Скачать 247.08 Kb.
|
(стр. ) Единый государственный экзамен, 2005 г. Литература, 11 класс.
Единый государственный экзамен по ЛИТЕРАТУРЕ Демонстрационный вариант 2005 г. Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по литературе состоит из 4 частей. На ее выполнение дается 4 часа (240 минут). Рекомендуем так распределить время при выполнении работы: части 1 2 и 3 – не более 2 часов, часть 4 – 2 часа. Части 1, 2, и 3 включают в себя анализ художественного текста (фрагмент эпического произведения, текст стихотворения и фрагмент одной из изученных в рамках школьного курса пьес). Внимательно прочитайте каждый из предложенных текстов и последовательно выполните ряд заданий, направленных на выявление особенностей содержания и формы рассматриваемых произведений, а также их связей с произведениями других авторов. Анализ текста эпического, драматического и лирического произведений имеет общую структуру: 5 заданий с выбором ответа, 4 задания с кратким ответом и 1 задание с развернутым ответом. К каждому из заданий А с выбором ответа дано 4 ответа, один из которых является правильным. Внимательно прочитайте каждое задание и укажите верный вариант ответа. Следующие 4 задания В требуют собственного краткого ответа (слова или сочетания слов). Задания С1, С2 и С3 требуют развернутого ответа ограниченного объема (выполняя эти задания, постарайтесь сформулировать прямой ответ на поставленный вопрос (не более 4-6 предложений), избегая пространных вступлений и характеристик). Для экономии времени при выполнении заданий с выбором и с кратким ответом из частей 1, 2 и 3 пропускайте те из них, которые вызывают у вас затруднение: к ним вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время. Часть 4 состоит из трех заданий (С4.1, С4.2, С4.3) в виде проблемных вопросов на литературную тему. Вы выбираете один из трех предложенных вам вопросов и даете на него письменно развернутый аргументированный ответ в жанре литературно-критической статьи, рецензии, эссе или другом – по вашему выбору. За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Приступайте к выполнению работы. Желаем успеха! Часть 1
Прошло еще несколько лет. Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперед прямые, точно деревянные руки, и кричит встречным: «Прррава держи!», то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог. У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть, и уже есть имение и два дома в городе, и он облюбовывает себе еще третий, повыгоднее, и когда ему в «Обществе взаимного кредита» говорят про какой-нибудь дом, назначенный к торгам, то он без церемонии идет в этот дом и, проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом, тычет во все двери палкой и говорит: – Это кабинет? Это спальня? А тут что? И при этом тяжело дышит и вытирает со лба пот. У него много хлопот, но все же он не бросает земского места; жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там. В Дялиже и в городе его зовут уже просто Ионычем. «Куда это Ионыч едет?» или: «Не пригласить ли на консилиум Ионыча?» Вероятно, оттого, что горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким. Характер у него тоже изменился: стал тяжелым, раздражительным. Принимая больных, он обыкновенно сердится, нетерпеливо стучит палкой о пол и кричит своим неприятным голосом: – Извольте отвечать только на вопросы! Не разговаривать! Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует. За все время, пока он живет в Дялиже, любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней. По вечерам он играет в клубе в винт и потом сидит один за большим столом и ужинает. Ему прислуживает лакей Иван, самый старый и почтенный, подают ему лафит №17 , и уже все – и старшины клуба, и повар, и лакей – знают, что он любит и чего не любит, стараются изо всех сил угодить ему, а то, чего доброго, рассердится вдруг и станет стучать палкой о пол. Ужиная, он изредка оборачивается и вмешивается в какой-нибудь разговор: – Это вы про что? А? Кого? И когда, случается, по соседству за каким-нибудь столом заходит речь о Туркиных, то он спрашивает: – Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах? Вот и все, что можно сказать про него. А Туркины? Иван Петрович не постарел, нисколько не изменился и по-прежнему все острит и рассказывает анекдоты; Вера Иосифовна читает гостям свои романы по-прежнему охотно, с сердечной простотой. А Котик играет на рояле каждый день, часа по четыре. Она заметно постарела, похварывает и каждую осень уезжает с матерью в Крым. Провожая их на вокзале, Иван Петрович, когда трогается поезд, утирает слезы и кричит: – Прощайте пожалуйста! И машет платком. (А.П. Чехов «Ионыч») При выполнении заданий А1 – А5 в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак « » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. A1 Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
A2 Какое место занимает этот фрагмент в произведении?
A3 Главной темой данного фрагмента является
A4 Что определяет образ жизни и поведение главного героя на данном этапе развития сюжета?
A5 С какой целью автор сравнивает героя с языческим богом?
B1 Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить свое отношение к нему («тонкий», «резкий», «тяжелый», «раздражительный», «неприятный»). Ответ: ____________________. B2 Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (1 – 6 строки фрагмента). Ответ: ____________________. B3 Из абзаца, начинающегося со слов «У него много хлопот…» выпишите сочетание слов, в котором открыто выражена авторская позиция по отношению к герою. Ответ: ____________________. B4 В абзаце, начинающемся со слов «А Туркины?..» найдите слово, повтор которого указывает на неподвижность застойного быта семейства Туркиных. Ответ: ____________________. Для выполнения задания С1 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме, не превышающем 4-6 предложений. C1 О чем предупреждает Чехов в своем произведении и какие герои русской классики напоминают чеховского Ионыча? Часть 2
* * * Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь. Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь. Знать, у всех у нас такая участь, И, пожалуй, всякого спроси - Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси. Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля. И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы, Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы. По ночам, прижавшись к изголовью, Вижу я, как сильного врага, Как чужая юность брызжет новью На мои поляны и луга. Но и все же, новью той теснимый, Я могу прочувственно пропеть: Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть! (Июль 1925 г.) При выполнении заданий А6 – А10 в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак « » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. A6 Какому традиционному жанру классической поэзии близко стихотворение С.А. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая…»?
A7 Ведущей в стихотворении является тема
A8 Как называется использованный Есениным прием, основанный на резком противопоставлении предметов и явлений (мир патриархальной Руси и мир современной поэту действительности)?
A9 В какой строфе стихотворения сосредоточена противоречивая гамма настроений лирического героя?
A10 Лирический герой стихотворения
B5 В строке «Плачут вербы, шепчут тополя» использован прием, предполагающий одушевление и очеловечивание явлений природы. Назовите этот прием: Ответ: ____________________. B6 Выпишите слово, повтор которого в 5-ой и 6-ой строфах объясняет истоки душевной драмы лирического героя. Ответ: ____________________. B7 Укажите название средства иносказательной выразительности, которым воспользовался поэт для создания лирического пейзажа в 1-ой строфе стихотворения: «свинцовой свежести полынь». Ответ: ____________________. B8 Определите размер, которым написано стихотворение. Ответ: ____________________. Для выполнения задания С2 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме, не превышающем 4-6 предложений. C2 Что входит в образ "есенинской Руси" и кто из русских поэтов ХХ века близок Есенину в решении темы Родины? Часть 3
Чацкий Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали? Фамусов Сказал бы я во-первых: не блажи, Именьем, брат, не управляй оплошно, А, главное, поди-тка послужи. Чацкий Служить бы рад, прислуживаться тошно. Фамусов Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя: Мы, например, или покойник дядя, Максим Петрович: он не то на серебре, На золоте едал; сто человек к услугам, Весь в орденах; езжал-то вечно цугом, Век при дворе, да при каком дворе! Тогда не то, что ныне, При государыне служил Екатерине. А в те поры все важны! в сорок пуд... Раскланяйся - тупеем не кивнут. Вельможа в случае - тем паче: Не как другой, и пил и ел иначе. А дядя! что твой князь? что граф? Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб: На куртаге ему случилось обступиться; Упал, да так, что чуть затылка не пришиб; Старик заохал, голос хрипкой: Был высочайшею пожалован улыбкой; Изволили смеяться; как же он? Привстал, оправился, хотел отдать поклон, Упал вдругорядь - уж нарочно, А хохот пуще, он и в третий так же точно. А? как по-вашему? по-нашему - смышлен. Упал он больно, встал здорово. Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при дворе приветливое слово? Максим Петрович! Кто пред всеми знал почет? Максим Петрович! Шутка! В чины выводит кто и пенсии дает? Максим Петрович! Да! Вы, нынешние, - ну-тка! При выполнении заданий А11 – А15 в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак « » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. A11 Каково авторское определение жанра пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
A12 Приведенный выше диалог Чацкого с Фамусовым происходит
A13 Чацкий и Фамусов обсуждают проблему отношения
A14 Что побуждает Фамусова обратиться к Чацкому с назиданием?
A15 Главным средством выражения авторского отношения к Чацкому и Фамусову в данном фрагменте являются
B9 Ответ Фамусова на реплику Чацкого представляет собой законченное развернутое высказывание. Как называется подобный тип высказывания в драматическом произведении? Ответ: ____________________ B10 Укажите термин, которым обозначают главное противоречие, лежащее в основе развития драматического действия (например, противостояние "века нынешнего" и "века минувшего" в грибоедовской пьесе). Ответ: ____________________ B11 В речи Фамусова фигурируют герои, которые не появляются на сцене. Как в драматургии называют таких персонажей? Ответ: ____________________ B12 В разговоре героев есть такие высказывания: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Упал он больно, встал здорово». Как называют изречение, отличающееся краткостью, емкостью мысли и выразительностью? Ответ: ____________________ Для выполнения задания С3 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме, не превышающем 4-6 предложений. C3 Назовите известные вам русские классические комедии и определите темы, сближающие их с пьесой А.С. Грибоедова "Горе от ума". Часть 4
C4.1 Почему А.С. Пушкин называет роман в стихах «Евгений Онегин» «свободным романом» («И даль свободного романа я сквозь магический кристалл еще неясно различал…»)? C4.2 Почему «переступивший» Свидригайлов покончил с собой, а Раскольников – нет? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»). C4.3 Воспел или «отпел» пролетарскую революцию А.А. Блок? (По поэме А.А. Блока «Двенадцать»). ~EndLATTest Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по литературе. Ключи верных ответов на вопросы заданий типа А
Ключи верных ответов на вопросы заданий типа В
Оценка выполнения заданий С1, С2 и С3 Развернутый ответ с ограниченным объемом (4-6 предложений)
Оценка выполнения заданий С4.1, С4.2, С4.3 Ответы на проблемные вопросы
En © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации |
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... Педагогическая компетентность» «Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность» «Методическая компетентность» включают... |
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся Пояснения к демонстрационному варианту контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена |
||
Учебно-методический комплекс по курсу "Культурология" рассчитан на... Культурология разработан для студентов факультета философии и социальных наук Белгосуниверситета. Главная задача курса состоит в... |
Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Управление проектами» При выполнении контрольной работы необходимо ознакомиться с соответствующими разделами рабочей программы, методическими указаниями... |
||
Методические указания по выполнению контрольной работы При выполнении... Электрический заряд. Напряженность электрического поля. Потенциал. Связь напряженности и потенциала |
Рабочая программа по литературе, основное общее образование Г. С. Меркин, С. А. Чалмаев, С. А. Зинин. М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2008). Программа рассчитана на 68 учебных часов(5-7... |
||
Учебная программа по церковнославянскому языку для 1-го класса калужской... Образование глагольных форм от презентной и инфинитивной основы, настоящее время /2 часа |
Рабочая образовательная программа по литературе для 6класса (2 часа... Количество часов на изучение курса соответствует школьному учебному плану, составленному в соответствии с Базисным учебным планом... |
||
Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для V класса... Изменения,внесённые в авторскую учебную программу и их обосновании. В авторской программе по литературе для 5-9 классов рассчитана... |
Это пример марьина – делай по аналогии Внедрение результатов работы. Результаты работы нашли свое применение при выполнении проектов |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |