Картины зимы в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» Тип урока: Урок изучения нового материала




Скачать 132.35 Kb.
НазваниеКартины зимы в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» Тип урока: Урок изучения нового материала
Дата публикации08.10.2014
Размер132.35 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > География > Урок


Министерство образования Республики Марий Эл
Муниципальное образовательное учреждение «Азановская средняя

общеобразовательная школа Медведевского района»

Картины зимы

в стихотворении А.С. Пушкина

«Зимнее утро»
Урок чтения в 3 классе

Учитель: Берлинская

Людмила Васильевна,

учитель начальных классов


с. Азаново

2005 г.
Паспорт

учебного показательного занятия.

Предмет: Чтение.

Учебник «Живое слово» З.И. Романовская 3 класс.

Тема: Картины зимы в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро»
Тип урока: Урок изучения нового материала.

Форма проведения урока: Урок – Путешествие.
Цели и задачи:


  1. – Продолжить знакомство с биографией и творчеством А.С.Пушкина; познакомить со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро».

- Познакомить учащихся с художественным средством -антитезой.


  1. – Содействовать формированию любви к Родине.

- Формировать бережное отношение к природе родного края.

- В целях решения задач физического и санитарно-гигиенического воспитания развивать работоспособность учащихся через профилактику утомления.


  1. – Развивать умение выделять главное в тексте.

- Развивать у учащихся самостоятельное мышление, творческое воображение, способность к творческой самореализации.

- Обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний в ходе работы над выразительным чтением стихотворений.

Основные дидактические методы:


  • На первом этапе повторения ранее изученного материала

- инструктивно – практический.


  • На этапе изучения нового материала

- принципы самореализации познавательной работы учащихся.


Формы работы.


  1. Беседа.

  2. Чтение (выразительное чтение учителем, художественное чтение актером, чтение наизусть учащимися, самостоятельное чтение).

  3. Отгадывание кроссворда.

  4. Устное рисование.

  5. Сообщения учащихся (на основе индивидуальной самостоятельной подготовки материала).

  6. Самостоятельная работа по выделению смысловых частей, художественно-выразительных средств произведения.

  7. Словарная работа.

  8. Работа по теории литературы.

  9. Работа с учебником.

  10. Слушание грамзаписи.

  11. Заочное путешествие по пушкинским местам.

  12. Дыхательная гимнастика, речевая разминка, физпауза.


Дидактические средства.


  • портрет А.С.Пушкина:

  • иллюстрация с изображением памятника поэту;

  • выставка книг о поэте;

  • фоторепродукции «Подруга дней моих суровых», «Михайловское»;

  • фотовыставка учителя Азановской средней школы Касаткиной В.И. «Зимы волшебные»;

  • серия картинок «Михайловское»;

  • музыкальное сопровождение: Г.Свиридов «Метель», П.Чайковский «Время года. Январь», Покровский «Зимнее утро», звон колокольчиков.


Методическая литература.


  • М. Басина «Там, где шумят Михайловские рощи». М., Просв., 1997 г.

  • Н.Дозиро «Вдохновение завтрашнего дня: Стихотворения». М., «Молодая гвардия», 1983 г.

  • «Жизнь и творчество А.С. Пушкина». М., Детская литература, 1989 г.

  • З.И. Романовская «Методические рекомендации к урокам чтения». М., Просв., 1999 г.


План проведения урока.


    1. Орг. Момент.

    2. Дыхательная гимнастика и речевая разминка.

    3. Повторение ранее изученного материала.

    4. Изучение нового материала.

    5. Физминутка.

    6. Закрепление нового материала.

    7. Домашнее задание.

    8. Итог урока.



Ход урока:


Организационный момент.


  1. Дыхательная гимнастика и речевая разминка.

  2. А.С.Пушкин. Это имя сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышим его в раннем детстве и, еще не умея читать, уже повторяем со слов бабушки или мамы строки «Ветер по полю гуляет и кораблик подгоняет…» В школьные годы приходит мир пушкинских сказок:

Там чудеса, там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей…

Сказки Пушкина, повести Пушкина, лирика Пушкина…

Они никогда не уходят из жизни. Они всегда рядом с нами.


  1. На прошлом уроке мы с вами начали путешествие по стране «О, Пушкин!» Сегодня мы продолжим наше путешествие. Узнаем много нового из жизни поэта. Давайте перелистаем календарь и вспомним, что вы уже узнали о жизни Александра Сергеевича.

- Где он родился? Дата.

- Кто были его лучшими друзьями в детстве?

- Где учился Александр Сергеевич с 12 лет?

- Что воспитывали в лицеистах преподаватели? (любовь к свободе, Родине, своему народу).

- Почему царь сослал Александра Сергеевича Пушкина в ссылку? (некоторые стихи его были направлены против царя и его приближенных. Вот почему царь заявил, что поэта «надобно сослать из-за возмутительных стихов», Пушкин стал опасным противником царя).

(Звучит колокольчик).

Итак, IV календарная страница – станция «В ссылке».


  1. Вступительная беседа.

В мае 1820 года поэта сослали на юг России в Кишинев. Здесь было тайное южное общество, которое выступило против царя. Александр Сергеевич не был членом общества. Но с его участниками имел тесную связь. Ссылка угнетала и мучила его, но он умел побеждать чувство тоски и одиночества. В Молдавии им было написано примерно 100 стихов. И в 1822 году он пишет стих «Узник», в котором отразилась тоска по свободе. (Ученик читает стих).

Но вскоре царь приказывает поэту выехать на новое место ссылки. В августе 1824 года поэт прибыл в село Михайловское, где находилось родовое имение поэта.

В двух верстах от деревни, на косогорье, одиноко стоял деревянный барский дом в один этаж. Внизу под горой текла река. За лугами по обе стороны виднелись два больших озера. За усадьбой насколько видно было глазу – синел сосновый бор.

Дом был старый, половицы скрипели. Парадные комнаты были заперты, окна занавешены. Зимой отапливались только три комнаты.

Здесь он долгое время жил один, без друзей. За ним строго следили местные власти. Потом поэт привык к этим местам, работа заняла его. В своих произведениях он описывал занесенные снегом леса, свой одинокий дом, старую няню (стихотворение «Няне»).

Няня Арина Родионовна – это чудесная русская женщина. Она разделила с поэтом тяжелые годы изгнания, няне шел седьмой десяток. Она бодрилась, сама топила печи, варила кофе. Няня не обучена была грамоте. Ее руки привычны были к веретену, а не перу. Это была «старушка бедная», но с богатой душой. Няня и Пушкин много дней и вечеров провели вместе. Так было в детские годы поэта, в юности и в годы ссылки в Михайловском. Как в детстве она пела старинные песни и рассказывала чудесные сказки.

Позже на сюжеты, записанные со слов няни, поэт напишет несколько замечательных сказок (стих).

Забота и любовь няни скрашивали поэту ссылку.

- Ребята, какие сказки Пушкина вы знаете?

Обзор по выставке рисунков учащихся.


  1. Сегодня мы познакомимся с одним из замечательных стихотворений, которое было написано поэтом, когда он находился в Михайловском. А с каким? Узнаете, разгадав кроссворд.

  1. Любимый предмет злой мачехи, на который она разозлилась.

(Зеркальце)

  1. Прозвище старика в сказке «Сказка о рыбаке и рыбке».

  2. Насекомое, которое стало оружием мести в сказке Александра Сергеевича Пушкина.

  3. Там, за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая…

5. Лесной зверек, живший в хрустальном дворце.

6. Какой предмет закидывает старик в синее море.

7.Птица, которая была посажена на спину для охраны границы.

8.Братья царевны – Лебедь из «Сказки о царе Салтане».

9.Что обязались платить черти до самой смерти.

10.Любимое кушанье Балды.





П
















Р




О













С




Т

П




О

К

Е

В

О

Ф

О

Б

Н

Т

И

Б

П

З

И

М

Н

Е

Е

У

Т

Р

О

Е

Л

А

О

Л

В

Х

Я

О

Л

Р

Я

Р

Р

К

О




З

К

Ь

К




А

А

Д

И




Б

А







А

Л




Ь

Ц

Е






Физминутка.
6.I. Итак «Зимнее утро». Послушайте его (читает ученик).

- Представьте картины к стихотворению (Скажите, о чем это стихотворение?).

- Какие картины вы представили, когда слушали стихотворение?

(Утро, солнце свежит, красавица дремлет, вечер, вьюга, голубые небеса, солнце блестит, прозрачный лес, комната блеском озарена, печь трещит затопленная, бурая кобылка).

- Какое чувство передает поэт читателям и слушателям? И о чем оно вызвано? (Чувство радости вызвано красотой зимнего утра),

- Да, это одно из самых радостных и светлых стихотворений великого поэта. А источником этой радости является красота окружающего мира, красота зимней природы. Настоящая красота, конечно же, вызывает у человека чувство радости, делает его добрым.

- Кроме радости, какое еще чувство выражено в одной из строф стихотворения? (Чувство печали).

- Радость и печаль находятся рядом в художественном мире Пушкина.

- Перед вами репродукция картины Бориса Щербакова «Зимнее утро».

Все творчество этого художника можно определить одним словом – Родина. Он посвятил много работ именам, столь близким и любимым народам – М.Лермонтова, И.Тургенева, Л.Толстого и конечно же А.Пушкина. Он воспел село Михайловское в серии картин.

Красота зимней природы никого не может оставить равнодушным. И не зря композиторы изобразили природу музыкальными звуками, художники написали прекрасные пейзажи, изображающие родную природу.

Эта картина, как нельзя лучше передают радостное настроение зимнего утра. Природа, окружающее Михайловское схожа с нашей. Ведь наша Республика Марий Эл находится также в средней полосе России, на Среднерусской равнине.

Поэтому нам не раз приходилось видеть зимой такую красоту и цитировать строки «Мороз и солнце день чудесный…»

А здесь, ребята, фотовыставка «Пейзажи родного края», которую представила нам учительница школы Касаткина В.И.
II. Словарная работа.
- Сейчас, ребята, самостоятельно, вполголоса прочитайте и разбейте стихотворение на смысловые части.

- Сколько частей у вас получилось? (5)

- Какие слова вам показались не совсем понятные в стихотворении?

Вечор – вчерашний день

Нега - полное довольство, блаженство

Мгла - непрозрачный воздух от тумана, пыли, дыма, сумерек

Аврора-богиня утренней зари.
- Давайте проследим, как меняются настроения и чувства поэта строка за строкой?
III. Работа по частям.
1 часть читает Настя.

- На что мы обращаем внимание в этой части? (На красоту зимней природы).

- Как часто многие люди в солнечную погоду снежной зимы свое восхищение чудом красоты выражает именно пушкинскими строками «Мороз и солнце день чудесный».

- На что еще вы обращаете внимание? (Поэт обращается к красавице, будит ее).

- Прочитайте, как об этом пишет поэт.

- Работа над содержанием. (Читает учитель, дети ставят логические ударения и паузы).
2 часть читает Стасик.

- Соответствует ли название стихотворения картине, нарисованной в этих строках? (Нет).

- Что здесь вы представляете?(Пасмурный вечкр, непогода, картина мрачная, настроение печальное).

- В чем причина возникновения печали? (Сила мглы, вьюги вызывают у поэта печаль и грусть).

- Может ли вьюга злится? (Нет).

- Какое литературное средство использует автор? (Олицетворение).

- Еще, в какой строке вы видите олицетворение? (Мгла носилась, тучи мрачные).

- Какой изображена зима в этой строфе? (Зима буйная, злая).

- I и II строфы стихотворения «Зимнее утро» противопоставлены друг другу. Радости утра, начинающегося зимнего дня противопоставлена печаль вечера.

Художественный прием противопоставления называется антитеза.

- Работа на выразительность чтения.

3 часть читаем по «цепочке».

- Что вы заметили в этой строфе? (Печаль исчезла, уступила место радости).

- Каким литературным средством передается красота зимнего утра? (эпитеты – художественные образы).

- Образ складывается из красоты, звуков, картин из окна.

- Какие краски вы представляете? (Голубые небеса, прозрачный лес чернеет, зеленеет сквозь иней ель).

- Прозрачность, торжественность описанию придают слова, обозначающие сверкание, блеск.

- Найдите эти слова в 3 части [блестя, блестит] блеском озарена.
4 часть читает Андрей.

- Чем дополняется радостное настроение в этой строфе? (Описанием комнаты, трещит печь).

- Каждое слово усиливает впечатление радости.

В этом стихотворении с образом домашнего очага входит тема родины, России – эта тема одна из основных тем в творчестве А.С.Пушкина.

- Работа над выразительностью.
5 часть читает Тома.

- Куда собирается герой стихотворения?

- Чем передается движение? (Присутствием нового образа – коня).

- Ребята, конь в поэзии – символ устремленности к цели.

Здесь чувствуется движение. Движение в природе пробудило поэта к жизни, творчеству, радости воспоминаний.

- Работа над выразительностью.

- Ребята, мы заканчиваем разбор стихотворения. Как вы думаете, кого мы можем представить в образе красавицы?

- Как еще ее называет поэт? (Милый друг, друг прелестный).

- Это его невеста Н.Н. Гончарова, которая впоследствии станет женой поэта. Именно она является красавицей в стихотворении «Зимнее утро».
IV. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению.

- А сейчас послушайте чтение актера и подготовьте выразительное чтение (1-2 ученика).
V. Заключение.

- Ребята, припомните и сравните другие стихи Александра Сергеевича о зиме. Есть ли в них сходство в изображении зимы? («Вот ветер тучи нагоняя», «Зимняя дорога»).

- Зима Пушкина не усыпляет, а наоборот, зовет к пробуждению.

- Как вы думаете, как поэт относится к зиме? (Да, он ее любит. Об этом можно судить по стихам. Сколько замечательных стихов о зиме! Мы еще на следующем уроке узнаем).

- Творчество Александра Сергеевича Пушкина дорого всем. Наверное, нет такой семьи, в которой не было бы книг великого поэта. Многие его произведения переведены на языки всех народов и народностей Росси, языки других народов мира.

Марийский писатель С.Г.Чавайн перевел некоторые стихи поэта на марийский язык. Послушайте, как звучит на марийском языке стихотворение «Зимняя дорога». )Читает ученица).

Пушкин будит в наших сердцах любовь к слову, завораживает музыкой и простотой стихов. Два искусства – поэзия и музыка – это необыкновенное чудо, заставляющее радоваться и грустить. Смеяться и плакать, каждый раз волноваться от этой встречи с прекрасным. Многие его стихи переложены на музыку. Есть романсы. Предлагаю послушать песню «Зимняя дорога» в грамзаписи.
VI. Домашнее задание. Выучить наизусть и нарисовать рисунки к стихотворению.
VII. Итоги урока.

- Что вы узнали нового о жизни и творчестве А.С.Пушкина сегодня на уроке?

- Какой изображена зима в стихотворении «Зимнее утро»?


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Картины зимы в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» Тип урока: Урок изучения нового материала iconКонспект урока для 6 класса по теме: «Стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Образовательная цель: познакомить учащихся со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро»

Картины зимы в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» Тип урока: Урок изучения нового материала iconТема: Контраст настроений в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро»,выявить контраст настроений внутри произведения

Картины зимы в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» Тип урока: Урок изучения нового материала iconУрок литературы (интегрированный урок литературы и психологии). 6...
А. С. Пушкина «Зимнее утро», его анализ с целью выявления средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни, мотивы...

Картины зимы в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» Тип урока: Урок изучения нового материала iconТема: «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро». Цели урока
Цели урока: развивать умение анализировать лирическое произведение: соотносить картины природы с настроением лирического героя; учить...

Картины зимы в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» Тип урока: Урок изучения нового материала iconУрок-концерт «Зимнее утро»
Но еще больше любили это время года русские поэты, находя в зиме много нового и неизведанного, превращая любой уголок родной природы...

Картины зимы в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» Тип урока: Урок изучения нового материала iconПлан проведения урока-исследования по стихотворению А. С. Пушкина «Зимнее утро» в 10 классе

Картины зимы в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» Тип урока: Урок изучения нового материала iconУрока: Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Цели урока: Развивать навыки восприятия поэтического слова, поэтических образов, навыки анализа поэтического текста, совершенствовать...

Картины зимы в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» Тип урока: Урок изучения нового материала iconУрок с использованием информационных технологий Тема: Г. Х. Андерсен «Русалочка»
Новизна данной разработки урока заключается в том, что этапы введения в тему и изучения нового материала сопровождаются икт. Их включение...

Картины зимы в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» Тип урока: Урок изучения нового материала iconПроект на уроке литературы. «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Проект на уроке литературы. «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро», 6 класс

Картины зимы в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» Тип урока: Урок изучения нового материала iconУрок изучения нового материала с использованием икт (урок с мультимедийной...
Тема: А. С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути. «Руслан и Людмила». Пролог

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции