Программа учебной дисциплины Научный дискурс в преподавании русского языка как иностранного По направлению подготовки «Филология»




Скачать 224.22 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины Научный дискурс в преподавании русского языка как иностранного По направлению подготовки «Филология»
Дата публикации01.10.2014
Размер224.22 Kb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > Курсовая работа > Программа
программа учебной дисциплины

Научный дискурс в преподавании русского языка как иностранного

По направлению подготовки «Филология»



Квалификация (степень) «магистр»

МП «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания»

Краткое содержание курса
Целью освоения дисциплины «Научный дискурс в преподавании русского языка как иностранного» является приобретение необходимой теоретической и практической методической подготовки в области преподавания русского языка как иностранного/РКИ/. Данный курс адресован магистрантам специализации РКИ. В нем рассматриваются лингвистические, методические, психолингвистические аспекты обучения русскому языку как иностранному, обсуждаются вопросы специфики научной речи, построения научного текста, принципы отбора и представления учебного материала, проблемы оптимизации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку.
Задача курса – познакомить студентов с методикой работы над научным стилем речи в иноязычной аудитории и сформировать у них необходимые для преподавателя РКИ навыки самостоятельного анализа тех речевых форм, разновидностей, жанров, в которых протекает учебно-профессиональная деятельность студентов-инофонов, а также показать примеры построения эффективных систем упражнений, моделей уроков и целых курсов по обучению научному общению.
Курс предполагает привлечение современных технологий, текстовый материал для исследования отбирается с использованием современных интернет-ресурсов. Письменные домашние и контрольные задания выполняются в электронной форме и высылаются преподавателю по e–mail. Материал лекций представлен в публикациях автора по заявленной проблематике.
1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Научный дискурс в преподавании русского языка как иностранного» являются приобретение необходимой теоретической и практической методической подготовки в области преподавания русского языка как иностранного/РКИ/, способствующей формированию методического мышления и освоению метаязыка методики (лингводидактики) как науки и являющейся определяющим условием для будущей плодотворной педагогической деятельности в образовательной сфере «Филология».

Задача курса состоит в том, чтобы показать различные речевые формы, разновидности и жанры, в которых протекает учебно-профессиональная деятельность студентов-инофонов, и примеры построения эффективных систем упражнений, моделей уроков и целых курсов по обучению русскому языку.
2. Место дисциплины в структуре ООП магистра.

Вариативная часть ООП. Дисциплина специализации РКИ.

Даная дисциплина предназначена для магистрантов-русистов, обучающихся по специализации РКИ. Поскольку дисциплина завершает профессиональную подготовку магистранта (преподается в 1 семестре 2 курса), ее изучение предполагает знание основных лингвистических, методических, психолингвистических аспектов обучения русскому языку как иностранному.

Дисциплина занимает важное место в программе подготовки магистранта, так как в ходе ее изучения формируются знания в области теории преподавания русского языка как иностранного и практические умения самостоятельно создавать учебные материалы с опорой на различные источники информации в зависимости от условий процесса обучения.
3. Требования к результатам освоения дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у магистров следующих компетенций:


    • М-ИК-3: владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; умение анализировать и совершенствовать методы, способы и средства работы с информацией в соответствии с поставленными задачами, связанными с преподаванием русского языка как иностранного;

    • М-СК-2: способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения в области решения проблем, связанных с обучением русскому языку как иностранному;

    • М-СПК-1: способность к самостоятельному усвоению новых подходов к преподаванию русского языка как иностранного;

    • М-СПК-2: способность совершенствовать, развивать и самостоятельно углублять знания, навыки и умения в области преподавания русского языка как иностранного;

    • М-СПК-3: владение навыками работы с различными источниками информации в области описания и преподавания русского языка как иностранного: монографиями, учебниками, учебными пособиями, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернетом и т.п.

    • М-СПК-4: способность продемонстрировать и использовать в учебном процессе сумму теоретических и практических знаний в области функционально-коммуникативного описания русского языка как иностранного;

    • М-СПК-5: способность продемонстрировать и использовать в учебном процессе сумму теоретических и практических знаний в области методики преподавания русского языка как иностранного;

    • М-СПК-6: способность к исчерпывающему описанию фрагмента функционально-коммуникативной лингводидактической модели языка;

    • М-СПК-7: умение самостоятельно создавать учебные материалы с опорой на различные источники информации в области описания и преподавания русского языка как иностранного;

    • М-СПК-8: способность к самостоятельной научно-исследовательской работе в области функционально-коммуникативного описания русского языка как иностранного или в области методики преподавания русского языка как иностранного.

Частично формируются компетенции:

  • М-СК-1: способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (применительно к области описания русского языка в целях его преподавания иностранцам);

  • М-ПК-8 умение создавать, редактировать, реферировать и систематизировать тексты различной стилевой и жанровой принадлежности.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

• специфику дискурса и текста как средств передачи и накопления информации и

понимание дискурса и текста в лингвистике текста;

• основные единицы текстообразования и категории текста;

• основные современные теоретические концепции в области описания логико-смысловой

структуры научного текста;

• типы и разновидности речевых актов, которые возникают на основе текстов определенной коммуникативной организации, и аппарата и системы упражнений, формирующих умения и навыки, обеспечивающие функционирование данных речевых

актов;

Уметь:

• самостоятельно усваивать новые подходы к описанию текста в целях преподавания русского языка как

иностранного;

• использовать в учебном процессе сумму теоретических и

практических знаний в области функционально-коммуникативного описания научного текста;

• продемонстрировать и использовать в учебном процессе сумму теоретических и

практических знаний в области методики обучения профессиональному общению;

• самостоятельно создавать учебные материалы с опорой на различные тексты-источники в целях обучения профессиональному общению в основных видах речевой деятельности;

• вести самостоятельную научно-исследовательскую работу по

лингводидактическому описанию научных текстов учебных дисциплин различного профиля;

Владеть:

• навыками работы с различными источниками научных текстов: монографиями, учебниками,

учебными пособиями, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями,

Интернетом и т.п.;

• навыками работы с текстами различной коммуникативной организации, направленными на обучение

профессиональному общению, для использования в учебно-методических комплексах.
4. Структура и содержание дисциплины

4.1 Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа).



п/п

Наименование разделов и тем

дисциплины/

Наименование разделов (этапов) практики

Трудоемкость (в ак. часах) по формам занятий

(для дисциплин) и видам работ (для практик)


Формы контроля


Аудиторная работа (с разбивкой по формам и видам)


Самостоятельная

работа








Лекции

Практические занятия

Лабораторная работа




1.

Вводная лекция

2

-




2




2.

Лингвистика текста, категории текста

2

2




4




3.

Классификации текстов

2

2




4




4.

Тема текста. Метатема. Логико-смысловая структура текста

2

2




4




5.

Тип коммуникативной организации текста

2

2




4




6.

Когнитивный план речемыслительной деятельности

2

2




4




7.

Восприятие текста. Память как основа процесса восприятия и порождения речи.

1

1




2




8.

Личностно-деятельностный подход к обучению.

1

2




2




9.

Типы речевых актов, в которых осуществляется учебно-профессиональная деятельность студентов-инофонов

2

2




4




10.

Монолог, ситуативный диалог, тематическая беседа, полемическая дискуссия как финальная фаза речевого акта в учебно-научной сфере

1

2




4




11.

Система и микросистема упражнений по обучению общению на материале научных текстов в границах речевых актов

1

1




2






















Зачет




Итого:

18

18




36















































4.2. Содержание дисциплины
Научный дискурс в преподавании русского языка как иностранного. Основные определения понятий текста и дискурса. Проблема соотношения текста и дискурса.

Предмет лингвистики текста. История становления лингвистики текста как научного направления. Основные положения лингвистики текста. Категории текста.

Содержание текста. Критерии классификации текстов. Классификации текстов по различным основаниям и их роль в методике преподавания русского языка как иностранного. Понятие темы текста.

Тематический принцип отбора текстов. Понятие метатемы. Логико-смысловая структура текста как совокупность микрополей. Микрополя инвариантные и вариативные. Реализация логико-смысловой структуры в научных текстах различных дисциплин.

Тип коммуникативной организации текста. Характеристики текста, определяющие тип коммуникативной организации: целеустановка, логико-смысловая структура, коммуникативный регистр, наличие актуальной рематической доминанты, способы связи между предложениями в сверхфразовом единстве и типовое значение синтаксической модели.

Когнитивный план речевой деятельности. Когнитивная наука как продолжение классических теорий восприятия, основные этапы становления. Определение когниции. Когнитивная лингвистика и когнитивная психология. Речевая деятельность как когнитивный процесс.

Теория восприятия. Интеракционим, гештальттеория, представление. Память как одна и основ ментального процесса восприятия и порождения речи. Основные модели памяти.

Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности и актам речи на основании общности механизмов речи. Речь как интерпсихологическая функция и интрапсихологическая функция. Теория Л.С.Выготского как обоснование взаимосвязанного обучения.

Личностно-деятельностный подход к обучению. Роль мотивационно-побудительного уровня деятельности. Интегративно-когнитивный подход к представлению речевой деятельности. Теория афферентного синтеза П.К.Анохина как психолого-физиологическое обоснование интегративно-когнитивного подхода.

Типы речевых актов. Представление речевых актов в лингвистике. Элементарные, сложные и комбинированные речевые акты. Мотив и тип текста как факторы, определяющие возникновение определенного типа речевого акта и его характер. Основные типы речевых актов, в которых протекает учебно-профессиональная деятельность студентов-инофонов.

Структура речевого акта. Исходная и финальная фазы речевого акта. Разновидности монологической и диалогической речи в финальной фазе речевого акта. Монолог, ситуативный диалог, тематическая беседа, полемическая дискуссия. Тип текста как определяющий фактор разновидности речи в финальной фазе речевого акта.

Классификация упражнений. Система упражнений, направленная на обучение учебно-профессиональному общению на материале научных текстов.

5. Рекомендуемые образовательные технологии

Курс предполагает привлечение современных технологий, текстовый материал для исследования отбирается с использованием современных интернет-ресурсов. Письменные домашние и контрольные задания выполняются в электронной форме и высылаются преподавателю по e–mail. Материал всех лекций представлен в публикациях автора по заявленной проблематике.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточные аттестации по итогам освоения дисциплины.

В качестве средства текущего контроля использовались письменные задания (контрольные работы), высылаемые преподавателю по

e–mail. Аттестация по итогам освоения дисциплины – зачет.
Вопросы к зачету

  1. Понятие текста и дискурса. Основные определения понятий текста и дискурса.

  2. Научный дискурс в преподавании русского языка как иностранного.

  3. Предмет лингвистики текста. Определение текста. Категории текста.

  4. Классификации текстов по различным основаниям и их роль в методике преподавания русского языка как иностранного.

  5. Понятие темы текста в методике преподавания иностранных языков.

  6. Логико-смысловая структура текста. Реализация логико-смысловой структуры в научных текстах различных дисциплин.

  7. Понятие метатемы. Микрополя инвариантные и вариативные.

  8. Тип коммуникативной организации текста. Характеристики текста, определяющие тип его коммуникативной организации.

  9. Когнитивный план речевой деятельности. Когнитивная лингвистика и когнитивная психология. Определение когниции.

  10. Теория восприятия. Память как одна из основ ментального процесса восприятия и порождения речи. Основные модели памяти.

  11. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности и актам речи на основании общности механизмов речи.

  12. Личностно-деятельностный подход к обучению. Роль мотивационно-побудительного уровня деятельности.

  13. Интегративно-когнитивный подход к представлению речевой деятельности. Психолого-физиологическое обоснование интегративно-когнитивного подхода.

  14. Типы речевых актов. Представление речевых актов в лингвистике. Элементарные, сложные и комбинированные речевые акты.

  15. Мотив и тип текста как факторы, определяющие возникновение определенного типа речевого акта и его характер.

  16. Основные типы речевых актов, в которых протекает учебно-профессиональная деятельность студентов-инофонов.

  17. Структура речевого акта. Исходная и финальная фазы речевого акта. Тип текста как определяющий фактор разновидности речи в финальной фазе речевого акта.

  18. Разновидности монологической и диалогической речи в финальной фазе речевого акта. Монолог, ситуативный диалог, тематическая беседа, полемическая дискуссия.

  19. Классификация упражнений. Система упражнений, направленных на обучение учебно-профессиональному общению на материале научных текстов.


Образцы самостоятельных работ:
Задание: Найдите в следующих текстах микрополя со значением аргументации, иллюстрации и экспликации, исходя из того, что под аргументацией понимается доказательство, приведшее к новому знанию, экспликация – это использование теоретической информации фактического характера для доказательства утверждения, а иллюстрация – это раскрытие содержание понятия с помощью новой, необходимой для адресата информации.
1. Попытки дать более точное определение науки привели к появлению значительного числа ее дефиниций. Эти дефиниции несут на себе отпечаток философско-теоретической ориентации их авторов. Например, Карл Маркс определяет науку с материалистических позиций как духовный продукт «общего исторического развития в его абстрактном итоге».

(иллюстрация)

2. Во времена угасания и заката греко-римской философии начинается формирование совершенно иного, чем философия, духовного явления: возникает новая мировая религия – христианство. Вместе с ним возникла и христианская религиозная теология. Религиозная теология - не философия. В ней отсутствует главное в философии, а именно: полная свобода воли, антидогматизм, антиавторитаризм. В религиозной теологии мировоззренческая мысль скована цепями догматики, авторитетом «священного писания», имеющим сверхъестественное происхождение, будучи письменной фиксацией истин, открытых через избранных для этого немногих людей всем остальным людям, богом, богооткровением. Все это, конечно, весьма далеко от философии как свободного, исходящего лишь из собственной проблематики, мышления о мире и о человеке. (экспликация)

3. Именно исходя из того, что общественные явления возникают в результате деятельности людей как существ, наделенных сознанием, некоторые ученые утверждали, что общественные закономерности не существуют и тем самым не могут быть обнаружены. Они утверждали, что в обществе отсутствует причинная связь между явлениями, необходимая для существования закономерности. Общественные же явления возникают как результат поведения людей по отношению друг к другу, а люди как сознательные существа сами определяют свое поведение, выбирая для себя тот или иной его тип, когда существует возможность такого выбора. Тем самым якобы отсутствует постоянная, необходимая причинная связь между общественными явлениями, отсутствуют причинные закономерности. Подобное понимание отношений человека как сознательного существа, его действий и закономерностей общественной жизни неприемлемо. Свобода воли, понятая как не обусловленный объективными причинами, не подлежащий действию общего закона причинности свободный выбор поведения, не существует. (аргументация)


Образцы выполненных контрольных работ:

Анализ коммуникативного типа текста на примере конкретного текста гуманитарного профиля:

Данный текст представляет реализацию метатемы №2. «Понятие об объекте. Сущностные характеристики объекта». В тексте дается определение геополитики как науки. Автор формулирует свое понимание науки, ее целей и задач.

По своей функциональной направленности (авторской целеустановке) текст информативно-аргументативный.

Макроструктура состоит из инвариантных микрополей:

1а – прямая дефиниция

1б – дефиниция-описание

2- иллюстрация характеристик объекта

3-аргументация правильности данной дефиниции

Текст принадлежит информативно-логическому регистру.

Актуальная рематическая доминанта в данном тексте представлена в виде качественной актуальной рематической доминанты с

параллельным соподчинением.

( Нартов Н.А. Геополитика: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 1999. - 359 с.

Раздел 1. Теоретические основы геополитики

Глава 1. Геополитика: предмет, методы, функции)

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература



п/п


Автор



Название книги/статьи


Отв. редактор(для коллективных работ)


Место издания


Издатель-

ство


Год

издания


Название

журнала

(сборника)


Том (выпуск)

журнала/

сборника


Номер журнала

1.

Гальперин И.Р.

Текст как объект лингвистического исследования




Москва

Наука


1981










2.

Зарубина Н.Д.

Текст: лингвистический и методический аспекты




Москва

Наука


1981










3.

Изаренков Д.И.

Лингвометодическая интерпретация учебного текста




Москва

Русский язык

1995

Русский язык за рубежом




№3

4.

Кожина М.Н.

Стилистика русского языка




Москва

Наука

1993










5.

Марков В.Т.

Методическая концепция обучения общению иностранных студентов гуманитарного профиля (на базе интегративно-когнитивного подхода)




Москва

МПГУ

2003











б) дополнительная литература




п/п


Автор



Название книги/статьи


Отв. редактор(для коллективных работ)


Место издания


Издатель-

ство


Год

издания


Название

журнала

(сборника)


Том (выпуск)

журнала/

сборника


Номер журнала

1.

Артемов В.А.

Психология обучения иностранным языкам




Москва

Наука

1969










2.

Воскерчьян О.М

Проблема обучения студентов-иностранцев монологу на научную тему




Москва

Диссертация … канд.пед.

наук.

ИРЯ им.А.С.Пушки-на

1988










3.




Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Второй и третий уровень. Профессиональные модули

Андрюшина Н.П.

СПб

Златоуст

2002










4.

Доблаев Л.П.

Смысловая структура учебного текста и проблема ее понимания




Москва


Педагогика

1982










5.

Дымарский М.Я.

Дейктический модус текста и единицы текстообразования (на материале русского языка)




С-Пб.


ЛГПИ

2000

Проблемы функциональ-ной грамматики Категории морфологии и синтаксиса.







6.

Ильенко С.Г.

Синтаксические единицы в тексте.




Ленинград

ЛГПИ

1989










7.

Клобукова Л.П.

Обучение языку специальности




Москва


МГУ

1987










8.

Кожина М.Н.

О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими.




Пермь




1972










9.

Леонтьев А.А

Язык, речь, речевая деятельность




Москва


Наука


1969










10.

Марков В.Т.

Лингводидактическое описание учебного текста и технология обучения речевому общению иностранных студентов гуманитарного профиля




Москва


Макс-Пресс

2002










11.

Москальская О.И.

Грамматика текста




Москва


Высшая школа

1981










12.

Мотина Е.И.

Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов




Москва


Русский язык

1988










13.

ПешковаН.П.

Лингвистические характеристики текста как основа их классификации




Москва


Автореферат диссертации … канд.фил.наук.

Институт Языкознания РАН

1987










14.

Пиротти Н.В.

Отбор коммуникативного минимума для чтения по специальности (1 курс, естественно/научный профиль)




Москва


Диссертация … канд. пед. наук
ИРЯ им.А.С.Пушки-на

1985










15.




Программа по русскому языку для студентов-иностранцев, обучающихся на нефилологических факультетах вузов СССР




Москва


Русский язык

1985











в) интернет-ресурсы и программное обеспечение:

Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ: www.gramota.ru

Национальный корпус русского языка: www.ruscorpora.ru
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Материально-техническое обеспечение дисциплины предполагает:

• доступ в Интернет;

• возможность использования электронной версии учебных материалов;

• доступность указанной литературы.
Программа составлена в соответствии с требованиями ОС МГУ по направлению «Филология»

Разработчик:
Доцент кафедры русского языка

для иностранных учащихся гуманитарных факультетов

филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова В.Т.Марков

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины Научный дискурс в преподавании русского языка как иностранного По направлению подготовки «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины грамматика как аспект преподавания русского...
«История и методология изучения русского языка как иностранного», «Актуальные проблемы изучения русского языка как иностранного»....

Программа учебной дисциплины Научный дискурс в преподавании русского языка как иностранного По направлению подготовки «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины Культура России в контексте преподавания...
Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания»

Программа учебной дисциплины Научный дискурс в преподавании русского языка как иностранного По направлению подготовки «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины Современные концепции учебника русского...
Целями освоения дисциплины «Современные концепции учебника русского языка как иностранного» являются

Программа учебной дисциплины Научный дискурс в преподавании русского языка как иностранного По направлению подготовки «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины Словообразование в практике преподавания...
Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания»

Программа учебной дисциплины Научный дискурс в преподавании русского языка как иностранного По направлению подготовки «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины Лексикология в практике преподавания...
Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания»

Программа учебной дисциплины Научный дискурс в преподавании русского языка как иностранного По направлению подготовки «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины Лексикология в практике преподавания...
...

Программа учебной дисциплины Научный дискурс в преподавании русского языка как иностранного По направлению подготовки «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины современные проблемы изучения развития системы русского языка
Место дисциплины в структуре ооп впо по направлению подготовки магистров «Филология»

Программа учебной дисциплины Научный дискурс в преподавании русского языка как иностранного По направлению подготовки «Филология» iconУчебной дисциплины прикладные аспекты преподавания русского языка...
Приобретение представления о методических и лингвистических основах преподавания рки, о целях и задачах преподавания русского языка...

Программа учебной дисциплины Научный дискурс в преподавании русского языка как иностранного По направлению подготовки «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины историческая фонетика русского языка...
Магистерская программа – «Фундаментальное изучение современного русского языка и его истории»

Программа учебной дисциплины Научный дискурс в преподавании русского языка как иностранного По направлению подготовки «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины Историческая морфология русского языка...
Магистерская программа «Фундаментальное изучение современного русского языка и его истории»

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции