Приложение 3
Российский государственный социальный университет
В.М. Зубкова, А.В. Гапоненко
Воспитать исследователя
Методическое пособие для учителей
по формированию исследовательских компетенций школьников
Москва
2012
Содержание
О формировании исследовательских компетенций школьников 3
Включение школьников в исследовательскую проектную деятельность – важный фактор формирования их готовности к профессиональному самоопределению 6
Примерные темы самостоятельной научно-исследовательской работы школьников 16
Тема 1. Влияние факторов внешней среды на живые организмы 16
Тема 2. Исследование возрастной структуры популяций животных и растений 18
Тема 3. Изучение экологической ниши и этологической структуры популяции 23
Тема 4. Изучение сред жизни и существование живых организмов в биоценозах 26
Тема 5. Изучение структуры биоценоза 30
Тема 6. Влияние антропогенных факторов на состояние окружающей среды 34
Работа с гербарием 42
Разработка учебной экологической тропы 51
Цветочные часы Линнея. Цветочный календарь 59
Литература 64
О формировании исследовательских компетенций школьников
«...следует передать ученику не только те или другие познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания»
К.Д. Ушинский1
Общеобразовательная школа сегодня ставит перед собой задачу создания образовательной среды, способствующей формированию у обучающихся необходимых для работы и жизни качеств: активности, гибкости мышления, способности к постоянному обучению, адаптации в социальной и профессиональной сфере и ряда других. В связи с этим меняются задачи педагогической деятельности учителя. Он из ретранслятора знаний превращается в тьютора (старшего друга, наставника), помогающего ребёнку выстроить осмысленное, деятельное отношение к себе и к окружающей действительности, раскрыть свой внутренний творческий потенциал на основе приобретённых знаний, умений, навыков, то есть приобрести современные ключевые компетенции.
Хуторской А.В. выделяет следующие ключевые компетенции:
ценностно-смысловые,
общекультурные,
учебно-познавательные,
информационные,
коммуникативные,
социально-трудовые,
компетенции личностного самосовершенствования.2
Ключевые компетенции формируют готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.
Исследовательские компетенции школьников являются важной составной частью учебно-познавательных, информационных, социально – трудовых компетенций. Подтверждение этому мы находим в трудах великого русского педагога, основателя научной педагогики в России К.Д. Ушинского. Дидактика Ушинского является теорией организации учителем познавательной деятельности детей, в которой первостепенное внимание уделяется развитию трудолюбия, интереса к науке и физическому труду, возбуждению активности и самостоятельности детей в процессе сознательного учения. Ушинский ставил перед педагогом задачу «учить учиться» и помочь воспитаннику найти своё место в жизни.3
Теория и практика образования показывают, что исследовательская деятельность в процессе обучения закладывает основу для дальнейшего самоопределения и саморазвития личности. Подтверждением этому являются исследования в области деятельности личности (А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов, К.К. Платонов) и в области организации исследовательской деятельности (Т.А. Долматова, Е.В.Киселева, В.Ю. Лешер, В.В. Белоносова, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова, А.М. Фридман).
Баранников А.В. отмечает, что компетентностный подход предполагает соединение в единое целое самого процесса образования и его осмысления субъектом образовательной деятельности (школьником), в ходе которого и происходит становление личностной позиции учащегося, его отношения к предмету своей деятельности.4
Формирование исследовательских компетенций способствует развитию таких личностных качеств как самостоятельность, настойчивость, способность принимать решения, коммуникабельность, гибкость мышления, готовность и умение постоянно учиться, саморазвиваться и основано на стремлении ребёнка к познанию окружающего мира.
Одной из целей формирования исследовательских компетенций у школьников заключается в формировании у них готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать окружающий мир новыми способами деятельности, т.е. наличие у ребёнка исследовательских компетенций способствует его успешному самоопределению в мире труда и профессий. Результаты научных исследований и практической работы в области профессиональной ориентации (С.Н.Чистякова, П.С. Лернер, А.В. Леонтович, А.И.Савенков, Н.Ф. Родичев, С. Фукуяма и др.) показали, что исследовательская деятельность учащихся выступает основным дидактическим средством активизации их готовности к профессиональному самоопределению.
Формирование у школьников исследовательских компетенций – непрерывный процесс, основы которого закладываются в дошкольном возрасте в процессе общения с родителями, воспитателями, сверстниками.
В школьные годы осуществляется развитие исследовательских умений и формирование навыков. Для старшеклассников уже характерно владение методами научного познания (эмпирического и теоретического уровней), способствующими выработке потребности в интеллектуальной деятельности и проявлению исследовательской инициативы.
Исследования в области методологии дополнительного образования детей (В.А Горский, В.И. Жолдак, Ю.С. Константинов, А.А. Остапец-Свешников и др.) показали, что наибольший простор для учебно-исследовательской деятельности школьников, их творчества, самопроявления, самоопределения, самовыражения и самореализации предоставляет дополнительное образование, предоставляющее возможность школьникам применить знания и умения, полученные при освоении академических курсов.
Процесс формирования исследовательских компетенций у школьников в отечественной и зарубежной педагогике рассматривается с разных сторон.
Структурно-системный подход к образовательной деятельности рассматривали в своих работах В.Г.Афанасьев, В.А. Беликов, В.В. Гузеев, И.Я. Лернер Г.Н. Сериков, Т.И. Шамова и др.
Личностно ориентированный подход отражен в трудах Е.В. Бондаревской, И.А.Зимней, С.В. Панюковой, И.С. Якиманской и др.
Психолого-педагогическая теория деятельности как формы активного отношения к окружающему миру исследовали П.Я. Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, Н.Ф.Талызина, и др.
Концепции компетентностного подхода в образовании представлены у В.А.Болотова, А.В. Вишнякова, А.В. Хуторского, С.Г. Воровщикова, Е.Я.Когана, А.А. Пинского, В.В Серикова и др.
Концепция системы дополнительного образования детей, социальные аспекты системы дополнительного образования детей, роль дополнительного образования в подготовке обучающихся к будущей профессиональной деятельности, особенности формирования исследовательских компетенций методами дополнительного образования рассмотрены в трудах В.П. Голованова, В.А.Горского, А.Я. Журкиной, В.А. Квартального, Л.Ю. Ляшко, А.М. Новикова, А.И. Сеселкина, В.В. Усановой и др.
В исследованиях В.И. Андреева, С.П. Арсенова, В.Н. Литовченко, А.В. Усовой, А.А. Боброва, А.М. Новикова, Т.А. Долматовой, В.Ю. Лешер, В.В. Белоносовой, М.Н. Скаткина, Т.И. Шамовой, А.М.Фридман, Л.В.Хивинцевой, Ю.К. Кабанского, В.В.Краевского, П.В. Ильина, Ф.Ш.Галиуллиной и др. раскрыты структура и процесс формирования исследовательских умений школьников.
Предмет и методы туристско-краеведческих исследований сформулированы в работах Д.С. Лихачева, С.О. Шмидта, А.А. Остапца-Свешникова, В.А. Туманова, Д.В. Кацюбы, А.Т. Топчего, Н.С. Борисова, Л.К.Петрик.
Исследования, проведённые авторским коллективом в школах Москвы и Подмосковья, позволяют достоверно утверждать, что, несмотря на значительные теоретические знания школьников по естественным наукам, в том числе по географии, биологии и экологии, слабо развиты умения учащихся к их применению на практике. Учащиеся начальной, основной и средней (полной) школ не знают видовой состав растений, животных, с которыми сталкивается ежедневно по дороге в школу, гуляя во дворе, в городском сквере или парке, выезжая за город, не владеют методами наблюдения в полевых условиях, не могут провести элементарные экспериментальные исследования, очень слабо представляют назначение и возможности использования лабораторного оборудования. И это несмотря на то, что школьная программа по естественнонаучным дисциплинам отличается большим объёмом, насыщенностью и значительной сложностью. Беседы с учащимися, педагогами школ Москвы и Подмосковья, студентами вузов демонстрируют значительное противоречие, сложившееся между теоретической подготовкой школьников и их умением применять полученные знания на практике. Поэтому следует уделять больше внимания практико ориентированным подходам в обучении. Тем более что на этапе общеобразовательного обучения они не требуют больших финансовых затрат. Практические исследования можно провести, не выходя за пределы пришкольной территории.
Знания, умения, навыки исследователя будут способствовать дальнейшему развитию школьников в процессе получения ими профессионального образования (начального, среднего, высшего) и в профессиональной деятельности.
|