинга предполагает поиск потенциальных источников финансирования, обоснование потребности в средствах с учетом интересов финансовых доноров, формирование, поддержание и развитие связей с финансовыми донорами, формирование общественного мнения в пользу поддержки деятельности некоммерческих организаций.
|
|