Исследовательская работа по литературе на тему: «Образ Демона в русской художественной культуре»




Скачать 224.41 Kb.
НазваниеИсследовательская работа по литературе на тему: «Образ Демона в русской художественной культуре»
Дата публикации03.10.2014
Размер224.41 Kb.
ТипИсследовательская работа
literature-edu.ru > Литература > Исследовательская работа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ОО КИЗЛЯРСКОГО РАЙОНА

Исследовательская работа

по литературе

на тему:

«Образ Демона в русской художественной культуре»

( на примере творчества

М.Ю.Лермонтова и М.А.Врубеля.)

Выполнила: ученица 9акласса

МКОУ «Карломарксовская СОШ»

Кизлярского района РД

Исаханова Зарема

1994 года рождения

паспорт: серия №


Руководитель: учитель русского языка и литературы

МКОУ «Карломарксовская СОШ»

Кизлярского района РД

Магомедова Татьяна Анатольевна

1966 года рождения

Паспорт: серия 82 00 № 292 028

Содержание

Введение -------------------------------------------------------------------------------- 2

Биография М.А. Врубеля ------------------------------------------------------------3-4

Биография М.Ю. Лермонтова ----------------------------------------------------- -4-6

Демон Лермонтова и демон Врубеля ---------------------------------------------7-12 Сравнительный анализ произведений М. Врубеля и М.Ю. Лермонтова - 12

Заключение -----------------------------------------------------------------------------13-14

Использованная литература ---------------------------------------------------------15

Приложения -----------------------------------------------------------------------------16

Введение

Любой человек, серьезно интересующийся русской культурой и искусством, не может не заметить поразительную духовную и творческую взаимосвязь двух великих русских гениев XIX века - поэта Михаила Лермонтова и художника Михаила Врубеля.

В данной работе мною рассматривается тема «Демона» в творчестве М.А. Врубеля и М.Ю. Лермонтова.

Само слово «демон» (греч.- «дух, божество»)-в христианской мифологии означает падшего ангела, восставшего против Бога.

В ходе исследования перед собой я ставила цель - изучить и сделать сравнительный анализ творческих особенностей М Лермонтова и М. Врубеля в осуществлении темы «Демон». А также такие задачи, как:

- изучение творчества М. Врубеля и М. Лермонтова в контексте заявленной темы; выявление значения темы «Демон» в творчестве этих художников;

- определение особенностей творческого метода в работе над «Демоном» М. Врубеля и М. Лермонтова;

- сравнительный анализ произведений этих художников.

Почему я выбрала именно эту тему? Мне захотелось соединить в одно целое два предмета - литературу и мировую художественную культуру, так как это единое культурное пространство, в котором творят художники. Меня заинтересовало, как разными художественными средствами, а именно искусством слова и искусством живописи можно раскрыть одну тему. К тому же, тема демона вызывала в моей душе страх и была для меня некой тайной. И захотелось понять природу этих чувств.

Выдающиеся произведения искусства, почему-то имеют свойство не терять своей актуальности по истечении времени их создания. Произведения

М. Лермонтова и М. Врубеля относятся именно к таковым. Их изучают в обязательных школьных программах. Эта ситуация несколько снижает значение творчества данных художников и актуальным является снять повседневный привычный хрестоматийный взгляд на данные творческие произведения.

Биография М.А. Врубеля
Врубель родился в Омске в 1856 году. Матери он лишился рано, ее заменили мачеха и отчасти старшая сестра Анна Александровна, на протяжении всей жизни поддерживающая художника и ставшая на период болезни его постоянной сиделкой. Отец, военный юрист, мечтал, чтобы сын пошел по его стопам, поэтому после окончания гимназии Врубелю, совершенно не испытывавшему интереса к уготованной ему профессии, пришлось поступить на юридический факультет Петербургского университета. Но по окончании учебы, проработав несколько месяцев в военно-юридическом ведомстве, он все же решил круто изменить свою жизнь и поступил в Императорскую академию художеств.

Еще до поступления в академию Врубель рисует в разных техниках - карандашом, пером, акварелью, маслом.

В течение четырех лет учебы он напряженно работает, изучая классическое искусство, совершенствуя мастерство и стремясь выработать собственный стиль. Врубель много рисует пером и акварелью , используя пока столь вполне традиционные методы. На формирование стиля художника сильно повлиял метод работы П. Чистякова, класс которого он посещал. Профессор Чистяков отметил недюжинные способности своего ученика и его тяготение к монументальным формам, поэтому, когда в 1884г. к нему обратился известный историк искусства А.В. Прахов с просьбой подыскать хорошего художника для восстановления Кирилловской церкви в Киеве, он, не задумываясь, рекомендовал Врубеля.

Врубель покинул академию, и в его жизни начался новый этап. В Кирилловской церкви он должен был не только вести реставрационные работы, но и написать несколько новых композиций взамен утраченных, а также иконостас. Чтобы проникнуться духом старых итальянских и византийских мастеров, Врубель специально ездил в Венецию.

В написанных им иконах Врубелю удалось соединить образы византийской древности с новыми тенденциями в искусстве рубежа веков, с острым психологизмом нового времени. Особенно сильное впечатление на зрителя производит Богоматерь с младенцем - быть может, потому, что, создавая этот образ, художник испытывает совершенно особые чувства: черты Богоматери он увидел в облике Эмили Праховой, жены своего работодателя, в которую страстно влюбился с первой встречи.

Здесь же, в Киеве, Врубель впервые обратился к теме Демона, ставшей впоследствии ключевой в его творчестве. Именно в этот период начинается формирование самобытного стиля Врубеля с его необыкновенным сияющим колоритом, с «кристаллическим рисунком», который отличает его от всех остальных художников.

В 1889 г. Врубель переезжает в Москву. Здесь он встречается со своим другом еще со времени академии В. Серовым В творчестве художника наступает самый продуктивный период - он много и плодотворно работает в разных жанрах и техниках: пишет портреты (Арцыбушева и Мамонтова), декоративное панно («Венеция» и «Испания», «Фауст»), занимается дизайном, начинает работать с керамикой.

Важное место в творчестве художника занимает сценография: Врубелю принадлежит оформление многих спектаклей Частной оперы Мамонтова.

В Частной опере художник встретил и свою любовь - певицу Надежду Забелу. Голос и облик ее настолько поразили Врубеля, что в первый же вечер знакомства он сделал ей предложение. Вскоре они поженились.

В 1901 году у Врубеля родился сын - «мальчик прелестный, с каким-то поразительно сознательным взглядом... но с раздвоенной верхней губкой. Это так глубоко поражает брата, что вскоре наступает постепенное и неуклонное погружение... в стихию его конечного Демона» (из воспоминаний А.А. Врубель). Кроме того, на него повлияло неприятие публикой «Демона поверженного», в которого он, кажется, вложил все силы своей души.

С 1902 года появляются первые признаки быстро прогрессирующего душевного недуга. После лечения болезнь на некоторое время отступает, но смерть сына в 1903 году ведет к ее возобновлению. С этого времени Врубель почти непрерывно находится в лечебницах Москвы и Петербурга, но в моменты просветления он продолжает работать: пишет замечательные портреты Забелы-Врубель, Брюсова, картины «Жемчужина», «Шестикрылый серафим».

Болезненное состояние, в котором Врубель пребывал в эти годы, на его живописи никак не отразилось, разве что он стал писать свои картины, используя еще большее разнообразие техник, чем прежде, - подробный рисунок углем закрашивается широкими цветовыми плоскостями, а поверх он снова мог рисовать пером или карандашом. Стремясь как можно скорее воплотить на холсте обуревавшие его чувства, художник часто пренебрегает технологическими правилами и не дожидается, пока краски высохнут. Помимо крупных живописных работ, в этот период им создано множество графических портретов.

В 1906 году художник ослеп, а в 1910 его не стало.

Биография М.Ю. Лермонтова
Лермонтов Михаил Юрьевич (3(15) октября 1814 года - 15(27) июля 1841 года) - великий русский поэт.

Родился в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831) и Марии Михайловны Лермонтовой (1795-1817), урожденной Арсеньевой, единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Е.А. Арсеньевой (1773-1845). Брак, заключенный против воли Арсеньевой, был неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных несогласий. После ранней смерти матери Лермонтова бабушка сама занялась его воспитанием, полностью отстранив отца.

Детство Лермонтова прошло в имении Арсеньевой "Тарханы" Пензенской губернии. Мальчик получил столичное домашнее образование, с детства свободно владел французским и немецким языками. Летом 1825 бабушка повезла Лермонтова на воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в его раннем творчестве ("Кавказ", 1830; "Синие горы Кавказа, приветствую вас!. . ", 1832). В 1827 семья переезжает в Москву, а в 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в

4-й класс Московского университетского благородного пансиона, где получает гуманитарное образование. Уже в Тарханах определился острый интерес Лермонтова к литературе и поэтическому творчеству

В 1832 Лермонтов оставляет Московский университет и переезжает в Петербург, надеясь продолжить образование в Петербургском университете; однако ему отказались зачесть прослушанные в Москве курсы. Чтобы не начинать обучение заново, Лермонтов принимает совет родных избрать военное поприще; в ноябре 1832 сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и проводит два года в военно-учебном заведении, где строевая служба, дежурства, парады почти не оставляли времени для творческой деятельности.

В период 1836-1837 гг. Лермонтов создает "Боярина Оршу" (1835-1836), первую оригинальную и зрелую поэму. Орша - первая попытка Лермонтова создать исторический характер - феодала эпохи Грозного, живущего законами боярской чести. Эта тема была продолжена в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" (1838). Своего рода аналогом "Песни... " в лирике Лермонтова было "Бородино", отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения (1837) - "микро-эпос" о народной войне 1812.

В 1835-1836 Лермонтов еще не входит в ближайший пушкинский круг; с Пушкиным он также незнаком. Тем более принципиальный характер получает его стихотворение "Смерть Поэта" (1837; опубликовано 1858), написанное сразу же по получении известия о гибели Пушкина.18 февраля 1837 Лермонтов был арестован; началось политическое дело о "непозволительных стихах".

В феврале 1837 был отдан высочайший приказ о переводе Лермонтова прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ; в марте он выехал через Москву. Простудившись в дороге, был оставлен для лечения (в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске; по пути следования в полк он "изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов... ", в ноябре был в Тифлисе. В 1837 он записывает народную сказку об Ашик-Керибе ("Ашик-Кериб"), стремясь передать колорит восточной речи и психологию "турецкого" сказителя; народный характер поэт раскрыл в "Дарах Терека", "Казачьей колыбельной песне", "Беглеце". В Пятигорске и Ставрополе он встречается с Н.М. Сатиным, знакомым ему по Московскому пансиону, Белинским, доктором Н.В. Майером (прототип доктора Вернера в "Княжне Мери"); знакомится со ссыльными декабристами (С.И. Кривцовым, В.М. Голицыным, В.Н. Лихаревым, М.А. Назимовым) и близко сходится с А.И. Одоевским ("Памяти А.И. Одоевского", 1830).

Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки - пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры; лучшие из них связаны с кавказской темой. Кавказская ссылка была сокращена хлопотами бабушки через А. X. Бенкендорфа. В октябре 1837 был отдан приказ о переводе Лермонтова в Гродненский гусарский (в Новгородской губернии), а затем в лейб-гвардии Гусарский полк, стоявший в Царском Селе. Во 2-й пол. января 1838 Лермонтов возвращается в Петербург.1838-1841 - годы его литературной славы. Он сразу же попадает в пушкинский литературный круг, знакомится с В.А. Жуковским, П.А. Вяземским, П.А. Плетнёвым, В.А. Соллогубом, принят в семействе Карамзиных.

В феврале 1840 на балу у графини Лаваль у Лермонтова произошло столкновение с сыном французского посланника Э. Барантом; непосредственным поводом было светское соперничество - предпочтение, отданное Лермонтову кн. М.А. Щербатовой, которой был заинтересован Барант и в 1839-1840 увлечен Лермонтов. Ссора, однако, переросла личные рамки и получила значение акта защиты национального достоинства.

18 февраля состоялась дуэль, окончившаяся примирением. Лермонтов тем не менее был предан военному суду; под арестом его навещают друзья и литературные знакомые. Под арестом состоялось новое объяснение Лермонтов с Барантом, ухудшившее ход дела. В апреле 1840 был отдан приказ о переводе поэта в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на Кавказ.

В начале февраля 1841, получив двухмесячный отпуск, Лермонтов приезжает в Петербург. Его представляют к награде за храбрость, но Николай I отклоняет представление. Поэт проводит в столице 3 месяца окруженный вниманием; он полон творческих планов, рассчитывая получить отставку и отдаться литературной деятельности. Его интересует духовная жизнь Востока, с которой он соприкоснулся на Кавказе; в нескольких своих произведениях он касается проблем "восточного миросозерцания" ("Тамара", "Спор").14 апреля 1841, не получив отсрочки, Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах. Здесь он пишет целый ряд стихотворений: "Сон", "Утес", "Они любили друг друга...", "Тамара", "Свиданье", "Листок", "Выхожу один я на дорогу... ", "Морская царевна", "Пророк". В Пятигорске Лермонтов находит общество прежних знакомых, и в том числе своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтов задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища, и был убит наповал. Похоронен в фамильном склепе в Тарханах.
Демон Лермонтова и демон Врубеля

Образ Демона привлекал многих деятелей мировой художественной культуры.

Между тем Врубель ни по своему душевному складу, ни по мировоззрению не походил на Лермонтова.

Но бывают в жизни странные совпадения событий, непостижимые стечения обстоятельств, знаменательных дат. В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка Михаила Юрьевича Лермонтова, и в том же году в Омске, в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка Александра Михайловича Врубеля родился сын - будущий художник Михаил Врубель, жизнь которого сложилась так, что будто бы к его колыбели прилетал лермонтовский Демон, избравший новорожденного своим новым пророком.

Подобно Лермонтову, Врубель родился с романтической душой, но через 15 лет после ранней гибели поэта.

В их детстве были схожие черты: и тот и другой рано лишились матерей, от которых наследовали душевную хрупкость и затаенную пылкость; обоих зачаровывала музыка, которую они могли слушать часами, оба предпочитали всем другим театрализованные игры; в них рано проснулось и росло ненасытное воображение. Внезапная отрешенность и задумчивость, молчаливость и стремление к одиночеству, - все это было и у поэта, и у художника.

Еще в детские годы и Лермонтов, и Врубель могли почувствовать широту мира благодаря поездкам и путешествиям: с Урала в Москву и на Кавказ - Лермонтов; из Сибири в приволжские города, в Петербург и Одессу - Врубель. Художник много ездил и по своей стране и за границей, он жил в Германии, Италии, Франции, видел Грецию, путешествовал по Средиземноморью, и хотя мало писал чисто пейзажных картин, природу любил и понимал не менее глубоко, чем поэт.

Оба получили основательное образование.

Еще их сближало следующее: оба, сформировавшиеся в глухую пору реакции (поэт - в 30-е годы, после разгрома декабристов, художник - в 80-е, после разгрома народовольцев), вопреки ей взлелеяли в своей душе идеал гордого, непокорного человеческого духа. Их Демон - не дьявол, носитель зла, изображавшийся с рогами, хвостом и козлиными копытами, в просторечии называемый «нечистой силой». Демон - символ мятежного начала, ангел, восставший против бога, отвергнувший непререкаемость божьей воли. Позже образ «демонической личности» укореняется в искусстве романтизма, в поэзии Байрона.

От мятежных титанов Байрона - Люцифера, Манфреда, Каина - отчасти ведет свою родословную и лермонтовский Демон.

Сущность этого образа двойственна. С одной стороны - импонирующее величие человеческого духа, не терпящего ни запретов, ни оков в своих порывах к свободе и полноте познания. С другой - безмерная гордыня, безмерная переоценка сил личности, которая оборачивается одиночеством, холодом, пустотой. Лермонтовский Демон достиг абсолютной свободы, но она оказалась для него постылой свободой, тяжким бременем.
Лишь только божие проклятье

Исполнилось -

С того же дня

Природы жаркие объятья

Навек остыли для меня.
В годы «сна и мглы», подавления и жалкого прозябания личности Врубель хотел снова восславить гордую непреклонность духа. Но история уже внесла свои коррективы в понимание «демонизма», и невольно на первый план выходили мотивы тоски, одиночества и гибели. Тем более что сам художник, отважно взявший на свои хрупкие плечи бремя «демонической» темы, был далеко не титаном, не героем - он был слабым сыном своего негероического времени.

Художник написал картину в 1890 году, окончательно сформировавшимся неповторимо-индивидуальным Врубелевским стилем. Стиль этот основан на господстве пластически-скульптурного, объемного рисунка, своеобразие которого заключается в дроблении поверхности формы на острые, колкие грани, уподобляющие предметы неким кристаллическим образованиям. Цвет понимается Врубелем как своеобразная иллюминация, окрашенный свет, пронизывающий грань кристаллической формой. Так написана картина «Демон (сидящий)" - итог всего, что было найдено художником в киевский период творчества. Она является программным произведением Врубеля, в котором получает сюжетное оформление его метод художественной трансформации реальности. Это не метод непосредственного наблюдения и передачи видимой натуры, а метод идеального представления, воображения, которое лишь используется видимыми формами, чтобы творить фантастически преображенный мир «демонической выразительности», по словам одного из позднейших критиков. Импрессионизм с его установкой на непосредственной эмпирическое восприятие, сыгравший столь важную роль в становлении искусства конца 19 века, не коснулся Врубеля.

Образ демона отрывается от своего поэтического прототипа - сатаны и представляет собой «демоническое вообще» в истолковании художника 19 века. Здесь нет сюжета, а есть «вечная тема». Форма этого произведения столь же нагружена художественными воспоминаниями, как и его тема. Скульптурно вылепленное тело Демона напоминает титанические образы Микеланджело. Сидящий Демон словно исполин. Он огромен, его фигура будто вырублена из камня. На фоне фантастических цветов, выложенных цветовыми плоскостями, как бы мозаикой, Демон кажется неземным, далеким от обычных представлений, к которым привык человек. Врубелевский образ выражал символ, в котором слились воедино тоска по красоте и мечта о человеческом счастье, которое трудно найти на земле. Этот образ можно было воплотить только теми средствами, которые использовал художник. Его живопись всегда необычна. Краски горят, как драгоценные камни, словно светятся изнутри. Фигуры кажутся огромными, уподоблены героям древних мифов.

У Лермонтова Демон, хотя и страдающий, все же «царь познанья и свободы». У Врубеля он не царственен - в нем больше тоски и тревоги, чем гордости и величия. Это сказалось в иллюстрациях к поэме Лермонтова.

Здесь Врубелю больше всего удался ожесточенный, скорбный, одинокий лик на фоне горных вершин. Меньше удался в сценах искушения Тамары, где он торжествует свою победу над ней, - тут в его облике появляется признак театральности.

Удивительное впечатление можно получить от листов «Демон в келье Тамары», настолько они полны экспрессии и прекрасны как произведения графического искусства. Не знаешь, какому из трех вариантов отдать предпочтение. Первый - «Не плачь, дитя, не плачь напрасно» - Демон нашептывает Тамаре искусительные речи, она в смятении закрывает лицо. Обе фигуры - на фоне великолепного узора восточных ковров. Второй лист - Тамара с доверием и мольбой обращается тронувшему ее сердце: «Клянися мне... от злых стяжаний отречься ныне дай обед». За окном волшебная звездная ночь, одна большая звезда сияет ярче, ближе других. Демон смотрит на девушку с нежностью, растроганно.

А теперь непосредственно обратимся к поэме М. Лермонтова «Демон». Прекрасны стихи, в которых Демон рассказывает Тамаре о своей любви и своём одиночестве:

Лишь только я тебя увидел -

И тайно вдруг возненавидел

Бессмертие и власть мою.

Я позавидовал невольно

Неполной радости земной;

Не жить, как ты, мне стало больно,

И страшно - розно жить с тобой.

В бескровном сердце луч нежданный

Опять затеплился живей,

И грусть на дне старинной раны

Зашевелилася, как змей.

Что без тебя мне эта вечность?

Моих владений бесконечность?

Пустые звучные слова,

Обширный храм - без божества!

Третий вариант изображает мгновение, когда

Могучий взор смотрел ей в очи!

Он жег ее. Во мраке ночи

Над нею прямо он сверкал,

Неотразимый, как кинжал.

Этот лист декоративно несколько беднее предыдущих, но самый замечательный по экспрессии. Оба лица - в профиль, Демон склоняется над Тамарой, она приподнимается к нему как магнитом притягиваемая его горящим взором, ее воля порабощена.

Вновь обратимся к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

Из души Демона изливается лава чувств. На фоне испуганных реплик Тамары ("Скажи, зачем меня ты любишь? Зачем мне знать твои печали? Нас могут слышать") монологи беспощадного отрицателя вызывают в душе читателя сильный отклик. В них застыла бешеная страсть, накипевшая и вырвавшаяся, в то время как вТамаре только начинает ощущаться нечто вроде осторожного предчувствия. В упоении Демон готов даже изменить своей природе
Хочу я с небом примириться

Хочу любить, хочу молиться,

Хочу я веровать добру.

Слезой раскаянья сотру

Я на челе, тебя достойном,

Следы небесного огня -

И мир в неведенье спокойном

Пусть доцветает без меня!

Люби меня!
Далее художник рисует Тамару в гробу. Здесь два варианта, но лучший, пожалуй, тот, что изображает только голову покоящейся. Форма лица, его пластика осязаема, как в скульптуре, а сделано это легчайшими касаниями кисти, нежной светотенью, только кое-где и чуть-чуть дополненной легкими штрихами.

Поэма «Демон» - лучшее романтическое произведение Лермонтова. Работа над нею продолжалась едва ли не всю творческую жизнь поэта. Согласно религиозному мифу, демон - бывший ангел, которого Бог изгнал с небес на землю и наказал вечным одиночеством. Чтобы правильно воспринять поэму, очень важно уловить авторскую интонацию первой характеристики героя:
Печальный Демон, дух изгнанья,

Летал над грешною землёй...
Не "озлобленный" или "ужасный", а "печальный". Первый эпитет настраивает читателя скорее на сочувствие одинокому скитальцу, чем на осуждение его. Это тем более удивительно, что по религиозных представлениям демон - олицетворение зла. Лермонтовский герой не таков. Добро, любовь ему тоже не заказаны. Демон противоречив, как и всё живое. Читатель застаёт героя в момент, когда тот, пресытившись злодеяниями, все чаще занят воспоминаниями «лучших дней»:

Тех дней, когда в жилище света

Блистал он, чистый херувим

Когда бегущая колета

Улыбкой ласковой прилета

Любила поменяться с ним.

Когда сквозь вечные туманы,

Познанья жадный, он следил

Кочующие караваны

В пространстве брошенных светил;

Когда он верил и любил.

Счастливый первенец творенья!

Не знал ни злобы, ни сомненья,

И не грозил уму его

Веков бесплодных ряд унылый...

И много, много... и всего

Припомнить не имел он силы!
«Познания жадный». В другом месте поэмы о демоне сказано «Царь познания и свободы». В этой логике Бог - символ веры, деспотически навязывающей свои неколебимые истины, Демон - знак того сомнения в их непреложности, без которого невозможно никакое творчество. Демон отрицает не ради отрицания. Но для последующего утверждения. Божественному спокойствию он противопоставляет тревожность поиска. Основанием своей «свободы» выбирает не веру, а самопознание. Демон протестует против божественных уложений, сковывающих личность, и оказывается более «человечным» героем, чем сам Бог. Гордая борьба Демона сближает его с романтическими бунтарями Байрона. Как романтический герой Демон тоже индивидуалист.

Вообще лермонтовский цикл, в особенности иллюстрации к «Демону», можно считать вершиной мастерства Врубеля-графика. Здесь Врубель сознательно ставил перед собой проблему выразить цвет без цвета, одними градациями темного и светлого. Подобные поиски художник называл поисками «техники», а техника Врубеля сродни волшебству - она давала возможность воплотить его романтическое видение природы.

Среди художественной интеллигенции, особенно молодого поколения, становилось все больше страстных, до фанатизма, поклонников Врубеля, для которых каждая его работа была святыней и каждое слово - откровением.

Врубель стал выразителем пограничного времени. И живопись его «Демона» сверкала красками, фантастически преломляя в «настоящем» и «былое» и «будущее». Это были краски «былинного» и «футуристического» искусства, искусства «архаистов», «новаторов», «классиков» и «авангардистов». Феномен Врубеля в том и состоял, что его меньше всего заботила принадлежность к какой-либо художественной ориентации, И его «ненормативность» обернулась жестокой трагедией - непониманием, осуждением и неприятием его как художника. Историческая ирония в том, что Врубель так и не стал художником ни одной из художественных «стай». И в этом смысле знак его судьбы - «Демон поверженный». Картина-заклинание. И картина-пророчество.

Сравнительный анализ произведений М. Врубеля и

М.Ю. Лермонтова
Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон» и картина М. Врубеля принадлежат к вершинным достижениям мирового искусства. Их роднит социальный протест и богоборчество. Но каждая из них - идейно-эстетически своеобразна, ставит и решает свои задачи.

Работа продолжалась едва ли не всю творческую жизнь.

«Демон» - шедевр по мощи творческой фантазии, по интеллектуальной глубине и широте идейно-нравственной проблематики, по пластической изобразительности, по блеску как стихотворного мастерства, по силе эмоционально-поэтического воздействия.

Основной идейный пафос поэмы «Демон» - возвеличивание человека в его стремлении к свободе, к неограниченному познанию мира. Лермонтовский Демон, хотя и страдающий, все же «царь познанья и свободы», И у Врубеля Демон «олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирение обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе

У Лермонтова Демон - гордый бунтарь-индивидуалист, противопоставленный всему существующему, а у Врубеля «Демон поверженный» - сломленный, слабый, безумный (это означало объективное поражение индивидуалистических идей самого Врубеля).

Лермонтовский Демон, хотя и страдающий, все же «царь познанья и свободы», Врубелевский - не царственен - в нем больше тоски и тревоги, чем гордости и величия. Это сказалось в иллюстрациях поэмы Лермонтова.

Демон - «ни день, ни ночь, - ни мрак, ни свет». Он не связан ни с небом, ни с землей. В этом его трагедия.

Эти социально-философские произведения смело ставят сложнейшие и насущнейшие вопросы бытия: о смысле жизни, правах и назначении человека, о бездумной вере и разумном скептицизме, о рабстве и свободе, добре и зле, о жажде счастья и бесцельности жизни.

Как Лермонтов, сам переживший гордое одиночество, в конце своего жизненного пути пришел к осознанию и осуждению индивидуалистического протеста, так и Врубель потерпел поражение индивидуалистических идей.

Демон Лермонтова и Демон Врубеля - романтические произведения. Но они несут в себе и явно реалистические тенденции.


Заключение
Действительно, катастрофа, постигшая художника, трагическая история его работы над «Демоном» и возникавшие вокруг легенды и слухи сыграли до некоторой степени свою роль в том, что Врубель вдруг стал знаменит. Однако тому были и более серьезные причины.

Во-первых, на выставке «Мира искусства» осенью 1902 года (Врубель тогда был в больнице) экспонировалось шестьдесят его работ, в том числе прежние - киевские эскизы для Владимирского собора, «Демон сидящий», «Испания», «Гадалка» и другие, так что впервые искусство Врубеля было показано с достаточной полнотой. Впервые зрители увидели, что это за художник, не по отдельным, часто случайно выбранным вещам, а в контексте всего творческого пути.

Во-вторых, новаторская «техника» Врубеля, или, лучше сказать, его манера, требовала длительного вникания и привыкания, чтобы быть по достоинству оцененной. Она не воспринималась сразу - не только в силу непривычности, но и потому, что была плодом редкого, феноменального видения, проницавшего натуру сквозь внешние покровы как бы до самих недр. Это и художникам не всегда было понятно с первого взгляда. Известны многие имена людей, сначала не принимавших живопись Врубеля, а со временем ставших его горячими почитателями, причем это не те люди, которых можно заподозрить в бездумном подчинении капризам моды. Это, например, Горький, Шаляпин или Александр Бенуа, который уже в статье 1903 года «взял обратно» свои прежние суждения о Врубеле.

Чтобы картина Врубеля раскрылась смотрящему, надо смотреть внимательно, долго и не один раз. Тогда она начинает с тобой говорить. Тогда видишь: то, что с первого взгляда кажется только субъективным приемом, на самом деле идет от глубокого постижения объективной реальности.

Наконец, третья причина наступившего признания Врубеля заключалась в том, что на рубеже веков изменилось направление вкусов, - теперь русская образованная публика читала Метерлинка, Ибсена, символистов, посещала Художественный театр, видела на выставках картины Мане, Дега, Уистлера, Пюви де Шаванна, Галлен-Каллела; уже начинали собирать свои впоследствии знаменитые коллекции нового западного искусства С. Щукин и И. Морозов. Нельзя сказать, чтобы в потоке художественных новаций находилось что-то вполне аналогичное живописи Врубеля - он был слишком обособленно стоящим художником, - но на фоне новых течений становился все же более внятен и приемлем эмоциональный строй его искусства, его символика, его культ красоты и тайны. Признание, конечно, было далеко не всеобщим. Еще многие воспринимали искусство рубеля «как беду»; еще не редкостью были глупые и грубые выпады в печати, но они были за пределами внимания серьезной публики.

Мир, созданный Врубелем, настоль необычен, индивидуален, что порой делались попытки приписать это его неустойчивому душевному состоянию. Но врач-психиатр Ф. Усольцев, лечивший художника, утверждал, что «его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить. Искусство Михаила Врубеля вот уже много десятилетий не перестает привлекать к себе трагизмом и мощью своего изобразительного языка. В символических образах его работ нашли отражение внутренние противоречия и духовные поиски самого мастера, да и всей эпохи, в которую он жил и творил.

В творчестве поэта Демон многие годы занимал большое место, но Лермонтов смог расстаться с этим образом, найдя ему замену в реальном образе прозы. Он даже смог иронически проститься с этим своим «диким бредом»:

Но я, расставшись с прочими мечтами,

И от него отделался - стихами!
С Врубелем все было иначе. Демон оказался слишком мощным и роковым для художника образом: он встал перед ним в начале творческого пути, преследовал всю остальную жизнь и омрачил ее трагический закат. Румяный луч заката, излюбленный и Лермонтовым в его поэме, Врубель превратил в основу колористических симфоний многих своих картин как живописно- образный символ для выражения обуревавших его чувств.

В течение полувека не находилось художника, который хоть сколько-нибудь достойно воплотил могучий и загадочный образ, владевший воображением Лермонтова. Только Врубель нашел ему равновеликое выражение в иллюстрациях, появившихся в 1891 году. Рисунки Врубеля к «Демону» и поэма Лермонтова не только равновелики сами по себе – в совокупности они представляют график, который образует такую вершину творческого содружества художника и поэта, с которой видны необычайные дали человеческого сознания, не открывающиеся с высот поэмы или серии рисунков отдельно взятых. С тех пор «Демона» уже никто не пытался иллюстрировать: слишком он сросся в нашем представлении с Демоном Врубеля - другого мы, пожалуй, не приняли бы.

Использованная литература
1. Михаил Врубель, М. «Слово», 1996

2. Русское искусство X - начало XX в., М. «Искусство», 1989

3. Аленов М.М., «Михаил Врубель», М., «Слово», 1996

4. Дмитриева М.А., «Михаил Врубель. Жизнь и творчество», М., «Детская литература», 1984

5.Ревякин А.И. «История русской литературы XIX в», М., 1964

6.Андроников И. «Лермонтов. Исследование и находки», 3-е изд., М., 1964

7.Коровин В.И. «Творческий путь М.Ю. Лермонтова», 1973

8.Рюмин А. «Прошлое страстно глядится в грядущее», журнал «Наше наследие», № 42, М., 1997, стр.13

9.Лермонтов М.Ю. Поэзия, издательство «Детская литература», Ленинград, 1981, стр.158

10.Алпатов М.М. «Врубель», журнал «Искусство», стр.221

11.Белинский В.Г. Собрание сочинений VII, стр.555

12.Грибков В. «Врубель - живописец - пророк», журнал «Юный художник», М., 11, 2006

13.Белошапкина Я. «Михаил Врубель», журнал «Искусство», № 21 (333), 1-15 ноября 2005

ПРИЛОЖЕНИЕ



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательская работа по литературе на тему: «Образ Демона в русской художественной культуре» iconИсследовательская работа на тему: «Образ Наполеона в художественном мире Пушкина»
В моей работе анализируется роль, которую играет образ Наполеона в художественном мире Пушкина

Исследовательская работа по литературе на тему: «Образ Демона в русской художественной культуре» iconИсследовательская проектная работа по русской литературе на тему:...
Выбор данной темы мною объясняется огромной любовью к творчеству великого русского поэта – Сергея Александровича Есенина

Исследовательская работа по литературе на тему: «Образ Демона в русской художественной культуре» iconИсследовательская работа на тему: «Образ Бабы-Яги в русских народных сказках»
Часто невнимательное чтение сказок мешает правильно понять образ наиболее популярного персонажа русских народных сказок –Бабы-Яги....

Исследовательская работа по литературе на тему: «Образ Демона в русской художественной культуре» iconИсследовательская работа на тему
Тема дуэли в русском обществе и литературе почти не изучена, поэтому она представляет для меня интерес и я решила исследовать эту...

Исследовательская работа по литературе на тему: «Образ Демона в русской художественной культуре» iconНаучно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская...
Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу М. 3 дисциплин ооп впо (магистратуры) «Политическое консультирование» по...

Исследовательская работа по литературе на тему: «Образ Демона в русской художественной культуре» iconРабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса
Данная программа по мхк для 10 класса создана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по мировой художественной...

Исследовательская работа по литературе на тему: «Образ Демона в русской художественной культуре» iconОтчет о прочитанном
К постоянно читаемой литературе по лингвистике и теории иностранных языков добавилась литература о собственно литературе и русской...

Исследовательская работа по литературе на тему: «Образ Демона в русской художественной культуре» iconТематическое планирование уроков литературы в 11-м классе
Сведения о русской и европейской литературе, о месте русской литературы в мировой культуре

Исследовательская работа по литературе на тему: «Образ Демона в русской художественной культуре» iconИсследовательская работа По направлению «Моя школа» На тему «Национальная одежда»
Научный Преподаватель высшей квалификационной категории Е. А. Бугрова

Исследовательская работа по литературе на тему: «Образ Демона в русской художественной культуре» iconНаучно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа....
«Медиариторика», научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ооп магистратуры и адресована студентам...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции