Рабочая программа по литературе разработана для обучения в 9 классе мбоу «Сырцевская оош»




Скачать 297.21 Kb.
Название Рабочая программа по литературе разработана для обучения в 9 классе мбоу «Сырцевская оош»
страница 1/3
Дата публикации 11.10.2014
Размер 297.21 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3



1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа по литературе разработана для обучения в 9 классе МБОУ «Сырцевская ООШ» на основе:

- требований федерального государственного образовательного стандарта по литературе (базовый уровень),2004г;

- программы С.А. Зинина («Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев, 6-е изд. М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2010, стр 97

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Литература. 9 класс» для общеобразовательных учреждений в 2-х частях (М.: «Русское слово», 2012).

В соответствии с учебным планом школы программа рассчитана на 102 часа учебного времени, в т.ч. количество часов на проведение уроков развития речи.

В основе содержания и структуры программы по литературе в 9 классе лежит «линейное» рассмотрение историко-литературного процесса, предваряемое концентрическим на хронологической основе вариантом построения курса 5-8 классов (программа для общеобразовательных учреждений Г.С. Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева).

В 9 классе продолжается изучение вершинных произведений классической литературы и литературы ХХ века, формируется первоначальное представление об историко-литературном процессе и реализуется основная эстетическая проблема – развитие реализма.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает усвоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, умение анализировать изучаемое произведение, давать оценку поступкам героев, аргументировать свою точку зрения, обобщать, делать выводы. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари; создавать презентации о жизни и творчестве писателей.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс. Часть часов отводится на уроки внеклассного чтения, на которых будут изучаться произведения писателей XX века, которые по тематике близки произведениям XIX века, что доказывает вечный характер многих тем.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Основными целями обучения в организации учебного процесса в 9 классе будут:


  • приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;

  • формирование гуманистического мировоззрения учащихся;

  • развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;

  • воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;

  • воспитание культуры речи учащихся.


Данные цели обуславливают решение следующих задач:


  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.



Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

В связи с тем, что программа С. Зинина полностью соответствует требованиям Государственного стандарта по литературе и особенностям учащихся данного класса, никаких существенных изменений в рабочую программу не внесено.

Раздел 2. Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

В результате изучения литературы ученик должен:

знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

  • давать характеристику героев;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

•сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения — только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

  • Раздел 3. Календарно- тематическое планирование курса




ур

Дата

Тема урока

Повторение

1





Введение. Цели и задачи изучения историко-литературного курса.

Историко – литературный процесс

Из древнерусской литературы ( 7 часов)

2





Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы.

Слово как жанр древнерусской литературы

3





Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве».

Летопись

4





Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи.

Патриотизм, идея

5





Человек и природа в художественном мире поэмы.

Психологический параллелизм

6





Стилистические особенности «Слова».

Плач, историческая песнь

7





Фольклорные, языческие и христианские мотивы «Слово о полку Игореве».

Олицетворение

8





Символы в поэме «Слово о полку Игореве».







Из русской литературы XVIII века ( 6 часов)

9





Основные тенденции развития русской литературы в 18 столетии. Самобытный характер русского классицизма.

Теория «трех штилей», ода, элегия

10





Расцвет отечественной драматургии (Сумароков А.П., Фонвизин Д.И., Княжнин Я.Б).

Драматургия, классицизм

11





Книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Жанровые особенности и идейное звучание

Жанр путешествия

12





Своеобразие художественного метода А.Н.Радищева.

Сентиментализм

13





Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М.Карамзина. Роль писателя в совершенствовании языка.

Образность языка

14





Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Н.Карамзина.

Сентиментализм

Литература первой половины XIX века ( 3 часа)

15





Становление и развитие русского романтизма в первой половины XIX века.

Романтизм

16





Важнейшие черты эстетики романтизма в творчестве Батюшкова, Жуковского, Рылеева. Е. Баратынского

Романтическая элегия, баллада

17





Гражданское и психологическое течения в русском романтизме. Конкурсное чтение наизусть

Жанр послания

А. С. Грибоедов (10 час)

18





Жизненный путь и литературная судьба А.Грибоедова.

Духовный мир, обличительная литература

19





Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии.

Трагикомедия, вольный стих

20





Идеалы и антиидеалы Чацкого.

Антиидеал

21





Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX века.

Антигерой

22





Чацкий и Молчалин .

Монолог, диалог

23





Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет.

Любовная интрига

24





Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии




25







Особенности создания характеров в комедии «Горе от ума».

Двуединый конфликт

26







И.А.Гончаров о «Горе от ума» ( статья « Мильон терзаний»)




27







1).Рр Классное сочинение по творчеству А. Грибоедова

Внесценический персонаж

А.С.Пушкин ( 20 часов)

28







Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина.

Эпикурейская лирика

29







Темы, мотивы и жанровое многообразие лирики А.С.Пушкина.

Лирический отрывок

30







Тема поэта и поэзии.




31







Лирика любви и дружбы в творчестве Пушкина.

Дружеское послание

32







Вольнолюбивая лирика.

Политическая ода

33







Письменный анализ стихотворения…….




34







Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика

Романтическая поэма

35







Реализм «Маленьких трагедий».

Реализм

36







Реализм «Повестей Белкина».

Вставная повесть

37







Мастерство писателя в создании характеров.

Способы характеристики

38







«Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики.

Лейтмотив

39







«Евгений Онегин» как свободный роман и роман в стихах.

Роман в стихах

40







2) Классное сочинение « Автор и его герой в образной системе романа».

Онегинская строфа

41







Онегин и Ленский.

Сопоставление

42







Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора.

Идеальный образ

43







Картины жизни русского дворянства в романе.

Открытый финал

44







В.Г.Белинский о романе.

Критика

45-46







3).Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина




М.Ю.Лермонтов ( 14 часов)

47







Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова.

Социально-психологический роман

48







Темы и мотивы лермонтовской лирики. Тема свободы и назначения художника.

Лирический пафос

49







Тема одиночества в творчестве поэта.

Байронический герой

50







Судьба поэта и его поколения.

Типический характер

51







Патриотическая тема в поэзии М. Лермонтова.

Гражданская сатира, «интимный» патриотизм

52







Письменный сопоставительный анализ стихотворений




53







«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе.

Философский роман

54







Своеобразие композиции и образной системы романа.

Типический характер

55







Автор и его герой.

Образ рассказчика

56







Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки.

Психологический портрет

57







Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа.

Типический характер

58







«История души человеческой» как главный объект повествования. В.Г.Белинский о романе.

Повествовательный цикл

59-60







4). Классное сочинение по творчеству М. Лермонтова




Н.В.Гоголь ( 17 часов)

61







Жизнь и творчество Н.В. Гоголя.

Поприще писателя

Род литературы

Сквозная тема

Поэма в прозе

Сюжет, композиция

Система образов

Художественное бытописание

Ирония

Сатирический гротеск

Антигерой

Художественная деталь

Образ-символ, вставная тема

Лирическое отступление

Творческий метод

62







Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника, Влияние « Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы

63







Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ». «Городские главы»

64







«Помещичьи» главы. Образ Манилова

65







«Помещичьи» главы Образ Коробочки.

66







«Помещичьи» главы Образ Ноздрева.

67







«Помещичьи» главы Образ Собакевича

68







«Помещичьи» главы Образ Плюшкина.

69







Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души


70







РР Подготовка к домашнему сочинению

(«Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души» и др).

71







Народная тема в поэме. « Повесть о капитане Копейкине»

72







Фигура автора в поэме «Мертвые души»

73







Роль лирических отступлений в поэме«Мертвые души»

74







Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.

75







Образ скупца в поэме Н.В.Гоголя и мировой литературе

76-77







5).Классное сочинение по творчеству Н. Гоголя

Литература второй половины XIX века ( 14 часов)

78







Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-1890 г.г.

Историко-литературный процесс

79-80







Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.Гончарова и И.Тургенева).

Традиции и новаторство

81-82







Своеобразие сатирического дара М.Е.Салтыкова - Щедрина («История одного города»).




83







Лирическая ситуация 50-70 годов 19 века. Поэзия Н.А.Некрасова.




84







Лирическая ситуация 50-70 годов 19 века. Поэзия Ф.И.Тютчева.




85







Лирическая ситуация 50-70 годов 19 века. Поэзия А.А.Фета.




86-87







Творчество А.Н.Островского как новый этап развития русского национального театра.

Национальный театр

88-89







Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).

Художественное сознание

90







Проза и драматургия А.П Чехова в контексте рубежа веков.

Литературный род

91







Нравственные и философские уроки русской классики 19 столетия.




92







Повторение по теме «Литература второй половины XIX века»




Из литературы XX века ( 10 часов)

93







Своеобразие русской прозы рубежа веков (М.Горький, И.Бунин, А.Куприн).




94







«Серебряный век» русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм).

Литературное направление

95







Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского ).

Поэтическое течение

96







Многообразие поэтических голосов эпохи ( А. Ахматовой, М.Цветаевой, Б.Пастернака).





97







Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза М. Шолохова ).

Литературное направление, поэтическое течение

98







Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза А.Толстого, М.Булгакова).




99







Литературный процесс 50-80 годов. Проза В. Распутина,В.Астафьева

Отечественный роман

100







Литературный процесс 50-80 годов.Поэзия Е.Евтушенко, Н.Рубцова




101







Литературный процесс 50-80 годов.Поэзия Б.Окуджавы, В.Высоцкого




102







Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов

Литературный процесс



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе разработана для обучения в 9 классе мбоу «Сырцевская оош» icon Рабочая программа предназначена для обучения в 9 классе общеобразовательного...
Рабочая программа предназначена для обучения в 9 классе общеобразовательного учреждения «мбоу саклов-Башская сош» исоставлена на...
Рабочая программа по литературе разработана для обучения в 9 классе мбоу «Сырцевская оош» icon Рабочая программа по математике 1 класс
Автор программы – Чекин А. Л. Рабочая программа разработана для начальных классов (1-4 кл.). Общее количество часов на 4 года обучения...
Рабочая программа по литературе разработана для обучения в 9 классе мбоу «Сырцевская оош» icon Пояснительная записка к учебному плану II ступени обучения мбоу оош...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Пионеры
Рабочая программа по литературе разработана для обучения в 9 классе мбоу «Сырцевская оош» icon Рабочая программа по литературе в 8 классе Ступень обучения (класс)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В. Я. Коровина, В. П....
Рабочая программа по литературе разработана для обучения в 9 классе мбоу «Сырцевская оош» icon Рабочая программа по литературе, 9класс на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по литературе в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида разработана с учетом нормативных...
Рабочая программа по литературе разработана для обучения в 9 классе мбоу «Сырцевская оош» icon Рабочая программа по литературе в 11 классе составила учитель
...
Рабочая программа по литературе разработана для обучения в 9 классе мбоу «Сырцевская оош» icon Рабочая учебная программа по литературе в 6 классе мбоу «Никольская...
В. Я. Коровиной, 9-е издание, М. Просвещение, 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Рабочая программа по литературе разработана для обучения в 9 классе мбоу «Сырцевская оош» icon Рабочая программа по литературе Ступень обучения (класс) 7
Программа разработана на основе образовательного стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного...
Рабочая программа по литературе разработана для обучения в 9 классе мбоу «Сырцевская оош» icon Рабочая программа по литературе в 9 классе базовый уровень
Настоящая программа по литературе для 9 класса является логическим продолжением курса 8 класса. Курс литературы синхронизирован с...
Рабочая программа по литературе разработана для обучения в 9 классе мбоу «Сырцевская оош» icon Пояснительная записка. Об учебной программе рабочая программа по...
В. Я. Коровиной. Москва «Просвещение» 2008 год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции