Урока Тема урока




НазваниеУрока Тема урока
страница1/7
Дата публикации28.09.2014
Размер1.45 Mb.
ТипУрок
literature-edu.ru > Литература > Урок
  1   2   3   4   5   6   7




Рабочая программа по литературе.

9 класс(102 часа)






№№

урока



Тема

урока


Тип

урока


Элементы содержания урока


Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся


Виды контроля,

самостоятельной

деятельности



Домашнее

задание

1

2

3

4

5

6

7










ВВЕДЕНИЕ

(1 час)











1


Лите-рату­ра в духов­ной жизни человека


Урок-бе­седа, урок-прак­тикум


Литература как искусство слова.

Роль лите­ратуры в духовной жизни человека. Нацио­нальная самобытность русской литературы.

Выявление уровня литературного развития учеников.

Беседа о прочитанных за лето книгах. Тестирование.

Знакомство с учебни­ком литературы


Знать: основную проблему изучения лите­ратуры в 9 классе (взаимосвязь литературы и истории); содержание и героев произве­дений, изученных в 5-8 классах. Понимать: роль литературы в духовной жизни человека; значение изучения лите­ратуры; гуманизм, гражданский и патрио­тический пафос русской литературы. Уметь: строить развернутые высказыва­ния о прочитанных книгах; пересказывать сюжеты произведений; характеризовать героев и их поступки



Тест


Чтение ста­тьи «Древ­нерусская литерату-ра»

(с. 4-8), «Слова о пол­ку Игореве»









ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

(3 часа)












2


1


«Слово о полку Игоре-ве»


2


Урок изуче­ния но­вого мате­риала (лек­ция), урок-беседа

3


Повторение изученного по древнерусской литературе. Обзорная характеристика древнерусской литературы, ее жанровое разнообразие.

Основные черты древнерус­ской литературы (исторический характер, этикетность).

Периоды развития древнерус­ской литературы.

Составление плана статьи «Древнерусская литература».

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древ­нерусской литературы.

История рукописи.

Чтение статей «О "Слове о полку Игореве"», «Из

4


Знать: основные черты и жанры древне­русской литературы, этапы ее развития; историю открытия «Слова о полку Игоре­ве»; историческую основу, сюжет и содер­жание «Слова...»; жанровые особенности произведения.

Понимать: отношение неизвестного авто­ра к изображаемому; значение «Слова...» в развитии русской литературы; патриоти­ческий пафос произведения.

Уметь: выразительно читать текст, опре­делять его тему и идею; выяснять значение незнакомых слов; составлять план произ­ведения; строить

5


Составление плана ста­тьи, вопросы и задания

1—5

(с. 8),

1-3

(с. 10),

4

(с. 33)

6


Вопросы и задания 2-7

(с. 34), сообще-ния о князьях - героях «Сло­ва...»

7











истории рукописи»

(с. 8—11).

Пробле­ма авторства. Историческая основа, сюжет «Слова...».

Тема, идея, жанр произведения.

Чтение фрагментов на древнерусском язы­ке, в переводе Д.С. Лихачева. Комменти­рованное чтение произведения в переводе Н.А. Заболоцкого. Словарная работа



развернутые высказыва­ния на основе прочитанного; аргументи­ровать свою точку зрения








3,

4


Худо-жест­венные осо-бенно­сти «Слова о полку Игореве»


Уро-

ки-

прак-

тику-мы


Исторические справки о князьях - героях «Слова...» (сообщения учащихся).

Специ­фика жанра и особенности композиции «Слова...».

Роль «Золотого слова Святосла­ва» в раскрытии идеи произведения.

Герои «Слова...» (Игорь, Ярославна, Святослав и др.).

Символика в произведении. Фольклорные мотивы произведения.

Богатство и разнообразие художественных средств в произведении. Мастерство автора. В. Г. Бе­линский о «Слове...». Словарная работа. Переводы и переложения произведения. «Слово...» в живописи и в музыке-


Знать: сюжет и содержание «Слова...»; разные переводы произведения; специфи­ку жанра, образов, языка «Слова...».

Понимать: позицию автора; патриотиче­ский пафос, актуальность произведения; значение «Слова...» для развития литера­туры и искусства.

Уметь: выразительно читать и пере­сказывать текст, определять его тему и идею; сопоставлять тексты разных пе­реводов одного произведения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; характе­ризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведения литературы, живописи и музыки



Сообщения, вопросы и за­дания

2-7

(с 34)


Вопросы и задания рубрики «Разви-вайте дар слова»

(с. 34), чте­ние статьи

«Русская литера-тура XVIII века»

(с. 35-39), вопросы и за­дания 1—4

(с. 40)









РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

(9 часов)












5

1


Общая характе-ри­стика рус­ской литера-туры XVIII века

2


Урок изуче­ния но­вого мате­риала (лек­ция)

3


Понятие о классицизме. Классицизм в русской и мировой литературе. Истоки классицизма, его характерные черты.

Идея гражданского служения.

Иерархия жанров классицизма.

Развитие культуры в России XVIII века.

Пафос государственного строи­тельства и преобразований.

4


Знать: причины быстрого развития Рос­сии в XVIII веке; понятие о классицизме; особенности русского классицизма; све­дения о писателях XVIII века и их творче­стве.

Понимать: цели и задачи литературы XVIII века; гражданский, дидактиче­ский, сатирический пафос литературы XVIII века, ее значение для дальнейшего развития русской.

5


Вопросы и за­дания

1-8

(с. 40-41)

6


Чтение вступи-тель­ной статьи о М.В. Ломоно-сове

(с. 42-49), вопросы и задания 9

(с. 41),

7









Задача социаль­ного и

нравственного воспитания граждан. Основоположники классицизма в России. Появление новых жанров во второй поло­вине XVIII века.

Обновление принципов классицизма Г. Р. Державиным.

Развитие сентиментализма. Творчество Н.М. Ка­рамзина.

Значение русской литературы XVIII века



литературы

Уметь: сопоставлять конкретные произве­дения и литературные направления





1-5

(с. 49-50)



6


М.В.

Ломо-носов. Ода «Ве­чернее размыш­ление о Божием Вели-честве при случае великого север-ного сия-ния»


Урок изуче­ния но­вого мате­риала (лек­ция), урок-прак­тикум


М.В. Ломоносов - поэт, ученый, гражда­нин.

М.В. Ломоносов - реформатор рус­ского языка и системы стихосложения.

Ода «Вечернее размышление...». Особенности содержания и формы произведения. Восхи­щение «Божием Величеством»,

творениями природы. Изобразительно-выразительные средства, их роль в произведении. Словар­ная работа


Знать: сведения о жизни и творчестве М.В. Ломоносова; теорию «трех штилей»; содержание оды «Вечернее размышле­ние...».

Понимать: идейно-художественный смысл произведения, его философскую глубину; позицию автора.

Уметь: выразительно читать произведе­ние, определять его тему и идею; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений


Пересказ вступитель­ной статьи о М.В. Ломо­носове, выразитель-ное чте­ние, вопросы и задания

1—5

(с. 49-50)


Чтение «Оды на день восшест-вия на Всерос­сийский престол Ее Величест-ва Государы-ни Императ-ри­цы Елисаве-ты Петровны 1747 года» М.В.Ло­моносова, вопросы и за­дания 1—5

(с. 58)



7

1


М.В. Ло­моносов «Ода на день восше­ствия на Всерос­сийский престол Ее Величе-ства Госуда-ры­ни Импе­ратрицы Елисаве-ты Петровны 1747 года»

2


Урок-беседа


3


Особенности жанра оды. Композиция «Оды... 1747 года».

Прославление России, мира, науки и просвещения в произведе­нии.

Роль риторических вопросов и вос­клицаний. Картина мира, образы природы в «Оде... 1747 года».

Изобразительно-

выра­зительные средства, их роль в произведении. Словарная работа

4


Знать: содержание «Оды... 1747 года».

Понимать: идейно-художественный смысл произведения; позицию автора; роль античных образов и образов природы в раскрытии идеи произведения.

Уметь: выразительно читать и анализи­ровать произведение, определять его тему и идею; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений

5


Выразитель-ное чтение, во­просы и зада­ния

1-5

(с. 58),

1-2

(с. 58, рубрика

«Раз­вивайте дар слова»)


6


Задания 3—4

(с. 58, рубри­ка «Развивай­те дар

сло­ва»), чтение вступи-тель­ной статьи о Г.Р. Дер­жавине

(с. 59-63), вопросы и за­дания 1—2

(с. 67)

7


8


Г.Р. Дер­жавин. Стихо­творения «Власти­телям и судиям», «Памят­ник»


Урок-бе­седа, урок-прак­тикум


Слово о поэте-философе Г.Р. Державине.

Идеи просвещения и гуманизма в лирике поэта. Особенности поэзии Г.Р. Державина (соединение «высокой» и «низкой» лексики, простота стиля). Традиции и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Сатира «Властите­лям и судиям».

Эмоциональное обличение беззакония, призыв к справедливости, вы­сокий гражданский пафос стихотворения. Стихотворение «Памятник».

Обращение к античной поэзии.

Тема поэта и поэзии. Оценка собственного поэтического творче­ства. Мысль о бессмертии поэта.

Словарная работа.

Чтение раздела «В творческой лабо­ратории Г.Р. Державина» (с. 65—67)



Знать: сведения о жизни и творчестве Г.Р. Державина; новаторские идеи поэта, особенности его поэтики; содержание стихотворений «Властителям и судиям», «Памятник»; высказывания классиков литературы и критиков о творчестве Г.Р. Державина.

Понимать: философский смысл стихотво­рений, их гражданский пафос; позицию автора; роль ораторских приемов в рас­крытии идеи произведений.

Уметь: выразительно читать и анализи­ровать произведения, определять их темы и идеи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений



Пересказ всту­пительной ста­тьи о Г.Р. Дер­жавине, выразитель-ное чтение, во­просы и зада­ния

1—6

(с. 67),

1

(с. 67,

рубри­ка «Развивайте дар слова»)


Вопросы и задания

2

(с. 67,

руб­рика «Раз­вивайте дар слова»), 1—4

(с. 65-66), чтение вступи-тель­ной статьи об А.Н.

Ра­дищеве (с. 68-74), «Путе-шест­вия из Петер­бурга в Мо­скву»


9


А.Н. Ради­щев «Путе-шествие из Пе­тербурга в Москву» (главы)


Урок изуче­ния но­вого мате­риала (лек­ция), урок-беседа


Слово об А.Н. Радищеве - философе, писа­теле, гражданине.

Политические убеждения писателя.

Идея возмездия тиранам, про­славление свободы в оде «Вольность».

Изо­бражение российской действительности, «страданий человечества» в «Путешествии из Петербурга в Москву». Обличение произ­вола и беззакония.

Словарная работа



Знать: сведения о жизни и творчестве А.Н. Радищева; содержание «Путешест­вия...».

Понимать: гражданский, критический па­фос произведения; позицию автора.

Уметь: воспринимать и анализировать произведение, определять его тему и идею; объяснять значение устаревших слов и вы­ражений


Вырази-тель­ное чтение, вопросы

1—5

(с. 74)


Зада-ние

6

(с 74)
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока Тема урока iconКонспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник»
Цель урока: показать многоплановость и противоречивость образа Владимира Дубровского

Урока Тема урока iconУрока Тема урока Опорные понятия
А. С. Пушкин(5ч.+2ч р р.). Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики

Урока Тема урока iconУрока Тема урока Деятельность учащихся Диагностика Задание для самостоятельной
Нрк. Художественный мир литературного произведения. М. С. Фонотов. «Горное озеро»

Урока Тема урока iconУрока: Тема любви в лирике А. С. Пушкина
Конспект открытого урока, данного перед учителями рмо учителей русского языка и литературы Моргаушского района

Урока Тема урока iconТема урока Тип урока
Анализировать и сравнивать учебник, рабочую тетрадь. Оп­ределять материалы и инстру­менты, необходимые для изго­товления изделий

Урока Тема урока iconТема урока: Любовная лирика А. С. Пушкина Цель урока
Моу степная средняя общеобразовательная школа Ташлинского района Оренбургской области Горбушиной Валентины Ивановны

Урока Тема урока iconКонспект урока. Тема. А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила»: история создания; пролог
Программа литературного образования под редакцией Т. Ф. Курдюмовой (4 урока на эту тему; данный урок – 1)

Урока Тема урока iconТема урока: «Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»
Цели урока: Постичь глубину пушкинского понимания роли поэта и поэзии в жизни человека и общества

Урока Тема урока iconКонспект урока русского языка в 11 классе. Тема урока: А. С. Пушкин...
Цель урока: выявить определяющую роль А. С. Пушкина в создании русского литературного языка, показать, что русский язык является...

Урока Тема урока iconЛитература» Тема урока : «Жанры вокальной музыки»
Цель урока: сформировать представление о тесной связи в песне двух искусств: музыки и литературы

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции