Методические указания для выполнения практических занятий по дисциплине «История экономических учений»




Скачать 295.16 Kb.
Название Методические указания для выполнения практических занятий по дисциплине «История экономических учений»
страница 1/3
Дата публикации 30.09.2014
Размер 295.16 Kb.
Тип Методические указания
literature-edu.ru > Экономика > Методические указания
  1   2   3



Семахин Е.А.

____________

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Нижний Новгород


2010
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Волжский государственный инженерно-педагогический университет»
Кафедра экономики организации

Семахин Е.А.

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Методические указания для выполнения практических

занятий по дисциплине


Нижний Новгород

2010


ББК 65.02

С - 30


Семахин Е.А. История экономических учений. Методические указания для выполнения практических занятий.- Н.Новгород: ВГИПУ, 2010. – 29 с.


Методические указания для выполнения практических занятий по дисциплине «История экономических учений» предназначены для студентов очной формы обучения по специальности 050501.65 Профессиональное обучение (экономика и управление) специализация «Хозяйственно-правовая деятельность» и «Экономика и управление на предприятиях машиностроения» содержат описание тем докладов к практическим занятиям и тестовые задания по курсу.

© Семахин Е.А., 2010

© ВГИПУ, 2010

СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………3
Темы докладов…………………………………………………………………..4
Тестовые задания………………………………………………………………..9
Рекомендуемая литература …………………………………………………..…29

ВВЕДЕНИЕ
Методические указания для выполнения практических занятий по дисциплине «История экономических учений» предназначены для студентов очной формы обучения по специальности050501.65 Профессиональное обучение (экономика и управление) специализация «Хозяйственно-правовая деятельность» и «Экономика и управление на предприятии (машиностроение)» содержат описание тем докладов к практическим занятиям и тестовые задания по курсу содержат описание тем докладов к практическим занятиям и тестовые задания по курсу.

Практические занятия имеет целью закрепить приобретенные знания, получаемые студентами при изучении дисциплины «История экономических учений» в ходе лекционных занятий и приобретение навыков самостоятельной работы по анализу экономических явлений.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Предмет и методология истории экономических учений. Особенности экономических воззрений в традиционных

Темы докладов

1. Критерии периодизации в истории экономических учений.

2. Богатство в экономической мысли античного мира: экономия и

хрематистика.

3. Ксенофонт о земледелии и домоводстве.

4. «Артхашастра»: наука об управлении и богатстве.

5. Трактаты Древнего Китая: управление общественным хозяйством.

Тема 2. Систематизация экономических знаний: ХVI–ХVII вв., меркантилизм

Темы докладов

1. Экономика сквозь призму религиозного сознания: богатство, справедливая цена, ростовщичество.

2. И. Т. Посошков: «Книга о скудости и богатстве».

3. Экономическая мысль в России в ХVIII – первой половине ХIХ в.

4. Ранний меркантилизм и формирование прагматического подхода

к выработке хозяйственных решений.

5. Т. Ман и теория общего торгового баланса.

6. Финансовая пирамида Джона Ло, ее негативные и позитивные уроки.

Тема 3. Первые теоретические системы в истории экономических

учений. Физиократы

Темы докладов

1. «Политическая арифметика» У. Петти.

2. Физиократия как первая научная школа экономической мысли.

3. Создание идеологических основ либерализма (Дж. Локк, Т. Гоббс,

Б. Мандсвиль, А. Смит).

Тема 4. Классическая буржуазная политическая экономия. Экономи-

ческая теория К. Маркса (3 часа)

1. Методология исследования А. Смита. Учение о разделении труда.

2. Трактовка А. Смитом стоимости, денег, заработной платы, прибы-

ли, земельной ренты, учение о капитале.

3. Теория стоимости Д. Рикардо. Учение о заработной плате, прибы-

ли и земельной ренте.

4. Теория денег, принцип сравнительных преимуществ, взгляды

Д. Рикардо на воспроизводство.

5. Структура и основные идеи 1-го тома «Капитала» К. Маркса.

6. Структура и основные идеи 2-го и 3-го тома «Капитала» К. Маркса.

Темы докладов

1. Трудовая теория стоимости в учении А. Смита.

2. «Экономический человек» и «невидимая рука» рыночных сил по

А. Смиту.

3. Роль А. Смита в истории экономических учений.

4. Проблема земельной ренты в экономическом учении Д. Рикардо.

5. Модель распределения доходов Д. Рикардо.

6. Методология К. Маркса, принцип историзма.

7. Теория воспроизводства К. Маркса.

8. Отчуждение труда в теории К. Маркса.

Тема 5. Формирование и эволюция современной экономической мысли

Темы докладов

1. Методологические принципы маржинализма.

2. Причины и последствия маржиналистской революции.

3. Теория капитала и процента Е. Бем-Баверка.

4. Леон Вальрас и его модель общего экономического равновесия.

5. Теория общего равновесия в ХХ веке (А. Вальд, Дж. фон Нейман,

Дж. Хикс, К. Эрроу и Ж. Дебре).

6. Анализ полезности и спроса А. Маршалла.

7. Издержки и предложения в теории А. Маршалла.

Тема 6. Русская экономическая мысль от истоков до 20-х годов

ХХ века. Экономическая школа в России и СССР (2 часа)

1. Русский меркантилизм и физиократия, классическая политэ-

кономия.

2. Вклад М. И. Туган-Барановского в теорию экономических циклов.

Теория длинных волн Н. Д. Кондратьева.

3. Теория крестьянского хозяйства А. М. Чаянова.

4. Традиции экономико-математической школы в России и СССР.

Темы докладов

1. Русские варианты первых экономических школ (меркантилизм,

физиократия, классическая политэкономия).

2. Славянофилы и народники о крестьянской общине.

3. «Русский социализм» А. И. Герцена.

4. Вопрос о национальном рынке при капитализме (П. Б. Струве,

М. И. Туган-Барановский, С. Н. Булгаков, В. И. Ленин).

5. Теория финансового капитала и империализма (И. Степанов-

Скворцов, Н. И. Бухарин, В. И. Ленин).

6. Проблемы планирования и прогнозирования в научном наследии

Н. Д. Кондратьева.

7. Экономико-математическая теория денежной эмиссии в трудах

О. Ю. Шмидта, В. А. Базарова, Е. Е Слуцкого.

8. Исследования Л. В. Канторовича в области оптимального плани-

рования.

Тема 7. Дж. М. Кейнс, его идеи и их значение для современной эконо-

мической науки (2 часа)

1. Основные идеи Дж. М. Кейнса.

2. Интерпретация Кейнса Дж. Хиксом.

3. Развитие теоретического наследия Кейнса.

Темы докладов

1. Структура и основные идеи работы Дж. М. Кейнса «Общая тео-

рия занятости, процента и денег».

2. Вклад Дж. М. Кейнса в экономическую науку.

3. Экономическая теория после Кейнса: неокейнсианство и посткей-

нсианство.

Тема 8. Современный этап развития экономической мысли: от Кейн-

са до наших дней (2 часа)

1. Основные направления современной экономической мысли.

2. Теории экономического роста.

3. Монетаризм.

Темы докладов

1. Ф. Хайек и экономическая мысль ХХ века.

2. Новая институциоальная теория. Теорема Коуза.

3. Теория общественного выбора.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Одним из первых документов, регулирующих хозяйственную жизнь людей, был…

а) кодекс царя Хаммурапи в Древнем Вавилоне,

б) произведение Платона «Государство»,

в) «Русская правда» Ярослава Мудрого,

г) «Исследование о природе и причинах богатства народов» неизвестного автора.
2. “Артхашастра” - это:

а) название кодекса царя Хаммурапи,

б) яркий образец древнеиндийской экономической мысли,

в) свод основных законов в Древнем Вавилоне,

г) название основного труда Аристотеля.
3. Характерной особенностью экономической мысли Древнего Китая можно считать…

а) ее строго философскую направленность,

б) ее исключительно прагматическую направленность,

в) обсуждение вопроса о пределах вмешательства государства в экономическую жизнь,

г) защиту экономических прав общины.
4. Древнеримские авторы (Катон, Варрон, Колумелла) посвящали свои трактаты в основном:

а) проблеме меновой ценности вещи,

б) управлению и организации труда в различных хозяйствах,

в) проблеме взаимовыгодности обмена при международной торговле,

г) критике положения рабов.
5. Что древние греки понимали под «искусством экономии»?

а) Правила управления домашним хозяйством,

б) рациональное политическое устройство страны,

в) знание основ бухгалтерского учета и отчетности,

г) умение государства эффективно распоряжаться казной.
6. Платон известен как…

а) противник рабства,

б) ученик Аристотеля,

в) автор концепции «человека политического» (homo politicus),

г) автор одного из первых утопических проектов.

7. «Хрематистика» в понимании Аристотеля – это…

а) искусство создавать блага,

б) искусство управления государством,

в) учение о богатстве вообще,

г) искусство наживать состояние.
8. Правило справедливого обмена, по Аристотелю, основано на…

а) равенстве затрат на производство обмениваемых товаров,

б) равенстве потребностей владельцев обмениваемых товаров,

в) согласованности работ и потребностей,

г) верно все вышеперечисленное.
9. Реформы Диоклетина в Древнем Риме:

а) учреждали правила торговли с городами Древней Греции,

б) устанавливали государственное регулирование цен,

в) касались вопросов землепользования и землеустройства,

г) вводили систему рационального налогообложения.
10. Экономическая мысль средневековья…

а) была тесно связана с концепцией «естественного права»,

б) была основана на каноническом праве,

в) осуждала идеи «Домостроя»,

г) источником богатства страны провозгласила внешнюю торговлю и международное ростовщичество.
11. Фома Аквинский известен как…

а) автор одного из первых утопических проектов идеального государства,

б) основатель школы меркантилизма,

в) автор идеи «естественного порядка»,

г) основатель теории справедливой цены.
12. Фома Аквинский считал правомерным взимание процентов только в случае предоставления…

а) потребительских займов,

б) арендных займов,

в) международных займов,

г) считал неправомерным ни в каком случае.
13. Кто из ниже перечисленных ученых развивал идеи меркантилизма?

а) Томас Манн,

б) Франсуа Кенэ,

в) Адам Смит,

г) Томас Сарджент.

14. Какое из перечисленных ниже положений не принадлежит меркантилистам?

а) Идея о том, что богатство страны определяется запасами золота и сокровищ,

б) концепция активного торгового баланса,

в) идея о необходимости и целесообразности политики протекционизма,

г) идея свободного рыночного обмена.
15. Главное отличие раннего меркантилизма от позднего заключается в том, что…

а) ранние меркантилисты были противниками порчи монеты, а поздние ее приветствовали,

б) ранние меркантилисты развивали идею «денежного баланса», а поздние – «торгового баланса»,

в) ранние меркантилисты источником богатства считали внешнюю торговлю, а поздние – развитую мануфактуру,

г) ранние меркантилисты под богатством страны понимали природные ресурсы страны, а поздние – запасы золота и серебра.
16. Какое из перечисленных мероприятий не входило в политику протекционизма, предлагавшуюся меркантилистами?

а) Ограничение ввоза дорогостоящих предметов роскоши,

б) введение высоких пошлин на ввоз готовых изделий иностранного производства,

в) введение высоких пошлин на ввоз иностранного сырья,

г) введение высоких пошлин на вывоз отечественного сырья, необходимого для отечественной мануфактуры.
17. Какая из ниже перечисленных идей принадлежит (старому) классическому направлению экономической мысли?

а) Идея активного государственного регулирования экономики,

б) идея о значимости политики протекционизма во внешней торговле,

в) идея невмешательства государства в экономическую жизнь,

г) идея рационального поведения потребителя.
18. Что скрывается за концепцией «естественного порядка»?

а) признание важности государственного регулирования экономики,

б) признание действия объективных экономических законов,

в) идея преобладания общего интереса над частным,

г) идея преобладания биологического над социальным в жизни общества.
19. Источником богатства школа физиократов считала…

а) сельское хозяйство,

б) международное ростовщичество,

в) внешнюю торговлю,

г) промышленность.
20. Ф. Кенэ известен как…

а) один из серьезных критиков теории А. Смита и Д. Рикардо,

б) автор «закона рынков»,

в) представитель утопической экономической мысли,

г) создатель «Экономической таблицы».
21. Кто предложил ввести единый земельный налог:

а) меркантилисты,

б) Ж.-Б. Сэй,

в) Д.Рикардо,

г) физиократы.
22. Адам Смит определял стоимость вещи:

а) трудом, затраченным на ее производство при худших условиях;

б) трудом, обмениваемым на товар, - для общества, в котором существует разделение труда;

в) ее редкостью;

г) ее полезностью.
23. Кому принадлежит высказывание: «Чтобы поднять государство с самой низшей ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении, все остальное сделает естественный ход вещей»?

а) Адаму Смиту,

б) Альфреду Маршаллу,

в) Джону Мейнарду Кейнсу,

г) Карлу Марксу.
24. Кто впервые разделил два понятия: “потребительная ценность” и “меновая ценность” и пытался доказать, что второе не определяется первым?

а) К.Маркс,

б) А.Смит,

в) Ж.-Б. Сэй,

г) Ксенофонт.
25. “Парадокс воды и алмаза” обнаружил:

а) А. Смит

б) Д.Рикардо

в) П. Буагильбер

г) А. Маршалл.

26. Основное произведение Адама Смита имеет название…

а) «Богатство Англии во внешней торговле, или баланс внешней торговли как принцип нашего богатства»,

б) «Принципы экономической науки»,

в) «Исследование о природе и причинах богатства народов»,

г) «Капитал».
27. А.Смит считал, что:

а) цена товара слагается из трех доходов: прибыли, зарплаты и ренты;

б) чистый доход равен совокупному доходу за вычетом расходов на основной капитал;

в) чистый доход равен нулю;

г) чистый доход распадается на прибыль и ренту.
28. Какое из утверждений о модели свободной конкуренции А.Смита неверно:

а) она показывает колебания рыночной цены относительно естественной

б) в ней естественная цена слагается из зарплаты, прибыли и ренты, включенных по естественным нормам

в) согласно этой модели, в различных отраслях устанавливаются разные нормы оплаты труда, в зависимости от качества продукции

г) согласно этой модели, во всех отраслях устанавливается одинаковая норма прибыли
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для выполнения практических занятий по дисциплине «История экономических учений» icon Методические указания для проведения практических занятий для студентов...
В методических указаниях приведены планы практических занятий, задания, контрольные вопросы для самопроверки
Методические указания для выполнения практических занятий по дисциплине «История экономических учений» icon Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономика»
Методические указания составлены на основе существующего государственного образовательного стандарта подготовки специалистов по циклу...
Методические указания для выполнения практических занятий по дисциплине «История экономических учений» icon Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 080507. 65«Менеджмент организации». В них предложены...
Методические указания для выполнения практических занятий по дисциплине «История экономических учений» icon Практикум по литературе для профессий 150709. 02 Сварщик (электросварочные...
Практикум предназначен для организации и проведения практических занятий по учебному предмету «литература». Сборник включают в себя...
Методические указания для выполнения практических занятий по дисциплине «История экономических учений» icon Методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине...
Гоу спо «Нижнетагильский государственный профессиональный колледж им. Н. А. Демидова»
Методические указания для выполнения практических занятий по дисциплине «История экономических учений» icon Методические указания к проведению практических занятий для студентов...
Методические указания содержат контрольные вопросы и практические задания по основным темам курса «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»...
Методические указания для выполнения практических занятий по дисциплине «История экономических учений» icon Методические указания и контрольные задания для студентов специальности...
...
Методические указания для выполнения практических занятий по дисциплине «История экономических учений» icon Рабочая программа по дисциплине б б. 7 История экономических учений
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Методические указания для выполнения практических занятий по дисциплине «История экономических учений» icon Рабочая программа по дисциплине опд. В. 2 «История экономических учений»
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Методические указания для выполнения практических занятий по дисциплине «История экономических учений» icon Литература Лебедев Ю. В. «История русской литературы 19 века»
Тематика практических занятий по дисциплине «Основы литературоведения и анализ художественного произведения» для 1 курса педагогического...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции