Методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Культура устной и письменной речи»




Скачать 336.91 Kb.
НазваниеМетодические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Культура устной и письменной речи»
страница1/3
Дата публикации01.10.2014
Размер336.91 Kb.
ТипМетодические указания
literature-edu.ru > Литература > Методические указания
  1   2   3
Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ СПО «Нижнетагильский государственный профессиональный колледж им. Н. А. Демидова»

Методические указания

для выполнения контрольной работы

по дисциплине «Культура устной и письменной речи»
230113 «Компьютерные системы и комплексы»

190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

2011г.

Утверждаю:

Зам. директора по УР__________ Сафонова Е. Г.

Рассмотрено и утверждено

на заседании ПЦК

«___»__________2011г.

Протокол №___

Председатель ПЦК

________Сыченко Ю. А.

Автор: Курочкина Л. В.

Методические указания составлены для студентов заочного отделения по дисциплине «Культура устной и письменной речи».

Дисциплина входит в вариативную часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла.

Цель контрольной работы – проверка сформированных компетенций по дисциплине.

Контрольная работа содержит 10 вариантов. В каждом варианте 8 заданий по разделам, соответствующим программе учебной дисциплины.

В результате выполнения контрольной работы студент должен показать:

-правильность употребления звуков русского языка;

-правильность постановки ударения в словах;

-использование в работе различных словарей;

-устранение ошибок и недочётов в текстах;

-соблюдение норм русского литературного языка и употребление выразительных средств;

I вариант
Задание 1.

Понятие нормы. Признаки нормы современного русского литературного языка. Основные типы норм.
Задание 2.

Правописание приставок окачивающихся на согласный звук.

Вставьте пропущенные буквы.

1.Бобров маленькими глотками прихлёбывал чай, казавшийся ему травянистым и бе…вкусным. 2. Из бе…контрольной и бранчивой обладательницы гоголевских имений Арина Петровна сделалась скромной пр…живалкой в доме младшего сына. 3. Море и небо сливались в синюю бе...конечность. 4. Снова пошли затяжные дожди, обрекшие нас на бе…действие. 5. Река кажется бе…донным омутом, со всех сторон окружённым горами.
Задание 3.

Составьте предложения со следующими синонимами, обращая внимание на их различия в значении и употреблении.

1.Старый-древний-старинный-ветхий-дряхлый.

2.Красивый-прекрасный-прелестный-очаровательный-обворожительный.
Задание 4.

Определите способ образования следующих слов.

Землепроходец, ступенька, зелень, прикармливать, вдали.
Задание5.

Укажите несоответствие современной норме употребление деепричастий. Внесите необходимые исправления.

1.Глядя на них, Варьке страстно хочется спать; она легла бы с наслаждением, но мать Пелагея идёт рядом и торопит её (Чех.)

2.Уже подходя к монастырю, на душе становится светло безмятежно.
Задание 6.

Исправьте предложения, где содержатся грамматические ошибки неправильного управления. Укажите современный вариант грамматической нормы.

1.Не могла простить Наталье Николаевне Гончаровой за смерть Пушкина и Анна Ахматова. 2.И потом он встречал её в городском саду и на сквере (Чех.).
Задание 7.

Расставьте недостающие знаки препинания перед союзом И. Вставьте пропущенные буквы.

1.Мне хочет…ся плакать от этого звука и тихо смеят…ся в ответ и в пропасть зовёт меня сла…кая мука, которой названия нет (Л. Вас.).

2.В жизни обм…рал и чу…ство это знаю, Где мукам всем конец и сладок томный хмель; Вот почему я вас бе… страха ожидаю, Ночь бе…рассветная и вечная постель!(Фет).
Задание 8.

Восстановите логическую последовательность предложений в данном тексте, указав их очерёдность.

1.Так вот, всякий раз эти воспоминания помогают мне жить и быть счастливым.

2.Трудно передать ту бурю потрясающе радостных эмоций, которые я пережил.

3.Мы появились там поздно вечером и буквально рухнули спать, уставшие от долгой дороги.

4.Когда я раздражён или у меня плохое настроение, одно может снять моё нервное напряжение: воспоминание о поездке на Байкал и первой ночёвке на берегу озера.

5.Но утром, когда я выбрался из палатки, у меня захватило дух от торжественной красоты озера, скал и леса вокруг него.

2 вариант

Задание 1.

Орфоэпические нормы. Орфоэпический словарь русского языка.

Задание 2.

Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Составьте с ними предложения.

Аб..р..ген, ак..л..матизация, ан..малия, д..магог, д..л..тант, д..ф..рамб, д..стр..бьютор, к..нверсия, инд..кация, ген..логия.
Задание 3.

Объясните различия в значении следующих паронимов. В случае затруднения обратитесь «Словарю паронимов современного русского языка» (М.,1994).

Абонемент – абонент, восприятие – восприимчивость, дельный – деловой – деловитый, демонстративный – демонстрационный, единичный – единственный – единый, конструктивный – конструкторский.
Задание 4.

Выделите местоимения и определите их разряд.

1. Я знаю женщину: молчанье, Усталость горькая от слов Живет в таинственном мерцанье Ее расширенных зрачков (Н. Гум.).

2. Я жду, исполненный укоров. Но не веселую жену, Для задушевных разговоров О том, что было в старину (Н.Гум.).

3. Слишком ярки рубины и томен апрель, Чтоб забыть обо всем, ни знать ничего. (Н. Гум.).

4. И вспомнил, что у него нет денег, И пошел назад той же дорогой (Н. Гум.).

5. В каждой луже запах океана, В каждом камне веянье пустынь. (Н. Гум.).
Задание 5.

Исправьте грамматические ошибки в предложениях:

  1. Я не исключаю о том, что со временем ощущение счастья притупляется.

  2. Убедительная просьба тех, кто по-настоящему счастлив, поделиться рецептом этого чувства.

  3. Мы часто возмущаемся о том, что окружающие плохо к нам относятся, и это делает нас не счастливыми.

  4. Мое мнение на эту проблему неоднозначно.


Задание 6.

Вставьте в текст пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Представляете каково было мое изумление когда я прочитал в географической энц..клопеди.. что 70% земной суши пустыни горы вечные льды? И всего 10% ее может быть использова..о для земледелия…А ведь население Земли пр..бл..жается к десяти ми..иард.. человек!

Будет ли в состояни.. хотя бы через (пол)столетия матушка(кормилица) щедро од..ривать нас своими плодами? Простит ли она варварское отношение к себе? Наверное лишь любовным отн..шением к ней человек смож..т вым..лить себе не только прощении.. но и возможность не ум..реть от голода.
Задание 7.

Найдите ошибки связанные с употреблением фразеологизмов. Напишите в исправленном виде.

1. Фирма «Русский мир» выявляет таланты, дает им крылья, стимулирует рост, прокладывает путь к сценическим высотам. 2. Никогда в России капитал не сможет править бал, потому что для русского человека главное – душа. 3. К настоящему времени обследовано и охвачено заботой комитета около 40 тысяч остронуждающихся жителей Раменского района.
Задание 8.

Восстановите логическую последовательность предложений в данном тексте, указав их очерёдность.

1. Зато в небольшом кругу, с людьми по сердцу не было человека разговорчивее, любезнее, остроумнее.

2. Он казался стесненным, попавшим не на свое место.

3.Отличительной чертой Пушкина в обществе, по словам друзей, была задумчивость или какая-то тихая грусть, которую даже трудно выразить.

4. Тут он любил и посмеяться и похохотать.

Вариант 3

Задание 1.

Лексические нормы. Точность и богатство речи.
Задание 2.

Прочитайте иноязычные слова, укажите, какие из них имеют эквиваленты в русском языке. Укажите иноязычные слова, употребление которых в современной речи представляется вам неоправданным

Анклав, бартер, валидность, визажист, кутюрье, парти, триллер.
Задание 3.

Найдите ошибки в употреблении слов – паронимов. Исправьте эти ошибки.

1. Исследования почвы облегчают установление недостаточности питательных веществ.

2.В полку царило воинствующее настроение.

3. Наташа одела спецовку электросварщика.

4. В конце собрания слово представили профессору Дьяконову.

5. Бывшие заслуги здесь во внимание не принимаются.
Задание 4.

Укажите тип односоставного предложения.

1. Не гляди же с тоской на дорогу И за тройкой вослед не спеши, И тоскливую в сердце тревогу Поскорей на всегда заглуши! (Некр.).

2. Сечи в гостиной зажгут…(Ахм.).

3. Как воздушно в нежном сердце у меня! (К. Бальм.).

4. Рассвело. Запаха человека не было слышно на берегу. (В.Биан.).
Задание 5.

Исправьте речевые и грамматические ошибки в предложениях:

1. Я импонирую теми людьми, которых всех людей считают братьями.

2. Недавно мы приехали с санатория, на котором я встретил такого же человека, как Кеннет Бауэрс.

3. Мнение многих на эту проблему будет неоднозначным.

4. Кеннет Бауэрс сказал, что «я американец», и, когда он будет в его районе, чтобы занес мне его фотографию.
Задание 6.

Расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы.

1. В домашнем быту Кирилла Петрович выказ..вал все пороки человека необразова..ного. (П.). 2. Лицо Сашки с напряже..ным подбродком и низко опущен..ым лбом с глазами сурово глядевшими (в)верх из(под) от..желевших бровей совсем не бывало похоже в этот сумер..чный час на знакомое всем гостям Гамбринуса оскален..ое подмигивающее плящ..шее лицо Сашки.(Купр.). 3. С мороза с одерев..невшими губами и распухшими пальцами вошли они из сеней в маленькую гостин..ую (Купр.) 4. За домом стоял (не)большой сад с вишняком и ветвистыми яблонями (С. Гейч.).
Задание 7.

Найдите деепричастные формы, не соответствующие нормам современного литературного языка. Какие формы используются в качестве нормы в современном русском языке?

1. Сапожник мой, схватя мешок, скорей домой (Крылов). 2. Я долго стоял неподвижно, в далекие звезды вглядясь (Фет). 3. Она, хохотав и взяв чулок, жила себе беззаботно и припеваючи (Герцен). 4. Собакевич согласился охотно и тут же, подошед к бюро, собственноручно принялся выписывать (Гоголь). 5. Березы от леса, от хат, бегут, листками вороча (Маяковский).
Задание 8.

Восстановите логическую последовательность предложений в данном тексте, указав их очерёдность.

1. Не желая менять верное малое на неверное большое, говорят: «Не сули журавля в небе, дай синицу в руки».

2. Нет другой такой птицы, которая так часто упоминалась бы в пословицах, народных приметах.

3. Выражение это, кстати, показывает высоту журавлиного полета.

4. Журавль – самая известная у нас перелетная птица.

Вариант 4.

Задание 1.

Дайте определение грамматических норм. Приведите примеры их действия в современном русском языке.
Задание 2.

Поставьте ударение в словах в соответствии с нормами литературного языка. Укажите варианты. При выполнении задания используйте «Орфоэпический словарь русского языка»

Августовский, асбест, афера, баржа, гусеница, дефис, жаворонок, заговор, каучук, километр, комбайнер, медикаменты, обеспечение, партер, плесневеть, похороны, творог, юродивый.
Задание 3.

Найдите избыточные словосочетания. Объясните, в чем причина их избыточности.

Главная суть, суть дела, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период времени, демобилизоваться осенью, демобилизоваться из армии, дебют молодой балерины, впервые дебютировать, ввести в строй, ввести новое понятие, постоянные еженедельные рубрики, еженедельные выступления, свободная вакансия.
Задание 4.

Определите тип придаточного предложения. Расставьте знаки препинания.

1. Скверик просвечивался отсюда насквозь так что видны были фонарь у входа и афиша на фонаре (Д. Руб). 2. И песнь моя несется в пустую ночь где больше нет тебя (Ахм.). 3. И пусть планета что зовут Землею пребудет ввек прекрасна и жива! (И. Сев.). 4. Я письмо напишу но тебе не отправлю чтобы ты не узнал что я в нем напишу. (Л. Руб.).
Задание 5.

Исправьте речевые ошибки в следующих предложениях.

1. На кассе висел прейскурант цен.

2. Бестселлером этого сезона стала новая видеотехника.

3. Электорат выступает на митингах и собраниях.

4. Мне подарили презент.

5. Вопреки скептическим прогнозам в зале был аншлаг.
Задание 6.

Расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы.

Перех..дный период в развитии общества обычно сравнивают с мостом чере.. реку. Как мост соед..няет два берега так и переходный период «соед..няет» два состояния общества. Однако мост (не, ни) похож (не, ни) на один берег так и перех..дный период имеет свою собствен..ую природу. Доставш..еся от прошлого старые элементы д..живают свой век а во..никающие отнюдь (не, ни) таковы какими они будут в новом состоян.. общества.
Задание 7.

Найдите деепричастные формы, не соответствующие нормам современного литературного языка. Какие формы используются в качестве нормы в современном русском языке?

1. Березы от леса, от хат, бегут, листками вороча (Маяковский). 2. Вот луч, покатясь с паутины, залег в крапиве (Пастернак). 3. Прощальных слез не осуша и плакав вечер целый, уходит с запада душа, ей нечего там делать. (Пастернак). 4. Сапожник мой, схватя мешок, скорей домой (Крылов).

Задание 8.

Восстановите логическую последовательность предложений в данном тексте, указав их очерёдность.

1. Можно было бы здесь много рассказывать о путешествиях по планете разных улиток.

2. Улитки ползают не очень быстро – каждый знает

3. Например, о таком виде улитки, как булимус, который за 48 лет, начав свой путь в Европе, пересек весь Американский континент и вышел к берегам Тихого океана.

4. Однако этот их недостаток не мешает им предпринимать дальние странствия.

Вариант 5.

Задание 1.

Стилистические нормы.
Задание 2 .

Правописание союзов. Перепишите предложения раскрывая скобки.

1.Суматоха была (от)того, что Анна Павловна собирала сына в Петербург на службу.

2. В степи было тихо, пасмурно, (не)смотря на то, что солнце поднялось.

3. Что-то вдруг с необыкновенной силой расширилось в груди Ромашова, (как)будто(бы) он собирался лететь.

4.Что(бы) определить свое отношение к другим людям, полезно знать, что за человек ты сам.

5. Старость – это только излечимая болезнь, если(бы) не это не разгаданное до сей минуты трагическое недоразумение, он мог бы жить вечно.
Задание 3.

Поставьте ударения в грамматических формах следующих слов.

Баловать – балую – балует – балованный. Важный – важна – важно – важны. Гнать – гонит – гнала – гнали. Звонить – звонит – звонишь – звонят. Сердиться – сердится – сердятся. Ясли – яслей – в яслях.
Задание 4.

Определите способ образования следующих слов.

Безвкусный, снова, ледокол, чугунная, глушь, наушники, воспитанник, мировоззренческий.
Задание 5.

Раскройте скобки и выберите нужную падежную форму. Укажите возможные варианты.

Ждать (автобус, автобуса), ждать (встречу, встречи), ждать (решение, решения), искать (поддержку, поддержки), искать (дорогу, дороги), искать (спасение, спасения), искать (славу, славы), требовать (деньги, денег), требовать (справку, справки), просить (слово, слова), просить (прощение, прощения), просить (помощь, помощи), бояться (бабушку, бабушки), стесняться (сестру, сестры).
Задание 6.

Исправьте речевые и грамматические ошибки в следующих предложениях.

  1. Я импонирую теми людьми, которых всех людей считают братьями.

  2. Недавно мы приехали с санатория, на котором я встретил такого же человека, как Кеннет Бауэрс.

  3. Мнение многих на эту проблему будет не однозначным.

  4. Кеннет Бауэрс сказал, что «я американец», и, когда он будет в его районе, чтобы занёс мне его фотографию.

  5. В формировании такого доброжелательного отношения к окружающим особую роль имеют личные свойства характера человека.


Задание 7.

Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

1.Он был тоже из «молодых» то есть ему (не)давно минуло сорок лет но он уже метил в государствен..ые люди и на каждой ст..роне груди носил по звезде (Тург.)

2.Толи ветер св..стит Над постым и бе..людным полем То ль как рощу в сентябрь Осыпа..т мозги алкоголь.

3. Там в вышине уже светило летнее солнце а на земле еще стоял сумрак и р..са капала с белых зонтич..ных цветов дягиля в темную настоявш..ся за ночь воду.

4. Ря..чик свистел за твоим домом то печ..льно звенели к..мары пахло солнеч..ной хвоей то виднелись в окнах (не)подвижные в мя..ких сумерках ветви деревьев и (не)поймеш.. какая пора суток.
Задание 8.

Восстановите логическую последовательность предложений в данном тексте, указав их очерёдность.

1. Мне нужно было только, чтобы одно стихотворение содержало город Венецию, а в другом заключался Брестский вокзал.

2. Моей постоянной мечтою было, чтобы каждое мое стихотворение нечто содержало, чтобы оно содержало новую мысль или картину.

3. Например, я писал стихотворение «Венеция» или стихотворение «Вокзал».

4. Мне ничего не надо было от себя, от читателей, от теории искусства.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Культура устной и письменной речи» iconМетодические указания и контрольные задания для студентов специальности...
...

Методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Культура устной и письменной речи» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине...
Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Бухгалтерский учёт и анализ» для бакалавров направления 080100...

Методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Культура устной и письменной речи» iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономика»
Методические указания составлены на основе существующего государственного образовательного стандарта подготовки специалистов по циклу...

Методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Культура устной и письменной речи» iconМетодические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 080507. 65«Менеджмент организации». В них предложены...

Методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Культура устной и письменной речи» iconРабочая программа дисциплины Практика устной и письменной речи Направление...
...

Методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Культура устной и письменной речи» iconМетодические указания и задания для выполнения контрольной работы...
Учебная дисциплина “Налоги и налогообложение” является общепрофессиональной дисциплиной профессионального цикла

Методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Культура устной и письменной речи» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Управление проектами»
При выполнении контрольной работы необходимо ознакомиться с соответствующими разделами рабочей программы, методическими указаниями...

Методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Культура устной и письменной речи» iconМетодические указания по написанию контрольной работы
Подготовка к написанию контрольной работы начинается с ознакомления с экономической литературой, нормативно-правовой базой, статистическими...

Методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Культура устной и письменной речи» iconМетодические указания и контрольные задания для выполнения контрольной...
«Технология продуктов и организация общественного питания», безотрывной формы обучения

Методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Культура устной и письменной речи» iconМетодические указания и варианты контрольной работы для слушателей...
Философия: Методические указания и варианты контрольной работы для слушателей факультета заочного обучения по специальности 280705...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции