Тема: «Особенности эпистолярного жанра»




Скачать 66.8 Kb.
Название Тема: «Особенности эпистолярного жанра»
Дата публикации 21.09.2014
Размер 66.8 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Философия > Документы
Тема: «Особенности эпистолярного жанра»

Цель: познакомить учащихся с эпистолярным жанром – со структурой письма и его этикетными особенностями; научить выдерживать письмо в одном стиле и в рамках одной тематики; развитие речи учащихся.

Оборудование: книги, содержащие переписку известных людей.

Ход урока

Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни,-

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты.

Н. Рыленков

  1. Работа с эпиграфом.

- Как вы понимаете смысл эпиграфа?

- Жизнь сказанного зависит от того, какие слова ты подобрал.

- Найдите в эпиграфе слова – антонимы. Какова их стилистическая роль? Как называется стилистическая фигура, построенная на антонимах?

- Антонимы в тексте слова – горят или стынут. Стилистическая фигура, построенная на антонимах, называется антитезой.

- Укажите сравнительные обороты. Какую синтаксическую роль они выполняют? Какова их стилистическая функция?

- Сравнительные обороты как жар, словно камни в предложении являются обстоятельством.

- Дайте характеристику предложения.

- Сложное предложение с разными видами синтаксической связи.

  1. Объяснение нового материала.

  1. Работа со словарём иностранных слов.

Эпистола (греч.) – устное письмо, послание.

Эпистолярный (греч.) – свойственный письмам, написанный в форме писем, состоящий из писем.

Адресат (нем.) – получатель, лицо, которому адресовано почтовое отправление, телеграмма.

Адрес (фр.) – местожительства определённого лица или местонахождение учреждения, предприятия, организации и т.д.; обозначение местонахождения на почтовом отделении.

Адресант (нем.) – отправитель, лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление.

  1. Слово учителя.

- Письма – широко распространённый и доступный всем жанр общения. В форме писем создано немало литературных, философских, научных произведений.

В личных письмах известных деятелей – писателей, учёных, путешественников, людей разных профессий и знаний – неоценимое богатство мыслей, опыта, фактических известий. Вот почему эти письма собираются, хранятся, публикуются. Дороги священной памятью письма фронтовиков. Их нужно беречь, их нужно изучать.

К наследию учёных и творческих работников относят и их письма. Эту часть материалов принято называть эпистолярным наследием. Мы располагаем большим эпистолярным наследием А. Пушкина, Л. Толстого, А. Чехова, К. Циолковского, Д. Менделеева и др.

Сегодня мы с вами будем говорить об особенностях эпистолярного жанра.

  1. Тренировочные упражнения.

  1. Деловое письмо (работа с текстом).

Для решения вопроса применения в наших изделиях термостата с интегрированным датчиком температуры «Schrof» (номер заказа…) прошу Вас сообщить дополнительные характеристики на него, отсутствующие в каталоге:

- температурный режим эксплуатации, а именно: возможно ли применение термостата при начальной (до прогрева) температуре окружающей среды до минус 50 градусов С ;

- выдерживает ли термостат условия транспортировки от минус 60 градусов С до плюс 65 градусов С (в нерабочем состоянии);

- класс защиты EP;

- материал корпуса термостата.

Прошу Вас также сообщить, изготавливаются ли фирмой «Schrof» кондиционеры типа, … имеющие дополнительный режим работы «ОБОГРЕВ» при отрицательных температурах.

Главный инженер А.В. Смирнов

Степень защиты - IP20. Обогрева нет. При понижении температуры возможна потеря эластичности пластика.

Материал: полипропилен.

Подпись

  1. Беседа.

- Каковы особенности делового письма?

- Наиболее типичными свойствами официально-деловой письменной речи являются:

- функциональность и рациональность языка и стиля делового письма;

- лаконичность и достаточность информативного содержания;

- логичность и структурированность изложения;

- стандартизация и унификация языковых и текстовых средств.

  1. Частное, неофициальное письмо (работа с текстом.)

Письмо К.М. Симонова сыну Алексею.

Дорогой сын!

Письмо твоё меня порадовало здравым суждением о будущей жизни, деловым тоном и требованием обоюдной правды в разлуке насчёт хорошего и плохого, радостей и трудностей.

…Положено в письмах подавать отцовские советы. Вообще воздержусь, но один, перед твоим отъездом на зимовку, дам.

Ты, наверное, и слышал, и мог составить себе представление по тому, что я писал, что во время войны я в общем вёл себя не трусливо.

Но тебе и именно сейчас я хочу сказать вот что: я делал то, что нужно, и то, что согласовалось с моим понятием о человеческой чести и мужском достоинстве. Но помни, если ты имеешь ныне удовольствие иметь живого и здорового отца, а не могилку и воспоминания, то помимо воли случая – это потому, что я никогда не рисковал сдуру, был очень аккуратен, выдержан и осторожен во всех случаях, когда была реальная опасность, хотя и не бегал от неё.

К чему я это пишу тебе сейчас, тебе ясно. То, что мы все под богом ходим, я знаю лучше многих других, но в то же время многое в нашей власти, если не идти никогда ни на чьи, в том числе и на собственные, подначки, и во всех рискованных случаях держать свои чувства в собственном кулаке и помнить, что необходимо так или иначе сделать дело. А попутная, лезущая в глаза смелость – вещь привходящая, дерзость – тоже вещь привходящая, хотя за них мельком, случается, и пошекочут похвалами.

Но дело, сделанное и без особо очевидных проявлений смелости, остаётся сделанным делом. А смело сломанная голова при недоделанном деле есть предмет минутного восхищения – не более.

- Передайте свои впечатления от письма. Какова его главная мысль? Согласны ли вы с нею.

- Письмо носит поучительный характер, но делает это автор письма ненавязчиво. К. Симонов хочет, чтобы сын не совершал опрометчивых поступков.

- Дайте общую характеристику текста.

- Письмо построено в форме монолога. Слова автора не требуют ответа. Употребление разговорных слов говорит о доверительных отношениях отца и сына.

4. Беседа.

- Можно ли утверждать, что частое употребление местоимения я в тексте – всегда проявление нескромности, сомнения говорящего?

- Нет.

- Послушайте отрывок из письма А.П. Чехова Я.П. Полонскому.

Несколько дней, многоуважаемый Яков Петрович, я придумывал, как бы получше ответить на Ваше письмо, но ничего путного и достойного не придумал и пришёл к заключению, что на такие хорошие и дорогие письма, как Ваше, я ещё не умею отвечать…

…Мне стыдно, что не я первый написал Вам. Признаться, давно уже хотел написать, да стеснялся и трусил.

…На Ваше желание посвятить мне стихотворение я могу ответить только поклоном и просьбой – позволить мне посвятить Вам в будущем ту мою повесть, которую я напишу с особенною любовью. Ваша ласка меня тронула, и я никогда не забуду её…

- Прочитайте второй раз отрывок, опустив местоимение я. Всегда ли это возможно? Какие части письма при этом теряют тон учтивости, деликатности?

- Местоимение я не всегда уместно опускать. Третья часть при этом теряет тон учтивости, деликатности.

- Посвятил ли А.П. Чехов повесть Я.П. Полонскому? Какую?

- «Степь».

- Почему личное и притяжательное местоимение 2-го лица написаны с прописной буквы?

- В письме обращение к одному лицу, уважительная форма.

  1. Итог урока.

- Случалось ли вам писать письма? Были ли при этом трудности? Возможно, Вам пригодятся советы из статьи «Письма».

Письмо должно быть написано разборчиво и аккуратно. Иногда стоит написать черновик, а потом переписать набело. В конце подпишись и поставь дату. Страницы письма, если оно не уместилось на одной, пронумеруй.

Избегай зачёркиваний. Зачёркнутые слова или предложения могут навести на мысль, будто автор сперва пустился в откровенность, а потом передумал и написал нечто не столь искренне и правдивое.

В деловых письмах – письме к директору школы, в которую ты хочешь перевестись, в училище, куда ты собираешься поступить, в редакцию газеты или журнала – не рекомендуется делать приписки – постскриптумы (PS). В письмах же, которыми обмениваются сверстники, это не возбраняется – делай приписок сколько душа пожелает.

Содержание делового письма должно быть изложено чётко и ясно, но как можно лаконичнее – чем короче письмо, тем больше шансов получить на него ответ. Очень важно уже в первой фразе изложить суть дела: о чём ты просишь, спрашиваешь или что предлагаешь. Аргументы и подробности приводятся дальше, желательно с красной строки.

Случается иногда, что ребята, подчеркнув ошибки, посылают или отдают письмо его автору. Это смешно.

Нельзя вскрывать и читать чужие письма, открытки.

Все мы любим получать письма, но для этого нужно и самим не забывать о друзьях и близких.

(«Магистр вежливых наук»)

  1. Домашнее задание: написать письмо на предложенные темы: «С чего начинается Родина?», «Письмо на космическую орбиту», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Письмо в 1941-й год», «Герой нашего времени», «Учусь у М.В. Ломоносова», «Вообрази себя деревом, растущим в лесу. Напиши кому-нибудь письмо и объясни, почему так важно защищать леса».



«Особенности эпистолярного жанра»

Методическая разработка проведения Урока письма

Симонова Марина Борисовна,

учитель русского языка и

литературы МОУ СОШ № 3

ст. Фастовецкой

муниципального образования

Тихорецкий район

Адрес ОУ: 352101,

Краснодарский край,

Тихорецкий район,

ст. Фастовецкая,

ул. Ленина, 9

Домашний адрес: 352101,

Краснодарский край,

Тихорецкий район,

ст. Фастовецкая,

ул. Красная, 41 а

2011 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Особенности эпистолярного жанра» icon «Письмо ─ «чудо, прошедшее через века»
Цель урока: возрождение традиций эпистолярного жанра, обращение внимание школьников на ценность родного языка
Тема: «Особенности эпистолярного жанра» icon Учащихся о жизни и творчестве А. С. Пушкина; познакомить с жанром...
Цель урока. Углубить представление учащихся о жизни и творчестве А. С. Пушкина; познакомить с жанром послания; раскрыть особенности...
Тема: «Особенности эпистолярного жанра» icon Особенности сказок л. Петрушевской
М. П. Шустов подчеркивает, что Петрушевская игнорирует законы литературной сказки и «это приводит к разрушению традиционного жанра,...
Тема: «Особенности эпистолярного жанра» icon Вопросы для подготовки к вступительному испытанию по литературе
Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. “Слово о полку Игореве”. История открытия “Слова о...
Тема: «Особенности эпистолярного жанра» icon Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной...
Тема: Социально-психологические особенности личности молодых людей, занимающихся видами спорта, связанными с повышенным риском
Тема: «Особенности эпистолярного жанра» icon М. А. Базанов (Челябинский государственный университет)
Д. С. Лихачев о времени создания «Слова о полку Игореве»: из эпистолярного наследия ученого
Тема: «Особенности эпистолярного жанра» icon Контрольная работа по курсу «История кино» на тему: «Фильм «Нуар»: особенности, стиль, герои»
В октябре 1941 года на экраны американских кинотеатров выходит "Мальтийский сокол" режиссера Джона Хьюстона, ознаменовавший рождение...
Тема: «Особенности эпистолярного жанра» icon Тема урока Коли
Сказка и ее особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители собиратели
Тема: «Особенности эпистолярного жанра» icon Тема: Толерантность старших подростков различной национальности
Теоретичеcкое изучение толерантноcти и особенности его cтановления в cтаршем подростковом возрасте
Тема: «Особенности эпистолярного жанра» icon Урок (литература + математика). Технологии
Тема: Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Особенности композиции романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции