Рабочая программа предназначена для обучения в 9 классе общеобразовательного учреждения «мбоу саклов-Башская сош»




Скачать 436.44 Kb.
Название Рабочая программа предназначена для обучения в 9 классе общеобразовательного учреждения «мбоу саклов-Башская сош»
страница 1/4
Дата публикации 11.10.2014
Размер 436.44 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4


Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для обучения в 9 классе общеобразовательного учреждения «МБОУ Саклов-Башская СОШ» и составлена на основе Федерального компонента стандарта основного общего образования по литературе для школ с родным (нерусским) языком обучения ,программы для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы (базовый уровень) под ред. М.Г.Ахметзянова – 3-е изд., переработанное и дополненное. – Казань: Магариф, 2009. – 142с. (Программа рекомендована Министерством образования и науки РТ) и учебного плана МБОУ «Саклов-Башская СОШ»

Согласно Базисному учебному плану образовательного учреждения Российской Федерации ,утвержденному приказом МО РФ №1312 от 09.03.2004 г.и учебному плану школы ,при изучении литературы на базовом уровне минимальная нагрузка составляет 3 часа в неделю

Рабочая программа реализуется через использование УМК который включает:

Русская литература. Учебник-хрестоматия для 9 класса татарской средней общеобразовательной школы. В двух частях. Под ред. М.Г.Ахметзянова. – Казань: Магариф, 2008.

Русская литература в 9 классе татарской школы. Методическое руководство к учебной хрестоматии. – Казань: Магариф, 2008.
Количество часов в году: 102

Количество часов в неделю: 3

Количество плановых уроков: 83

по развитию речи: 10

внеклассного чтения: 9

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-лите-ратурных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особен-ностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Предлагаемый материал разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы. Хронологическая последовательность представления художественных произведений в перечне обусловлена структурой документа и не является определяющей для построения авторских программ литературного образования. На завершающем этапе основного общего образования усиливается исторический аспект изучения литературы, художественные произведения рассма-триваются в контексте эпохи, усложняется сам литературный мате-риал, вводятся произведения крупных жанров.

Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент основного общего образования. Пере-чень допускает расширение списка писательских имен и произведе-ний в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы. Данный перечень включает три уровня детализации учебного материала:

  • названо имя писателя с указанием конкретных произведений;

  • названо имя писателя без указания конкретных произведений (определено только число художественных текстов, выбор которых предоставляется автору программы или учителю);

  • предложен список имен писателей и указано минимальное число авторов, произведения которых обязательны для изучения (выбор писателей и конкретных произведений из предложенного списка предоставляется автору программы или учителю).

Основные критерии отбора художественных произведений для изучения в образовательных учреждениях с родным (нерус-ским) языком обучения совпадают с критериями, предложенными для образовательных учреждений с русским языком обучения. Од-нако в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения учащиеся обращаются к материалу русской литературы как иноязычной, изучаемой параллельно с родной, то есть литературное образование осуществляется на бикультурной основе. Это вносит специфику в изучение предмета: с одной стороны, часть историко- и теоретико-литературных сведений учащиеся получают в курсе родной литературы, с другой – возникает необходимость представить в стандарте элементы сопоставления русской и родной литературы.

Недостаточное владение русским языком определяет необходимость некоторого сокращения числа предлагаемых для изучения литературных произведений. Замена отдельных произведений обусловлена следующими факторами: а) языковая сложность произведения; б) необходимость представить художественные произведения, насыщенные культуроведческой информацией, чтобы ввести учащихся образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения в контекст менее знакомой для них русской культуры; в) стремление более широко и многогранно отразить своеобразие русского быта, русских национальных традиций, обычаев, особенности русского национального характера, духовные основы русской культуры; г) стремление представить те произведения русских писателей, в которых нашло отражение этническое многообразие России, быт, обычаи, культура населяющих ее народов, контакты русских людей с представителями других народов России, стремление народов к взаимопониманию, умение оценить лучшее в обычаях и традициях разных народов.

Спецификой изучения русской литературы в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения является также вынужденная необходимость изучать в сокращении или во фрагментах большие по объему произведения.
Общая характеристика и структура учебного предмета
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература. В 9 классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.

Новизна программы

Программа содержит традиционные разделы и понятия. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность.

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы. Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.

Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.

Межпредметные связи

Сближение курса русского языка с литературой, выход на изобразительно- выразительные средства, чем обеспечивается более высокий уровень восприятия уч-ся художественной формы произведения, более глубокое проникновение в его идейно- образное эстетическое, нравственное содержание. 

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
чтение и восприятие

  • прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,

  • воспроизвести их конкретное содержание,

  • дать оценку героям и событиям;


чтение, истолкование и оценка

  • анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;

  • особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;

  • род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;

  • выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;

  • обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;

  • объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;


чтение и речевая деятельность

  • пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;

  • давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;

  • писать изложения на основе литературно-художественных текстов;

  • писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;

  • писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;

  • выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.


Особенности организации учебного процесса

Требованиями к проверке и оценке достижения учащимися обязательного уровня подготовки по литературе таким образом должны стать:

  • обращенность любого задания (прямая или косвенная) к тексту художественного произведения; при этом предлагаются тексты произведений, разбиравшиеся в процессе обучения;

  • ориентация заданий на свободное речевое высказывание в его полной или краткой форме;

  • оценка ответов по двоичной (альтернативной) шкале: «верно» — «неверно», «достаточно» — «недостаточно»;

  • ориентация оценки на минимально допустимый уровень понимания художественного текста; при оценке ответов учащихся учитываются как различные возможные толкования содержания произведения, так и вариативность словесного выражения.


Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный), выразительное чтение (в том числе наизусть), развернутый ответ на вопрос, викторины, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественно текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-культурную темы, презентация проектов;

- итоговый: анализ стихотворения; письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов.

Общими показателями учебных достижений школьников в области литературного образования являются:

  • начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения;

  • факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);

  • глубина освоения идейно-художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата раз личных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценки);

  • уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений);

  • качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).


Эти показатели в тесной взаимосвязи друг с другом характеризуют основные планируемые результаты обучения литературе.
Основные цели:

Изучение литературы в 9 классе призвано обеспечить:

  • приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;

  • формирование гуманистического мировоззрения учащихся;

  • развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;

  • воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;

  • воспитание культуры речи учащихся.


Устно:

  • Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

  • Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

  • Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).

  • Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).

  • Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).

  • Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.


Письменно:

  • Письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с изученным.

  • Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).

  • Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

  • Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

  • Создание письменного оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).

  • Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.


Прогнозирование результатов:

  • получить успеваемость 100%;

  • продолжить работу по формированию умений и навыков осознанного грамотного чтения;

  • подготовить учащихся к Государственной итоговой аттестации


Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Древнерусская литература

"Слово о полку Игореве" (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения - в сокращении).

Русская литература XVIII века

М.В. Ломоносов "Ода на день восшестия...", " Разговор с Анакреоном", "Случились вместе..."

Одно стихотворение по выбору.

Д.И. Фонвизин

Комедия "Недоросль".

Г.Р. Державин " Фелица", "Властителям и судиям" " Памятник"

Два произведения по выбору.

А.Н. РАДИЩЕВ

"ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ" (ОБЗОР).

Н.М. Карамзин

Повесть "Бедная Лиза".

В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения литература XVIII века изучается обзорно с чтением фрагментов вышеуказанных произведений.

Русская литература XIX века

В.А. Жуковский

Баллада " Лесной царь"."Вечер", " Море"

Два лирических стихотворения по выбору.

А.С. Грибоедов

Комедия "Горе от ума" (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения - в сокращении).

А.С. Пушкин

Стихотворения "Я помню чудное мгновенье...","На холмах Грузии лежит ночная мгла...", "Я вас любил: любовь еще, быть может...", " Мадонна", а также три стихотворения по выбору.

Одна романтическая поэма по выбору (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения - в сокращении).

Роман в стихах "Евгений Онегин" (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения - обзорное изучение с чтением отдельных глав).

М.Ю. Лермонтов

Стихотворения: "Смерть Поэта", "Поэт" ("Отделкой золотой блистает мой кинжал..."), "И скучно и грустно", "Родина" а также три стихотворения по выбору.

Роман "Герой нашего времени" (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения изучаются повести "Бэла" и "Максим Максимыч").

Н.В. Гоголь

Поэма "Мертвые души"

Н.А. Некрасов

Стихотворения: " Перед дождём", " Тройка",

ОДНА ПОЭМА ПО ВЫБОРУ.

Н.С. ЛЕСКОВ " Старый гений"

ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.

Л.Н. Толстой " Юность", " Казаки"

Одна повесть по выбору.

Один рассказ по выбору.

Русская литература 20 века

И.А.Бунин "Холодная осень"." Митькина любовь"

Два рассказа по выбору.

А.И. КУПРИН

ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.

М. ГОРЬКИЙ

ДВА ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПО ВЫБОРУ.

А.А. Блок "О. я хочу безумно жить...", "Да. Так диктует вдохновенье...","Ты - как отзвук забытого гимна..."

Три стихотворения по выбору.

С.А. Есенин

Три стихотворения по выбору.

М.А. БУЛГАКОВ

ПОВЕСТЬ "СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ".

А.П. ПЛАТОНОВ "Песчаная учительница"

ОДИН РАССКАЗ ПО ВЫБОРУ.

М.А. Шолохов

Рассказ "Судьба человека".

В.М. Шукшин "Мастер" "Чудики"

Два рассказа по выбору.

Русская проза второй половины XX века

Ф.А. Абрамов "Поездка в прошлое" "Деревянные кони", Ч.Т. Айтматов "Буранный полустанок", "И дольше века длится день"

Зарубежная литература

Мифы Древней Греции

Гомер "Илиада", "Одиссея" (фрагменты).

АНТИЧНАЯ ЛИРИКА

ДВА СТИХОТВОРЕНИЯ ПО ВЫБОРУ.

ДАНТЕ "БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ" (ФРАГМЕНТЫ).

М. СЕРВАНТЕС РОМАН "ДОН КИХОТ" (ФРАГМЕНТЫ).

У. Шекспир Трагедии: "Ромео и Джульетта", "Гамлет"

Ж.Б. Мольер "Мещанин во дворянстве"

Одна комедия по выбору.

Ф. ШИЛЛЕР "Коварство и любовь"

Учебно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе


п/п


Наименование разделов

Всего часов

Плановых уроков

Внеклассное чтение

По развитию речи

Всего

по разделу

1

Основные этапы развития русской литературы.

1

-

-

1

2

Древнерусская литература

3

-

-

3

3

Литература XVIII века. Классицизм и сентиментализм.

9

-

-

9

4

Литература 1 половины XIX века. Романтизм.

4

-

-

4

5

Реализм в русской литературе

29

2

6

36

6

Литература 2 половины XIX века.

6

3

-

9

7

Русская литература XX века

23

3

4

30

8

Зарубежная литература

8

1

-

9




Итого:

83

9

10

102




Содержание программы

  1. Основные этапы развития русской литературы. – 1 ч.

  2. Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве»– 3 ч.

  3. Литература XVIII века Классицизм и сентиментализм. М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны», «Разговор с Анакреоном» (в сокращении), «Случились два астронома на пиру» Г.Р.Державин «Фелица» (в сокращении), «Властителям и судьям», «Памятник». Д.И.Фонвизин «Недоросль» (фрагменты), Н.М.Карамзин «Бедная Лиза», А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы «Любани», «Пешки») . - 9 ч.

  4. Литература 1 половины XIX века Романтизм. В.Н.Жуковский «Лесной царь», «Вечер», «Море», «Рыцарь Тогенбург», «Царскосельский лебедь»- 4 ч.

  5. Реализм в русской литературе. А.С.Грибоедов «Горе от ума» (в сокращении), И.А.Гончаров и А.А.Григорьев о «Горе от ума», А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье…», «На холмах Грузии…», «Я вас любил…», «Мадонна», «Пророк», «Я памятник себе воздвиг…», «Евгений Онегин» (в сокращении), «Медный всадник», В.Г.Белинский «Сочинения Александра Пушкина» (статьи 8 и 9 - отрывки), М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта», «Поэт», «Как часто, пёстрою толпою окружён…», «И скучно, и грустно…», «Прощай, немытая Россия…», «Родина», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Молитва», «И скучно, и грустно…», «Дума», «Пророк», «Герой нашего времени» (главы «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мэри»), Н.В.Гоголь «Мертвые души» (т.1, гл.1, 2, 6, 11), «Выбранные места из переписки с друзьями» - 29 ч.

  6. Литература 2 половины XIX века. Н.А.Некрасов «Перед дождём», «Тройка», «Давно – отвергнутая любовь…», «Я сегодня так грустно настроен…», Н.С.Лесков «Старый гений» Л.Н.Толстой «Юность» (главы из повести), «Казаки» (в сокращении)– 6 ч.

  7. Русская литература XX века. И.И.Бунин «Ещё и холоден и сыр…», «Слово», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…», «Холодная осень», «Чаша жизни», М.Горький «Макар Чудра», А.А.Блок «О, я хочу безумно жить…», «Да. Так диктует вдохновенье…», «Ты – как отзвук забытого гимна…», «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…», С.Есенин «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…», «Низкий дом с голубыми ставнями…», «Собаке Качалова», «Звёзды», «Лебёдушка», М.А.Булгаков «Собачье сердце» (в сокращении), А.Платонов «Песчаная учительница», «Сокровенный человек», М.А.Шолохов «Судьба человека» (в сокращении), В.М.Шукшин «Мастер», «Крепкий мужик», «Чудик», Н.М.Рубцов «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…», «Песня», «Берёзы», «Ведение на холме» (в сокращении), «Памяти матери», «Первый снег», «Последняя ночь», «Сергей Есенин», «Приезд Тютчева», Ф.Абрамов «Поездка в прошлое», «Деревянные кони», Ч.Айтматов «Буранный полустанок» («И дольше века длится день») (фрагменты) – 23 ч.

  8. Зарубежная литература . Мифы Древней Греции. Гомер «Илиада», «Одиссея» (фрагменты), В.Шекспир «Ромео и Джульетта», «Гамлет» (отрывки), Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве» (отрывки), Ф.Шиллер «Коварство и любовь» (отрывки), Данте «Божественная комедия» (отрывки), Гете «Фауст» (фрагменты), Сервантес «Дон Кихот» (отрывки) -8 ч.

  9. Уроки внеклассного чтения - А.С.Пушкин «Цыганы», лирика Байрона, Н.В.Гоголь «Невский проспект», А.Н.Островский «Лес», стихотворения Н.А. Некрасова, рассказы И.Бунина, рассказы М.А.Булгакова, стихотворения Н.М.Рубцова, Античная лирика - 9 ч.

  10. Уроки развития речи - 10 ч.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа предназначена для обучения в 9 классе общеобразовательного учреждения «мбоу саклов-Башская сош» icon Приказ г. Рассказово >12. 04. 2012 №87 Об итогах муниципального этапа...
Мбоу сош №3), из муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4(далее –мбоу сош №4)...
Рабочая программа предназначена для обучения в 9 классе общеобразовательного учреждения «мбоу саклов-Башская сош» icon Основная образовательная программа основного общего образования муниципального...
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «сош №42»на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа предназначена для обучения в 9 классе общеобразовательного учреждения «мбоу саклов-Башская сош» icon Программа муниципального казенного общеобразовательного учреждения «сош №2 с. Алтуд»
Содержание образовательной программы по уровням образования (по ступеням обучения)
Рабочая программа предназначена для обучения в 9 классе общеобразовательного учреждения «мбоу саклов-Башская сош» icon Рабочая программа по литературе в 11 классе составила учитель
...
Рабочая программа предназначена для обучения в 9 классе общеобразовательного учреждения «мбоу саклов-Башская сош» icon Рабочая программа по литературе в 5 а классе на 2013 2014учебный год
Данная рабочая программа по литературе предназначена для учащихся 5а класса мобу сош №74 и рассчитана на 2013/2014учебный год
Рабочая программа предназначена для обучения в 9 классе общеобразовательного учреждения «мбоу саклов-Башская сош» icon Рабочая программа по литературе разработана для обучения в 9 классе мбоу «Сырцевская оош»
Требований федерального государственного образовательного стандарта по литературе (базовый уровень),2004г
Рабочая программа предназначена для обучения в 9 классе общеобразовательного учреждения «мбоу саклов-Башская сош» icon Рабочая программа Литературное чтение умк «Школа России»
Программа согласована Программа разработана на мо учителей начальных классов с зам директора по нмр учителем начальных классов мбоу...
Рабочая программа предназначена для обучения в 9 классе общеобразовательного учреждения «мбоу саклов-Башская сош» icon Рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе Образовательной...
Рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе Образовательной Программы основного общего образования мбоу сош с....
Рабочая программа предназначена для обучения в 9 классе общеобразовательного учреждения «мбоу саклов-Башская сош» icon Рабочая программа по литературе для V класса создана на основе федерального...
Рабочая программа предназначена для организации учебного процесса в 5 классе мбоусош с. Каменка
Рабочая программа предназначена для обучения в 9 классе общеобразовательного учреждения «мбоу саклов-Башская сош» icon Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе...
...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции