Специфика формирования ценностей гражданского общества у школьников и студентов в современной России




Скачать 93.83 Kb.
Название Специфика формирования ценностей гражданского общества у школьников и студентов в современной России
Дата публикации 28.05.2014
Размер 93.83 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Авто-обзор > Документы
Александров А. В.,

г. Санкт-Петербург,

Невский институт языка и культуры

Специфика формирования ценностей гражданского общества у школьников и студентов в современной России

Вопрос о формировании ценностей гражданского общества у подрастающего поколения и студенческой молодёжи является актуальным и фундаментальным вопросом политики в области среднего и высшего образования в тех странах, которые в силу их исторического развития сознательно выбрали вектор демократического развития.

«Сущность гражданского общества раскрывается в его ценностях. Таких ценностей несколько. Но решающих, поскольку они затрагивают всех членов общества и делают их гражданами, - две. Это ценности свободы и ценности справедливости»[1, с. 5].

Что касается основных общественных ценностей, то таковыми становятся политическая демократия, права человека, открытое общество, воспитание свободной ответственной инициативной личности.

Транзит от авторитаризма к демократии в политической сфере сделал необратимым процесс перехода от авторитарной системы образования к демократической системе образования.

Такой переход был связан, безусловно, с рядом серьёзных проблем, которые должна была решать педагогическая наука. В этой ситуации на первое место встало теоретическое обоснование инновационных педагогических технологий, выработка новых педагогических демократических стратегий обучения и воспитания.

Наряду со странами Западной и Восточной Европы, а также США, Канады и Японии в последние десятилетия в связи с наметившейся тенденцией транзита от авторитарной к демократической политической системе в образовательной стратегии РФ проблеме становления демократической культуры гражданина стало уделяться особое внимание.

Безусловно, что основополагающие гражданские ценности, без практического и творческого усвоения которых человек не сможет стать полноценным и успешным гражданином современного социума на разных уровнях его функционирования, начиная от уровня муниципалитета и заканчивая международным представительством, должны быть сформированы уже в общеобразовательной школе. Российское федеральное законодательство именно общее образование рассматривает «как направленное на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе…создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ» [2, с. 208].

Согласно образовательному стандарту РФ задачи гражданского воспитания и образования решаются при преподавании социально-политических дисциплин, которые являются обязательными для изучения.

В средней школе к ним относятся, прежде всего, курсы обществоведения и истории, которые учащиеся изучают в течение 7 лет. Кроме того формирование ценностей гражданского общества должно происходить и на уроках иностранных и родного языков, литературы и географии, а так же на соответствующих факультативных и элективных курсах.

Теперь, как отмечает один из отечественных исследователей современного российского образования А. Н. Джуринский: «В России программы обучения по истории, литературе и географии строятся по-новому: развитие человеческой цивилизации рассматривается как интегральный процесс. Это означает изучение отечественной и мировой культуры как единого и разнообразного процесса, приобщение к общечеловеческим ценностям» [3, с. 129].

Процесс усвоения общечеловеческих ценностей продолжается и на студенческой скамье. В высших и средних профессиональных учебных заведениях в качестве обязательного федерального образовательного компонента преподаются политология, социология, культурология, история России, правоведение, философия – учебные дисциплины, главной задачей которых является формирование политической культуры, правовой культуры, гражданской культуры студента.

Социологи же продолжают констатировать, что в современной России прослеживается скорее тенденция к усилению ксенофобских настроений среди широких слоёв населения, в том числе и в молодёжной среде, чем к прочному усвоению общечеловеческих ценностей.

В связи с этим предпринимаются как на государственном уровне, так и на уровне неправительственных организаций многочисленные попытки исправить сложившуюся ситуацию. Для этого выделяются деньги на организацию проектов по воспитанию толерантности среди детей, подростков, молодёжи и даже педагогов, на организацию проектов по гуманизации образования, на организацию круглых столов, семинаров и научных симпозиумов на данную тему.

Однако непреложным признаётся фундаментальный исходный факт, а именно, - «гражданское общество в том виде, в каком оно обрисовано в западной традиции общественной мысли, в нашей стране либо не существует, либо мы находимся в самом начале его создания» [4, с. 11].

В рамках данной статьи я хотел бы предпринять анализ проблемы гражданского общества в постсоветской России с точки зрения организационно-педагогических условий, вынеся за скобки анализ экономических, политических, правовых или историко-культурных условий.

В этой связи не лишним представляется задаться вопросом, почему за последние два десятилетия так и не был создан эффективный способ трансляции демократических гражданских ценностей школьникам и студенческой молодёжи в массовом порядке.

Следует отметить, что существуют соответствующий запрос со стороны государства и общества и разработанная концепция, с одной стороны, и в организационном плане количество выделяемых академических часов представляется вполне достаточным, с другой стороны.

Если говорить о содержательном наполнении учебного процесса, то в течение 90-х гг. 20 столетия было издано и продолжает издаваться и по настоящее время литература, в том числе и учебная по гуманитарным и общественным дисциплинам, во многом соответствующая мировым стандартам. Многие издания финансировались и продолжают финансироваться западными политическими фондами, целью которых является распространение общечеловеческих ценностей по всему миру.

Г. Б. Корнетов в одной из своих книг по демократической педагогике справедливо подмечает одну из тенденций современного состояния отечественного гражданского образования . Он пишет: «Со второй половины 1980-х годов в нашей стране усиленно пропагандируются ценности гуманной педагогики, декларируется необходимость тотальной демократизации образования, внедрения личностно-ориентированных технологий воспитания и обучения, однако… по-прежнему с завидным упорством воспроизводятся авторитарные педагогические отношения»[5, с.23 ].

Проблема, таким образом, представляется в методике преподавания обществоведческих дисциплин у нас в стране. В большинстве своём, и в средней и в высшей школе обществоведение, социология, политология, правоведение преподаются традиционным образом, то есть учащиеся получают определённую информацию от преподавателя или из книг, а активизация этой информация происходит путём её пересказа в форме доклада или проверки с помощью теста. В результате эта информация становиться достоянием, так называемой, краткосрочной памяти обучаемого и не определяет, в дальнейшем, в условиях реальной социально-политической практики поступки будущего гражданина.

Современное же учебное занятие по дисциплинам, призванным формировать ценности гражданского общества должно строиться, исходя из инновационных методик.

Инновационные методики в данном контексте предусматривают, прежде всего, обязательное наличие дискуссии, обсуждения, беседы, ролевой игры. Лекционный материал или подготовленное дома студентом или учеником выступление по определённой теме играет на инновационном учебном занятии отнюдь не главную, а второстепенную роль.

В основу инновационного урока положены принципы герменевтики, а именно, - приоритет понимания над знанием, приоритет диалога над монологом, приоритет дискуссии над лекцией.

Важно так же понимать, что суть любой инновации состоит в том, что она должна носить системный, а не выборочный характер. На практике это означает то, что все уроки или практические занятия должны быть построены, исходя из заявленных выше принципов.

Обратившись к опыту преподавания дисциплин обществоведческого характера и социологическим данным об уровне гражданского образования в Германии, где такая методика является уже далеко не инновационной, а скорее традиционной, можно констатировать, что ко времени выпускных экзаменов в школе немецкие дети уже достаточно неплохо усвоили те ценности, о которых идёт речь в статье.

В германских школах ценности немецкого демократического общества призвана формировать учебная дисциплина, которая называется «этика».

В рамках этики дискутируются философские и этические вопросы, с которыми все учащиеся независимо от вероисповедания могут себя индентифицировать. В ходе урока затрагиваются проблемы достоинства и прав человека, политических и гражданских свобод, толерантности, законности, насилия. Уроки этики должны способствовать к приобщению всех учеников к основополагающим ценностям и к сознательным ответственным поступкам.

Для иллюстрации процитируем выдержку из интервью с одной из 12-летних немецких гимназисток из восточногерманского провинциального городка.

«На этом предмете, - говорит она, - мы дискутируем на вопросы, которые связаны с жизнью. Что такое ложь? Что такое истина? Что означает быть толерантным или респектабельным? Урок этики, - продолжает Мария Бергер, - волнует меня, так как можно задуматься над различными вещами»[6, с. 28].

Думаю, что методика преподавания этики в германских школах может быть в перспективе использована и у нас в стране на уроках обществоведения.

В Федеративной Республике Германии такое направление педагогических теоретических и методических исследований получило название «демократическая педагогика».

В своей эволюции западногерманская «демократическая педагогика» прошла несколько этапов.

В период становления в 50-60-е гг. 20 века была предпринята попытка синтеза современных достижений американской педагогики, в основу которой с самого её зарождения была положена демократическая идея, с многовековой гуманистической немецкой культурной и образовательной традицией, временно прерванной в годы правления в стране нацистской партии.

Вопросы образования и воспитания обсуждаются не только непосредственно в педагогической литературе, а получают широкий общественный резонанс.

В контексте становления новой западногерманской гражданственности, в основе которой лежит осмысление фашистского прошлого и исторической вины немецкого народа за преступления нацистского режима, формируется интеллектуальная площадка для публичных дискуссий о путях воспитания качественно иной германской молодёжи.

Это молодое поколение, воспитанное на принципах толерантности и общечеловеческих либеральных ценностях уже не при каких условиях не сможет повторить опыт своих отцов и дедов, которые действительно в сложных социально-экономических условиях Веймарской республики 20-30-х годов восприняли популистские лозунги нацистской партии и были зачарованы личностью Адольфа Гитлера.

Большую популярность в эти годы в педагогической мысли ФРГ приобретают теоретические учения в рамках философии экзистенциализма и гуманизма. Западногерманский философ, родоначальник немецкого экзистенциализма Карл Ясперс, его ученица, американский политический философ немецкого происхождения Ханна Арендт, представители Франкфуртской школы Теодор Адорно и Макс Хоркхаймер, писатели Томас Манн и Клаус Манн активно участвуют в этом творческом процессе.

Уже позднее 27 января 1994 в Колумбийском университете на семинаре Лионеля Триллинга Ральф Дарендорф в своей знаменитой лекции охарактеризовал это идейное движение как тех интеллектуалов, «которые всё еще хотят убедить окружающих в «единичности истины» и не доверяют никому, кто претендует на обладание ею» [ 7, с.5].

В 70-80-е гг. вектор развития перемещается в более практическую область. В центр внимания попадает иммигрантский вопрос и связанная с ним необходимость так называемого поликультурного образования.

Кроме проблемы поликультурного образования и толерантности, которую можно условно отнести к сфере воспитания в 70-е годы 20 века в теоретической педагогике Западной Германии обсуждались и дидактические проблемы, проблемы собственно обучения в рамках вопроса о «ключевых компетенциях».

Современное демократическое общество основано на принципах рыночной экономики, а это, в свою очередь, требует от каждого участника рыночных отношений, для того чтобы он стал успешным и востребованным на рынке труда, сформированности важных для практической жизни компетенций, которые необходимо формировать с начальной ступени школы.

В качестве «ключевых компетенций» представители данного подхода выделяли, прежде всего, следующие компетенции: межкультурную компетенцию, коммуникативную компетенцию, способность принимать самостоятельно решения, медиа-компетенцию, способность разрешать конфликты компромиссным путём.

Особое внимание стоит обратить на медиа-компетенцию. Под ней понимают способность критически воспринимать и пользоваться информацией, получаемой из средств массовой информации, что является принципиально важным в эпоху массовой культуры, когда СМИ становятся «четвёртой властью» и активно пользуются механизмами манипулирования общественным и индивидуальным сознанием.

Список литературы:

  1. Марахов В. Г. Стратегия и тактика формирования гражданского общества в России // Гражданское общество в России: стратегия и тактика формирования// Материалы к научному симпозиуму// Под ред. проф. В, Г. Марахова. – СПб.: Изд-во НИИХ СПбГУ, 2001 – С.5

  2. Шпаковская Л. Политика высшего образования в Европе и Росии. – СПб.: Норма, 2007 – С.

  3. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире. – М.: Владос, 2003 – С. 129

  4. Гуторов В. А. Современные концепции гражданского общества России // Гражданское общество в России: стратегия и тактика формирования// Материалы к научному симпозиуму// Под ред. проф. В, Г. Марахова. – СПб.: Изд-во НИИХ СПбГУ, 2001 – С.11

  5. Корнетов

  6. Doms-Berger D., Doms A-Ch., Das besondere Schulfach. Religionsunterricht in Deutschland, in: Vitamin de. 42, Herbst 2009, S.28

  7. Дарендорф Р.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Специфика формирования ценностей гражданского общества у школьников и студентов в современной России icon Положение о Межрегиональном историко-просветительском конкурсе исследовательских...
«Центр Национальной Славы» и направлен на возвращение истории России и увековечивание имен и дел наших соотечественников, внесших...
Специфика формирования ценностей гражданского общества у школьников и студентов в современной России icon Программа по литературному чтению в начальной школе разработана в...
Система воспитательной работы по формированию антикоррупционного мировоззрения школьников (1-я ступень школы)
Специфика формирования ценностей гражданского общества у школьников и студентов в современной России icon Елена Александровна Трофимова (Институт образования взрослых рао,...
Потерянность человека, воспитанного в условиях тоталитаризма, его неспособность к диалогу и гибкости, к перестройке мышления в новых...
Специфика формирования ценностей гражданского общества у школьников и студентов в современной России icon Международная научно-практическая конференция
«История, проблемы и необходимые условия становления гражданского общества в Украине»
Специфика формирования ценностей гражданского общества у школьников и студентов в современной России icon Специфика дизорфографии у младших школьников
Дизорфография как специфическое расстройство языковой способности школьников стала рассматриваться и обсуждаться сравнительно с дизорфографией...
Специфика формирования ценностей гражданского общества у школьников и студентов в современной России icon Ефименко Глеб "pr протестантской церкви в современной России"
Предметом данной работы является рассмотрение pr-деятельности протестантской церкви в современной России и пути совершенствования...
Специфика формирования ценностей гражданского общества у школьников и студентов в современной России icon Методическое пособие для учителей по формированию исследовательских...
Включение школьников в исследовательскую проектную деятельность – важный фактор формирования их готовности к профессиональному самоопределению...
Специфика формирования ценностей гражданского общества у школьников и студентов в современной России icon Программа по истории и обществоведению II и III школьная ступень
Общая цель учебного предмета заключается в создании предпосылок для укрепления гражданского самосознания и формирования активного...
Специфика формирования ценностей гражданского общества у школьников и студентов в современной России icon Учебное пособие Для студентов средних педагогических учебных заведений
Приводятся возрастные особенности младших школьников; рассматривается уче­ние как один из видов деятельности; выявляются его мотивы,...
Специфика формирования ценностей гражданского общества у школьников и студентов в современной России icon На развитие общественных отношений в современной россии
Является пополнение системы общественно-научных знаний и формирование истинно научного мировоззрения в познании закономерностей развития...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции