ГКОУ РО лицей-интернат «Педагогический» г. Таганрога
Французский стиль в русской архитектуре
Учитель: Астахова В.Н.
Таганрог 2013
Содержание
-
Стили в архитектуре
-
«Классицизм» в России
-
Русский ампир в архитектуре
-
Франция в русском классицизме XVIII века
-
Французский классицизм в Москве
-
Особенности стилевой архитектуры Таганрога
Романский стиль
Романский стиль – это подражание архитектуре Древнего Рима: крепость феодала, монастырь и церковь в романском стиле.
Готика
Готика (XIII-XV вв.)
Его название происходит от итальянских слов «готская манера» (от названия германского племени готов). Ведущим архитектурным типом стал собор, возвышавшийся над городской застройкой и способный вместить все взрослое население города.Высоту его подчеркиваютгигантскиеажурные башни, высокиестрельчатые арки, окна и порталы, многочисленные декоративные детали. На фасадах соборов помещались статуи святых и аллегорические фигуры, фантастические фигуры зверей («химеры»).
Знаменитый собор Парижской Богоматери — самый внушительный и самый замечательный памятник ранней готики.
Почти шесть веков прошло с тех пор, как он был воздвигнут.Первый камень собора был заложен в 1163 г. французским королем и римским папой, а много веков спустя,там короновался Наполеон.
Собор Парижской Богоматери.
Вид с юга.
Собор в Реймсе. Западный фасад. 1210г, начало XIVв.
|
Собор Парижской Богоматери.
Западный фасад.
Вторая половина XII-XIII в.
Реймский собор, (где короновались французские короли и в который победно внесла свое знамя Жанна д'Арк) и Шартрский собор — вершины французской зрелой готики.
Собор в Шартре. Королевский портал. Середина XII
|
|
|
Ренессанс
Возрождение интереса к античному наследию и возврат к античным формам в искусстве — ордерным формам в архитектуре.
Барокко
Обычно, говоря об искусстве XVII века, отмечают два основных стиля — барокко и классицизм.
Архитектура барокко во Франции
Ранний период архитектуры барокко во Франции связан с первой третью XVII века — временем правления Людовика XIII (1610—1643). Главные зодчие были Жак Лемерсье и Франсуа Мансар.
Жак Лемерсье
Жак Лемерсье был мастером классицизма во Франции.
Для кардинала Ришелье архитектор построил Палас-Кардиналь (впоследствии переименованный в Пале-Рояль) в Париже (1629) и церковь Сорбонны (начата в 1626).
С 1624 г. Лемерсье возглавляет строительство Лувра.
Другой важной работой Лемерсье явилось строительство в королевской охотничьей резиденции под Парижем — Версальского дворца, позже грандиозной королевской резиденции.
Двор замка получил название Мраморного.
Франсуа Мансар.
Мансар впервые применил для здания одну общую кровлю и мансардное перекрытие (впоследствии в честь мастера получившее наименование «мансарды»).
Франсуа Мансар (1598-1666) построил замкокМэзон-Лафитт на берегу Сены.
Церковь Валь де Грас (1645-1646, Париж)
После смерти кардинала Ришелье (1642г.), и короля Людовика XIII (1643г.), преемником Лемерсье на посту первого архитектора короля становится не Мансар, а Луи Лево, возглавивший строительство Лувра (1654).
Фасады Лувра
Строительство королевского дворца Лувра - исключительно важное событие в истории французской архитектуры и в эволюции ее стиля.
Это визитная карточка царствования Людовика XIV, но король будет жить в Лувре только до совершеннолетия и полностью утратит интерес к проекту.
Лувр воплощает идеальный образец четырехугольного дворца, которым будут вдохновляться создатели такого рода дворцов в Берлине, Стокгольме и Мадриде.
Версаль
Людовик XIV, превратил Версаль в столицу.
Возможно, над дворцовым комплексом в Версале Лево работал в содружестве с Лебреном и Ленотром.
Ленотр
Лебрен
Грандиозен Версальский парк: лестница, спускающаяся к бассейну Латоны, главная аллея, бассейн Аполлона и, наконец, огромный крестообразный Большой канал. Здесь и четкость линий и контуров, огромные плоскости водоемов, прямые аллеи, стриженая зелень, мраморные и бронзовые скульптуры.
Посередине дворца покои короля. Посредством искусства выражалась идея могущества королевской власти, идея абсолютной монархии. Людовику XIV приписывают фразу: «Государство — это я».
Такие произведения архитектуры, как Версаль и внешние фасады Лувра, в сильнейшей степени способствовали утверждению принципов классицизма в пределах стиля барокко.
Малый Трианон.
Жемчужина французской классической архитектуры XVIII века – павильон версальского парка — Малый Трианон, созданный Габриелем(1762–1768 гг).
Малый Трианон – почти квадратное здание, поднятое на широкую каменную террасу. Все четыре фасада у него разные. Громадные окна придают постройке удивительную легкость.
Замок Во ле Виконт был построен Лево совместно с живописцем-декоратором Лебреном и архитектором-паркостроителемЛенотром для министра Фуке. Здесь формируется парадная резиденция с регулярным садово-парковым ансамблем.
Вслед за Людовиком XIV другие европейские монархи — особенно в Германии — начнут возводить пышные загородные резиденции. Можно сказать, что без Версаля не появились бы на светПетергоф, Царское Село.
Рококо
Рококо часто считают поздней стадией барокко. Рококо — первый безордерный стиль, игривый и изящный.
Классицизм
КЛАССИЦИЗМ (образцовый) — художественное направление, ориентированное на идеалы античной классики.
Ордерный стиль в классицизме – это строй, порядок, колонны, пилястры (вертикальные выступы в стене). Ордер классицизма иллюзорно воплощает тектоническую взаимосвязь несущих и несомых частей здания.
Церковь Св. Женевьевы (Пантеон) в Париже.
Начало французского классицизма связано со строительствам церкви Св. Женевьевы в Париже (1756 г.) Жаком ЖерменомСуффло.
После Великой французской революции церковь преобразуется в светское здание Пантеон — место погребения великих людей Франции.
Простота, просторность, ощущение света, плоские своды, арки, опирающиеся на колонны. Купол в центре поднимается почти до 120 м.
Екатерининский Классицизм. Ранний Классицизм (1762-1780)
Антонио Ринальди. Павильон Катальной горки (1762-1774 гг.)
Возникла потребность в «образцовой архитектуре». За образец берётся, как правило, античность.
Главный корпус Педагогического института (Герцена)
|
Северный фасад Малого Эрмитажа
|
|
Здание Академии художеств (1764-1788 гг.)
|
|
Дворец Г.А.Демидова. Ж.Б.Валлен-Деламонт. А.Ф.Кокоринов.
|
Екатерининский Классицизм. Эпоха Строгого Классицизма (1780-1800)
Пик русского классицизма в архитектуре характеризует изысканная простота форм и имперское величие.
Это было время самого массового качественного строительства, оставившего после себя великие памятники архитектуры.
Александровский классицизм
Эпоха позднего классицизма и его расцвет. Название ввел художник И. Грабарь в 1912 г.
Ампир
Ампир – (империя) - исторический художественный стиль, впервые сложившийся во Франции в начале XIX в., в период Первой Империи Наполеона Бонапарта.
Стиль ампирявляется своеобразным отражением римской классики в сочетании с египетскими мотивами.
Вдохновленные идеями живописца Давида архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен выполняли в стиле ампир дворцы и усадьбы Наполеона I.
Мальмезон (фр. Malmaison) — усадьба в 20 км от Парижа, наиболее известная как резиденция Наполеона Бонапарта и Жозефины Богарне.
Фонтенбло
В общей сложности за семь веков в Фонтенбло побывало 34 французских правителя.
Тюильри - дворец французских королей в центре Парижа, составлявший единый дворцово-парковый комплекс с Лувром. Начиная с Людовика XVI — основная резиденция всех последующих французских монархов. Сожжён в дни Парижской коммуны.
Сохранились павильоны Марсан и Флоры.
Павильон Флоры
Павильон Марсан
Стиль ампир – это видоизменение все тех же классических элементов, это стиль декорации и даже поверхностного камуфляжа.
Если для классицизма типичны мягкие и сложные красочные гармонии; для ампира - яркие, режущие глаз красный, синий, белый - цвета наполеоновского флага!
Строительство эпохи Наполеона не отличалось размахом: войны отвлекали все средства. Большинство сооружений представляли собой триумфальные памятники.
Яркий пример – триумфальная арка Звезды на проспекте Елисейских полей (архитектор Ж.-Ф. Шальгрен) и мемориальная Вандомская колоннана площади того же названия, подражавшая колонне Траяна в Риме (архитекторы Ж. Лепер и Ж. Гондуэн).
Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в.
Примечательно, что ни одна из побежденных Наполеоном стран, по существу, не приняла этого стиля архитектуры.
Русский ампир в архитектуре
И только одна страна-победительница - Россия добровольно приняла "стиль Империи". Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами "всего замечательного, что строилось в Париже".
Персье Шарль
Сам Наполеон присылал Александру описания своего итальянского и египетского походов с гравюрами.
Персье и Фонтен, после поражения французской Империи стремились на русскую службу, но Александр предпочел им О. Монферрана, тогда никому неизвестного, будущего создателя грандиозного Исаакиевского собора в Петербурге.
Создателем стиля петербургского ампира считается "русский итальянец" К.Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля. Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов.
К. Росси
Стасов
Франция в русском классицизме XVIII века
Петр Великий прожил 44 дня в Париже в 1717 году. С этого времени ведут свое начало франко-русские архитектурные связи. По существу их развитие представляет внедрение стилевых принципов классицизма в ментальность и художественную практику русских зодчих.
Царь захотел создать у себя «огород», не хуже версальского».
Жан-Батист Леблон был приглашен в Россию. Его идеи повлияли на облик Стрельни и Петергофа.
Стре́льна — посёлок в России. Расположен на южном берегу Финского залива. Численность населения составляет 12 751 чел.
В начале XVIII векаПётр I задумал создать здесь загородную резиденцию, «русскую Версалию. В1797 годуПавел Первый подарил её своему второму сыну — великому князю Константину Павловичу, благодаря чему большой дворец и парк получили название, сохранившееся до сих пор.
Константиновский дворец
Дворец Петра I
Леблон недолго прожил в Петербурге. В 1718 году он умер от оспы. Однако благодаря французскому архитектору Россия познакомилась с европейским классицизмом в его самом рафинированном варианте. Пространственный размах и изысканность регулярных композиций способствовали формированию стиля русского императорского барокко и позволили впоследствии легко перейти к классицизму.
Предложенная Леблоном система организации работ была принята впоследствии ФранческоБартоломео Растрелли.
Величайший из зодчих России середины XVIII столетия Растрелли родился в Париже в семье итальянского скульптора. Его планировочные принципы дворцов и парков Царского Села и Петергофа можно сопоставить с Версалем.
Петергоф основан в 1710 году, как императорская загородная резиденция, статус города — с 1762 года.
Царское Село — памятник мировой архитектуры и дворцово-паркового искусства. Занимает площадь 107 га. Состоит из Старого сада и Английского парка. Назван в честь императрицы Екатерины I.
Здание лицея
Павильон грот
Адмиралтейство
Жан-Батист Мишель Валлен-Деламот был приглашен в Россию еще при Елизавете Петровне.В 1759 году он стал первым в России профессором архитектуры.
Само здание Академии художеств в Петербурге стало символом новой архитектуры. Кроме этого сооружения французский мастер создал знаменитые склады строевого леса российского флота – Новую Голландию, гостиный двор и церковьСв. Екатерины на Невском проспекте, дом графа И.Г.Чернышова. Многие его здания достраивались уже после отъезда мастера во Францию в 1775 году.
Академия художеств
Церковь Святой Екатерины
Следующий этап русско-французских отношений связан с именем Шарля де Вайи. В его мастерской в Париже учились сначала Василий Иванович Баженов, потом Иван Егорович Старов. Оба затем были в Риме и вернулись на родину (1765 и 1768 год).
Баженов
Старов
Важное значение в развитии русского церковного зодчества второй половины XVIII столетия имело создание И.Е.СтаровымТроицкого собора Александро-Невской лавры в Петербурге и участие Леграна в возведении московских церквей.
Троицкий собор
И.Е.Старов: Таврический дворец князя Потемкина в Петербурге
Краткое правление Павла I ознаменовано романтическими строительными замыслами, такими, как создание Михайловского замка.
А.Д.Захаров и Ж.-Ф.Тома де Томон продолжили то, что в своих последних работах начал И.Е.Старов.
Тома де Томон
9. Жан Тома де Томон (1760-1813) Проект памятника- мавзолея Павлу I в Павловске. 1805-1808
Шальгрен
Захаров
Искусство ученика Шальгрена Захарова есть продолжение и завершениефранцузского. Захаров – создатель здания Адмиралтейства в Петербурге.
|