1. Образование Древнерусского государства, норманнская теория и ее оценка в исторической литературе




Скачать 1.32 Mb.
Название 1. Образование Древнерусского государства, норманнская теория и ее оценка в исторической литературе
страница 1/11
Дата публикации 29.09.2014
Размер 1.32 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
1.Образование Древнерусского государства, норманнская теория и ее оценка в исторической литературе.

Гос-во: ВС, органы власти, налоговая система, международная политика, закон и право, идеология.

С 9 по 11вв происходило формирование основных признаков Древнерусского государства.

Социальной основой ДГ были Восточно-Славянские племена.

Основные виды хоз. деятельности: Земледелие, скотоводство, охота и рыболовство, бортничество.

В 7-8вв у Восточных славян сформировались 2 крупных политических центра: Северный – Новгород, Южный – Киев.

Русская летопись содержит рассказ о том, как жители города Новгорода в 862 г. призвали скандинавских варягов — норманнов (на Руси их называли варягами) для наведения порядка на своей земле. Три брата, варяжские князья Рюрик, Синеус и Трувор, откликнулись на этот призыв. От старшего, Рюрика, севшего в Новгороде, пошел княжеский род, постепенно объединивший все русские земли под своим управлением и создавший государство с центром в Киеве. На этих летописных сведениях и основывалась знаменитая норманнская теория, в соответствии с которой государственные начала были привнесены на дикую Русь извне, и государство, таким образом, носило здесь искусственный характер. Норманнской теории придерживались многие историки XVIII—XIX вв., хотя и тогда у нее было немало противников. Большинство современных ученых не отрицают того, что норманны сыграли определенную роль в становлении русского государства, однако они указывают на органичность и постепенность этого процесса, связанного с имущественным расслоением, зарождением племенной знати, появлением славянских дружин. Все это происходило на Руси на протяжении нескольких веков.

Норманская теория.

На основании сообщения летописи о варягах, некоторые ученые (как руские так и зарубежные) в 18-20 веках создали и отстаивали, так называемую Норманскую теорию происхождения Русского государства. Суть ее заключалась в том, что государство на Руси было привнесено извне приглашенными князьями, норманами и скандинавами, т.е. носителями западной культуры. Они утверждали, что сами Восточные славяне, якобы не могли создать государственного устройства, что говорило об их отсталости и исторической обреченности. Современные ученые убедительно доказали развитие государственности на Руси задолго до "признания варягов".


2.Русь в 10-11вв. Внешняя и внутренняя политика первых русских князей.

Киевская Русь представляла собой раннефеодальное государство. В нём шли процессы перехода от общественного устройства к феодальному, но феодальный строй ещё не сложился. Во главе государства стоял великий князь, опирающийся на военную дружину. Он возглавлял войско, руководил всей системой управления, был законодателем, верховным судьёй. Князя окружала дружина. Наиболее уважаемы были старшие дружинники - бояре, бывшие воеводами, членами постоянного совета - думы. Для обозначения младшей дружины применялись термины «отроки», «гриди». Они были главной военной силой. Наряду с властью князя в Киевской Руси существовало народное собрание - вече. Оно ведало вопросами войны и мира, финансами и земельными ресурсами. Князь заключал с вечем договор - «ряд», причём вече могло и сместить князя. Тем самым власть князя не была абсолютной. В этом нашёл отражение переход от родового строя к феодальному. За то, что князь с дружиной защищали страну от врагов, население платило им дань, которая шла на содержание дружины. Дань собиралась дружинными отрядами, которые раз в год объезжали территории подвластных племён («полюдье»). Так, в 944г. древлянами был убит князь Игорь. Его вдова Ольга с большим трудом справилась с непокорным племенем и затем упорядочила сбор дани, установив ее точный размер — урок, и места ее сбора — погосты. Однако и после этого киевским князьям не раз приходилось устраивать военные походы в земли радимичей, вятичей и пр., чтобы подтвердить свое господство. Однако постепенно новые отношения получают все большее развитие в самых различных сферах жизни. Так, на Руси появляется феодальная аристократия — боярство. Основным его источником стала избранная часть дружинников — старшая дружина, которая составляла при князе постоянный совет — думу, получала за верную службу вотчины — земельные владения в наследственную собственность. В отдаленных от Киева землях, например в Новгородской, боярство оформлялось из местной племенной знати. Наряду со свободными общинниками — людьми — на Руси в это время уже появляются различные категории зависимого земледельческого населения. С одной стороны, это рабы — холопы, челядь, — ничего не имевшие и находившиеся в полном владении своего господина. С другой — смерды, рядовичи, закупы — земледельцы, по тем или иным причинам попавшие в частичную зависимость от феодала. Они сохраняли свое хозяйство, но значительную часть времени должны были работать на вотчинных землях. Т.о., в Киевской Руси существовали элементы строя первобытнообщинного, рабовладельческого и феодального, причем последние, очевидно, преобладали. По мере становления государства Киевская Русь оно становилось все более опасным противником для своих соседей, и прежде всего богатой Византии. В 911г. князь Олег принудил капитулировать ее столицу Константинополь, взял богатую добычу и заключил с византийским императором выгодный торговый договор. В 944 г. неудачный поход на Византию совершил Игорь. Активную внешнюю политику вел его сын Святослав. В 964—965 гг. он разгромил Хазарский каганат; в начале 970-х гг. совершил поход на Дунай, доставив множество хлопот Византии; в 971 г. на обратном пути в Киев был убит новыми кочевыми противниками Руси — печенегами. Важнейшей вехой в становлении Киевского государства явилось принятие христианства Владимиром Святославичем в 988 г. Владимир пошел на этот шаг после того как его попытка создать единую государственную религию на основе славянских языческих верований окончилась полной неудачей.

3.Крещение Руси: причины, ход событий, последствия.

Важнейшим этапом развития Руси явилось принятие христианства. Согласно исторической традиции это событие датируется 988 годом и связано с именем князя Владимира Святославовича. Летопись рисует Владимира, как типичного языческого князя, проводившего время в военных походах, любителя пиров и «наслаждений чувственных». У Владимира было 300 наложниц в Вышеграде, 300 в Белгороде, 200 в селе Берестове. Н.М. Но именно ему Русь обязана принятием христианства. Основной причиной принятия христианства была задача объединения славянских народов в единое государство. Единое государство требовало единой идеологии. Однако каждое славянское племя поклонялось своему богу. Первоначально Владимир пытался преодолеть это противоречие в рамках старой религии. В 980 г. он провёл церковную реформу. Он поставил в Киеве близ княжеского двора кумиров всех языческих идолов, которым киевляне приносили жертвы. Тем самым он пытался превратить Киев в идеологический центр русских земель. Однако реформа закончилась неудачей — единой религии создать не удалось, каждый народ продолжал поклоняться своему богу. Тогда Владимир решил заимствовать религию у соседей. Владимир послал послов в Рим и в Константинополь с тем, чтобы они лично присутствовали на богослужении. Наибольшее впечатление на послов произвело богослужение в Константинопольском Соборе Святой Софии. Выслушав послов, Владимир принял решение принять христианство из Византии. Но крещение Руси растянулось на долгие годы. Оно осуществлялось силовыми методами, при сопротивлении населения, не желавшего отказываться от традиционной веры. В Киеве первым делом были изрублены и сожжены языческие идолы, после чего головешки были сброшены в Днепр. Затем в Днепр дружина загнала горожан, и священник всех их скопом окрестил. Затем Владимир поставил в городах церкви. Принятие христианства имело для Руси исключительное значение. Во-первых, единая религия способствовала объединению русских земель, выработке единого национального самосознания. Во-вторых. Принятие христианства сделало Русь полноправным членом мирового сообщества христианских государств, включило её в систему политических культурных связей. Отношения между государствами в средние века укреплялись с помощью династических браков, что было возможно лишь при условии единой веры. В-третьих, исключительно важным было культурное влияние христианства. Византия сохранила в неприкосновенности античную культуру - греческую и римскую. На русский язык переводились книги не только духовного, но и светского содержания - научные трактаты, исторические сочинения, литературные произведения. При монастырях создавались школы, библиотеки, велись летописи. Церковь положила начало русскому искусству и архитектуре. Русская иконопись, известная во всём мире, первоначально создавалась по византийским образцам. Русские церкви строились по образцу византийских. Церковь воздействовала на мораль народа, осуждая языческие пережитки - многоженство, кровную месть и др. В то же время принятие христианства из Византии впоследствии действительно способствовало определённой изоляции Руси (уже Московской) от Запада. После разделения церквей и падения Византийской империи Московская Русь осталась единственным православным государством, что обусловило специфику её развития.

5.Татаро-монгольское нашествие и его последствия.

Татаро-монгольское нашествие 1237-1241 гг. застало Русь цветущей, богатой и культурной страной, но уже пораженной ржавчиной феодальной удельной раздробленности. Этим нашествием закончился большой и яркий период в жизни русского народа. Этот период не был забыт, его вспоминали как время расцвета, побед и блестящего международного положения. В 30-40-е гг. ХП в. Древнерусское государство прекратило свое Существование. Западные княжества, вместе с Киевом вошли в состав Великого княжества Литовского. Северо-восточная Русь и Новгородская земля вошли в состав монгольского государства Золотой Орды. Татаро-монгольское иго продолжалось на Руси почти 240 лет. Население покоренных русских земель было переписано и обложено данью - ясаком. Единицей налогообложения был «плуг» или «соха». Кроме уплаты ясака русское население должно было выполнять целый ряд повинностей: поставлять русских воинов в Орду (одного рекрута с каждых десяти мужчин), лошадей и подводы, платить большие торговые пошлины. Разгромленная и опустошённая Русская земля стала «улусом» татарского хана. Власть татарского хана не отменяла власти русских князей, а как бы легла поверх неё. Русские князья вынуждены были признать верховную власть хана и только тогда получили от него утверждение своих прав на владение. Сохранился и титул Великого князя Владимирского, но он получал от хана назначение - «ярлык » (грамоту) на великое княжение. Причём, хан зачастую не считался с правом кандидата, назначал на престол тех, кто ему больше угодил. Встает вопрос: Каково же влияние татаро-монгольского ига на развитие русского государства?

1) Татаро-монгольское завоевание в значительной мере отбросило назад хозяйство русских земель. Из 74 городов Руси 49 были разрушены, в 14 из них жизнь не возобновилась, 15 превратились в села. Исчезли целые ремесленные специальности (стеклоделие, изготовление эмали и др.), в монгольскую армию забиралось до 5% населения страны. 2) татаро-монгольское иго ещё более усилило княжескую власть над населением. В ходе татаро-монгольского нашествия погибла большая часть старших дружинников - бояр. Новая знать, пришедшая на смену старой, получала земли от князя на условии несении службы, была полностью зависима от князя. В свою очередь сами князья утверждались на престоле монгольскими ханами, их права «жаловались» ханами и от воли населения князья не зависели. Князья превратились в «служебников» хана, для которых его воля была законом. Они были в беспрекословном подчинении у ханов и, в то же время, пользовались безграничной властью по отношению к населению. 3) Влияние татар на русскую культуру было невелико. Татары не вмешивались в жизнь местного населении, не навязывали своих обычаев, своей религии, ограничивались сбором дани. От татар Русь унаследовала денежную систему (само слово «деньги» происходит от татарского «таньга»); систему почтовой связи. 4) Наконец, татаро-монгольское завоевание разделило Русь. Северо-восточные земли вошли в состав Золотой Орды. Там стал складываться русский народ, впоследствии возникло новое, собственно российское государство - Московская Русь. Западные земли вошли в состав Великого княжества Литовского, а позднее - в состав польско-литовского государства Речи Посполитой. Там стали формироваться украинский и белорусский народы. Географическое и политическое отделение Восточной Руси от Европы создало между ними стену взаимного отчуждения и непонимания, своего рода «железный занавес». Русь в глазах европейцев превратилась в «Татарию».

4.Политическая дезинтеграция Руси 12-13вв: причины, последствия.

Наивысшего расцвета Киевская Русь достигла в XI в. Начиная с XII в. наблюдается её постоянный упадок. Можно выделить две группы причин упадка Киевской Руси - внешние и внутренние. К внешним причинам следует отнести, в первую очередь, перемещение торговых путей. Во-вторых, после того, как князь Святослав разбил хазар и разрушил их столицу Итиль набеги кочевников из Азии возобновились. В результате набегов кочевников жизнь в южных русских землях становилась опасной. Началась миграция славян на запад в предгорье Карпат и на Северо-восток под защиту лесов. Но главную роль в ослаблении Киевской Руси сыграли внутренние причины. Русь вступила в период феодальной раздробленности. Единое государство превращалось в своеобразную федерацию княжеств во главе с великим князем, причём его власть постоянно слабела и была фактически номинальной. Феодальная раздробленность - объективный процесс, которого не избежала практически ни одна страна, это закономерный этап перехода от раннефеодального государства к централизованному, но созданному уже на ином социально-экономическом фундаменте. Именно в это время происходит созревание феодальных отношений, усугубляется общественное разделение труда, развиваются земледелие, города, ремёсла. В раннефеодальном государстве власть князя сводилась практически лишь к сбору дани с зависимого населения. Причины перехода к феодальной раздробленности лежат, прежде всего, в появлении и распространении феодального землевладения. Основой экономической мощи господствующего класса становится не дань, а эксплуатация феодально-зависимого крестьянства внутри боярских вотчин. Другой важнейшей причиной становится рост городов и развитие отдельных земель. Рост производительности труда в земледелии ведёт к повышению его товарности, к производству товаров на рынок. В городах ремесленники производили на продажу свои изделия. Постепенно складываются местные рынки вокруг городов, что так же способствовало децентрализации. Для эпохи феодальной раздробленности были характерны длительные, кровопролитные междоусобные войны между князьями за расширение земельных владений, за крестьян. Однако нельзя рассматривать период феодальной раздробленности как время регресса, движения вспять. Местные князья уделяли основное внимание развитию хозяйства в своих землях. Наблюдался подъём земледелия. Росли быстрыми темпами города. Развивались ремёсла, торговля, наблюдался расцвет культуры. В целом развитие экономики ускорилось по сравнению с периодом раннефеодального государства. По мнению историков, в период раздробленности появились разные модели государственного развития русских земель. Варианты различных политических систем прослеживаются в истории Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского и Новгородского княжеств. Владимиро-Суздальские князья вели завоевательную политику, активно колонизировали новые земли на востоке. Это обстоятельство обусловило определенную специфику государственного устройства Севере - Восточной Руси. Княжеская власть была здесь сильнее, чем в других княжествах. Они рассматривали все завоеванные земли, как свою вотчину, а всех, кто селился на этих землях, как зависимых людей. Князь считался собственником всех земель. Наследники старшего князя получали в полную собственность "удел" земли и становились удельными князьями. Основной формой феодального землевладения оставались боярские вотчины. Их хозяйство было почти полностью натуральным, все основные потребности удовлетворялись за счет продукции, производимой внутри вотчины. Наряду с вотчинами князей и бояр огромными земельными угодьями владели монастыри. Их владения по размерам не уступали боярским вотчинам. Появляется и новая форма феодального землевладения поместье. Постепенно формируются новое сословие "служилых людей" или дворян По отношению к крестьянам дворяне имели такие же права, как и бояре, в частности получали право кормления, сбора налога с крестьян. Особенностью Владимиро-Суздальской Руси было то, что городов там было значительно меньше, чем в Киевских землях и представляли они из себя в основном небольшие укреплённые поселения на завоёванных землях. Галицко-Волынская земля располагалась на крайнем юго-западе Древней Руси. Специфика юго-западной Руси состояла в складывании здесь мощного, противостоящего князю боярства. Первоначально Галицкое и Волынское княжества были самостоятельны, но в 1199 г. они объединились под властью Романа Мстиславовича. Именно ему удалось прекратить антикняжеекие выступления бояр, а затем занять Киев и стать великим князем. Своеобразным развитием отличалась и Новгородская земля. В своей внешней политике новгородцы ориентировались на укрепление отношений с Западом. Политическое устройство Новгорода резко отличалось от устройства других русских княжеств, но имело много общего с торговыми городами Западной Европы - Генуей, Венецией Новгород представлял из себя «феодальную республику». Высшим органом власти было народное собрание и вече. Полновластными же правителями Новгородской земли были наследственные бояре - «300 золотых поясов». На вече избирались основные городские власти: посадник (ведал делами внешней политики, заключал соглашения с князьями), тысяцкий (отвечал за сбор налогов) и архиепископ (глава новгородской церкви). Функции князя сводились к функциям наёмного военачальника. Он приглашался вечем с дружиной для защиты Новгорода от врагов. Князь не имел права владеть землями на территории Новгорода. В случае недовольства его деятельностью он мог быть изгнан вечем. С 1095 по 1304 гг. смена княжеской власти происходила 58 раз. Новгород был старейшим и богатейшим городом Руси. Но он не стал центром объединения русских земель, так как ориентировался на торговлю с Западом, и вопросы объединения его не интересовали. Политическая раздробленность ослабляла способность Руси противостоять внешним врагам. Особенно разрушительно сказалось это в XIIIв., когда на русские земли обрушились орды Батыя.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Образование Древнерусского государства, норманнская теория и ее оценка в исторической литературе icon Экзаменационные вопросы
Образование Древнерусского государства, норманнская теория и ее оценка в исторической литературе
1. Образование Древнерусского государства, норманнская теория и ее оценка в исторической литературе icon Методические рекомендации тема восточные славяне и образование древнерусского государства
Возникновение Древнерусского государства и дискуссионные вопросы норманской теории
1. Образование Древнерусского государства, норманнская теория и ее оценка в исторической литературе icon №1 «Повесть временных лет»
Блок первый: Генезис феодализма у восточных славян и образование раннефеодального Древнерусского государства
1. Образование Древнерусского государства, норманнская теория и ее оценка в исторической литературе icon I. Литература древнерусского государства XI первой половины XIII...
...
1. Образование Древнерусского государства, норманнская теория и ее оценка в исторической литературе icon Доцент кафедры теории и истории права и государства Рф рап
Теория права и государства и актуальные проблемы борьбы с коррупцией (государство и его коррупция)
1. Образование Древнерусского государства, норманнская теория и ее оценка в исторической литературе icon В каком веке была создана Русская Правда, свод законов Древнерусского государства?
Кто из названных лиц благословил войско Дмитрия Донского на Куликовскую битву?
1. Образование Древнерусского государства, норманнская теория и ее оценка в исторической литературе icon Рабочей программы учебной дисциплины (рпуд) «Теория и методика обучения...
Дисциплина «Теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование, общее и профессиональное)» относится к специальным дисциплинам...
1. Образование Древнерусского государства, норманнская теория и ее оценка в исторической литературе icon Владимир Александрович Миндолин
Мы попробуем сделать сейчас краткое введение в русский социум Х-ХI веков. Работая потом с текстами лекций, с хрестоматией, отвечая...
1. Образование Древнерусского государства, норманнская теория и ее оценка в исторической литературе icon Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Целью дисциплины является ознакомление студентов с эволюцией структур, институтов и механизмов государственной власти России и с...
1. Образование Древнерусского государства, норманнская теория и ее оценка в исторической литературе icon Искусство домонгольской Руси
Византии. Этот акт имел существенные последствия для дальнейшего развития древнерусского средневекового государства как в политическом,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции