Актуальность программы. (Обоснование социального заказа программы)




Скачать 2.03 Mb.
Название Актуальность программы. (Обоснование социального заказа программы)
страница 1/12
Дата публикации 17.10.2014
Размер 2.03 Mb.
Тип Основная образовательная программа
literature-edu.ru > Право > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Общие положения
Актуальность программы. (Обоснование социального заказа программы)

Основная образовательная программа основного общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса, определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования. Основная образовательная программа МОУ лицей является программой развития МОУ лицей. ООП ООО разработана администрацией, Управляющим советом, рабочей группой педагогического коллектива Муниципального общеобразовательного учреждения лицей.

Образовательная программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов, методических пособий, интернет-ресурсов:

  • Нормативно-правовых документов федерального уровня:

- Конституция РФ;

- Закон РФ «Об образовании» (ст. 9, 13, 14, 15, 29, 32);

- Типовые положения об общеобразовательном учреждении разных типов и видов (Постановления Правительства РФ);

- Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

  • ПРИМЕРНАЯ ООП образовательного учреждения. Основная школа;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 "О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”;

  • Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (Приложение к письму Минобрнауки России от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03);

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. N 2885 г. Москва;

  • "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год;

  • Образовательные порталы и интернет-ресурсы.

Образовательная программа включает программу ООП НОО, которая определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования, программу ООП ООО, которая определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования. Обе программы являются основой для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения в МОУ лицей согласно Уставу, миссии и целям МОУ лицей.

Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность осваивать требования основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.

Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5—7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания – представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы) характеризуется:

· бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;

· стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

· особой чувствительностью к морально-этическому кодексу товарищества, в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;

· процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как переходного, трудного или критического;

· обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;

· сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);

· изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).

Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности должны быть связаны с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.

Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.
Структура основной образовательной программы основного общего образования

Основная образовательная программа основного общего образования МОУ лицей составлена в соответствии с требованиями Стандарта и содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, конретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

· пояснительную записку;

· планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;

· систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:

· программу развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

· программы отдельных учебных предметов, курсов;

· программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры;

· программу коррекционной работы.

Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.

Организационный раздел включает:

· учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;

· систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Муниципальное образовательное учреждение лицей, в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования, обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

· с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы основного общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения;

· с Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении.

1. Пояснительная записка
1.1 Основная образовательная программа основного общего образования МОУ лицей разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы (ООП) и определяет содержание, организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования, направлена на информатизацию и индивидуализацию обучения подростков, формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающее социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”:

· гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

· воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

· единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

· общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

· обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

· формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

· формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

· содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Основная образовательная программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:

· с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно - смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

· с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнoй перспективе;

· с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

· с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;

· с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.

Программа соответствует основным характеристикам современного образования: доступности, открытости, перспективности и научной обоснованности развития, вариативности, технологичности, поликультурности, носит личностно ориентированный характер.

Программа адресована:

- учащимся и родителям для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности ОУ для определения сферы ответственности за достижение результатов лицея, родителей и обучающихся и возможностей для взаимодействия;

- учителям для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности;

- администрации для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения учащимися ООП; для регулирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса (педагогов, учеников, родителей, администрации и др.);

- учредителю и органам образования для повышения объективности оценивания образовательных результатов ОУ в целом; для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества, условий и результатов образовательной деятельности ОУ.

Данная программа призвана создать оптимальные педагогические условия для преодоления возрастных ограничений растущего человека в продолжение общего образования, начатого в начальной школе, посредством педагогически целесообразного чередования урочной и внеурочной деятельности лицеистов. Она рассчитана на пять лет школьной жизни лицеистов - 5, 6, 7, 8, 9 классы. Однако, в соответствии с динамикой развития системы образования, запросами обучающихся и их родителей, данная программа подлежит ежегодному обновлению, и в неё могут вноситься изменения и дополнения.

Основными принципами формирования и реализации данной образовательной программы являются:

  • уважение к личности каждого участника образовательного процесса – ученика, учителя, родителя, - их целенаправленное сотрудничество в достижении планируемых результатов образования;

  • соответствие образовательного процесса возрастным, а также индивидуальным - психологическим и физиологическим - особенностям подростков;

  • обеспечение преемственности начального, основного и среднего (полного) общего образования.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Актуальность программы. (Обоснование социального заказа программы) icon Образовательная программа моу «сош п. Сланцевый Рудник»
Характеристика социального заказа на образовательные услуги. Описание «модели» выпускника, вытекающей из социального заказа
Актуальность программы. (Обоснование социального заказа программы) icon Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения
Характеристика социального заказа на образовательные услуги. Описание модели выпускника, вытекающей из модели социального заказа
Актуальность программы. (Обоснование социального заказа программы) icon Пояснительная заПиска Общая характеристика социально- образовательной...
...
Актуальность программы. (Обоснование социального заказа программы) icon Пример программы для учреждений дополнительного образования детей...
Пояснительная записка обоснование актуальности, нормативное обеспечение программы, концептуальное обоснование, цели, задачи, принципы,...
Актуальность программы. (Обоснование социального заказа программы) icon Основная образовательная программа начального общего образования...
Рф «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ мо и н РФ №373...
Актуальность программы. (Обоснование социального заказа программы) icon Основная образовательная программа начального общего образования...
Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ моин РФ...
Актуальность программы. (Обоснование социального заказа программы) icon Утверждена
Анализ состояния и прогноз тенденций изменения значимой для доу внешней социальной среды и адресуемого доу социального заказа
Актуальность программы. (Обоснование социального заказа программы) icon Пояснительная записка 3-4
Актуальность написания программы обусловлена необходимостью решения ряда проблем
Актуальность программы. (Обоснование социального заказа программы) icon Программа развития на 2011 2015 гг Повышение качества и доступности образования
...
Актуальность программы. (Обоснование социального заказа программы) icon План работы дошкольных структурных подразделений государственного...
...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции