Модель профессионально значимых качеств педагога дополнительного образования можно предоставить
в следующей схеме:
Профессиональная компетентность
Показатели
|
Критерии
|
Уровни
|
Характеристики уровней
|
Методы диагностики
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Специальные знания в определенной предметной области
|
Способы деятельности в предметной области, владение современными педагогическими технологиями, использование имеющегося педагогического опыта в практической деятельности
|
Низкий
|
Знания в области педагогики носят односторонний характер; не владеет новыми технологиями, не обладает опытом работы; не стремится к саморазвитию.
|
Анализ деятельности педагога; экспертная оценка; результаты тестов, открытые и итоговые занятия; аттестации.
|
|
|
Средний
|
Использует традиционные технологии, занятия проводятся по шаблону, стереотипно, воспроизводит чужой опыт без инициативы
|
|
|
|
Высокий
|
Обладает разносторонними знаниями и опытом педагогической деятельности; стремится к самосовершенствованию и саморазвитию, творчески трансформирует опыт коллег; использует разнообразные методики и технологии
|
|
|
|
Очень высокий
|
Имеет высокую результативность педагогической деятельности; использует инновационные методы и технологии; участвует в проектах и инновационной деятельности; постоянно совершенствует педагогическое мастерство; уровень профессиональной компетенции «мастер-класс».
|
|
Психолого-педагогические компетенции
Показатели
|
Критерии
|
Уровни
|
Характеристики уровней
|
Методы диагностики
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Знание основ педагогики, возрастной психологии
|
Умение применять психолого-педагогические знания на практике
|
Низкий
|
Знания в данной области односторонни, не владеет современными методами, не стремится к саморазвитию в данной области.
|
Опросник; вопросник для педагога для самоанализа деятельности;
|
|
Владение принципами педагогической деятельности
|
|
|
|
Знание диагностических методик; знание индивидуальных особенностей своих учащихся.
|
Умение самостоятельно разрешать педагогические ситуации
|
Средний
|
Используются традиционные методы и технологии;
|
|
Создание комфортной психологической атмосферы на занятиях объединения по интересам
|
|
Высокий
|
Обладает разносторонними знаниями в области возрастной психологии; владеет приемами лично ориентированными подходами в разных возрастных группах, умеет создавать творческую, комфортную атмосферу; совершенствовать свои знания; саморазвитие.
|
|
|
|
Очень высокий
|
Владеет различными психолого-педагогическими технологиями, широко использует свои знания в практической деятельности с учащимися, родителями; совершенствует свое мастерство
|
|
Коммуникативные способности
Показатели
|
Критерии
|
Уровни
|
Характеристики уровней
|
Методы диагностики
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Позитивное отношение к учащимся
|
Способы и методы воспитательной работы; атмосфера в коллективе
|
Низкий
|
Авторитарный стиль общения; на занятиях – атмосфера эмоционального напряжения; не развита способность
|
Анкета “самооценка поведения педагога”; тест конфликтности, анкета для администрации, оценивающей коммуникативную культуру педагога;
анализ деятельности педагога; экспертная оценка; результаты тестов; открытые и итоговые занятия; аттестация; опросник; вопросник для педагога для самоанализа деятельности; анкета для администрации; тестирование; социометрия; анкета для родителей
|
Способность к сотрудничеству с родителями, коллегами, администрацией
|
Стиль взаимоотношений с детьми, родителями, коллегами
|
Средний
|
Педагог владеет компонентами коммуникативной культуры, но не всегда может самостоятельно решить проблемные ситуации в сфере общения; преобладает позитивное отношение к учащимся, доминирует система поощрений, стремление к сотрудничеству
|
Способность оказать адресную помощь ребенку
|
Способность к эмпатии; речевая культура
|
Высокий и очень высокий
|
Педагог стремится к продуктивному сотрудничеству во всех сферах; конструктивное разрешение конфликтов в сфере общения; бережное отношение к личности ребенка; стабильно позитивное отношение к детям; высокий образец речевой культуры; умеет создать творческую, комфортную атмосферу; совершенствует свои знания; саморазвитие
|
Умение вести педагогическое наблюдение
|
Позитивный имидж педагога
|
|
|
|
Организаторские способности. Культура управления
Показатели
|
Критерии
|
Уровни
|
Характеристики уровней
|
Методы диагностики
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Организация собственной деятельности
|
Умение организовать собственную деятельность; умение планировать, координировать деятельность учащегося, включать родителей в педагогический процесс; умение анализировать и обобщать результаты деятельности; умение рационально сочетать коллективные, групповые и индивидуальные формы деятельности; умение соотносить управленческие и исполнительские функции
|
Низкий
|
Отсутствие организаторских умений; функции исполнителя выполняются не в соответствии с должностными обязанностями
|
Анкета для администрации и педагога по оценке организаторских способностей; тест.
Анкета-опросник для учащихся “Наш коллектив”; анализ администрацией исполнительской дисциплины
|
Исполнительские функции
|
|
Средний
|
Педагог хорошо выполняет исполнительские функции; работает по алгоритму , без иннициативы.
|
Планирование и контроль, проверка; организация деятельности учащегося на занятиях по интересам
|
|
Высокий
|
Обладает всеми выявленными компонентами организации культуры
|
Творческая активность
Показатели
|
Критерии
|
Уровни
|
Характеристики уровней
|
Методы диагностики
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Инициатива, продуцирование и разработка новых идей; позитивное отношение к инновациям; включенность в исследование, экспериментальная деятельность
|
Способность к творческому осмыслению имеющегося педагогического опыта и его трансляции
|
Низкий
|
Мышление стандартно; нет инициативы; педагог закрыт к инновациям; негативно относится к нововведениям; не стремится к поиску
|
Анализ творческих достижений педагога и учащегося; тесты; педагогическая оценка творческих способностей личности
|
|
Способность мотивировать творческую активность учащегося
|
Средний
|
Профессиональная инициатива зависит от ситуации; использует позитивный опыт с элементами творчества
|
|
Нестандартность педагогического мышления
|
Высокий
|
Педагог-экспериментатор, открыт к инновациям, изучает и использует новые технологии, творчески перерабатывает имеющийся опыт; стремится к саморазвитию и творчеству
|
Личностные качества педагога
Основу профессиональный направленности личности педагога дополнительного образования составляют:
любовь к детям, интерес к их внутреннему миру, принятие позиции ребенка, родителя, коллеги; эмпатия;
нравственность, чувство моральной ответственности, гражданская позиция;
позитивная направленность педагога на воспитательную деятельность; единство обучения и воспитания;
любовь к своей профессии и стремление к самосовершенствованию, самоактуализации.
В чертах характера отражается отношение человека к другим людям, к себе, к труду. Характер – инструмент личности, поэтому успешной педагогической деятельности способствуют также такие черты характера как: оптимизм, доброжелательность, искренность, чуткость, эмоциональная уравновешенность, справедливость, самокритичность, рефлексия, чувства юмора, такт, терпеливость и порядочность (список можно продолжить).
Результативность деятельности педагога дополнительного образования
Ее показателями являются:
позитивное отношение учащихся к предметной области и педагогу;
успешное освоение учащихся программы объединения по интересам и желание продолжить обучение по данному направлению (виду) деятельности, т.е. включенность в непрерывный процесс дополнительного образования;
достижения учащихся в различного уровня смотрах, конкурсах, выставках, соревнованиях и т.д.;
сохранность контингента учащихся;
личностные достижения педагога; успешная аттестация и постоянное стремление к саморазвитию и
самосовершенствованию.
Для педагога дополнительного образования очень важно владеть методом самооценки собственного уровня компетентности. В данной модели профессионально значимых качеств дана попытка привести в систему необходимые профессиональные знания и умения, способности и личностные качества педагога дополнительного образования. Используя предложенные показатели и их критерии, уровни и характеристики, методы диагностики, можно самостоятельно “нарисовать свой портрет”, отследить и определить собственный квалификационный уровень и качество профессиональной деятельности. Цель такого самоанализа – конструктивное изменение отношения педагога к педагогической деятельности, себе, учащимся.
Этот самоанализ поможет педагогу в подготовке к очередной аттестации по повышению квалификационной категории.
Литература
Барышева Т.А. и др. Процесс непрерывности в системе дополнительного образования / Т.А.Барышева и др. –к разработке концепции развития
ДДТЮ –СПб. – РИО «Свет» – 1997.
Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2х т/П.П.Блонский – М.-Педагогика –1979.
Васильченко Н.В. Деятельность методической службы учреждения дополнительного образования /А.В.Васильченко // Выхаванне і дадатковая адукацыя. –2013. –№2.
Ивановская Л.В. Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования / Л.В.Ивановская // Методист. –2011–№4.
Сизова О.А. Формирование профессионально значимых качеств педагога дополнительного образования /О.А.Сизова // Внешкольник. –2013 –№2.
Трусь А.А. Индивидуальный управленческий стиль /А.А.Трусь // Адукацыя і выхаванне. –2013.–№3.
Ямбург Е.А. Дополнительные компетенции педагога, необходимые для продуктивного взаимодействия со службой сопровождения детей /Е.А.Ямбург // Народное образование. – 2013.–№7.
|