Рабочая программа по дисциплине опд. В. 2 «История экономических учений»




Скачать 158.54 Kb.
Название Рабочая программа по дисциплине опд. В. 2 «История экономических учений»
Дата публикации 16.06.2014
Размер 158.54 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Экономика > Рабочая программа


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Омский институт водного транспорта (филиал) ФБОУ ВПО

«Новосибирская государственная академия водного транспорта»


Кафедра

Экономики




(наименование кафедры полностью)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине


ОПД.В.2 «История экономических учений»

(шифр и наименование дисциплины)

Направление

080000 «Экономика и управление»

(код ОКСО и наименование направления или специальности)


Специальность

080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»

(наименование профиля или специализации)






Форма обучения



очная/заочная/заочная c сокращенным сроком обучения

Курс

2/3/2

Семестр(ы) / курс(ы) для ЗО

4/3/2


ОМСК - 2012

Рабочая программа:


Составлена

доцентом

Кафедры

Экономики




(должность)




(сокращенное наименование кафедры)

К.э.н.




Храповой Еленой Валерьевной

(ученая степень)




(Ф.И.О. полностью)







Е.В. Храпова




«




»




20




г.




(подпись)




(И.О.Ф.)







число




месяц

год









Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры

Экономики

(наименование кафедры полностью)




от

«




»




20




г.,

Протокол №










число




месяц




год













Зав. кафедрой

Экономики










И.И. Яновский




(наименование кафедры сокращенно)




(подпись)




(И.О.Ф.)



Представители УМС филиала, по анализу рабочей программы:
















(должность, кафедра, ученая степень и звание сокращенно)




(подпись)




(И.О.Ф)
















(должность, кафедра, ученая степень и звание сокращенно)




(подпись)




(И.О.Ф)

Утверждена решением учебно-методического совета (УМС) филиала от




«




»




20




г.,

протокол №










число




месяц




год













Председатель УМС филиала










В.А. Глушец







(подпись)




(И.О.Ф.)


1. Цели и задачи дисциплины
Курс «История экономических учений» относится к блоку общепрофессиональных дисциплин, определяемых по выбору студента.

Дисциплина «История экономических учений» имеет своей целью научное освоение знаний по истории формирования экономической теории, сравнительному анализу основных экономических концепций, сформированных выдающимися экономистами – теоретиками для более глубокого и всестороннего владения профессиональными знаниями, повышения экономической и общей культуры студентов, расширение их кругозора в области общих, специальных и отраслевых экономических наук.

Задачи дисциплины:

  • научить студентов применять различные подходы отдельных экономических концепций в определенной экономической ситуации;

  • привить умение анализа и прогнозирования развития экономики, базирующегося на определенных экономических школах.

Изучение дисциплины «История экономических учений» базируется на знаниях, полученных при освоении «Экономической теории», «Философии», «Социологии», «Истории».
2. Требования к освоению содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины «История экономических учений» студенты должны:

знать:

  • историю экономической науки, её выдающихся представителей и их идеи;

  • свободно разбираться в основных направлениях и особенностях той или иной научной школы;

  • владеть специальной терминологией и грамотно её использовать.

уметь использовать и иметь навыки

  • анализа и прогнозирования развития рынка, как отдельных отраслей, предприятий, так и экономики в целом;

  • определения денежной массы и направлений денежно-кредитной политики, исходя из различных подходов к их расчету.

Изучать дисциплину рекомендуется в последовательности, изложенной в программе. Для закрепления лекционного материала предусматривается проведение практических занятий.


3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Трудоемкость отдельных видов учебной работы представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Объем учебной работы

Вид учебной работы

Очное обучение (О)

Заочное обучение / заочное c сокращенным сроком обучения (З)/(ЗУ)

Всего часов

семестр

4

Всего

часов

курс

3/2

Общая трудоемкость дисциплины

80

80

80

80

Аудиторные занятия

36

36

8/10

8/10

Лекции

18

18

4/6

4/6

Практические занятия (ПЗ)

18

18

4

4

Лабораторные занятия (ЛР)

-

-

-

-

Практические занятия по курсовому проектированию

-

-

-

-

Самостоятельная работа (СР)

44

44

72/70

72/70

Изучение литературы теоретического курса

26

26

50

50

Курсовой проект

-

-

-

-

Расчетно-графические и контрольные работы

-

-

-

-

Реферат

18

18

22/20

22/20

Вид итогового контроля

зачет

зачет

зачет

зачет



4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




4.1 Разделы дисциплины и виды занятий


Трудоемкость работ по темам дисциплины отражена в таблице 2.
Таблица 2 - Характеристика разделов дисциплины

Раздел и тема дисциплины

Лекции

ПЗ

ЛР

СР

О

З (ЗУ)

О

З (ЗУ)

О

З (ЗУ)

О

З (ЗУ)

Тема 1. Особенности экономических воззрений в традиционных обществах

2

1/1

4

1/1

-

-

8

18/16

Тема 2. Систематизация экономических знаний и первые теоретические системы

6

1/ 2

4

1/1

-

-

12

18/18

Тема 3. Формирование и эволюция современной экономической мысли

6

1 /2

6

1/1

-

-

14

18/18

Тема 4. Вклад российских учёных в развитие мировой экономической мысли

4

1/1

4

1/1

-

-

10

18/18

Итого

18

4/6

18

4/4

-

-

44

72/70


4.2 Содержание тем дисциплины
Тема 1. Особенности экономических воззрений в традиционных обществах.

Экономические воззрения античного мира. Взгляды Ксенофонта, Платона, Аристотеля, Катона, Варрона, Колумеллы. Экономические воззрения феодализма (отношении е к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту). Учения Ибн-Хальдуна и Фомы Аквинского. «Русская Правда».

Тема 2. Систематизация экономических знаний и первые теоретические системы.

Экономическая мысль меркантилистов. Ранний и поздний меркантилизм. Особенности меркантилизма в отдельных странах. Меркантилизм в России. Экономическая школа физиократов. Классическая политическая экономия. Экономическое учение А. Смита и его последователей. Учение К. Маркса.

Тема 3. Формирование и эволюция современной экономической мысли.

Австрийская экономическая школа. Концепция маржинализма. Неоклассическое направление. Дж. Кейнс и кейнсианское направление экономической мысли. Неокейнсианство и посткейнсианство. Монетаризм. Институциональное направление. Современный неолиберализм. Исторические экономические теории трансформации общества.

Тема 4. Вклад российских учёных в развитие мировой экономической мысли.

Особенности развития экономической науки в России. Экономические взгляды П.Б. Струве и М.И. Туган-Барановского в понимании экономических циклов. Научный вклад А.В. Чаянова в изучение крестьянского хозяйства и Н.Д. Кондратьева в понимание экономической динамики. Традиции экономико-математической школы в России (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович). Проблемы и теории переходной экономики.
4.3 Аудиторная работа
4.3.1 Практические занятия (семинары)

Содержание практических занятий отражено в таблице 3.

Таблица 3 – Наименование практических занятий

№ занятия

Темы курса

Наименование практических занятий

1

Тема 1. Особенности экономических воззрений в традиционных обществах.

Выяснение особенностей становления экономической мысли в древности.

2

Тема 1. Особенности экономических воззрений в традиционных обществах.

Анализ основных экономических концепций античности, древнего Востока и Древней Руси.

3

Тема 2. Систематизация экономических знаний и первые теоретические системы.

Знакомство с экономическими подходами меркантилистов, физиократов.

4

Тема 2. Систематизация экономических знаний и первые теоретические системы.

Знакомство с экономическими подходами представителей классической школы политической экономии и марксизма.

5

Тема 3. Формирование и эволюция современной экономической мысли.

Усвоение концепций маржинализма, неоклассического направления.

6

Тема 3. Формирование и эволюция современной экономической мысли.

Усвоение концепций кейнсианства, монетаризма.

7

Тема 3. Формирование и эволюция современной экономической мысли.

Усвоение концепций институционализма, неолиберализма и др.

8

Тема 4. Вклад российских учёных в развитие мировой экономической мысли.

Знакомство с достижениями и проблемами российских и советских экономических школ.

9

Тема 4. Вклад российских учёных в развитие мировой экономической мысли.

Традиции экономико-математической школы в России.


Учебно-методическое и программное обеспечение приведено в таблице 4.
Таблица 4 – Характеристика учебно-методического обеспечения

Номер
занятия

Наименование учебно-методического, программного и (или)
материального обеспечения

1-9

1-3


4.3.2 Лабораторный практикум

Не предусмотрен рабочим учебным планом.

4.3.3 Иные виды аудиторных занятий

Не предусмотрены рабочим учебным планом.
4.4 Самостоятельная работа
4.4.1 Курсовой проект (работа)

Не предусмотрен рабочим учебным планом.
4.4.2 Расчетно-графические и контрольные работы

Не предусмотрены рабочим учебным планом.
4.4.3 Реферат
Тема реферата выбирается студентом, исходя из предложенных ниже, или сформулированных самостоятельно, при условии согласования с преподавателем.
Тематика рефератов по курсу «История экономических учений».

  1. Предмет и задачи курса «История экономических учений».

  2. Зарождение экономической мысли. Экономическая мысль в древнем мире и Средневековье.

  3. Материалисты и физиократы – предшественники классической экономической науки.

  4. Особенности материализма в России. И.Т. Посошков.

  5. У. Петти как основатель основной трудовой теории стоимости.

  6. А. Смит и возникновение классической экономической теории.

  7. А. Смит и дальнейшее развитие трудовой теории стоимости. «Догма Смита».

  8. А. Смит о разделение труда и обмене.

  9. А. Смит об экономической роли государства.

  10. Экономическая система Д. Рикардо, её противоречия и незавершенность.

  11. Разложение рикардианской школы и её вульгаризация (Ж.Б. Сэй, Н. Сениор, Мак-Куллах, Дж. Милль.)

  12. Завершение К. Марксом экономической системы классической школы.

  13. Место К. Маркса в истории экономической теории.

  14. Маржиналистская «революция». Австрийская школа (К. Менгер, Е.Бем-Баверк, Г. фон Визер).

  15. Маржиналистская теория ценообразования.

  16. Маржиналистская теория предельной полезности.

  17. Неоклассицизм. Синтез А. Маршалла. Возникновение микроэкономического раздела экономической науки.

  18. Неоклассицизм. Д.Б. Кларк о предельной производительности и распределении.

  19. Историческая школа (старая и новая) в экономической теории.

  20. Институционализм как экономическое направление.

  21. Экономическая система Д.М. Кейнса. Теоретические предпосылки макроэкономического равновесия.

  22. Д.М. Кейнс. Совокупный спрос и теория мультипликатора.

  23. Д.М. Кейнс. Рекомендации методов государственного регулирования экономики.

  24. Эволюция кейнсианства. Теория экономического роста Р. Харрода.

  25. Неоклассический синтез П. Самуэльсона как универсальная экономическая теория

  26. Эволюция неоклассической школы. Неолиберализм (Л. Эрхад, В. Рённе, А. Рюстов и др.).

  27. Идеи монетаризма. Чикагская школа. М. Фридман.

  28. Экономическая мысль в советской России. А.В. Чаянов, Н.Д. Кондратьев.



5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1 Рекомендуемая литература
5.1.1 Основная литература


  1. Симкина Л.Г. Экономическая теория учебник / Л. Г. Симкина. - 2-е изд. - М.; СПб.; Нижний Новгород: Питер, 2006. - 382 с.

  2.  Потапова И.С.  История экономических учений: учеб. пособие / И. С. Потапова. - 2-е изд., стер. - М. МГИУ, 2005. - 243 с.


5.1.2 Дополнительная литература


  1. История экономических учений. Учебное пособие /Под ред. Автономова В. М.: ИНФРА-М, 2000 -784 с.



5.2 Средства обеспечения освоения дисциплины
В библиотеке имеется достаточное учебно-методическое обеспечение, в соответствии с п.п. 5.1.1.


6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДИСЦИПЛИНЫ



На кафедре имеется мультимедийная установка. Занятия проводятся в аудитории, отвечающей санитарным нормам и правилам.
7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Методические рекомендации рассмотрены в настоящей программе.

Практические занятия по темам, указанным в таблице 3, проводятся по мере освоения лекционного курса с целью углубления и конкретизации знаний, полученных в ходе слушания лекций.

Самостоятельная работа студентов обеспечивается соответствующей учебно-методической литературой.
8. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Зачёт проводится в 4 семестре для очного обучения и на 3 (2) курсе для заочного (заочного c сокращенным сроком) обучения по вопросам к зачету.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине опд. В. 2 «История экономических учений» icon Рабочая программа по дисциплине б б. 7 История экономических учений
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Рабочая программа по дисциплине опд. В. 2 «История экономических учений» icon Методические указания для выполнения практических занятий по дисциплине...
Семахин Е. А. История экономических учений. Методические указания для выполнения практических занятий. Н. Новгород: вгипу, 2010....
Рабочая программа по дисциплине опд. В. 2 «История экономических учений» icon Рабочая программа дисциплины «история экономических учений»
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт)
Рабочая программа по дисциплине опд. В. 2 «История экономических учений» icon История экономических учений
Всякое знание по всей природе исторично, и всякая деятельность людей непременно опирается на опыт предшествующих поколений. Экономист,...
Рабочая программа по дисциплине опд. В. 2 «История экономических учений» icon Рабочая программа по дисциплине опд. Ф 2/опд. Ф 3 Сопротивление материалов
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Рабочая программа по дисциплине опд. В. 2 «История экономических учений» icon История политических учений как наука и учебная дисциплина. Ее предмет,...
Проблемы методологии изучения политических и правовых учений. Диалектика предмета и метода политико-правовых теорий
Рабочая программа по дисциплине опд. В. 2 «История экономических учений» icon Рабочая программа по дисциплине опд. В2 Контрольно-измерительные приборы
Специальность 140604 Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов
Рабочая программа по дисциплине опд. В. 2 «История экономических учений» icon Рабочая программа по дисциплине опд. Ф. 3 Материаловедение. Технология...
Судовые энергетические установки" (СМ)/190701 "Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) (ОП)
Рабочая программа по дисциплине опд. В. 2 «История экономических учений» icon Учебника по дисциплине «История политических и правовых учений»
Марченко Михаил Николаевич д-р юрид наук, проф., заведу­ющий кафедрой теории государства и права и политологии юриди­ческого факультета...
Рабочая программа по дисциплине опд. В. 2 «История экономических учений» icon Рабочая программа по дисциплине опд. Ф. 11
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции