2. Либерально попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека)




Название2. Либерально попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека)
Дата публикации16.05.2014
Размер74.6 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Авто-ремонт > Документы
Семинар – практикум для родителей

«Семья и ее влияние на ребенка»

Цель: получить сведения об отношениях между детьми и родителями в семьях учащихся класса; выяснить какой стиль воспитания преобладает.

Два человеческих изобретения можно считать

самыми трудными, а именно: искусство

управлять и искусство воспитывать..

И. Кант
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Просмотр видеоролика http://video.yandex.ru/users/celishheva-elena/view/7/#

Какие стили семейного воспитания существуют?

Под стилем семейного воспитания понимают способ отношений родителей к ребенку. Любая дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям  в развитии личности ребенка, к проблемам в его поведении.

1. Авторитарный стиль семейного воспитания


При авторитарном стиле воспитания родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки. Воспитывая, используют физические наказания за малейшие проступки, принуждения, окрики, запреты. Дети лишены родительской  любви, ласки, заботы, сочувствия. Таких родителей заботит лишь то, чтобы ребенок вырос послушным и исполнительным. Но дети вырастают либо неуверенными в себе, робкими, невротизированными, неспособными постоять за себя  либо, наоборот, агрессивными, авторитарными, конфликтными.   Такие дети с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире.

Родители строго следят за выполнением домашнего задания младшими школьниками, вплоть до того, что стоят рядом и давят на ребенка в попытке добиться от него самостоятельных действий. Дети в целях самозащиты используют разнообразные уловки такие, например, как: плач, показывают свою беспомощность. Результатом таких мер у детей пропадает желание учиться, они с трудом концентрируют внимание во время объяснений учителя или при подготовке уроков.

При родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезает, поведение ребенка становится неуправляемым. По мере взросления ребенок становится все более нетерпимым по отношению к требованиям авторитарных родителей.  В подростковом возрасте частые конфликты могут привести к плачевному исходу. 

2.  Либерально - попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека)


При либерально-попустительском стиле общение с ребенком строится на принципе вседозволенности. Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», демонстративно обижается. Ребенок не понимает слово «Надо!», указания и требования взрослых не выполняет. Для родителей с либерально-попустительским стилем общения характерна неспособность или нежелание руководить, направлять ребенка. 

Вследствие чего ребенок вырастает эгоистичным, конфликтным, постоянно недовольным окружающими людьми человеком, что не дает ему возможность вступать в нормальные социальные взаимоотношения с людьми.  

В школе у такого ребенка возможны частые конфликты из-за того, что он не приучен уступать. 

3. Гиперопекающий стиль семейного воспитания


При гиперопекающем стиле воспитания родители лишают ребенка самостоятельности в физическом, психическом, а так же социальном развитии.  Они постоянно находятся рядом с ним, решают за него проблемы. Излишне заботятся и опекают его, боясь и тревожась за его здоровье.

Ребенок растет инфантильным, неуверенным в себе, невротизированным, тревожным. В последствии у него возникают трудности в социализации. 

4. Отчужденный стиль семейного воспитания


При отчужденном стиле семейного воспитания отношения подразумевают глубокое безразличие родителей к личности ребенка. Родители «не замечают», ребенка, не заинтересованы его развитием и духовным внутренним миром. Активно избегая общения с ним, держат его от себя на расстоянии. Такое безразличное отношение родителей  делает ребенка одиноким и глубоко несчастным, неуверенным в себе.   У него пропадает желание общаться, может сформироваться агрессивность к людям.

5.  Хаотический стиль семейного воспитания


Некоторые психологи выделяют хаотический стиль семейного воспитания, характеризующийся отсутствием единого последовательного подхода к воспитанию ребенка. Возникает на почве разногласий родителей в выборе средств и методов воспитания. Конфликты в семье становятся все более частыми, родители постоянно выясняют отношения между собой и нередко в присутствии ребенка, что приводит к возникновению невротических реакций у ребенка. Ребенку необходима стабильность и наличие четких конкретных ориентиров в оценках и поведении. Родители, применяющие разные стили воспитания и общения лишают ребенка такой стабильности, формируют тревожную, неуверенную в себе, импульсивную, в некоторых случаях агрессивную, неуправляемую личность.

6. Демократический стиль семейного воспитания


При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают им, учитывают  их нужды и потребности.  Выражают ребенку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А так же в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют  твердость и последовательность в соблюдении дисциплины

Ребенок находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками. Дети растут активными, любознательными, самостоятельными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за близких ему людей.

Демократический  стиль воспитания, как утверждают многие психологи,  является наиболее эффективным стилем семейного воспитания.

Варианты анкет для родителей.

Анкета для родителей:
1 Вы считаете взаимоотношения в вашей семье

1) очень хорошими

2) хорошими

3) не очень хорошими

4) плохими

5) очень плохими

2 считаете ли вы свою семью дружной?

1) да

2) не совсем

3 какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?

___________________________(перечислите)

4 как часто ваша семья собирается вместе?

1) ежедневно

2) по выходным дням

3) редко

5 что делает ваша семья, собравшись вместе?

1) решает сообща жизненные проблемы

2) занимаетесь семейно-бытовым трудом

3) работаете на приусадебном участке

4) вместе проводите досуг, смотрите телевизор

5) обсуждаете вопросы учебы детей

6) делитесь впечатлениями о прожитом дне

7) каждый занимается своим делом

8) допишите

6 бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?

1) часто

2) иногда

3) редко

4) нет

7 чем обусловлены конфликты?

1) непониманием членами семьи друг друга

2) нарушением этики взаимоотношений

3) разногласия в воспитании детей

4) злоупотребление алкоголя

5) другие обстоятельства

8 каковы способы разрешения нравственных конфликтов в вашей семье?

1) примирение

2) обсуждение ситуации и принятие совместного решения

3) прекращение контактов на некоторое время

4) обращение за помощью к другим людям

5) конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер

9 бывают ли дети свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?

1) да

2) нет

3) иногда

10 как реагируют дети на семейные конфликты?

1) переживают, плачут

2) становятся на сторону одного из родителей

3) пытаются помирить родителей

4) уходят из дома

5) замыкаются в себе

6) относятся безразлично

7) становятся озлобленными, неуравновешенными

8) пытаются найти поддержку в других людях

11 что вы намерены делать для укрепления семейно-бытовых отношений и улучшения микроклимата в вашей семье?

Анкета «Какая атмосфера царит в твоей семье?»

Необходимо на шкале обвести по каждому пункту, содержащему противоположные оценки, цифру – уровень, характеризующий атмосферу в семье. Например, если в семье царит доброта, то следует отметить цифру 8; если нечто среднее между добротой и конфликтностью, выбираем средний показатель 5 или 4; если частые конфликты, то обводим 1.
Доброта 8 7 6 5 4 3 2 1 Частые конфликты

Согласие 8 7 6 5 4 3 2 1 Несогласие

Теплота 8 7 6 5 4 3 2 1 Холодность

Готовность 8 7 6 5 4 3 2 1 Равнодушие

прийти

на помощь

Сотрудни- 8 7 6 5 4 3 2 1 Отсутствие

чество сотрудничества
После этого подводим итоги, складываем отмеченные цифры. Итоговый суммарный показатель может колебаться от 40 (наиболее положительная оценка) до 10 (самая неблагополучная).

Анкета "Благополучны или неблагополучны ваши отношения с детьми"

Отвечая на вопросы анкеты, сможете понять, насколько благополучны или неблагополучны ваши отношения с ребенком.

Цель: Выявить степень благополучия взаимоотношений детей и родителей в семье.

Ход выполнения: Ответьте на поставленные вопросы. "Да", если они согласны с высказываниями, "нет", если данное утверждение не соответству­ют истине и "отчасти, иногда", если вы не можете дать категорично ответ "да" или "нет".

Вопросы анкеты

Считаете ли Вы, что в Вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

Говорят ли с Вами дети по душам, советуются по личным делам?

Интересуются ли они Вашей работой?

Знаете ли Вы друзей Ваших детей?

Бывают ли они у Вас дома?

Участвуют ли дети вместе с Вами в хозяйственных делах?

Проверяете ли Вы, как они учат уроки?

Есть ли у Вас с ними общие интересы, занятия?

Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?

Предпочитают ли дети, чтобы Вы были с ними во время детских праздников, или хотят проводить их без взрослых?

11. Обсуждаете ли Вы прочитанные книги?

12. Бываете ли Вы вместе с детьми в театрах, музеях, на выставках, концертах?

13. Обсуждаете ли с детьми телевизионные передачи и фильмы?

14. Участвуете ли вместе с детьми в праздниках, туристических походах?

15. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с детьми?

Обработка результатов.

За каждый ответ "да" необходимо поставить себе 2 балла, за ответ "отчасти, иногда" - 1 балл, за ответ "нет" - 0 баллов. Затем подсчитайте сумму бал­лов.

Если Вы набрали 20 и более баллов, то у вас благополучные взаимоотно­шения с детьми, все отношения строятся на взаимопонимании, взаимоуважении, вза­имном интересе и доверии. Вас объединяют общие интересы.

Если Вы набрали от 10 до 20 баллов, Вам необходимо всерьез задуматься над характером взаимоотношений с детьми, попытаться проявлять внимание к детям, вместе проводить свободное время, интересоваться делами и увлечениями своих детей.
Литература:

1 Методические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений, родителей

«Коррекция детско-родительских отношений»

2) http://sad-sosenka.ru/konsultacii/sovety-pedagoga-psihologa/65-stili-semejnogo-vospitaniya

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2. Либерально попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека) iconРабочая программа дисциплины «Психология и педагогика семейного воспитания»
Целями освоения дисциплины «Психология и педагогика семейного воспитания» является следующие

2. Либерально попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека) iconПрограмма разработана на основе исследований, проведен­ных в лаборатории...
Института дошкольного вос­питания апн (ныне — Институт дошкольного образования и семейного воспитания рао). Результаты исследований...

2. Либерально попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека) iconВоспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики / Под ред. Т. А. Марковой. М., 1979
Подобрать примеры из художественной литературы, отражающие специфику семейного воспитания

2. Либерально попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека) iconГкоу ро лицей-интернат «Педагогический» г. Таганрога Французский...
Романский стиль – это подражание архитектуре Древнего Рима: крепость феодала, монастырь и церковь в романском стиле

2. Либерально попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека) iconРеферат на тему: Стиль и оформление служебных документов
Текст служебного документа не спутаешь ни с каким другим текстом. Это говорит о том, что за годы существования служебной документации...

2. Либерально попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека) iconИсследование типа семейного воспитания (Эйдемиллер) 7 Психодиагностический...
Детская психодиагностика и профориентация/ Ред сост. Л. Д. Столяренко. Серия «Учебники, учебные пособия» Ростов н/Д: «Феникс», 1999....

2. Либерально попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека) iconМоление Даниила Заточника. Лихачев
И всякий из его соавторов умел попадать в стиль и не расходиться с идеологией. Во всех редакциях оно отличалось устойчивостью формы....

2. Либерально попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека) iconПо материалам семейного архива Александра Станиславовича Ноарова...
По материалам семейного архива Александра Станиславовича Ноарова (в этой росписи под номером 23/14.), составил Д. Г. Карпинский

2. Либерально попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека) iconРабочая программа модуля «Теория обучения. Теория и методика воспитания»
Целью освоения дисциплины «Теория и методика воспитания» модуля «Теория обучения. Теория и методика воспитания» является подготовка...

2. Либерально попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека) iconРусский язык
Укажите, какой стиль используется для написания учебников, учебных пособий

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции